Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекционного воспитания и обучения






Изучение детей лишь начинается в ПМПК при первичном об-

следовании. После зачисления их в специальное учреждение оно

продолжается и должно вестись целенаправленно и системати-

чески.

В первые дни пребывания ребенка в учреждении (школе, клас-

се для детей с тяжелой умственной отсталостью, детском доме

для инвалидов системы социальной защиты) проводится совмест-

ное изучение педагогом и врачом его личного дела. Врач обращает

внимание педагога на те факты в анамнезе и заключении психо-

невролога, которые должны учитываться при выработке инди-

видуального подхода к ребенку. Знание диагноза, структуры де-

фекта позволит педагогу предупредить появление неблагоприят-

ных черт характера и поведения у воспитанника, а также помо-

жет выбрать такие методы учебной работы, которые наиболее

ему доступны.

Если у ребенка отмечается текущее заболевание, своевре-

менное изучение медицинского дела позволит педагогу и врачу

предвидеть и, если возможно, предупредить болезненные про-

явления. Так, ребенок с частыми и тяжелыми эпилептическими

припадками будет вовремя помещен в соответствующие усло-

вия; для детей с гидроцефалией будет предусмотрен щадящий

режим (пребывание на воздухе, особая система физических

упражнений и т.д.).

Если ребенок уже находился в детских учреждениях (дом ре-

бенка, детский сад для умственно отсталых, коррекционная шко-

ла), то следует познакомиться с имеющейся педагогической ха-

рактеристикой, его тетрадями, рисунками. Получив необходимые

сведения, можно с первых дней пребывания ребенка в новом уч-

реждении успешнее наладить работу с ним.

Данные педагогической документации помогут врачу выбрать

пути подхода к ребенку при проведении лечения.

Обязательным является и изучение протоколов обследования

детей на ПМПК. Поданным протокола, можно судить об особен-

ностях восприятия, мышления, памяти, речи, о запасе представ-

лений, о способности к волевому усилию, о контактности ребен-

ка и т.д.

Таким образом, предварительное изучение личных дел детей—

условие последующей успешной работы с ними.

Далее следует уточнить группу, класс в которых следует нахо-

диться ребенку. Безусловно, ПМПК решает и эту задачу, но при

сложных дефектах это не всегда удается сделать в ходе одноразо-

вого обследования. Необходимо более углубленное исследование,

которое, однако, нежелательно затягивать, так как дети привы-

кают к месту, воспитателю, и всякие изменения могут вызвать у

них отрицательную реакцию.

Именно поэтому в первое время пребывания ребенка в учреж-

дении (первые две недели — месяц) необходимо уделить основ-

ное внимание его целенаправленному изучению, которое прохо-

дит в естественных условиях группы, класса, в процессе деятель-

ности. При этом может проводиться и экспериментальное иссле-

дование восприятия, мыслительных процессов, памяти, эмоцио-

нально-волевых качеств. Выявляются также личностные особен-

ности ребенка. На этом этапе изучения, когда решаются вопросы

диагностического характера, определяется тактика индивидуаль-

ного подхода к ребенку, исходя из выявленных особенностей его

развития.

На каждого воспитанника оформляется кроме медицинского

педагогическое личное дело. За ведение и качество педагогиче-

ской документации отвечает педагог, в группе которого находит-

ся ребенок. В педагогическом деле должны храниться протокол

обследования ПМПК, характеристики, работы ребенка (тетради,

рисунки), дневники наблюдения за все годы. Указанная докумен-

тация необходима для анализа успехов и неудач, для выявления

динамики и перспектив в развитии ребенка.

Таким образом, педагоги получают сведения о детях из наблю-

дений за ними во время занятий, в режимные часы, при проведе-

нии специальных обследований, бесед, при посещении семьи и т. п.

На основании собранных сведений составляется индивидуаль-

ный план работы, в котором указываются на ближайшее время

задачи занятий с данным ребенком. Выявляются дети (подгруппы

детей), к которым можно предъявлять сходные требования. Нали-

чие индивидуальных планов позволяет составить календарные

планы работы с подгруппами на определенные сроки. В дальней-

шем изучение детей ведется изо дня в день и его результаты фик-

сируются в дневнике наблюдений.

Текущее систематическое изучение детей, которое начинается

после этапа первичного (диагностического) их изучения, прово-

дится педагогическим и медицинским персоналом в течение все-

го их пребывания в данном учреждении. При этом используются

такие психологические и медицинские методы, как наблюдение,

беседы с ребенком, экспериментальные патопсихологические

методики, апробированные задания игрового характера и пр. На-

блюдение проводится и во время занятий, и в свободное время.

