Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Социальный характер воспитательной практики в древ-






    нейших государствах. Первые государственные образования

    появились более пяти тысячелетий назад в долинах Нила и Ев-

    фрата, положив начало тридцатипятивековой истории рабовла-

    дельческих обществ Древнего Востока. Как свидетельствуют

    письменные источники, у народов Древнего Востока получило

    дальнейшее развитие семейное воспитание, возникшее в перво-

    бытном обществе. Это обусловливалось ростом экономической

    самостоятельности семей, утверждением традиции наследования

    детьми социального положения и занятий своих родителей. Вос-

    питание есть долг родителей. Эта идея пронизывала многие пра-

    вовые, религиозные и литературные тексты. К их числу относят-

    ся, например, Законы вавилонского царя Хаммурапи (первая по-

    ловина 2 тыс. до н.э.), «Книга Притчей» иудейского царя Соло-

    мона (нач. I тыс. до н.э.). В «Притчах» подчеркивалась решающая

    роль в воспитании родителей, прежде всего отца, имевшего над

    детьми неограниченную власть: «Слушайте, дети, наставления

    отца и внимайте, чтобы научиться разуму». В «Притчах Соломо-

    на» содержались педагогические рекомендации, являвшиеся ре-

    зультатом осмысления и обобщения многовековой практики пат-

    риархального семейного воспитания. В них указывалось на необ-

    ходимость начинать воспитание детей с раннего возраста и реко-

    мендовалось широко применять телесные наказания: «Наказывай

    сына своего доколе есть надежда и не возмущайся крикам его...

    Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с

    детства наказывает».

    Семейное воспитание, являвшееся основной формой педа-

    гогической практики народов Древнего Востока, не могло обес-

    печить потребности общества в образованных людях, умеющих

    читать и писать, владеющих основами математики и астрономии,

    сведущих в законодательстве; образованные люди были необхо-

    димы для четкой организации работы громоздкого государствен-

    ного аппарата, для управления храмовым и царским хозяйством.

    Это внесло существенные изменения в практику передачи знаний

    и потребовало особой организации обучения, дополнявшего се-

    мейное воспитание. Появились специальные образовательные

    учреждения – школы.

    Возникновению школ способствовало развитие письменности.

    Овладение древними системами письма (клинописью, иероглифами

    и т.п.) было __________сложным и трудоемким процессом, требующим специ-

    ального длительного обучения. Грамотность являлась необходимым

    элементом образования и чиновников, и жрецов, и землемеров, и т.

    п. В свою очередь, письменность обеспечивала возможность созда-

    ния более эффективных методов преподавания, не ограниченных

    рамками устных повторов и словесных инструкций.

    Данные археологии свидетельствуют о том, что первые шко-

    лы возникли в Месопотамии и Египте в III тыс. до н.э. Курс обу-

    чения в них был долог, сложен и стоил дорого. Поэтому стадия, на

    которой ученик завершал свое образование, и место, которое он

    соответственно занимал в обществе, зависели от его способностей,

    трудолюбия, прилежания и материальных возможностей. Древне-

    восточные школы были призваны не только дать образование, но

    и сформировать дисциплинированных волевых исполнителей,

    убедить их в том, что путь, по которому они идут, сулит выгоду и

    благополучие, превратит их в надежную опору государств. Суще-

    ствовавшие в Месопотамии (IV – III тысячелетие до н.э.) государ-

    ства имели высокую развитую культуру. Почти в каждом городе

    были школы, которые постепенно превращались в центры культу-

    ры и просвещения, при них создаются большие книгохранилища,

    библиотеки. В период расцвета Вавилонского царства (первая по-

    ловина II тыс. до н.э.) ведущую роль в деле образования стали иг-

    рать дворцовые храмовые школы, которые располагались в зикку-

    ратах. Они имели множество помещений для занятий писцов,

    библиотеки. Эти комплексы «библиотека – школа» назывались

    «домами знаний». Все это свидетельствовало о том, что образова-

    ние и культура стали составлять необходимое условие для разви-

    тия потенциальных возможностей человека и его самореализации,

    т.е. процесс социализации обретал качественно новую характери-

    стику – образованность.

