Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отсталых детей






Одним из важнейших принципов обучения детей с отклонени-

ями в развитии, как уже говорилось (см. главу 5), является прин-

цип расширения социальных связей. Известно, что учащиеся ис-

пытывают большие трудности в приспособлении к окружающе-

му, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыка-

ми общения. Несомненно, расширению социальных связей вос-

питанников должна способствовать вся коррекционно-воспита-

тельная работа с ними. Однако непосредственно эта проблема ре-

шается учителем на уроках такой дисциплины, как «Социально-

бытовая ориентировка». Этот раздел программы является одним

из важнейших на старших годах обучения. Цель занятий — сфор-

мировать у детей определенные представления о близких и конк-

ретных фактах общественной жизни, труда и быта людей.

Программа по данному предмету построена концентрически,

многие ее разделы («Правила уличного движения», «Транспорт»,

«Торговля» и т. д.) учащиеся изучают на протяжении нескольких

лет. Это дает возможность постепенно усложнять содержание изу-

чаемого и в то же время закреплять уже изученное. Закреплению и

повторению материала всегда отводится значительная часть вре-

мени в учебной работе.

Успешное формирование у воспитанников адекватных пред-

ставлений об окружающем во многом определяется умением учи-

теля правильно строить педагогический процесс, используя раз-

ные формы и методы обучения.

Уроки по бытовой ориентации организуются в форме класс-

ных занятий (проходят в виде сюжетно-ролевых игр) и уроков-

экскурсий. Именно при таком построении учебной работы нагляд-

ность и непосредственная деятельность с предметами занимают

ведущее место в обучении воспитанников.

Организация уроков. Уроки по социально-бытовой ориентировке

проводятся в специальном кабинете, где необходимо иметь в до-

статочном количестве натуральные предметы обихода или их об-

разцы (телефонный аппарат, часы, осветительные приборы и т.п.)-

Кроме этого, широко должны быть представлены игрушки, кар-

тины, разнообразные таблички типа «Магазин», «Почта» и т.п.

На занятиях используются также тетради или альбомы, куда

воспитанники записывают адрес специального учреждения, но-

мера телефонов экстренного вызова, некоторые сведения о сто-

имости продуктов питания и т.п. Здесь же могут быть наклеены

картинки или открытки с изображениями различных видов транс-

порта, знаки дорожного движения, фотографии людей различ-

ных профессий и т.д.

В ходе уроков педагог создает нужные для обучения детей ситу-

ации, организует сюжетно-ролевые игры, в процессе которых

учащиеся воспроизводят деятельность взрослых, их взаимоотно-

шения. Учитель сообщает необходимые сведения, связанные с те-

мой урока, показывает, как поступать в том или ином случае. Так,

в ходе работы над темой «Разговор по телефону», участвуя в не-

сложной сюжетно-ролевой игре, учащиеся запоминают номер

домашнего телефона и телефона учреждения, в котором они учат-

ся, номера телефонов экстренного вызова. С помощью сюжетно-

ролевых игр, путем многократных упражнений подростки учатся

набирать нужный номер, вести диалог, по возможности адекват-

но описывать в телефонном разговоре заданную учебную или бы-

товую ситуацию.

В процессе работы над темой «Почта» учитель организует соот-

ветствующую ситуацию, участвуя в которой воспитанники учатся

различать конверты, почтовые карточки и открытки. С помощью

педагога подростки составляют и пишут краткие тексты — по-

здравления с праздником, днем рождения. Они учатся наклеивать

марки, писать домашний или школьный адрес, опускать коррес-

понденцию в почтовый ящик (последнее выполняется во время

экскурсий).

Аналогичным образом организуются сюжетно-ролевые игры

«В магазине», «На приеме у врача», «Поездка в автобусе», в ходе

которых дети получают соответствующие сведения, овладевают

навыками поведения и общения. Чтобы игры носили организо-

ванный характер, ими необходимо руководить на всех стадиях

обучения. Степень руководства, разумеется, меняется в зависимо-

сти от возраста воспитанников. В начале обучения руководство игрой

осуществляется во многих случаях в форме совместных с детьми

действий, в дальнейшем — в форме советов, предложений, по-

мощи в развитии замысла игры и т.д.

