Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллекта






Вопрос о социальном положении лиц с тяжелыми нарушени-

ями интеллекта в настоящее время весьма актуален во всех стра-

нах, поскольку везде существует определенное количество таких

людей и тенденции к снижению его не наблюдается.

Лица с тяжелыми нарушениями интеллекта — инвалиды, не

способные к самостоятельной жизни, нуждающиеся в опеке, од-

нако при создании для них специальных условий они становятся

частично трудоспособными и могут быть социально адаптирова-

ны. Между тем отсутствие или недостаточность необходимой по-

мощи этим лицам ведет к тяжелым последствиям. Наличие детей-

инвалидов — глубочайшая трагедия для их семей, которая зачас-

тую ведет к тому, что один из членов семьи бывает вынужден

оставить работу и взять на себя обязанности сиделки при больном.

Тяжелая умственная отсталость и ограниченная обучаемость этих

детей в ряде случаев приводят к тому, что они выпадают из систе-

мы специального образования.

Этого в значительной мере можно избежать, если создать для

них адекватную систему коррекционного обучения и воспитания,

трудовой подготовки и использования их труда в специальных цехах

и мастерских.

Разработка такой системы имеет большое как практическое,

так и теоретическое значение. Это подчеркивал Л.С.Выготский.

В написанном им предисловии к книге Е. К. Грачевой «Воспита-

ние и обучение глубоко отсталого ребенка», вышедшей в 1932 г.,

он ставит кардинальные вопросы о смысле и целях работы с эти-

ми детьми. Л. С. Выготский писал: «Основной вопрос, который вста-

ет перед нами, когда мы говорим о воспитании глубоко отсталого

ребенка, заключается в следующем: имеет ли смысл затрачивать

такие колоссальные усилия на обучение и воспитание глубоко

отсталого ребенка и особенно идиота, если результаты этих уси-

лий оказываются по сравнению с результатами, достигнутыми

нормальным ребенком, такими ничтожными? Диспропорция меж-

ду усилиями и результатами работы уже не раз внушала самые

пессимистические выводы многим исследователям, подходившим

к этой проблеме с практической стороны... Этот взгляд и теоре-

тически и практически неправильный, и центральное значение

книги Е. К. Грачевой мы видим прежде всего в том, что она крас-

норечивым языком фактов, тщательно подбираемых в течение

почти полувека, опровергает эту пессимистическую минималист-

скую теорию и выдвигает идею педагогического оптимизма по

отношению к глубоко отсталым детям... Воспитание нужно отста-

лому ребенку больше, чем нормальному, — вот основная идея

всей современной педагогики»*.

Подчеркивая качественную роль сдвигов, которые достигают-

ся воспитанием, Л.С.Выготский связывает ее с особой значи-

мостью первых этапов в развитии ребенка: «Основное правило

детского развития заключается в том, что темп развития макси-

мален в самом начале... ребенок никогда не развивается так ин-

тенсивно, как на самых ранних ступенях... Глубоко отсталый ре-

бенок как раз и продвигается в своем развитии под влиянием

воспитания на тот самый отрезок пути, который нормальный ре-

бенок проходит в первые, фундаментально важные годы жизни...

С помощью воспитания глубоко отсталый ребенок проходит про-

цесс становления человека»**.

Воспитание детей с тяжелыми нарушениями развития, с од-

ной стороны, имеет задачи, общие с задачами воспитания всех

детей вообще, с другой стороны, эти задачи глубоко специфичны.

Цели и задачи, общие для обучения и воспитания всех детей, —

содействие их всестороннему развитию, выявление положитель-

ных и сглаживание отрицательных сторон личности, воспитание

детей наиболее социально адаптированными, трудоспособными

и полезными членами общества. Для детей с тяжелыми недостат-

ками развития эти цели остаются актуальными, но при их осуще-

ствлении следует учитывать значительно более низкий уровень их

возможностей, необходимость применять особые методические

приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и при-

вычек культурного поведения и самообслуживания. Специфичность

целей, задач и методов работы с проблемными детьми вытекает

из глубокого своеобразия этого контингента аномальных детей.

Детей этой категории чрезвычайно затрудняет самостоятель-

ное использование имеющихся у них знаний. Перенос получен-

ных знаний и умений, применение их в несколько изменившихся

условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения не-

сложных жизненных задач — все это почти непреодолимые труд-

* Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т. 6. — С. 223 — 224.

