Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный характер воспитательной практики в древ-






нейших государствах. Первые государственные образования

появились более пяти тысячелетий назад в долинах Нила и Ев-

фрата, положив начало тридцатипятивековой истории рабовла-

дельческих обществ Древнего Востока. Как свидетельствуют

письменные источники, у народов Древнего Востока получило

дальнейшее развитие семейное воспитание, возникшее в перво-

бытном обществе. Это обусловливалось ростом экономической

самостоятельности семей, утверждением традиции наследования

детьми социального положения и занятий своих родителей. Вос-

питание есть долг родителей. Эта идея пронизывала многие пра-

вовые, религиозные и литературные тексты. К их числу относят-

ся, например, Законы вавилонского царя Хаммурапи (первая по-

ловина 2 тыс. до н.э.), «Книга Притчей» иудейского царя Соло-

мона (нач. I тыс. до н.э.). В «Притчах» подчеркивалась решающая

роль в воспитании родителей, прежде всего отца, имевшего над

детьми неограниченную власть: «Слушайте, дети, наставления

отца и внимайте, чтобы научиться разуму». В «Притчах Соломо-

на» содержались педагогические рекомендации, являвшиеся ре-

зультатом осмысления и обобщения многовековой практики пат-

риархального семейного воспитания. В них указывалось на необ-

ходимость начинать воспитание детей с раннего возраста и реко-

мендовалось широко применять телесные наказания: «Наказывай

сына своего доколе есть надежда и не возмущайся крикам его...

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с

детства наказывает».

Семейное воспитание, являвшееся основной формой педа-

гогической практики народов Древнего Востока, не могло обес-

печить потребности общества в образованных людях, умеющих

читать и писать, владеющих основами математики и астрономии,

сведущих в законодательстве; образованные люди были необхо-

димы для четкой организации работы громоздкого государствен-

ного аппарата, для управления храмовым и царским хозяйством.

Это внесло существенные изменения в практику передачи знаний

и потребовало особой организации обучения, дополнявшего се-

мейное воспитание. Появились специальные образовательные

учреждения – школы.

Возникновению школ способствовало развитие письменности.

Овладение древними системами письма (клинописью, иероглифами

и т.п.) было __________сложным и трудоемким процессом, требующим специ-

ального длительного обучения. Грамотность являлась необходимым

элементом образования и чиновников, и жрецов, и землемеров, и т.

п. В свою очередь, письменность обеспечивала возможность созда-

ния более эффективных методов преподавания, не ограниченных

рамками устных повторов и словесных инструкций.

Данные археологии свидетельствуют о том, что первые шко-

лы возникли в Месопотамии и Египте в III тыс. до н.э. Курс обу-

чения в них был долог, сложен и стоил дорого. Поэтому стадия, на

которой ученик завершал свое образование, и место, которое он

соответственно занимал в обществе, зависели от его способностей,

трудолюбия, прилежания и материальных возможностей. Древне-

восточные школы были призваны не только дать образование, но

и сформировать дисциплинированных волевых исполнителей,

убедить их в том, что путь, по которому они идут, сулит выгоду и

благополучие, превратит их в надежную опору государств. Суще-

ствовавшие в Месопотамии (IV – III тысячелетие до н.э.) государ-

ства имели высокую развитую культуру. Почти в каждом городе

были школы, которые постепенно превращались в центры культу-

ры и просвещения, при них создаются большие книгохранилища,

библиотеки. В период расцвета Вавилонского царства (первая по-

ловина II тыс. до н.э.) ведущую роль в деле образования стали иг-

рать дворцовые храмовые школы, которые располагались в зикку-

ратах. Они имели множество помещений для занятий писцов,

библиотеки. Эти комплексы «библиотека – школа» назывались

«домами знаний». Все это свидетельствовало о том, что образова-

ние и культура стали составлять необходимое условие для разви-

тия потенциальных возможностей человека и его самореализации,

т.е. процесс социализации обретал качественно новую характери-

стику – образованность.

