Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Интеллекта
Вопрос о социальном положении лиц с тяжелыми нарушени- ями интеллекта в настоящее время весьма актуален во всех стра- нах, поскольку везде существует определенное количество таких людей и тенденции к снижению его не наблюдается. Лица с тяжелыми нарушениями интеллекта — инвалиды, не способные к самостоятельной жизни, нуждающиеся в опеке, од- нако при создании для них специальных условий они становятся частично трудоспособными и могут быть социально адаптирова- ны. Между тем отсутствие или недостаточность необходимой по- мощи этим лицам ведет к тяжелым последствиям. Наличие детей- инвалидов — глубочайшая трагедия для их семей, которая зачас- тую ведет к тому, что один из членов семьи бывает вынужден оставить работу и взять на себя обязанности сиделки при больном. Тяжелая умственная отсталость и ограниченная обучаемость этих детей в ряде случаев приводят к тому, что они выпадают из систе- мы специального образования. Этого в значительной мере можно избежать, если создать для них адекватную систему коррекционного обучения и воспитания, трудовой подготовки и использования их труда в специальных цехах и мастерских. Разработка такой системы имеет большое как практическое, так и теоретическое значение. Это подчеркивал Л.С.Выготский. В написанном им предисловии к книге Е. К. Грачевой «Воспита- ние и обучение глубоко отсталого ребенка», вышедшей в 1932 г., он ставит кардинальные вопросы о смысле и целях работы с эти- ми детьми. Л. С. Выготский писал: «Основной вопрос, который вста- ет перед нами, когда мы говорим о воспитании глубоко отсталого ребенка, заключается в следующем: имеет ли смысл затрачивать такие колоссальные усилия на обучение и воспитание глубоко отсталого ребенка и особенно идиота, если результаты этих уси- лий оказываются по сравнению с результатами, достигнутыми нормальным ребенком, такими ничтожными? Диспропорция меж- ду усилиями и результатами работы уже не раз внушала самые пессимистические выводы многим исследователям, подходившим к этой проблеме с практической стороны... Этот взгляд и теоре- тически и практически неправильный, и центральное значение книги Е. К. Грачевой мы видим прежде всего в том, что она крас- норечивым языком фактов, тщательно подбираемых в течение почти полувека, опровергает эту пессимистическую минималист- скую теорию и выдвигает идею педагогического оптимизма по отношению к глубоко отсталым детям... Воспитание нужно отста- лому ребенку больше, чем нормальному, — вот основная идея всей современной педагогики»*. Подчеркивая качественную роль сдвигов, которые достигают- ся воспитанием, Л.С.Выготский связывает ее с особой значи- мостью первых этапов в развитии ребенка: «Основное правило детского развития заключается в том, что темп развития макси- мален в самом начале... ребенок никогда не развивается так ин- тенсивно, как на самых ранних ступенях... Глубоко отсталый ре- бенок как раз и продвигается в своем развитии под влиянием воспитания на тот самый отрезок пути, который нормальный ре- бенок проходит в первые, фундаментально важные годы жизни... С помощью воспитания глубоко отсталый ребенок проходит про- цесс становления человека»**. Воспитание детей с тяжелыми нарушениями развития, с од- ной стороны, имеет задачи, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой стороны, эти задачи глубоко специфичны. Цели и задачи, общие для обучения и воспитания всех детей, — содействие их всестороннему развитию, выявление положитель- ных и сглаживание отрицательных сторон личности, воспитание детей наиболее социально адаптированными, трудоспособными и полезными членами общества. Для детей с тяжелыми недостат- ками развития эти цели остаются актуальными, но при их осуще- ствлении следует учитывать значительно более низкий уровень их возможностей, необходимость применять особые методические приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и при- вычек культурного поведения и самообслуживания. Специфичность целей, задач и методов работы с проблемными детьми вытекает из глубокого своеобразия этого контингента аномальных детей. Детей этой категории чрезвычайно затрудняет самостоятель- ное использование имеющихся у них знаний. Перенос получен- ных знаний и умений, применение их в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения не- сложных жизненных задач — все это почти непреодолимые труд- * Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т. 