    Одновременно усиливается общественное внимание к воспи-

    танию, которое начинают рассматривать как одно из важнейших

    средств совершенствования общества. Идеологическое и нравст-

    венное воспитание и образование граждан имело религиозную ос-

    нову. Молодежь воспитывалась в соответствии с идеалом древне-

    го египтянина – немногословный, трудолюбивый, терпеливый че-

    ловек, стойко переносящий удары судьбы. К числу выдающихся

    достижений древневосточной педагогической мысли следует от-

    нести сформулированное в Древней Индии середины I тыс. до н.э.

    отношение к ученичеству как к закономерному этапу в жизни че-

    ловека. Кастовое деление древнеиндийского общества, освящен-

    ное индуизмом, обусловило религиозное и законодательное закре-

    пление различий в воспитании и образовании для высших и низ-

    ших социальных слоев. Для брахманов (жрецов) считалось необ-

    ходимым прежде всего воспитание чистоты и праведности, для

    кшатриев (воинов) – мужества и смелости, для вайшьев (земле-

    дельцев) – трудолюбия, для шудр (слуг и ремесленников) – покор-

    ности. Для трех высших каст обучение считалось обязательным.

    Его начало отмечалось обрядом упанаяны (второго рождения) –

    посвящения в ученики. В период ученичества человек должен был

    приобрести знания и навыки, необходимые ему в зрелом возрасте,

    а также усвоить правила поведения, обязательные для его касты. В

    одном из древних индийских трактатов был изложен план воспи-

    тания будущего царя (цари принадлежат к касте кшатриев). Он

    должен был научиться читать и писать, ознакомиться с законода-

    тельством и мифами, изучить философию, науку о хозяйственном

    и государственном управлении, военное дело. Юноше предписы-

    валось постоянно находиться в контакте с учеными и мудрецами

    «ибо в этом общении – корень истинного воспитания».

    Распространению образования в Древней Индии способство-

    вало новое религиозно-философское учение – буддизм. Буддизм

    возник в середине I тыс. до н.э. – в период социально-экономи-

    ческих сдвигов, явившихся следствием хозяйственного подъема,

    ломки кастовых перегородок, повышения роли отдельного чело-

    века в системе развивающихся частнособственнических отноше-

    ний. Широкая сеть буддийских монастырей покрыла Древнюю

    Индию. При них были школы, в которых могли обучаться ученики

    независимо от своей религиозной принадлежности. В буддизме

    огромное внимание уделялось нравственному воспитанию. Важ-

    нейшим принципом нравственного воспитания считается избавле-

    ние души от страстей. Достичь этого можно благодаря правиль-

    ному пониманию своей сущности и своего места в мире, что неот-

    делимо от развития интеллектуальных способностей.

    Согласно буддийской традиции учитель должен был посто-

    янно наблюдать за учеником, учить его, к чему следует стремить-

    ся, чего следует избегать. Он должен познакомить ученика с

    принципами сохранения здоровья и личной гигиены. Учитель

    должен постоянно поддерживать в ученике энергию и желание

    учиться. Он обучает ученика всему, что знает сам и относится к

    нему, как к собственному сыну, говоря себе: «Я родил его в уче-

    нии». Центром буддийского образования стали монастыри в Так-

    силе (северная Индия) и в Наланде (северо-восточная Индия).

    Это были подлинные университеты древности. Прибывших сюда

    для завершения своего образования подвергали суровым экзаме-

    нам, которые выдерживали лишь два-три человека из десяти. По-

    ступившие изучали буддийский канон, философию, языки, грам-

    матику, логику, литературу и медицину. На протяжении всей ис-

    тории буддизма большую роль в распространении общеобразова-

    тельных знаний и укреплении самой религии играли буддийские

    университеты, которые также обеспечивали педагогическое ру-

    ководство социальным становлением будущих монахов. (Самый

    известный из них – Наланда – был основан чуть ли не в III в. до

    н.э. В Наланде проживало 10 тыс. жителей, из которых 3 тыс. со-

    ставляли монахи, а 1, 5 тыс. – учителя, которые были распределе-

    ны по 6 мужским монастырям. Всеми монастырями управлял вы-

    борный совет во главе со старшим настоятелем. Обучение было

    бесплатным. Славился Наланда своей библиотекой, которая уже в

    VII в. была известна далеко за пределами Индии. Сюда поступали

    рукописи из разных стран, здесь их копировали и размножали.

