Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Отсталостью в России






    В России до 1990-х гг. дети этой категории являлись главным

    образом воспитанниками домов-интернатов. В соответствии со сло-

    жившейся системой дети, находящиеся в таких учреждениях, живут

    на полном государственном обеспечении с 4 до 18 лет (в дальней-

    шем большинство из них переводится в психоневрологические

    интернаты). Занимаются с детьми учителя, воспитатели, логопе-

    ды, а также инструкторы по трудовому обучению.

    Научными вопросами медико-социальной помощи воспитан-

    никам занимается Федеральный центр медико-социальной экс-

    пертизы и реабилитации инвалидов (ФЦМСЭ и РИ), бывший

    Центральный институт экспертизы трудоспособности инвалидов

    Министерства труда и социального развития. Вырабатываются кли-

    нико-психолого-педагогические критерии дифференцированного

    отбора детей в специальные учреждения, разрабатываются воп-

    росы совершенствования организационных форм их содержания.

    Во многих детских домах-интернатах имеются диагностические

    группы, куда направляются вновь поступившие воспитанники.

    В течение 3 — 4 месяцев выявляются их возможности в развитии

    познавательной деятельности, овладении навыками самообслужи-

    вания, трудовой деятельности. Затем на основании заключения

    врачей и педагогов воспитанники направляются в учебные груп-

    пы соответственно их психофизическим возможностям.

    Включение в систему специального образования детей с тяже-

    лой интеллектуальной недостаточностью закрепило за ними пра-

    во на получение образования, что «приводит к наиболее полно-

    му, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и

    достижению развития его личности, включая культурное и духов-

    ное развитие ребенка» (п. 3 ст. 23 Конвенции о правах ребенка,

    ратифицированной РФ 15 сентября 1990 г.).

    Проблемы выявления потенциальных возможностей этих де-

    тей, приспособления их к жизни приобретают большую соци-

    альную значимость.

    Разрабатываются психолого-педагогические критерии отбора

    этих детей в различные коррекционные учреждения, постоянно

    совершенствуются организационные формы их воспитания и обу-

    чения, исследуются разнообразные стороны интеграции этих лиц

    в общество.

    Большое внимание уделяется научной разработке вопросов

    психолого-педагогической и медико-социальной помощи этим

    детям, которыми занимаются Институт коррекционной педаго-

    гики Российской академии образования (ИКП РАО), Москов-

    ский педагогический государственный университет (МПГУ), Ин-

    ститут специальной педагогики и психологии Международного

    университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга и ряд других

    институтов.

    Одной из форм помощи этим детям явилось создание реабили-

    тационных центров, работающих как в системе учреждений Мин-

    труда, так и Минобразования. Эти учреждения предназначены и

    для детей, которые остаются в них на пятидневку, и для приходя-

    щих воспитанников. В классе обучаются 8—10 человек, с которы-

    ми занимаются педагоги-дефектологи. В таких центрах обычно

    имеются логопедический кабинет, класс социальной адаптации,

    методический кабинет, мастерские по трудовому обучению. Дети,

    нуждающиеся в лечебной физкультуре, занимаются в кабинете

    ЛФК. Атмосфера в центрах максимально приближена к домашней.

    В этой связи необходимо отметить деятельность Лечебно-педа-

    гогического центра г. Пскова, который совместно с факультетом

    коррекционной педагогики Псковского государственного педаго-

    гического института создал систему непрерывного педагогического

    сопровождения лиц с тяжелыми и сложными нарушениями в раз-

    витии от рождения до трудоустройства в специальные реабилита-

    ционные мастерские. Задача таких учреждений — приспособить

    ребенка с проблемами развития к жизни в обществе, использо-

    вать все возможности для его социализации.

    Наряду с государственными учреждениями для детей этой ка-

    тегории в различных регионах (Москва, Екатеринбург, Чебокса-

    ры, Иркутск) созданы и негосударственные образовательные уч-

    реждения (НОУ). Так, в Москве в течение многих лет дети с уме-

    ренной и тяжелой умственной отсталостью обучаются в школе

    Святого Георгия. Программа обучения составляется с учетом осо-

    бенностей каждого ребенка и помимо общеобразовательных дис-

    циплин включает в себя занятия по арттерапии. В школе дети ов-

    ладевают такими видами труда, как деревообработка, швейное

    дело и т. п.

    Школьный возраст воспитанников определен до 18 лет.

    Открытие различных типов специальных учреждений для тя-

    жело умственно отсталых детей дало родителям возможность вы-

    бора форм обучения своему ребенку. Что касается практических

    работников этих учреждений, то для них стали организовываться

    курсы, семинары. Так, в Академии повышения квалификации и

    переподготовки работников образования РФ (АПК и ПРО) про-

    водятся курсы по данной проблеме, в программу которых входят

    следующие вопросы: система и структура учреждений для детей с

    тяжелой интеллектуальной недостаточностью, проблемы воспи-

    тания, социально-трудовой адаптации и интеграции детей в об-

    щество, работа с семьей ребенка-инвалида. Лекции сопровожда-

    ются демонстрацией методических видеофильмов, слушатели име-

    ют возможность приобрести специальную литературу.

