Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическое и правовое просвещение родителей






Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без

определенного специального образования родителей. Вся работа

учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из

пассивных наблюдателей стали активными участниками воспита-

ния и обучения своих детей. Это основная цель педагогического

просвещения родителей. Главными принципами ведения этой ра-

боты являются:

- уважительный и демократический характер отношений педа-

гога с семьей ребенка-инвалида;

-учет индивидуальных психологических особенностей родите-

лей, а также степени выраженности интеллектуального дефекта

их ребенка;

- охват системой просвещения родителей не только в период

обучения ребенка в специальном учреждении, но и далее, когда

решаются вопросы его социальной адаптации и интеграции в об-

щество;

- учет объема и темпа изложения программного материала в

соответствии с уровнем подготовленности слушателей;

- участие в педагогическом просвещении родителей всех спе-

циалистов коррекционного учреждения (врачей, педагогов, пси-

хологов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, инструк-

торов по ЛФК и пр.);

- создание условий для посещения родителями занятий (уро-

ков) с целью ознакомления с программой и методами обучения

детей и дальнейшего закрепления полученных ими знаний в ус-

ловиях семейного воспитания.

Остановимся кратко на наиболее распространенных формах

педагогического просвещения родителей, которое ведет специ-

альное учреждение.

Лекционная работа. Лекции для родителей посвящаются рас-

смотрению психолого-педагогических особенностей детей с тя-

желой интеллектуальной недостаточностью, относящихся к раз-

ным клиническим группам, а также организации и основным тре-

бованиям, предъявляемым к проведению занятий, к содержанию

коррекционной работы с ребенком и т.п. По ходу лекции родите-

ли задают специалистам вопросы. Постепенно снимаются неуве-

ренность и скованность, свойственные многим из них, и родите-

ли становятся активными участниками дискуссии. На лекционных

занятиях они знакомятся со специальной литературой, с различ-

ными дидактическими материалами, у них есть возможность по-

смотреть и обсудить учебно-методические фильмы.

Слушателей знакомят с законодательными актами, отражаю-

щими льготы, предоставляемые детям-инвалидам и их семьям.

Подчеркивается, что законы и постановления Правительства РФ

действуют во всех регионах России*.

Обучающие семинары. Цель проведения таких семинаров в том,

чтобы помочь родителям усвоить педагогические умения и навы-

ки коррекционно-воспитательной работы с ребенком, при этом

имеется в виду решение проблем его социализации. Каждый се-

минар является тренировкой в системе «родитель — социальный

педагог своего ребенка».

Темы занятий в ходе обучающих семинаров могут быть следу-

ющими:

- обучение детей действиям с предметами;

- самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд;

- развитие речи;

- обучение игре;

- ручной труд;

- обучение рисованию;

- овладение грамотой и счетом;

- социально-бытовая ориентировка;

- социально-трудовая адаптация.

Несомненно, каждое специальное учреждение вправе разрабо-

тать собственную тематику обучающих семинаров, исходя из со-

става воспитанников, конкретных коррекционных задач обуче-

ния и подготовленности родителей. В ходе обучающих семинаров

специалисты готовят памятки для родителей, которые использу-

ются ими в повседневной работе с ребенком.

Индивидуальное консультирование родителей. Главная задача

индивидуального консультирования — дать родителям более глу-

бокое, объективное представление о проблемах ребенка, его лич-

ностных особенностях, определить воспитательные и образова-

тельные задачи коррекционной работы, которой им предстоит

заниматься.

Консультирование родителей должно быть комплексным, со-

стоящим из методического и психологического аспектов:

- методическое направление: вопросы, касающиеся освоения

специальных программ, педагогических инноваций, новых вос-

питательных технологий, выработки личностно ориентированно-

го образовательного маршрута ребенка, способов оказания до-

полнительной коррекционно-воспитательной поддержки и т.д.;

* Подробнее о льготах инвалидам детства и их семьям см. приложение № 3.

- психологическое направление: вопросы, касающиеся особен-

ностей ребенка и его дальнейшей социальной адаптации.

