Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Предприятия торговли






    Раздел «Торговля» включен в программу VI класса. Ученики

    должны знать, какие существуют магазины, их назначение, цену

    товаров (выборочно), уметь производить мелкие покупки. Детей

    знакомят в общих чертах с деятельностью больших предприятий

    торговли («Универмаг», «Универсам»), Более детально они изуча-

    ют работу киосков («Печать», «Мороженое»), а также магазинов

    «Булочная» («Хлеб»), «Молоко», «Овощи-фрукты», «Канцеляр-

    ские товары». В них можно купить недорогие предметы, знакомые

    воспитанникам по их повседневной жизни, здесь дети неплохо

    ориентируются, им легко делать маленькие покупки.

    Покажем на примере изучения темы «В булочной», как учащиеся

    знакомятся с предприятием торговли.

    На первом занятии по данной теме учитель проводит с детьми

    беседу о хлебе, рассказывает о том, где и кто его выращивает, о

    необходимости бережного отношения к хлебу. Далее учитель объяс-

    184

    няет, что имеются специальные магазины, которые торгуют хле-

    бом и хлебобулочными изделиями и называются «Булочная», хлеб-

    ные отделы могут быть и в других магазинах.

    В ходе беседы школьники отвечают на следующие вопросы: «Кто

    из вас бывал в булочной?», «Какой хлеб вы там видели?», «Что

    покупали?», «Сколько стоила покупка?».

    Обобщая ответы детей, учитель перечисляет хлебные изделия,

    показывает их натуральные образцы. Дети должны назвать хлеб-

    ное изделие и по возможности его цену (на данном уроке не сле-

    дует подробно останавливаться на ценах хлеба, так как с ними

    воспитанники детально познакомятся в ходе экскурсий и сюжет-

    но-ролевых игр).

    Второе занятие проводится как экскурсия в булочную. Перед

    тем как войти в магазин, воспитанники читают вывеску «Булоч-

    ная», знакомятся с часами ее работы и временем обеденного пе-

    рерыва. В булочной надо показать детям прилавок, кассу, назвать

    хлебобулочные изделия и их цену, остановиться на последова-

    тельности действий при покупке товара. Особое внимание следует

    обратить на работу продавца и кассира, объяснить, как связана

    деятельность того и другого.

    Знания, полученные на экскурсии, закрепляются на уроке в

    беседе по картине и в ходе дидактических упражнений. Показывая

    детям картину, следует ставить им не только такие вопросы, как

    «Что делает мальчик?» или «Что делает продавец?», но и такие,

    как «Что делал мальчик раньше?» (заплатил деньги в кассу, взял

    чек, отдал продавцу — если на картине изображено, как мальчик

    получает покупку) и т.д. Отвечая на такого рода вопросы, дети

    используют не только тот материал, который непосредственно

    воспринимают, рассматривая рисунок, но и те знания, которые

    приобрели во время экскурсии.

    На этом же уроке большое внимание уделяют заучиванию на-

    званий хлебобулочных изделий и их стоимости. Учитель показыва-

    ет и называет натуральные хлебные изделия (муляжи), демонст-

    рирует ценники. Затем учащимся предлагают разнообразные зада-

    ния по распознаванию хлебобулочных изделий, выполняемые как

    фронтально, так и индивидуально.

    Задания, предназначенные для фронтального выполнения, мо-

    гут заключаться в следующем:

    - найти хлебобулочное изделие (называют, какое именно) среди

    других (демонстрируют несколько видов хлебных изделий);

    - назвать хлебобулочное изделие (демонстрируют определен-

    ный вид хлеба);

    - выбрать белый хлеб (называют вид изделия; аналогичное уп-

    ражнение выполняют с черным хлебом);

    - подобрать табличку с ценой к разным видам хлебных изде-

    лий (батон, булочка, бублик, буханка хлеба и т.д.).

    185

    Задания для индивидуального выполнения:

    - рассмотреть расположенные на своих рабочих столах хлебо-

    булочные изделия и определить вид того или иного из них (учени-

    ки получают натуральные образцы хлебных изделий и полоски

    бумаги с их ценой);

    - из группы хлебных изделий выбрать заданное и назвать при-

    мерную цену (детям раздают разнообразные хлебные изделия и

    полоски бумаги с их ценой).

    Отдельный урок следует посвятить проведению игры «В булоч-

    ной». Для ее проведения должны быть приготовлены: вывеска «Бу-

    лочная», ценники, деньги, чеки, табличка со словом «касса». Сдви-

    нутые столы образуют прилавок, на котором разложены всевоз-

    можные хлебные изделия с указанием цены. Из числа воспитан-

    ников выбирают продавца, кассира, покупателя, а учитель на-

    правляет весь ход игры.

    До начала игровых действий педагог разъясняет детям обязан-

    ности кассира, продавца, напоминает последовательность действий

    покупателя. Затем воспитанникам предлагается рассказать, какие

    действия им предстоит выполнить. Каждый из них с помощью

    учителя поочередно излагает, что будет делать по ходу сюжета.

    Затем проводится игра «В булочной». Учитель раздает детям

    кошельки с деньгами и, начиная игру, сообщает, что открыва-

    ется новый магазин, где продается вкусный, свежий хлеб, и пред-

    лагает им пойти купить его. В магазине каждый ученик подходит

    к прилавку, выбирает то или иное хлебное изделие, находит на

    табличке его цену и спрашивает у продавца, свежий ли хлеб.

    Внимание учителя на данном игровом отрезке должно быть на-

    правлено на то, чтобы дети учились правильно называть вид хлеба

    и его примерную цену, умели вежливо обратиться к продавцу,

    используя слова речевого этикета («спасибо», «пожалуйста»

    и т.п.).

    Выяснив у продавца цену нужного хлебного изделия, воспи-

    танники направляются в кассу. Здесь они должны уметь соблюс-

    ти очередь, не толкаться, не мешать другим. За всем этим следит

    учитель, который объясняет детям правила поведения в магази-

    не. Определенную трудность составляет подбор денег в соответ-

    ствии с ценой товара. Для облегчения этой работы перед кассой

    вывешивается табличка, содержащая различные варианты состав-

    ления суммы оплаты из монет различного достоинства. По мере

    усвоения счетных операций табличка убирается, и дети по воз-

    можности самостоятельно оперируют различными монетами.

    Заплатив в кассу определенную сумму и взяв чек, покупатель

    отдает его продавцу и получает свою покупку.

    В конце урока учитель выясняет у детей, какой хлеб купил каж-

    дый из них, сколько он стоит. Воспитанники не только называют

    цену, но и показывают соответствующее количество денег.

    186

    Заключительное занятие по этой теме проводится во время по-

    сещения булочной. При подготовке к посещению булочной еще

    раз повторяются цены хлебных изделий, последовательность дей-

    ствий при покупке товара. Учитель заранее готовит для каждого

    воспитанника монеты, желательно без сдачи.

    Если при проведении первой экскурсии дети только знакоми-

    лись с работой булочной, не производя никаких действий, то те-

    перь они делают покупки. Под наблюдением и с помощью учите-

    ля они узнают у продавца, есть ли нужный товар, сколько он

    стоит, платят в кассу и получают у продавца тот или иной вид

    хлебного изделия.

    По возвращении в школу учитель проводит обсуждение посе-

    щения булочной. При этом оценивает практическую деятельность

    каждого ученика, его умение ориентироваться в магазине, со-

    блюдать правила культурного поведения.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.