Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Социальный характер воспитательной практики в древ-
нейших государствах. Первые государственные образования появились более пяти тысячелетий назад в долинах Нила и Ев- фрата, положив начало тридцатипятивековой истории рабовла- дельческих обществ Древнего Востока. Как свидетельствуют письменные источники, у народов Древнего Востока получило дальнейшее развитие семейное воспитание, возникшее в перво- бытном обществе. Это обусловливалось ростом экономической самостоятельности семей, утверждением традиции наследования детьми социального положения и занятий своих родителей. Вос- питание есть долг родителей. Эта идея пронизывала многие пра- вовые, религиозные и литературные тексты. К их числу относят- ся, например, Законы вавилонского царя Хаммурапи (первая по- ловина 2 тыс. до н.э.), «Книга Притчей» иудейского царя Соло- мона (нач. I тыс. до н.э.). В «Притчах» подчеркивалась решающая роль в воспитании родителей, прежде всего отца, имевшего над детьми неограниченную власть: «Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму». В «Притчах Соломо- на» содержались педагогические рекомендации, являвшиеся ре- зультатом осмысления и обобщения многовековой практики пат- риархального семейного воспитания. В них указывалось на необ- ходимость начинать воспитание детей с раннего возраста и реко- мендовалось широко применять телесные наказания: «Наказывай сына своего доколе есть надежда и не возмущайся крикам его... Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает». Семейное воспитание, являвшееся основной формой педа- гогической практики народов Древнего Востока, не могло обес- печить потребности общества в образованных людях, умеющих читать и писать, владеющих основами математики и астрономии, сведущих в законодательстве; образованные люди были необхо- димы для четкой организации работы громоздкого государствен- ного аппарата, для управления храмовым и царским хозяйством. Это внесло существенные изменения в практику передачи знаний и потребовало особой организации обучения, дополнявшего се- мейное воспитание. Появились специальные образовательные учреждения – школы. Возникновению школ способствовало развитие письменности. Овладение древними системами письма (клинописью, иероглифами и т.п.) было __________сложным и трудоемким процессом, требующим специ- ального длительного обучения. Грамотность являлась необходимым элементом образования и чиновников, и жрецов, и землемеров, и т. п. В свою очередь, письменность обеспечивала возможность созда- ния более эффективных методов преподавания, не ограниченных рамками устных повторов и словесных инструкций. Данные археологии свидетельствуют о том, что первые шко- лы возникли в Месопотамии и Египте в III тыс. до н.э. Курс обу- чения в них был долог, сложен и стоил дорого. Поэтому стадия, на которой ученик завершал свое образование, и место, которое он соответственно занимал в обществе, зависели от его способностей, трудолюбия, прилежания и материальных возможностей. Древне- восточные школы были призваны не только дать образование, но и сформировать дисциплинированных волевых исполнителей, убедить их в том, что путь, по которому они идут, сулит выгоду и благополучие, превратит их в надежную опору государств. Суще- ствовавшие в Месопотамии (IV – III тысячелетие до н.э.) государ- ства имели высокую развитую культуру. Почти в каждом городе были школы, которые постепенно превращались в центры культу- ры и просвещения, при них создаются большие книгохранилища, библиотеки. В период расцвета Вавилонского царства (первая по- ловина II тыс. до н.э.) ведущую роль в деле образования стали иг- рать дворцовые храмовые школы, которые располагались в зикку- ратах. Они имели множество помещений для занятий писцов, библиотеки. Эти комплексы «библиотека – школа» назывались «домами знаний». Все это свидетельствовало о том, что образова- ние и культура стали составлять необходимое условие для разви- тия потенциальных возможностей человека и его самореализации, т.е. процесс социализации обретал качественно новую характери- стику – образованность. Одновременно усиливается общественное внимание к воспи- танию, которое начинают рассматривать как одно из важнейших средств совершенствования общества. Идеологическое и нравст- венное воспитание и образование граждан имело религиозную ос- нову. Молодежь воспитывалась в соответствии с идеалом древне- го египтянина – немногословный, трудолюбивый, терпеливый че- ловек, стойко переносящий удары судьбы. К числу выдающихся достижений древневосточной педагогической мысли следует от- нести сформулированное в Древней Индии середины I тыс. до н.э. отношение к ученичеству как к закономерному этапу в жизни че- ловека. Кастовое деление древнеиндийского общества, освящен- ное индуизмом, обусловило религиозное и законодательное закре- пление различий в воспитании и образовании для высших и низ- ших социальных слоев. Для брахманов (жрецов) считалось необ- ходимым прежде всего воспитание чистоты и праведности, для кшатриев (воинов) – мужества и смелости, для вайшьев (земле- дельцев) – трудолюбия, для шудр (слуг и ремесленников) – покор- ности. Для трех высших каст обучение считалось обязательным. Его начало отмечалось обрядом упанаяны (второго рождения) – посвящения в ученики. В период ученичества человек должен был приобрести знания и навыки, необходимые ему в зрелом возрасте, а также усвоить правила поведения, обязательные для его касты. В одном из древних индийских трактатов был изложен план воспи- тания будущего царя (цари принадлежат к касте кшатриев). Он должен был научиться читать и писать, ознакомиться с законода- тельством и мифами, изучить философию, науку о хозяйственном и государственном управлении, военное дело. Юноше предписы- валось постоянно находиться в контакте с учеными и мудрецами «ибо в этом общении – корень истинного воспитания». Распространению образования в Древней Индии способство- вало новое религиозно-философское учение – буддизм. Буддизм возник в середине I тыс. до н.