Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Е. А. Цурганова. Внутри концепции П. Ф. целесообразно различать для анализа три нераздельных, но и неслиянных уровня: дискурсивную
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ФОРМА — англ. SPACIAL FORM — тип эстетического видения в литературе и в искусстве XX в., при котором смысловое единство изображенных событий раскрывается не в порядке временной, причинной и внешней последовательности действий и событий, а синхронично, по внутренней рефлективной логике целого, в " пространстве" сознания. Термин П. Ф. введен американским критиком Джозефом Фрэнком в работе " Пространственная форма в современной литературе" (1945)(134, 135). Внутри концепции П. Ф. целесообразно различать для анализа три нераздельных, но и неслиянных уровня: дискурсивную, доказательную логику концепции самой по себе; социокультурный контекст, обусловивший генезис и смысловой горизонт авторской мысли; теоретические следствия этой мысли, выходящие за ее пределы и обусловливающие продуктивность концепции в новом, социокультурном контексте, в движении времени. Согласно Дж. Фрэнку, литература XX в., как в поэзии " натуралистический" тип повествования, изображения событий, перенося центр тяжести на внутренние соотношения элементов языковых и смысловых структур, подчиненных фрагментарно-ассоциативному принципу изображения и восприятия образа — " принципу рефлективной референции". В направлении автор- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ФОРМА ской " художественной воли" П. Ф. есть художественный метод " неофициального" опыта читателя. Конкретная историчность, интуитивная память читательского восприятия восполняет авторский замысел до целого, как бы по вертикали вневременного смысла. П. Ф. предстает, по Фрэнку, в сцене сельскохозяйственной выставки в романе Г. Флобера " Госпожа Бовари", в романе Дж. Джойса " Улисс", в " Cantos" Э. Паунда. " Принцип рефлективной референции" развернут в разновременных пространствах мировой культуры. Предметом изображения в " пространственном" образе исторического времени оказывается " конфликт различных исторических перспектив, возникший в результате отождествления современных людей и событий с разнообразными историческими и мифологическими прототипами". Помимо этого М. Пруст в своем " лабиринтоподобном романе" оказывается, по Дж. Фрэнку, " платоником"; поиски личностью " небесной пищи" (М. Пруст) приводят героя " Поисков утраченного времени" к обретению сверхвременного переживания изнутри своей судьбы и к эстетическому изображению ее в " пространственной форме" художественного произведения. Дж. Фрэнк стремится преодолеть дуализм формы и содержания в П. Ф., объясняя ее появление в литературе и в изобразительных искусствах XX в. кризисом европейского гуманизма, эстетической альтернативой которому и оказывается, согласно его концепции, " новое" мироощущение и художественная практика. " Образ объективной истории, которым гордился человек Нового времени и который он столь тщательно культивировал начиная с эпохи Возрождения, трансформируется... в мифическое представление, в котором действия и события определенной эпохи являются воплощением вечных первообразов. Эти первообразы созданы путем превращения временного мира истории во вневременной мир мифа". По мысли Дж. Фрэнка, проведенное впервые Г. Э. Лессингом в " Лаокооне" (1766) разграничение искусств на пространственные (живопись, скульптура) и временные (музыка, поэзия) в современной литературе одновременно 112 ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ФОРМА подтверждается и преодолевается как в эстетическом, так и в духовно-историческом плане. Порвав " смирительную рубашку" нормативной классицистской эстетики ради эмансипации внутреннего, развертываемого во времени, органического творчества, реабилитировав конкретную личность, Лессинг (и в его лице Просвещение) вместе с тем сделал попытку " подняться над историей и определить неизменные законы эстетического восприятия". В этом пункте классицизм самого Лессинга сходится с неоклассицизмом начала XX в., подготавливая в лице Т. Э. Хьюма переход к " пространственной форме". Концепция П. Ф., как и художественная практика, на материале которой возникла теория Дж. Фрэнка, — порождение " неслыханных перемен" первых десятилетий XX в. Она раскрывается в контексте следующих направлений в литературно-эстетической и духовно-исторической жизни Европы и США: немецкое искусствознание конца XIX — начала XX в. (А. Ригль, В. Воррингер, К. Фидлер и