Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы в развитии






Перед родителями тяжело умственно отсталого ребенка, так

же как и перед специалистами, к которым они обращаются за

советом, часто встает вопрос, где такому ребенку лучше воспиты-

ваться и обучаться — в реабилитационном центре, в специальном

классе коррекционной школы VIII вида или в детском доме-ин-

тернате системы социальной защиты. К решению этой проблемы

следует подходить осторожно, продуманно, с учетом всех конк-

ретных обстоятельств.

Несомненно, такому ребенку лучше постоянно жить в семье,

где он пользуется вниманием, лаской и заботой родителей, и обу-

чаться в коррекционном учреждении для умственно отсталых де-

тей или реабилитационном центре. В этом случае сохраняются так

необходимые ребенку-инвалиду социальные контакты. Однако

могут быть обстоятельства, при которых невозможно обеспечить

ежедневные посещения ребенком таких учреждений (распад семьи

вследствие развода родителей, болезнь отца или матери и т.д.).

В этом случае целесообразно, может быть, определить ребенка в

детский дом-интернат. При этом родители должны знать, что в

настоящее время многие детские дома-интернаты работают по ре-

жиму пятидневки, с детьми так же, как в вышеназванных учреж-

дениях, проводится обучение по специальным программам и ме-

тодикам.

Специалистам-дефектологам нельзя допускать, чтобы жизнь

семьи, имеющей проблемного ребенка, превратилась в тягост-

ное бремя. Члены семьи должны по возможности жить обыч-

ной, достаточно наполненной жизнью, выполняя свои профес-

сиональные обязанности, следуя своим духовным и культур-

ным запросам.

Ошибаются родители, думающие что педагогическую работу

можно отложить на неопределенное время: ребенок, как они пред-

полагают, с возрастом самостоятельно научится одеваться, иг-

рать, говорить. Если недостатки воспитания нормального ребенка

могут быть устранены в процессе саморазвития, так как он спосо-

бен многое усваивать самостоятельно — «брать из жизни», то раз-

витие ребенка-инвалида всецело зависит от участия окружающих.

Необходимо объяснить родителям, что начинать регулярные за-

нятия с ребенком нужно как можно раньше и проводить их не

эпизодически, а изо дня в день. Желательно, чтобы ребенком за-

нимались оба родителя. Если воспитание перекладывается только

на одного из них, то ему предъявляются все претензии. В итоге

возникают разногласия между супругами. В тех случаях, когда от-

ветственными чувствуют себя оба родителя, они сотрудничают и

помогают друг другу.

Учитель-дефектолог, начиная работать с семьей ребенка-ин-

валида, прежде всего рассказывает родителям о главнейших прин-

ципах коррекционной работы.

С ребенком младшего возраста все занятия должны проходить в

игровой форме. Разнообразные познавательные игры расширяют

его кругозор, развивают речь. Необходимо вносить в жизнь ребен-

ка положительные эмоции, хвалить, поддерживать малейшую его

инициативу. Игровые ситуации, яркие, красочные предметы вы-

зывают интерес у ребенка только в том случае, если взрослый,

играя с ним, учитывает его жизненный опыт.

Большое внимание следует уделить развитию речи, которая

формируется с большим запозданием: многие из детей начинают

произносить отдельные слова только в 5 —6 лет. Как правило, эти

дети плохо понимают речь других людей, словарный запас их бе-

ден, наблюдается дефект произношения по причине недоразви-

тия мышц языка или голосовых связок, неправильного располо-

жения зубов и пр.

Чтобы научить малыша понимать обращенную к нему речь,

родители должны как можно чаще называть интересующие его

предметы, яркие игрушки и связанные с ними действия, имена

окружающих. Если взрослые заметили, что ребенок внимательно

смотрит на какой-либо предмет, тянется к нему, обращается с

лепетом к какому-либо из родителей, то нельзя упустить возмож-

ность пообщаться с малышом, рассказать об интересующем его

предмете, задать ему простые вопросы, попытаться получить от

него ответ.

Следует приучать ребенка не только смотреть на игрушку или

какую-либо вещь, но и трогать, ощупывать, брать в руки, двигать

ее, стучать ею и т. п. С помощью таких приемов он научится узна-

вать, а затем и называть игрушки, некоторые виды одежды, обу-

ви, мебели, посуды — те предметы, которыми он постоянно

пользуется. Он сможет строить простые предложения, состоящие

из 2 — 3 слов.