** Там же. - С. 225-227.

ности для них, что в конечном счете и отличает их от нормально

развивающихся детей. Ребенок с тяжелой интеллектуальной недо-

статочностью, которому дана некоторая сумма элементарных зна-

ний, но не наученный и не привыкший постоянно в жизни при-

менять эти знания, не использует их либо использует неадекватно

и практически ничем не отличается от необученного тяжело ум-

ственно отсталого ребенка. Поэтому важно не столько передать

детям определенную сумму знаний, сколько выработать у них адек-

ватность поведения, умение действовать в конкретных жизнен-

ных ситуациях, бытовую ситуационную приспособленность.

Воспитательный процесс, который имеет целью формирова-

ние системы жизненно необходимых умений и навыков, должен

протекать в условиях конкретных ситуаций. Обучение можно счи-

тать вполне законченным лишь в том случае, если навыки стали

привычками. Сказанное не означает, что вся работа с тяжело от-

сталыми может быть сведена к бессмысленной тренировке. В про-

цессе специального обучения развиваются все психические функ-

ции этих детей и относительно корригируются недостатки, осо-

бенно в младшем возрасте.

Процесс обучения ребенка с тяжелыми интеллектуальными

нарушениями должен максимально содействовать развитию его

познавательной деятельности. Совершенно очевидно, что адек-

ватность поведения и приспособленность такого ребенка к жиз-

ни определяются в значительной степени состоянием его мото-

рики, речи, уровнем знаний и умений. Таким образом, процес-

сы развития ребенка и тренировки его в приспособлении к жиз-

ненным ситуациям тесно связаны между собой.

Ц е л ь к о р р е к ц и о н н о - в о с п и т а т е л ь н о й р а б о т ы с

тяжело умственно отсталыми детьми в конечном счете — их соци-

альная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособле-

ние к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены

в окружающую их социальную среду. Необходимо, используя все

познавательные возможности детей, развить у них жизненно не-

обходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоя-

тельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных про-

изводственных условиях простую работу, жить по возможности в

семье и находиться в трудовом коллективе.

Достижение означенных целей обеспечивается решением сле-

дующих о с н о в н ы х з а д а ч работы с тяжело умственно отста-

лыми детьми:

1. Развитие всех психических функций и познавательной дея-

тельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2. Воспитание детей, формирование у них правильного поведе-

ния. Эмоциональное и коммуникативное развитие детей.

3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.

Физическое воспитание. Самообслуживание.

4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация детей и под-

ростков. Интеграция этих лиц в общество.

Остановимся более подробно на каждой из вышеперечислен-

ных задач.

М а к с и м а л ь н о в о з м о ж н о е р а з в и т и е д е т е й с тя-

ж е л ы м и н а р у ш е н и я м и и н т е л л е к т а в п р о ц е с с е

о б у ч е н и я может быть достигнуто только при соблюдении ряда

условий. К ним относятся:

- возможно более раннее начало коррекционной работы;

- благоприятная семейная обстановка и тесная связь специаль-

ного учреждения с семьей;

- применение адекватных программ и методов обучения, соот-

ветствующих реальному возрастному периоду и реальным возмож-

ностям этих детей и целям их воспитания.

Раннее начало коррекции аномальных детей вообще и тяжело

отсталых детей в частности играет чрезвычайно важную роль, так

как может повести к значительным положительным сдвигам в их

развитии. Работа с ними в раннем и дошкольном возрасте должна

быть направлена на формирование общения, речи, предметной

деятельности, игры, навыков самообслуживания, целенаправлен-

ности действий, на упорядочение поведения. Раннее начало кор-

рекционных занятий является не только необходимым условием

эффективного развития ребенка, но и надежным средством диаг-

ностики, поскольку в процессе длительного наблюдения при ак-

тивном педагогическом воздействии наиболее полно выявляются

все возможности и особенности каждого ребенка, дополнитель-

ные и вторичные нарушения, в результате чего к началу школь-

ного обучения может быть безошибочно определен тот тип шко-

лы, в котором он должен обучаться.

Второе условие благоприятного развития ребенка — правиль-

ная организация его семейного воспитания.

