Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развития детей с тяжелыми нарушениями интеллекта






Одна из наиболее актуальных проблем коррекционной психо-

лого-педагогической помощи детям с выраженными нарушения-

ми развития — их раннее и дошкольное воспитание и обучение.

Специальными психологическими исследованиями доказано, что,

чем раньше начинается специальная коррекционная работа, тем

больше возможностей имеется для эффективного продвижения

аномального ребенка. Младший возраст как период наибольшей

пластичности нервной системы и восприимчивости к обучению

наиболее сензитивен для формирования важнейших видов психи-

ческой деятельности, в это время закладывается основа дальней-

шего развития ребенка.

Осознание обществом (определенными его кругами) огромно-

го значения ранней коррекционной работы с детьми с аномалия-

ми развития в последние 30 лет совершенно изменило подход к

воспитанию таких детей. Указания на важность ранней коррекции

аномальных детей и некоторые психолого-педагогические реко-

мендации имелись в литературе 1960—1970-х гг. (A. Brauner,

F. Brauner, 1960; S.Kirk, 1961; Т. А. Власова, 1966; А. А. Ватажина,

1971; Г. В. Цикото, 1968, 1970), однако практика ранней психолого-

педагогической помощи этим детям была совершенно не разра-

ботана. Если 20 лет назад почти всегда, а 10 лет назад весьма

часто ребенку с тяжелой аномалией развития ставился диагноз

«необучаемый» и родителям предлагалось, ухаживая за ребен-

ком, лишь приучать его к элементарному самообслуживанию и

ждать возможного «созревания» либо отказаться от ребенка, оп-

ределив его в специнтернат, где в то время работа с детьми ран-

него и дошкольного возраста находилась на весьма низком уров-

не, то в настоящее время развернута широкая сеть дошкольных

учреждений для детей с различными нарушениями развития,

проводятся научные исследования, созданы программы и мето-

дические пособия по работе с ними. В последние годы большое

внимание обращается и на исследования, и на организацию по-

мощи детям самого раннего возраста. Признано, что ранняя сти-

муляция развития ребенка с тяжелой умственной отсталостью, аби-

литация средствами образования должна начинаться с первых

недель его жизни.

Эффективность такой работы обеспечивается рядом условий,

соблюдение которых составляет основу современного подхода к

проблеме.

1. Комплексный подход к раннему выявлению и ранней коррек-

ции отклонений в развитии у детей, начиная с роддома, где необ-

ходимо вводить карту риска, которую затем передавать в поликли-

нику по месту жительства ребенка; комплексное наблюдение, осу-

ществляемое специалистами. Диагностика развития — не только

одноразовая постановка диагноза, но и контроль и текущий мони-

торинг на каждом этапе возрастного развития*.

2. Вовлечение родителей в работу по ранней коррекции разви-

тия детей и обучение родителей. Родители как педагоги в разви-

тии маленького ребенка играют важнейшую роль. Взаимодействие

матери и маленького ребенка с нарушением развития определяет

успешность его эмоционально-коммуникативного развития. Очень

важно осознание родителями того, что их ребенок может учиться

и от них зависит создание таких условий, чтобы он продвигался

теми темпами, на которые способен.

3. Позитивное отношение и вера в возможности ребенка. У де-

тей с затрудненной обучаемостью, в сущности, можно сформи-

ровать большинство из тех умений, которыми владеют обычные

дети, если сразу после установления диагноза начать регулярные

и правильно построенные занятия. Такой подход является одной

из важных сторон гуманизации специального образования на со-

временном этапе.

4. Ранняя интеграция в среду здоровых сверстников. Однако к

этой кардинальной задаче в отношении тяжело умственно от-

сталых детей раннего возраста необходимо подходить с осто-

рожностью. Попадая в группу здоровых детей, такой ребенок

часто оказывается в одиночестве: играть с другими детьми он

не умеет, а воспитатель не может оставить детей, чтобы зани-

маться с ним одним. Да и знаний об особенностях развития

таких детей у большинства воспитателей массовых детских са-

дов практически нет. Кроме того, отношение здоровых детей к

ребенку с отклонениями в развитии весьма неоднозначно. В ре-

зультате этого эмоционально-коммуникативному развитию ре-

* См.: Стребелева Е.А. Комплексный подход к раннему выявлению и ранней

коррекции отклоняющегося развития у детей: Проблемы младенчества: нейро-

психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений:

Материалы научно-практической конференции. — М., 1999.

бенка может быть нанесен ущерб. В то же время ни в коем случае

нельзя отказываться от основной цели — расширения круга об-

щения ребенка, его социализации. Имеется положительный опыт

(в основном зарубежный) посещения детьми с болезнью Дауна

детских садов и групп для нормально развивающихся детей. От-

мечается, что дети с тяжелыми нарушениями начинают лучше

взаимодействовать с окружающими людьми, общаться со сверст-

никами, становятся более самостоятельными. Для достижения

успеха необходимо комбинированное воздействие на ребенка:

организация специальной работы и включение в коллектив здо-

ровых детей.

Помощь детям раннего и дошкольного возраста с нарушени-

ями развития, умственной отсталостью (в том числе с ее тяже-

лой степенью) и их семьям осуществляется в России в специ-

альных (коррекционных) учреждениях, функционирующих в

системах здравоохранения, образования и социальной защиты.

Для детей раннего возраста (от 2 до 4 лет) с органическими

поражениями ЦНС имеются специализированные ясли (центры

психического здоровья) и дома ребенка в системе здравоохране-

ния. Для детей дошкольного возраста (от четырех до восьми лет)

с органическими поражениями ЦНС, также в системе здравоох-

ранения, есть специализированные психоневрологические сана-

тории, куда принимаются дети, у которых умственная отсталость

осложнена психоневрологическими заболеваниями (эписиндром,

шизофреноподобный синдром, невротические и поведенческие

нарушения и др.).

Поскольку диагностика степени умственной отсталости в ран-

нем и дошкольном возрасте и различия в динамике развития де-

тей требуют зачастую длительного наблюдения за ребенком в

процессе коррекционного обучения, в этих учреждениях могут

оказаться дети с различной степенью интеллектуального дефекта.

Для коррекционной работы в этих учреждениях имеются или в

настоящее время разрабатываются программно-методические ма-

териалы.

В детских домах-интернатах системы социальной защиты име-

ются дошкольные отделения, куда принимаются дети с тяжелой

умственной отсталостью в возрасте от четырех лет. В этих учрежде-

ниях ведется коррекционно-педагогическая работа по имеющей-

ся специальной программе.

В системе образования дети с тяжелой умственной отсталостью

дошкольного возраста могут приниматься в дошкольные (или

подготовительные) группы при специальных (коррекционных)

школах VIII вида и школах-интернатах.

В последние годы в нашей стране создаются различные реаби-

литационные центры, где оказывается помощь детям с тяжелой

умственной отсталостью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.