Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение счету






Наибольшие трудности возникают у детей с тяжелой умствен-

ной отсталостью при обучении их счету. Как правило, у них не

удается создать подлинного понятия о числе и составе числа, они,

как правило, механически заучивают порядковый счет, с боль-

шим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к отвле-

ченному счету для них недоступен. На уроках элементарного счета

учащимся следует давать систему таких знаний, которые необхо-

димы в их повседневной жизни и трудовой деятельности. Очень

большие трудности обнаруживаются при решении задач. Дети не

могут понять условия, не в состоянии осмыслить предложенную

ситуацию. Им доступны лишь задачи в одно действие, предлагае-

мые на наглядном материале, со счетом в пределах десяти. Однако

в бытовых ситуациях они в состоянии выполнять примитивные

денежные операции, пользоваться монетами (купить билет в транс-

порте, сделать мелкую покупку в магазине, киоске).

Обучать счету детей с выраженной умственной отсталостью

возможно лишь на практической наглядной основе. Учащиеся под

руководством учителя выполняют манипуляции с такими конк-

ретными предметами, как карандаши, тетради, книги, палочки,

мелкие игрушки, и лишь затем произведенные действия оформ-

ляются в словах и цифрах.

Содержание задачи всегда должно быть простым и понятным,

взятым непосредственно из опыта детской деятельности.

Для уроков счета необходимо приготовить достаточное коли-

чество дидактических материалов: классные счеты, цифровые и

монетные кассы, шаблоны и трафареты для обводки, счетный

(раздаточный материал. Позднее детям даются также калькуляторы.

Окружающие предметы, орудия труда, изделия, изготовленные

детьми на уроках ручного труда, должны применяться как дидак-

тический материал. Полезно также организовать как на уроках,

так и в часы внеклассных занятий индивидуальные и коллектив-

ные арифметические игры, что содействует углублению интереса

к учебным занятиям и закреплению знаний учащихся.

Программа I класса по элементарному счету предусматривает

большой пропедевтический период (3 месяца), в течение которо-

го учащимся даются понятия о величине, количестве, простран-

стве, времени; слова и понятия, раскрывающие сущность сложе-

ния и вычитания: «было», «осталось», «стало», «вместе», «приба-

вить», «отнять». Дети оперируют раздаточным материалом, учатся

пользоваться наглядными пособиями, тетрадью.

Далее учащиеся должны овладеть прямым и обратным сче-

том, сложением и вычитанием в пределе трех на конкретном

материале.

' За первый год обучения большинство учащихся овладевают

прямым порядковым счетом. Индивидуальные различия у детей

при этом могут быть довольно значительными. Отдельные дети

(обычно в классе это 1 — 2 ребенка) за первый год не овладевают

счетом. Они могут показать большой и маленький предметы, раз-

личают группы «много» и «мало», выделяют правильно один пред-

Мет. При последующем обучении у этих учащихся наблюдаются

также большие трудности в овладении счетом.

Некоторые дети к концу первого года обучения могут считать

До 5 — 6 и даже до 10, однако это лишь механически заученный

Прямой числовой ряд. Осмысленное овладение числом в результа-

те обучения имеется лишь в пределах трех, как предусмотрено

Программой.

Учащиеся умеют (с помощью или самостоятельно) по назван-

ному числу в пределах трех показать нужное количество на счет-

ных палочках или другом раздаточном материале. Дети могут пе-

ресчитать предметы в пределах трех, соотнося называемое число

с показываемым предметом. Называть конечное числительное как

результат счета многие из них затрудняются. Лишь часть детей ов-

ладевают этим умением. Другие же пересчитывают предметы, но

конечным числом могут назвать любое, т. е. ребенок, глядя на па-

лочки (их четыре), считает: «Один, два, три, четыре», а на воп-

рос, сколько же здесь палочек, отвечает: «Два». Часть детей пере-

счетом предметов за один год не овладевает.

