Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Недостаточностью за рубежом






    Последние десятилетия XX в. (с конца 60-х—начала 70-х гг.)

    вследствие гуманизации общества, утверждения безусловной цен-

    ности человеческой личности ознаменовались в Западной Европе

    и США процессами, связанными с демократизацией общего и

    специального образования, признанием всех детей с проблемами

    развития обучаемыми. Что касается детей с тяжелой умственной

    отсталостью, то для них были созданы разного типа коррекцион-

    ные учреждения, получили развитие процессы интеграции таких

    детей в общеобразовательную среду. Этому способствовала дея-

    тельность различных международных организаций, например

    ЮНЕСКО, ООН, Всемирной организации здравоохранения

    (ВОЗ), Международной ассоциации по научному изучению ум-

    ственной отсталости, Международной лиги обществ содействия

    умственно отсталым и др.

    Практика специального обучения детей с тяжелой интеллекту-

    альной недостаточностью имеет различные организационные фор-

    мы и зависит от уровня экономики и культуры каждой страны,

    принятых законов в области специального образования, а также

    сложившихся методов работы с детьми, имеющими проблемы в

    развитии. Рассмотрим систему помощи этим детям на примере

    некоторых стран.

    Дети с тяжелой умственной отсталостью в Англии включены в

    систему специального образования с 1970 г. Для них существуют

    специальные школы, классы, тренировочные центры. Дети с наибо-

    лее тяжелыми формами умственной отсталости находятся в закрытых

    учреждениях, часть из которых являются частными и платными.

    В специальные учреждения дети поступают в возрасте 5 лет и

    обучаются строго по индивидуальной программе. В младшем воз-

    расте основное внимание уделяется сенсорному и речевому раз-

    витию, выработке навыков самообслуживания и различным дей-

    ствиям с предметами. В старшем возрасте воспитанники обучают-

    ся различным трудовым операциям. Они собирают картонные ко-

    робки, занимаются упаковкой автомобильных лампочек, трудят-

    ся на пришкольном участке и т.п.

    Особое место в программе обучения занимает выработка у де-

    тей социальных форм поведения. Не менее одного раза в неделю

    учитель выводит их на прогулку, во время которой дети учатся

    распознавать световые дорожные сигналы, пользоваться подзем-

    ными переходами, различными видами транспорта. Дети должны

    уметь вести себя в разных ситуациях: например, в гостях у товари-

    ща, при посещении библиотеки, медицинского учреждения и т.п.

    Их учат выполнять несложные поручения: опускать письмо в по-

    чтовый ящик, относить белье в прачечную, делать мелкие покуп-

    ки. Все практические задания направлены на адаптацию детей в

    обществе.

    Подростки в возрасте 18 лет переводятся из детских специаль-

    ных учреждений в дневные центры профессиональной подготов-

    ки взрослых. Овладев там определенными практическими умени-

    ями и навыками (деревообработка, металлоштамповка, сбороч-

    ные работы), они могут работать в мастерских, имеющихся при

    таких центрах, и жить дома (сохранение постоянного контакта с

    семьей считается очень важным). Широкое развитие получила си-

    стема «покровительственных мастерских», представляющих собой

    мастерские для инвалидов с финансовой поддержкой местных вла-

    стей. Профиль этих мастерских очень разнообразен. В них изготов-

    ляются различные игрушки, производятся упаковочные работы,

    сборка электроарматуры и т.п.

    Некоторые из молодых людей работают по найму курьерами,

    помощниками в кафе или магазине, заняты расклейкой афиш.

    Часть воспитанников направляется в сельские общины, где они

    работают на фермах, в саду и т.д.

    Обучение этих детей в Германии осуществляется в реабилита-

    ционно-педагогических учреждениях нескольких типов: специаль-

    ных школах, дневных центрах, домах с длительным пребыванием

    в них воспитанников.

    В специальных школах и дневных центрах обучаются дети, не

    требующие постоянного врачебного контроля и лечения. Эти уч-

    реждения работают по типу школ с продленным днем. При по-

    ступлении дети должны уметь ходить, владеть навыками самооб-

    служивания и гигиены. Дети с текущими психическими заболева-

    ниями в эти учреждения не принимаются.

    Учителя в специальных учреждениях должны обязательно иметь

    помимо общепедагогического образования специальное дефекто-

    логическое.

