Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Отсталых детей






    Одним из важнейших принципов обучения детей с отклонени-

    ями в развитии, как уже говорилось (см. главу 5), является прин-

    цип расширения социальных связей. Известно, что учащиеся ис-

    пытывают большие трудности в приспособлении к окружающе-

    му, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыка-

    ми общения. Несомненно, расширению социальных связей вос-

    питанников должна способствовать вся коррекционно-воспита-

    тельная работа с ними. Однако непосредственно эта проблема ре-

    шается учителем на уроках такой дисциплины, как «Социально-

    бытовая ориентировка». Этот раздел программы является одним

    из важнейших на старших годах обучения. Цель занятий — сфор-

    мировать у детей определенные представления о близких и конк-

    ретных фактах общественной жизни, труда и быта людей.

    Программа по данному предмету построена концентрически,

    многие ее разделы («Правила уличного движения», «Транспорт»,

    «Торговля» и т. д.) учащиеся изучают на протяжении нескольких

    лет. Это дает возможность постепенно усложнять содержание изу-

    чаемого и в то же время закреплять уже изученное. Закреплению и

    повторению материала всегда отводится значительная часть вре-

    мени в учебной работе.

    Успешное формирование у воспитанников адекватных пред-

    ставлений об окружающем во многом определяется умением учи-

    теля правильно строить педагогический процесс, используя раз-

    ные формы и методы обучения.

    Уроки по бытовой ориентации организуются в форме класс-

    ных занятий (проходят в виде сюжетно-ролевых игр) и уроков-

    экскурсий. Именно при таком построении учебной работы нагляд-

    ность и непосредственная деятельность с предметами занимают

    ведущее место в обучении воспитанников.

    Организация уроков. Уроки по социально-бытовой ориентировке

    проводятся в специальном кабинете, где необходимо иметь в до-

    статочном количестве натуральные предметы обихода или их об-

    разцы (телефонный аппарат, часы, осветительные приборы и т.п.)-

    Кроме этого, широко должны быть представлены игрушки, кар-

    тины, разнообразные таблички типа «Магазин», «Почта» и т.п.

    На занятиях используются также тетради или альбомы, куда

    воспитанники записывают адрес специального учреждения, но-

    мера телефонов экстренного вызова, некоторые сведения о сто-

    имости продуктов питания и т.п. Здесь же могут быть наклеены

    картинки или открытки с изображениями различных видов транс-

    порта, знаки дорожного движения, фотографии людей различ-

    ных профессий и т.д.

    В ходе уроков педагог создает нужные для обучения детей ситу-

    ации, организует сюжетно-ролевые игры, в процессе которых

    учащиеся воспроизводят деятельность взрослых, их взаимоотно-

    шения. Учитель сообщает необходимые сведения, связанные с те-

    мой урока, показывает, как поступать в том или ином случае. Так,

    в ходе работы над темой «Разговор по телефону», участвуя в не-

    сложной сюжетно-ролевой игре, учащиеся запоминают номер

    домашнего телефона и телефона учреждения, в котором они учат-

    ся, номера телефонов экстренного вызова. С помощью сюжетно-

    ролевых игр, путем многократных упражнений подростки учатся

    набирать нужный номер, вести диалог, по возможности адекват-

    но описывать в телефонном разговоре заданную учебную или бы-

    товую ситуацию.

    В процессе работы над темой «Почта» учитель организует соот-

    ветствующую ситуацию, участвуя в которой воспитанники учатся

    различать конверты, почтовые карточки и открытки. С помощью

    педагога подростки составляют и пишут краткие тексты — по-

    здравления с праздником, днем рождения. Они учатся наклеивать

    марки, писать домашний или школьный адрес, опускать коррес-

    понденцию в почтовый ящик (последнее выполняется во время

    экскурсий).

    Аналогичным образом организуются сюжетно-ролевые игры

    «В магазине», «На приеме у врача», «Поездка в автобусе», в ходе

    которых дети получают соответствующие сведения, овладевают

    навыками поведения и общения. Чтобы игры носили организо-

    ванный характер, ими необходимо руководить на всех стадиях

    обучения. Степень руководства, разумеется, меняется в зависимо-

    сти от возраста воспитанников. В начале обучения руководство игрой

    осуществляется во многих случаях в форме совместных с детьми

    действий, в дальнейшем — в форме советов, предложений, по-

    мощи в развитии замысла игры и т.д.

