Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Недостаточностью за рубежом






Последние десятилетия XX в. (с конца 60-х—начала 70-х гг.)

вследствие гуманизации общества, утверждения безусловной цен-

ности человеческой личности ознаменовались в Западной Европе

и США процессами, связанными с демократизацией общего и

специального образования, признанием всех детей с проблемами

развития обучаемыми. Что касается детей с тяжелой умственной

отсталостью, то для них были созданы разного типа коррекцион-

ные учреждения, получили развитие процессы интеграции таких

детей в общеобразовательную среду. Этому способствовала дея-

тельность различных международных организаций, например

ЮНЕСКО, ООН, Всемирной организации здравоохранения

(ВОЗ), Международной ассоциации по научному изучению ум-

ственной отсталости, Международной лиги обществ содействия

умственно отсталым и др.

Практика специального обучения детей с тяжелой интеллекту-

альной недостаточностью имеет различные организационные фор-

мы и зависит от уровня экономики и культуры каждой страны,

принятых законов в области специального образования, а также

сложившихся методов работы с детьми, имеющими проблемы в

развитии. Рассмотрим систему помощи этим детям на примере

некоторых стран.

Дети с тяжелой умственной отсталостью в Англии включены в

систему специального образования с 1970 г. Для них существуют

специальные школы, классы, тренировочные центры. Дети с наибо-

лее тяжелыми формами умственной отсталости находятся в закрытых

учреждениях, часть из которых являются частными и платными.

В специальные учреждения дети поступают в возрасте 5 лет и

обучаются строго по индивидуальной программе. В младшем воз-

расте основное внимание уделяется сенсорному и речевому раз-

витию, выработке навыков самообслуживания и различным дей-

ствиям с предметами. В старшем возрасте воспитанники обучают-

ся различным трудовым операциям. Они собирают картонные ко-

робки, занимаются упаковкой автомобильных лампочек, трудят-

ся на пришкольном участке и т.п.

Особое место в программе обучения занимает выработка у де-

тей социальных форм поведения. Не менее одного раза в неделю

учитель выводит их на прогулку, во время которой дети учатся

распознавать световые дорожные сигналы, пользоваться подзем-

ными переходами, различными видами транспорта. Дети должны

уметь вести себя в разных ситуациях: например, в гостях у товари-

ща, при посещении библиотеки, медицинского учреждения и т.п.

Их учат выполнять несложные поручения: опускать письмо в по-

чтовый ящик, относить белье в прачечную, делать мелкие покуп-

ки. Все практические задания направлены на адаптацию детей в

обществе.

Подростки в возрасте 18 лет переводятся из детских специаль-

ных учреждений в дневные центры профессиональной подготов-

ки взрослых. Овладев там определенными практическими умени-

ями и навыками (деревообработка, металлоштамповка, сбороч-

ные работы), они могут работать в мастерских, имеющихся при

таких центрах, и жить дома (сохранение постоянного контакта с

семьей считается очень важным). Широкое развитие получила си-

стема «покровительственных мастерских», представляющих собой

мастерские для инвалидов с финансовой поддержкой местных вла-

стей. Профиль этих мастерских очень разнообразен. В них изготов-

ляются различные игрушки, производятся упаковочные работы,

сборка электроарматуры и т.п.

Некоторые из молодых людей работают по найму курьерами,

помощниками в кафе или магазине, заняты расклейкой афиш.

Часть воспитанников направляется в сельские общины, где они

работают на фермах, в саду и т.д.

Обучение этих детей в Германии осуществляется в реабилита-

ционно-педагогических учреждениях нескольких типов: специаль-

ных школах, дневных центрах, домах с длительным пребыванием

в них воспитанников.

В специальных школах и дневных центрах обучаются дети, не

требующие постоянного врачебного контроля и лечения. Эти уч-

реждения работают по типу школ с продленным днем. При по-

ступлении дети должны уметь ходить, владеть навыками самооб-

служивания и гигиены. Дети с текущими психическими заболева-

ниями в эти учреждения не принимаются.

Учителя в специальных учреждениях должны обязательно иметь

помимо общепедагогического образования специальное дефекто-

логическое.