Роль родителей детей с тяжелой умственной отсталостью труд-

но переоценить и в том случае, когда ребенок живет дома, и если

он помещен в специальное учреждение. Многие родители прила-

гают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для

развития своего ребенка. Однако часто им не хватает знаний и

умения, иногда мешают ложные представления. Так, в ряде слу-

чаев приходится наблюдать, как мать делает за ребенка многое из

того, что он может выполнить самостоятельно или с небольшой

помощью. Ясно, что тяжело отсталые дети нуждаются в помощи,

обучении бытовым навыкам гораздо больше, чем здоровые. Вос-

питание такого ребенка требует много терпения, настойчивости,

понимания, часто — педагогической изобретательности. Но пра-

вильный подход, повседневное приучение ребенка к выполне-

нию посильных заданий со временем окупают себя сторицей,

поскольку требующий постоянной опеки и ухода ребенок начина-

ет самостоятельно обслуживать себя и даже в меру своих сил помо-

гает родителям.

Ребенка, живущего в семье, можно обучить многому: самооб-

служиванию, умению выполнять поручения и несложные виды

труда, общению с окружающими людьми. Весьма сложно органи-

зовать его контакты с другими детьми. Можно порекомендовать

общение с ребенком, значительно более младшим по возрасту,

при надзоре за этим контактом. Следует использовать склонно-

сти, привязанности, которые есть у детей, — любовь к музыке,

прогулкам, интерес к определенным игрушкам и играм, чтобы

побудить их к выполнению менее приятных, но полезных для их

развития заданий.

Иногда приходится наблюдать, как родители упорно, в течение

ряда лет, начиная с раннего возраста ребенка, пытаются учить его

запоминанию букв, бессмысленному механическому повторению

чисел до 20, 30 и т.д., часами читают ему книжки, стихи и т.д.

Придя на консультацию к специалисту, такие родители с гордостью

утверждают, что их ребенок знает все буквы, считает до 100 и т.д.

Однако все эти «знания» оказываются совершенно неосмысленны-

ми, механическими и, следовательно, ненужными. В погоне за та-

кими «знаниями» родители упускают гораздо более важное: подго-

товку ребенка к жизни в обществе, к посильному для него труду.

Основное внимание родителей должно бы! ъ направлено на следу-

ющие стороны психического и физического развития ребенка:

- развитие общей моторики и моторики рук и пальцев;

- самообслуживание;

- умение подчиняться взрослым и выполнять простые практи-

ческие инструкции;

- умение видеть и различать в окружающем мире предметы и

их отдельные свойства, слышать и различать звуки, осязать пред-

меты, пользоваться предметами практически, соответственно их

назначению;

- развитие речи детей;

- развитие элементарных трудовых навыков, положительного

отношения к труду;

- привитие навыков культурного и правильного поведения по

отношению к окружающим.

Правильный подход родителей к своему трудному ребенку —

не безграничная опека, а спокойная, доброжелательная требова-

тельность, понимание целей и перспектив его воспитания — дает

хорошие результаты. Практика показывает, что подросток с про-

блемами интеллектуального развития может быть воспитан, тру-

долюбив, опрятен, в определенной мере самостоятелен в быту,

приветлив с окружающими его людьми.

Роль семьи велика и в том случае, когда ребенок помещен в

специальный детский дом-интернат. Поскольку постепенно рас-

ширяется число детских домов с пятидневным пребыванием, ког-

да два дня в неделю ребенок находится дома, значительно уве-

личивается роль семьи в воспитании отсталого ребенка. Общение

ребенка с семьей, родительская любовь и забота, а также рас-

ширение контактов вне стен детского дома (в транспорте, пар-

ках, кино и т.д.) весьма положительно влияют на его развитие,

увеличивают его социальный опыт. Тесная связь семьи со специ-

альным учреждением, где воспитывается ребенок, их взаимная

помощь в большой мере определяют успешность проводимой ра-

боты.

Применение адекватных программ и методов обучения детей с тяже-

лыми нарушениями развития, соответствующих возможностям и

целям их воспитания, — важнейшее и в значительной мере ре-

шающее условие для развития всей их познавательной деятель-

ности. Обучение будет носить развивающий характер в том слу-

чае, если оно направлено на освоение детьми умения применять

знания для решения новых, аналогичных прежним задач. При

этом обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень

развития детей и возможности, которые определяются зоной бли-

жайшего развития, при опоре на ведущую деятельность данного

возрастного периода.

Содержание обучения детей с глубокими нарушениями психи-

ки имеет специфический характер, так же как и методы обучения.

