Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Педагогическое и правовое просвещение родителей






    Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без

    определенного специального образования родителей. Вся работа

    учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из

    пассивных наблюдателей стали активными участниками воспита-

    ния и обучения своих детей. Это основная цель педагогического

    просвещения родителей. Главными принципами ведения этой ра-

    боты являются:

    - уважительный и демократический характер отношений педа-

    гога с семьей ребенка-инвалида;

    -учет индивидуальных психологических особенностей родите-

    лей, а также степени выраженности интеллектуального дефекта

    их ребенка;

    - охват системой просвещения родителей не только в период

    обучения ребенка в специальном учреждении, но и далее, когда

    решаются вопросы его социальной адаптации и интеграции в об-

    щество;

    - учет объема и темпа изложения программного материала в

    соответствии с уровнем подготовленности слушателей;

    - участие в педагогическом просвещении родителей всех спе-

    циалистов коррекционного учреждения (врачей, педагогов, пси-

    хологов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, инструк-

    торов по ЛФК и пр.);

    - создание условий для посещения родителями занятий (уро-

    ков) с целью ознакомления с программой и методами обучения

    детей и дальнейшего закрепления полученных ими знаний в ус-

    ловиях семейного воспитания.

    Остановимся кратко на наиболее распространенных формах

    педагогического просвещения родителей, которое ведет специ-

    альное учреждение.

    Лекционная работа. Лекции для родителей посвящаются рас-

    смотрению психолого-педагогических особенностей детей с тя-

    желой интеллектуальной недостаточностью, относящихся к раз-

    ным клиническим группам, а также организации и основным тре-

    бованиям, предъявляемым к проведению занятий, к содержанию

    коррекционной работы с ребенком и т.п. По ходу лекции родите-

    ли задают специалистам вопросы. Постепенно снимаются неуве-

    ренность и скованность, свойственные многим из них, и родите-

    ли становятся активными участниками дискуссии. На лекционных

    занятиях они знакомятся со специальной литературой, с различ-

    ными дидактическими материалами, у них есть возможность по-

    смотреть и обсудить учебно-методические фильмы.

    Слушателей знакомят с законодательными актами, отражаю-

    щими льготы, предоставляемые детям-инвалидам и их семьям.

    Подчеркивается, что законы и постановления Правительства РФ

    действуют во всех регионах России*.

    Обучающие семинары. Цель проведения таких семинаров в том,

    чтобы помочь родителям усвоить педагогические умения и навы-

    ки коррекционно-воспитательной работы с ребенком, при этом

    имеется в виду решение проблем его социализации. Каждый се-

    минар является тренировкой в системе «родитель — социальный

    педагог своего ребенка».

    Темы занятий в ходе обучающих семинаров могут быть следу-

    ющими:

    - обучение детей действиям с предметами;

    - самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд;

    - развитие речи;

    - обучение игре;

    - ручной труд;

    - обучение рисованию;

    - овладение грамотой и счетом;

    - социально-бытовая ориентировка;

    - социально-трудовая адаптация.

    Несомненно, каждое специальное учреждение вправе разрабо-

    тать собственную тематику обучающих семинаров, исходя из со-

    става воспитанников, конкретных коррекционных задач обуче-

    ния и подготовленности родителей. В ходе обучающих семинаров

    специалисты готовят памятки для родителей, которые использу-

    ются ими в повседневной работе с ребенком.

    Индивидуальное консультирование родителей. Главная задача

    индивидуального консультирования — дать родителям более глу-

    бокое, объективное представление о проблемах ребенка, его лич-

    ностных особенностях, определить воспитательные и образова-

    тельные задачи коррекционной работы, которой им предстоит

    заниматься.

    Консультирование родителей должно быть комплексным, со-

    стоящим из методического и психологического аспектов:

    - методическое направление: вопросы, касающиеся освоения

    специальных программ, педагогических инноваций, новых вос-

    питательных технологий, выработки личностно ориентированно-

    го образовательного маршрута ребенка, способов оказания до-

    полнительной коррекционно-воспитательной поддержки и т.д.;

    * Подробнее о льготах инвалидам детства и их семьям см. приложение № 3.

    - психологическое направление: вопросы, касающиеся особен-

    ностей ребенка и его дальнейшей социальной адаптации.

