Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Ребенка-инвалида






    Мы подробно остановились на психологическом климате в се-

    мьях детей-инвалидов, психологическом состоянии матерей, по-

    павших в тяжелейшие жизненные обстоятельства, чтобы далее

    I"

    * См.: Гузеев Г. Г. Общая психодинамическая модель поведения семьи в процессе

    консультирования: Десятая научная сессия по дефектологии (18—20 апр. 1990 г.). —

    М., 1990; Семаго М.М. Основные аспекты психологического подхода при консуль-

    тировании семей с детьми, имеющими отклонения в развитии: Клинико-генети-

    ческое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психологи-

    ческого развития у детей. — М., 1991.

    перейти к рассмотрению проблемы педагогической этики, или

    деонтологии*, проблемы отношения к родителям со стороны тех

    лиц, которые в силу профессиональных обязанностей принимают

    участие в их судьбе.

    Известно, что возможности тяжело отсталого ребенка крайне

    невелики, его продвижение, по крайней мере на первых этапах

    обучения, практически незаметно. Представьте себе мать, кото-

    рая идет к педагогу за помощью, а уходит с чувством полной

    безнадежности.

    Перефразируя выражение крупнейшего русского психоневро-

    лога и нейрофизиолога В. М. Бехтерева: «Если больному после бесе-

    ды с врачом не становится легче — это не врач», мы можем

    сказать, что если мать ребенка после беседы с педагогом-дефек-

    тологом уходит подавленной, убитой, не видящей никаких воз-

    можностей для продвижения в развитии своего ребенка, то это

    не педагог. Необучаемых детей нет. Необходимо показать матери

    пусть самые ничтожные, едва заметные успехи ребенка в учеб-

    ной или другого вида деятельности. Если малыш не умеет натя-

    гивать колготки, то он, несомненно, наденет панаму. Если ребе-

    нок не может выложить из палочек элементарную фигуру, то

    ему окажется под силу собрать эти палочки и положить в короб-

    ку. Следует только подобрать доступное для ребенка задание и

    запастись терпением.

    Педагоги должны относиться к семьям, в которых есть дети с

    ограниченными возможностями, в высшей мере деликатно и бе-

    режно, стараясь, со своей стороны, упрочить согласие в семье.

    Не лишне будет еще раз напомнить: статистики свидетельствуют,

    что не менее половины таких семей распадаются, все тяготы по

    воспитанию ребенка ложатся на матерей, которые не знают, что

    такое отпуск, театр, вечеринка, отдавая все свое время, внима-

    ние и силы ребенку. Вот они-то и нуждаются в помощи в первую

    очередь, с ними-то и приходится заниматься педагогической пси-

    хотерапией.

    Темы для бесед с родителями могут быть следующими: «Как

    справиться с проблемой, когда в семье есть ребенок с ограни-

    ченными возможностями», «Супружеские отношения», «Вы и

    ребенок среди друзей и родственников» и т.д. Откровенные беседы

    родителей с консультантом, а также беседы друг с другом помогают

    иначе воспринимать трудности, родители начинают лучше пони-

    мать индивидуальные особенности собственного ребенка, перед ними

    открываются более широкие возможности его воспитания.

    Групповые занятия сближают родителей между собой, возни-

    кают дружеские, товарищеские связи. На совместных семейных

    * Деонтология (от греч. деонтос — должное, надлежащее и логос — учение) —

    наука о долге, моральных обязанностях, профессиональной этике.

    праздниках звучит смех. В ходе подобных встреч обсуждаются про-

    блемы воспитания и обучения детей, возможности проведения

    семейного отдыха и т. п.

    Как уже указывалось, способность к обучению детей с тяже-

    лыми нарушениями интеллекта невелика, их потенциальные воз-

    можности раскрываются очень медленно. Трудности, которые

    испытывает ребенок, очевидны, и не стоит педагогу акцен-

    тировать внимание матери на его неудачах и неадекватных по-

    ступках, прежде всего потому, что в этом нет конструктивного

    начала. Кроме того, первое правило, которому обязан следовать

    учитель, — не оскорблять родительских чувств. Некоторым пе-

    дагогам кажется, что, чем в более неудобное положение они

    поставят родителей своими замечаниями, тем лучше для дела —

    они сильнее почувствуют свою ответственность за детей. Это

    непростительная ошибка. Следствие такого подхода — чувство

    безнадежности, недоверие к педагогу и нежелание встречаться

    с ним.