    В процессе организации игр учитель должен следить за тем,

    какие отношения складываются между воспитанниками, предуп-

    реждать возникновение конфликтов (из-за игрушек, желаемой роли

    и т. п.). Необходимо формировать у детей дружеские взаимоотно-

    шения, желание и умение помочь, уступить друг другу. При этом

    следует как можно более использовать характерную для этих де-

    тей способность к подражанию. Нужно многократно показывать

    им, как поступать в определенных ситуациях, каким образом вы-

    полнять необходимые действия. И только путем неоднократных

    упражнений, в результате систематически предъявляемых требо-

    ваний у воспитанников вырабатываются положительные привыч-

    ки, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.

    Особое место на этих уроках занимают учебные фильмы, де-

    монстрация которых целесообразна после прохождения темы, с

    целью углубления полученных знаний. Демонстрация учебных

    фильмов дает больший эффект, если ее проводят после рассмат-

    ривания рисунков, картин, связанных с сюжетом фильма, прове-

    дения игровых моментов. В процессе беседы по картине или в ходе

    дидактической игры учитель знакомит воспитанников с новыми

    словами, терминами, которые встречаются в дикторском тексте.

    Любой учебный фильм требует обсуждения — без этого он те-

    ряет свою значимость. Поскольку дети с тяжелой умственной от-

    сталостью быстро утомляются, их внимание ослабевает, показ учеб-

    ных фильмов не должен занимать на уроке более 15 минут. При

    проведении киноуроков особенно тщательно нужно подготовить

    вопросы, которые учитель будет задавать учащимся по ходу филь-

    ма. Формулировки их должны быть заранее продуманы, их коли-

    чество — определено.

    Развитие речи учащихся. Важнейшая задача уроков социально-

    бытовой ориентировки — работа по развитию речи, ее коммуни-

    кативной функции.

    Обычно дети сами не вступают в разговор. Крайне ограничен-

    ный жизненный опыт, чрезвычайно узкий круг знаний препят-

    ствуют формированию у них коммуникативной функции речи.

    Инициатором диалога всегда бывает педагог, который вовлекает

    воспитанника в беседу. С целью активизации речи тяжело отста-

    лых детей следует ставить в такие условия, чтобы они чувствовали

    необходимость обратиться к учителю с просьбой или вопросом.

    Организуя игровые ситуации, учитель налаживает общение вос-

    питанников с ним, педагогом и учеников друг с другом. Усваива-

    ются слова и фразы, которыми учащиеся могут пользоваться в

    быту, слова речевого этикета и т. п. Непринужденная обстановка,

    в процессе которой учащимся сообщается речевой материал, и их

    собственная игровая деятельность содействуют пониманию вос-

    питанниками значений слов и побуждают их к развертыванию

    диалога.

    Для налаживания беседы иногда следует привлечь сразу троих

    учеников: если один робок, неактивен, в паре с ним выступает

    инициативный, общительный, и они вместе отвечают на вопро-

    сы третьего участника игры. Если некоторых учащихся все же не

    удается включить в общение друг с другом, то им следует предо-

    ставить право участвовать в распределении ролей, привлекать к

    обсуждению полученных результатов.

    Речевой материал для ведения диалога усваивается воспитан-

    никами путем многократного его повторения. Например, лекси-

    ка, связанная с темой «Магазин», закрепляется на уроках при

    разыгрывании сходных ситуаций: «Магазин игрушек», «Булочная»,

    «Магазин «Овощи-фрукты» и т.п. При этом закрепление речевых

    навыков обязательно сопровождается пополнением запаса слов и

    оборотов речи.

    Речевая активность у тяжело умственно отсталых детей выра-

    жена крайне слабо и быстро исчерпывается. Поэтому в ходе диа-

    лога необходимо постоянно активизировать воспитанников сис-

    темой поручений и указаний, прямо требующих речевой комму-

    никации: «Попроси...», «Скажи...», «Обратись к товарищу...».

    В процессе словесного общения, связанного с деятельностью

    детей, педагогу следует сочетать индивидуальную работу с фрон-

    тальной. Учитывая ярко выраженную склонность детей к подра-

    жанию, в беседу учителя с одним из учащихся необходимо вовле-

    кать остальных, побуждая их повторять те или иные высказыва-

    ния, причем это может быть сопряженная и отраженная речь.