6. — С. 223 — 224. ** Там же. - С. 225-227. ности для них, что в конечном счете и отличает их от нормально развивающихся детей. Ребенок с тяжелой интеллектуальной недо- статочностью, которому дана некоторая сумма элементарных зна- ний, но не наученный и не привыкший постоянно в жизни при- менять эти знания, не использует их либо использует неадекватно и практически ничем не отличается от необученного тяжело ум- ственно отсталого ребенка. Поэтому важно не столько передать детям определенную сумму знаний, сколько выработать у них адек- ватность поведения, умение действовать в конкретных жизнен- ных ситуациях, бытовую ситуационную приспособленность. Воспитательный процесс, который имеет целью формирова- ние системы жизненно необходимых умений и навыков, должен протекать в условиях конкретных ситуаций. Обучение можно счи- тать вполне законченным лишь в том случае, если навыки стали привычками. Сказанное не означает, что вся работа с тяжело от- сталыми может быть сведена к бессмысленной тренировке. В про- цессе специального обучения развиваются все психические функ- ции этих детей и относительно корригируются недостатки, осо- бенно в младшем возрасте. Процесс обучения ребенка с тяжелыми интеллектуальными нарушениями должен максимально содействовать развитию его познавательной деятельности. Совершенно очевидно, что адек- ватность поведения и приспособленность такого ребенка к жиз- ни определяются в значительной степени состоянием его мото- рики, речи, уровнем знаний и умений. Таким образом, процес- сы развития ребенка и тренировки его в приспособлении к жиз- ненным ситуациям тесно связаны между собой. Ц е л ь к о р р е к ц и о н н о - в о с п и т а т е л ь н о й р а б о т ы с тяжело умственно отсталыми детьми в конечном счете — их соци- альная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособле- ние к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развить у них жизненно не- обходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоя- тельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных про- изводственных условиях простую работу, жить по возможности в семье и находиться в трудовом коллективе. Достижение означенных целей обеспечивается решением сле- дующих о с н о в н ы х з а д а ч работы с тяжело умственно отста- лыми детьми: 1. Развитие всех психических функций и познавательной дея- тельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. 2. Воспитание детей, формирование у них правильного поведе- ния. Эмоциональное и коммуникативное развитие детей. 3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание. 4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация детей и под- ростков. Интеграция этих лиц в общество. Остановимся более подробно на каждой из вышеперечислен- ных задач. М а к с и м а л ь н о в о з м о ж н о е р а з в и т и е д е т е й с тя- ж е л ы м и н а р у ш е н и я м и и н т е л л е к т а в п р о ц е с с е о б у ч е н и я может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий. К ним относятся: - возможно более раннее начало коррекционной работы; - благоприятная семейная обстановка и тесная связь специаль- ного учреждения с семьей; - применение адекватных программ и методов обучения, соот- ветствующих реальному возрастному периоду и реальным возмож- ностям этих детей и целям их воспитания. Раннее начало коррекции аномальных детей вообще и тяжело отсталых детей в частности играет чрезвычайно важную роль, так как может повести к значительным положительным сдвигам в их развитии. Работа с ними в раннем и дошкольном возрасте должна быть направлена на формирование общения, речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, целенаправлен- ности действий, на упорядочение поведения. Раннее начало кор- рекционных занятий является не только необходимым условием эффективного развития ребенка, но и надежным средством диаг- ностики, поскольку в процессе длительного наблюдения при ак- тивном педагогическом воздействии наиболее полно выявляются все возможности и особенности каждого ребенка, дополнитель- ные и вторичные нарушения, в результате чего к началу школь- ного обучения может быть безошибочно определен тот тип шко- лы, в котором он должен обучаться. Второе условие благоприятного развития ребенка — правиль- ная организация его семейного воспитания. Роль родителей детей с тяжелой умственной отсталостью труд- но переоценить и в том случае, когда ребенок живет дома, и