Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К их проведению






[ Содержание трудового обучения определяется программой,

Которая содержит перечень изделий, изготовлением которых дол-

жны овладеть учащиеся. Основной формой учебной работы явля-

с 0 Маллер 145

ются сдвоенные уроки. Учитель труда знакомит учащихся с прави-

лами поведения в мастерской и объясняет их обязанности. Боль-

шое внимание уделяется обучению технике безопасности и со-

блюдению санитарно-гигиенических требований на уроках труда.

Каждый ученик имеет постоянное рабочее место. Это очень важ-

ное условие, так как эти дети предпочитают находиться в при-

вычной обстановке. Перевод учащегося на новый участок может

вызвать у него аффективное состояние: отказ от работы, резкое

снижение темпа выполнения задания и т. п.

Работа над изделием начинается с ориентировки в задании. Дети

должны узнать, что необходимо сделать, познакомиться с образ-

цом изделия, уяснить, какие материалы и инструменты потребу-

ются для работы. Сам образец ученики должны разглядеть вблизи,

иметь возможность взять в руки, потрогать, рассмотреть со всех

сторон. При этом учитель указывает, на что следует обратить осо-

бое внимание. Например, в швейных изделиях это форма шва,

ровность строчки и др.

Учеников надо заинтересовать будущей работой. Готовность сле-

довать указаниям учителя в большинстве случаев обеспечивает вы-

полнение учениками несложного задания. Однако, чтобы возникло

желание трудиться, необходима более серьезная мотивация. Она

значительно повысится, если учащиеся в той или иной мере осозна-

ют значимость своей работы. Несомненно, это очень сложная за-

дача, но она становится до некоторой степени разрешимой, если

показать ученикам, какое применение находит продукт их практи-

ческой деятельности. Например, перед изготовлением кармашков,

наклеиваемых на книги, педагог сообщает, что они предназначены

для библиотечных книг и объясняет их назначение. (В дальнейшем в

воспитательных целях важно организовать передачу готовых изде-

лий в библиотеку при участии самих учащихся.)

После этапа ориентировки в здании учащиеся переходят к проб-

ному выполнению трудовых действий. Поскольку первые попытки

выполнить работу обычно сопряжены с неудачами, ученикам сле-

дует предоставить возможность специально поупражняться в вы-

работке приемов работы. Тренировочные упражнения как бы вы-

полняют пропедевтическую функцию по формированию у воспи-

танников готовности к овладению навыком. Часто тренировочные

упражнения представляют собой сопряженную деятельность пе-

дагога и учащихся.

Демонстрацию правильного приема работы учитель сопровож-

дает объяснением, обращает внимание воспитанников на то, как

правильно взяться за инструмент, на двигательные действия в ходе

выполнения задания. Например, объясняет, что нанесение клея

на бумагу (картонажно-переплетное дело) следует начинать от

середины листа к его краям. Учитель наблюдает, как у ч а щ и е с я

выполняют тот или иной прием, помощь его носит индивидуаль-

ный характер. Подметив типичные ошибки (неправильные поза и

расположение рук, неверные двигательные операции), педагог ос-

I танавливает работу, предлагает посмотреть, как трудится ученик,

' допустивший ту или иную типичную ошибку. Отмечая его оши-

: бочные действия, педагог дает нужные указания и еще раз пока-

Ш зывает правильное выполнение приема. Заметим, что ошибочные

действия учащихся не следует повторять.

Обычно при тренировочных упражнениях используют не рабо-

чие заготовки, а материалоотходы. Так, пакеты для семян сначала [выполняются из отходов бумаги, а затем уже из рабочих загото-

вок, шитью воспитанников вначале учат на картоне с дырочка-

ми, отрезках ткани и только потом на рабочих материалах.

Необходимые приемы работы вырабатываются в результате

большого количества повторений. Однако следует иметь в виду,

• что на определенной ступени однообразие действий способствует

возникновению косного («жесткого») стереотипа, который с тру-

дом преодолевается в новой обстановке. Поэтому на данном этапе

нецелесообразно формировать приемы на уровне навыков. Послед-

ние вырабатываются во время практических работ.

Овладев в ходе тренировочных упражнений необходимыми

приемами труда, воспитанники переходят непосредственно к

практической работе по выполнению задания. Но прежде чем

учащиеся приступят к ней, учитель подробно рассказывает о

цели той или иной работы и предоставляет детям возможность

осмотреть материалы и орудия труда. Не следует требовать от

учащихся, чтобы они сразу приступали к работе, так как в этом

случае их внимание будет направлено не на выполнение зада-

ния, а на осмотр предметов, с которыми им предстоит дейст-

вовать.

При выполнении практических работ происходит качествен-

ная отработка отдельных приемов, вырабатывается навык.

Учитель внимательно наблюдает за работой и руководит ею:

обращается к учащимся с вопросами, делает замечания, дает по

мере необходимости указания и во многих случаях показывает,

как выполняется та или иная операция. При этом применяется

групповой и индивидуальный инструктаж. Если какую-либо ошибку

Делают большинство учеников, педагог останавливает работу груп-

пы, объясняет и показывает всем, как следует выполнять опера-

цию, т.е. инструктирует всю группу.

Обычно воспитанники нуждаются в индивидуальном инструк-

таже. Педагог имеет возможность помочь каждому ученику в от-

дельности, дифференцируя при этом виды помощи (сопряжен-

ная деятельность с учеником, использование образца изделия,

Устная инструкция и т.п.). В процессе оказания такой помощи

Между учителем и воспитанником устанавливается эмоциональ-

ная связь, что имеет немаловажное значение в обучении.