Обращают внимание не только на психофизическое развитие ре-

бенка, но и на его положение в детском коллективе, его взаимо-

отношения со сверстниками.

Изучение детей — дело очень сложное, требующее специаль-

ных знаний и большой тщательности при сборе материалов. Надо

хорошо представлять, что именно следует знать о ребенке, а со-

брав сведения, уметь их обобщить.

Устанавливается тесный контакт с родными ребенка, педагог

при необходимости посещает семью, беседует с родителями. При

этом выясняется состав семьи, взаимоотношения между ее чле-

нами, материальные условия жизни, занятия родителей, отно-

шение членов семьи к ребенку.

Педагоги систематически следят и отмечают физическое со-

стояние ребенка, изменения его роста, упитанности, осанки,

общей моторики. Фиксируется наличие стереотипных и навязчи-

вых движений в жестах, мимике. Обращается внимание на состо-

яние слуха, зрения. В наблюдениях во время занятий, игр и т.д.

отмечаются посильность для ребенка режима, принятого в учреж-

дении, и учебной нагрузки, утомляемость ребенка.

В наблюдениях на занятиях, во внеурочное время, из бесед с

родителями выясняется состояние навыков самообслуживания:

умеет ли ребенок одеваться, раздеваться, умываться, чистить зубы,

пользоваться туалетом, застилать постель; каково его поведение

за столом и владение навыками приема пищи.

Во время занятий педагог отмечает, как легко удается при-

влечь внимание ребенка, насколько оно устойчиво, какова его

способность сосредоточиться, легко ли он переключается с одно-

го вида деятельности на другой.

Отмечаются также свойства памяти ребенка: быстро ли он за-

поминает, что запоминает лучше — цифры, факты, описания,

стихи; долго ли помнит, каково припоминание.

В процессе воспитания и обучения педагог, воспитатель, пси-

холог, логопед постоянно следят за динамикой развития пред-

ставлений ребенка об окружающем мире, отмечают особенно-

сти его восприятия и мышления. Этому служат наблюдения на

уроках и вне занятий, беседы с ребенком, а также индивиду-

альные обследования, проводимые психологом. Выясняется:

знает ли он название и назначение окружающих предметов;

может ли назвать свою фамилию, имя, возраст, пол, состав

семьи; может ли правильно действовать с предметами разной

формы, величины, цвета; умеет ли классифицировать предме-

ты по заданному признаку (по подражанию, образцу или сло-

ву) и делать простые обобщения; как понимает ситуацию и

выполняет задачи, требующие применения наглядно-действен-

ного и наглядно-образного мышления; соотносит ли реальные

предметы с их изображением на картине; понимает ли содер-

жание картин, улавливает ли главное в воспринимаемом; по-

нимает ли содержание текста; устанавливает ли простейшие при-

чинно-следственные связи.

Внимание педагогов и логопеда постоянно обращено на со-

стояние речи детей. Они фиксируют, развивается ли у ребенка

понимание устной речи (обиходно-бытовой речи, инструкций,

может ли он показать предмет, картинку, названные взрослым),

каков запас слов, каковы особенности грамматического строя

речи. Как отвечает на вопросы (односложно или полной фра-

зой), умеет ли связно рассказывать. Насколько активно пользу-

ется речью, имеет ли она эмоциональную окраску. Логопед от-

мечает также изменения в звукопроизношении, уровне сформи-

рованное™ фонематического слуха, состоянии артикуляцион-

ного аппарата.

Важнейшее значение имеют наблюдения за состоянием и раз-

витием различных видов детской деятельности. Выявляются уро-

вень и особенности предметной деятельности: умеет ли ребенок

использовать бытовые предметы по назначению, осмысленно ли

и целенаправленно действует с предметами, использует ли адек-

ватные способы действия при решении практических и игровых

заданий.

Выявляются особенности игровой деятельности ребенка: инте-

рес к игрушкам и играм, любимые игры, использование игрушек

по назначению, характер игры (процессуальная, сюжетно-роле-

вая), ее содержание, длительность, переключение с одной игры

на другую.

Отмечается, есть ли динамика в конструктивной деятельности

ребенка: умеет ли правильно собрать матрешку, пирамидку, сло-

жить по показу или образцу простые фигуры из палочек, постройки

из кубиков, разрезную картинку. Эти возможности ребенка выяв-

ляются при индивидуальном обследовании.

