Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Обучение счету






    Наибольшие трудности возникают у детей с тяжелой умствен-

    ной отсталостью при обучении их счету. Как правило, у них не

    удается создать подлинного понятия о числе и составе числа, они,

    как правило, механически заучивают порядковый счет, с боль-

    шим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к отвле-

    ченному счету для них недоступен. На уроках элементарного счета

    учащимся следует давать систему таких знаний, которые необхо-

    димы в их повседневной жизни и трудовой деятельности. Очень

    большие трудности обнаруживаются при решении задач. Дети не

    могут понять условия, не в состоянии осмыслить предложенную

    ситуацию. Им доступны лишь задачи в одно действие, предлагае-

    мые на наглядном материале, со счетом в пределах десяти. Однако

    в бытовых ситуациях они в состоянии выполнять примитивные

    денежные операции, пользоваться монетами (купить билет в транс-

    порте, сделать мелкую покупку в магазине, киоске).

    Обучать счету детей с выраженной умственной отсталостью

    возможно лишь на практической наглядной основе. Учащиеся под

    руководством учителя выполняют манипуляции с такими конк-

    ретными предметами, как карандаши, тетради, книги, палочки,

    мелкие игрушки, и лишь затем произведенные действия оформ-

    ляются в словах и цифрах.

    Содержание задачи всегда должно быть простым и понятным,

    взятым непосредственно из опыта детской деятельности.

    Для уроков счета необходимо приготовить достаточное коли-

    чество дидактических материалов: классные счеты, цифровые и

    монетные кассы, шаблоны и трафареты для обводки, счетный

    (раздаточный материал. Позднее детям даются также калькуляторы.

    Окружающие предметы, орудия труда, изделия, изготовленные

    детьми на уроках ручного труда, должны применяться как дидак-

    тический материал. Полезно также организовать как на уроках,

    так и в часы внеклассных занятий индивидуальные и коллектив-

    ные арифметические игры, что содействует углублению интереса

    к учебным занятиям и закреплению знаний учащихся.

    Программа I класса по элементарному счету предусматривает

    большой пропедевтический период (3 месяца), в течение которо-

    го учащимся даются понятия о величине, количестве, простран-

    стве, времени; слова и понятия, раскрывающие сущность сложе-

    ния и вычитания: «было», «осталось», «стало», «вместе», «приба-

    вить», «отнять». Дети оперируют раздаточным материалом, учатся

    пользоваться наглядными пособиями, тетрадью.

    Далее учащиеся должны овладеть прямым и обратным сче-

    том, сложением и вычитанием в пределе трех на конкретном

    материале.

    ' За первый год обучения большинство учащихся овладевают

    прямым порядковым счетом. Индивидуальные различия у детей

    при этом могут быть довольно значительными. Отдельные дети

    (обычно в классе это 1 — 2 ребенка) за первый год не овладевают

    счетом. Они могут показать большой и маленький предметы, раз-

    личают группы «много» и «мало», выделяют правильно один пред-

    Мет. При последующем обучении у этих учащихся наблюдаются

    также большие трудности в овладении счетом.

    Некоторые дети к концу первого года обучения могут считать

    До 5 — 6 и даже до 10, однако это лишь механически заученный

    Прямой числовой ряд. Осмысленное овладение числом в результа-

    те обучения имеется лишь в пределах трех, как предусмотрено

    Программой.

    Учащиеся умеют (с помощью или самостоятельно) по назван-

    ному числу в пределах трех показать нужное количество на счет-

    ных палочках или другом раздаточном материале. Дети могут пе-

    ресчитать предметы в пределах трех, соотнося называемое число

    с показываемым предметом. Называть конечное числительное как

    результат счета многие из них затрудняются. Лишь часть детей ов-

    ладевают этим умением. Другие же пересчитывают предметы, но

    конечным числом могут назвать любое, т. е. ребенок, глядя на па-

    лочки (их четыре), считает: «Один, два, три, четыре», а на воп-

    рос, сколько же здесь палочек, отвечает: «Два». Часть детей пере-

    счетом предметов за один год не овладевает.