    Дневные реабилитационные центры наряду с коррекционно-

    воспитательной работой занимаются вопросами диагностики. Для

    этой цели они оснащены современной техникой.

    В домах длительного пребывания находятся воспитанники с

    крайне тяжелыми нарушениями в развитии и текущими психи-

    ческими заболеваниями. Кроме того, в эти учреждения направля-

    ются дети, которых по тем или иным причинам нужно изолиро-

    вать от семьи.

    Широко практикуется в этой стране частный патронаж для

    аномальных детей. Лица, их опекающие, получают от государства

    денежное пособие, а также определенную дотацию к пенсии.

    В Германии существует закон о трудоустройстве и охране прав

    работающих умственно отсталых. Для тяжело умственно отсталых

    воспитанников организованы и действуют лечебно-трудовые мас-

    терские, находящиеся под опекой и контролем обществ содей-

    ствия интеллектуально неполноценным лицам. Инвалиды получа-

    ют заработок в размере, соответствующем продуктивности их ра-

    боты, а также небольшие премии в виде поощрения. Некоторых

    из них переводят, если находят возможным, на отдельные пред-

    приятия, организуя для инвалидов так называемые охранитель-

    ные рабочие места. Они занимаются электромонтажными работа-

    ми, штамповкой несложных деталей, упаковкой готовой продук-

    ции.

    В США закон об образовании детей с проблемами в развитии,

    принятый в 1975 г., признал всех детей обучаемыми.

    Для детей с тяжелой формой умственной отсталости созданы

    специальные школы, центры развития и частные школы. Эти уч-

    реждения работают по типу школ с продленным днем. Обучение

    начинается с 5 —7-летним ребенком и заканчивается, когда вос-

    питаннику исполняется 21 —23 года. Тяжело отсталые дети с гру-

    быми и сложными нарушениями помещаются в закрытые учреж-

    дения семейного типа.

    Работа с детьми строится по специальным программам (осо-

    бая в каждом учреждении), которые включают разделы, соответ-

    ствующие определенным целям воспитания: сенсомоторное раз-

    витие, социальная тренировка, самообслуживание, хозяйствен-

    но-бытовой труд, музыка, развитие речи, письмо, счет. Приме-

    нительно к каждому разделу программа определяет, какие знания

    и практические умения должны быть усвоены.

    Например, программа по разделу «Хозяйственно-бытовой труд»

    включает следующие виды практической деятельности: приготов-

    ление простой пищи, уборка помещения и двора, выполнение

    мелких поручений, пришивание пуговиц, работа с молотком и

    отверткой и т. п.

    Раздел «Социальная тренировка» направлен на воспитание у

    детей навыков поведения в обществе, повышение активности и

    уровня коммуникабельности. Дети изучают правила уличного дви-

    жения, тренируются в умении вести себя в общественных местах,

    знакомятся с учреждениями, расположенными в городе. Вместе с

    педагогом дети посещают магазины, аптеки, газетные киоски,

    делают там небольшие покупки и оплачивают их. Они должны

    знать номера телефонов полиции, «Скорой помощи», пожарной

    команды. Большое значение имеет привлечение родителей к сис-

    тематическим занятиям с детьми по их социальной адаптации.

    Что касается социально-трудовой адаптации тяжело умствен-

    но отсталых детей, то согласно существующему закону лица с

    тяжелыми интеллектуальными нарушениями должны быть обес-

    печены рабочими местами. Так, они трудятся посыльными, са-

    довниками, мойщиками машин, многие из них заняты упаковоч-

    ными работами в складских помещениях и т.п. С целью стимуля-

    ции в приеме на работу этих инвалидов государство снижает ра-

    ботодателям налоговые отчисления в федеральный бюджет, пря-

    мо по месту работы переводятся средства, предназначенные на

    социальные выплаты и т. п.

    На высоком уровне осуществляется государственная помощь

    лицам с отклонениями в развитии в Скандинавских странах, и в

    частности в Швеции. Закон о помощи умственно отсталым, при-

    нятый в этой стране в 1968 г., уравнял в правах детей с тяжелой

    интеллектуальной недостаточностью и признал их обучаемыми. Они

    посещают специальные учреждения: школы, реабилитационные

    центры, дневные центры кратковременного пребывания и т.д.

    Школьный возраст для этих детей установлен от 6 до 21 года.

