Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Интеллекта






    Вопрос о социальном положении лиц с тяжелыми нарушени-

    ями интеллекта в настоящее время весьма актуален во всех стра-

    нах, поскольку везде существует определенное количество таких

    людей и тенденции к снижению его не наблюдается.

    Лица с тяжелыми нарушениями интеллекта — инвалиды, не

    способные к самостоятельной жизни, нуждающиеся в опеке, од-

    нако при создании для них специальных условий они становятся

    частично трудоспособными и могут быть социально адаптирова-

    ны. Между тем отсутствие или недостаточность необходимой по-

    мощи этим лицам ведет к тяжелым последствиям. Наличие детей-

    инвалидов — глубочайшая трагедия для их семей, которая зачас-

    тую ведет к тому, что один из членов семьи бывает вынужден

    оставить работу и взять на себя обязанности сиделки при больном.

    Тяжелая умственная отсталость и ограниченная обучаемость этих

    детей в ряде случаев приводят к тому, что они выпадают из систе-

    мы специального образования.

    Этого в значительной мере можно избежать, если создать для

    них адекватную систему коррекционного обучения и воспитания,

    трудовой подготовки и использования их труда в специальных цехах

    и мастерских.

    Разработка такой системы имеет большое как практическое,

    так и теоретическое значение. Это подчеркивал Л.С.Выготский.

    В написанном им предисловии к книге Е. К. Грачевой «Воспита-

    ние и обучение глубоко отсталого ребенка», вышедшей в 1932 г.,

    он ставит кардинальные вопросы о смысле и целях работы с эти-

    ми детьми. Л. С. Выготский писал: «Основной вопрос, который вста-

    ет перед нами, когда мы говорим о воспитании глубоко отсталого

    ребенка, заключается в следующем: имеет ли смысл затрачивать

    такие колоссальные усилия на обучение и воспитание глубоко

    отсталого ребенка и особенно идиота, если результаты этих уси-

    лий оказываются по сравнению с результатами, достигнутыми

    нормальным ребенком, такими ничтожными? Диспропорция меж-

    ду усилиями и результатами работы уже не раз внушала самые

    пессимистические выводы многим исследователям, подходившим

    к этой проблеме с практической стороны... Этот взгляд и теоре-

    тически и практически неправильный, и центральное значение

    книги Е. К. Грачевой мы видим прежде всего в том, что она крас-

    норечивым языком фактов, тщательно подбираемых в течение

    почти полувека, опровергает эту пессимистическую минималист-

    скую теорию и выдвигает идею педагогического оптимизма по

    отношению к глубоко отсталым детям... Воспитание нужно отста-

    лому ребенку больше, чем нормальному, — вот основная идея

    всей современной педагогики»*.

    Подчеркивая качественную роль сдвигов, которые достигают-

    ся воспитанием, Л.С.Выготский связывает ее с особой значи-

    мостью первых этапов в развитии ребенка: «Основное правило

    детского развития заключается в том, что темп развития макси-

    мален в самом начале... ребенок никогда не развивается так ин-

    тенсивно, как на самых ранних ступенях... Глубоко отсталый ре-

    бенок как раз и продвигается в своем развитии под влиянием

    воспитания на тот самый отрезок пути, который нормальный ре-

    бенок проходит в первые, фундаментально важные годы жизни...

    С помощью воспитания глубоко отсталый ребенок проходит про-

    цесс становления человека»**.

    Воспитание детей с тяжелыми нарушениями развития, с од-

    ной стороны, имеет задачи, общие с задачами воспитания всех

    детей вообще, с другой стороны, эти задачи глубоко специфичны.

    Цели и задачи, общие для обучения и воспитания всех детей, —

    содействие их всестороннему развитию, выявление положитель-

    ных и сглаживание отрицательных сторон личности, воспитание

    детей наиболее социально адаптированными, трудоспособными

    и полезными членами общества. Для детей с тяжелыми недостат-

    ками развития эти цели остаются актуальными, но при их осуще-

    ствлении следует учитывать значительно более низкий уровень их

    возможностей, необходимость применять особые методические

    приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и при-

    вычек культурного поведения и самообслуживания. Специфичность

    целей, задач и методов работы с проблемными детьми вытекает

    из глубокого своеобразия этого контингента аномальных детей.

    Детей этой категории чрезвычайно затрудняет самостоятель-

    ное использование имеющихся у них знаний. Перенос получен-

    ных знаний и умений, применение их в несколько изменившихся

    условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения не-

    сложных жизненных задач — все это почти непреодолимые труд-

    * Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т. 6. — С. 223 — 224.

