Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Транспорт. Работа над этим разделом начинается с IV класса*






Работа над этим разделом начинается с IV класса*. Перед учи-

телем ставятся задачи научить детей:

- различать группы транспорта по способу передвижения (на-

земный, водный, воздушный), по назначению (грузовой, пасса-

жирский, специальный);

* В зависимости от состава класса изучение той или иной темы может быть

перенесено на другой, чем указывается, год обучения.

178

- сравнивать по конструкции виды наемного транспорта (гру-

зовой и пассажирский);

- пользоваться общественным транспортом.

Существенным моментом при изучении данного раздела явля-

ется постепенное и последовательное усложнение заданий с уче-

том возрастных особенностей детей. Например, в IV классе вос-

питанников учат различать и называть наземные транспортные

средства, понимать назначение грузового и пассажирского транс-

порта, знакомят с основными частями машины. В старших классах

детей учат различать и группировать машины по способу передви-

жения, по назначению, подводят к пониманию зависимости уст-

ройства машины от характера груза и способа передвижения. Осо-

бое внимание обращают на транспорт специального назначения.

Знакомство с тем или иным видом транспорта начинается с

проведения экскурсии, которая предваряется беседой. Воспитан-

ники узнают, что машины могут передвигаться по земле, воздуху

и воде. На одних возят грузы, на других ездят люди. Каждая маши-

на имеет свое название, а все они могут быть названы одним сло-

вом «транспорт». Вывешивается табличка «Транспорт», проводит-

ся словарная работа.

Затем учитель кратко останавливается на той группе транспор-

та, с которой дети должны познакомиться во время предстоящей

экскурсии. Во время беседы используют игрушечные машинки,

картинки, фильмы.

Экскурсия по ознакомлению с определенными видами транс-

порта проводится по следующему плану:

1) группа транспорта по способу передвижения;

2) название вида транспорта;

3) основные части машины.

В ходе экскурсии учащимся объясняют, почему ту или иную

машину относят, например, к наземному транспорту, отмечают

особенности внешнего вида, отличительные детали оборудования

машины (дуги у троллейбуса и трамвая, их назначение). О частях

машины сообщают самые элементарные сведения: мотор, коле-

со, кузов, кабина. Одновременно с изучением устройства транс-

портного средства детей знакомят с его использованием в народ-

ном хозяйстве. Особое внимание обращают на то, что разными

видами транспорта управляют шофер, водитель, машинист, лет-

чик, моряк.

Знания, полученные на экскурсии, закрепляются на уроке с

помощью различных наглядно-практических методов. Целесооб-

разно, в частности, использовать магнитные панно. Детям пред-

лагается поместить на панно машины, представляющие изучае-

мый вид транспорта. Или просят ученика назвать транспорт, ко-

торый передвигается по воде (по воздуху, по земле), затем поме-

стить названную машину на панно.

179

В ходе уроков используются также индивидуальные наборы кар-

тинок (или игрушечные машинки), изображающих различные

транспортные средства. С помощью раздаточного материала орга-

низуется практическая деятельность воспитанников: поиск нуж-

ных картинок, их группировка. В ходе этих упражнений учитель

использует следующие вопросы и задания: «Почему к картинке

" Автобус" нужно подобрать изображения трамвая или троллейбу-

са?», «Докажи, что самолет, вертолет правильно отнесены к воз-

душному транспорту» и т.п. Работа с раздаточным материалом

позволяет не только повысить активность детей, но и развить их

внимание и память.

Классификация машин по способу передвижения осваивается

воспитанниками постепенно, в результате многократных повто-

рений. Дети упражняются в классификации, используя карточки

с изображением изучаемого транспорта. Так как эти упражнения,

как правило, выполняются индивидуально, необходимо иметь

большое количество раздаточного материала.

Упражнения по классификации могут быть следующими.

Детям следует:

- выбрать из предложенного набора все виды воздушного (или

другого) транспорта;

- выбрать из набора две группы транспортных средств (указы-

вают, какие именно);

- распределить все машины по группам (вместе с набором кар-

тинок детям дают карточки с названиями видов транспорта для

того, чтобы они положили их под соответствующей группой).

После того как ученики усвоили группы транспорта по спосо-

бу передвижения, приступают к дифференциации машин внутри

групп. В ходе экскурсий учитель знакомит детей с разным назначе-

нием транспорта: на одних машинах возят грузы (грузовой транс-

порт), на других — ездят люди (пассажирский транспорт). При-

влекает внимание к особенностям их конструкции.

Затем на уроке демонстрируют игрушечные машины, изобра-

жающие грузовой и пассажирский наземный транспорт, обра-

щают внимание на их внешний вид, особенности конструкции*.

С помощью раздаточного материала учитель предлагает разнооб-

разные практические задания, например:

- выбрать из набора картинок те, на которых изображены ма-

шины для перевозки грузов;

- найти на картинках и назвать машины, предназначенные для

перевозки людей;

- выбрать из набора картинки только с тем видом транспорта,

на котором ученик добирался до школы, назвать его;

* Дифференциация машин по назначению осуществляется на примере назем-

ного транспорта, где наиболее ярко проявляются их различия.

180

- разложить все картинки с машинами по группам, к каждой

подобрать соответствующую карточку с названием.

