Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Рекомендации. Изучение курса «История социальной педагогики» предпо-
Изучение курса «История социальной педагогики» предпо- лагает поиск ответа на вопросы: Что такое социальная педагогика, каковы подходы к ее оп- ределению? Что изучает история социальной педагогики? Что такое социальное воспитание? Каковы основные подходы к рассмотрению истории соци- альной педагогики? Что дает изучение истории социальной педагогики для формирования специалиста – социального педагога? Особенности развития социальной педагогики. Совре- менная социальная педагогика – формирующаяся область педаго- гической науки и практики. Для нее характерны проблемы мето- дологического, теоретического и методического уровня, это свя- зано со спецификой современного состояния социально- педагогической действительности. Каковы же особенности рос- сийской модели социальной педагогики на современном этапе? Возрождение специальности «социальная педагогика» идёт от- нюдь не на пустом месте, ее становление и развитие было подго- товлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере общественного вос- питания, а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период. В этом, по-видимому, и состоит первая особенность формирования отечественной модели социальной педагогики. Вторая особенность определяется тем, что, с одной сторо- ны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт, а с другой – эта, некогда могучая, традиция в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге сложилась довольно грустная ситуация: мы имеем беспре- цедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы, но лишь формально – слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, – а потому результативность любого слепого копирования в современных условиях вряд ли будет столь же эффективна, как когда-то. Именно поэтому Россия вы- нуждена практически заново, хотя и не на пустом месте, созда- вать современную национальную систему социально- педагогической деятельности. Третья особенность органично связана со второй: прихо- дится налаживать эффективную систему социально-педагоги- ческой поддержки, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Фактически ста- новление социальной педагогики как профессиональной сферы деятельности идёт одновременно с научно-практической разра- боткой основных методологических, концептуальных положе- ний, определяющих сущность столь сложного явления, как соци- альная педагогика. И, наконец, четвёртая особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как «социальная работа» и «социальная педагогика». Исторически так сложилось, что социальная работа в России – это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологи- ческом, экономическом, правовом контексте. Социальная работа и социальная педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множе- ство точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт, практикуемое порой противопоставление социальной работы и социальной педагогики приносит больше вреда, чем пользы. К началу 1990-х гг. в стране начался сложный процесс фор- мирования системы социально-педагогической деятельности на основе ретроспективного научного анализа отечественного опы- та, осмысления ведущих тенденций развития мировой теории и практики. Однако современный этап теории и практики социаль- ной педагогики характеризуется наличием различных подходов к определению ее целей и задач. Для чего необходимо изучать ис- торию социальной педагогики? Не может ли работающий прак- тик обойтись без нее? Не лучше ли просто быть хорошо осведом- ленным в современных теоретических идеях, не углубляясь в ис- торию? Современные аргументы направлены на то, чтобы дока- зать, что в реальной жизни важен именно результат – некий на- бор понятий и способов их прикладного использования. Хорошо известен классический ответ Гегеля на аналогичный вопрос, воз- никающий в связи с историей философии. Голый результат, го- ворил он, – это труп, оставивший позади себя то, что сообщило результату новую жизнь: путь к нему, напряженные искания, стремление к цели – тенденцию. Однако как только возникает про- блема – очевидные противоречия, логические неувязки и т.