Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умственной отсталостью






Для подростков, закончивших обучение в специальных клас-

сах и реабилитационных центрах, остро встает вопрос их даль-

нейшего трудоустройства. (Хотя закон о квотировании рабочих

мест для инвалидов принят, он фактически не работает.) Каж-

дое специальное (коррекционное) учреждение решает эту про-

блему, исходя из возможностей, которые у него есть, и сложив-

шегося в регионе опыта социальной поддержки лиц с отклоне-

ниями в развитии. Покажем на отдельных примерах, собранных в

ходе катамнестического исследования, как может решаться воп-

рос трудовой и социальной адаптации лиц с тяжелой интеллекту-

альной недостаточностью.

Как свидетельствуют полученные данные, некоторые специ-

альные (коррекционные) учреждения VIII вида организуют рабо-

чие места для выпускников на своей базе. Так, в Москве при шко-

ле-интернате № 102 выпускники этого учреждения трудятся в кар-

тонажной и кожгалантерейной мастерских; часть из них заняты

на вспомогательных работах в полиграфическом производстве «Фе-

доровец». Подростки московской коррекционной школы-интер-

ната № 77 трудятся по договору на различных хозяйственно-бы-

товых работах внутри учреждения: уборщиками служебных поме-

щений, дворниками, операторами машинной стирки белья, ра-

* Другие конспекты примерных уроков по предмету «С о ц и а л ь н о - б ы т о в а я

ориентировка» даны в приложении 1.

бочими по кухне. Такие виды труда доступны этим лицам, они

охотно ими занимаются*.

Особо следует остановиться на опыте работы Центра социаль-

но-трудовой адаптации и профориентации для детей с недостат-

ками умственного и физического развития Департамента образо-

вания Москвы (директор Центра В.П.Ермаков). В течение ряда

лет на базе этого специального учреждения проходил экспери-

мент социального и профессионального становления инвалидов,

включавший в себя следующие этапы:

- социальная и профессиональная ориентация учащихся в ус-

ловиях Центра;

- профессиональное обучение;

- трудоустройство.

В Центр были зачислены подростки, окончившие специальные

классы для тяжело умственно отсталых детей коррекционных школ

VIII вида. В течение двух—трех лет они обучались по специально

разработанным программам таким профессиям, как цветовод,

аранжировщик цветов, кружевница, вышивальщица. По оконча-

нии обучения, овладев практическими навыками и пройдя меди-

ко-социальную экспертизу, молодые люди получили трудовые ре-

комендации, что дало возможность устроить многих из них цвето-

водами или аранжировщиками цветов в Главный ботанический

сад Академии наук РФ, озеленителями — в парковое хозяйство

города. Это очень важное начинание, показывающее, что лица с

тяжелыми нарушениями интеллекта могут работать в обычных сре-

довых условиях совместно со здоровыми людьми (в соответствии

с существующим положением инвалиды детства II группы могут

выполнять только надомные работы или заниматься в лечебно-

трудовых мастерских психоневрологических диспансеров системы

здравоохранения).

Коррекционная школа VIII вида № 14 г. Орла имеет многолет-

ний положительный опыт трудоустройства тяжело умственно от-

сталых учащихся. Лица, прошедшие обучение в школе, работают

на муниципальном предприятии по использованию труда инва-

лидов детства «Дружба». Они выполняют различные картонажные

и сборочные работы, изготовляя несложные изделия (коробки,

шторные кольца, бельевые прищепки и т.п.). Из бесед с мастером

выявилось, что к работе подростки относятся ответственно, ка-

чество их продукции в большинстве случаев отвечает предъявляе-

мым требованиям. Отмечаются такие ценные личностные черты,

* См.: Васенков Г. В. Проблемы организации начальной профподготовки вос-

питанников коррекционного образовательного учреждения VIII вида с их после-

дующим трудоустройством в производственную сферу: Образование, здоровье и

социальная защита детей и подростков с отклонениями в развитии. — М., 2000;

Платонова Н. М., Капланская Е. И. Обслуживающий труд как перспективный про-

филь трудового обучения детей-инвалидов // Там же.

присущие, например, воспитанникам с синдромом Дауна, как

аккуратность, необыкновенная старательность, дисциплиниро-

ванность.

С подростками, занятыми трудовой деятельностью, проводит-

ся воспитательная работа. С помощью мастера, учителей школы,

поддерживающих связь с выпускниками, производственный уча-

сток оформляется соответствующими плакатами, монтажами, ус-

траивается художественная самодеятельность, празднуются дни

рождения. Отводится время беседам о содержании цеха и рабочего

места, о недопустимости брака в работе, о товарищеской взаимо-

помощи. С воспитанниками продолжается закрепление знаний

правил уличного движения, что необходимо, поскольку все ин-

валиды самостоятельно ездят на работу, причем многие из отда-

ленных районов города (Я. Г. Юдилевич).

В Пскове выпускники Лечебно-педагогического центра работа-

ют в специальных, социально защищенных мастерских. Здесь они

обучаются растениеводству, столярному делу, художественной

вышивке и затем работают, занимаясь освоенным видом труда.

Особо следует остановиться на опыте организации жизни взрос-

лых инвалидов в сельской местности. По данным Л. М. Шипицы-

ной, в Ленинградской области, с участием норвежской стороны,

организована община «Деревня Светлана», в которой под руко-

водством здоровых людей трудятся молодые люди с умственной

отсталостью. Они занимаются сельскохозяйственным трудом, жи-

вотноводством, уборкой помещений и т.п. Вся деятельность инва-

лидов организуется таким образом, чтобы они обучились прави-

лам и нормам жизни, находясь в обычных средовых условиях.

Таким образом, как показывают выше приведенные материа-

лы, имеется определенный положительный опыт социально-тру-

довой адаптации лиц с тяжелой умственной отсталостью. Для них

доступны некоторые виды работ, что говорит о достаточных по-

тенциальных возможностях инвалидов этой категории.

Помимо трудоустройства изучались также вопросы, связанные

с бытовой адаптацией тяжело умственно отсталых лиц (А. Р. Мал-

лер). Имеющиеся данные свидетельствуют, что многие воспитан-

ники, живя в семье, участвуют в поддержании ее быта: уборке

квартиры, покупке продуктов и т.д. Самостоятельно или с близ-

кими они бывают в магазинах, на почте, пользуются теми пред-

приятиями бытового обслуживания, которые находятся в районе

их места жительства. Опрос показал, что молодые люди в доста-

точно полном объеме ориентируются в прилегающей к дому тер-

ритории, могут объяснить назначение имеющихся в округе мага-

зинов, рассказать о правилах покупки в них товаров. Многие из

воспитанников знают средства связи (телефон, телеграф, почта),

имеют представления о том, как надо действовать при оформле-

нии почтовых отправлений.

Были проанализированы также данные, связанные с особенно-

стями организации досуга воспитанников. Как показал опрос ро-

дителей, большинство из них смотрят телепередачи, посещают

кинотеатры, гуляют. Некоторые читают сказки, рассказы для млад-

шего школьного возраста, слушают записи популярных эстрадных

песен, занимаются спортом (лыжи, велосипед). В большинстве слу-

чаев досуг умственно отсталых организуют родители. Общение этих

лиц в основном ограничено семьей и близкими родственниками.

Покажем на нескольких примерах, как под влиянием специ-

ального воспитания и обучения развиваются потенциальные воз-

можности тяжело умственно отсталых воспитанников, как идет

их приспособление к жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.