Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Проблемы в развитии






    Перед родителями тяжело умственно отсталого ребенка, так

    же как и перед специалистами, к которым они обращаются за

    советом, часто встает вопрос, где такому ребенку лучше воспиты-

    ваться и обучаться — в реабилитационном центре, в специальном

    классе коррекционной школы VIII вида или в детском доме-ин-

    тернате системы социальной защиты. К решению этой проблемы

    следует подходить осторожно, продуманно, с учетом всех конк-

    ретных обстоятельств.

    Несомненно, такому ребенку лучше постоянно жить в семье,

    где он пользуется вниманием, лаской и заботой родителей, и обу-

    чаться в коррекционном учреждении для умственно отсталых де-

    тей или реабилитационном центре. В этом случае сохраняются так

    необходимые ребенку-инвалиду социальные контакты. Однако

    могут быть обстоятельства, при которых невозможно обеспечить

    ежедневные посещения ребенком таких учреждений (распад семьи

    вследствие развода родителей, болезнь отца или матери и т.д.).

    В этом случае целесообразно, может быть, определить ребенка в

    детский дом-интернат. При этом родители должны знать, что в

    настоящее время многие детские дома-интернаты работают по ре-

    жиму пятидневки, с детьми так же, как в вышеназванных учреж-

    дениях, проводится обучение по специальным программам и ме-

    тодикам.

    Специалистам-дефектологам нельзя допускать, чтобы жизнь

    семьи, имеющей проблемного ребенка, превратилась в тягост-

    ное бремя. Члены семьи должны по возможности жить обыч-

    ной, достаточно наполненной жизнью, выполняя свои профес-

    сиональные обязанности, следуя своим духовным и культур-

    ным запросам.

    Ошибаются родители, думающие что педагогическую работу

    можно отложить на неопределенное время: ребенок, как они пред-

    полагают, с возрастом самостоятельно научится одеваться, иг-

    рать, говорить. Если недостатки воспитания нормального ребенка

    могут быть устранены в процессе саморазвития, так как он спосо-

    бен многое усваивать самостоятельно — «брать из жизни», то раз-

    витие ребенка-инвалида всецело зависит от участия окружающих.

    Необходимо объяснить родителям, что начинать регулярные за-

    нятия с ребенком нужно как можно раньше и проводить их не

    эпизодически, а изо дня в день. Желательно, чтобы ребенком за-

    нимались оба родителя. Если воспитание перекладывается только

    на одного из них, то ему предъявляются все претензии. В итоге

    возникают разногласия между супругами. В тех случаях, когда от-

    ветственными чувствуют себя оба родителя, они сотрудничают и

    помогают друг другу.

    Учитель-дефектолог, начиная работать с семьей ребенка-ин-

    валида, прежде всего рассказывает родителям о главнейших прин-

    ципах коррекционной работы.

    С ребенком младшего возраста все занятия должны проходить в

    игровой форме. Разнообразные познавательные игры расширяют

    его кругозор, развивают речь. Необходимо вносить в жизнь ребен-

    ка положительные эмоции, хвалить, поддерживать малейшую его

    инициативу. Игровые ситуации, яркие, красочные предметы вы-

    зывают интерес у ребенка только в том случае, если взрослый,

    играя с ним, учитывает его жизненный опыт.

    Большое внимание следует уделить развитию речи, которая

    формируется с большим запозданием: многие из детей начинают

    произносить отдельные слова только в 5 —6 лет. Как правило, эти

    дети плохо понимают речь других людей, словарный запас их бе-

    ден, наблюдается дефект произношения по причине недоразви-

    тия мышц языка или голосовых связок, неправильного располо-

    жения зубов и пр.

    Чтобы научить малыша понимать обращенную к нему речь,

    родители должны как можно чаще называть интересующие его

    предметы, яркие игрушки и связанные с ними действия, имена

    окружающих. Если взрослые заметили, что ребенок внимательно

    смотрит на какой-либо предмет, тянется к нему, обращается с

    лепетом к какому-либо из родителей, то нельзя упустить возмож-

    ность пообщаться с малышом, рассказать об интересующем его

    предмете, задать ему простые вопросы, попытаться получить от

    него ответ.

    Следует приучать ребенка не только смотреть на игрушку или

    какую-либо вещь, но и трогать, ощупывать, брать в руки, двигать

    ее, стучать ею и т. п. С помощью таких приемов он научится узна-

    вать, а затем и называть игрушки, некоторые виды одежды, обу-

    ви, мебели, посуды — те предметы, которыми он постоянно

    пользуется. Он сможет строить простые предложения, состоящие

    из 2 — 3 слов.