    ** Там же. - С. 225-227.

    ности для них, что в конечном счете и отличает их от нормально

    развивающихся детей. Ребенок с тяжелой интеллектуальной недо-

    статочностью, которому дана некоторая сумма элементарных зна-

    ний, но не наученный и не привыкший постоянно в жизни при-

    менять эти знания, не использует их либо использует неадекватно

    и практически ничем не отличается от необученного тяжело ум-

    ственно отсталого ребенка. Поэтому важно не столько передать

    детям определенную сумму знаний, сколько выработать у них адек-

    ватность поведения, умение действовать в конкретных жизнен-

    ных ситуациях, бытовую ситуационную приспособленность.

    Воспитательный процесс, который имеет целью формирова-

    ние системы жизненно необходимых умений и навыков, должен

    протекать в условиях конкретных ситуаций. Обучение можно счи-

    тать вполне законченным лишь в том случае, если навыки стали

    привычками. Сказанное не означает, что вся работа с тяжело от-

    сталыми может быть сведена к бессмысленной тренировке. В про-

    цессе специального обучения развиваются все психические функ-

    ции этих детей и относительно корригируются недостатки, осо-

    бенно в младшем возрасте.

    Процесс обучения ребенка с тяжелыми интеллектуальными

    нарушениями должен максимально содействовать развитию его

    познавательной деятельности. Совершенно очевидно, что адек-

    ватность поведения и приспособленность такого ребенка к жиз-

    ни определяются в значительной степени состоянием его мото-

    рики, речи, уровнем знаний и умений. Таким образом, процес-

    сы развития ребенка и тренировки его в приспособлении к жиз-

    ненным ситуациям тесно связаны между собой.

    Ц е л ь к о р р е к ц и о н н о - в о с п и т а т е л ь н о й р а б о т ы с

    тяжело умственно отсталыми детьми в конечном счете — их соци-

    альная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособле-

    ние к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены

    в окружающую их социальную среду. Необходимо, используя все

    познавательные возможности детей, развить у них жизненно не-

    обходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоя-

    тельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных про-

    изводственных условиях простую работу, жить по возможности в

    семье и находиться в трудовом коллективе.

    Достижение означенных целей обеспечивается решением сле-

    дующих о с н о в н ы х з а д а ч работы с тяжело умственно отста-

    лыми детьми:

    1. Развитие всех психических функций и познавательной дея-

    тельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

    2. Воспитание детей, формирование у них правильного поведе-

    ния. Эмоциональное и коммуникативное развитие детей.

    3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.

    Физическое воспитание. Самообслуживание.

    4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация детей и под-

    ростков. Интеграция этих лиц в общество.

    Остановимся более подробно на каждой из вышеперечислен-

    ных задач.

    М а к с и м а л ь н о в о з м о ж н о е р а з в и т и е д е т е й с тя-

    ж е л ы м и н а р у ш е н и я м и и н т е л л е к т а в п р о ц е с с е

    о б у ч е н и я может быть достигнуто только при соблюдении ряда

    условий. К ним относятся:

    - возможно более раннее начало коррекционной работы;

    - благоприятная семейная обстановка и тесная связь специаль-

    ного учреждения с семьей;

    - применение адекватных программ и методов обучения, соот-

    ветствующих реальному возрастному периоду и реальным возмож-

    ностям этих детей и целям их воспитания.

    Раннее начало коррекции аномальных детей вообще и тяжело

    отсталых детей в частности играет чрезвычайно важную роль, так

    как может повести к значительным положительным сдвигам в их

    развитии. Работа с ними в раннем и дошкольном возрасте должна

    быть направлена на формирование общения, речи, предметной

    деятельности, игры, навыков самообслуживания, целенаправлен-

    ности действий, на упорядочение поведения. Раннее начало кор-

    рекционных занятий является не только необходимым условием

    эффективного развития ребенка, но и надежным средством диаг-

    ностики, поскольку в процессе длительного наблюдения при ак-

    тивном педагогическом воздействии наиболее полно выявляются

    все возможности и особенности каждого ребенка, дополнитель-

    ные и вторичные нарушения, в результате чего к началу школь-

    ного обучения может быть безошибочно определен тот тип шко-

    лы, в котором он должен обучаться.

    Второе условие благоприятного развития ребенка — правиль-

    ная организация его семейного воспитания.

