Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • К их проведению






    [ Содержание трудового обучения определяется программой,

    Которая содержит перечень изделий, изготовлением которых дол-

    жны овладеть учащиеся. Основной формой учебной работы явля-

    с 0 Маллер 145

    ются сдвоенные уроки. Учитель труда знакомит учащихся с прави-

    лами поведения в мастерской и объясняет их обязанности. Боль-

    шое внимание уделяется обучению технике безопасности и со-

    блюдению санитарно-гигиенических требований на уроках труда.

    Каждый ученик имеет постоянное рабочее место. Это очень важ-

    ное условие, так как эти дети предпочитают находиться в при-

    вычной обстановке. Перевод учащегося на новый участок может

    вызвать у него аффективное состояние: отказ от работы, резкое

    снижение темпа выполнения задания и т. п.

    Работа над изделием начинается с ориентировки в задании. Дети

    должны узнать, что необходимо сделать, познакомиться с образ-

    цом изделия, уяснить, какие материалы и инструменты потребу-

    ются для работы. Сам образец ученики должны разглядеть вблизи,

    иметь возможность взять в руки, потрогать, рассмотреть со всех

    сторон. При этом учитель указывает, на что следует обратить осо-

    бое внимание. Например, в швейных изделиях это форма шва,

    ровность строчки и др.

    Учеников надо заинтересовать будущей работой. Готовность сле-

    довать указаниям учителя в большинстве случаев обеспечивает вы-

    полнение учениками несложного задания. Однако, чтобы возникло

    желание трудиться, необходима более серьезная мотивация. Она

    значительно повысится, если учащиеся в той или иной мере осозна-

    ют значимость своей работы. Несомненно, это очень сложная за-

    дача, но она становится до некоторой степени разрешимой, если

    показать ученикам, какое применение находит продукт их практи-

    ческой деятельности. Например, перед изготовлением кармашков,

    наклеиваемых на книги, педагог сообщает, что они предназначены

    для библиотечных книг и объясняет их назначение. (В дальнейшем в

    воспитательных целях важно организовать передачу готовых изде-

    лий в библиотеку при участии самих учащихся.)

    После этапа ориентировки в здании учащиеся переходят к проб-

    ному выполнению трудовых действий. Поскольку первые попытки

    выполнить работу обычно сопряжены с неудачами, ученикам сле-

    дует предоставить возможность специально поупражняться в вы-

    работке приемов работы. Тренировочные упражнения как бы вы-

    полняют пропедевтическую функцию по формированию у воспи-

    танников готовности к овладению навыком. Часто тренировочные

    упражнения представляют собой сопряженную деятельность пе-

    дагога и учащихся.

    Демонстрацию правильного приема работы учитель сопровож-

    дает объяснением, обращает внимание воспитанников на то, как

    правильно взяться за инструмент, на двигательные действия в ходе

    выполнения задания. Например, объясняет, что нанесение клея

    на бумагу (картонажно-переплетное дело) следует начинать от

    середины листа к его краям. Учитель наблюдает, как у ч а щ и е с я

    выполняют тот или иной прием, помощь его носит индивидуаль-

    ный характер. Подметив типичные ошибки (неправильные поза и

    расположение рук, неверные двигательные операции), педагог ос-

    I танавливает работу, предлагает посмотреть, как трудится ученик,

    ' допустивший ту или иную типичную ошибку. Отмечая его оши-

    : бочные действия, педагог дает нужные указания и еще раз пока-

    Ш зывает правильное выполнение приема. Заметим, что ошибочные

    действия учащихся не следует повторять.

    Обычно при тренировочных упражнениях используют не рабо-

    чие заготовки, а материалоотходы. Так, пакеты для семян сначала [выполняются из отходов бумаги, а затем уже из рабочих загото-

    вок, шитью воспитанников вначале учат на картоне с дырочка-

    ми, отрезках ткани и только потом на рабочих материалах.

