Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Методы обучения






    Методы обучения определяются как способы совместной дея-

    тельности педагога и учащихся с целью решения учебных задач.

    По определению Ю.К. Бабанского, метод обучения есть «способ

    упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и

    обучаемых, деятельности, направленной на решение задач обра-

    зования, воспитания и развития»*.

    Метод обучения включает в себя ряд отдельных приемов. На-

    пример, на уроке труда учитель использует наглядно-практиче-

    ский метод обучения как основной способ формирования умений

    и навыков. При этом применяются различные приемы контроля

    за работой учащихся и анализа полученных результатов.

    При обучении важно использовать приемы, направленные на

    обеспечение доступности учебных знаний. Это достигается деталь-

    ным расчленением материала при сохранении логичности его по-

    строения; строгой дозированностью учебной нагрузки учащихся

    при постоянном контроле за пониманием объяснений учителя;

    обязательной повторяемостью программного материала.

    Методы специальной педагогики в основном совпадают с мето-

    дами общей педагогики и традиционно подразделяются на:

    словесные методы. Это инструкция, рассказ, беседа, объясне-

    ние и т.п;

    наглядные методы. К ним относятся показ изучаемых предме-

    тов, изображений, организация наблюдений учащихся, показ

    кино- и видеофильмов и др.;

    * Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной

    школе. — М., 1985.

    практические методы. Они включают дидактические и сюжет-

    но-ролевые игры, упражнения, выполнение трудовых и социаль-

    но-бытовых заданий.

    В учебной работе с тяжело умственно отсталыми детьми сло-

    весные (вербальные) методы обучения малоэффективны. Для де-

    тей характерны грубые нарушения речи, а многие из них к млад-

    шему школьному возрасту все еще остаются безречевыми. Это оз-

    начает, что речь педагога, особенно на начальных этапах обуче-

    ния, не может являться для учеников средством познания окру-

    жающего мира, инструкции и объяснения учителя не выполняют

    своей регуляторной функции. Позднее значение словесных мето-

    дов возрастает, но и в дальнейшем они будут играть лишь вспомо-

    гательную роль по отношению к наглядным и практическим ме-

    тодам обучения.

    Как уже говорилось (см. главу 2), для детей младшего школь-

    ного возраста с тяжелой интеллектуальной недостаточностью ха-

    рактерны поверхностное, глобальное восприятие предмета, от-

    сутствие ориентировочной деятельности, несформированность ана-

    лиза и синтеза, приемов сравнения. Все эти особенности обусло-

    вили специфику в использовании наглядных методов обучения.

    Переход к наглядным методам требует большой предваритель-

    ной работы. Хорошо различая натуральный образец, дети часто не

    могут узнать его на картинке. Здесь требуется целенаправленная

    работа по соотнесению предмета с его изображением. Обыгрыва-

    ются предметы и действия с ними, ставятся уточняющие вопро-

    сы, направляющие внимание учащихся на признаки, различаю-

    щие данные предметы, их изображения.

    Надо учитывать, что внимание учащихся малоустойчиво и они

    не могут долго фиксировать его на объектах, демонстрируемых

    учителем. Следует придерживаться определенных правил исполь-

    зования наглядных средств. В ходе урока на столах детей должны

    быть только те предметы, которые необходимы для учебного про-

    цесса. Наиболее оптимальное количество для работы с учащимися

    начальных классов 2 — 4 предмета. При этом наглядный материал

    должен быть ярких, насыщенных тонов.

    На картинках, широко используемых на уроках, должны быть

    представлены только те предметы или показаны только те дей-

    ствия с ними, о которых будет идти речь. Ничего лишнего они не

    должны содержать.

    Распространенный метод наглядного обучения — организация

    и проведение с учащимися экскурсий, в ходе которых они знако-

    мятся с предметами и явлениями природы в реальных, естествен-

    ных условиях. Особое значение экскурсии приобретают при про-

    ведении предметных уроков и занятий по социально-бытовой ори-

    ентировке. В коррекционной работе с тяжело умственно отсталы-

    ми детьми необходимо обеспечить постоянную практику прове-

    дения общеобразовательных и специальных (тематических) экс-

    курсий, дающих детям опыт познания окружающей жизни.

    К наглядным методам обучения относится демонстрация кино-

    и видеофильмов. В настоящее время имеется возможность исполь-

    зования видеоматериалов практически на всех этапах учебного

    процесса, в особенности на уроках развития речи и социально-

    бытовой ориентировки.

    Наибольший эффект в коррекционно-педагогической работе с

    тяжело умственно отсталыми детьми дает сочетание наглядных и

    практических методов обучения. Именно наглядно-практическая

    деятельность детей, направляемая учителем, способствует осмыс-

    ленному овладению речью, развитию пространственных представ-

    лений, конструктивных и графических навыков, формированию

    и развитию наглядного мышления.

    Одной из главных форм практического метода является игро-

    вая деятельность, которая доминирует на младших годах обуче-

    ния. При этом, учитывая тяжелую интеллектуальную недостаточ-

    ность детей, сначала их обучают игровой деятельности как тако-

    вой и лишь затем игра выступает как метод обучения.

    Игры можно проводить в начале урока, чтобы привлечь вни-

    мание воспитанников к новому материалу, в середине урока —

    с целью смены видов деятельности и поднятия интереса к изуча-

    емой теме, в конце урока (что бывает чаще всего) — для закреп-

    ления пройденного материала.

    Наглядность и непосредственная деятельность с предметами

    занимают ведущее место на старших годах обучения в ходе трудо-

    вой подготовки и проведения занятий по социально-бытовой ори-

    ентировке. На этих уроках учащиеся овладевают необходимыми

    практическими навыками и социальными формами поведения. Сле-

    дует подчеркнуть, что наглядные и практические методы обяза-

    тельно сочетаются со словесными инструкциями учителя, с объяс-

    нением хода выполнения задания и т.п.

    Вопросы и задания

    1. В чем заключаются особенности использования общедидактических

    принципов в работе с учащимися, страдающими тяжелой умственной

    отсталостью?

    2. Охарактеризуйте особенности применения специальных принци-

    пов в обучении детей с тяжелой степенью интеллектуального недораз-

    вития.

    3. Каково содержание обучения учащихся по общеобразовательным

    предметам?

    4. Охарактеризуйте содержание трудового обучения и предмета «Со-

    Циально-бытовая ориентировка».

    5. В чем заключается своеобразие использования методов обучения в

    коррекционной работе с тяжело умственно отсталыми детьми?






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.