д., при- ходится разбираться в истоках их появления. Ведь все теоретиче- ские понятия возникали историческим путем, как инструмент тео- ретического решения эмпирических проблем. И чем глубже про- блемы, тем дальше в историю приходится забираться – туда, где складывались основополагающие понятия социальной педагогики. Каждая эмпирическая проблема, то есть практическая труд- ность, неизбежно оказывается теоретической проблемой, которая раскрывается как историческая проблема – проблема истории конструирования понятий, закономерностей. Для современной социальной педагогики, формирующей свой научный и практи- ческий вид, история социальной педагогики выступает как ак- тивный участник этого процесса. Фактически она присутствует в каждом из исторически сложившихся социально-педагогических понятий, которые используются как инструмент теоретического упорядочения действительности, понимания общих тенденций, скрывающихся за отдельными трудностями. Но актуализируется лишь в том случае, когда мы начинаем осознавать, что возникает реальная эмпирическая проблема и существующие способы ее решения неэффективны. Теоретические проблемы социальной педагогики зависят от их исторической расшифровки. Но и само определение объема и границ истории социальной педагогики зависит от современной социально-педагогической p™___…___теории. С чего начинать историю со- циальной педагогики? Когда она началась? Это зависит от того, как тот или иной исследователь определяет объект и предмет со- циальной педагогики. Привычка датировать ее появление с мо- мента формулирования понятия научного объекта, которое тра- диционно связывают с именем немецкого философа П. Наторпа (конец XIX в.), может быть расценена не совсем корректно, так как есть утверждения, что термин «социальная педагогика» впер- вые употреблен гораздо раньше К. Магером и А Дистервегом [1], а немецкая школа социальной педагогики считает, что основате- лем социально-педагогической теории и практики является И.Г. Песталоцци [2]. В связи с эти возникает вопрос о «донатор- повской», т.е. неофициальной, истории социальной педагогики, о ее существовании до того, как она получила свое официальное название. Таким образом, можно говорить о двух подходах. В русле одного ее начало датируется более поздним временем, ко- гда она обретает строгую «научность». В рамках другого, для ко- торого понятие научной строгости не является решающим, соот- ветственно все более расширительно толкуется возникновение социально-педагогических подходов в теории и практике. Навер- ное, основанием для упорядочения этих подходов могло бы стать строгое определение современного понимания предмета соци- альной педагогики. Ибо чем уже определен предмет науки, тем более точной (и краткой) оказывается ее история. Чем шире и не- определеннее представляется этот предмет, тем дальше и глубже уводится история социальной педагогики. Но современная теория относительно этого вопроса не дает четкого ответа. Во всех кон- цепциях определение объекта и предмета социальной педагогики различно, следовательно, и рассмотрение истории данного науч- ного течения будет достаточно широким. Период ее существова- ния в качестве до- или даже не- науки несоизмеримо длиннее, чем время ее «строго научного» существования. Дело в том, что со- циально-педагогическое, по сути, знание долгое время накапли- валось и развивалось анонимно, когда строгое изучение социаль- но-педагогических процессов не связывалось научно-педагоги- ческой общественностью с термином и понятием «социальная педагогика». И в том, что за неимением теоретической соответст- вующей дисциплины основные элементы будущей науки форми- ровались в составе самых разнообразных гуманитарных дисцип- лин: философии, этики, педагогики, социальных учениях. Педагогика исторически сыграла свою роль подготови- тельного периода становления социально-педагогической теории и практики. Индивидуальность и социальность – вот те две бы- тийные, ценностные ориентации (тенденции), которые присущи воспитанию как общественному явлению. Системная целостность воспитания определяется наличием этих двух противоположных, но взаимодополняющих тенденций. Первая тенденция (индиви- дуалистическая) восходит к ценностям человеческой самости и неповторимости, характеризуя индивидуалистическую направ- ленность педагогических усилий, ориентацию на подчинение все- го комплекса воспитательных воздействий интересам и потреб- ностям ребенка. Эта тенденция нашла свое отражение в воспита- тельных подходах эпохи Просвещения, идеях Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, педагогической практике «вольных школ», прин- ципах «Вальдорфской педагогики». Вторая тенденция (социальная) направлена на активизацию общественных усилий в воспитании, на включение подраста- ющего поколения в реальную жизнь, в систему общественных отношений, основанных на взаимодействии и поддержке. Данная тенденция получил свое развитие в педагогических системах И.Г. Песталоцци, социалистов-утопистов, С.