Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Профессии






    Работа по этой теме проводится в VIII классе. Перед учителем

    стоят следующие задачи: дать воспитанникам представление о тру-

    де людей, о содержании и результатах работы, научить замечать

    добросовестное отношение взрослых к своей работе, их желание

    выполнить ее лучше, быстрее.

    К старшему школьному возрасту многие воспитанники знако-

    мы в общих чертах с профессией и местом работы родителей. Од-

    нако было бы ошибкой начать работу по этой теме, не расширив

    знаний воспитанников о труде их близких. Поэтому на одном из

    занятий ученикам дается задание узнать у родителей место и ха-

    рактер их работы (родители осведомлены о таком задании).

    На следующем уроке проводится дидактическая игра «Наши

    мамы, наши папы», во время которой выявляются и уточняются

    представления о труде взрослых. Детей учат правильно называть

    трудовые действия и некоторые орудия труда, уточняются назва-

    ния профессий. Названия наиболее часто встречающихся профес-

    сий записываются на доске, проводится словарная работа.

    На уроках социально-бытовой ориентировки учитель рас-

    сказывает воспитанникам о различных профессиях, сопровождая

    свое изложение демонстрацией видеофильма или иллюстрациями.

    Педагог подводит учеников к пониманию того, что различные

    виды труда могут быть взаимосвязанны, что труд направлен на

    пользу всех людей. Затем воспитанникам раздаются картинки и

    дается задание выбрать те из них, которые соответствуют профес-

    сии их родителей.

    Здесь же целесообразно провести беседу о домашнем труде

    мамы, бабушки. По вопросам учителя дети рассказывают, какую

    работу выполняют взрослые дома.

    Далее учащихся следует познакомить с работой тех людей, чей

    труд они могли непосредственно наблюдать (врача, медицинской

    сестры, повара, уборщицы, рабочего по двору, шофера).

    Ознакомление детей с трудом взрослых, работающих в их уч-

    реждении, дает возможность показать главное в содержании тру-

    довой деятельности. Следует подчеркнуть, что к старшему школь-

    ному возрасту воспитанники достаточно хорошо ориентируются

    в том, какую пользу приносит, например, труд уборщицы и ра-

    бочего по двору, какие орудия и материалы необходимы для их

    труда. Поэтому темы этого раздела программы надо проходить

    выборочно, в зависимости от состава класса.

    Например, проводится работа над темой «Труд медсестры». Учи-

    тель организует наблюдение за действиями медсестры, которая де-

    лает перевязку. После перевязки медсестра показывает и называет

    наиболее часто встречающиеся перевязочные материалы и медика-

    менты (йод, бинт, вату, зеленку и т.п.), объясняет их назначение,

    дает детям возможность выполнить с ними определенные действия.

    На следующем занятии учитель проводит игру «Медсестра». Дети

    поочередно играют роль медсестры. Они отбирают и называют нуж-

    ные для перевязки предметы, мажут йодом (зеленкой) неболь-

    шие ссадины, ранки и перевязывают их. В заключение дети еще

    раз повторяют, какие предметы нужны медсестре для работы.

    Педагог учит воспитанников рассказывать о том или ином виде

    труда в определенной последовательности. Для этого на доске вы-

    вешивается таблица с планом рассказа:

    название профессии;

    необходимые для работы предметы;

    трудовые операции;

    результат труда.

    В связи с каждым пунктом плана проводится словарная работа.

    Знакомя учащихся с той или иной профессией, обязательно ис-

    пользуют разные виды наглядности (картинки, фотографии, диа-

    фильмы).

    Заключительное занятие по теме «Трудовая деятельность роди-

    телей и сотрудников школы» проходит в виде дидактических игр

    «Узнай и назови», «Кому что нужно для работы» и др. Дети уп-

    ражняются в узнавании по некоторым признакам и назывании

    профессии, орудий труда и трудовых действий.