    Он считался крупнейшим образовательным центром, здесь учи-

    лись студенты из Китая, Кореи, Японии, Индонезии, Шри-Ланки,

    Тибета, Средней Азии. В 1197 г. университет был разрушен во

    время очередного нашествия мусульман).

    Успех буддийских школ объяснялся и отсутствием кастовой

    дискриминации, терпимостью к иноверцам, и сочетанием духов-

    ного образования со светским. Буддизм широко распространился в

    Азии, оказав влияние на воспитание во многих странах Востока, в

    том числе в Китае. Однако решающую роль в формировании педа-

    гогической традиции в этой стране сыграло конфуцианство.

    В основу традиций социального воспитания детей в Древ-

    нем Китае был положен опыт семейно-общественного воспита-

    ния. Считалось, что в каждом доме обитал свой «домовой»

    (Цзаован), который бдительно следил за поведением, трудом и

    прилежанием домочадцев, особенно девочек и женщин. Поэтому

    всем приходилось соблюдать многочисленные табу (на бранные

    слова, поступки и т.д.), что дисциплинировало поведение каждо-

    го человека. Таким образом, социально-педагогическая работа

    осуществлялась обществом через воспитание нравственности,

    трудолюбия своих граждан с помощью мистических сил. Такой

    настрой и образ жизни усиливался с помощью наглядной «агита-

    ции»: многочисленные картинки тушью воспроизводили нраво-

    учительные сценки из народной жизни, сказок.

    Воспитательные отношения основывались на преклонении и

    почитании младшими старших. Социальный статус учителя был

    очень высок: он был для учеников как отец, его деятельность счи-

    талась весьма почетной. Первые школы в Китае возникли в III тыс.

    до н. э. Они были двух типов — сян и сюй. Школы сян первона-

    чально были местом прибежища престарелых, которые обучали и

    наставляли молодежь. В сюн молодежь училась стрельбе из лука.

    В середине I тыс. до н.э. в жизни древнекитайского общест-

    ва произошли глубокие изменения. Распространение железных

    орудий, освоение новых земель, развитие торговли привело к

    экономическому подъему, усилению имущественного и социаль-

    ного неравенства. Обострилась политическая и идеологическая

    борьба между старой родовой аристократией и новой знатью.

    Конфуций (ок. 551 – 479 гг. до н.э.), опиравшийся на китайскую

    педагогическую традицию, сам обучивший несколько тысяч уче-

    ников, сделал вопрос о правильном воспитании членов общества

    неотъемлемой частью своего этико-политического учения. Осо-

    бое внимание он обращал на нравственное самосовершенствова-

    ние личности как необходимое для формирования гражданского

    сознания человека. Ведущее положение его учения – тезис о пра-

    вильном воспитании граждан как непременном условии процве-

    тания государства. В основу нравственного воспитания им поло-

    жено пять правил: почитай родителей; служи господину, как са-

    мому себе; уважай братьев; живи в мире с женой и выполни то,

    что обещал.

    Прочность и жизненность общества покоятся на воспитанно-

    сти его членов, поведение и функции каждого из них определяют-

    ся его социальным статусом: «Государь должен быть государем,

    сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Природное в

    человеке – тот материал, из которого при правильном воспитании

    можно сделать идеальную личность (благородного мужа). Однако

    воспитание не всесильно: унаследованные черты во многом опре-

    деляет эффективность воспитания человека, которое продолжает-

    ся всю жизнь. Гарантией выполнения человеком своих обязанно-

    стей Конфуций считал правильное воспитание, заботу о котором

    он ставил в деятельности правителя в один ряд с обеспечением

    людей материальными средствами к существованию.

