Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Светлана Д., 8 лет.
Светлана поступила в I класс из семьи. Диагноз: болезнь Дауна, оли- гофрения в степени глубокой имбецильности. Физически слабая, ма- ленького роста. Речь косноязычная, зрение снижено, сильное косоглазие. Девочка обидчива, плаксива. Долго не шла в класс без мамы, не мог- ла привыкнуть к школе, к коллективу детей и к учительнице: залезала под парту, плакала и твердила «хочу домой». У ребенка отмечены навязчивые действия (грызет карандаш или руч- ку). Внимание рассеянное, надо постоянно привлекать ее внимание к работе. Девочка быстро утомляется. Потребовались усилия, чтобы организовать ее на уроке, побудить к общению, к выполнению задания. В течение примерно 2 — 3 месяцев шла каждодневная кропотливая работа по приучению девочки к школе. Света перестала плакать, но привычка залезать под парту сохраняется. Речь у девочки — отдельные слова и короткая аграмматичная фраза, сложное косноязычие. Структура слов нарушена. Словарь бедный. По- нимает обиходную обращенную речь. На вопросы отвечает односложно. Не может сказать, с кем она живет, назвать домашний адрес, город, в котором живет, время года, своего возраста не знает, отвечает «пять лет». Показывает только некоторые части тела (голова, нога, рука), значения таких слов, как «спина», «шея», «грудь», не знает. Путает правую и левую части тела. Окружающую обстановку знает, показывает и называет предметы в комнате, а также предметные изображения на картинках. Обобщающих понятий («игрушки», «одежда» и пр.) в ак- тивном словаре нет, в пассивном есть некоторые (по обобщающему | слову «одежда», «овощи выбирает нужные картинки). Цвета сличает, по названию знает только красный. Прямой числовой ряд — до 2 (даль- ше — «6, 8, 5»). В практических задачах (группировка, вкладки) долго не понимает задания, делает медленно, нерешительно, справляется, только получив помощь, с трудом переключается с одного задания на другое. Разрезную картинку даже из двух частей сложить не может. Мелкая моторика сильно нарушена. Костя Т., 9 лет. Диагноз: олигофрения в степени имбецильности (после энцефали- та), микроцефалия; бронхиальная астма; нарушение зрения. До школы мальчик некоторое время посещал специальный детский I сад для умственно отсталых детей. Физически слабый ребенок, часто и подолгу болеет. Избирательно общителен, двигательно расторможен, су- етлив, непоседлив, несколько угловат, неловок. Себя Костя обслужива- ет, дружен с товарищами, любит играть, любимые игрушки — кубики, автомашина. Настроение у ребенка всегда хорошее, ему недоступно пе- реживание своих неуспехов в работе, он не реагирует на замечания пе- дагога, повторяя постоянно одну и ту же фразу: «Ну и что ж, ну и пусть». В начале года на фронтальных занятиях не работал почти совсем, вста- вал, ходил по классу, разговаривал, был очень отвлекаем, истощаем. Память у ребенка плохая, темп усвоения материала крайне медленный, усваивает материал лишь частично. При обследовании называет свое имя, фамилию, возраста не зна- ет. В окружающем ориентируется, обращенную речь понимает, показы- вает предметные картинки правильно, активный словарь беден. Неко- торые обобщающие понятия в пассиве есть, но пользоваться ими не умеет (при просьбе разложить картинки на группы все путает). Сюжет- ных картинок со скрытым смыслом не понимает, разрезную картинку может сложить лишь из 2 частей, с «почтовым ящиком» справляется способом проб и ошибок. Пирамидку из 10 колец собрать не может, из 5 колец собирает. Фонематический слух резко снижен, фраза нераспро- страненная, косноязычная, с аграмматизмами, нет согласования слов. Только хорошо зная ребенка, учитывая особенности его ха- рактера и интеллекта, учитель может добиться положительных результатов в процессе обучения и воспитания своих учеников. Изучение учащихся — один из важнейших разделов работы учи- теля с глубоко умственно отсталыми детьми. Наблюдения за детьми на уроках показали, что многие дети совершенно не подготовлены к школьному обучению, они «не умеют учиться», контакт с ними затруднен, детский коллектив организуется трудно, из-за чего почти невозможна фронтальная работа. В начале обучения основной его задачей и критерием его ус- пешности является не столько овладение детьми общеобразова- тельными знаниями, сколько поднятие уровня самообслужива- ния, элементарной культуры поведения и общения, развития моторики, речи, умений ручного труда. Можно выделить следующие основные задачи начального обу- чения тяжело умственно отсталых детей. 1. Установление контакта, воспитание умения подчиняться стар- шим, режиму, правилам поведения. Воспитание элементарного контроля за своим поведением, умения поступать в соответствии с ситуацией, привитие понятий «можно —нельзя», «хорошо — плохо». Воспитание вежливости. 2. Включение в коллектив группы, класса. Организация коллек- тивных и индивидуальных игр. Обучение игре. 3. Воспитание бытовой ориентировки, элементарной самосто- ятельности, санитарно-гигиенических навыков и в конечном сче- те — социальной адаптации. 4. Установление связи с семьей и координация совместной ра- боты по воспитанию и развитию ребенка (соблюдение режима дня, организация домашних занятий, соблюдение общих требо- ваний и т.д.). 5. Развитие общей моторики, коррекция недостатков двигатель- ной сферы. Развитие мелкой ручной моторики. 6. Развитие предметно-практической, конструктивной, изоб- разительной деятельности. Сенсорное воспитание — это форми- рование основных представлений и понятий о величине, цвете, форме, пространстве и т.д. и воспитание умения ими пользо- ваться. 7. Развитие речи. Исправление речевых дефектов (логопедиче- ская работа). 8. Развитие познавательных возможностей детей, обучение их грамоте, счету, элементарному труду. 9. Воспитание положительного отношения к трудовой деятель- ности. 10. Включение детей в коллектив школы, детского дома, учас- тие в утренниках и других школьных мероприятиях. Содержание и организация коррекционно-
|