В ходе консультирования должна быть налажена четкая работа

всех специалистов, принимающих в нем участие, их взаимосвязь

и взаимодействие.

Рассматривая вопросы педагогической помощи родителям,

необходимо иметь в виду, что матери многих детей-инвалидов идут

работать в то реабилитационное учреждение, где находится их

ребенок. По литературным данным, количество таких матерей

достаточно велико (29 %), часть из них получает дефектологиче-

ское образование (9, 2 %), другие, работая в специальных уч-

реждениях, остро нуждаются в соответствующих знаниях*. Эти

затруднения можно разрешить, организовав для матерей очные

(заочные) курсы по вопросам помощи детям с проблемами

развития.

В свое время на базе Института коррекционной педагогики РАО

были проведены двухнедельные курсы, слушателями которых были

матери, детей-инвалидов г. Солнечногорска Московской области.

По окончании курсов им были вручены сертификаты, удостове-

ряющие, что они прослушали курс лекций по проблеме «Воспи-

тание и обучение детей с тяжелой умственной отсталостью». По-

лученное образование подняло их социальный статус, другим стал

психологический климат в семье.

Другой вариант педагогического просвещения родителей — ди-

станционное обучение матерей детей-инвалидов, осуществляемое

по особой программе, состоящей из четырех разделов. Содержа-

ние программы и методика проведения занятий с ребенком были

опубликованы в 12 номерах журнала «Социальная защита»**.

В первом разделе «Общие вопросы воспитания и обучения де-

тей с тяжелыми нарушениями интеллекта» раскрываются психо-

логические особенности таких детей, представлены основные на-

правления в организации им педагогической помощи, здесь ро-

дители знакомятся с формами и методами воспитания и обуче-

ния детей-инвалидов***.

Второй раздел «Воспитание и обучение тяжело умственно от-

сталых детей дошкольного возраста» посвящен организации и ос-

новным требованиям к проведению занятий, содержанию кор-

рекционной работы с детьми дошкольного возраста.

* Ткачева В. В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с

отклонениями в развитии: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1999.

** Маллер А. Р. Социальное воспитание ребенка-инвалида // Социальная за-

щита. - 2001, №5, 6, 7, 9, 11; 2002, № 1, 3, 5, 7, 9, 10, 12.

*** Учитель-дефектолог может предложить родителям сопоставить динамику

доречевого развития своего ребенка с примерными данными, представленными

в приложении 2.

174

В третьем разделе «Теория обучения и воспитания тяжело ум-

ственно отсталых детей школьного возраста» раскрываются цели

и задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми школь-

ного возраста, рассматриваются принципы и методы их обучения.

Особое место занимают вопросы социально-трудовой адаптации

лиц с тяжелыми нарушениями интеллекта.

Четвертый раздел «Государственная поддержка семей, воспи-

тывающих детей-инвалидов» посвящен законам Российской Фе-

дерации (сообщается о льготах инвалидам детства и их семьям),

которые должны действовать во всех регионах России.

Таким образом, матери детей-инвалидов имеют возможность

изучить необходимый материл заочно. В дальнейшем, работая в

качестве воспитателя или социального педагога в том учрежде-

нии, где находится их ребенок, они смогут применить получен-

ные знания.

В заключение надо отметить, что вся педагогическая работа с

детьми должна быть направлена на выявление их потенциальных

возможностей к обучению и развитию. Требуются совместные уси-

лия педагогов и родителей для поиска новых форм и методов вос-

питания и обучения детей с тяжелой интеллектуальной недоста-

точностью с целью осуществления возможной их интеграции в

общество.

Вопросы и задания

1. В чем заключаются особенности межличностных отношений в семь-

ях детей-инвалидов?

2. Какие виды (формы) работы с родителями детей с ограниченными

возможностями используются в специальных учреждениях?

3. Охарактеризуйте стиль общения специалистов с родителями ребен-

ка-инвалида.

4. Сформулируйте основные направления помощи детям с тяжелой

интеллектуальной недостаточностью в условиях их семейного воспита-

ния.

5. Какими правами и льготами пользуются дети-инвалиды и их роди-

тели (опекуны, попечители)?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.