В процессе организации игр учитель должен следить за тем,

какие отношения складываются между воспитанниками, предуп-

реждать возникновение конфликтов (из-за игрушек, желаемой роли

и т. п.). Необходимо формировать у детей дружеские взаимоотно-

шения, желание и умение помочь, уступить друг другу. При этом

следует как можно более использовать характерную для этих де-

тей способность к подражанию. Нужно многократно показывать

им, как поступать в определенных ситуациях, каким образом вы-

полнять необходимые действия. И только путем неоднократных

упражнений, в результате систематически предъявляемых требо-

ваний у воспитанников вырабатываются положительные привыч-

ки, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.

Особое место на этих уроках занимают учебные фильмы, де-

монстрация которых целесообразна после прохождения темы, с

целью углубления полученных знаний. Демонстрация учебных

фильмов дает больший эффект, если ее проводят после рассмат-

ривания рисунков, картин, связанных с сюжетом фильма, прове-

дения игровых моментов. В процессе беседы по картине или в ходе

дидактической игры учитель знакомит воспитанников с новыми

словами, терминами, которые встречаются в дикторском тексте.

Любой учебный фильм требует обсуждения — без этого он те-

ряет свою значимость. Поскольку дети с тяжелой умственной от-

сталостью быстро утомляются, их внимание ослабевает, показ учеб-

ных фильмов не должен занимать на уроке более 15 минут. При

проведении киноуроков особенно тщательно нужно подготовить

вопросы, которые учитель будет задавать учащимся по ходу филь-

ма. Формулировки их должны быть заранее продуманы, их коли-

чество — определено.

Развитие речи учащихся. Важнейшая задача уроков социально-

бытовой ориентировки — работа по развитию речи, ее коммуни-

кативной функции.

Обычно дети сами не вступают в разговор. Крайне ограничен-

ный жизненный опыт, чрезвычайно узкий круг знаний препят-

ствуют формированию у них коммуникативной функции речи.

Инициатором диалога всегда бывает педагог, который вовлекает

воспитанника в беседу. С целью активизации речи тяжело отста-

лых детей следует ставить в такие условия, чтобы они чувствовали

необходимость обратиться к учителю с просьбой или вопросом.

Организуя игровые ситуации, учитель налаживает общение вос-

питанников с ним, педагогом и учеников друг с другом. Усваива-

ются слова и фразы, которыми учащиеся могут пользоваться в

быту, слова речевого этикета и т. п. Непринужденная обстановка,

в процессе которой учащимся сообщается речевой материал, и их

собственная игровая деятельность содействуют пониманию вос-

питанниками значений слов и побуждают их к развертыванию

диалога.

Для налаживания беседы иногда следует привлечь сразу троих

учеников: если один робок, неактивен, в паре с ним выступает

инициативный, общительный, и они вместе отвечают на вопро-

сы третьего участника игры. Если некоторых учащихся все же не

удается включить в общение друг с другом, то им следует предо-

ставить право участвовать в распределении ролей, привлекать к

обсуждению полученных результатов.

Речевой материал для ведения диалога усваивается воспитан-

никами путем многократного его повторения. Например, лекси-

ка, связанная с темой «Магазин», закрепляется на уроках при

разыгрывании сходных ситуаций: «Магазин игрушек», «Булочная»,

«Магазин «Овощи-фрукты» и т.п. При этом закрепление речевых

навыков обязательно сопровождается пополнением запаса слов и

оборотов речи.

Речевая активность у тяжело умственно отсталых детей выра-

жена крайне слабо и быстро исчерпывается. Поэтому в ходе диа-

лога необходимо постоянно активизировать воспитанников сис-

темой поручений и указаний, прямо требующих речевой комму-

никации: «Попроси...», «Скажи...», «Обратись к товарищу...».

В процессе словесного общения, связанного с деятельностью

детей, педагогу следует сочетать индивидуальную работу с фрон-

тальной. Учитывая ярко выраженную склонность детей к подра-

жанию, в беседу учителя с одним из учащихся необходимо вовле-

кать остальных, побуждая их повторять те или иные высказыва-

ния, причем это может быть сопряженная и отраженная речь.

