Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение таких детей






Цели, которые стоят перед специальным учреждением и семь-

ей, — включение детей раннего и дошкольного возраста с тяже-

лыми нарушениями развития в специально организованную об-

разовательно-развивающую среду, организация своевременного

квалифицированного обучения детей, учитывающего их психо-

физические и возрастные особенности и направленного на пре-

дупреждение и преодоление дефектов развития, адекватное вклю-

чение их в окружающую социальную среду и подготовка детей к

школьному и трудовому обучению.

Исходя из этой цели можно определить следующие конкрет-

ные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми этой

категории в раннем и дошкольном возрасте.

1. Тщательное психолого-педагогическое изучение индивиду-

альных особенностей и возможностей ребенка с учетом клинико-

этиологических данных и диагноза.

2. Организация сотрудничества с родителями детей по совмест-

но разработанному индивидуальному плану для каждого ребенка.

3. Сохранение и укрепление физического и нервно-психиче-

ского здоровья.

4. Развитие положительной эмоциональной контактности, ком-

муникативности, собственной активности детей, их интереса к

окружающему.

5. Формирование навыков адекватного поведения и общения

со взрослым. Формирование первых контактов между детьми. При-

витие первых навыков личной и коллективной организованности.

6. Физическое воспитание ребенка, развитие общей моторики.

Развитие психомоторики. Развитие движений рук. Коррекция не-

достатков двигательной сферы.

7. Привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков

и простейших навыков самообслуживания.

8. Поэтапное формирование элементарной предметной деятель-

ности. Сенсорное воспитание. Формирование целенаправленной де-

ятельности как интегративного показателя психического развития.

9. Расширение практического опыта детей, объема их знаний и

представлений об окружающем мире и развитие речи.

10. Формирование игровой деятельности.

11. Развитие эмоционально-эстетических и творческих возмож-

ностей детей средствами искусства (музыка, изобразительная де-

ятельность, ручное творчество, арттерапия).

12. Пропедевтическая подготовка к школьному обучению.

При проведении коррекционно-педагогической работы обнару-

живаются значительные различия между детьми по уровню лично-

стного и речевого развития. Различна обучаемость этих детей — от

почти полного ее отсутствия до возможности значительного про-

движения, позволяющего ставить вопрос об изменении диагноза.

При изучении маленького ребенка с тяжелым нарушением раз-

вития необходимо обратить внимание на следующие стороны его

состояния:

- сохранность эмоциональной сферы;

- правильность восприятия интонаций речи взрослого и диф-

ференцирование близких;

- поведение, контакт с окружающими, способы общения (речь,

жесты);

- состояние двигательной сферы;

- игру;

- возможность включения в целенаправленную деятельность и

уровень развития разных видов деятельности (предметной, изоб-

разительной, конструктивной и др.);

- состояние речи:

а) понимание обращенной речи;

б) понимание и выполнение ряда несложных инструкций;

в) активная речь (содержание, произношение);

-уровень представлений ребенка о себе и об окружающем мире;

- владение, хотя бы частичное, навыками самообслуживания,

опрятности;

- состояние пространственных и временных ориентировок.

В дальнейшем эти сведения пополняются наблюдениями за со-

стоянием внимания, работоспособностью и истощаемостью ре-

бенка, его памятью, свойствами его характера и интересами.

Вся коррекционно-педагогическая работа с ребенком, наблю-

дения и изучение его в повседневной жизни и на организованных

занятиях дают возможность сделать обоснованные выводы о сте-

пени его обучаемости и о дальнейших перспективах, формах и

методах работы с ним.

Изучение ребенка в первое время работы с ним должно прово-

диться совместно педагогом, логопедом, врачом и родителями

(или лицами, их заменяющими, близкими ребенку), которые дол-

жны тесно контактировать между собой. В результате углубленного

изучения ребенка через 1—3 месяца должно быть принято и за-

фиксировано в истории болезни (личном деле ребенка) решение

о дальнейшем порядке работы с ним: зачисление в определенную

группу (подгруппу), индивидуальные занятия. К этому времени

должен быть составлен индивидуальный коррекционный план,

по которому в дальнейшем ведется работа.

В индивидуальном плане указываются основные задачи заня-

тий с данным ребенком на ближайшее время. Наиболее полно

вопрос составления индивидуальной программы ребенка освещен

в работе М. Питерси и др. «Маленькие ступеньки» (кн. 2). Индиви-

дуальные планы работы позволяют выделить подгруппы детей, к

которым можно предъявлять сходные требования.

Со временем, по мере продвижения ребенка в развитии, ин-

дивидуальный план занятий с ним изменяется и дополняется.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.