В ходе урока практическая деятельность учащихся организуется

либо так, что ученик выполняет все операции по изготовлению

изделия индивидуально, либо это пооперационное, коллектив-

ное выполнение задания. Обычно индивидуальная работа приме-

няется в начале обучения, когда подростки должны усвоить все

операции. Коллективная работа применяется в том случае, когда

воспитанники овладели всеми операциями и от них требуются

скорость и качество работы. Так, если на занятиях в мастерской

подростки изготовляют ящик для рассады, то одним воспитанни-

кам поручается сбить его дно, другим — стенки, третьи занима-

ются окончательной подгонкой частей ящика (заготовки заранее

подготовлены учителем трудового обучения).

Практическая деятельность должна давать подросткам эмоцио-

нальное удовлетворение. Для этого им необходимо видеть итоги

своего труда по возможности на каждом учебном занятии. Не сле-

дует им давать задания, требующие длительного выполнения.

Организуя трудовое обучение, не надо ограничивать учащихся

выполнением хорошо освоенных трудовых операций, так как в

этом случае не используются их потенциальные возможности. Обу-

чение труду должно стимулировать и развивать нарушенные про-

цессы двигательной сферы и психики в целом. Поэтому после

приобретения подростком нужного навыка желательно его пере-

вести на другой, относительно более сложный, но посильный тру-

довой процесс. В общем, надо избегать требований, как завышаю-

щих, так и занижающих возможности воспитанников.

В процессе выполнения задания учащимся приходится длитель-

ное время заниматься однообразной, монотонной работой, в ре-

зультате чего происходит, по выражению И.М.Соловьева, «пси-

хическое насыщение». Подростки начинают отвлекаться, вставать

с рабочего места, некоторые из них могут прекратить работу. По-

этому в уроки труда необходимо вносить больше разнообразия:

менять учащимся виды деятельности, предусматривать элементы

соревнования, стимулирующее воздействие оказывает тихая, спо-

койная музыка.

В ходе практических работ учащиеся учатся давать отчет о про-

деланном. Установлено, что при достаточном внимании к речево-

му развитию воспитанников их можно научить отвечать на вопро-

сы о выполненной работе. Самостоятельно рассказать о проделан-

ном многие ученики не могут, и ставить перед ними такую задачу

в обобщенном виде («Расскажи, как ты сделал эту вещь») не сле-

дует. Дидактически целесообразно задать учащимся ряд конкрет-

но поставленных вопросов по каждому этапу работу. Но и при

этом ученики испытывают затруднения: долго молчат, прежде чем

ответить; начав фразу, тотчас замолкают (побудительные слова

«дальше», «потом» оказываются малорезультативными). Нередко

они переходят к показу своих действий, будучи не в состояний

обойтись только речевыми средствами. Типичным примером по-

добного сообщения о своей работе может служить рассказ воспи-

танника о том, как он изготовлял изделие из картона: «Сначала

загибаем так (показ), потом так (показ) и приглаживаем». Для

совершенствования отчета учащихся педагог, оказывая им помощь,

использует ряд приемов. Так, когда учитель вступает с воспитан-

ником в подробный разговор о том, какие орудия труда и матери-

алы он использовал в работе, качество отчетов улучшается. При-

емом, побуждающим учащихся к ответу, является следующий:

учитель показывает последовательность выполнения операций

жестами, а воспитанник находит им словесное выражение. Если

все приемы, побуждающие подростка к высказыванию, оказыва-

ются неэффективными, педагог сам начинает рассказывать о про-

деланной работе, а ученик его дополняет.

По окончании работы необходимо провести итоговую беседу,

что важно в воспитательных целях. При этом целесообразнее сна-

чала сказать об отношении учащихся к работе в целом, а потом

уже объективно оценить качество изделия. Если вначале качествен-

ную характеристику изделия полностью дает учитель, то в даль-

нейшем воспитанникам предлагают ряд вопросов, помогающих

выявлять нужные признаки. Постепенно следует повышать сте-

пень самостоятельности учащихся при характеристике конечного

результата труда.

Каждому ученику следует представлять, каким требованиям дол-

жно отвечать готовое изделие. В кратком виде характеристику этих

качеств целесообразно представить в виде таблички.

Большинство воспитанников относятся к урокам труда доста-

точно ответственно, стараются выполнить работу быстро и по

возможности без ошибок. Педагогу это отношение к работе необ-

ходимо поощрять, используя для этого различные формы. Если в

младших классах приняты предметные стимулы (красочные от-

крытки, цветные карандаши и т.п.), то подросткам бывают при-

ятны публичная похвала в присутствии учебно-трудовой группы,

предоставление права участия в культурно-массовых мероприяти-

ях, т. е. социальные виды стимуляции.

Весьма эффективным является такой метод поощрения, когда

педагог разрешает учащемуся взять домой готовые изделия и по-

казать родителям. Определенную воспитательную роль играют та-

кие приемы, как установление флажков на столах хорошо работа-

ющих учащихся, выставка образцов лучших изделий. Нельзя ос-

тавлять без внимания малейшие проявления положительного от-

ношения учеников к заданию. Даже самые небольшие успехи вос-

питанников надо отметить похвалой.

Таким образом, в ходе трудового обучения подростки получа-

ют элементарные умения и навыки, владение которыми позволит

им выполнять несложные практические работы в особо создан-

ных условиях (лечебно-трудовые мастерские, надомная работа). Тру-

довая деятельность для этих лиц — основной способ их адаптации

к жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.