э. – в период социально-экономи- ческих сдвигов, явившихся следствием хозяйственного подъема, ломки кастовых перегородок, повышения роли отдельного чело- века в системе развивающихся частнособственнических отноше- ний. Широкая сеть буддийских монастырей покрыла Древнюю Индию. При них были школы, в которых могли обучаться ученики независимо от своей религиозной принадлежности. В буддизме огромное внимание уделялось нравственному воспитанию. Важ- нейшим принципом нравственного воспитания считается избавле- ние души от страстей. Достичь этого можно благодаря правиль- ному пониманию своей сущности и своего места в мире, что неот- делимо от развития интеллектуальных способностей. Согласно буддийской традиции учитель должен был посто- янно наблюдать за учеником, учить его, к чему следует стремить- ся, чего следует избегать. Он должен познакомить ученика с принципами сохранения здоровья и личной гигиены. Учитель должен постоянно поддерживать в ученике энергию и желание учиться. Он обучает ученика всему, что знает сам и относится к нему, как к собственному сыну, говоря себе: «Я родил его в уче- нии». Центром буддийского образования стали монастыри в Так- силе (северная Индия) и в Наланде (северо-восточная Индия). Это были подлинные университеты древности. Прибывших сюда для завершения своего образования подвергали суровым экзаме- нам, которые выдерживали лишь два-три человека из десяти. По- ступившие изучали буддийский канон, философию, языки, грам- матику, логику, литературу и медицину. На протяжении всей ис- тории буддизма большую роль в распространении общеобразова- тельных знаний и укреплении самой религии играли буддийские университеты, которые также обеспечивали педагогическое ру- ководство социальным становлением будущих монахов. (Самый известный из них – Наланда – был основан чуть ли не в III в. до н.э. В Наланде проживало 10 тыс. жителей, из которых 3 тыс. со- ставляли монахи, а 1, 5 тыс. – учителя, которые были распределе- ны по 6 мужским монастырям. Всеми монастырями управлял вы- борный совет во главе со старшим настоятелем. Обучение было бесплатным. Славился Наланда своей библиотекой, которая уже в VII в. была известна далеко за пределами Индии. Сюда поступали рукописи из разных стран, здесь их копировали и размножали. Он считался крупнейшим образовательным центром, здесь учи- лись студенты из Китая, Кореи, Японии, Индонезии, Шри-Ланки, Тибета, Средней Азии. В 1197 г. университет был разрушен во время очередного нашествия мусульман). Успех буддийских школ объяснялся и отсутствием кастовой дискриминации, терпимостью к иноверцам, и сочетанием духов- ного образования со светским. Буддизм широко распространился в Азии, оказав влияние на воспитание во многих странах Востока, в том числе в Китае. Однако решающую роль в формировании педа- гогической традиции в этой стране сыграло конфуцианство. В основу традиций социального воспитания детей в Древ- нем Китае был положен опыт семейно-общественного воспита- ния. Считалось, что в каждом доме обитал свой «домовой» (Цзаован), который бдительно следил за поведением, трудом и прилежанием домочадцев, особенно девочек и женщин. Поэтому всем приходилось соблюдать многочисленные табу (на бранные слова, поступки и т.д.), что дисциплинировало поведение каждо- го человека. Таким образом, социально-педагогическая работа осуществлялась обществом через воспитание нравственности, трудолюбия своих граждан с помощью мистических сил. Такой настрой и образ жизни усиливался с помощью наглядной «агита- ции»: многочисленные картинки тушью воспроизводили нраво- учительные сценки из народной жизни, сказок. Воспитательные отношения основывались на преклонении и почитании младшими старших. Социальный статус учителя был очень высок: он был для учеников как отец, его деятельность счи- талась весьма почетной. Первые школы в Китае возникли в III тыс. до н. э. Они были двух типов — сян и сюй. Школы сян первона- чально были местом прибежища престарелых, которые обучали и наставляли молодежь. В сюн молодежь училась стрельбе из лука. В середине I тыс. до н.э. в жизни древнекитайского общест- ва произошли глубокие изменения. Распространение железных орудий, освоение новых земель, развитие торговли привело к экономическому подъему, усилению имущественного и социаль- ного неравенства. Обострилась политическая и идеологическая борьба между старой родовой аристократией и новой знатью. Конфуций (ок. 551 – 479 гг. до н.