    Понятиями о пространстве и величине дети овладевают вполне

    удовлетворительно. По заданию каждый ученик может показать

    названную сторону («здесь —там», «верх—низ», «справа —слева»,

    «вперед—назад»), предметы определенного размера («длинный—

    короткий», «высокий—низкий», «толстый —тонкий», «большой-

    маленький»). Почти все дети самостоятельно могут нарисовать на

    доске или на листе бумаги длинную и короткую линии.

    Понимание детьми состава числа в пределах трех проверяется в

    конце первого года обучения в практических действиях с предло-

    женным количеством. Такая проверка показывает, что осознан-

    ного понятия о составе числа у большинства детей нет. Лишь мень-

    шая часть детей могла относительно легко оперировать с дидак-

    тическим материалом и показала понимание состава чисел 2 и 3.

    Остальные не понимали смысла заданий и не выполняли их.

    Учащиеся овладевают написанием цифр. Умеют к тому или

    иному количеству предметов подобрать табличку с соответствую-

    щей цифрой или подписать нужную цифру. Умеют записать при-

    мер с числами в пределах трех и решить его. Оформление приме-

    ров, запись их в тетради вызывают большие графические трудно-

    сти, так как дети слабо ориентируются на пространстве тетрадно-

    го листа, линованного в клетку. Однако в целом можно отметить,

    что большинство детей удовлетворительно овладевают навыком

    работы в тетради.

    Недостаточность владения составом числа и практическим опе-

    рированием количествами свидетельствует о необходимости уде-

    лять особое внимание данному разделу программы, включая в него

    как можно больше дидактических игр. Здесь, так же как и в заня-

    тиях по обучению грамоте, необходимо использовать методики,

    предназначенные для работы с дошкольниками.

    Несмотря на значительные трудности, испытываемые детьми,

    и неполноту владения материалом, можно констатировать, что и

    в счете учащиеся многое приобретают за один год учебы.

    За время обучения в младших классах учащиеся с выраженной

    умственной отсталостью в соответствии с программой по счету

    приобретают умения оперировать числами в пределах 10 с помощью

    конкретных предметов, устной и письменной нумерацией в тех

    же пределах, знают образование и владеют записью чисел перво-

    го десятка, счетом прямым и обратным, работой со счетами, срав-

    нением чисел по величине, решением примеров и задач в преде-

    лах 10 на конкретном материале на нахождение суммы, разности,

    на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, запи-

    сью действий задач с наименованием; знакомятся с монетами,

    элементарным геометрическим материалом (круг, квадрат, треу-

    гольник, прямоугольник).

    Есть все основания утверждать, что в результате специального

    обучения и воспитания дети достигают определенных успехов в

    усвоении учебной программы младших классов. Учащиеся полу-

    чают довольно значительный объем нужных знаний.

    Специальное коррекционно-развивающее обучение детей с

    выраженным недоразвитием интеллекта, безусловно, положитель-

    но влияет на их общее развитие, способствует коррекции недо-

    статков их психического и физического развития, эмоционально-

    му и социокультурному развитию, формированию коммуникатив-

    ных умений и социальных контактов с окружающими людьми,

    усвоению правил поведения, формированию адекватного функ-

    ционирования ребенка в социальной среде.

    Решающее значение для успешности обучения имеет квалифи-

    кация учителей, так как работа с детьми, имеющими тяжелые

    нарушения развития, требует достаточного понимания специфи-

    ки их обучения и знания специальных методик. Задача учителя —

    найти верный путь к каждому ученику, чтобы мобилизовать все

    его возможности для успешной деятельности, для своевременно-

    го продвижения в знаниях и развитии.

    При квалифицированном индивидуальном подходе в обучении

    самые разные учащиеся, как беспокойные, расторможенные, аг-

    рессивные, негативистичные, так и чрезвычайно пассивные, вя-

    лые, торпидные, дают положительное продвижение.

    Вопросы и задания

    1. Раскройте специфику состава детей с тяжелыми нарушениями разви-

    тия, поступающих в начальные классы специальных учреждений.

    2. Каковы основные задачи начального обучения детей с тяжелыми

    нарушениями развития?

    3. В чем заключаются особенности организации образовательного про-

    цесса в специальных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями

    интеллекта?

    4. Каковы содержание и методы начального обучения детей с тяже-

    лой интеллектуальной недостаточностью?

    5. Охарактеризуйте результаты продвижения в развитии детей этой ка-

    тегории в коррекционно-воспитательном процессе в начальных классах.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.