Применение их особенную роль играет в работе с детьми младше-

го возраста, когда обучение носит пропедевтический характер. Обо-

снование необходимости проведения большой пропедевтической

работы, ее специфика, особые задачи и методы начального пери-

ода обучения подробно освещены в главах 6, 7.

Содержание учебно-воспитательной работы должно всемерно

содействовать выявлению возможностей детей в подготовке к до-

ступным для них видам труда. Поэтому обучение в специальных

учреждениях должно базироваться на таких видах практических

занятий, как физическая культура и ритмика, предметно-практи-

ческая деятельность, ручной труд, предметные уроки и экскур-

сии, занятия бытовым трудом и трудом в учебных мастерских,

сельскохозяйственные работы и т.п. В процессе проведения этих

видов занятий возможно эффективное развитие у детей речи,

мышления, воспитание целенаправленных движений, формиро-

вание положительных эмоционально-волевых качеств. Как отме-

чает Г. М.Дульнев, «обучение глубоко отсталых детей чтению,

письму и счету должно иметь место в обшей системе содержания

учебно-воспитательной работы с ними. Однако эти виды занятий

не могут стать ведущими, так как опыт показывает, что даже на-

учившиеся читать и писать глубоко отсталые дети не могут само-

стоятельно использовать эти умения в своей практической дея-

тельности... Совершенно очевидно, что центральным звеном в

общей системе занятий с глубоко отсталыми детьми будут яв-

ляться занятия, подготавливающие детей к труду»*.

Коррекция развития детей с тяжелыми нарушениями интел-

лекта младшего школьного возраста должна осуществляться пре-

имущественно в тех видах деятельности, которые характерны для

нормально развивающихся детей раннего и дошкольного возраста.

Основным методом обучения должна стать организация выполне-

ния предметно-практических заданий на всех уроках. Именно в

этих условиях можно обеспечить доступное этим детям, до извест-

ной степени сознательное усвоение знаний и умений.

Вторая важная задача коррекционной работы с этими деть-

ми — их л и ч н о с т н о е, э м о ц и о н а л ь н о е в о с п и т а н и е,

ф о р м и р о в а н и е у них п р а в и л ь н о г о п о в е д е н и я, со-

ответствующего общепринятым нормам.

Тяжелая интеллектуальная недостаточность, личностная не-

зрелость детей и подростков этой категории и связанные с ними

некритичность, внушаемость, податливость могут в неблаго-

приятных условиях привести к тяжелым последствиям. Часто на-

блюдаемые у таких детей негативизм, упрямство, агрессивность,

двигательное и психическое беспокойство создают для воспита-

теля большие трудности. Эти отрицательные черты — обычно не

только следствие органических особенностей ребенка, но и ре-

зультат влияния среды: неустроенности быта, беспорядочности

требований, плохого примера, отсутствия режима. Для воспита-

ния такого ребенка еще более важную роль, чем для здорового,

играют спокойная обстановка, доброжелательное отношение,

единство, четкость и систематичность требований, т.е. все, что

создает и закрепляет у него необходимые привычки. Э. Сеген под-

черкивал первостепенное значение формирования привычек для

тяжело умственно отсталого ребенка, считая, что «привычка —

вторая натура — всё для его спасения или для его окончательной

гибели»**.

У детей с тяжелыми нарушениями развития необходимо вос-

питывать навыки культурного поведения, умение общаться с

людьми, навыки коммуникабельности: они должны уметь выра-

жать просьбу, адекватно реагировать на обращение, уметь защи-

тить себя. Необходимо работать над пробуждением у них чувства

жалости, радости, сострадания. В то же время большое внимание

следует уделять и чисто внешним формам поведения. Практика

знает примеры хорошего воспитания, правильного поведения лиц

с тяжелой умственной отсталостью. Не понимая жизненных ситу-

* Дульнев Г. М. Актуальные вопросы работы с глубоко отсталыми детьми:

Обучение и воспитание умственно отсталых детей. — М., 1960. — С. 11.

** Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненор-

мальных детей. — СПб., 1903. — С. 188.

аций во всей их сложности, они тем не менее благодаря вырабо-

танным у них твердым навыкам и привычкам следуют общепри-

нятым в обществе нормам, умеют общаться с людьми, не вызы-

вая у них неприязненных чувств. Разумеется, такое поведение

глубоко умственно отсталого — результат огромной работы его

воспитателей.