    Организуя диалог, педагог обычно прибегает к вопросоответ-

    ной форме. Вначале перед учащимися ставят основной, побуди-

    тельный вопрос, например: «Скажи, что можно купить в газет-

    ном киоске?» (урок социально-бытовой ориентировки «У газет-

    ного киоска»), «Газеты, журналы, ручки», — отвечают воспитан-

    ники. Если добавить они больше ничего не могут, видя затруд-

    нения учащихся, педагог задает наводящий вопрос: «А что ребята

    прикрепляют к пиджаку?» — «Значки! Значки еще можно

    купить», — отвечают дети. Если воспитанники не ответили на

    наводящий вопрос, можно задать подсказывающий: «А значок

    можно купить в газетном киоске?» В этом вопросе уже содержится

    материал для ответа.

    Работая над развитием диалогической речи, педагог стремится

    выработать у детей умение спрашивать. С этой целью применяется

    ряд приемов. Наиболее успевающим воспитанникам обычно дос-

    таточно бывает побуждения: «Спрашивай», «Задавай вопросы»,

    чтобы они смогли построить нужную фразу. Для других учитель

    может сформулировать начало вопроса, а конец фразы произно-

    сят сами воспитанники. И наконец, дети, которым трудно спра-

    виться с этим заданием, повторяют вопросы за педагогом.

    Ответы учащихся в ходе беседы следует оценивать с учетом их

    речевых возможностей. Известно, что многие из них страдают кос-

    ноязычием, заиканием (особенно дети с синдромом Дауна), дру-

    гими речевыми нарушениями. В начальный период положительно

    оценивается ответ, состоящий из одного слова, и тем более по-

    хвален ответ, состоящий из короткой фразы, и т.п. Однако по

    Мере обучения следует добиваться, чтобы воспитанники отвечали

    Полными предложениями, так как диалог есть средство подготов-

    ки учащихся к относительно связной речи.

    Проведение экскурсий. Большую роль в выработке у учащихся

    Умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии.

    Они организуются таким образом, чтобы воспитанники не толь-

    ко наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там,

    где позволяют условия, совершать определенные действия, под-

    ражая деятельности взрослых. Так, ученики должны не только уметь

    ориентироваться в торговом зале магазина, знать назначение раз-

    личных отделов, но и уметь оплатить покупку, попросить необхо-

    димое у продавца, завернуть и положить покупку в сумку и т.п.

    Пассивные, не сопровождаемые целенаправленными действиями

    наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни ма-

    лоэффективны в работе с такими детьми.

    В общей педагогике различают комплексные и тематические

    экскурсии. Комплексные экскурсии предполагают наблюдение за

    объектами, имеющими отношение к относительно широким те-

    мам одного и того же раздела программы. Например, комплекс-

    ная экскурсия проводится по улицам города для ознакомления с

    наземным транспортом в целом. Такое знакомство предшествует

    проведению тематической экскурсии «Грузовой (пассажирский)

    транспорт». Тематические, или целевые, экскурсии предполагают

    более глубокое изучение небольшого круга объектов и понятий,

    относящихся к определенной теме.

    Практика показывает, что воспитанники лучше усваивают ма-

    териал экскурсии, если некоторые сведения им были сообщены

    предварительно. Например, прежде чем пойти на почту (тема

    «Связь»), учащиеся знакомятся с работой почтового отделения с

    помощью различных средств наглядности: фотографий, картин,

    диафильмов.

    После экскурсии обязательно подводят итоги с целью система-

    тизации, обобщения и закрепления полученных сведений. Учени-

    ки отчитываются об увиденном, отвечая на вопросы учителя

    (в основном это вопросо-ответная форма речи, связный рассказ

    большинству учащихся недоступен). При подведении итогов мож-

    но оформить альбом. Если это была экскурсия, знакомящая с транс-

    портом, можно использовать картинки с изображением пассажир-

    ского транспорта, изготовить простейший макет светофора. В даль-

    нейшем эти изделия используются в качестве наглядных пособий.

    Приведем примерную разработку уроков по теме «Библиоте-

    ка». Работа над этой темой вырабатывает у воспитанников умение

    ориентироваться в библиотечной обстановке, различать книги по

    названию, находить, руководствуясь оглавлением, нужный текст.

    На первом уроке учитель рассказывает детям о том, как создаются книги:

    писатель пишет стихи, рассказы; художник делает к ним рисунки; рабочие печа-

    тают книгу на машинах; переплетчики делают переплет. Здесь уместно сказать

    ученикам о необходимости бережного отношения к книгам, напомнив им об

    уроках труда, на которых они занимались подклеиванием книг. Можно показать

    им видеофильм «Путешествие за книгой», тема которого — посещение библио-

    теки, и провести беседу по его содержанию.