Одновременно усиливается общественное внимание к воспи-

танию, которое начинают рассматривать как одно из важнейших

средств совершенствования общества. Идеологическое и нравст-

венное воспитание и образование граждан имело религиозную ос-

нову. Молодежь воспитывалась в соответствии с идеалом древне-

го египтянина – немногословный, трудолюбивый, терпеливый че-

ловек, стойко переносящий удары судьбы. К числу выдающихся

достижений древневосточной педагогической мысли следует от-

нести сформулированное в Древней Индии середины I тыс. до н.э.

отношение к ученичеству как к закономерному этапу в жизни че-

ловека. Кастовое деление древнеиндийского общества, освящен-

ное индуизмом, обусловило религиозное и законодательное закре-

пление различий в воспитании и образовании для высших и низ-

ших социальных слоев. Для брахманов (жрецов) считалось необ-

ходимым прежде всего воспитание чистоты и праведности, для

кшатриев (воинов) – мужества и смелости, для вайшьев (земле-

дельцев) – трудолюбия, для шудр (слуг и ремесленников) – покор-

ности. Для трех высших каст обучение считалось обязательным.

Его начало отмечалось обрядом упанаяны (второго рождения) –

посвящения в ученики. В период ученичества человек должен был

приобрести знания и навыки, необходимые ему в зрелом возрасте,

а также усвоить правила поведения, обязательные для его касты. В

одном из древних индийских трактатов был изложен план воспи-

тания будущего царя (цари принадлежат к касте кшатриев). Он

должен был научиться читать и писать, ознакомиться с законода-

тельством и мифами, изучить философию, науку о хозяйственном

и государственном управлении, военное дело. Юноше предписы-

валось постоянно находиться в контакте с учеными и мудрецами

«ибо в этом общении – корень истинного воспитания».

Распространению образования в Древней Индии способство-

вало новое религиозно-философское учение – буддизм. Буддизм

возник в середине I тыс. до н.э. – в период социально-экономи-

ческих сдвигов, явившихся следствием хозяйственного подъема,

ломки кастовых перегородок, повышения роли отдельного чело-

века в системе развивающихся частнособственнических отноше-

ний. Широкая сеть буддийских монастырей покрыла Древнюю

Индию. При них были школы, в которых могли обучаться ученики

независимо от своей религиозной принадлежности. В буддизме

огромное внимание уделялось нравственному воспитанию. Важ-

нейшим принципом нравственного воспитания считается избавле-

ние души от страстей. Достичь этого можно благодаря правиль-

ному пониманию своей сущности и своего места в мире, что неот-

делимо от развития интеллектуальных способностей.

Согласно буддийской традиции учитель должен был посто-

янно наблюдать за учеником, учить его, к чему следует стремить-

ся, чего следует избегать. Он должен познакомить ученика с

принципами сохранения здоровья и личной гигиены. Учитель

должен постоянно поддерживать в ученике энергию и желание

учиться. Он обучает ученика всему, что знает сам и относится к

нему, как к собственному сыну, говоря себе: «Я родил его в уче-

нии». Центром буддийского образования стали монастыри в Так-

силе (северная Индия) и в Наланде (северо-восточная Индия).

Это были подлинные университеты древности. Прибывших сюда

для завершения своего образования подвергали суровым экзаме-

нам, которые выдерживали лишь два-три человека из десяти. По-

ступившие изучали буддийский канон, философию, языки, грам-

матику, логику, литературу и медицину. На протяжении всей ис-

тории буддизма большую роль в распространении общеобразова-

тельных знаний и укреплении самой религии играли буддийские

университеты, которые также обеспечивали педагогическое ру-

ководство социальным становлением будущих монахов. (Самый

известный из них – Наланда – был основан чуть ли не в III в. до

н.э. В Наланде проживало 10 тыс. жителей, из которых 3 тыс. со-

ставляли монахи, а 1, 5 тыс. – учителя, которые были распределе-

ны по 6 мужским монастырям. Всеми монастырями управлял вы-

борный совет во главе со старшим настоятелем. Обучение было

бесплатным. Славился Наланда своей библиотекой, которая уже в

VII в. была известна далеко за пределами Индии. Сюда поступали

рукописи из разных стран, здесь их копировали и размножали.

