Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Коррекционного воспитания и обучения






    Изучение детей лишь начинается в ПМПК при первичном об-

    следовании. После зачисления их в специальное учреждение оно

    продолжается и должно вестись целенаправленно и системати-

    чески.

    В первые дни пребывания ребенка в учреждении (школе, клас-

    се для детей с тяжелой умственной отсталостью, детском доме

    для инвалидов системы социальной защиты) проводится совмест-

    ное изучение педагогом и врачом его личного дела. Врач обращает

    внимание педагога на те факты в анамнезе и заключении психо-

    невролога, которые должны учитываться при выработке инди-

    видуального подхода к ребенку. Знание диагноза, структуры де-

    фекта позволит педагогу предупредить появление неблагоприят-

    ных черт характера и поведения у воспитанника, а также помо-

    жет выбрать такие методы учебной работы, которые наиболее

    ему доступны.

    Если у ребенка отмечается текущее заболевание, своевре-

    менное изучение медицинского дела позволит педагогу и врачу

    предвидеть и, если возможно, предупредить болезненные про-

    явления. Так, ребенок с частыми и тяжелыми эпилептическими

    припадками будет вовремя помещен в соответствующие усло-

    вия; для детей с гидроцефалией будет предусмотрен щадящий

    режим (пребывание на воздухе, особая система физических

    упражнений и т.д.).

    Если ребенок уже находился в детских учреждениях (дом ре-

    бенка, детский сад для умственно отсталых, коррекционная шко-

    ла), то следует познакомиться с имеющейся педагогической ха-

    рактеристикой, его тетрадями, рисунками. Получив необходимые

    сведения, можно с первых дней пребывания ребенка в новом уч-

    реждении успешнее наладить работу с ним.

    Данные педагогической документации помогут врачу выбрать

    пути подхода к ребенку при проведении лечения.

    Обязательным является и изучение протоколов обследования

    детей на ПМПК. Поданным протокола, можно судить об особен-

    ностях восприятия, мышления, памяти, речи, о запасе представ-

    лений, о способности к волевому усилию, о контактности ребен-

    ка и т.д.

    Таким образом, предварительное изучение личных дел детей—

    условие последующей успешной работы с ними.

    Далее следует уточнить группу, класс в которых следует нахо-

    диться ребенку. Безусловно, ПМПК решает и эту задачу, но при

    сложных дефектах это не всегда удается сделать в ходе одноразо-

    вого обследования. Необходимо более углубленное исследование,

    которое, однако, нежелательно затягивать, так как дети привы-

    кают к месту, воспитателю, и всякие изменения могут вызвать у

    них отрицательную реакцию.

    Именно поэтому в первое время пребывания ребенка в учреж-

    дении (первые две недели — месяц) необходимо уделить основ-

    ное внимание его целенаправленному изучению, которое прохо-

    дит в естественных условиях группы, класса, в процессе деятель-

    ности. При этом может проводиться и экспериментальное иссле-

    дование восприятия, мыслительных процессов, памяти, эмоцио-

    нально-волевых качеств. Выявляются также личностные особен-

    ности ребенка. На этом этапе изучения, когда решаются вопросы

    диагностического характера, определяется тактика индивидуаль-

    ного подхода к ребенку, исходя из выявленных особенностей его

    развития.

    На каждого воспитанника оформляется кроме медицинского

    педагогическое личное дело. За ведение и качество педагогиче-

    ской документации отвечает педагог, в группе которого находит-

    ся ребенок. В педагогическом деле должны храниться протокол

    обследования ПМПК, характеристики, работы ребенка (тетради,

    рисунки), дневники наблюдения за все годы. Указанная докумен-

    тация необходима для анализа успехов и неудач, для выявления

    динамики и перспектив в развитии ребенка.

    Таким образом, педагоги получают сведения о детях из наблю-

    дений за ними во время занятий, в режимные часы, при проведе-

    нии специальных обследований, бесед, при посещении семьи и т. п.

    На основании собранных сведений составляется индивидуаль-

    ный план работы, в котором указываются на ближайшее время

    задачи занятий с данным ребенком. Выявляются дети (подгруппы

    детей), к которым можно предъявлять сходные требования. Нали-

    чие индивидуальных планов позволяет составить календарные

    планы работы с подгруппами на определенные сроки. В дальней-

    шем изучение детей ведется изо дня в день и его результаты фик-

    сируются в дневнике наблюдений.

    Текущее систематическое изучение детей, которое начинается

    после этапа первичного (диагностического) их изучения, прово-

    дится педагогическим и медицинским персоналом в течение все-

    го их пребывания в данном учреждении. При этом используются

    такие психологические и медицинские методы, как наблюдение,

    беседы с ребенком, экспериментальные патопсихологические

    методики, апробированные задания игрового характера и пр. На-

    блюдение проводится и во время занятий, и в свободное время.