Пассивность, крайне сниженная потребность к высказывани-

ям, отсутствие интереса к окружающему — все это замедляет раз-

витие речи. Поэтому занятия с малышом организуются таким об-

разом, чтобы он был вынужден попросить или сказать что-либо,

задать вопрос и т.п. Например, создается такая ситуация, когда

для выполнения аппликации не хватает клея или цветной бумаги.

Ребенок будет должен попросить недостающий предмет. Родители

совершают большую ошибку, если стараются предупредить лю-

бую попытку ребенка к самостоятельным действиям. Тем самым

они лишают его возможности общения с окружающими.

Поскольку дети плохо понимают обращенную к ним речь, длин-

ные словесные объяснения взрослых не приносят результатов. Все

усилия объяснить ребенку смысл несложного бытового задания

оказываются тщетными. Организовать обучение детей, используя

только вербальный, т.е. словесный, подход, не удается. Необхо-

димо объяснить родителям, что на занятиях обязательно следует

применять наглядные средства, вовлекать в практическую деятель-

ность самого ребенка. Надо показать ребенку, как выполняется то

или иное задание, затем повторить действия вместе с ним, и только

тогда можно ожидать, что у него выработаются несложные уме-

ния и навыки. Постепенно в результате игровой, предметно-прак-

тической деятельности у ребенка формируется понимание про-

стой, обиходной речи, вырабатываются социальные навыки по-

ведения.

Главный принцип в воспитании этих детей — формирование у

них привычек. Причем только своевременное проведение этой

работы даст положительный результат. Например, ребенка 4 — 6

лет, который занимается с игрушками, играет, раскладывает кар-

тинки, палочки, необходимо научить относить эти предметы в

определенное место, иначе возникает и закрепляется привычка

разбрасывать их. Ребенок, не приученный своевременно к огра-

ничениям, привыкает хватать все, что ему вздумается. Выработка

у детей положительных привычек и навыков поведения, а также

четкой последовательности в выполнении отдельных действий

играет важную роль. В дальнейшем они соблюдают тот их поря-

док, какой усвоили под непосредственным руководством и конт-

ролем старших. Прочное усвоение навыка освобождает детей от

! замешательства и состояния беспомощности, которое они испы-

тывают, попадая в непривычные условия.

Занимаясь с родителями, следует напомнить им еще об одном

дидактическом принципе — доступности, который нельзя отож-

дествлять с легкостью обучения. Уровень трудности задания дол-

жен находиться в «зоне ближайшего развития» (понятие введено

JL С. Выготским) познавательных возможностей ребенка, т.е. каж-

дое следующее задание должно отличаться от предыдущего пусть

небольшой, но увеличенной степенью трудности. Это позволяет

ребенку с помощью взрослого или путем подражания выполнить

какое-либо упражнение и, таким образом, подняться на более

высокую ступень развития. При этом не надо скупиться на похва-

I лу, следует всегда положительно оценивать попытки ребенка спра-

виться с заданием, выполнить просьбу взрослого и т.п.

Как правило, родители уделяют много времени грамоте и счету.

Педагог-дефектолог должен объяснить родителям, что при этом не-

обходимо заботиться о практическом смысле этой работы. Если ре-

бенок со временем усвоил грамоту, нужно постараться научить его

читать названия улиц, вывески, афиши, чтобы он мог ориентиро-

ваться, оказавшись вне дома. Родители должны позаботиться о том,

чтобы научить ребенка писать свое имя, фамилию, домашний адрес.

Это пригодится в дальнейшем в разных бытовых ситуациях.

Если сын или дочь научились считать, то родителям следует

найти применение этим знаниям в их повседневной жизни: пору-

чать накрывать на стол в соответствии с определенным количе-

ством людей, просить купить в подарок младшим детям, напри-

мер, 2 — 3 воздушных шарика и т.п. Работа будет иметь смысл только

в том случае, если ребенок сможет на практике приложить свои

знания.

Очень часто приходится наблюдать, как родители, считая свое-

го больного ребенка заведомо неспособным выполнять даже самую

элементарную домашнюю работу, тем самым ставят его в полную

зависимость от окружающих, приучают к иждивенчеству. Это глу-

боко ошибочная позиция. Нужно убедить родителей, что дети, стра-

дающие нарушениями интеллекта, способны выполнять простые

домашние дела. Например, они могут вытирать пыль, убирать со

стола и мыть посуду, поливать из детской лейки цветы и т.п.