Понятиями о пространстве и величине дети овладевают вполне

удовлетворительно. По заданию каждый ученик может показать

названную сторону («здесь —там», «верх—низ», «справа —слева»,

«вперед—назад»), предметы определенного размера («длинный—

короткий», «высокий—низкий», «толстый —тонкий», «большой-

маленький»). Почти все дети самостоятельно могут нарисовать на

доске или на листе бумаги длинную и короткую линии.

Понимание детьми состава числа в пределах трех проверяется в

конце первого года обучения в практических действиях с предло-

женным количеством. Такая проверка показывает, что осознан-

ного понятия о составе числа у большинства детей нет. Лишь мень-

шая часть детей могла относительно легко оперировать с дидак-

тическим материалом и показала понимание состава чисел 2 и 3.

Остальные не понимали смысла заданий и не выполняли их.

Учащиеся овладевают написанием цифр. Умеют к тому или

иному количеству предметов подобрать табличку с соответствую-

щей цифрой или подписать нужную цифру. Умеют записать при-

мер с числами в пределах трех и решить его. Оформление приме-

ров, запись их в тетради вызывают большие графические трудно-

сти, так как дети слабо ориентируются на пространстве тетрадно-

го листа, линованного в клетку. Однако в целом можно отметить,

что большинство детей удовлетворительно овладевают навыком

работы в тетради.

Недостаточность владения составом числа и практическим опе-

рированием количествами свидетельствует о необходимости уде-

лять особое внимание данному разделу программы, включая в него

как можно больше дидактических игр. Здесь, так же как и в заня-

тиях по обучению грамоте, необходимо использовать методики,

предназначенные для работы с дошкольниками.

Несмотря на значительные трудности, испытываемые детьми,

и неполноту владения материалом, можно констатировать, что и

в счете учащиеся многое приобретают за один год учебы.

За время обучения в младших классах учащиеся с выраженной

умственной отсталостью в соответствии с программой по счету

приобретают умения оперировать числами в пределах 10 с помощью

конкретных предметов, устной и письменной нумерацией в тех

же пределах, знают образование и владеют записью чисел перво-

го десятка, счетом прямым и обратным, работой со счетами, срав-

нением чисел по величине, решением примеров и задач в преде-

лах 10 на конкретном материале на нахождение суммы, разности,

на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, запи-

сью действий задач с наименованием; знакомятся с монетами,

элементарным геометрическим материалом (круг, квадрат, треу-

гольник, прямоугольник).

Есть все основания утверждать, что в результате специального

обучения и воспитания дети достигают определенных успехов в

усвоении учебной программы младших классов. Учащиеся полу-

чают довольно значительный объем нужных знаний.

Специальное коррекционно-развивающее обучение детей с

выраженным недоразвитием интеллекта, безусловно, положитель-

но влияет на их общее развитие, способствует коррекции недо-

статков их психического и физического развития, эмоционально-

му и социокультурному развитию, формированию коммуникатив-

ных умений и социальных контактов с окружающими людьми,

усвоению правил поведения, формированию адекватного функ-

ционирования ребенка в социальной среде.

Решающее значение для успешности обучения имеет квалифи-

кация учителей, так как работа с детьми, имеющими тяжелые

нарушения развития, требует достаточного понимания специфи-

ки их обучения и знания специальных методик. Задача учителя —

найти верный путь к каждому ученику, чтобы мобилизовать все

его возможности для успешной деятельности, для своевременно-

го продвижения в знаниях и развитии.

При квалифицированном индивидуальном подходе в обучении

самые разные учащиеся, как беспокойные, расторможенные, аг-

рессивные, негативистичные, так и чрезвычайно пассивные, вя-

лые, торпидные, дают положительное продвижение.

Вопросы и задания

1. Раскройте специфику состава детей с тяжелыми нарушениями разви-

тия, поступающих в начальные классы специальных учреждений.

2. Каковы основные задачи начального обучения детей с тяжелыми

нарушениями развития?

3. В чем заключаются особенности организации образовательного про-

цесса в специальных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями

интеллекта?

4. Каковы содержание и методы начального обучения детей с тяже-

лой интеллектуальной недостаточностью?

5. Охарактеризуйте результаты продвижения в развитии детей этой ка-

тегории в коррекционно-воспитательном процессе в начальных классах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.