    Обращают внимание не только на психофизическое развитие ре-

    бенка, но и на его положение в детском коллективе, его взаимо-

    отношения со сверстниками.

    Изучение детей — дело очень сложное, требующее специаль-

    ных знаний и большой тщательности при сборе материалов. Надо

    хорошо представлять, что именно следует знать о ребенке, а со-

    брав сведения, уметь их обобщить.

    Устанавливается тесный контакт с родными ребенка, педагог

    при необходимости посещает семью, беседует с родителями. При

    этом выясняется состав семьи, взаимоотношения между ее чле-

    нами, материальные условия жизни, занятия родителей, отно-

    шение членов семьи к ребенку.

    Педагоги систематически следят и отмечают физическое со-

    стояние ребенка, изменения его роста, упитанности, осанки,

    общей моторики. Фиксируется наличие стереотипных и навязчи-

    вых движений в жестах, мимике. Обращается внимание на состо-

    яние слуха, зрения. В наблюдениях во время занятий, игр и т.д.

    отмечаются посильность для ребенка режима, принятого в учреж-

    дении, и учебной нагрузки, утомляемость ребенка.

    В наблюдениях на занятиях, во внеурочное время, из бесед с

    родителями выясняется состояние навыков самообслуживания:

    умеет ли ребенок одеваться, раздеваться, умываться, чистить зубы,

    пользоваться туалетом, застилать постель; каково его поведение

    за столом и владение навыками приема пищи.

    Во время занятий педагог отмечает, как легко удается при-

    влечь внимание ребенка, насколько оно устойчиво, какова его

    способность сосредоточиться, легко ли он переключается с одно-

    го вида деятельности на другой.

    Отмечаются также свойства памяти ребенка: быстро ли он за-

    поминает, что запоминает лучше — цифры, факты, описания,

    стихи; долго ли помнит, каково припоминание.

    В процессе воспитания и обучения педагог, воспитатель, пси-

    холог, логопед постоянно следят за динамикой развития пред-

    ставлений ребенка об окружающем мире, отмечают особенно-

    сти его восприятия и мышления. Этому служат наблюдения на

    уроках и вне занятий, беседы с ребенком, а также индивиду-

    альные обследования, проводимые психологом. Выясняется:

    знает ли он название и назначение окружающих предметов;

    может ли назвать свою фамилию, имя, возраст, пол, состав

    семьи; может ли правильно действовать с предметами разной

    формы, величины, цвета; умеет ли классифицировать предме-

    ты по заданному признаку (по подражанию, образцу или сло-

    ву) и делать простые обобщения; как понимает ситуацию и

    выполняет задачи, требующие применения наглядно-действен-

    ного и наглядно-образного мышления; соотносит ли реальные

    предметы с их изображением на картине; понимает ли содер-

    жание картин, улавливает ли главное в воспринимаемом; по-

    нимает ли содержание текста; устанавливает ли простейшие при-

    чинно-следственные связи.

    Внимание педагогов и логопеда постоянно обращено на со-

    стояние речи детей. Они фиксируют, развивается ли у ребенка

    понимание устной речи (обиходно-бытовой речи, инструкций,

    может ли он показать предмет, картинку, названные взрослым),

    каков запас слов, каковы особенности грамматического строя

    речи. Как отвечает на вопросы (односложно или полной фра-

    зой), умеет ли связно рассказывать. Насколько активно пользу-

    ется речью, имеет ли она эмоциональную окраску. Логопед от-

    мечает также изменения в звукопроизношении, уровне сформи-

    рованное™ фонематического слуха, состоянии артикуляцион-

    ного аппарата.

    Важнейшее значение имеют наблюдения за состоянием и раз-

    витием различных видов детской деятельности. Выявляются уро-

    вень и особенности предметной деятельности: умеет ли ребенок

    использовать бытовые предметы по назначению, осмысленно ли

    и целенаправленно действует с предметами, использует ли адек-

    ватные способы действия при решении практических и игровых

    заданий.

    Выявляются особенности игровой деятельности ребенка: инте-

    рес к игрушкам и играм, любимые игры, использование игрушек

    по назначению, характер игры (процессуальная, сюжетно-роле-

    вая), ее содержание, длительность, переключение с одной игры

    на другую.

    Отмечается, есть ли динамика в конструктивной деятельности

    ребенка: умеет ли правильно собрать матрешку, пирамидку, сло-

    жить по показу или образцу простые фигуры из палочек, постройки

    из кубиков, разрезную картинку. Эти возможности ребенка выяв-

    ляются при индивидуальном обследовании.

