Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессии






Работа по этой теме проводится в VIII классе. Перед учителем

стоят следующие задачи: дать воспитанникам представление о тру-

де людей, о содержании и результатах работы, научить замечать

добросовестное отношение взрослых к своей работе, их желание

выполнить ее лучше, быстрее.

К старшему школьному возрасту многие воспитанники знако-

мы в общих чертах с профессией и местом работы родителей. Од-

нако было бы ошибкой начать работу по этой теме, не расширив

знаний воспитанников о труде их близких. Поэтому на одном из

занятий ученикам дается задание узнать у родителей место и ха-

рактер их работы (родители осведомлены о таком задании).

На следующем уроке проводится дидактическая игра «Наши

мамы, наши папы», во время которой выявляются и уточняются

представления о труде взрослых. Детей учат правильно называть

трудовые действия и некоторые орудия труда, уточняются назва-

ния профессий. Названия наиболее часто встречающихся профес-

сий записываются на доске, проводится словарная работа.

На уроках социально-бытовой ориентировки учитель рас-

сказывает воспитанникам о различных профессиях, сопровождая

свое изложение демонстрацией видеофильма или иллюстрациями.

Педагог подводит учеников к пониманию того, что различные

виды труда могут быть взаимосвязанны, что труд направлен на

пользу всех людей. Затем воспитанникам раздаются картинки и

дается задание выбрать те из них, которые соответствуют профес-

сии их родителей.

Здесь же целесообразно провести беседу о домашнем труде

мамы, бабушки. По вопросам учителя дети рассказывают, какую

работу выполняют взрослые дома.

Далее учащихся следует познакомить с работой тех людей, чей

труд они могли непосредственно наблюдать (врача, медицинской

сестры, повара, уборщицы, рабочего по двору, шофера).

Ознакомление детей с трудом взрослых, работающих в их уч-

реждении, дает возможность показать главное в содержании тру-

довой деятельности. Следует подчеркнуть, что к старшему школь-

ному возрасту воспитанники достаточно хорошо ориентируются

в том, какую пользу приносит, например, труд уборщицы и ра-

бочего по двору, какие орудия и материалы необходимы для их

труда. Поэтому темы этого раздела программы надо проходить

выборочно, в зависимости от состава класса.

Например, проводится работа над темой «Труд медсестры». Учи-

тель организует наблюдение за действиями медсестры, которая де-

лает перевязку. После перевязки медсестра показывает и называет

наиболее часто встречающиеся перевязочные материалы и медика-

менты (йод, бинт, вату, зеленку и т.п.), объясняет их назначение,

дает детям возможность выполнить с ними определенные действия.

На следующем занятии учитель проводит игру «Медсестра». Дети

поочередно играют роль медсестры. Они отбирают и называют нуж-

ные для перевязки предметы, мажут йодом (зеленкой) неболь-

шие ссадины, ранки и перевязывают их. В заключение дети еще

раз повторяют, какие предметы нужны медсестре для работы.

Педагог учит воспитанников рассказывать о том или ином виде

труда в определенной последовательности. Для этого на доске вы-

вешивается таблица с планом рассказа:

название профессии;

необходимые для работы предметы;

трудовые операции;

результат труда.

В связи с каждым пунктом плана проводится словарная работа.

Знакомя учащихся с той или иной профессией, обязательно ис-

пользуют разные виды наглядности (картинки, фотографии, диа-

фильмы).

Заключительное занятие по теме «Трудовая деятельность роди-

телей и сотрудников школы» проходит в виде дидактических игр

«Узнай и назови», «Кому что нужно для работы» и др. Дети уп-

ражняются в узнавании по некоторым признакам и назывании

профессии, орудий труда и трудовых действий.

Например, учитель предъявляет картинку и предлагает опре-

делить, кто на ней нарисован, что он делает. С большой охотой

воспитанники выполняют задания, где нужно отобрать предметы

(или их изображения), используемые людьми различных профес-

сий. Возможен и обратный вариант, когда дети должны по набору

орудий труда определить профессию человека.

Во всех этих заданиях широко используется демонстрацион-

ный и раздаточный материал (натуральные образцы, маленькие и

большие картинки, изображающие трудовые действия людей и

орудия труда, приспособления, облегчающие работу).

Познакомившись с профессией людей ближайшего окружения,

воспитанники переходят к изучению труда взрослых на различ-

ных предприятиях и стройках. Подробно ученики знакомятся с

трудом рабочих в швейном производстве и строительстве.

Для ознакомления с трудом швеи учитель может организовать

экскурсию в швейную мастерскую, в ходе которой воспитанники

получают общее представление о данном производстве. Учитель

показывает основные участки работы, обращает внимание на кол-

лективный характер труда. Воспитанникам рассказывают, что швеи

194

шьют одежду (белье) на швейных машинах, мастер следит за ис-

правностью оборудования.

На следующем уроке воспитанники сами рассказывают о рабо-

те швеи, используя картинки или натуральные предметы. Ученик

находит картинку, называет, кто на ней изображен, отбирает кар-

точку со словом «шьет» и предметы — результат труда (косынки,

фартуки, простыни и т.п.). Воспитанники должны также найти

орудия и предметы труда, используемые в швейном производстве.

Лучше, если они будут натуральными (швейная машина, ножни-

цы, иголки, нитки).

В ходе занятий на повторение, в процессе рассматривания кар-

тин, дидактических игр («Что нужно для работы швеи?», «Без

чего нельзя фартук сшить?») знания о работе швеи уточняются и

закрепляются. Воспитанники выполняют задания, в которых тре-

буется подобрать предметы, необходимые для шитья. Еще раз зак-

репляются слова «швея», «шить», «швейная машина», «нитки»

и т. п. Если есть фильм по этой теме, в целях закрепления матери-

ала полезно организовать его просмотр.

Работа по теме «Труд строителей» начинается с экскурсии,

которую учитель предваряет краткой беседой. В ходе беседы педа-

гог выясняет знания воспитанников о строительных профессиях,

рассказывает им о различных машинах и механизмах, используе-

мых в строительстве.

Экскурсии к строительной площадке организуются таким обра-

зом, чтобы воспитанники могли наблюдать трудовые процессы,

работу машин и механизмов (при соблюдении мер предосторожно-

сти). Воспитанники следят за работой каменщика, монтажника,

крановщика, учатся определять, кто чем занят. В ходе экскурсии

учитель подчеркивает, что строители работают дружно, слаженно.

На следующем занятии после обсуждения с учащимися уви-

денного на экскурсии проводится игра «На стройке». На доске

вывешивается картина строящегося дома, на столах воспитанни-

ков находятся иллюстрации, изображающие людей различных стро-

ительных профессий, а также различную технику (подъемный

кран, бетономешалку, грузовик, самосвал). С помощью учителя

школьники рассказывают, какие операции выполняет строитель

той или иной профессии.

В ходе этой игры большое внимание уделяется словарной рабо-

те. Воспитанники учатся понимать и правильно произносить сло-

ва «маляр», «плотник», «столяр» и пр.

Для этого можно рекомендовать такие задания: найти табличку

с названием профессии, прочитать ее, подобрать соответствую-

щую картинку и с помощью учителя описать ее.

На заключительном занятии по разделу «Профессии людей»

можно составить альбом из карточек (фотографий), изображаю-

щих людей различных профессий.

195

ПРИЛОЖЕНИЕ 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.