Ведущую роль во всей системе коррекционной работы с тяже-

ло умственно отсталыми, особенно в старшем возрасте, играют

т р у д о в о е в о с п и т а н и е и о б у ч е н и е. Основная задача этого

важного раздела работы — выработка и совершенствование тру-

довых навыков, воспитание необходимых установок поведения,

личностных качеств.

Практическая деятельность в ее простых видах наиболее по-

нятна и доступна для таких детей. Здесь все дано в наглядном,

легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечи-

вает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Большое значение в определении трудовых возможностей и

доступного ребенку профиля труда имеют его физическое разви-

тие, развитие его общей и ручной моторики. Правильно органи-

зованное трудовое обучение, в свою очередь, благоприятно влия-

ет на физическое развитие тяжело отсталых детей, содействуя кор-

рекции их двигательных недостатков.

Педагог, занимающийся трудовым воспитанием и обучением

детей и подростков с тяжелой умственной отсталостью, должен:

1) обеспечить максимально возможную для данного ребенка

самостоятельность в бытовом и санитарно-гигиеническом само-

обслуживании;

2) выработать положительное отношение к посильным видам

труда, готовность к помощи в хозяйственно-бытовом труде в се-

мье или в специальном учреждении и умение выполнять неслож-

ные виды этого труда (уборка помещения, мытье посуды, подго-

товительные и несложные работы по приготовлению пищи — мы-

тье и чистка овощей и пр.);

3) сформировать у детей привычку и положительное отноше-

ние к определенному виду труда, выполняемому в течение уста-

новленного времени (5 — 6 часов в день) в специальном цехе или

мастерской, при сельскохозяйственных работах под руководством

инструктора;

4) выработать у них твердые навыки выполнения ряда опера-

ций в том виде труда, которому подросток обучался в специаль-

ном учреждении;

5) с учетом индивидуальных возможностей каждого научить

переключаться с выполнения одной знакомой операции на дру-

гую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последова-

тельно, осуществлять подсчет (до 10 и десятками) и складывание

готовой продукции в определенном порядке;

6) научить работать совместно с товарищами, выполняя по-

операционно трудовые задания, соблюдая принятые нормы и

правила поведения.

Соответствующая трудовая подготовка тяжело умственно от-

сталых детей должна дать возможность этим лицам после оконча-

ния обучения в некоторой степени материально обеспечивать себя,

жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в

обществе.

З а д а ч а с о д е й с т в и я с о ц и а л ь н о й а д а п т а ц и и лиц

с тяжелой умственной отсталостью поставлена перед дисципли-

ной, введенной в учебный план под названием «Социально-бы-

товая ориентировка». Необходимость и важность этого предмета,

определяется тем, что лица данной категории испытывают боль-

шие трудности в приспособлении к окружающей жизни, они плохо

ориентируются в общественных местах, не имеют навыков обще-

ния и в результате этого, как правило, несамостоятельны, беспо-

мощны в практической жизни.

Задача этого предмета — не только дать детям знания и представ-

ления о различных учреждениях, обеспечивающих быт людей (ма-

газин, почта, транспорт и т.д.), но, главное — научить их прак-

тически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться

их услугами, дать тяжело умственно отсталым подросткам твер-

дые навыки и привычки общения с людьми. Результаты этой рабо-

ты будут в значительной степени определять уровень социальной

адаптации этих лиц в их дальнейшей жизни. Эта работа окажет боль-

шую помощь родителям в их стремлении включить своих детей в

социокультурное пространство здоровых людей. Безусловно, воз-

можность такой интеграции в большой степени зависит от толеран-

тности общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Весь сложный процесс коррекционного обучения и воспита-

ния детей и подростков с тяжелой умственной отсталостью на-

правлен на их развитие, воспитание, трудовую подготовку и со-

циальную адаптацию, с тем чтобы они могли занять определен-

ное место в жизни.

Вопросы и задания

1. Какую роль придавал JI. С. Выготский обучению и воспитанию де-

тей с тяжелым нарушением интеллекта?

2. Сформулируйте цель коррекционно-воспитательной работы с дан-

ной категорией детей.

3. Перечислите основные задачи работы с этими детьми.

4. Какие условия необходимы для максимально возможного развития

детей с тяжелым интеллектуальным нарушением?

5. Каковы возможности социальной адаптации детей и подростков с

тяжелым нарушением интеллекта и их интеграции в общество?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.