Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Светлана Д., 8 лет.






Светлана поступила в I класс из семьи. Диагноз: болезнь Дауна, оли-

гофрения в степени глубокой имбецильности. Физически слабая, ма-

ленького роста. Речь косноязычная, зрение снижено, сильное косоглазие.

Девочка обидчива, плаксива. Долго не шла в класс без мамы, не мог-

ла привыкнуть к школе, к коллективу детей и к учительнице: залезала

под парту, плакала и твердила «хочу домой».

У ребенка отмечены навязчивые действия (грызет карандаш или руч-

ку). Внимание рассеянное, надо постоянно привлекать ее внимание к

работе. Девочка быстро утомляется.

Потребовались усилия, чтобы организовать ее на уроке, побудить к

общению, к выполнению задания. В течение примерно 2 — 3 месяцев шла

каждодневная кропотливая работа по приучению девочки к школе. Света

перестала плакать, но привычка залезать под парту сохраняется.

Речь у девочки — отдельные слова и короткая аграмматичная фраза,

сложное косноязычие. Структура слов нарушена. Словарь бедный. По-

нимает обиходную обращенную речь. На вопросы отвечает односложно.

Не может сказать, с кем она живет, назвать домашний адрес, город, в

котором живет, время года, своего возраста не знает, отвечает «пять

лет». Показывает только некоторые части тела (голова, нога, рука),

значения таких слов, как «спина», «шея», «грудь», не знает. Путает

правую и левую части тела. Окружающую обстановку знает, показывает

и называет предметы в комнате, а также предметные изображения на

картинках. Обобщающих понятий («игрушки», «одежда» и пр.) в ак-

тивном словаре нет, в пассивном есть некоторые (по обобщающему

| слову «одежда», «овощи выбирает нужные картинки). Цвета сличает,

по названию знает только красный. Прямой числовой ряд — до 2 (даль-

ше — «6, 8, 5»). В практических задачах (группировка, вкладки) долго

не понимает задания, делает медленно, нерешительно, справляется,

только получив помощь, с трудом переключается с одного задания на

другое.

Разрезную картинку даже из двух частей сложить не может.

Мелкая моторика сильно нарушена.

Костя Т., 9 лет.

Диагноз: олигофрения в степени имбецильности (после энцефали-

та), микроцефалия; бронхиальная астма; нарушение зрения.

До школы мальчик некоторое время посещал специальный детский

I сад для умственно отсталых детей. Физически слабый ребенок, часто и

подолгу болеет. Избирательно общителен, двигательно расторможен, су-

етлив, непоседлив, несколько угловат, неловок. Себя Костя обслужива-

ет, дружен с товарищами, любит играть, любимые игрушки — кубики,

автомашина. Настроение у ребенка всегда хорошее, ему недоступно пе-

реживание своих неуспехов в работе, он не реагирует на замечания пе-

дагога, повторяя постоянно одну и ту же фразу: «Ну и что ж, ну и пусть».

В начале года на фронтальных занятиях не работал почти совсем, вста-

вал, ходил по классу, разговаривал, был очень отвлекаем, истощаем.

Память у ребенка плохая, темп усвоения материала крайне медленный,

усваивает материал лишь частично.

При обследовании называет свое имя, фамилию, возраста не зна-

ет. В окружающем ориентируется, обращенную речь понимает, показы-

вает предметные картинки правильно, активный словарь беден. Неко-

торые обобщающие понятия в пассиве есть, но пользоваться ими не

умеет (при просьбе разложить картинки на группы все путает). Сюжет-

ных картинок со скрытым смыслом не понимает, разрезную картинку

может сложить лишь из 2 частей, с «почтовым ящиком» справляется

способом проб и ошибок. Пирамидку из 10 колец собрать не может, из

5 колец собирает. Фонематический слух резко снижен, фраза нераспро-

страненная, косноязычная, с аграмматизмами, нет согласования слов.

Только хорошо зная ребенка, учитывая особенности его ха-

рактера и интеллекта, учитель может добиться положительных

результатов в процессе обучения и воспитания своих учеников.

Изучение учащихся — один из важнейших разделов работы учи-

теля с глубоко умственно отсталыми детьми.

Наблюдения за детьми на уроках показали, что многие дети

совершенно не подготовлены к школьному обучению, они «не

умеют учиться», контакт с ними затруднен, детский коллектив

организуется трудно, из-за чего почти невозможна фронтальная

работа.

В начале обучения основной его задачей и критерием его ус-

пешности является не столько овладение детьми общеобразова-

тельными знаниями, сколько поднятие уровня самообслужива-

ния, элементарной культуры поведения и общения, развития

моторики, речи, умений ручного труда.

Можно выделить следующие основные задачи начального обу-

чения тяжело умственно отсталых детей.

1. Установление контакта, воспитание умения подчиняться стар-

шим, режиму, правилам поведения. Воспитание элементарного

контроля за своим поведением, умения поступать в соответствии

с ситуацией, привитие понятий «можно —нельзя», «хорошо —

плохо». Воспитание вежливости.

2. Включение в коллектив группы, класса. Организация коллек-

тивных и индивидуальных игр. Обучение игре.

3. Воспитание бытовой ориентировки, элементарной самосто-

ятельности, санитарно-гигиенических навыков и в конечном сче-

те — социальной адаптации.

4. Установление связи с семьей и координация совместной ра-

боты по воспитанию и развитию ребенка (соблюдение режима

дня, организация домашних занятий, соблюдение общих требо-

ваний и т.д.).

5. Развитие общей моторики, коррекция недостатков двигатель-

ной сферы. Развитие мелкой ручной моторики.

6. Развитие предметно-практической, конструктивной, изоб-

разительной деятельности. Сенсорное воспитание — это форми-

рование основных представлений и понятий о величине, цвете,

форме, пространстве и т.д. и воспитание умения ими пользо-

ваться.

7. Развитие речи. Исправление речевых дефектов (логопедиче-

ская работа).

8. Развитие познавательных возможностей детей, обучение их

грамоте, счету, элементарному труду.

9. Воспитание положительного отношения к трудовой деятель-

ности.

10. Включение детей в коллектив школы, детского дома, учас-

тие в утренниках и других школьных мероприятиях.

Содержание и организация коррекционно-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.