если он помещен в специальное учреждение. Многие родители прила- гают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребенка. Однако часто им не хватает знаний и умения, иногда мешают ложные представления. Так, в ряде слу- чаев приходится наблюдать, как мать делает за ребенка многое из того, что он может выполнить самостоятельно или с небольшой помощью. Ясно, что тяжело отсталые дети нуждаются в помощи, обучении бытовым навыкам гораздо больше, чем здоровые. Вос- питание такого ребенка требует много терпения, настойчивости, понимания, часто — педагогической изобретательности. Но пра- вильный подход, повседневное приучение ребенка к выполне- нию посильных заданий со временем окупают себя сторицей, поскольку требующий постоянной опеки и ухода ребенок начина- ет самостоятельно обслуживать себя и даже в меру своих сил помо- гает родителям. Ребенка, живущего в семье, можно обучить многому: самооб- служиванию, умению выполнять поручения и несложные виды труда, общению с окружающими людьми. Весьма сложно органи- зовать его контакты с другими детьми. Можно порекомендовать общение с ребенком, значительно более младшим по возрасту, при надзоре за этим контактом. Следует использовать склонно- сти, привязанности, которые есть у детей, — любовь к музыке, прогулкам, интерес к определенным игрушкам и играм, чтобы побудить их к выполнению менее приятных, но полезных для их развития заданий. Иногда приходится наблюдать, как родители упорно, в течение ряда лет, начиная с раннего возраста ребенка, пытаются учить его запоминанию букв, бессмысленному механическому повторению чисел до 20, 30 и т.д., часами читают ему книжки, стихи и т.д. Придя на консультацию к специалисту, такие родители с гордостью утверждают, что их ребенок знает все буквы, считает до 100 и т.д. Однако все эти «знания» оказываются совершенно неосмысленны- ми, механическими и, следовательно, ненужными. В погоне за та- кими «знаниями» родители упускают гораздо более важное: подго- товку ребенка к жизни в обществе, к посильному для него труду. Основное внимание родителей должно бы! ъ направлено на следу- ющие стороны психического и физического развития ребенка: - развитие общей моторики и моторики рук и пальцев; - самообслуживание; - умение подчиняться взрослым и выполнять простые практи- ческие инструкции; - умение видеть и различать в окружающем мире предметы и их отдельные свойства, слышать и различать звуки, осязать пред- меты, пользоваться предметами практически, соответственно их назначению; - развитие речи детей; - развитие элементарных трудовых навыков, положительного отношения к труду; - привитие навыков культурного и правильного поведения по отношению к окружающим. Правильный подход родителей к своему трудному ребенку — не безграничная опека, а спокойная, доброжелательная требова- тельность, понимание целей и перспектив его воспитания — дает хорошие результаты. Практика показывает, что подросток с про- блемами интеллектуального развития может быть воспитан, тру- долюбив, опрятен, в определенной мере самостоятелен в быту, приветлив с окружающими его людьми. Роль семьи велика и в том случае, когда ребенок помещен в специальный детский дом-интернат. Поскольку постепенно рас- ширяется число детских домов с пятидневным пребыванием, ког- да два дня в неделю ребенок находится дома, значительно уве- личивается роль семьи в воспитании отсталого ребенка. Общение ребенка с семьей, родительская любовь и забота, а также рас- ширение контактов вне стен детского дома (в транспорте, пар- ках, кино и т.д.) весьма положительно влияют на его развитие, увеличивают его социальный опыт. Тесная связь семьи со специ- альным учреждением, где воспитывается ребенок, их взаимная помощь в большой мере определяют успешность проводимой ра- боты. Применение адекватных программ и методов обучения детей с тяже- лыми нарушениями развития, соответствующих возможностям и целям их воспитания, — важнейшее и в значительной мере ре- шающее условие для развития всей их познавательной деятель- ности. Обучение будет носить развивающий характер в том слу- чае, если оно направлено на освоение детьми умения применять знания для решения новых, аналогичных прежним задач. При этом обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности, которые определяются зоной бли- жайшего развития, при опоре на ведущую деятельность данного возрастного периода. Содержание обучения детей с глубокими нарушениями психи- ки