    Природные качества людей Конфуций рассматривал как тот

    материал, из которого при правильном воспитании можно сфор-

    мировать идеального человека. Он не считал воспитание все-

    сильным, связывая его со способностями людей и их трудолюби-

    ем. Конфуций утверждал, что возможности людей в деле пости-

    жения мудрости различны. В соответствии с этими возможностя-

    ми (способностями) он проводил градацию внутри общества.

    Конфуций выделял «Сынов неба» (правителей), обладающих

    высшей врожденной мудростью; благородных мужей (опору го-

    сударства), приобретающих знание посредством учения; тех, кто

    учится, несмотря на трудности и, наконец, простолюдинов, кото-

    рые, встретившись с трудностями, не учатся или не способны к

    приобретению знаний.

    В благородных мужах Конфуций видел идеал совершенного

    человека, образ которого должен определять цель воспитания.

    Благородный муж следует истине. Он должен обладать высокими

    нравственными качествами – человеколюбием, добротой, прав-

    дивостью, почтительностью и т.п., а также высокой духовной

    культурой. Говоря о том, что образованность неотделима от

    нравственности, Конфуций ставил моральное начало на первое

    место. Через его учение красной нитью проходит идея приорите-

    та должного поведения человека перед знанием.

    Конфуций указывал на необходимость нравственного, ум-

    ственного, эстетического и физического развития благородного

    мужа, который должен был овладеть так называемыми «шестью

    искусствами» – церемониалом, музыкой, стрельбой из лука, ез-

    дой в колеснице, письмом и счетом.

    Конфуций рассматривал воспитание той группы людей – бла-

    городных мужей, которая благодаря своим способностям и усер-

    дию должна, по его мнению, занимать руководящее положение в

    обществе. Он считал, что им следует изучать лишь то, что необхо-

    димо для успешной государственной деятельности. Конфуций не

    связывал их воспитание с подготовкой к производительному тру-

    ду, которым, по его мнению, должны заниматься те, кто призван

    обеспечить благородных мужей средствами к существованию, –

    земледельцы и ремесленники. Говоря о воспитании высших слоев

    общества, Конфуций делил людей на благородных и простолюди-

    нов, прежде всего, по моральному облику, культуре и способно-

    стям, которые, с его точки зрения, должны были в конечном счете

    определять положение человека в обществе. А это положение, в

    свою очередь, обусловливало его поведение и поступки.

    Во II в. до н.э. конфуцианство было объявлено официальной

    идеологией императорского Китая. К этому времени сеть школ,

    появившихся в Древнем Китае еще в конце II тыс. до н.э., охва-

    тила всю страну. В начальных школах дети овладевали иерогли-

    фической письменностью. Успешно сдавшие экзамены продол-

    жали учиться в средних и провинциальных школах. Главное вни-

    мание в них уделялось изучению конфуцианских канонов. В сто-

    лице существовала императорская школа, окончившие которую

    после сдачи экзаменов могли получить чиновничью должность.

    Конфуцианство способствовало утверждению в Китае культа об-

    разованного человека, превращению заботы об образовании в

    важнейшую часть государственной политики.

    Как в Китае, так и в других древнейших государствах Востока

    практика воспитания способствовала закреплению за каждым че-

    ловеком определенной общественной функции, определенного со-

    циального статуса. Его важнейшей задачей всегда оставалось со-

    хранение существующих классово-сословных различий. Сложность

    и неравномерность социально-экономического развития древ-

    невосточных обществ, где сравнительно передовые города соседст-

    вовали с огромной сельской периферией (население которой жило

    в условиях натурального хозяйства и подвергалось эксплуатации с

    помощью самых примитивных методов внеэкономического при-

    нуждения) обусловила отсутствие единого общественного идеала

    воспитания, традиционность содержания и методов обучения, оста-

    вавшихся неизменными в течение многих столетий и тысячелетий.

    Вопросы и задания

    1. Почему семья продолжает оставаться основным субъек-

    том социализации в древнейших государствах мира?

    2. Почему школу можно определить как первый государст-

    венный институт социализации?

    3. Охарактеризуйте направления социализации в древней-

    ших государствах.

    4. Роль религии в формировании общественных основ вос-

    питания.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.