Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие речи. Уроки развития речи, включающие в себя занятия по озна-
Уроки развития речи, включающие в себя занятия по озна- комлению с окружающим, экскурсии, а также специальные ло- гопедические занятия направлены на расширение у детей пред- ставлений об окружающем мире и умений пользоваться речью. Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять неслож- ные инструкции, формируют умение общаться со взрослыми, с детьми, обучают вопросо-ответной речи, диалогической речи, связному высказыванию с помощью взрослого. Занятия по разви- тию речи имеют целью не механическое заучивание детьми новых слов и оборотов речи, они направлены на то, чтобы слово спо- собствовало осмыслению практического опыта, приобретаемого детьми, в быту, при самообслуживании, во всех видах обучения. На уроках и экскурсиях дети усваивают элементарные представ- ления о природе и окружающем мире, для чего используется до- ступный непосредственному восприятию материал по различным темам («Овощи», «Деревья», «Комнатные растения», «Животные», «Времена года» и т.д.). Организуя наблюдения, беседы, практические работы, учитель стремится к тому, чтобы создать обстановку доброжелательности, когда дети чувствуют проявляемое к ним внимание, когда на- граждается похвалой малейший успех, малейшая попытка его до- стичь. Дети учатся называть свое имя, фамилию, имена товари- щей, части тела и лица, усваивают названия помещений {комна- та, класс, коридор, зал) и предметов, находящихся в этих помеще- ниях. Для того чтобы повысить речевую активность, нужно ста- вить детей в такие ситуации, когда речь необходима (например, у ребенка недостает какого-либо учебного предмета: «У меня нет карандаша», «Дайте, пожалуйста, тетрадь» и т.д.), включать речь в игру (игры «Кто ушел?», «Позови», «Кто так кричит?»). Одно- временно учитель ведет работу по расширению и уточнению сло- варного запаса учащихся, основанную на изучении предметов и явлений окружающего мира. Главное требование при этом — мак- симально возможная наглядность. Если речь идет о рыбах, то надо принести в класс живых рыбок в аквариуме, если о животных — объемные модели (игрушку, муляж), если о посуде — настоящую посуду и т.д. Сначала происходит знакомство с натуральным объек- том или его муляжом, выясняется, из каких частей он состоит, его признаки и свойства, функциональное назначение. Лишь пос- ле этого проводятся сопоставление с его изображением на кар- тинке, находят данный предмет и его изображение среди других предметов и картинок, выделяют различные признаки (цвет, фор- му, величину, вкус, назначение, определяют принадлежность к тому или иному роду предметов. На этих уроках важно пользо- ваться приемом сравнения; он должен применяться практически при прохождении любой темы. Сопоставление двух разных объек- тов (например, собаки и кошки, чашки и тарелки и т.д.), нахож- дение сходных признаков и различий исключительно полезны для развития и речи, и мышления детей, для обогащения их пред- ставлений, развития восприятия и памяти. Следует также при каждой возможности выявлять причинно- следственные отношения между изучаемыми объектами. (Набежа- ли тучи, значит, может быть дождь; Почему мама взяла зонт? Потому что на улице дождь; Почему девочка на картинке плачет? У нее шар улетел; С чашкой надо обращаться осторожно, потому что она хрупкая, может разбиться, и т.д.) Вся речевая работа с тяжело умственно отсталыми детьми дол- жна осуществляться согласованно, единым комплексом, — в клас- се, группе продленного дня и родителями в семье. Только в этом случае она будет эффективна. За первый учебный год у детей значительно активизируется и обогащается речь. Резко сокраща- ется количество так называемых безречевых детей. У большин- ства учащихся появляются элементарная фразовая речь, слова- обобщения, расширяются словарный запас, представления об окружающем. За четыре года обучения в младших классах с учащимися про- водится большая работа по развитию речи. На уроках и экскурсиях у них вырабатываются и закрепляются умения: - соотносить предмет с его изображением, узнавать предмет по изображению и называть его; - давать простейшую характеристику предмета по внешним и функциональным признакам; - сравнивать предметы по их существенным признакам; - употреблять в разговорной речи знакомые слова, используя предлоги, прилагательные и некоторые наречия; - составлять простые предложения по демонстрируемым дей- ствиям, картинкам, вопросам учителя. Даются элементарные знания о растениях, диких и домашних животных, птицах, явлениях природы, труде людей и т.д.; выра- батываются простейшие умения по выращиванию некоторых рас- тений в комнатных условиях.
|