    Положительных результатов легче добиться в том случае, если

    разговор с родителями начать с того, чего уже ребенок достиг в

    своем развитии и какие задачи предстоит решить в дальнейшем.

    Что касается объективных трудностей, особенно поведения и

    эмоциональной сферы ребенка, консультант их непременно кос-

    нется, но произойдет это в ходе доброжелательной, доверитель-

    ной беседы.

    Специалист-дефектолог должен соблюдать определенные гра-

    ницы в использовании тех сведений о состоянии ребенка, кото-

    рыми он располагает. Кроме того, мать нередко доверяет учителю

    сугубо личные проблемы. Если педагог будет спекулировать име-

    ющимися сведениями, он утратит в глазах родителей всякий ав-

    торитет.

    Учитель и родители обладают разной компетентностью в по-

    нимании проблем, связанных с состоянием ребенка, что вполне

    естественно, но что порой создает у более осведомленного в воп-

    росах специальной педагогики учителя искушение поучать, за-

    нять положение непререкаемого авторитета. Менторской тон не-

    допустим и с родителями нормального, здорового ребенка, тем

    более с родителями детей-инвалидов.

    Укажем также и на тот факт, что образовательный уровень ро-

    дителей тяжело отсталых детей (в отличие от того, что наблюдает-

    ся в семьях детей с легкой формой умственной отсталости) дос-

    таточно высок. Многие из них имеют высшее образование, инте-

    ресуются специальной литературой и в диалоге с педагогом могут

    выступать как весьма осведомленные собеседники.

    Особо необходимым считаем остановиться на взаимоотноше-

    ниях, складывающихся на ПМПК между членами комиссии и

    матерью ребенка-инвалида. Несомненно, матери следует знать ре-

    зультаты квалифицированного анализа состояния ребенка, его воз-

    можности в плане воспитания и обучения. Но не в меньшей, если

    не в большей степени она нуждается в сочувствии, понимании и

    поддержке специалистов.

    Члены комиссии должны понимать, что ребенок, приехав-

    ший с матерью в переполненном транспорте через весь город,

    утомившийся ожиданием перед дверью своей очереди, оказав-

    шись в новой обстановке, среди незнакомых людей, не может

    сразу, как этого от него хотят, показать те незначительные по-

    тенциальные возможности, которыми он обладает. Благоприят-

    ным будет начало, если после знакомства с анамнезом члены

    комиссии побеседуют с матерью (обращаясь к ней по имени и

    отчеству, что сразу определит уважительно-доверительный тон

    всего разговора) о ребенке, попросят рассказать о том, какие

    хорошие проявления она у него видит, о том, что он умеет де-

    лать. Несомненно, мать скажет, что ее ребенок ласков, добр,

    умеет радоваться подаркам (известно, что эмоциональная сфера

    у тяжело отсталых детей относительно более сохранна, чем ин-

    теллект). Она непременно расскажет, что сын или дочь могут

    сделать в бытовом плане: например, подать отцу домашние туф-

    ли, когда он пришел с работы. Это всегда приятно — рассказать

    хорошее о своем ребенке внимательному слушателю, и у матери

    снимается то напряжение, с которым она входила в кабинет. Лишь

    после того как установилась атмосфера теплоты и взаимопони-

    мания, можно приступать к психолого-педагогическому обсле-

    дованию ребенка.

    Установление правильных взаимоотношений специалистов с

    родителями детей-инвалидов требует от первых большого такта,

    выдержки, душевного тепла и умения сострадать.

    Нужно помочь родителям пережить с меньшими психологи-

    ческими затратами сложившуюся жизненную ситуацию. Как уже

    говорилось, необучаемых детей нет. Надо рассказать матери и по

    возможности показать, как можно упорядочить поведение ребен-

    ка, научить самообслуживанию и элементарным формам обще-

    ния. Было бы целесообразно в открывающихся реабилитационных

    центрах иметь для родителей комнаты психологической разгрузки.

    Здесь под руководством врача-психиатра, психолога или специ-

    ально подготовленного педагога возможно организовать семей-

    ную психотерапевтическую помощь.

    Необходимо воспитывать в обществе стремление морально под-

    держивать семьи, имеющие ребенка-инвалида, умение понимать

    их проблемы. С этой целью вполне возможны организация ра-

    дио- и телепередач, издание небольших информационных мате-

    риалов типа памяток, буклетов. Работа, систематически прово-

    димая в этом направлении, несомненно, принесет положитель-

    ные результаты.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.