Дневные реабилитационные центры наряду с коррекционно-

воспитательной работой занимаются вопросами диагностики. Для

этой цели они оснащены современной техникой.

В домах длительного пребывания находятся воспитанники с

крайне тяжелыми нарушениями в развитии и текущими психи-

ческими заболеваниями. Кроме того, в эти учреждения направля-

ются дети, которых по тем или иным причинам нужно изолиро-

вать от семьи.

Широко практикуется в этой стране частный патронаж для

аномальных детей. Лица, их опекающие, получают от государства

денежное пособие, а также определенную дотацию к пенсии.

В Германии существует закон о трудоустройстве и охране прав

работающих умственно отсталых. Для тяжело умственно отсталых

воспитанников организованы и действуют лечебно-трудовые мас-

терские, находящиеся под опекой и контролем обществ содей-

ствия интеллектуально неполноценным лицам. Инвалиды получа-

ют заработок в размере, соответствующем продуктивности их ра-

боты, а также небольшие премии в виде поощрения. Некоторых

из них переводят, если находят возможным, на отдельные пред-

приятия, организуя для инвалидов так называемые охранитель-

ные рабочие места. Они занимаются электромонтажными работа-

ми, штамповкой несложных деталей, упаковкой готовой продук-

ции.

В США закон об образовании детей с проблемами в развитии,

принятый в 1975 г., признал всех детей обучаемыми.

Для детей с тяжелой формой умственной отсталости созданы

специальные школы, центры развития и частные школы. Эти уч-

реждения работают по типу школ с продленным днем. Обучение

начинается с 5 —7-летним ребенком и заканчивается, когда вос-

питаннику исполняется 21 —23 года. Тяжело отсталые дети с гру-

быми и сложными нарушениями помещаются в закрытые учреж-

дения семейного типа.

Работа с детьми строится по специальным программам (осо-

бая в каждом учреждении), которые включают разделы, соответ-

ствующие определенным целям воспитания: сенсомоторное раз-

витие, социальная тренировка, самообслуживание, хозяйствен-

но-бытовой труд, музыка, развитие речи, письмо, счет. Приме-

нительно к каждому разделу программа определяет, какие знания

и практические умения должны быть усвоены.

Например, программа по разделу «Хозяйственно-бытовой труд»

включает следующие виды практической деятельности: приготов-

ление простой пищи, уборка помещения и двора, выполнение

мелких поручений, пришивание пуговиц, работа с молотком и

отверткой и т. п.

Раздел «Социальная тренировка» направлен на воспитание у

детей навыков поведения в обществе, повышение активности и

уровня коммуникабельности. Дети изучают правила уличного дви-

жения, тренируются в умении вести себя в общественных местах,

знакомятся с учреждениями, расположенными в городе. Вместе с

педагогом дети посещают магазины, аптеки, газетные киоски,

делают там небольшие покупки и оплачивают их. Они должны

знать номера телефонов полиции, «Скорой помощи», пожарной

команды. Большое значение имеет привлечение родителей к сис-

тематическим занятиям с детьми по их социальной адаптации.

Что касается социально-трудовой адаптации тяжело умствен-

но отсталых детей, то согласно существующему закону лица с

тяжелыми интеллектуальными нарушениями должны быть обес-

печены рабочими местами. Так, они трудятся посыльными, са-

довниками, мойщиками машин, многие из них заняты упаковоч-

ными работами в складских помещениях и т.п. С целью стимуля-

ции в приеме на работу этих инвалидов государство снижает ра-

ботодателям налоговые отчисления в федеральный бюджет, пря-

мо по месту работы переводятся средства, предназначенные на

социальные выплаты и т. п.

На высоком уровне осуществляется государственная помощь

лицам с отклонениями в развитии в Скандинавских странах, и в

частности в Швеции. Закон о помощи умственно отсталым, при-

нятый в этой стране в 1968 г., уравнял в правах детей с тяжелой

интеллектуальной недостаточностью и признал их обучаемыми. Они

посещают специальные учреждения: школы, реабилитационные

центры, дневные центры кратковременного пребывания и т.д.

Школьный возраст для этих детей установлен от 6 до 21 года.

