Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • И индивидуально






    Состав детей с выраженной умственной отсталостью по разно-

    образию нарушений, их сочетаний и степени выраженности весь-

    ма сложен и неоднороден. Дети одного возраста нередко оказыва-

    ются совершенно различными по своему психическому состоя-

    нию и интеллектуальному уровню. Дети с однородным дефектом,

    но разного возраста также часто находятся на разных уровнях раз-

    вития. Кроме того, нередки случаи, когда длительное наблюдение

    за развитием ребенка и его динамикой в процессе обучения резко

    меняют первоначальное впечатление о нем. Дети заторможенные,

    астеничные, педагогически запущенные часто дают во время пер-

    вичного знакомства с ними результаты значительно ниже своих

    возможностей, производят впечатление необучаемых. В условиях

    систематических занятий в ставшей для них привычной обстанов-

    ке у них наблюдаются гораздо лучшие показатели развития, чем

    можно было ожидать. Напротив, бывают случаи, когда ребенок,

    казавшийся относительно благополучным, почти не развивается

    или его состояние периодически то ухудшается, то улучшается, и

    он оказывается крайне труден в обучении. Все это осложняет воп-

    рос комплектования групп и организации общегрупповой и под-

    групповой работы. Очевидно, что при подборе детей надо стре-

    миться к относительной однородности состава группы, которая

    дает возможность эффективнее проводить педагогическую работу

    с детьми позволяя предъявлять к ним при условии индивидуаль-

    ного подхода некие единые требования.

    Целесообразно комплектовать группы детей, учитывая возраст

    и уровень общего и интеллектуального развития ребенка, уровень

    познавательных процессов, запас знаний и представлений, воз-

    можности самообслуживания. Программный материал, предъяв-

    ляемый детям такой группы, может быть более однородным, чем

    при наличии в группе детей с большей возрастной и уровневой

    разницей по интеллекту.

    Следует, однако, иметь в виду, что в любом случае в группе

    окажутся дети, отличающиеся друг от друга по уровню общего

    развития, возможностям обучения и еще более по уровню раз-

    вития отдельных сторон психической деятельности. Например,

    это могут быть дети с относительно сохранными моторными

    функциями и с тяжелыми двигательными нарушениями, с эле-

    ментарно развитой речью и совершенно безречевые, дети двига-

    тельно расторможенные, беспокойные и пассивные и т.д. Поэто-

    му в каждом виде занятий в группе будут дети менее и более силь-

    ные; последние могут служить примером для других детей и опо-

    рой воспитателю.

    Необходимо отметить, что вследствие психической пассивно-

    сти, трудностей привлечения внимания и его неустойчивости,

    отсутствия понимания речи, трудностей контакта дети раннего

    возраста с поражениями центральной нервной системы могут ов-

    ладевать какими-либо новыми умениями только с помощью взрос-

    лого, часто лишь в процессе непосредственного совместного дей-

    ствия и показа. Игры и занятия с этими детьми в основном долж-

    ны проводиться индивидуально. Лишь постепенно, с развитием у

    детей большей устойчивости внимания, приобретением ими уме-

    ния выполнять задание по слову и координировать свои действия

    с действиями других детей, количество участвующих в занятии

    можно увеличить, сделать занятия групповыми.

    Наиболее эффективны занятия, которые педагог проводит не

    со всеми детьми группы одновременно, а с небольшими подгруп-

    пами в 3 — 5 человек, если их состояние и возможности к заняти-

    ям сходны и примерно одинаков уровень общего развития и со-

    стояния речи. От правильного подбора детей в такие подгруппы

    зависит часто успешность работы с ними. Не всегда имеет смысл

    отделять детей с более развитой речью от безречевых. Наличие

    говорящего ребенка среди нескольких неговорящих стимулирует

    у последних появление активной речи.

    Выпадают из обще групповых занятий обычно дети, которые

    не могут подчинить своего поведения общим требованиям,

    предъявляемым к детям в групповых занятиях. Их поведение не-

    организованно, они либо крайне двигательно расторможены, либо,

    наоборот, тихи, замкнуты и чувствуют себя чрезвычайно подав-

    ленно в коллективе. В индивидуальных занятиях или занятиях в

    небольшой (2 — 3 человека) подгруппе такие дети могут лучше

    проявить свои возможности. Это относится также к детям с тяже-

    лыми локальными двигательными и сенсорными (снижение слу-

    ха, зрения) нарушениями. При улучшении состояния этих детей

    по возможности их нужно подключать к работе в подгруппе.

    Число участвующих в занятии определяется также характером

    занятия. Так, подвижные игры, музыкальные занятия, слушание

    сказки, показ и обыгрывание игрушки проводятся в группе. Заня-

    тия, на которых ребенок не только слушает и смотрит, но и дол-

    жен сам производить разнообразные действия (действия с пред-

    метами, игра, начало изобразительной и конструктивной деятель-

    ности, речевые занятия, практические действия по самообслужи-

    ванию) с детьми младенческого и частично раннего возраста про-

    водятся индивидуально, в совместных действиях со взрослым.

    В дошкольных группах режимные моменты, воспитание детей

    в их повседневной жизни, игры, обучение самообслуживанию вос-

    питатель проводит в основном со всеми детьми группы. Учитель-

    дефектолог занимается с детьми по подгруппам и индивидуально.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.