Организуя диалог, педагог обычно прибегает к вопросоответ-

ной форме. Вначале перед учащимися ставят основной, побуди-

тельный вопрос, например: «Скажи, что можно купить в газет-

ном киоске?» (урок социально-бытовой ориентировки «У газет-

ного киоска»), «Газеты, журналы, ручки», — отвечают воспитан-

ники. Если добавить они больше ничего не могут, видя затруд-

нения учащихся, педагог задает наводящий вопрос: «А что ребята

прикрепляют к пиджаку?» — «Значки! Значки еще можно

купить», — отвечают дети. Если воспитанники не ответили на

наводящий вопрос, можно задать подсказывающий: «А значок

можно купить в газетном киоске?» В этом вопросе уже содержится

материал для ответа.

Работая над развитием диалогической речи, педагог стремится

выработать у детей умение спрашивать. С этой целью применяется

ряд приемов. Наиболее успевающим воспитанникам обычно дос-

таточно бывает побуждения: «Спрашивай», «Задавай вопросы»,

чтобы они смогли построить нужную фразу. Для других учитель

может сформулировать начало вопроса, а конец фразы произно-

сят сами воспитанники. И наконец, дети, которым трудно спра-

виться с этим заданием, повторяют вопросы за педагогом.

Ответы учащихся в ходе беседы следует оценивать с учетом их

речевых возможностей. Известно, что многие из них страдают кос-

ноязычием, заиканием (особенно дети с синдромом Дауна), дру-

гими речевыми нарушениями. В начальный период положительно

оценивается ответ, состоящий из одного слова, и тем более по-

хвален ответ, состоящий из короткой фразы, и т.п. Однако по

Мере обучения следует добиваться, чтобы воспитанники отвечали

Полными предложениями, так как диалог есть средство подготов-

ки учащихся к относительно связной речи.

Проведение экскурсий. Большую роль в выработке у учащихся

Умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии.

Они организуются таким образом, чтобы воспитанники не толь-

ко наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там,

где позволяют условия, совершать определенные действия, под-

ражая деятельности взрослых. Так, ученики должны не только уметь

ориентироваться в торговом зале магазина, знать назначение раз-

личных отделов, но и уметь оплатить покупку, попросить необхо-

димое у продавца, завернуть и положить покупку в сумку и т.п.

Пассивные, не сопровождаемые целенаправленными действиями

наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни ма-

лоэффективны в работе с такими детьми.

В общей педагогике различают комплексные и тематические

экскурсии. Комплексные экскурсии предполагают наблюдение за

объектами, имеющими отношение к относительно широким те-

мам одного и того же раздела программы. Например, комплекс-

ная экскурсия проводится по улицам города для ознакомления с

наземным транспортом в целом. Такое знакомство предшествует

проведению тематической экскурсии «Грузовой (пассажирский)

транспорт». Тематические, или целевые, экскурсии предполагают

более глубокое изучение небольшого круга объектов и понятий,

относящихся к определенной теме.

Практика показывает, что воспитанники лучше усваивают ма-

териал экскурсии, если некоторые сведения им были сообщены

предварительно. Например, прежде чем пойти на почту (тема

«Связь»), учащиеся знакомятся с работой почтового отделения с

помощью различных средств наглядности: фотографий, картин,

диафильмов.

После экскурсии обязательно подводят итоги с целью система-

тизации, обобщения и закрепления полученных сведений. Учени-

ки отчитываются об увиденном, отвечая на вопросы учителя

(в основном это вопросо-ответная форма речи, связный рассказ

большинству учащихся недоступен). При подведении итогов мож-

но оформить альбом. Если это была экскурсия, знакомящая с транс-

портом, можно использовать картинки с изображением пассажир-

ского транспорта, изготовить простейший макет светофора. В даль-

нейшем эти изделия используются в качестве наглядных пособий.

Приведем примерную разработку уроков по теме «Библиоте-

ка». Работа над этой темой вырабатывает у воспитанников умение

ориентироваться в библиотечной обстановке, различать книги по

названию, находить, руководствуясь оглавлением, нужный текст.

На первом уроке учитель рассказывает детям о том, как создаются книги:

писатель пишет стихи, рассказы; художник делает к ним рисунки; рабочие печа-

тают книгу на машинах; переплетчики делают переплет. Здесь уместно сказать

ученикам о необходимости бережного отношения к книгам, напомнив им об

уроках труда, на которых они занимались подклеиванием книг. Можно показать

им видеофильм «Путешествие за книгой», тема которого — посещение библио-

теки, и провести беседу по его содержанию.