    Врачи и педагоги-дефектологи специальных учреждений прово-

    дят необходимые медицинские наблюдения и коррекционную

    работу, определяют методы реабилитации (массаж, ЛФК, физио-

    терапия, медикаментозное лечение), а педагоги разрабатывают

    индивидуальные программы обучения. В возрасте 18 лет подрост-

    ки переводятся в мастерские, существующие при таких учрежде-

    ниях, где они занимаются различными видами работ: от самых

    простых (например, сортировка отрезков цветной ткани) до дос-

    таточно сложных (изготовление из металла различных предметов

    обихода и инструментов).

    В Швеции реабилитационная служба помощи взрослым с тя-

    желыми интеллектуальными нарушениями имеет различные орга-

    низационные формы. В одних случаях умственно отсталые с помо-

    щью социальных работников усваивают социально-бытовые на-

    выки, проживая в общежитиях, в других — находясь в сельских

    общинах, они занимаются доступными видами сельскохозяйствен-

    ного труда*.

    В специальном обучении Нидерландов выделяют детей с про-

    блемами обучения и с серьезными образовательными проблема-

    ми. К первым относят детей с легкой степенью интеллектуальной

    недостаточности. Когда говорят о серьезных образовательных про-

    * Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. — СПб., 2002.

    блемах, имеются в виду умеренно выраженные или грубые нару-

    шения интеллекта. Образование детей с серьезными проблемами

    обучения осуществляется в большинстве случаев в отдельных шко-

    лах или в классах для таких детей.

    В Венгрии и Польше для детей с тяжелыми нарушениями ин-

    теллекта создана дифференцированная сеть учреждений. Те из них,

    главным образом кто имеет сложные и множественные дефекты,

    находятся в домах-интернатах социального обеспечения и здраво-

    охранения; дети, не имеющие серьезных сопутствующих наруше-

    ний развития, обучаются в специальных школах или классах

    при них.

    В домах-интернатах воспитываются дети в возрасте от 3 — 4 до

    18 — 20 лет, разделенные на группы в соответствии с возрастом и

    полом. Имеются программы для работы с этими воспитанниками.

    В младшем возрасте основное внимание уделяется развитию речи,

    физическому воспитанию, предметно-практической деятельности

    и привитию навыков самообслуживания. В старшем возрасте вос-

    питанников готовят главным образом к производительному тру-

    ДУ-

    На протяжении всего пребывания детей в специальном учреж-

    дении проводится большая работа с родителями, которую орга-

    низует социальный педагог. Он информирует родителей о про-

    движении детей в учебе и трудовой подготовке, консультирует их

    по вопросам воспитания. Если позволяют условия и родители хо-

    тят этого, дети проводят дома воскресные и праздничные дни,

    зимние и летние каникулы.

    Из детских домов-интернатов воспитанников направляют либо

    в психоневрологические учреждения для взрослых, либо в реаби-

    литационные мастерские, которые готовят их к работе на пред-

    приятиях с облегченными производственными условиями. Неза-

    висимо от производительности труда инвалидам гарантированы

    минимальный заработок и пенсия.

    Как уже указывалось, наряду с учреждениями социального

    обеспечения для таких детей имеются школы, находящиеся в ве-

    дении Министерства просвещения. В этой связи прежде всего сле-

    дует остановиться на опыте Венгрии, где для детей с тяжелым

    интеллектуальным дефектом созданы детские сады и специаль-

    ные школы.

    Для занятий с детьми дошкольного возраста разработана спе-

    циальная программа. Основные задачи воспитания этих детей —

    расширение познаний об окружающем мире, развитие речи, при-

    витие элементарных навыков самообслуживания, физическое раз-

    витие.

    Дети школьного возраста обучаются в специальных школах,

    имеющих свой учебный план и программу, а также учебники и

    рабочие тетради. Образовательный процесс, рассчитанный на

    9-летний срок, состоит из трех этапов, каждый из которых вклю-

    чает три учебных года.

    На п е р в о м э т а п е с учащимися проводится работа по раз-

    витию речи, сенсорики, игровой и предметно-практической дея-

    тельности, физическому воспитанию.