    Например, учитель предъявляет картинку и предлагает опре-

    делить, кто на ней нарисован, что он делает. С большой охотой

    воспитанники выполняют задания, где нужно отобрать предметы

    (или их изображения), используемые людьми различных профес-

    сий. Возможен и обратный вариант, когда дети должны по набору

    орудий труда определить профессию человека.

    Во всех этих заданиях широко используется демонстрацион-

    ный и раздаточный материал (натуральные образцы, маленькие и

    большие картинки, изображающие трудовые действия людей и

    орудия труда, приспособления, облегчающие работу).

    Познакомившись с профессией людей ближайшего окружения,

    воспитанники переходят к изучению труда взрослых на различ-

    ных предприятиях и стройках. Подробно ученики знакомятся с

    трудом рабочих в швейном производстве и строительстве.

    Для ознакомления с трудом швеи учитель может организовать

    экскурсию в швейную мастерскую, в ходе которой воспитанники

    получают общее представление о данном производстве. Учитель

    показывает основные участки работы, обращает внимание на кол-

    лективный характер труда. Воспитанникам рассказывают, что швеи

    194

    шьют одежду (белье) на швейных машинах, мастер следит за ис-

    правностью оборудования.

    На следующем уроке воспитанники сами рассказывают о рабо-

    те швеи, используя картинки или натуральные предметы. Ученик

    находит картинку, называет, кто на ней изображен, отбирает кар-

    точку со словом «шьет» и предметы — результат труда (косынки,

    фартуки, простыни и т.п.). Воспитанники должны также найти

    орудия и предметы труда, используемые в швейном производстве.

    Лучше, если они будут натуральными (швейная машина, ножни-

    цы, иголки, нитки).

    В ходе занятий на повторение, в процессе рассматривания кар-

    тин, дидактических игр («Что нужно для работы швеи?», «Без

    чего нельзя фартук сшить?») знания о работе швеи уточняются и

    закрепляются. Воспитанники выполняют задания, в которых тре-

    буется подобрать предметы, необходимые для шитья. Еще раз зак-

    репляются слова «швея», «шить», «швейная машина», «нитки»

    и т. п. Если есть фильм по этой теме, в целях закрепления матери-

    ала полезно организовать его просмотр.

    Работа по теме «Труд строителей» начинается с экскурсии,

    которую учитель предваряет краткой беседой. В ходе беседы педа-

    гог выясняет знания воспитанников о строительных профессиях,

    рассказывает им о различных машинах и механизмах, используе-

    мых в строительстве.

    Экскурсии к строительной площадке организуются таким обра-

    зом, чтобы воспитанники могли наблюдать трудовые процессы,

    работу машин и механизмов (при соблюдении мер предосторожно-

    сти). Воспитанники следят за работой каменщика, монтажника,

    крановщика, учатся определять, кто чем занят. В ходе экскурсии

    учитель подчеркивает, что строители работают дружно, слаженно.

    На следующем занятии после обсуждения с учащимися уви-

    денного на экскурсии проводится игра «На стройке». На доске

    вывешивается картина строящегося дома, на столах воспитанни-

    ков находятся иллюстрации, изображающие людей различных стро-

    ительных профессий, а также различную технику (подъемный

    кран, бетономешалку, грузовик, самосвал). С помощью учителя

    школьники рассказывают, какие операции выполняет строитель

    той или иной профессии.

    В ходе этой игры большое внимание уделяется словарной рабо-

    те. Воспитанники учатся понимать и правильно произносить сло-

    ва «маляр», «плотник», «столяр» и пр.

    Для этого можно рекомендовать такие задания: найти табличку

    с названием профессии, прочитать ее, подобрать соответствую-

    щую картинку и с помощью учителя описать ее.

    На заключительном занятии по разделу «Профессии людей»

    можно составить альбом из карточек (фотографий), изображаю-

    щих людей различных профессий.

    195

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.