Затем учитель показывает воспитанникам несколько книг и объясняет,

V что они разного характера: по одним дети учатся и они называются учебника-

ми; другие предназначены для чтения в свободное время (рассказы, сказки,

• с т и х и).

Учащиеся знакомятся с элементами книги: обложкой или переплетом, стра-

ницами, оглавлением (содержанием).

Детям даются следующие задания:

к - найти среди книг, лежащих на столе учителя (это учебники, художествен-

ная литература для детей, журналы «Мурзилка», «Веселые картинки»), учебную

•литературу;

I - отобрать из числа лежащих книг художественную литературу (воспитанни-

кам с более сохранным интеллектом можно усложнить задание: среди художе-

ственной литературы выбрать стихи и прозу);

- назвать элементы, из которых состоит книга;

I- - ознакомившись с оглавлением, найти нужный текст.

В конце урока детям дается задание вспомнить какие книги (как называются?

о чем они?) им читали в последнее время родители, рассказать, где хранится

дома литература для чтения.

На следующем уроке на заданную тему ведется беседа. Учитель подводит де-

тей к мысли, что если у человека отсутствует нужная книга, то ее можно взять в

библиотеке, где ее выдаст библиотекарь. Вывешиваются на доске таблички «Биб-

лиотека», «Библиотекарь», «Читальный зал», проводится соответствующая сло-

варная работа.

Затем организуется экскурсия в школьную библиотеку. Во время экскурсии

учитель (библиотекарь) рассказывает воспитанникам о детских книгах, показы-

вает, как они содержатся: соблюдается необходимый порядок в их хранении,

книги аккуратно стоят на полках, не порваны, не смяты, многие обернуты в

чистую бумагу, чтобы не пачкались.

После этого учитель рассказывает и показывает детям, как надо пользоваться

книгой: книгу можно брать только чистыми руками, не перегибать ее, не мять,

не слюнить пальцы, переворачивая страницы, и т.д. Надо объяснить воспитанни-

кам, что книгу читает много детей, и, если сначала один читатель будет неакку-

ратно обращаться с ней, потом другой будет так же небрежен, книга быстро

порвется, ее не смогут прочитать другие дети, которые тоже хотят знать, что в ней

написано.

Ученики наблюдают за работой библиотекаря: смотрят, как он выдает, запи-

сывает и принимает книги, проверяет их сохранность.

Затем учащиеся выполняют ряд практических заданий:

- находят по названию нужную книгу;

- передают ее библиотекарю с просьбой разрешить взять эту книгу домой;

- расписываются в формуляре.

Для закрепления полученных на экскурсии знаний надо провести с воспи-

танниками беседу по картинке «В библиотеке».

Заключительное занятие по данной теме целесообразно организовать в виде

сюжетно-ролевой игры «В библиотеке». Подготавливая ее, учитель берет несколько

новых книг, которые дети раньше не видели. Это пробуждает интерес к игре,

вносит некоторую новизну.

В ходе игры распределяются роли библиотекаря и читателей. (В начале биб-

лиотекарем должен быть учитель.) Игра особенно оживляется, когда воспи-

танники по условию игры приходят в библиотеку с младшими детьми, берут

Для них книги, показывают им картинки и кратко рассказывают об их содержа-

нии. Вся игра должна быть организована таким образом, чтобы максимально

способствовать выработке у детей определенных умственных и практических

Действий.

Во время игры библиотекарь выполняет следующие действия:

- записывает имена и фамилии читателей;

- помогает в выборе книг;

- подклеивает кармашки с формулярами;

- выдает книгу.

Читатели выполняют такие задания:

- по инструкции библиотекаря находят нужную книгу;

- прочитывают ее название;

- определяют количество страниц;

- руководствуясь оглавлением, находят нужный текст и закладывают его зак-

ладкой;

- выборочно читают текст.

Всей игрой руководит учитель, который следит за последовательностью дей-

ствий и правильностью их выполнения*.

Использование специальных методик позволяет выработать у

этих детей необходимые умения и навыки, которые в дальней-

шем закрепляются в непосредственной практической деятельно-

сти учащихся, в их повседневной жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.