    В ходе в т о р о г о э т а п а главное внимание направлено на ори-

    ентировку в окружающей среде, на привитие навыков самообслу-

    живания и хозяйственно-бытового труда. В то же время начинает-

    ся работа по обучению детей элементарной грамоте и счету, кото-

    рая носит сугубо практический характер. На этом этапе выясняет-

    ся, способен ли учащийся усваивать общеобразовательные зна-

    ния или с ним возможно проводить только занятия по труду.

    На т р е т ь е м, завершающем э т а п е обучения, все учащиеся

    дифференцируются по своим психофизическим возможностям на

    группы А и Б. С учениками группы А продолжается работа по обу-

    чению грамоте и счету, а дети группы Б в основном получают

    практические умения и навыки (хозяйственно-бытовой труд, ра-

    бота на пришкольном участке и т.п.). Главное внимание в работе с

    обеими группами отводится подготовке учащихся к производи-

    тельному труду.

    По окончании специального обучения подростки могут быть

    направлены на отдельные производства, где для них имеются так

    называемые охранительные рабочие места.

    В Польше для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта есть

    особые школы («школы жизни»), имеющие свой учебный план и

    программу обучения. Учебный план включает следующие предме-

    ты: самообслуживание и ориентировку в окружающей среде, род-

    ной язык, математику, изобразительную деятельность, музыку и

    ритмику, физическую культуру, ручной труд и подготовку к про-

    изводительному труду. Кроме того, учебным планом предусмот-

    рено проведение индивидуальной работы, включающей логопе-

    дические занятия, корригирующую гимнастику, а также обуче-

    ние общеобразовательным предметам. Большое место на всех эта-

    пах обучения отводится физическому и эстетическому воспита-

    нию этих детей. По окончании учебы многие воспитанники оста-

    ются жить в семьях и работают в специальных мастерских.

    В настоящее время одним из главных вопросов специального

    образования в Японии является совершенствование обучения де-

    тей с тяжелыми и множественными дефектами. Для решения это-

    го вопроса при Национальном институте специального образова-

    ния ведутся многочисленные исследования по данной проблеме,

    проводятся курсы для учителей.

    Обучение детей с тяжелыми нарушениями интеллекта в этой

    стране осуществляется как в специальных школах, так и в днев-

    ных реабилитационных центрах. Многие школы для детей с тяже-

    лыми нарушениями интеллекта располагают дошкольными груп-

    пами, средними и старшими классами. Главная цель школы —

    приспособление детей к жизни и труду, поэтому большое внима-

    ние уделяется работе в мастерских, которые разнообразны по про-

    филю подготовки и хорошо оборудованы. Если по окончании обу-

    чения воспитанник не может устроиться на работу вне школы, он

    остается работать в ее мастерских.

    Как указывалось, во многих развитых странах дети с тяжелы-

    ми интеллектуальными нарушениями интегрированы в общеоб-

    разовательную среду. Вопросы интеграции, или «включения в

    общий поток» (mainstreaming), приобретают большое значение

    в организации воспитания и обучения детей с отклонениями в

    развитии.

    Прочные позиции завоевало интегрированное обучение в Гер-

    мании. В начале 1970-х гг. Немецкий совет по образованию ФРГ

    издал документ, согласно которому интеграция людей с ограни-

    ченными возможностями в общество является одной из перво-

    очередных задач каждого демократического государства, и при-

    звал ученых и практических работников усилить процессы интег-

    рированного образования детей.

    В Германии дети с тяжелой умственной отсталостью дошколь-

    ного возраста могут находиться в общеобразовательных детских

    садах. Такие сады функционируют в тесном контакте со специаль-

    ными учреждениями медико-реабилитационного профиля, а так-

    же с консультантами по проблемам семьи и детства*. По достиже-

    нии школьного возраста дети имеют возможность обучаться в обыч-

    ном классе, где есть второй педагог — дефектолог, или в специ-

    альном классе общеобразовательной школы.

    В Англии согласно Акту об образовании (1981) дети с ограни-

    ченными возможностями здоровья интегрировались в общеобра-

    зовательную среду. В частности, дети с тяжелой формой умствен-

    ной отсталости во многих графствах начинают посещать обычные

    школы, занимаясь по особой программе в специальных классах.

    В Скандинавских странах, например в Швеции, малыши-дау-

    ны посещают ясли и сады вместе с нормальными детьми. В даль-

    нейшем многие из них обучаются в обычном классе, где есть пе-

    дагог-дефектолог. Взрослые лица с синдромом Дауна работают ку-

    рьерами, помощниками садовника**.