Врачи и педагоги-дефектологи специальных учреждений прово-

дят необходимые медицинские наблюдения и коррекционную

работу, определяют методы реабилитации (массаж, ЛФК, физио-

терапия, медикаментозное лечение), а педагоги разрабатывают

индивидуальные программы обучения. В возрасте 18 лет подрост-

ки переводятся в мастерские, существующие при таких учрежде-

ниях, где они занимаются различными видами работ: от самых

простых (например, сортировка отрезков цветной ткани) до дос-

таточно сложных (изготовление из металла различных предметов

обихода и инструментов).

В Швеции реабилитационная служба помощи взрослым с тя-

желыми интеллектуальными нарушениями имеет различные орга-

низационные формы. В одних случаях умственно отсталые с помо-

щью социальных работников усваивают социально-бытовые на-

выки, проживая в общежитиях, в других — находясь в сельских

общинах, они занимаются доступными видами сельскохозяйствен-

ного труда*.

В специальном обучении Нидерландов выделяют детей с про-

блемами обучения и с серьезными образовательными проблема-

ми. К первым относят детей с легкой степенью интеллектуальной

недостаточности. Когда говорят о серьезных образовательных про-

* Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. — СПб., 2002.

блемах, имеются в виду умеренно выраженные или грубые нару-

шения интеллекта. Образование детей с серьезными проблемами

обучения осуществляется в большинстве случаев в отдельных шко-

лах или в классах для таких детей.

В Венгрии и Польше для детей с тяжелыми нарушениями ин-

теллекта создана дифференцированная сеть учреждений. Те из них,

главным образом кто имеет сложные и множественные дефекты,

находятся в домах-интернатах социального обеспечения и здраво-

охранения; дети, не имеющие серьезных сопутствующих наруше-

ний развития, обучаются в специальных школах или классах

при них.

В домах-интернатах воспитываются дети в возрасте от 3 — 4 до

18 — 20 лет, разделенные на группы в соответствии с возрастом и

полом. Имеются программы для работы с этими воспитанниками.

В младшем возрасте основное внимание уделяется развитию речи,

физическому воспитанию, предметно-практической деятельности

и привитию навыков самообслуживания. В старшем возрасте вос-

питанников готовят главным образом к производительному тру-

ДУ-

На протяжении всего пребывания детей в специальном учреж-

дении проводится большая работа с родителями, которую орга-

низует социальный педагог. Он информирует родителей о про-

движении детей в учебе и трудовой подготовке, консультирует их

по вопросам воспитания. Если позволяют условия и родители хо-

тят этого, дети проводят дома воскресные и праздничные дни,

зимние и летние каникулы.

Из детских домов-интернатов воспитанников направляют либо

в психоневрологические учреждения для взрослых, либо в реаби-

литационные мастерские, которые готовят их к работе на пред-

приятиях с облегченными производственными условиями. Неза-

висимо от производительности труда инвалидам гарантированы

минимальный заработок и пенсия.

Как уже указывалось, наряду с учреждениями социального

обеспечения для таких детей имеются школы, находящиеся в ве-

дении Министерства просвещения. В этой связи прежде всего сле-

дует остановиться на опыте Венгрии, где для детей с тяжелым

интеллектуальным дефектом созданы детские сады и специаль-

ные школы.

Для занятий с детьми дошкольного возраста разработана спе-

циальная программа. Основные задачи воспитания этих детей —

расширение познаний об окружающем мире, развитие речи, при-

витие элементарных навыков самообслуживания, физическое раз-

витие.

Дети школьного возраста обучаются в специальных школах,

имеющих свой учебный план и программу, а также учебники и

рабочие тетради. Образовательный процесс, рассчитанный на

9-летний срок, состоит из трех этапов, каждый из которых вклю-

чает три учебных года.

На п е р в о м э т а п е с учащимися проводится работа по раз-

витию речи, сенсорики, игровой и предметно-практической дея-

тельности, физическому воспитанию.