    Роль родителей детей с тяжелой умственной отсталостью труд-

    но переоценить и в том случае, когда ребенок живет дома, и если

    он помещен в специальное учреждение. Многие родители прила-

    гают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для

    развития своего ребенка. Однако часто им не хватает знаний и

    умения, иногда мешают ложные представления. Так, в ряде слу-

    чаев приходится наблюдать, как мать делает за ребенка многое из

    того, что он может выполнить самостоятельно или с небольшой

    помощью. Ясно, что тяжело отсталые дети нуждаются в помощи,

    обучении бытовым навыкам гораздо больше, чем здоровые. Вос-

    питание такого ребенка требует много терпения, настойчивости,

    понимания, часто — педагогической изобретательности. Но пра-

    вильный подход, повседневное приучение ребенка к выполне-

    нию посильных заданий со временем окупают себя сторицей,

    поскольку требующий постоянной опеки и ухода ребенок начина-

    ет самостоятельно обслуживать себя и даже в меру своих сил помо-

    гает родителям.

    Ребенка, живущего в семье, можно обучить многому: самооб-

    служиванию, умению выполнять поручения и несложные виды

    труда, общению с окружающими людьми. Весьма сложно органи-

    зовать его контакты с другими детьми. Можно порекомендовать

    общение с ребенком, значительно более младшим по возрасту,

    при надзоре за этим контактом. Следует использовать склонно-

    сти, привязанности, которые есть у детей, — любовь к музыке,

    прогулкам, интерес к определенным игрушкам и играм, чтобы

    побудить их к выполнению менее приятных, но полезных для их

    развития заданий.

    Иногда приходится наблюдать, как родители упорно, в течение

    ряда лет, начиная с раннего возраста ребенка, пытаются учить его

    запоминанию букв, бессмысленному механическому повторению

    чисел до 20, 30 и т.д., часами читают ему книжки, стихи и т.д.

    Придя на консультацию к специалисту, такие родители с гордостью

    утверждают, что их ребенок знает все буквы, считает до 100 и т.д.

    Однако все эти «знания» оказываются совершенно неосмысленны-

    ми, механическими и, следовательно, ненужными. В погоне за та-

    кими «знаниями» родители упускают гораздо более важное: подго-

    товку ребенка к жизни в обществе, к посильному для него труду.

    Основное внимание родителей должно бы! ъ направлено на следу-

    ющие стороны психического и физического развития ребенка:

    - развитие общей моторики и моторики рук и пальцев;

    - самообслуживание;

    - умение подчиняться взрослым и выполнять простые практи-

    ческие инструкции;

    - умение видеть и различать в окружающем мире предметы и

    их отдельные свойства, слышать и различать звуки, осязать пред-

    меты, пользоваться предметами практически, соответственно их

    назначению;

    - развитие речи детей;

    - развитие элементарных трудовых навыков, положительного

    отношения к труду;

    - привитие навыков культурного и правильного поведения по

    отношению к окружающим.

    Правильный подход родителей к своему трудному ребенку —

    не безграничная опека, а спокойная, доброжелательная требова-

    тельность, понимание целей и перспектив его воспитания — дает

    хорошие результаты. Практика показывает, что подросток с про-

    блемами интеллектуального развития может быть воспитан, тру-

    долюбив, опрятен, в определенной мере самостоятелен в быту,

    приветлив с окружающими его людьми.

    Роль семьи велика и в том случае, когда ребенок помещен в

    специальный детский дом-интернат. Поскольку постепенно рас-

    ширяется число детских домов с пятидневным пребыванием, ког-

    да два дня в неделю ребенок находится дома, значительно уве-

    личивается роль семьи в воспитании отсталого ребенка. Общение

    ребенка с семьей, родительская любовь и забота, а также рас-

    ширение контактов вне стен детского дома (в транспорте, пар-

    ках, кино и т.д.) весьма положительно влияют на его развитие,

    увеличивают его социальный опыт. Тесная связь семьи со специ-

    альным учреждением, где воспитывается ребенок, их взаимная

    помощь в большой мере определяют успешность проводимой ра-

    боты.

    Применение адекватных программ и методов обучения детей с тяже-

    лыми нарушениями развития, соответствующих возможностям и

    целям их воспитания, — важнейшее и в значительной мере ре-

    шающее условие для развития всей их познавательной деятель-

    ности. Обучение будет носить развивающий характер в том слу-

    чае, если оно направлено на освоение детьми умения применять

    знания для решения новых, аналогичных прежним задач. При

    этом обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень

    развития детей и возможности, которые определяются зоной бли-

    жайшего развития, при опоре на ведущую деятельность данного

    возрастного периода.

    Содержание обучения детей с глубокими нарушениями психи-

    ки имеет специфический характер, так же как и методы обучения.