    В ходе консультирования должна быть налажена четкая работа

    всех специалистов, принимающих в нем участие, их взаимосвязь

    и взаимодействие.

    Рассматривая вопросы педагогической помощи родителям,

    необходимо иметь в виду, что матери многих детей-инвалидов идут

    работать в то реабилитационное учреждение, где находится их

    ребенок. По литературным данным, количество таких матерей

    достаточно велико (29 %), часть из них получает дефектологиче-

    ское образование (9, 2 %), другие, работая в специальных уч-

    реждениях, остро нуждаются в соответствующих знаниях*. Эти

    затруднения можно разрешить, организовав для матерей очные

    (заочные) курсы по вопросам помощи детям с проблемами

    развития.

    В свое время на базе Института коррекционной педагогики РАО

    были проведены двухнедельные курсы, слушателями которых были

    матери, детей-инвалидов г. Солнечногорска Московской области.

    По окончании курсов им были вручены сертификаты, удостове-

    ряющие, что они прослушали курс лекций по проблеме «Воспи-

    тание и обучение детей с тяжелой умственной отсталостью». По-

    лученное образование подняло их социальный статус, другим стал

    психологический климат в семье.

    Другой вариант педагогического просвещения родителей — ди-

    станционное обучение матерей детей-инвалидов, осуществляемое

    по особой программе, состоящей из четырех разделов. Содержа-

    ние программы и методика проведения занятий с ребенком были

    опубликованы в 12 номерах журнала «Социальная защита»**.

    В первом разделе «Общие вопросы воспитания и обучения де-

    тей с тяжелыми нарушениями интеллекта» раскрываются психо-

    логические особенности таких детей, представлены основные на-

    правления в организации им педагогической помощи, здесь ро-

    дители знакомятся с формами и методами воспитания и обуче-

    ния детей-инвалидов***.

    Второй раздел «Воспитание и обучение тяжело умственно от-

    сталых детей дошкольного возраста» посвящен организации и ос-

    новным требованиям к проведению занятий, содержанию кор-

    рекционной работы с детьми дошкольного возраста.

    * Ткачева В. В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с

    отклонениями в развитии: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1999.

    ** Маллер А. Р. Социальное воспитание ребенка-инвалида // Социальная за-

    щита. - 2001, №5, 6, 7, 9, 11; 2002, № 1, 3, 5, 7, 9, 10, 12.

    *** Учитель-дефектолог может предложить родителям сопоставить динамику

    доречевого развития своего ребенка с примерными данными, представленными

    в приложении 2.

    174

    В третьем разделе «Теория обучения и воспитания тяжело ум-

    ственно отсталых детей школьного возраста» раскрываются цели

    и задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми школь-

    ного возраста, рассматриваются принципы и методы их обучения.

    Особое место занимают вопросы социально-трудовой адаптации

    лиц с тяжелыми нарушениями интеллекта.

    Четвертый раздел «Государственная поддержка семей, воспи-

    тывающих детей-инвалидов» посвящен законам Российской Фе-

    дерации (сообщается о льготах инвалидам детства и их семьям),

    которые должны действовать во всех регионах России.

    Таким образом, матери детей-инвалидов имеют возможность

    изучить необходимый материл заочно. В дальнейшем, работая в

    качестве воспитателя или социального педагога в том учрежде-

    нии, где находится их ребенок, они смогут применить получен-

    ные знания.

    В заключение надо отметить, что вся педагогическая работа с

    детьми должна быть направлена на выявление их потенциальных

    возможностей к обучению и развитию. Требуются совместные уси-

    лия педагогов и родителей для поиска новых форм и методов вос-

    питания и обучения детей с тяжелой интеллектуальной недоста-

    точностью с целью осуществления возможной их интеграции в

    общество.

    Вопросы и задания

    1. В чем заключаются особенности межличностных отношений в семь-

    ях детей-инвалидов?

    2. Какие виды (формы) работы с родителями детей с ограниченными

    возможностями используются в специальных учреждениях?

    3. Охарактеризуйте стиль общения специалистов с родителями ребен-

    ка-инвалида.

    4. Сформулируйте основные направления помощи детям с тяжелой

    интеллектуальной недостаточностью в условиях их семейного воспита-

    ния.

    5. Какими правами и льготами пользуются дети-инвалиды и их роди-

    тели (опекуны, попечители)?






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.