    Пассивность, крайне сниженная потребность к высказывани-

    ям, отсутствие интереса к окружающему — все это замедляет раз-

    витие речи. Поэтому занятия с малышом организуются таким об-

    разом, чтобы он был вынужден попросить или сказать что-либо,

    задать вопрос и т.п. Например, создается такая ситуация, когда

    для выполнения аппликации не хватает клея или цветной бумаги.

    Ребенок будет должен попросить недостающий предмет. Родители

    совершают большую ошибку, если стараются предупредить лю-

    бую попытку ребенка к самостоятельным действиям. Тем самым

    они лишают его возможности общения с окружающими.

    Поскольку дети плохо понимают обращенную к ним речь, длин-

    ные словесные объяснения взрослых не приносят результатов. Все

    усилия объяснить ребенку смысл несложного бытового задания

    оказываются тщетными. Организовать обучение детей, используя

    только вербальный, т.е. словесный, подход, не удается. Необхо-

    димо объяснить родителям, что на занятиях обязательно следует

    применять наглядные средства, вовлекать в практическую деятель-

    ность самого ребенка. Надо показать ребенку, как выполняется то

    или иное задание, затем повторить действия вместе с ним, и только

    тогда можно ожидать, что у него выработаются несложные уме-

    ния и навыки. Постепенно в результате игровой, предметно-прак-

    тической деятельности у ребенка формируется понимание про-

    стой, обиходной речи, вырабатываются социальные навыки по-

    ведения.

    Главный принцип в воспитании этих детей — формирование у

    них привычек. Причем только своевременное проведение этой

    работы даст положительный результат. Например, ребенка 4 — 6

    лет, который занимается с игрушками, играет, раскладывает кар-

    тинки, палочки, необходимо научить относить эти предметы в

    определенное место, иначе возникает и закрепляется привычка

    разбрасывать их. Ребенок, не приученный своевременно к огра-

    ничениям, привыкает хватать все, что ему вздумается. Выработка

    у детей положительных привычек и навыков поведения, а также

    четкой последовательности в выполнении отдельных действий

    играет важную роль. В дальнейшем они соблюдают тот их поря-

    док, какой усвоили под непосредственным руководством и конт-

    ролем старших. Прочное усвоение навыка освобождает детей от

    ! замешательства и состояния беспомощности, которое они испы-

    тывают, попадая в непривычные условия.

    Занимаясь с родителями, следует напомнить им еще об одном

    дидактическом принципе — доступности, который нельзя отож-

    дествлять с легкостью обучения. Уровень трудности задания дол-

    жен находиться в «зоне ближайшего развития» (понятие введено

    JL С. Выготским) познавательных возможностей ребенка, т.е. каж-

    дое следующее задание должно отличаться от предыдущего пусть

    небольшой, но увеличенной степенью трудности. Это позволяет

    ребенку с помощью взрослого или путем подражания выполнить

    какое-либо упражнение и, таким образом, подняться на более

    высокую ступень развития. При этом не надо скупиться на похва-

    I лу, следует всегда положительно оценивать попытки ребенка спра-

    виться с заданием, выполнить просьбу взрослого и т.п.

    Как правило, родители уделяют много времени грамоте и счету.

    Педагог-дефектолог должен объяснить родителям, что при этом не-

    обходимо заботиться о практическом смысле этой работы. Если ре-

    бенок со временем усвоил грамоту, нужно постараться научить его

    читать названия улиц, вывески, афиши, чтобы он мог ориентиро-

    ваться, оказавшись вне дома. Родители должны позаботиться о том,

    чтобы научить ребенка писать свое имя, фамилию, домашний адрес.

    Это пригодится в дальнейшем в разных бытовых ситуациях.

    Если сын или дочь научились считать, то родителям следует

    найти применение этим знаниям в их повседневной жизни: пору-

    чать накрывать на стол в соответствии с определенным количе-

    ством людей, просить купить в подарок младшим детям, напри-

    мер, 2 — 3 воздушных шарика и т.п. Работа будет иметь смысл только

    в том случае, если ребенок сможет на практике приложить свои

    знания.

    Очень часто приходится наблюдать, как родители, считая свое-

    го больного ребенка заведомо неспособным выполнять даже самую

    элементарную домашнюю работу, тем самым ставят его в полную

    зависимость от окружающих, приучают к иждивенчеству. Это глу-

    боко ошибочная позиция. Нужно убедить родителей, что дети, стра-

    дающие нарушениями интеллекта, способны выполнять простые

    домашние дела. Например, они могут вытирать пыль, убирать со

    стола и мыть посуду, поливать из детской лейки цветы и т.п.

