Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Интеллекта и их изучение






    В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ*

    Эффективность коррекционной работы с тяжело умственно от-

    сталыми детьми во многом обусловлена глубиной и объемом зна-

    ний, которые педагог имеет о ребенке. Для выявления необходи-

    мых сведений ведется тщательное психолого-педагогическое изу-

    чение детей, включающее первичное обследование, определение

    типа учреждения, в котором должен обучаться ребенок, последу-

    ющее изучение его в динамике развития. Укажем о с н о в н ы е

    п р и н ц и п ы, которыми следует руководствоваться специалистам

    при изучении ребенка.

    Важнейший принцип — комплексность изучения ребенка. Уже с

    момента рождения дети, страдающие тяжелыми поражениями

    центральной нервной системы, обращают на себя внимание спе-

    цифическими особенностями. Сложность дефекта обусловливает

    необходимость исследования, в котором принимают участие це-

    лый ряд специалистов, причем такое изучение должно быть обес-

    печено на всех возрастных этапах ребенка. Оно начинается в психо-

    лого-медико-педагогической консультации (ПМПК), затем осу-

    ществляется в дошкольном учреждении и далее в условиях, в ко-

    торых ребенок находится в более старшем возрасте.

    В состав психолого-медико-педагогических консультаций, ком-

    плектующих специальные учреждения для аномальных детей, вхо-

    дят врачи, педагоги, психологи, логопеды. Однако решение, вы-

    несенное на ПМПК, не означает, что изучение ребенка закончи-

    лось. Оно продолжается на протяжении всего его пребывания в

    детском учреждении. Комплексное изучение детей врачами и пе-

    дагогами дает возможность наметить наиболее эффективное лече-

    ние, а также систему коррекционно-воспитательного воздействия,

    максимально обеспечивающую психофизическое развитие ребен-

    ка. Совместная работа специалистов важна и потому, что позво-

    ляет своевременно заметить те изменения, которые происходят в

    * В главе 4 использованы материалы совместной работы автора данной главы

    с С.Д.Забрамной. 49

    детях, учитывать их в дальнейшем при лечении и воспитании. Так,

    в одних случаях педагог обратит внимание врача на усиливающу-

    юся у ребенка рассеянность, утомляемость, ухудшение памяти,

    плаксивость и пр. Врач поможет вскрыть причины этих проявле-

    ний и, если есть необходимость, своевременно проведет курс ле-

    чения. В других случаях врач обратит внимание педагога на тех де-

    тей, чье состояние требует особого к ним отношения со стороны

    воспитателей и детей, щадящего режима, и т.д.

    Большое значение имеет соблюдение принципа всестороннего

    и целостного изучения ребенка. Следует выявлять не только своеоб-

    разие его познавательной деятельности, но и особенности всех

    сторон его личности: эмоционально-волевой сферы, поведения,

    физического развития. Эти знания важны, поскольку физическое

    и психическое состояние может существенно влиять на умствен-

    ную деятельность ребенка, так же как важно иметь в виду, что

    интеллектуальная недостаточность оказывает влияние на форми-

    рование эмоционально-волевой сферы.

    При тяжелой умственной отсталости относительно более со-

    хранной является эмоциональная сфера, что следует использо-

    вать в коррекционных целях. Так, все яркое, красочное, краси-

    вое, радостное стимулирует внимание ребенка, дает толчок ум-

    ственной деятельности.

    Много ценных сведений можно получить, наблюдая за детьми

    в процессе их деятельности. Когда ребенок играет, трудится в ма-

    стерских или занят хозяйственно-бытовыми работами, самооб-

    служиванием, можно выявить такие качества, которые не всегда

    проявляются при экспериментальном исследовании.

    Принцип динамического изучения детей ориентирует исследо-

    вателей главным образом на получение представлений о потен-

    циальных возможностях ребенка. В основе этого принципа лежит

    положение JI. С. Выготского о необходимости изучать «зону бли-

    жайшего развития» ребенка, учитывать не только то, что уже из-

    вестно ему и что он выполняет в момент исследования, но и то,

    чего сможет ребенок достичь, получая помощь со стороны взрос-

    лого, может ли он использовать эту помощь и как при этом улуч-

    шается его деятельность.

    Указанными принципами руководствуются как при обследова-

    нии ребенка на ПМПК с целью определения специального учреж-

    дения, где он будет воспитываться, так и при текущем наблюдении.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.