Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение грамоте






Программа обучения детей с выраженной умственной отста-

лостью чтению и письму, т. е. грамоте, предусматривает для млад-

ших классов большую пропедевтическую работу. Должное место в

ней отводится коррекционным мероприятиям, направленным на

сглаживание всех имеющихся у этих детей недостатков. Для ре-

бенка, когда он приступает к освоению чтения и письма, особен-

но важно овладение фонетической и смысловой стороной родно-

го языка. Дети, страдающие глубокими нарушениями речи, сразу

же должны быть включены в специальные логопедические заня-

тия. Работа в классе также дополняется специальными логопеди-

ческими упражнениями. На уроках чтения, письма, развития речи

систематически проводятся артикуляционная гимнастика, про-

стые дыхательные и голосовые упражнения в виде короткой за-

рядки перед уроком.

Большое внимание на уроках по обучению грамоте уделяется

активизации и развитию правильной речи учащихся. Работа с кар-

тинками, составление простых предложений («Солнце светит»,

«Вова рисует», «Таня вытирает доску») способствуют накопле-

нию активного и пассивного словаря учащихся, уточнению зна-

чения слов, исправлению дефектов произношения. С этой целью

на уроках используются игровой материал, игрушки, картинки,

картинное лото. В период этой пропедевтической работы дети зна-

комятся с понятиями «слово», «одно слово», с записью слова в

виде горизонтальной черты, пользуясь этим знаком (), гра-

фически изображаются произносимые слова.

Обучение грамоте тяжело умственно отсталых детей ведется по

звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохожде-

ния звуков и букв диктуется данными фонетики, с учетом специ-

фических особенностей познавательной деятельности умственно

отсталых детей. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной

буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соот-

ветствующего звука (выделение и различение его, правильное

произношение). Освоение слоговых структур и чтения слов, со-

стоящих из усвоенных слогов проводится на основе тщательного

звукового анализа и синтеза. В связи с этим на уроках грамоты

широко используются такие дидактические пособия, как подвиж-

ная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.

Учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому и слитному чте-

нию, много работают с разрезной азбукой, различными таблица-

ми. При проведении этой работы учитель сочетает элементы игры

с обучением, строго дозирует новый материал и повторение прой-

денного, при закреплении знаний и навыков использует большое

количество разнообразных упражнений, памятуя, что навыки у

этих детей крайне неустойчивы.

Трудности обучения письму детей с тяжелым нарушением раз-

вития особенно велики на первых этапах, так как одновременно

даются как технические навыки (правильно держать карандаш,

правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.), так и

умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв

следует сопровождать их одновременным чтением. С первого года

обучения во всех младших классах полезно систематически прак-

тиковать зрительные и слуховые диктанты, материал которых —•

отдельные буквы, слова и предложения.

В результате обучения дети с выраженной умственной отста-

лостью овладевают следующими знаниями и умениями.

По программе к концу первого года обучения дети должны

знать 5 —6 букв алфавита (а, у, о, м, с, х). Подавляющее большинство

детей знают эти буквы, почти без ошибок узнают и называют их

в любых сочетаниях, находят в разрезной азбуке. Отдельные дети

осваивают и до 10 букв. Учащиеся читают по букварю буквы,

слоги, слова, составленные из знакомых букв, и короткие фра-

зы. Большинство детей овладевают послоговым чтением. Некото-

рые учащиеся не сливают буквы в слоги, их чтение остается по-

буквенным. Читают дети, разумеется, медленно, встречаются

ошибки. Дети умеют пользоваться разрезной азбукой (склады-

вают из букв слоги, слова). Изученные буквы, слоги, короткие

слова могут писать по образцу и самостоятельно, а также и под

Диктовку.

Обычно в каждом классе есть 2 — 3 учащихся, не владевших в

начале обучения речью. Такие дети за один год, разумеется, на-

учиться читать и писать не могут, они занимаются по индивиду-

альному плану. Эти дети приобретают элементарные навыки рече-

вого общения, с ними ведется работа по расширению пассивного

словаря, они узнают и запоминают отдельные буквы и находят их

по просьбе учителя, по возможности произносят. Они осваивают

работу в тетради, выполняют обводку элементов букв.

Систематически проводимая работа по обучению грамоте при-

водит к хорошим результатам: в течение года дети овладевают

знанием букв, элементарным чтением. Однако необходимо отме-

тить у них большие трудности в выполнении звукобуквенного ана-

лиза. Им почти недоступно вычленение определенных звуков в

словах, они «не слышат» заданного звука в слове, не реагируют

на него. Задания придумать слово с определенным звуком, разде-

лить слово на слоги, «отхлопать» количество слогов, придумать

слово с определенной структурой (односложное, двухсложное)

вызывают у них огромные затруднения. Между тем такую работу

можно проводить в разнообразных речевых играх, некоторые из

которых предусмотрены в дошкольных методиках.

Большие затруднения как в чтении, так и в письме обусловли-

ваются имеющимися у многих детей нарушениями зрения. По-

пытки коррекции его с помощью очков не всегда дают ощутимые

результаты. Учителю приходится прибегать к разнообразным при-

емам с целью облегчить работу детям: применяются укрупненные

изображения предметов и букв, цветные изображения, использу-

ется обводка линий в тетради, цветные карандаши и др. Несмотря

на эти трудности, уже за первый год обучения дети, как показы-

вает опыт, овладевают началами чтения и письма.

За четыре года обучения при условии квалифицированной ра-

боты с учащимися большинство детей осваивают предусмотрен-

ные программой чтения и письма следующие знания и умения:

знают все буквы алфавита, читают слова, короткие предложения

и тексты, пересказывают прочитанное по вопросам учителя, от-

вечают на вопросы по картинке и серии картинок, соотносят ру-

кописные и печатные буквы, списывают с классной доски, про-

писей и учебника, пишут под диктовку с предварительным зву-

кобуквенным анализом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.