Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И индивидуально






Состав детей с выраженной умственной отсталостью по разно-

образию нарушений, их сочетаний и степени выраженности весь-

ма сложен и неоднороден. Дети одного возраста нередко оказыва-

ются совершенно различными по своему психическому состоя-

нию и интеллектуальному уровню. Дети с однородным дефектом,

но разного возраста также часто находятся на разных уровнях раз-

вития. Кроме того, нередки случаи, когда длительное наблюдение

за развитием ребенка и его динамикой в процессе обучения резко

меняют первоначальное впечатление о нем. Дети заторможенные,

астеничные, педагогически запущенные часто дают во время пер-

вичного знакомства с ними результаты значительно ниже своих

возможностей, производят впечатление необучаемых. В условиях

систематических занятий в ставшей для них привычной обстанов-

ке у них наблюдаются гораздо лучшие показатели развития, чем

можно было ожидать. Напротив, бывают случаи, когда ребенок,

казавшийся относительно благополучным, почти не развивается

или его состояние периодически то ухудшается, то улучшается, и

он оказывается крайне труден в обучении. Все это осложняет воп-

рос комплектования групп и организации общегрупповой и под-

групповой работы. Очевидно, что при подборе детей надо стре-

миться к относительной однородности состава группы, которая

дает возможность эффективнее проводить педагогическую работу

с детьми позволяя предъявлять к ним при условии индивидуаль-

ного подхода некие единые требования.

Целесообразно комплектовать группы детей, учитывая возраст

и уровень общего и интеллектуального развития ребенка, уровень

познавательных процессов, запас знаний и представлений, воз-

можности самообслуживания. Программный материал, предъяв-

ляемый детям такой группы, может быть более однородным, чем

при наличии в группе детей с большей возрастной и уровневой

разницей по интеллекту.

Следует, однако, иметь в виду, что в любом случае в группе

окажутся дети, отличающиеся друг от друга по уровню общего

развития, возможностям обучения и еще более по уровню раз-

вития отдельных сторон психической деятельности. Например,

это могут быть дети с относительно сохранными моторными

функциями и с тяжелыми двигательными нарушениями, с эле-

ментарно развитой речью и совершенно безречевые, дети двига-

тельно расторможенные, беспокойные и пассивные и т.д. Поэто-

му в каждом виде занятий в группе будут дети менее и более силь-

ные; последние могут служить примером для других детей и опо-

рой воспитателю.

Необходимо отметить, что вследствие психической пассивно-

сти, трудностей привлечения внимания и его неустойчивости,

отсутствия понимания речи, трудностей контакта дети раннего

возраста с поражениями центральной нервной системы могут ов-

ладевать какими-либо новыми умениями только с помощью взрос-

лого, часто лишь в процессе непосредственного совместного дей-

ствия и показа. Игры и занятия с этими детьми в основном долж-

ны проводиться индивидуально. Лишь постепенно, с развитием у

детей большей устойчивости внимания, приобретением ими уме-

ния выполнять задание по слову и координировать свои действия

с действиями других детей, количество участвующих в занятии

можно увеличить, сделать занятия групповыми.

Наиболее эффективны занятия, которые педагог проводит не

со всеми детьми группы одновременно, а с небольшими подгруп-

пами в 3 — 5 человек, если их состояние и возможности к заняти-

ям сходны и примерно одинаков уровень общего развития и со-

стояния речи. От правильного подбора детей в такие подгруппы

зависит часто успешность работы с ними. Не всегда имеет смысл

отделять детей с более развитой речью от безречевых. Наличие

говорящего ребенка среди нескольких неговорящих стимулирует

у последних появление активной речи.

Выпадают из обще групповых занятий обычно дети, которые

не могут подчинить своего поведения общим требованиям,

предъявляемым к детям в групповых занятиях. Их поведение не-

организованно, они либо крайне двигательно расторможены, либо,

наоборот, тихи, замкнуты и чувствуют себя чрезвычайно подав-

ленно в коллективе. В индивидуальных занятиях или занятиях в

небольшой (2 — 3 человека) подгруппе такие дети могут лучше

проявить свои возможности. Это относится также к детям с тяже-

лыми локальными двигательными и сенсорными (снижение слу-

ха, зрения) нарушениями. При улучшении состояния этих детей

по возможности их нужно подключать к работе в подгруппе.

Число участвующих в занятии определяется также характером

занятия. Так, подвижные игры, музыкальные занятия, слушание

сказки, показ и обыгрывание игрушки проводятся в группе. Заня-

тия, на которых ребенок не только слушает и смотрит, но и дол-

жен сам производить разнообразные действия (действия с пред-

метами, игра, начало изобразительной и конструктивной деятель-

ности, речевые занятия, практические действия по самообслужи-

ванию) с детьми младенческого и частично раннего возраста про-

водятся индивидуально, в совместных действиях со взрослым.

В дошкольных группах режимные моменты, воспитание детей

в их повседневной жизни, игры, обучение самообслуживанию вос-

питатель проводит в основном со всеми детьми группы. Учитель-

дефектолог занимается с детьми по подгруппам и индивидуально.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.