Т. Шацкого, немецких педагогов начала XX века. Развитие этих тенденций, их взаимо- отношение в реальном педагогическом процессе зависело от мно- гих факторов: характера социально-политических проблем, кото- рые вынуждено решать государство, в том числе и средствами педагогики; традиций общественных отношений, норм, ценно- стей, присущих обществу и культуре; особенностей образа жиз- ни, способов жизнедеятельности; религиозных предпочтений. Словом, каков стандарт личности, какие потребности являются для нее основными, какие качестве она должна демонстрировать для жизни в конкретно-историческую эпоху в том или ином об- ществе, это и определяло социальный заказ педагогике в целом и формировало ее либо «индивидуалистическую», либо «соци- альную» направленность. В этом противостоянии – источник раз- вития воспитания вообще и педагогики в частности. Даже тогда, когда произошло отделение социально-педагогического направ- ления, педагогика продолжала и продолжает играть свою роль в развитии социально-педагогического знания в столь значи- тельной степени, что даже сегодня не утихают дискуссии о право- мерности научного самоопределения социальной педагогики. Не менее важны связи истории философии, социальной фи- лософии и истории социальной педагогики. Философия изначаль- но являлась методологией педагогики, и сама педагогика развива- лась как философская рефлексия проблем становления и развития личности. Поэтому вопросы о месте человека в мире, его антропо- и социоигенезе, изначально являясь философскими вопросами, со- ставляют основу для понимания сути воспитания как социально ориентированного или индивидуально ориентированного процес- са. А уже на этом строится само «здание» педагогики вообще, со- циальной педагогики в частности. Начиная с Платона, проблема и понятие общественного в процессе воспитания, прежде всего, ана- лизируется в контексте философского знания. Социальная философия исследует условия, предпосылки и понятийный аппарат науки об обществе, истоки ее во взглядах А. Сен-Симона и О. Конта, К. Маркса. В рамках этих концепций есть место анализу роли образования как элемента общества и социального характера воспитания. Сам термин «социальное» разграничивается от «общественного» в связи с развитием соци- альной философии начала XIX в. Понимание сущности «соци- альности__________» формируется в социально-философских взглядах И. Канта, далее в теории, зарождающейся на этой основе, – со- циологии Э. Дюркгейма и М. Вебера. Сущность современной социальной педагогики. Сущест- вует множество подходов к рассмотрению сущности социальной педагогики. В их контексте социальная педагогика рассматрива- ется: как социальная сторона воспитания (К. Магер, Германия); научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию об- щей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах (X. Мискес, Германия); помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостояние нега- тивным отклонениям от норм поведения (Е. Молленхауер, Гер- мания); педагогическая помощь в определенных социальных ус- ловиях, ситуациях (Ф.А.Дистервег, Германия); педагогика соци- альной работы (В.Г. Бочарова); теория и практика социализации ребенка (М.А. Галагузова); педагогика среды, интегрирующая научные достижения смежных наук и реализующая их в практике общественного воспитания (В.Д. Семенов, Б.З. Вульфов); отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте со- циализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социаль- ных категорий людей, осуществляемое как в организациях, спе- циально для этого созданных, так и в организациях, в которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воин- ские части и др.) (А.В. Мудрик); педагогика социальной среды (Л.В. Мардахаев) и др. Систематизируя различные подходы к пониманию сущно- сти социальной педагогики, можно выделить в них: · социальный или социологический аспект воспитания ребенка; · частное решение социально-педагогической проблемы ре- бенка, подростка, молодого человека; · педагогику социальной среды; · педагогику социальной работы. Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: pais, paidos – дитя, ребенок, ago – веду, что означает «ведущий дитя», или «детоводитель». Слово «социальный» (от лат. socialis) означает общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле речь идет не просто о соци- альном развитии и воспитании человека, а об ориентации на со- циальные ценности, нормы и правила общества (среды жизне- деятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реали- зовывать себя как личность. Родители, лица их замещающие, воспитатели изначально ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт среды жизнедеятельности, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готов- ностью реализовывать себя в жизни. Социальная педагогика по своей сущности является на- правленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица его замещающего, воспитателя и пр.), способствующей ведению человека с рождения по этапам социального становления и даль- нейшего развития как личности. Такое ведение осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, социаль- ным опытом той среды, в которой живет человек и где ему пред- стоит реализовывать себя по мере роста. В истории развития социально-педагогической мысли Л.