    Применение их особенную роль играет в работе с детьми младше-

    го возраста, когда обучение носит пропедевтический характер. Обо-

    снование необходимости проведения большой пропедевтической

    работы, ее специфика, особые задачи и методы начального пери-

    ода обучения подробно освещены в главах 6, 7.

    Содержание учебно-воспитательной работы должно всемерно

    содействовать выявлению возможностей детей в подготовке к до-

    ступным для них видам труда. Поэтому обучение в специальных

    учреждениях должно базироваться на таких видах практических

    занятий, как физическая культура и ритмика, предметно-практи-

    ческая деятельность, ручной труд, предметные уроки и экскур-

    сии, занятия бытовым трудом и трудом в учебных мастерских,

    сельскохозяйственные работы и т.п. В процессе проведения этих

    видов занятий возможно эффективное развитие у детей речи,

    мышления, воспитание целенаправленных движений, формиро-

    вание положительных эмоционально-волевых качеств. Как отме-

    чает Г. М.Дульнев, «обучение глубоко отсталых детей чтению,

    письму и счету должно иметь место в обшей системе содержания

    учебно-воспитательной работы с ними. Однако эти виды занятий

    не могут стать ведущими, так как опыт показывает, что даже на-

    учившиеся читать и писать глубоко отсталые дети не могут само-

    стоятельно использовать эти умения в своей практической дея-

    тельности... Совершенно очевидно, что центральным звеном в

    общей системе занятий с глубоко отсталыми детьми будут яв-

    ляться занятия, подготавливающие детей к труду»*.

    Коррекция развития детей с тяжелыми нарушениями интел-

    лекта младшего школьного возраста должна осуществляться пре-

    имущественно в тех видах деятельности, которые характерны для

    нормально развивающихся детей раннего и дошкольного возраста.

    Основным методом обучения должна стать организация выполне-

    ния предметно-практических заданий на всех уроках. Именно в

    этих условиях можно обеспечить доступное этим детям, до извест-

    ной степени сознательное усвоение знаний и умений.

    Вторая важная задача коррекционной работы с этими деть-

    ми — их л и ч н о с т н о е, э м о ц и о н а л ь н о е в о с п и т а н и е,

    ф о р м и р о в а н и е у них п р а в и л ь н о г о п о в е д е н и я, со-

    ответствующего общепринятым нормам.

    Тяжелая интеллектуальная недостаточность, личностная не-

    зрелость детей и подростков этой категории и связанные с ними

    некритичность, внушаемость, податливость могут в неблаго-

    приятных условиях привести к тяжелым последствиям. Часто на-

    блюдаемые у таких детей негативизм, упрямство, агрессивность,

    двигательное и психическое беспокойство создают для воспита-

    теля большие трудности. Эти отрицательные черты — обычно не

    только следствие органических особенностей ребенка, но и ре-

    зультат влияния среды: неустроенности быта, беспорядочности

    требований, плохого примера, отсутствия режима. Для воспита-

    ния такого ребенка еще более важную роль, чем для здорового,

    играют спокойная обстановка, доброжелательное отношение,

    единство, четкость и систематичность требований, т.е. все, что

    создает и закрепляет у него необходимые привычки. Э. Сеген под-

    черкивал первостепенное значение формирования привычек для

    тяжело умственно отсталого ребенка, считая, что «привычка —

    вторая натура — всё для его спасения или для его окончательной

    гибели»**.

    У детей с тяжелыми нарушениями развития необходимо вос-

    питывать навыки культурного поведения, умение общаться с

    людьми, навыки коммуникабельности: они должны уметь выра-

    жать просьбу, адекватно реагировать на обращение, уметь защи-

    тить себя. Необходимо работать над пробуждением у них чувства

    жалости, радости, сострадания. В то же время большое внимание

    следует уделять и чисто внешним формам поведения. Практика

    знает примеры хорошего воспитания, правильного поведения лиц

    с тяжелой умственной отсталостью. Не понимая жизненных ситу-

    * Дульнев Г. М. Актуальные вопросы работы с глубоко отсталыми детьми:

    Обучение и воспитание умственно отсталых детей. — М., 1960. — С. 11.

    ** Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненор-

    мальных детей. — СПб., 1903. — С. 188.

    аций во всей их сложности, они тем не менее благодаря вырабо-

    танным у них твердым навыкам и привычкам следуют общепри-

    нятым в обществе нормам, умеют общаться с людьми, не вызы-

    вая у них неприязненных чувств. Разумеется, такое поведение

    глубоко умственно отсталого — результат огромной работы его

    воспитателей.

