Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С отклонениями в развитии






Появление в семье ребенка — одна из самых больших радостей

жизни. С детьми родители связывают самые светлые надежды, са-

мые большие упования. Уход за малышом требует времени и сил,

но эти заботы приятны и приносят удовлетворение.

Однако все складывается совсем иначе, когда ребенок рожда-

ется с отклонениями в развитии. Родители бывают подавлены,

выбиты из обычной жизненной колеи. Первая реакция на постав-

ленный диагноз — ощущение вины, затем мысль о незаслуженно-

сти случившегося: «Почему именно у меня?», тревога за будущее:

«Что же будет с моей семьей, с моим ребенком?». Не так просто,

не так легко принять создавшуюся ситуацию.

Письма родителей, имеющих детей инвалидов, — крик о по-

мощи и сочувствии, просьба помочь советом в воспитании ребен-

ка. Приведем строки, написанные матерью такого ребенка.

«У меня большая беда, у нас больной ребенок (тяжелая умствен-

ная отсталость с множественными нарушениями. — А. М.). Он у нас

единственный, и нам надо поставить его на ноги, приспособить к

обществу. Он мой воздух, моя жизнь, в любом случае он мой. Мне

его надо воспитывать, растить. Это адский труд, требующий уйму

нервов и терпения. Я буду стараться всеми силами приспособить

его к жизни». В этом письме все — боль и призыв к сочувствию,

которое матери, увы, далеко не всегда встречают, более того, не-

редко им приходится испытывать неприязнь со стороны окружающих.

Семьи, где растет ребенок-инвалид, часто не выдерживают этого

испытания. Отец из нее уходит, считая, что все потеряно, что

жизнь невозможна там, где жена целиком поглощена заботами и

переживаниями, связанными с больным ребенком, у которого

нет никакого будущего.

Такие семьи сталкиваются с целым рядом и других трудностей.

Один из членов семьи бывает вынужден оставить работу, чтобы

ухаживать за малышом, и возникают проблемы материального

порядка. Происходит разрыв социальных и общественных связей,

и семья, которой часто не к кому обратиться за поддержкой, чув-

ствует себя отрезанной от окружающего мира.

В состоянии родителей, вызванном рождением ребенка с тя-

желыми психофизическими нарушениями, может быть выделено

четыре основных периода*.

I период — состояние стресса, растерянности, полной подав-

ленности. У родителей падает самооценка, возникает чувство вины.

II период — переход стрессового состояния в негативизм, пе-

ренос вины на других, чаще всего на медицинский персонал, не

умевший, по их мнению, оказать матери в нужный момент по-

мощь. Представления о состоянии ребенка далеки от реальности,

тяжесть заболевания в полной мере не осознается. Видимо, при

этом включается своеобразный защитный механизм.

III период — депрессия, связанная с пониманием истинной

картины заболевания. Естественно, в наибольшей степени такому

состоянию подвержены матери, так как практически постоянно

находятся с ребенком (отец, если он остался в семье, больше

занят ее материальным обеспечением). Как показывают клиниче-

ские исследования, наряду с депрессией у матерей отмечались

астенические явления: головные боли, тяжесть и сжимающие боли

в груди, колебания артериального давления, со временем увели-

чивающиеся. Женщины становились более замкнутыми, теряли

интерес к окружающему, суживался круг прежних привязанно-

стей, у них отмечались постоянная вялость, раздражительность,

обидчивость, несдержанность, слезливость и т.п.

IV период характеризуется таким состоянием семьи, когда оба

родителя постепенно примиряются с психофизическими особен-

ностями ребенка и начинают целенаправленно следовать советам

специалистов, стараясь придерживаться соответствующей програм-

мы воспитания ребенка.

Естественно, в разных случаях отмеченные периоды могут про-

текать с различной степенью выраженности внутренних состояний.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.