Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушениями развития






Содержание обучения и воспитания детей с тяжелыми нару-

шениями развития построено так, чтобы обеспечивать в каждый

возрастной период выполнение задач, как общеобразовательных,

так и специфических коррекционных. В структуру программ вхо-

дят разделы, направленные на эмоциональное, физическое, ин-

теллектуальное, социокультурное развитие детей.

Контингент детей с выраженной умственной отсталостью в

раннем и дошкольном возрасте характеризуется большими разли-

чиями по уровню нарушения познавательной деятельности, уме-

ний и навыков, по структуре психофизических дефектов, по кли-

ническим проявлениям органических нарушений центральной

нервной системы, поэтому коррекционно-воспитательное воздей-

ствие на них не может жестко определяться возрастом детей и

годом их обучения. Каждый ребенок с тяжелыми нарушениями

ЦНС уникален как по своему состоянию, так и по темпу разви-

тия, поэтому ранняя коррекционная помощь является средством

формирования тех навыков и умений, которые ребенок готов вос-

принять в данное время, и должна быть по возможности макси-

мально индивидуализирована. При этом следует обеспечить мак-

симальные возможности для его развития. Если у нормально раз-

вивающегося ребенка первоначальные умения возникают вовремя

и развиваются, казалось бы, самостоятельно, без всякой помощи

со стороны взрослых, то аномальному ребенку для приобретения

элементарных умений и навыков такая помощь крайне необходи-

ма. Здесь требуется целенаправленная, кропотливая и терпеливая

работа. Помощь взрослого для него полезна даже тогда, когда ее

результаты внешне совсем не заметны. Как педагоги, так и роди-

тели должны иметь четкое представление о том, как и чему его

учить, как относиться к его поведению и трудностям во время

занятий, как учитывать его возможности, сглаживать особенно-

сти его состояния, вызванные болезнью и т.д.

Придавая решающее значение в развитии аномального ребен-

ка его воспитанию и обучению, французские ученые А. и. Ф. Бро-

не призывают «создавать индивидуальные умственные способно-

сти, которые не возникли и не могут возникнуть спонтанно». Они

считают, что никакое лекарство не может этому помочь, ребенка

надо обучать, и, обращаясь к родителям таких детей, подчерки-

вают, что ждать умственного прогресса от ребенка лишь потому,

что он получает пилюли или порошки, это все равно, что ждать

урожая с поля после того, как в него внесли удобрение — надо

ведь также и сеять*.

Одно из основных положений специальной психологии и спе-

циальной педагогики, выдвинутое J1.C. Выготским, говорит о том,

что в развитии аномальных детей при всем его своеобразии на-

блюдаются те же основные закономерности, что и в развитии

нормального ребенка. В этом процессе выделяется ряд последо-

* См.: Цикото Г. В. О семейном воспитании умственно отсталого ребенка

Раннего возраста //Дефектология. — 1970. — № 1.

вательных этапов: младенческий возраст (от 1, 5 — 2 месяцев до 1 го-

да), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от

3 до 7 лет). Дети с тяжелыми нарушениями развития проходят эти

этапы в иные возрастные сроки, уровень развития этих детей лишь

ориентировочно соответствует определенному возрастному уровню

нормально развивающихся детей. Так, уровень развития ребенка с

тяжелыми нарушениями в возрасте 3 — 5 лет по ряду параметров

можно сопоставить с развитием здорового ребенка 6—12 меся-

цев, причем соответствие будет приблизительным, неполным и

неточным, уровень развития отдельных сторон его психики мо-

жет быть выше и ниже. (В дошкольные отделения детских домов-

интернатов направляются дети от 4 до 8 лет.)

Исходя из этого, программный материал подбирается ориен-

тировочно, адаптируется к конкретному составу данной обучаю-

щейся группы или к конкретному ребенку, последовательность

этапов обучения при этом должна соблюдаться. Учитываются осо-

бенности развития детей с тяжелой умственной отсталостью, их

возможности к обучению и воспитанию, актуальный уровень раз-

вития, зона ближайшего развития и основные виды деятельности

в данный возрастной период.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.