Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. П. Ильин.






РАСПАД ЦЕЛЬНОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ — англ. DISSOCIATION OF SENSIBILITY — термин введен Т. С. Элиотом в эссе " Метафизические поэты" (1921) (119) как определение наблюдающегося в XX в. нарушения духовно-чувственной цельности бытия, что оказало существенное влияние на англий­скую поэтическую традицию. Начало " распада" Элиот относит к XVII в.: английская буржуазная революция дала импульс необратимому процессу развития общества, в котором человек и искусство утратили гармоничность. Реформация, Ренессанс и гуманизм, стоявшие у истоков буржуазной цивилизации, при­вели, как казалось Элиоту, к разрушению " духовно-материальной" и " интеллектуально-чувственной" цельности мировосприятия, которую он находил в средневековом, добур-жуазном обществе в виде христианско-католического взгляда на мир. Отсюда — его ориентация на " средневекового" Данте как величайшего поэта мира, обладавшего цельным, христиан-ско-католическим мировосприятием. Философский источник


РАСПАД ЦЕЛЬНОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ 117

доктрины Элиота — возникшая на базе философии объектив­ного идеализма Ф. Г. Брэдли концепция реальности, в основе которой лежит представление о единстве мысли и чувства. В творчестве Дж. Донна и его современников — поздних елиза-ветинцев Элиот находил мироощущение, основанное на ' непосредственном претворении мысли в чувство: мысль, ощущаемая как переживание, обладала для них таким же бие­нием жизни, как и непосредственное изображение человеческой страсти. Элиот назвал их поэтами " интеллектуальными" в отличие от " размышляющих" поэтов романтизма — Теннисона и Браунинга, не способных почувствовать мысль непосредст­венно, " как запах розы". " Поэты XVII в., последователи драматургов XVI в., обладали механизмом мировосприятия, способным к переживаниям любого рода... В XVII в. происхо­дит нарушение цельности мировосприятия, от которого мы так и не оправились... Со второй половины XVII в. разум и опыт становятся лишь средством знания, воображению перестают доверять, оно превращается в фантазию, мысль отделяется от чувства. Утрачивается духовное прозрение, метафизическое начало. В творчестве Драйдена и Милтона словесное совер­шенство возросло, а глубина чувств, переживаний, общий " механизм" мироощущения значительно упростились по срав­нению с Шекспиром и другими елизаветинцами. В XVIII в. произошла переориентация в сторону рационализма, в XIX — в пользу " бунта чувств".

В эстетическом плане доктрина Элиота была, в сущности, направлена на защиту особого, гармоничного способа постиже­ния истины и основывалась на теории формы, ориентированной на музыку и танец, в к-рых Элиот видел идеал иск-ва и высшее выражение особого способа мышления, в корне отличающегося от мышления ученого (в своих эссе Элиот неоднократно обра­щался к теории и истории балета). Концепцию Элиота рас­сматривали также как модификацию теории воображения Колриджа.

Теория Элиота выражала общую для многих критиков пер­вой четверти XX в. эстетическую позицию и получила широкое распространение. Термин Элиота стал своего рода рамкой, которую более поздние критики (Ф. Р. Ливис, Дж. Уильямсон, Л. К. Найтс, Б. Уилли) наполнили своим содержанием.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.