э.), опиравшийся на китайскую педагогическую традицию, сам обучивший несколько тысяч уче- ников, сделал вопрос о правильном воспитании членов общества неотъемлемой частью своего этико-политического учения. Осо- бое внимание он обращал на нравственное самосовершенствова- ние личности как необходимое для формирования гражданского сознания человека. Ведущее положение его учения – тезис о пра- вильном воспитании граждан как непременном условии процве- тания государства. В основу нравственного воспитания им поло- жено пять правил: почитай родителей; служи господину, как са- мому себе; уважай братьев; живи в мире с женой и выполни то, что обещал. Прочность и жизненность общества покоятся на воспитанно- сти его членов, поведение и функции каждого из них определяют- ся его социальным статусом: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Природное в человеке – тот материал, из которого при правильном воспитании можно сделать идеальную личность (благородного мужа). Однако воспитание не всесильно: унаследованные черты во многом опре- деляет эффективность воспитания человека, которое продолжает- ся всю жизнь. Гарантией выполнения человеком своих обязанно- стей Конфуций считал правильное воспитание, заботу о котором он ставил в деятельности правителя в один ряд с обеспечением людей материальными средствами к существованию. Природные качества людей Конфуций рассматривал как тот материал, из которого при правильном воспитании можно сфор- мировать идеального человека. Он не считал воспитание все- сильным, связывая его со способностями людей и их трудолюби- ем. Конфуций утверждал, что возможности людей в деле пости- жения мудрости различны. В соответствии с этими возможностя- ми (способностями) он проводил градацию внутри общества. Конфуций выделял «Сынов неба» (правителей), обладающих высшей врожденной мудростью; благородных мужей (опору го- сударства), приобретающих знание посредством учения; тех, кто учится, несмотря на трудности и, наконец, простолюдинов, кото- рые, встретившись с трудностями, не учатся или не способны к приобретению знаний. В благородных мужах Конфуций видел идеал совершенного человека, образ которого должен определять цель воспитания. Благородный муж следует истине. Он должен обладать высокими нравственными качествами – человеколюбием, добротой, прав- дивостью, почтительностью и т.п., а также высокой духовной культурой. Говоря о том, что образованность неотделима от нравственности, Конфуций ставил моральное начало на первое место. Через его учение красной нитью проходит идея приорите- та должного поведения человека перед знанием. Конфуций указывал на необходимость нравственного, ум- ственного, эстетического и физического развития благородного мужа, который должен был овладеть так называемыми «шестью искусствами» – церемониалом, музыкой, стрельбой из лука, ез- дой в колеснице, письмом и счетом. Конфуций рассматривал воспитание той группы людей – бла- городных мужей, которая благодаря своим способностям и усер- дию должна, по его мнению, занимать руководящее положение в обществе. Он считал, что им следует изучать лишь то, что необхо- димо для успешной государственной деятельности. Конфуций не связывал их воспитание с подготовкой к производительному тру- ду, которым, по его мнению, должны заниматься те, кто призван обеспечить благородных мужей средствами к существованию, – земледельцы и ремесленники. Говоря о воспитании высших слоев общества, Конфуций делил людей на благородных и простолюди- нов, прежде всего, по моральному облику, культуре и способно- стям, которые, с его точки зрения, должны были в конечном счете определять положение человека в обществе. А это положение, в свою очередь, обусловливало его поведение и поступки. Во II в. до н.э. конфуцианство было объявлено официальной идеологией императорского Китая. К этому времени сеть школ, появившихся в Древнем Китае еще в конце II тыс. до н.э., охва- тила всю страну. В начальных школах дети овладевали иерогли- фической письменностью. Успешно сдавшие экзамены продол- жали учиться в средних и провинциальных школах. Главное вни- мание в них уделялось изучению конфуцианских канонов. В сто- лице существовала императорская школа, окончившие которую после сдачи экзаменов могли получить чиновничью должность. Конфуцианство способствовало утверждению в Китае культа об- разованного человека, превращению заботы об образовании в важнейшую часть государственной политики. Как в Китае, так и в других древнейших государствах Востока практика воспитания способствовала закреплению за каждым че- ловеком определенной общественной функции, определенного со- циального статуса. Его важнейшей задачей всегда оставалось со- хранение существующих классово-сословных различий. Сложность и неравномерность социально-экономического развития древ- невосточных обществ, где сравнительно передовые города соседст- вовали с огромной сельской периферией (население которой жило в условиях натурального хозяйства и подвергалось эксплуатации с помощью самых примитивных методов внеэкономического при- нуждения) обусловила отсутствие единого общественного идеала воспитания, традиционность содержания и методов обучения, оста- вавшихся неизменными в течение многих столетий и тысячелетий. Вопросы и задания 1. Почему семья продолжает оставаться основным субъек- том социализации в древнейших государствах мира? 2. Почему школу можно определить как первый государст- венный институт социализации? 3. Охарактеризуйте направления социализации в древней- ших государствах. 4. Роль религии в формировании общественных основ вос- питания.
|