    Предпринимаются попытки интеграции детей с проблемами

    развития в более высокую образовательную среду. Так, в некото-

    рых дошкольных учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга дети

    с синдромом Дауна воспитываются вместе с нормальными сверст-

    никами. Установлено, что совместное обучение детей существен-

    но влияет на развитие детей-даунов, формирование их социальных

    навыков. Что касается здоровых детей, то у них воспитываются

    такие черты, как толерантность, чувство сопереживания.

    Большое значение для дальнейшего совершенствования вос-

    питания и обучения детей-инвалидов имело проведение в Москве

    Международной недели помощи детям-инвалидам с интеллек-

    туальной недостаточностью (1999) и Международной научно-прак-

    тической конференции по проблемам интегрированного обуче-

    ния лиц с ограниченными возможностями здоровья (2001). Во всех

    выступлениях подчеркивалось, что жизнь и быт людей с ограни-

    ченными возможностями должны быть как можно ближе к усло-

    виям и стилю жизни общества.

    Невозможно говорить о полноценной работе с детьми-инвали-

    дами без опоры на семью. Учитывая это, Фонд социальной поддер-

    жки населения Минтруда России совместно с Московским цент-

    ром психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Дет-

    ская личность» организовали на базе подмосковного санатория «Кра-

    тово» летнюю «Школу матерей детей-инвалидов» (руководитель

    Л. Б. Буданова). Результатом обучения в такой школе явилось овла-

    дение матерями необходимыми знаниями, приемами и методами

    бытовой, социальной, педагогической реабилитации детей, воз-

    цианизация по данной проблеме, разработаны и соответствую-

    щие программы.

    Рассматривая перспективы развития специального образова-

    ния детей с тяжелой умственной отсталостью, необходимо отме-

    тить, что прежде всего требуется подготовить современную инно-

    вационную программу их обучения. Важно усилить социальную

    направленность в работе с учащимися. Для этого следует, в част-

    ности, расширить программу по социально-бытовой ориентиров-

    ке и адаптировать для этих детей курс «Основы безопасности жиз-

    недеятельности», учитывая все возрастающие процессы их интег-

    рации в общество.

    Также требует дальнейшего совершенствования трудовое обу-

    чение воспитанников, их подготовка к разнообразным неслож-

    ным видам производительного и обслуживающего труда.

    Учитывая относительную сохранность эмоциональной сферы

    этих детей, работа с ними должна быть расширена путем увели-

    чения времени, отведенного на занятия по арттерапии (музыка

    и пение, изобразительная деятельность, театрализованные игры

    и т.п.). Необходимо продолжить разработку педагогических тех-

    нологий для работы с учащимися, подготовив частные методи-

    ки по общеобразовательным предметам. Следует направить уси-

    лия на создание специализированных компьютерных обучающих

    программ для этих учащихся, учитывая уже имеющийся в этой

    области опыт*.

    Таким образом, в нашей стране организация помощи детям с

    тяжелой умственной отсталостью претерпевает существенные из-

    менения. Открыты центры ранней коррекционной помощи этим

    детям, разработаны организация, содержание и методы работы с

    ними.

    Наблюдается положительная тенденция отхода от содержания

    детей в больших домах-интернатах и организация реабилитаци-

    онных центров с небольшим числом воспитанников. Открывают-

    ся специальные классы в школах для детей с умственной отстало-

    стью. Их преимущество состоит в том, что ребенок живет в семье

    и воспитывается в нормальных средовых условиях. Родители полу-

    чили возможность выбирать такое учреждение, которое больше

    соответствует психофизическому развитию их ребенка и укладу

    семьи.

    В специальной педагогике идет активный поиск наиболее оп-

    тимальных форм организации образовательной среды для этой

    категории детей, разрабатываются инновационные программы их

    * См.: Забрамная С.Д. Использование компьютерной техники в активизации

    психической деятельности детей с нарушением интеллекта: Тезисы Между-

    народного семинара «Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции

    детей с нарушениями развития». — СПб., 1995.

    обучения. Ставится задача непрерывности процесса социализации

    этих лиц с целью их интеграции в общество.

    В помощь родителям издаются книги, образовательные журна-

    лы, предусматривающие обязательное включение родителей в

    процесс обучения ребенка.

    Опыт работы с детьми, имеющими тяжелые интеллектуальные

    нарушения, показал, что их потенциальные возможности доволь-

    но значительны. Они овладевают социальными формами поведе-

    ния и несложными видами труда, способны усваивать грамоту,

    счетные операции, у них формируется и развиваются различные

    формы коммуникации. Естественно, что педагогическая работа с

    ними должна проводиться по специальным программам учителя-

    ми-дефектологами, использующими соответствующие принципы

    и методы коррекции.

    Вопросы и задания

    1. Какова система специального образования для тяжело умственно

    отсталых детей в зарубежных странах?

    2. Охарактеризуйте содержание и практическую направленность рабо-

    ты специальных учреждений зарубежных стран.

    3. В чем заключается работа этих учреждений с родителями детей-

    инвалидов?

    4. Какова система учреждений для детей с тяжелыми нарушениями

    интеллекта в России?

    5. Расскажите, в чем заключается усиление внимания нашего госу-

    дарства к проблеме помощи детям этой категории.

    6. Какова роль общественных организаций, родителей в организации

    воспитания и обучения детей-инвалидов?






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.