На уроках рисования, лепки, ручного труда выявляются осо-

бенности изобразительной деятельности детей, состояние ручной

умелости, пространственной ориентировки, уровень развития

предметного рисунка.

В ходе занятий обнаруживаются отношение ребенка к отдельным

учебным предметам, мера успеха в усвоении букв, цифр, чтении,

письме, счете. Отмечается, владеет ли он только механическим по-

рядковым счетом или выполняет простейшие счетные операции;

каково чтение: побуквенное, послоговое, слитное, беглое; какие

трудности наблюдаются в овладении новым материалом. Фиксиру-

ются результаты работы педагога по преодолению этих трудностей.

Следует также выявить и отметить общие особенности деятель-

ности ребенка: его способность к подражанию, темп выполнения

действий, эмоциональную окраску деятельности; восприятие по-

мощи: принимает он помощь или нет, какова реакция на замеча-

ния, каков характер необходимой помощи — побуждение, указа-

ние на ошибку, совместная деятельность; использование преды-

дущего опыта; обучаемость.

При наблюдении за детьми в их постоянном общении со взрос-

лыми и детьми, на занятиях и во внеурочное время, в беседах с

родителями выявляются особенности эмоционально-волевой сфе-

ры и личности каждого ребенка. Отмечаются преобладающее на-

строение (веселое, грустное) и особенности поведения (спокой-

ное, беспокойное, застенчивость, капризность, плаксивость, апа-

тия, живость, навязчивость, робость и т.д.), его интересы (их вы-

раженность, направленность — труд, пение, рисование, игры,

танцы и т.д.).

Необходимо отметить способность к волевому усилию в заня-

тиях, играх; умение удерживать себя от недозволенных действий,

соблюдать правила поведения.

Во взаимоотношениях с окружающими людьми проявляются

нравственные качества ребенка: его отношение к родным, близ-

ким, товарищам; чувства привязанности, любви; доброта или,

напротив, склонность делать назло, обижать, лгать и т.д.

Отмечается также состояние трудовых навыков ребенка: учас-

тие его в посильном труде, выполнение разовых поручений, по-

стоянных обязанностей — отношение к труду.

Все полученные о ребенке сведения фиксируются в специаль-

ных дневниках наблюдений. Отмечаются дата наблюдения и сам

факт, а также сопутствовавшая ему или вызвавшая его ситуация.

В одних случаях записи делаются часто, иногда ежедневно, в дру-

гих— один раз в 1 — 2 недели. Это зависит от поведения наблюда-

емого и целей изучения. В этих дневниках ведут свои записи и

учителя, и воспитатели.

В тех случаях, когда возникают трудности диагностического

характера, либо связанные с необходимостью выработки единой

системы педагогического воздействия на ребенка, либо вызван-

ные состоянием учащегося настолько сложным, что оно требует

обсуждения, в котором бы участвовали многие специалисты, тог-

да ребенка готовят к «разбору» на медико-педагогической конфе-

ренции.

Для этого за 2 — 3 месяца до ее проведения начинается глубо-

кое и всестороннее врачебное и психолого-педагогическое изуче-

ние ребенка. На основе собранных материалов (по специальной

программе, помещенной выше) педагог составляет подробную

психолого-педагогическую характеристику. Врач представляет дан-

ные неврологического обследования и результаты исследования

психического состояния учащегося.

Психолого-медико-педагогические конференции помогают уточ-

нить диагноз, выявить состояние ребенка, установить причины тех

или иных отклонений в его поведении и усвоении новых знаний,

определить необходимую медицинскую и педагогическую помощь,

выработать конкретные рекомендации для работы с ним.

В связи с тем что на медико-педагогических конференциях пред-

ставляется глубокое теоретическое обоснование состояния ребен-

ка, они являются прекрасной школой повышения квалификации

работников специального учреждения.

Вопросы и задания

1. Какими основными принципами следует руководствоваться при

изучении детей с нарушениями интеллекта?

2. Расскажите об организации и содержании работы психолого-меди-

ко-педагогических консультаций.

3. Каковы содержание и методы психолого-медико-педагогического

обследования детей с тяжелыми нарушениями интеллекта?

4. Как проводится работа по изучению детей с тяжелыми нарушения-

ми интеллекта после зачисления их в специальное учреждение?

5. Какие методы изучения детей используются в процессе работы с

ними?

Маллер 65






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.