Он считался крупнейшим образовательным центром, здесь учи-

лись студенты из Китая, Кореи, Японии, Индонезии, Шри-Ланки,

Тибета, Средней Азии. В 1197 г. университет был разрушен во

время очередного нашествия мусульман).

Успех буддийских школ объяснялся и отсутствием кастовой

дискриминации, терпимостью к иноверцам, и сочетанием духов-

ного образования со светским. Буддизм широко распространился в

Азии, оказав влияние на воспитание во многих странах Востока, в

том числе в Китае. Однако решающую роль в формировании педа-

гогической традиции в этой стране сыграло конфуцианство.

В основу традиций социального воспитания детей в Древ-

нем Китае был положен опыт семейно-общественного воспита-

ния. Считалось, что в каждом доме обитал свой «домовой»

(Цзаован), который бдительно следил за поведением, трудом и

прилежанием домочадцев, особенно девочек и женщин. Поэтому

всем приходилось соблюдать многочисленные табу (на бранные

слова, поступки и т.д.), что дисциплинировало поведение каждо-

го человека. Таким образом, социально-педагогическая работа

осуществлялась обществом через воспитание нравственности,

трудолюбия своих граждан с помощью мистических сил. Такой

настрой и образ жизни усиливался с помощью наглядной «агита-

ции»: многочисленные картинки тушью воспроизводили нраво-

учительные сценки из народной жизни, сказок.

Воспитательные отношения основывались на преклонении и

почитании младшими старших. Социальный статус учителя был

очень высок: он был для учеников как отец, его деятельность счи-

талась весьма почетной. Первые школы в Китае возникли в III тыс.

до н. э. Они были двух типов — сян и сюй. Школы сян первона-

чально были местом прибежища престарелых, которые обучали и

наставляли молодежь. В сюн молодежь училась стрельбе из лука.

В середине I тыс. до н.э. в жизни древнекитайского общест-

ва произошли глубокие изменения. Распространение железных

орудий, освоение новых земель, развитие торговли привело к

экономическому подъему, усилению имущественного и социаль-

ного неравенства. Обострилась политическая и идеологическая

борьба между старой родовой аристократией и новой знатью.

Конфуций (ок. 551 – 479 гг. до н.э.), опиравшийся на китайскую

педагогическую традицию, сам обучивший несколько тысяч уче-

ников, сделал вопрос о правильном воспитании членов общества

неотъемлемой частью своего этико-политического учения. Осо-

бое внимание он обращал на нравственное самосовершенствова-

ние личности как необходимое для формирования гражданского

сознания человека. Ведущее положение его учения – тезис о пра-

вильном воспитании граждан как непременном условии процве-

тания государства. В основу нравственного воспитания им поло-

жено пять правил: почитай родителей; служи господину, как са-

мому себе; уважай братьев; живи в мире с женой и выполни то,

что обещал.

Прочность и жизненность общества покоятся на воспитанно-

сти его членов, поведение и функции каждого из них определяют-

ся его социальным статусом: «Государь должен быть государем,

сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Природное в

человеке – тот материал, из которого при правильном воспитании

можно сделать идеальную личность (благородного мужа). Однако

воспитание не всесильно: унаследованные черты во многом опре-

деляет эффективность воспитания человека, которое продолжает-

ся всю жизнь. Гарантией выполнения человеком своих обязанно-

стей Конфуций считал правильное воспитание, заботу о котором

он ставил в деятельности правителя в один ряд с обеспечением

людей материальными средствами к существованию.