    Ведущую роль во всей системе коррекционной работы с тяже-

    ло умственно отсталыми, особенно в старшем возрасте, играют

    т р у д о в о е в о с п и т а н и е и о б у ч е н и е. Основная задача этого

    важного раздела работы — выработка и совершенствование тру-

    довых навыков, воспитание необходимых установок поведения,

    личностных качеств.

    Практическая деятельность в ее простых видах наиболее по-

    нятна и доступна для таких детей. Здесь все дано в наглядном,

    легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечи-

    вает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

    Большое значение в определении трудовых возможностей и

    доступного ребенку профиля труда имеют его физическое разви-

    тие, развитие его общей и ручной моторики. Правильно органи-

    зованное трудовое обучение, в свою очередь, благоприятно влия-

    ет на физическое развитие тяжело отсталых детей, содействуя кор-

    рекции их двигательных недостатков.

    Педагог, занимающийся трудовым воспитанием и обучением

    детей и подростков с тяжелой умственной отсталостью, должен:

    1) обеспечить максимально возможную для данного ребенка

    самостоятельность в бытовом и санитарно-гигиеническом само-

    обслуживании;

    2) выработать положительное отношение к посильным видам

    труда, готовность к помощи в хозяйственно-бытовом труде в се-

    мье или в специальном учреждении и умение выполнять неслож-

    ные виды этого труда (уборка помещения, мытье посуды, подго-

    товительные и несложные работы по приготовлению пищи — мы-

    тье и чистка овощей и пр.);

    3) сформировать у детей привычку и положительное отноше-

    ние к определенному виду труда, выполняемому в течение уста-

    новленного времени (5 — 6 часов в день) в специальном цехе или

    мастерской, при сельскохозяйственных работах под руководством

    инструктора;

    4) выработать у них твердые навыки выполнения ряда опера-

    ций в том виде труда, которому подросток обучался в специаль-

    ном учреждении;

    5) с учетом индивидуальных возможностей каждого научить

    переключаться с выполнения одной знакомой операции на дру-

    гую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последова-

    тельно, осуществлять подсчет (до 10 и десятками) и складывание

    готовой продукции в определенном порядке;

    6) научить работать совместно с товарищами, выполняя по-

    операционно трудовые задания, соблюдая принятые нормы и

    правила поведения.

    Соответствующая трудовая подготовка тяжело умственно от-

    сталых детей должна дать возможность этим лицам после оконча-

    ния обучения в некоторой степени материально обеспечивать себя,

    жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в

    обществе.

    З а д а ч а с о д е й с т в и я с о ц и а л ь н о й а д а п т а ц и и лиц

    с тяжелой умственной отсталостью поставлена перед дисципли-

    ной, введенной в учебный план под названием «Социально-бы-

    товая ориентировка». Необходимость и важность этого предмета,

    определяется тем, что лица данной категории испытывают боль-

    шие трудности в приспособлении к окружающей жизни, они плохо

    ориентируются в общественных местах, не имеют навыков обще-

    ния и в результате этого, как правило, несамостоятельны, беспо-

    мощны в практической жизни.

    Задача этого предмета — не только дать детям знания и представ-

    ления о различных учреждениях, обеспечивающих быт людей (ма-

    газин, почта, транспорт и т.д.), но, главное — научить их прак-

    тически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться

    их услугами, дать тяжело умственно отсталым подросткам твер-

    дые навыки и привычки общения с людьми. Результаты этой рабо-

    ты будут в значительной степени определять уровень социальной

    адаптации этих лиц в их дальнейшей жизни. Эта работа окажет боль-

    шую помощь родителям в их стремлении включить своих детей в

    социокультурное пространство здоровых людей. Безусловно, воз-

    можность такой интеграции в большой степени зависит от толеран-

    тности общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

    Весь сложный процесс коррекционного обучения и воспита-

    ния детей и подростков с тяжелой умственной отсталостью на-

    правлен на их развитие, воспитание, трудовую подготовку и со-

    циальную адаптацию, с тем чтобы они могли занять определен-

    ное место в жизни.

    Вопросы и задания

    1. Какую роль придавал JI. С. Выготский обучению и воспитанию де-

    тей с тяжелым нарушением интеллекта?

    2. Сформулируйте цель коррекционно-воспитательной работы с дан-

    ной категорией детей.

    3. Перечислите основные задачи работы с этими детьми.

    4. Какие условия необходимы для максимально возможного развития

    детей с тяжелым интеллектуальным нарушением?

    5. Каковы возможности социальной адаптации детей и подростков с

    тяжелым нарушением интеллекта и их интеграции в общество?






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.