    Необходимые приемы работы вырабатываются в результате

    большого количества повторений. Однако следует иметь в виду,

    • что на определенной ступени однообразие действий способствует

    возникновению косного («жесткого») стереотипа, который с тру-

    дом преодолевается в новой обстановке. Поэтому на данном этапе

    нецелесообразно формировать приемы на уровне навыков. Послед-

    ние вырабатываются во время практических работ.

    Овладев в ходе тренировочных упражнений необходимыми

    приемами труда, воспитанники переходят непосредственно к

    практической работе по выполнению задания. Но прежде чем

    учащиеся приступят к ней, учитель подробно рассказывает о

    цели той или иной работы и предоставляет детям возможность

    осмотреть материалы и орудия труда. Не следует требовать от

    учащихся, чтобы они сразу приступали к работе, так как в этом

    случае их внимание будет направлено не на выполнение зада-

    ния, а на осмотр предметов, с которыми им предстоит дейст-

    вовать.

    При выполнении практических работ происходит качествен-

    ная отработка отдельных приемов, вырабатывается навык.

    Учитель внимательно наблюдает за работой и руководит ею:

    обращается к учащимся с вопросами, делает замечания, дает по

    мере необходимости указания и во многих случаях показывает,

    как выполняется та или иная операция. При этом применяется

    групповой и индивидуальный инструктаж. Если какую-либо ошибку

    Делают большинство учеников, педагог останавливает работу груп-

    пы, объясняет и показывает всем, как следует выполнять опера-

    цию, т.е. инструктирует всю группу.

    Обычно воспитанники нуждаются в индивидуальном инструк-

    таже. Педагог имеет возможность помочь каждому ученику в от-

    дельности, дифференцируя при этом виды помощи (сопряжен-

    ная деятельность с учеником, использование образца изделия,

    Устная инструкция и т.п.). В процессе оказания такой помощи

    Между учителем и воспитанником устанавливается эмоциональ-

    ная связь, что имеет немаловажное значение в обучении.

    В ходе урока практическая деятельность учащихся организуется

    либо так, что ученик выполняет все операции по изготовлению

    изделия индивидуально, либо это пооперационное, коллектив-

    ное выполнение задания. Обычно индивидуальная работа приме-

    няется в начале обучения, когда подростки должны усвоить все

    операции. Коллективная работа применяется в том случае, когда

    воспитанники овладели всеми операциями и от них требуются

    скорость и качество работы. Так, если на занятиях в мастерской

    подростки изготовляют ящик для рассады, то одним воспитанни-

    кам поручается сбить его дно, другим — стенки, третьи занима-

    ются окончательной подгонкой частей ящика (заготовки заранее

    подготовлены учителем трудового обучения).

    Практическая деятельность должна давать подросткам эмоцио-

    нальное удовлетворение. Для этого им необходимо видеть итоги

    своего труда по возможности на каждом учебном занятии. Не сле-

    дует им давать задания, требующие длительного выполнения.

    Организуя трудовое обучение, не надо ограничивать учащихся

    выполнением хорошо освоенных трудовых операций, так как в

    этом случае не используются их потенциальные возможности. Обу-

    чение труду должно стимулировать и развивать нарушенные про-

    цессы двигательной сферы и психики в целом. Поэтому после

    приобретения подростком нужного навыка желательно его пере-

    вести на другой, относительно более сложный, но посильный тру-

    довой процесс. В общем, надо избегать требований, как завышаю-

    щих, так и занижающих возможности воспитанников.

    В процессе выполнения задания учащимся приходится длитель-

    ное время заниматься однообразной, монотонной работой, в ре-

    зультате чего происходит, по выражению И.М.Соловьева, «пси-

    хическое насыщение». Подростки начинают отвлекаться, вставать

    с рабочего места, некоторые из них могут прекратить работу. По-

    этому в уроки труда необходимо вносить больше разнообразия:

    менять учащимся виды деятельности, предусматривать элементы

    соревнования, стимулирующее воздействие оказывает тихая, спо-

    койная музыка.