Природные качества людей Конфуций рассматривал как тот

материал, из которого при правильном воспитании можно сфор-

мировать идеального человека. Он не считал воспитание все-

сильным, связывая его со способностями людей и их трудолюби-

ем. Конфуций утверждал, что возможности людей в деле пости-

жения мудрости различны. В соответствии с этими возможностя-

ми (способностями) он проводил градацию внутри общества.

Конфуций выделял «Сынов неба» (правителей), обладающих

высшей врожденной мудростью; благородных мужей (опору го-

сударства), приобретающих знание посредством учения; тех, кто

учится, несмотря на трудности и, наконец, простолюдинов, кото-

рые, встретившись с трудностями, не учатся или не способны к

приобретению знаний.

В благородных мужах Конфуций видел идеал совершенного

человека, образ которого должен определять цель воспитания.

Благородный муж следует истине. Он должен обладать высокими

нравственными качествами – человеколюбием, добротой, прав-

дивостью, почтительностью и т.п., а также высокой духовной

культурой. Говоря о том, что образованность неотделима от

нравственности, Конфуций ставил моральное начало на первое

место. Через его учение красной нитью проходит идея приорите-

та должного поведения человека перед знанием.

Конфуций указывал на необходимость нравственного, ум-

ственного, эстетического и физического развития благородного

мужа, который должен был овладеть так называемыми «шестью

искусствами» – церемониалом, музыкой, стрельбой из лука, ез-

дой в колеснице, письмом и счетом.

Конфуций рассматривал воспитание той группы людей – бла-

городных мужей, которая благодаря своим способностям и усер-

дию должна, по его мнению, занимать руководящее положение в

обществе. Он считал, что им следует изучать лишь то, что необхо-

димо для успешной государственной деятельности. Конфуций не

связывал их воспитание с подготовкой к производительному тру-

ду, которым, по его мнению, должны заниматься те, кто призван

обеспечить благородных мужей средствами к существованию, –

земледельцы и ремесленники. Говоря о воспитании высших слоев

общества, Конфуций делил людей на благородных и простолюди-

нов, прежде всего, по моральному облику, культуре и способно-

стям, которые, с его точки зрения, должны были в конечном счете

определять положение человека в обществе. А это положение, в

свою очередь, обусловливало его поведение и поступки.

Во II в. до н.э. конфуцианство было объявлено официальной

идеологией императорского Китая. К этому времени сеть школ,

появившихся в Древнем Китае еще в конце II тыс. до н.э., охва-

тила всю страну. В начальных школах дети овладевали иерогли-

фической письменностью. Успешно сдавшие экзамены продол-

жали учиться в средних и провинциальных школах. Главное вни-

мание в них уделялось изучению конфуцианских канонов. В сто-

лице существовала императорская школа, окончившие которую

после сдачи экзаменов могли получить чиновничью должность.

Конфуцианство способствовало утверждению в Китае культа об-

разованного человека, превращению заботы об образовании в

важнейшую часть государственной политики.

Как в Китае, так и в других древнейших государствах Востока

практика воспитания способствовала закреплению за каждым че-

ловеком определенной общественной функции, определенного со-

циального статуса. Его важнейшей задачей всегда оставалось со-

хранение существующих классово-сословных различий. Сложность

и неравномерность социально-экономического развития древ-

невосточных обществ, где сравнительно передовые города соседст-

вовали с огромной сельской периферией (население которой жило

в условиях натурального хозяйства и подвергалось эксплуатации с

помощью самых примитивных методов внеэкономического при-

нуждения) обусловила отсутствие единого общественного идеала

воспитания, традиционность содержания и методов обучения, оста-

вавшихся неизменными в течение многих столетий и тысячелетий.

Вопросы и задания

1. Почему семья продолжает оставаться основным субъек-

том социализации в древнейших государствах мира?

2. Почему школу можно определить как первый государст-

венный институт социализации?

3. Охарактеризуйте направления социализации в древней-

ших государствах.

4. Роль религии в формировании общественных основ вос-

питания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.