др.); немецкая " духовно-историческая школа" (В. Дильтей и идущая от него " критика исторического разума"); англо-американский има-жизм (Э. Паунд, Т. С. Элиот, Т. Э. Хьюм); англоамериканская " новая критика" (Д. Найт, А. Тейт и др.). Общей основой этих разнородных и разноязычных тенденций является идущая от Просвещения (И. Кант, Ф. Шиллер) и романтизма (Новалис, Ф. Шлегель) к символизму традиция " религии искусства", превратившая художника, " гения" и его творчество в имманентно-трансцендентное искупление, " исцеление" грехов человечества в форме " прекрасного". Концепция Дж. Фрэнка подверглась, с одной стороны, исторической конкретизации и обогащению за счет теоретических новаций и художественной практики 60—80-х годов XX в., на почве постмодернизма; с другой стороны, возникнув в контексте " критики исторического разума", П. Ф. сама оказалась объектом этой критики. С учетом новейшего опыта можно сказать, что в качестве эвристического прин-ципа, как научная гипотеза, концепция П. Ф. получила фронтальное подтверждение уже за пределами того литературного авангарда начала века, из которого исходил Дж. Фрэнк. Произведения таких романистов, как Дж. Фаулз (" Женщина французского лейтенанта"), А. Битов (" Пушкинский дом"), Г. Г. Маркес (" Сто лет одиночества"), обнаруживают устойчивую тенденцию к размыканию " натуралистического" историзма в духе XIX в. в глубинные РАЗЛИЧЕНИЕ 113 синхронические пространства 'большого времени" (M. M. Бахтин). Однако концепция Дж. Фрэнка критиковалась и продолжа " натуралистической" концепции человека в целом. Продуктивная незавершенность концепции П. Ф. подтверждается творческой эволюцией ее автора, вообще типичной для критиков-" формалистов" (будь то В. Шкловский в СССР или Р. Уэллек в США). Не слишком активно отражая в 70—80-е годы возражения на свою давнюю работу, Дж. Фрэнк, как показывает его многотомная биография Достоевского, которой он посвятил свою жизнь начиная с 50-х годов, практически отошел от литературно-теоретических вопросов, поставленных им самим, неизбежно приняв на вооружение ту методологию XIX в., из критики которой возникла концепция П. Ф. В. Л. Махлин \ РАЗЛИЧЕНИЕ — франц. DIFFÉ RANCE — термин постструктурализма, введенный франц. семиотиком, философом и литературоведом Ж. Дерридой (в основном в работах 1967 г., затем неоднократно уточнялся в последующих исследованиях). По-разному переводится на рус. язык: " различение" (Н. С. Автономова, 1, с. 162; Г. К. Косиков,, 16, с. 37), " разграничение" (И. П. Ильин, 13, с. 111-112), " различие" (А. В. Гараджа, 8, с. У). Смысл введения этого термина становится понятным лишь в контексте той критики структурализма и его понятийного аппарата, который был предпринят Дерридой в процессе оформления доктрины постструктурализма. В основе структурализма лежит теория бинаризма, согласно которой все отношения между знаками сводимы к бинарным структурам, т. е. к модели, основанной на наличии или отсутствии четко выявляе 114 РАЗЛИЧЕНИЕ мого, " маркированного" (по структуралистской терминологии) признака и служащей показателем различия между двумя терминами оппозиции. " Оппозиция, — отмечает нем. исследователь Р. Холенштайн, — с точки зрения структурализма, является основным движущим принципом как в методологическом, так и объективном отношении" (183, с. 47). Чтобы теоретически дезавуировать структуралистское понятие " различие" (или " отличие"), принятое также в семиотике и лингвистике, Деррида и вводит концепцию Р., " разграничивания", внося смысловой оттенок временного разрозненья, разделенности, отсрочки в будущее (в соответствии о двойным значением франц. глагола diffé rer — различаться и отсрочивать). При этом временной разрыв влечет за собой и разрыв в пространстве — " пространственное становление времени". Р. отличается от " различия" прежде всего своим процессуальным характером, поскольку оно понимается исследователем как " систематическое порождение различий", как " производство системы различий" (101, с. 40). В своей книге " Диссеминация" Деррида уточняет: " Не позволяя себе попасть под общую категорию логического противоречия, различение (процесс дифференциации) позволяет учитывать дифференцированный характер модусов конфликтности, или, если хотите, противоречий" (93, с. 403). " Различение, — поясняет Деррида в " Позициях" (1972), — должно означать... точку разрыва с системой Aufhebung (имеется в виду гегелевское " снятие" — И. И.) и спекулятивной диалектикой" (101, с. 60). Иными словами, Р. для него — не просто уничтожение