Отдельное занятие следует посвятить изучению специального

легкового и грузового транспорта: «Скорая помощь», «Милиция»,

; «Такси», «Хлеб», «Продукты», «Молоко», «Техпомощь», «Снего-

уборочная», «Пожарная». Воспитанники должны усвоить, что есть

машины, которые предназначены для определенных целей и имеют

специальное оборудование.

В ходе экскурсии учитель показывает детям такие машины,

объясняет их назначение. Особое внимание обращает на труд лю-

дей, работающих на этом транспорте. По результатам наблюдений

проводится беседа, в процессе которой задаются следующие воп-

росы: «Какие специальные машины мы видели?», «Для чего они

нужны?», «Кто на них работает?»

Полученные на экскурсии знания закрепляются на уроке.

С этой целью учитель вывешивает на доске картины, изображаю-

щие определенные ситуации, например: «Больной ребенок», «Го-

рящий дом», «Строящееся здание», «Заснеженная улица» и т.п.

I Дети должны описать картину и подобрать в соответствии с сю-

жетом виды специального транспорта. Возможен и обратный ва-

риант, когда демонстрируют ту или иную машину, а воспитанни-

| ки должны найти соответствующую иллюстрацию и объяснить свой

выбор.

Отдельное занятие следует посвятить повторению конструкции

! транспортных средств. Учитель на фланелеграфе составляет из го-

товых форм аппликацию какой-либо машины, например грузо-

вика, и предлагает учащимся назвать и объяснить назначение каж-

дой части машины. Затем, поочередно убирая отдельные детали

аппликации, учитель задает вопросы: «Чего не хватает у этой ма-

шины?», «Такая машина может ехать?», «Почему?», «Кто почи-

нит ее?» — и предлагает выполнить задание: восстановить недо-

| стающую деталь. Особое внимание учитель обращает на назначе-

ние кузова. С этой целью он дополняет аппликацию: в кузов «по-

мещает» груз (изображение песка, кирпича, мебели и др.).

В заключение делается обобщение: у каждой машины есть ко-

леса, кабина, мотор — без этих частей машина не поедет.

Затем дети на своих рабочих местах по инструкции учителя со-

ставляют из разрезных картинок образцы различных машин, на-

зывают и показывают их составные части. Когда воспитанник де-

монстрирует транспортное средство, учитель спрашивает, кто им

управляет, и при правильном ответе показывает картинку, изоб-

ражающую представителя данной профессии (шофер, машинист).

Заключительный урок по данному разделу программы следует

посвятить закреплению знаний о различных видах транспорта.

Ученики должны уметь различать транспорт по способу передви-

жения и назначению, называть 2 — 3 транспортных средства каж-

181

дой группы. Для этого к доске прикрепляется магнитное панно,

изображающее воздушное пространство, водную гладь и сушу. На

столе учителя — наборы картинок с изображениями всех извест-

ных детям видов транспорта.

Учитель предлагает детям рассмотреть панно и сказать, что на

нем изображено. Затем просит назвать транспорт, который летает.

Вызывает воспитанника, предлагает выбрать соответствующие

картинки и поместить их на панно. Другие дети определяют, пра-

вильно ли он это сделал. У учеников закрепляются знания о том,

что вертолет, самолет — это воздушный транспорт. Вывешивается

соответствующая табличка с этим названием. (Аналогично прохо-

дит работа по закреплению понятий «водный транспорт», «на-

земный транспорт».)

Затем детям раздают картинки с изображениями транспорт-

ных средств и карточки с соответствующими надписями.

Различение транспортных средств осуществляется с помощью

следующих упражнений.

Детям следует:

- показать картинки, на которых нарисован воздушный транс-

порт;

- отобрать картинки с изображениями водного транспорта;

- прочесть табличку с названием вида транспорта и выбрать

соответствующие картинки;

- под каждой табличкой разместить картинки с определенным

видом транспорта.

Знание видов машин по назначению закрепляется на примере

наземного транспорта. Сначала учитель показывает разнообразные

транспортные средства и просит детей сказать, как они передви-

гаются. Получив ответы «по земле», «по дороге», учитель вывеши-

вает табличку «Наземный транспорт». Затем прикрепляются к доске

картинки, изображающие разнообразные наземные транспортные

средства, и воспитанникам предлагается отобрать только те ма-

шины, на которых возят грузы. С помощью вопросов закрепляют

понимание того, что грузом могут быть различные предметы,

материалы, продукты и что машины, перевозящие груз, называ-

ются грузовыми или грузовым транспортом.

Аналогично проходит работа над закреплением понятия «пас-

сажирский транспорт», когда по инструкции педагога учащиеся

подбирают картинки с машинами, перевозящими людей. В ходе

выполнения заданий учитель задает им следующие вопросы.

Кого вы видите в окнах автобуса? троллейбуса? трамвая? (Взрос-

лых, детей.)

Каким еще наземным общественным транспортом могут пере-

двигаться люди? (На поезде.)

Как называются люди, которые едут в транспорте? (Пасса-

жиры.)

182

Как называется транспорт, который предназначен для перево-

зок пассажиров? (Пассажирский.)

Работа по данному разделу программы может завершиться со-

ставлением альбома, куда помещаются картинки, фотографии,

изображающие транспорт различного вида.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.