Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ДО. В. Палиевская






СТРАТЕГИЯ ТЕКСТА — нем. TEXTSTRATEGIE — термин рецептивной эстетики. Как отмечает X. Р. Яусс, процесс восприятия текста на первичном горизонте эстетич. опыта не является произвольной сменой чисто субъективных впечатле­ний.

Он представляет собой результат выполнения определенных " указаний", получаемых реципиентом со стороны текста в ходе управляемого восприятия (212). В. Изер (201) указывает на тот факт, что повествование наполнено замечаниями автора относительно происходящего в произведении. Авторские ком­ментарии провоцируют в читателе многообразные реакции. Они обескураживают его, приводят в замешательство, побуж­дают к сопротивлению и возражению, зачастую вскрывая множество неожиданных сторон процесса повествования, к-рые без этих " указаний" не были бы восприняты. И хотя эти ком­ментарии не предлагают обязательных оценок происходящего, они делают " заявку" на интерпретацию, допускающую возмож­ность выбора. Вместо единообразной точки зрения, однознач­ного видения происходящего они предоставляют читателю возможность выбрать определенные установки, к-рые он дол­жен осуществить, чтобы уяснить для себя суть происходящего. Эти комментарии " снабжают" повествование меняющимся


СТРАТЕГИЯ ТЕКСТА 131

" углом зрения", открывая пространство интерпретации, в к-ром возникают новые " пустые места". Эти места располагаются не в рассказанной истории, а между историей и возможностями ее оценки. " Пустые места" можно устранить лишь по мере того, как выносятся оценки о событиях, освещаемых в произведении.

О провоцировании способности читателя к оценке происхо­дящего в тексте комментарий автора " заботится" двумя спосо­бами: воздерживаясь от однозначной оценки событий, он создает " пустые места", к-рые допускают ряд вариантов их заполнения; в то же время предоставляя возможность для оценки, он заботится о том, чтобы эти " пустые места" не запол­нялись произвольно. Таким образом, с одной стороны, это способствует участию читателя в оценке произведения, с дру­гой — обеспечивает контроль за теми реакциями, на основе к-рых производится оценка.

Изер демонстрирует такой способ руководства читателем на примере " Оливера Твиста" Ч. Диккенса, а именно той сцены, где Оливер, находящийся в работном доме, с отвагой отчаяния требует добавки супа. Надзиратели возмущены его " наглостью". Что делает комментатор (он же автор)? Он не только соглашается с их нетерпимой реакцией, но и подыскива­ет ей оправдание. Реакция же читателя на происходящее одно­значна, поскольку автор " выстроил" свой комментарий таким образом, чтобы читатель отверг его. Только так Диккенсу удается в данной сцене " поднять" участие читателей в судьбе ребенка до уровня прямого вмешательства. Здесь речь идет уже не о заполнении " пустого места", а о тотальной корректуре ложной оценки. Для того чтобы повысить активность читателя в переживании события и направить ее по единственно верному пути, все, сказанное автором в тексте, должно в данном случае пониматься читателем " наоборот" — мысль, сформулированная автором, не должна исчерпывать интенцию текста.

Изер делает вывод, что участие читателя в тексте стимули­руется различными способами. Оно относительно невелико там, где текст репродуцирует предыдущее совпадение представле­ний читателя и автора, и относительно велико и интенсивно там, где совпадение точек зрения автора и читателя приближается к нулю. Однако в обоих случаях " репертуар" организует установ­ки читателя по отношению к тексту. Тем самым создается организационная структура смысла, к-рую необходимо оптими­зировать в процессе чтения текста.


132 СТРУКТУРА

Эта оптимизация зависит от состояния знаний читателя и готовности довериться чужому опыту. Она зависит и от С. Т., которая в качестве потенциала руководства предуказывает путь реализации.

Роман, констатирует Изер, мобилизует активность своих читателей. Содержащийся в тексте " репертуар" образует " горизонт романа". Но если этот горизонт романа проявляется во все более негативном значении, следовательно, его интенция, его " позитивное начало" лежит по другую сторону горизонта, к-рый необходимо реконструировать в процессе чтения.

Если процесс чтения совпадает с процессом выработки вир­туальных измерений текста (см.: виртуальный смысл), то может возникнуть, как считает Изер, впечатление, что читатель как бы приподнимается над образами произведения. Вследст­вие этого С. Т. романа должна быть выстроена таким образом, чтобы читатель в процессе актуализации виртуального измере­ния был вовлечен в то, что он создает. Только тогда процесс чтения приобретает свою драматичность, необходимую по­стольку, поскольку побуждаемое романом поведение воплоще­но не в образах произведения, а должно осуществляться в деятельности читателя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.