или примирение противоположностей, но и их одновременное сосуществование в подвижных рамках процесса дифференциации. Концепция Р. тесно связана с сопутствующими ей и поясняющими ее понятиями след и " происхождение" и направлена на ревизию традиционного понятия знака как структуры, связывающей означающее (по Соссюру, " акустический образ" слова) и означаемое (предмет или понятие о нем, концепт). Временной и пространственный интервал, разделяющий означающее и означаемое им явление, превращает знак в след этого явления; он теряет связь со своим " происхождением" и тем самым обозначает не столько сам предмет или явление, сколько его отсутствие. На первый план выходит не проблема рефе-рентности, т. е. соотнесенности языка с внеязыковой реальностью, а означивания — взаимосвязи чисто языкового характера: означающего с означающим, слова со словом, одного текста I РАЗЛИЧЕНИЕ 115 с другим: " Различение — это то, благодаря чему движение означивания оказывается возможным лишь тогда, когда каждый элемент, именуемый " наличным" и являющийся на сцене настоящего, соотносится с чем-то иным, нежели он сам, хранит о себе отголосок, порожденный звучанием прошлого элемента, и в то же время разрушается вибрацией собственного отношения к элементу будущего; этот след в равной мере относится и к так называемому будущему, и к так называемому прошлому; он образует так называемое настоящее в силу отношения к тому, чем он сам не является..." (97, с. 13). Деррида с помощью понятия Р. пытается доказать " принципиальное отличие" знака от самого себя; знак несет внутри самого себя свою собственную инаковость, сосуществование, как отмечает Г. Косиков, " множества не тождественных друг другу, но вполне равноправных смысловых инстанций. Оставляя друг на друге " следы", друг друга порождая и друг в друге отражать, эти инстанции уничтожают само понятие о " центре", об абсолютном смысле" (16, с. 37) (см.: децентра-и, ия). Деррида использует понятие Р. как одно из средств теоретической борьбы против традиционного зап.-европ. " метафизического мышления", однако практически оно превращается в орудие доказательства неизбежной двусмысленности любого анализируемого понятия. При всех многочисленных истолкованиях понятие Р. не получает у исследователя однозначного определения. Деррида сам неоднократно ссылается на графический признак придуманного им термина, на " скрытое а" в слове diffé rence (его произношение не отличается от произношения слова diffé rence — различие); он считает, что именно этот признак и позволяет ему быть не " понятием", не просто " словом", а чем-то доселе небывалым. Недаром редколлегия журнала " Промесс" (" Promesse", P.), в котором были первоначально помещены объяснения Дерриды, снабдила их примечанием, где констатировала, что характеризуемое подобным образом " различение" по своей принципиальной " неопределимости" структурно близко фрейдовскому бессознательному (101, с. 60). Эту характеристику можно было бы применить и ко многим другим понятиям, введенным и используемым Дерридой, поскольку все вместе при всей своей внешней противоречивости они образуют довольно целостную систему аргументации, направленную на доказательство внутренней иррациональности 116 РАСПАД ЦЕЛЬНОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ зап. рационализма или, как его называет Деррида, " логоцентризма" зап. философской традиции. Подобное переосмысление структуралистского понятия различие имело место и у других постструктуралистов, при этом они не всегда прибегали к неологизмам, ограничиваясь лишь новой интерпретацией старого термина. Так, например, Ж. Делез в своей книге " Различие и повтор" (1968) (86) предпринял аналогичную попытку " освободить" понятие " различие" от связи с классич. категориями тождества, подобия, аналогии и противоположности. Исходным постулатом исследователя является убеждение, что различия — даже метафизически — несводимы к чему-то идентичному, а только всего лишь соотносимы друг с другом. Иными словами, нет никакого критерия, стандарта, к-рый позволил бы объективно определить " величину различия" одного явления по отношению к другому. Все они, по Делезу, в отличие от постулированной структурализмом строго иерархизированной системы, образуют по отношению друг к другу децентрированную, подвижную сетку. Поэтому не может быть и речи о каком-либо универсальная коде, к-рому, по мысли структуралистов, были бы подвластны все семиотич. и, следовательно, жизненные системы, существует лишь " бесформенный хаос" (86, с. 356).
|