В ходе в т о р о г о э т а п а главное внимание направлено на ори-

ентировку в окружающей среде, на привитие навыков самообслу-

живания и хозяйственно-бытового труда. В то же время начинает-

ся работа по обучению детей элементарной грамоте и счету, кото-

рая носит сугубо практический характер. На этом этапе выясняет-

ся, способен ли учащийся усваивать общеобразовательные зна-

ния или с ним возможно проводить только занятия по труду.

На т р е т ь е м, завершающем э т а п е обучения, все учащиеся

дифференцируются по своим психофизическим возможностям на

группы А и Б. С учениками группы А продолжается работа по обу-

чению грамоте и счету, а дети группы Б в основном получают

практические умения и навыки (хозяйственно-бытовой труд, ра-

бота на пришкольном участке и т.п.). Главное внимание в работе с

обеими группами отводится подготовке учащихся к производи-

тельному труду.

По окончании специального обучения подростки могут быть

направлены на отдельные производства, где для них имеются так

называемые охранительные рабочие места.

В Польше для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта есть

особые школы («школы жизни»), имеющие свой учебный план и

программу обучения. Учебный план включает следующие предме-

ты: самообслуживание и ориентировку в окружающей среде, род-

ной язык, математику, изобразительную деятельность, музыку и

ритмику, физическую культуру, ручной труд и подготовку к про-

изводительному труду. Кроме того, учебным планом предусмот-

рено проведение индивидуальной работы, включающей логопе-

дические занятия, корригирующую гимнастику, а также обуче-

ние общеобразовательным предметам. Большое место на всех эта-

пах обучения отводится физическому и эстетическому воспита-

нию этих детей. По окончании учебы многие воспитанники оста-

ются жить в семьях и работают в специальных мастерских.

В настоящее время одним из главных вопросов специального

образования в Японии является совершенствование обучения де-

тей с тяжелыми и множественными дефектами. Для решения это-

го вопроса при Национальном институте специального образова-

ния ведутся многочисленные исследования по данной проблеме,

проводятся курсы для учителей.

Обучение детей с тяжелыми нарушениями интеллекта в этой

стране осуществляется как в специальных школах, так и в днев-

ных реабилитационных центрах. Многие школы для детей с тяже-

лыми нарушениями интеллекта располагают дошкольными груп-

пами, средними и старшими классами. Главная цель школы —

приспособление детей к жизни и труду, поэтому большое внима-

ние уделяется работе в мастерских, которые разнообразны по про-

филю подготовки и хорошо оборудованы. Если по окончании обу-

чения воспитанник не может устроиться на работу вне школы, он

остается работать в ее мастерских.

Как указывалось, во многих развитых странах дети с тяжелы-

ми интеллектуальными нарушениями интегрированы в общеоб-

разовательную среду. Вопросы интеграции, или «включения в

общий поток» (mainstreaming), приобретают большое значение

в организации воспитания и обучения детей с отклонениями в

развитии.

Прочные позиции завоевало интегрированное обучение в Гер-

мании. В начале 1970-х гг. Немецкий совет по образованию ФРГ

издал документ, согласно которому интеграция людей с ограни-

ченными возможностями в общество является одной из перво-

очередных задач каждого демократического государства, и при-

звал ученых и практических работников усилить процессы интег-

рированного образования детей.

В Германии дети с тяжелой умственной отсталостью дошколь-

ного возраста могут находиться в общеобразовательных детских

садах. Такие сады функционируют в тесном контакте со специаль-

ными учреждениями медико-реабилитационного профиля, а так-

же с консультантами по проблемам семьи и детства*. По достиже-

нии школьного возраста дети имеют возможность обучаться в обыч-

ном классе, где есть второй педагог — дефектолог, или в специ-

альном классе общеобразовательной школы.

В Англии согласно Акту об образовании (1981) дети с ограни-

ченными возможностями здоровья интегрировались в общеобра-

зовательную среду. В частности, дети с тяжелой формой умствен-

ной отсталости во многих графствах начинают посещать обычные

школы, занимаясь по особой программе в специальных классах.

В Скандинавских странах, например в Швеции, малыши-дау-

ны посещают ясли и сады вместе с нормальными детьми. В даль-

нейшем многие из них обучаются в обычном классе, где есть пе-

дагог-дефектолог. Взрослые лица с синдромом Дауна работают ку-

рьерами, помощниками садовника**.