имеет специфический характер, так же как и методы обучения. Применение их особенную роль играет в работе с детьми младше- го возраста, когда обучение носит пропедевтический характер. Обо- снование необходимости проведения большой пропедевтической работы, ее специфика, особые задачи и методы начального пери- ода обучения подробно освещены в главах 6, 7. Содержание учебно-воспитательной работы должно всемерно содействовать выявлению возможностей детей в подготовке к до- ступным для них видам труда. Поэтому обучение в специальных учреждениях должно базироваться на таких видах практических занятий, как физическая культура и ритмика, предметно-практи- ческая деятельность, ручной труд, предметные уроки и экскур- сии, занятия бытовым трудом и трудом в учебных мастерских, сельскохозяйственные работы и т.п. В процессе проведения этих видов занятий возможно эффективное развитие у детей речи, мышления, воспитание целенаправленных движений, формиро- вание положительных эмоционально-волевых качеств. Как отме- чает Г. М.Дульнев, «обучение глубоко отсталых детей чтению, письму и счету должно иметь место в обшей системе содержания учебно-воспитательной работы с ними. Однако эти виды занятий не могут стать ведущими, так как опыт показывает, что даже на- учившиеся читать и писать глубоко отсталые дети не могут само- стоятельно использовать эти умения в своей практической дея- тельности... Совершенно очевидно, что центральным звеном в общей системе занятий с глубоко отсталыми детьми будут яв- ляться занятия, подготавливающие детей к труду»*. Коррекция развития детей с тяжелыми нарушениями интел- лекта младшего школьного возраста должна осуществляться пре- имущественно в тех видах деятельности, которые характерны для нормально развивающихся детей раннего и дошкольного возраста. Основным методом обучения должна стать организация выполне- ния предметно-практических заданий на всех уроках. Именно в этих условиях можно обеспечить доступное этим детям, до извест- ной степени сознательное усвоение знаний и умений. Вторая важная задача коррекционной работы с этими деть- ми — их л и ч н о с т н о е, э м о ц и о н а л ь н о е в о с п и т а н и е, ф о р м и р о в а н и е у них п р а в и л ь н о г о п о в е д е н и я, со- ответствующего общепринятым нормам. Тяжелая интеллектуальная недостаточность, личностная не- зрелость детей и подростков этой категории и связанные с ними некритичность, внушаемость, податливость могут в неблаго- приятных условиях привести к тяжелым последствиям. Часто на- блюдаемые у таких детей негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство создают для воспита- теля большие трудности. Эти отрицательные черты — обычно не только следствие органических особенностей ребенка, но и ре- зультат влияния среды: неустроенности быта, беспорядочности требований, плохого примера, отсутствия режима. Для воспита- ния такого ребенка еще более важную роль, чем для здорового, играют спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство, четкость и систематичность требований, т.е. все, что создает и закрепляет у него необходимые привычки. Э. Сеген под- черкивал первостепенное значение формирования привычек для тяжело умственно отсталого ребенка, считая, что «привычка — вторая натура — всё для его спасения или для его окончательной гибели»**. У детей с тяжелыми нарушениями развития необходимо вос- питывать навыки культурного поведения, умение общаться с людьми, навыки коммуникабельности: они должны уметь выра- жать просьбу, адекватно реагировать на обращение, уметь защи- тить себя. Необходимо работать над пробуждением у них чувства жалости, радости, сострадания. В то же время большое внимание следует уделять и чисто внешним формам поведения. Практика знает примеры хорошего воспитания, правильного поведения лиц с тяжелой умственной отсталостью. Не понимая жизненных ситу- * Дульнев Г. М. Актуальные вопросы работы с глубоко отсталыми детьми: Обучение и воспитание умственно отсталых детей. — М., 1960. — С. 11. ** Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненор- мальных детей. — СПб., 1903. — С. 188. аций во всей их сложности, они тем не менее благодаря вырабо- танным у них твердым навыкам и привычкам следуют общепри- нятым в обществе нормам, умеют общаться с людьми, не вызы- вая у них неприязненных чувств. Разумеется, такое поведение глубоко умственно отсталого — результат огромной работы его воспитателей. Ведущую роль во всей системе коррекционной работы с тяже- ло умственно отсталыми, особенно в старшем возрасте, играют т р у д о в о е в о с п и т а н и е и о б у ч е н и е. Основная задача этого важного раздела работы — выработка и совершенствование тру- довых навыков, воспитание необходимых установок поведения, личностных качеств. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее по- нятна и доступна для таких детей. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечи- вает разностороннюю и активную работу всех анализаторов. Большое значение в определении трудовых возможностей и доступного ребенку профиля труда имеют его физическое разви- тие, развитие его общей и ручной моторики. Правильно органи- зованное трудовое обучение, в свою очередь, благоприятно влия- ет на физическое развитие тяжело отсталых детей, содействуя кор- рекции их двигательных недостатков. Педагог, занимающийся трудовым воспитанием и обучением детей и подростков с тяжелой умственной отсталостью, должен: 1) обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно-гигиеническом само- обслуживании; 2) выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно-бытовом труде в се- мье или в специальном учреждении и умение выполнять неслож- ные виды этого труда (уборка помещения, мытье посуды, подго- товительные и несложные работы по приготовлению пищи — мы- тье и чистка овощей и пр.); 3) сформировать у детей привычку и положительное отноше- ние к определенному виду труда, выполняемому в течение уста- новленного времени (5 — 6 часов в день) в специальном цехе или мастерской, при сельскохозяйственных работах под руководством инструктора; 4) выработать у них твердые навыки выполнения ряда опера- ций в том виде труда, которому подросток обучался в специаль- ном учреждении; 5) с учетом индивидуальных возможностей каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на дру- гую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последова- тельно, осуществлять подсчет (до 10 и десятками) и складывание готовой продукции в определенном порядке; 6) научить работать совместно с товарищами, выполняя по- операционно трудовые задания, соблюдая принятые нормы и правила поведения. Соответствующая трудовая подготовка тяжело умственно от- сталых детей должна дать возможность этим лицам после оконча- ния обучения в некоторой степени материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе. З а д а ч а с о д е й с т в и я с о ц и а л ь н о й а д а п т а ц и и лиц с тяжелой умственной отсталостью поставлена перед дисципли- ной, введенной в учебный план под названием «Социально-бы- товая ориентировка». Необходимость и важность этого предмета, определяется тем, что лица данной категории испытывают боль- шие трудности в приспособлении к окружающей жизни, они плохо ориентируются в общественных местах, не имеют навыков обще- ния и в результате этого, как правило, несамостоятельны, беспо- мощны в практической жизни. Задача этого предмета — не только дать детям знания и представ- ления о различных учреждениях, обеспечивающих быт людей (ма- газин, почта, транспорт и т.д.), но, главное — научить их прак- тически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться их услугами, дать тяжело умственно отсталым подросткам твер- дые навыки и привычки общения с людьми. Результаты этой рабо- ты будут в значительной степени определять уровень социальной адаптации этих лиц в их дальнейшей жизни. Эта работа окажет боль- шую помощь родителям в их стремлении включить своих детей в социокультурное пространство здоровых людей. Безусловно, воз- можность такой интеграции в большой степени зависит от толеран- тности общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Весь сложный процесс коррекционного обучения и воспита- ния детей и подростков с тяжелой умственной отсталостью на- правлен на их развитие, воспитание, трудовую подготовку и со- циальную адаптацию, с тем чтобы они могли занять определен- ное место в жизни. Вопросы и задания 1. Какую роль придавал JI. С. Выготский обучению и воспитанию де- тей с тяжелым нарушением интеллекта? 2. Сформулируйте цель коррекционно-воспитательной работы с дан- ной категорией детей. 3. Перечислите основные задачи работы с этими детьми. 4. Какие условия необходимы для максимально возможного развития детей с тяжелым интеллектуальным нарушением? 5. Каковы возможности социальной адаптации детей и подростков с тяжелым нарушением интеллекта и их интеграции в общество?
|