Выработать у ребенка определенные трудовые навыки можно,

если многократно показывать ему все операции. Взрослые объяс-

няют ребенку задания простыми, знакомыми ему словами. Если

он не справляется с работой, родителям не следует настаивать на

своем. Целесообразно предложить ему выполнить более легкие

действия с предметами, но в дальнейшем обязательно вернуться

к заданию, которое ранее было для него трудным.

Родители должны заботиться о развитии у детей представле-

ний об окружающем. Большое значение при этом приобретают

экскурсии и прогулки, посещение различных зрелищных мероп-

риятий и т.п. Развитие познавательных процессов таких детей дол-

жно быть как можно теснее связано с живыми, яркими, нагляд-

ными явлениями окружающего мира. Важно создать у них соот-

ветствующий эмоциональный настрой, только тогда восприятие

увиденного может носить целенаправленный характер.

Определенное внимание родителям следует уделять разви-

тию у детей элементарных нравственных понятий. По мере взрос-

ления, во время бесед, чтения доступных рассказов, просмотра

телепередач значительное место отводится выработке у подрост-

ков положительных свойств личности. Внимательное, сочув-

ственное отношение к людям воспитывается и в процессе

активной деятельности: «Папа пришел с работы, устал, при-

неси ему домашние туфли», «Бабушке холодно, укрой ее пле-

дом» и т.п. С детьми должна производиться кропотливая работа,

разбор различных примеров поведения, взятых из жизни, что-

бы они могли понять, что ценится в человеке, а что порицает-

ся и осуждается.

Отношение окружающих к детям с проблемами развития су-

щественно меняется в положительную сторону, когда дети хоро-

шо воспитаны, уважительны к старшим, адекватны в поступках.

Например, если к взрослым пришли гости, а ребенок спокойно

занимается своими делами и не вмешивается в беседу, то эта боль-

шая, успешно проделанная педагогическая работа.

Дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями легко под-

даются внушению и очень склонны к подражанию. Эти особенно-

сти должны быть использованы при воспитании у них соответ-

ствующих норм поведения и обучении полезной деятельности.

В работе с родителями особое внимание следует уделить вопро-

сам работы с двигательно беспокойными и заторможенными

детьми.

Если ребенок легко возбудим, надо стараться предупредить

возможные конфликты и вспышки аффективного поведения. Для

этого надо выяснить, что вызывает это состояние, устранить его

причины, постоянно контролировать поведение ребенка. Сохра-

няя спокойную обстановку, надо предложить ему полезную и за-

нимательную деятельность. Это может быть ручной или хозяйствен-

но-бытовой труд, совместная со взрослыми прогулка и т. п.

Педагог должен объяснить родителям, что на возбудимых де-

тей эффективно действует спокойный, но требовательный тон

взрослого. Таких детей следует приучать к соблюдению режима,

предлагать им выполнить то или иное дело, постепенно и после-

довательно увеличивая количество поручений. Надо следить за тем,

чтобы работа выполнялась ребенком аккуратно и доводилась до

конца. Если требуется указать на допущенные им ошибки, то сна-

чала надо подчеркнуть его достижения. В таких условиях у него

уменьшается возбуждение, улучшается внимание, повышаются ра-

ботоспособность, ответственность за свое поведение.

Бывают случаи, когда у ребенка возникают непроизвольные,

навязчивые движения, например покачивания туловищем. Роди-

тели, заметив появление этих навязчивостей, должны чем-нибудь

занять ребенка: предложить убрать игрушки в ящик, что-то при-

нести, переставить и т.п. Нельзя оставлять долгое время ребенка

бездеятельным!

Заторможенные дети нуждаются в бережном, чутком инди-

видуальном подходе. Следует осторожно, без нажима, вывести

их из пассивного состояния, ободрить, поощрить, стимулиро-

вать интерес к выполнению той или иной деятельности, все-

лить уверенность в своих силах. При этом благотворно действу-

ет спокойный, негромкий голос, иногда даже шепотная речь.

В ходе подобного общения дети легче подчиняются требовани-

ям родителей.

Ребенок с ограниченными возможностями, как и любой дру-

гой, нуждается в контактах со сверстниками. Если в семье есть

еще дети, это как правило, благоприятно отражается на ребенке,

он легче общается с окружающими. Если у него братьев и сестер

нет, посоветуйте родителям познакомить сына или дочь со здоро-

вым ребенком младшего возраста и по возможности постараться

организовать их совместную игру или какую-либо предметно-прак-

тическую деятельность.

Воспитание ребенка с проблемами развития требует от роди-

телей много терпения, настойчивости, понимания и, несомнен-

но, педагогической изобретательности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.