    Затем учитель показывает воспитанникам несколько книг и объясняет,

    V что они разного характера: по одним дети учатся и они называются учебника-

    ми; другие предназначены для чтения в свободное время (рассказы, сказки,

    • с т и х и).

    Учащиеся знакомятся с элементами книги: обложкой или переплетом, стра-

    ницами, оглавлением (содержанием).

    Детям даются следующие задания:

    к - найти среди книг, лежащих на столе учителя (это учебники, художествен-

    ная литература для детей, журналы «Мурзилка», «Веселые картинки»), учебную

    •литературу;

    I - отобрать из числа лежащих книг художественную литературу (воспитанни-

    кам с более сохранным интеллектом можно усложнить задание: среди художе-

    ственной литературы выбрать стихи и прозу);

    - назвать элементы, из которых состоит книга;

    I- - ознакомившись с оглавлением, найти нужный текст.

    В конце урока детям дается задание вспомнить какие книги (как называются?

    о чем они?) им читали в последнее время родители, рассказать, где хранится

    дома литература для чтения.

    На следующем уроке на заданную тему ведется беседа. Учитель подводит де-

    тей к мысли, что если у человека отсутствует нужная книга, то ее можно взять в

    библиотеке, где ее выдаст библиотекарь. Вывешиваются на доске таблички «Биб-

    лиотека», «Библиотекарь», «Читальный зал», проводится соответствующая сло-

    варная работа.

    Затем организуется экскурсия в школьную библиотеку. Во время экскурсии

    учитель (библиотекарь) рассказывает воспитанникам о детских книгах, показы-

    вает, как они содержатся: соблюдается необходимый порядок в их хранении,

    книги аккуратно стоят на полках, не порваны, не смяты, многие обернуты в

    чистую бумагу, чтобы не пачкались.

    После этого учитель рассказывает и показывает детям, как надо пользоваться

    книгой: книгу можно брать только чистыми руками, не перегибать ее, не мять,

    не слюнить пальцы, переворачивая страницы, и т.д. Надо объяснить воспитанни-

    кам, что книгу читает много детей, и, если сначала один читатель будет неакку-

    ратно обращаться с ней, потом другой будет так же небрежен, книга быстро

    порвется, ее не смогут прочитать другие дети, которые тоже хотят знать, что в ней

    написано.

    Ученики наблюдают за работой библиотекаря: смотрят, как он выдает, запи-

    сывает и принимает книги, проверяет их сохранность.

    Затем учащиеся выполняют ряд практических заданий:

    - находят по названию нужную книгу;

    - передают ее библиотекарю с просьбой разрешить взять эту книгу домой;

    - расписываются в формуляре.

    Для закрепления полученных на экскурсии знаний надо провести с воспи-

    танниками беседу по картинке «В библиотеке».

    Заключительное занятие по данной теме целесообразно организовать в виде

    сюжетно-ролевой игры «В библиотеке». Подготавливая ее, учитель берет несколько

    новых книг, которые дети раньше не видели. Это пробуждает интерес к игре,

    вносит некоторую новизну.

    В ходе игры распределяются роли библиотекаря и читателей. (В начале биб-

    лиотекарем должен быть учитель.) Игра особенно оживляется, когда воспи-

    танники по условию игры приходят в библиотеку с младшими детьми, берут

    Для них книги, показывают им картинки и кратко рассказывают об их содержа-

    нии. Вся игра должна быть организована таким образом, чтобы максимально

    способствовать выработке у детей определенных умственных и практических

    Действий.

    Во время игры библиотекарь выполняет следующие действия:

    - записывает имена и фамилии читателей;

    - помогает в выборе книг;

    - подклеивает кармашки с формулярами;

    - выдает книгу.

    Читатели выполняют такие задания:

    - по инструкции библиотекаря находят нужную книгу;

    - прочитывают ее название;

    - определяют количество страниц;

    - руководствуясь оглавлением, находят нужный текст и закладывают его зак-

    ладкой;

    - выборочно читают текст.

    Всей игрой руководит учитель, который следит за последовательностью дей-

    ствий и правильностью их выполнения*.

    Использование специальных методик позволяет выработать у

    этих детей необходимые умения и навыки, которые в дальней-

    шем закрепляются в непосредственной практической деятельно-

    сти учащихся, в их повседневной жизни.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.