Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение, физическое воспитание, самообслуживание






Первое, с чего необходимо начинать работу с тяжело умствен-

но отсталыми детьми в школе, — организация их поведения и

общения, побуждение их к активности, направленной на приоб-

ретение знаний, умений, положительных привычек. Педагогу при-

надлежит главная роль в создании атмосферы сотрудничества со

взрослыми, активного взаимодействия между детьми, само- и

взаимопомощи. На занятиях дети должны научиться сидеть на своем

месте, слушать и слышать учителя, выполнять его инструкции,

понимать обращенную речь, отвечать на вопросы и обращаться с

просьбой. Учитель стремится к тому, чтобы уже в результате пер-

вого года обучения класс стал в достаточной мере организован-

ным коллективом.

Надо помнить, что большую роль в формировании у детей об-

щепринятых норм поведения играет приучение. Нужно система-

тически показывать воспитанникам, как поступать в определен-

ных ситуациях, и тренировать их в этом. Учитывая резкое недо-

развитие у этих детей регулирующей функции речи, не следует

увлекаться длительными беседами, поучениями. Только путем мно-

гократных упражнений в правильных поступках и действиях тяже-

ло отсталые приучаются, например, благодарить за помощь, адек-

ватно вести себя в общественных местах. Выполнение системати-

чески повторяющихся требований приводит к образованию поло-

жительных привычек, которые позволяют воспитанникам в опре-

деленной степени приспособиться к окружающей жизни.

Воспитание умственного отсталых детей младшего возраста в

коллективе, в игре, в постоянной посильной деятельности дает

положительные результаты. У них вырабатываются навыки эле-

ментарного, социально правильного поведения и такие качества,

как трудолюбие, доброжелательность, взаимопомощь, самостоя-

тельность, ответственность за выполнение — пусть маленького —

порученного ему дела, аккуратность, бережное отношение к ве-

щам. Все это достигается огромным ежедневным трудом и требует

продолжения этой воспитательной работы на протяжении всего

обучения.

Первостепенное значение в обучении детей младшего возраста

придается развитию и коррекции общей и мелкой моторики. Эта

Работа ведется не только на уроках физкультуры и ритмики, но и

На уроках по привитию санитарно-гигиенических навыков и са-

мообслуживания, предметно-практической деятельности и руч-

ного труда, рисования и письма. На занятиях по развитию движе-

Р Маллср 129

ний необходимо добиваться четкости принятия исходного поло-

жения и одновременного с педагогом и другими детьми начала

выполнения упражнения, точности самого движения. Важно за-

дать детям правильный темп выполнения. При быстром темпе уча-

щиеся приучаются к нечетким, приблизительным движениям, сби-

ваются с ритма. Слишком медленный темп приводит к тому, что

внимание детей рассеивается. Поскольку внимание детей кратко-

временно и легко отвлекаемо, следует достаточно часто сменять

упражнения, не затрачивать много времени на словесные объяс-

нения, побуждать учеников к выполнению действия сразу после

показа учителя. Воспитание у ребенка привычки быть точным,

подтянутым, реагировать достаточно быстро и четко — это зада-

ча, к выполнению которой должен стремиться любой учитель,

работающий с тяжело умственно отсталыми детьми.

При проведении с этими детьми систематической, методиче-

ски правильно построенной учебно-воспитательной работы мож-

но видеть поразительные результаты в продвижении детей. Трудно

представить, не видя собственными глазами, достаточно высо-

кий уровень развития моторики детей с тяжелыми нарушениями

развития, позволяющий им на уроках физкультуры лазать по ка-

нату, вертеться на турнике, прыгать и кувыркаться на батуте и т.д.

Поражает не только ловкость и быстрота выполнения упражне-

ний детьми, но и полное отсутствие у них страха, столь характер-

ной для этих детей пассивности, нерешительности. Наблюдается,

наоборот, бодрость, двигательная активность, эмоциональный

подъем.

В начальных классах проводится большая работа по обучению

детей самообслуживанию и санитарно-гигиеническим навыкам.

Каждый бытовой навык, которому предстоит обучить ребенка,

представляет собой сложный набор последовательно выполняе-

мых движений. Педагогу предварительно необходимо разложить

тот или иной навык на составляющие его элементы и вначале

обучать ребенка выполнению каждого из них отдельно. Так, в про-

цессе мытья рук сначала показывают, как надо мыть ладони, за-

тем тыльные стороны, большие пальцы и запястья. Весьма слож-

ный для такого ребенка навык в процессе его выполнения раскла-

дывается на отдельные действия и ребенок упражняется в выпол-

нении их. Важно, чтобы эти элементы не были сложны и чтобы их

цепь не была длинна. Сначала ребенок работает по прямой инст-

рукции воспитателя: «Моем ладони, моем другую сторону руки и

т.д.». Когда прямая инструкция усвоена, педагог только следит за

правильностью ее выполнения, в нужные моменты подкрепляя

ее повторением прямой инструкции. Постепенно элементарные

умения складываются в более сложные акты поведения. Причем

все время надо так строить работу, чтобы ребенок знал стоящую

перед ним задачу, а не механически выполнял ее.

За первый год обучения происходят уже ощутимые сдвиги в

поведении, уровне самостоятельности и умениях тяжело отсталых

учащихся. У большинства детей улучшаются координация движе-

ний, работоспособность, устойчивее становится внимание. Все дети

за учебный год способны научиться одеваться, раздеваться, за-

стегивать пуговицы, шнуровать ботинки, мыть руки, самостоятельно

есть и правильно вести себя в школьной столовой. У детей, не умев-

ших пользоваться туалетом, этот навык вырабатывается. В классе

должен быть введен порядок дежурства учащихся. Дежурный дол-

жен знать и выполнять свои обязанности: он раздает тетради, моет

тряпку, предназначенную для вытирания доски, убирает мусор с

пола, следит, чтобы дети не сорили и убирали игрушки на место.

В результате большой работы, проводимой в течение четырех

лет обучения в начальной школе, дети приобретают навыки само-

обслуживания и становятся гораздо более самостоятельными, что

можно наблюдать не только в школе, но и дома и на улице.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.