    В США интенсивное развитие процесса интеграции приходит-

    ся на 1990-е гг., когда были приняты такие законы, как «Амери-

    канцы с отклонениями», «О помощи лицам с отклонениями в

    развитии» и другие правительственные документы. Одновременно

    * Сорокова М. Г. Современное дошкольное образование: США, Германия,

    Япония. — М., 2000.

    ** См.: Первая московская международная конференция по синдрому Дауна

    и поддержке умственно отсталых и иных людей. — М., 1995.

    стали выделяться значительные средства для подготовки специа-

    листов, работающих в интегрированных классах.

    Согласно законодательству, действующему в большинстве аме-

    риканских штатов, дети с тяжелой интеллектуальной недостаточ-

    ностью имеют право обучаться как в обычных, так и в специаль-

    ных классах общеобразовательных школ. Занимаясь по особой про-

    грамме, эти дети включаются вместе с нормально развивающи-

    мися сверстниками в уроки изобразительной деятельности, му-

    зыки, физической культуры, хозяйственно-бытового труда.

    Мнения специалистов относительно положительных сторон

    интегрированного обучения в основном совпадают. Преимущества

    для детей с отклонениями в развитии они усматривают в расши-

    рении социальных контактов с нормально развивающимися сверст-

    никами, в большем разнообразии форм образовательной среды.

    Что касается здоровых детей, то интеграция способствует разви-

    тию у них таких личностных качеств, как толерантность, способ-

    ность к сочувствию и стремление помочь нуждающемуся в под-

    держке*.

    Вместе с тем имеются и отрицательные суждения по поводу

    интеграции. Особую тревогу высказывают учителя общеобразова-

    тельных школ, выступая против обучения учащихся с тяжелой

    интеллектуальной недостаточностью совместно со здоровыми деть-

    ми. Родители последних также критически относятся к интегра-

    ции, мотивируя это тем, что нормальные дети не смогут в пол-

    ном объеме усвоить учебную программу.

    Во многих странах созданы общественные комитеты и ассоци-

    ации помощи умственно отсталым лицам, уделяющие большое

    внимание их социальной и трудовой адаптации. В частности, в

    США организовано Национальное общество «Синдром Дауна», в

    Европе — Европейская ассоциация «Даун-синдром». Для родите-

    лей детей с тяжелыми нарушениями интеллекта издается много-

    численная литература. Так, в Италии выходит журнал «Синдром

    Дауна», в Англии — «Голос родителей», где рассказывается об

    особенностях этих детей и методах работы с ними.

    Связь между специалистами-дефектологами и родителями осу-

    ществляется социальными педагогами. Во многих странах для обу-

    чения детей от 0 до 3 лет разработаны программы, направленные

    на коррекцию психофизического развития, которым занимаются

    родители ребенка практически с первых дней его жизни («про-

    граммы раннего вмешательства»).

    Таким образом, проблема воспитания и обучения детей с тя-

    желыми нарушениями интеллекта находит свое решение в раз-

    личных формах воспитания и обучения, в создании широкой сети

    специальных учреждений, которые в своем большинстве являют -

    * См.: МоргачеваЕ. Н. История специального образования в США. — М., 2001.

    ся государственными. Это специальные школы, классы и дневные

    центры. Особенность таких учреждений — сохранение постоянной

    связи с семьей ребенка. Определенная часть детей, главным обра-

    зом с грубыми психофизическими нарушениями, воспитывается

    в домах семейного типа.

    Во всех учреждениях имеются программы обучения этих детей.

    При обучении младшего возраста основное внимание уделяется

    самообслуживанию, развитию двигательных навыков, предмет-

    но-практической деятельности и речи. В старшем возрасте главное

    место отводится трудовой и социальной адаптации детей.

    Во многих странах получили развитие различные формы ин-

    тегрированного обучения тяжело умственно отсталых детей до-

    школьного и школьного возраста.

    Большая роль в воспитании ребенка с ограниченными возмож-

    ностями принадлежит семье. Родители могут получить конкрет-

    ные рекомендации на различных курсах, посещая консультации

    и т. п. В помощь семье издается специальная литература, содержа-

    щая практические сведения о воспитании и обучении детей с осо-

    быми нуждами.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.