    В ходе практических работ учащиеся учатся давать отчет о про-

    деланном. Установлено, что при достаточном внимании к речево-

    му развитию воспитанников их можно научить отвечать на вопро-

    сы о выполненной работе. Самостоятельно рассказать о проделан-

    ном многие ученики не могут, и ставить перед ними такую задачу

    в обобщенном виде («Расскажи, как ты сделал эту вещь») не сле-

    дует. Дидактически целесообразно задать учащимся ряд конкрет-

    но поставленных вопросов по каждому этапу работу. Но и при

    этом ученики испытывают затруднения: долго молчат, прежде чем

    ответить; начав фразу, тотчас замолкают (побудительные слова

    «дальше», «потом» оказываются малорезультативными). Нередко

    они переходят к показу своих действий, будучи не в состояний

    обойтись только речевыми средствами. Типичным примером по-

    добного сообщения о своей работе может служить рассказ воспи-

    танника о том, как он изготовлял изделие из картона: «Сначала

    загибаем так (показ), потом так (показ) и приглаживаем». Для

    совершенствования отчета учащихся педагог, оказывая им помощь,

    использует ряд приемов. Так, когда учитель вступает с воспитан-

    ником в подробный разговор о том, какие орудия труда и матери-

    алы он использовал в работе, качество отчетов улучшается. При-

    емом, побуждающим учащихся к ответу, является следующий:

    учитель показывает последовательность выполнения операций

    жестами, а воспитанник находит им словесное выражение. Если

    все приемы, побуждающие подростка к высказыванию, оказыва-

    ются неэффективными, педагог сам начинает рассказывать о про-

    деланной работе, а ученик его дополняет.

    По окончании работы необходимо провести итоговую беседу,

    что важно в воспитательных целях. При этом целесообразнее сна-

    чала сказать об отношении учащихся к работе в целом, а потом

    уже объективно оценить качество изделия. Если вначале качествен-

    ную характеристику изделия полностью дает учитель, то в даль-

    нейшем воспитанникам предлагают ряд вопросов, помогающих

    выявлять нужные признаки. Постепенно следует повышать сте-

    пень самостоятельности учащихся при характеристике конечного

    результата труда.

    Каждому ученику следует представлять, каким требованиям дол-

    жно отвечать готовое изделие. В кратком виде характеристику этих

    качеств целесообразно представить в виде таблички.

    Большинство воспитанников относятся к урокам труда доста-

    точно ответственно, стараются выполнить работу быстро и по

    возможности без ошибок. Педагогу это отношение к работе необ-

    ходимо поощрять, используя для этого различные формы. Если в

    младших классах приняты предметные стимулы (красочные от-

    крытки, цветные карандаши и т.п.), то подросткам бывают при-

    ятны публичная похвала в присутствии учебно-трудовой группы,

    предоставление права участия в культурно-массовых мероприяти-

    ях, т. е. социальные виды стимуляции.

    Весьма эффективным является такой метод поощрения, когда

    педагог разрешает учащемуся взять домой готовые изделия и по-

    казать родителям. Определенную воспитательную роль играют та-

    кие приемы, как установление флажков на столах хорошо работа-

    ющих учащихся, выставка образцов лучших изделий. Нельзя ос-

    тавлять без внимания малейшие проявления положительного от-

    ношения учеников к заданию. Даже самые небольшие успехи вос-

    питанников надо отметить похвалой.

    Таким образом, в ходе трудового обучения подростки получа-

    ют элементарные умения и навыки, владение которыми позволит

    им выполнять несложные практические работы в особо создан-

    ных условиях (лечебно-трудовые мастерские, надомная работа). Тру-

    довая деятельность для этих лиц — основной способ их адаптации

    к жизни.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.