    На уроках рисования, лепки, ручного труда выявляются осо-

    бенности изобразительной деятельности детей, состояние ручной

    умелости, пространственной ориентировки, уровень развития

    предметного рисунка.

    В ходе занятий обнаруживаются отношение ребенка к отдельным

    учебным предметам, мера успеха в усвоении букв, цифр, чтении,

    письме, счете. Отмечается, владеет ли он только механическим по-

    рядковым счетом или выполняет простейшие счетные операции;

    каково чтение: побуквенное, послоговое, слитное, беглое; какие

    трудности наблюдаются в овладении новым материалом. Фиксиру-

    ются результаты работы педагога по преодолению этих трудностей.

    Следует также выявить и отметить общие особенности деятель-

    ности ребенка: его способность к подражанию, темп выполнения

    действий, эмоциональную окраску деятельности; восприятие по-

    мощи: принимает он помощь или нет, какова реакция на замеча-

    ния, каков характер необходимой помощи — побуждение, указа-

    ние на ошибку, совместная деятельность; использование преды-

    дущего опыта; обучаемость.

    При наблюдении за детьми в их постоянном общении со взрос-

    лыми и детьми, на занятиях и во внеурочное время, в беседах с

    родителями выявляются особенности эмоционально-волевой сфе-

    ры и личности каждого ребенка. Отмечаются преобладающее на-

    строение (веселое, грустное) и особенности поведения (спокой-

    ное, беспокойное, застенчивость, капризность, плаксивость, апа-

    тия, живость, навязчивость, робость и т.д.), его интересы (их вы-

    раженность, направленность — труд, пение, рисование, игры,

    танцы и т.д.).

    Необходимо отметить способность к волевому усилию в заня-

    тиях, играх; умение удерживать себя от недозволенных действий,

    соблюдать правила поведения.

    Во взаимоотношениях с окружающими людьми проявляются

    нравственные качества ребенка: его отношение к родным, близ-

    ким, товарищам; чувства привязанности, любви; доброта или,

    напротив, склонность делать назло, обижать, лгать и т.д.

    Отмечается также состояние трудовых навыков ребенка: учас-

    тие его в посильном труде, выполнение разовых поручений, по-

    стоянных обязанностей — отношение к труду.

    Все полученные о ребенке сведения фиксируются в специаль-

    ных дневниках наблюдений. Отмечаются дата наблюдения и сам

    факт, а также сопутствовавшая ему или вызвавшая его ситуация.

    В одних случаях записи делаются часто, иногда ежедневно, в дру-

    гих— один раз в 1 — 2 недели. Это зависит от поведения наблюда-

    емого и целей изучения. В этих дневниках ведут свои записи и

    учителя, и воспитатели.

    В тех случаях, когда возникают трудности диагностического

    характера, либо связанные с необходимостью выработки единой

    системы педагогического воздействия на ребенка, либо вызван-

    ные состоянием учащегося настолько сложным, что оно требует

    обсуждения, в котором бы участвовали многие специалисты, тог-

    да ребенка готовят к «разбору» на медико-педагогической конфе-

    ренции.

    Для этого за 2 — 3 месяца до ее проведения начинается глубо-

    кое и всестороннее врачебное и психолого-педагогическое изуче-

    ние ребенка. На основе собранных материалов (по специальной

    программе, помещенной выше) педагог составляет подробную

    психолого-педагогическую характеристику. Врач представляет дан-

    ные неврологического обследования и результаты исследования

    психического состояния учащегося.

    Психолого-медико-педагогические конференции помогают уточ-

    нить диагноз, выявить состояние ребенка, установить причины тех

    или иных отклонений в его поведении и усвоении новых знаний,

    определить необходимую медицинскую и педагогическую помощь,

    выработать конкретные рекомендации для работы с ним.

    В связи с тем что на медико-педагогических конференциях пред-

    ставляется глубокое теоретическое обоснование состояния ребен-

    ка, они являются прекрасной школой повышения квалификации

    работников специального учреждения.

    Вопросы и задания

    1. Какими основными принципами следует руководствоваться при

    изучении детей с нарушениями интеллекта?

    2. Расскажите об организации и содержании работы психолого-меди-

    ко-педагогических консультаций.

    3. Каковы содержание и методы психолого-медико-педагогического

    обследования детей с тяжелыми нарушениями интеллекта?

    4. Как проводится работа по изучению детей с тяжелыми нарушения-

    ми интеллекта после зачисления их в специальное учреждение?

    5. Какие методы изучения детей используются в процессе работы с

    ними?

    Маллер 65






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.