В США интенсивное развитие процесса интеграции приходит-

ся на 1990-е гг., когда были приняты такие законы, как «Амери-

канцы с отклонениями», «О помощи лицам с отклонениями в

развитии» и другие правительственные документы. Одновременно

* Сорокова М. Г. Современное дошкольное образование: США, Германия,

Япония. — М., 2000.

** См.: Первая московская международная конференция по синдрому Дауна

и поддержке умственно отсталых и иных людей. — М., 1995.

стали выделяться значительные средства для подготовки специа-

листов, работающих в интегрированных классах.

Согласно законодательству, действующему в большинстве аме-

риканских штатов, дети с тяжелой интеллектуальной недостаточ-

ностью имеют право обучаться как в обычных, так и в специаль-

ных классах общеобразовательных школ. Занимаясь по особой про-

грамме, эти дети включаются вместе с нормально развивающи-

мися сверстниками в уроки изобразительной деятельности, му-

зыки, физической культуры, хозяйственно-бытового труда.

Мнения специалистов относительно положительных сторон

интегрированного обучения в основном совпадают. Преимущества

для детей с отклонениями в развитии они усматривают в расши-

рении социальных контактов с нормально развивающимися сверст-

никами, в большем разнообразии форм образовательной среды.

Что касается здоровых детей, то интеграция способствует разви-

тию у них таких личностных качеств, как толерантность, способ-

ность к сочувствию и стремление помочь нуждающемуся в под-

держке*.

Вместе с тем имеются и отрицательные суждения по поводу

интеграции. Особую тревогу высказывают учителя общеобразова-

тельных школ, выступая против обучения учащихся с тяжелой

интеллектуальной недостаточностью совместно со здоровыми деть-

ми. Родители последних также критически относятся к интегра-

ции, мотивируя это тем, что нормальные дети не смогут в пол-

ном объеме усвоить учебную программу.

Во многих странах созданы общественные комитеты и ассоци-

ации помощи умственно отсталым лицам, уделяющие большое

внимание их социальной и трудовой адаптации. В частности, в

США организовано Национальное общество «Синдром Дауна», в

Европе — Европейская ассоциация «Даун-синдром». Для родите-

лей детей с тяжелыми нарушениями интеллекта издается много-

численная литература. Так, в Италии выходит журнал «Синдром

Дауна», в Англии — «Голос родителей», где рассказывается об

особенностях этих детей и методах работы с ними.

Связь между специалистами-дефектологами и родителями осу-

ществляется социальными педагогами. Во многих странах для обу-

чения детей от 0 до 3 лет разработаны программы, направленные

на коррекцию психофизического развития, которым занимаются

родители ребенка практически с первых дней его жизни («про-

граммы раннего вмешательства»).

Таким образом, проблема воспитания и обучения детей с тя-

желыми нарушениями интеллекта находит свое решение в раз-

личных формах воспитания и обучения, в создании широкой сети

специальных учреждений, которые в своем большинстве являют -

* См.: МоргачеваЕ. Н. История специального образования в США. — М., 2001.

ся государственными. Это специальные школы, классы и дневные

центры. Особенность таких учреждений — сохранение постоянной

связи с семьей ребенка. Определенная часть детей, главным обра-

зом с грубыми психофизическими нарушениями, воспитывается

в домах семейного типа.

Во всех учреждениях имеются программы обучения этих детей.

При обучении младшего возраста основное внимание уделяется

самообслуживанию, развитию двигательных навыков, предмет-

но-практической деятельности и речи. В старшем возрасте главное

место отводится трудовой и социальной адаптации детей.

Во многих странах получили развитие различные формы ин-

тегрированного обучения тяжело умственно отсталых детей до-

школьного и школьного возраста.

Большая роль в воспитании ребенка с ограниченными возмож-

ностями принадлежит семье. Родители могут получить конкрет-

ные рекомендации на различных курсах, посещая консультации

и т. п. В помощь семье издается специальная литература, содержа-

щая практические сведения о воспитании и обучении детей с осо-

быми нуждами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.