    Выработать у ребенка определенные трудовые навыки можно,

    если многократно показывать ему все операции. Взрослые объяс-

    няют ребенку задания простыми, знакомыми ему словами. Если

    он не справляется с работой, родителям не следует настаивать на

    своем. Целесообразно предложить ему выполнить более легкие

    действия с предметами, но в дальнейшем обязательно вернуться

    к заданию, которое ранее было для него трудным.

    Родители должны заботиться о развитии у детей представле-

    ний об окружающем. Большое значение при этом приобретают

    экскурсии и прогулки, посещение различных зрелищных мероп-

    риятий и т.п. Развитие познавательных процессов таких детей дол-

    жно быть как можно теснее связано с живыми, яркими, нагляд-

    ными явлениями окружающего мира. Важно создать у них соот-

    ветствующий эмоциональный настрой, только тогда восприятие

    увиденного может носить целенаправленный характер.

    Определенное внимание родителям следует уделять разви-

    тию у детей элементарных нравственных понятий. По мере взрос-

    ления, во время бесед, чтения доступных рассказов, просмотра

    телепередач значительное место отводится выработке у подрост-

    ков положительных свойств личности. Внимательное, сочув-

    ственное отношение к людям воспитывается и в процессе

    активной деятельности: «Папа пришел с работы, устал, при-

    неси ему домашние туфли», «Бабушке холодно, укрой ее пле-

    дом» и т.п. С детьми должна производиться кропотливая работа,

    разбор различных примеров поведения, взятых из жизни, что-

    бы они могли понять, что ценится в человеке, а что порицает-

    ся и осуждается.

    Отношение окружающих к детям с проблемами развития су-

    щественно меняется в положительную сторону, когда дети хоро-

    шо воспитаны, уважительны к старшим, адекватны в поступках.

    Например, если к взрослым пришли гости, а ребенок спокойно

    занимается своими делами и не вмешивается в беседу, то эта боль-

    шая, успешно проделанная педагогическая работа.

    Дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями легко под-

    даются внушению и очень склонны к подражанию. Эти особенно-

    сти должны быть использованы при воспитании у них соответ-

    ствующих норм поведения и обучении полезной деятельности.

    В работе с родителями особое внимание следует уделить вопро-

    сам работы с двигательно беспокойными и заторможенными

    детьми.

    Если ребенок легко возбудим, надо стараться предупредить

    возможные конфликты и вспышки аффективного поведения. Для

    этого надо выяснить, что вызывает это состояние, устранить его

    причины, постоянно контролировать поведение ребенка. Сохра-

    няя спокойную обстановку, надо предложить ему полезную и за-

    нимательную деятельность. Это может быть ручной или хозяйствен-

    но-бытовой труд, совместная со взрослыми прогулка и т. п.

    Педагог должен объяснить родителям, что на возбудимых де-

    тей эффективно действует спокойный, но требовательный тон

    взрослого. Таких детей следует приучать к соблюдению режима,

    предлагать им выполнить то или иное дело, постепенно и после-

    довательно увеличивая количество поручений. Надо следить за тем,

    чтобы работа выполнялась ребенком аккуратно и доводилась до

    конца. Если требуется указать на допущенные им ошибки, то сна-

    чала надо подчеркнуть его достижения. В таких условиях у него

    уменьшается возбуждение, улучшается внимание, повышаются ра-

    ботоспособность, ответственность за свое поведение.

    Бывают случаи, когда у ребенка возникают непроизвольные,

    навязчивые движения, например покачивания туловищем. Роди-

    тели, заметив появление этих навязчивостей, должны чем-нибудь

    занять ребенка: предложить убрать игрушки в ящик, что-то при-

    нести, переставить и т.п. Нельзя оставлять долгое время ребенка

    бездеятельным!

    Заторможенные дети нуждаются в бережном, чутком инди-

    видуальном подходе. Следует осторожно, без нажима, вывести

    их из пассивного состояния, ободрить, поощрить, стимулиро-

    вать интерес к выполнению той или иной деятельности, все-

    лить уверенность в своих силах. При этом благотворно действу-

    ет спокойный, негромкий голос, иногда даже шепотная речь.

    В ходе подобного общения дети легче подчиняются требовани-

    ям родителей.

    Ребенок с ограниченными возможностями, как и любой дру-

    гой, нуждается в контактах со сверстниками. Если в семье есть

    еще дети, это как правило, благоприятно отражается на ребенке,

    он легче общается с окружающими. Если у него братьев и сестер

    нет, посоветуйте родителям познакомить сына или дочь со здоро-

    вым ребенком младшего возраста и по возможности постараться

    организовать их совместную игру или какую-либо предметно-прак-

    тическую деятельность.

    Воспитание ребенка с проблемами развития требует от роди-

    телей много терпения, настойчивости, понимания и, несомнен-

    но, педагогической изобретательности.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.