В. Мардахаев выделяет два направления: социальное и лично- стное [3]. Каждое из них определяют основные факторы, обуслов- ливающие социальное формирование человека. Социальное на- правление имеет древнейшую историю. В широком смысле оно определяет влияние государства, общества в целом на воспитание подрастающего поколения; в узком смысле – влияние среды жиз- недеятельности на процесс формирования личности человека. Еще философы Древнего мира обосновали важность официальной и неофициальной социально-педагогической роли государства в воспитании подрастающего поколения. Официальная роль нахо- дит отражение в законодательстве государства в сфере воспитания подрастающего поколения, его совершенствовании, создании и обеспечении функционировании институтов воспитания. П.П. Блонский относил данное направление в деятельности госу- дарства к его социальной политике. Он писал: «В будущем, несо- мненно, перед социальным политиком должна встать великая проблема воспитания взрослого населения страны в смысле сти- мулирования культурными ценностями его развития и самодея- тельности, и социальная политика должна стать социальной педа- гогикой» [4]. Однако сфера социальной политики более широкая, чем социальной педагогики. В ней проявляется социально- педагогический аспект как целенаправленное и косвенное влияние официальной деятельности государства (его политики) на взрос- лое население страны (приобщение к культурным ценностям страны, побуждение к политической и трудовой активности и пр.) и воспитание подрастающего поколения. Неофициальная роль го- сударства (общества) реализуется в обычаях, традициях, сложив- шихся в нем нормах и правилах поведения, общения, взаимодей- ствия людей и воспитания подрастающего поколения. В своей ос- нове она отражает проявление народной (национальной) педаго- гики в новых исторических условиях, нравственных норм и пра- вил, сложившихся в обществе и имеющих существенное влияние на людей данной среды жизнедеятельности, социума. В социальной педагогике важное место занимает исследо- вание воспитательных возможностей факторов среды жизнедея- тельности человека и их влияния на его социальное становление. А.В. Мудрик выделяет следующую систему факторов, влияющих на социализацию человека: мегауровень – космос, планета, мир; макроуровень – страна, общество, государство; мезоуровень – ре- гион, вид поселения, субкультуры и микроуровнь – семья, сосед- ство и микросоциум, группы сверстников, воспитательные, об- щественные, политические и иные организации [5]. Личностное направление как социальное в педагогике берет свое начало со второй половины XIX века. В Европе, писал П.А. Соколов, «начинается новое направление человеческого сознания, новая философия и, в связи с этим, новая педагогия. От интересов индивидуального благоустроения... человеческое соз- нание обращается к социальному благоустроению. Рождается в европейской общественной мысли как бы новое сознание, имею__________- щее предметом своим (объектом) не интересы личности и инди- видуально-особенного развития, а интересы рода, интересы чело- веческого общества и развития его целого» [6]. Личностное на- правление появилось как альтернатива индивидуальной педаго- гике, получившей широкое развитие к середине XIX века и дос- тигшей своего апогея в трудах немецкого философа Ф. Ницше (1844 – 1900), в его концепции формирования «сверхчеловека». Социальное направление в педагогике обосновывало приоритет социального предназначения человека, необходимость его подго- товки к жизни в обществе. Личностное направление в социальной педагогике получило свое развитие в педагогике социального формирования личности человека; педагогике социальных от- клонений; социальном воспитании. Социальная педагогика ис- следует процесс социального развития и воспитания человека, его формирования как личности. Создание условий для проявле- ния позитивного в личности, стимулирование ее направленной активности в деятельности и работе над собой – в этом заключа- ется величайшая роль социального воспитания человека. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что социаль- ную педагогику следует рассматривать с позиций: а) государства и среды жизнедеятельности человека; б) человека, его социаль- ного формирования; в) личностной позиции и активности чело- века в работе над собой и взаимодействии со средой жизнедея- тельности. Таким образом, можно определить структуру соци- альной педагогики в целом (самостоятельную отрасль в структу- ре педагогического знания), а также социальную педагогику как теорию, практику и учебную дисциплину. Структура (морфология) социальной педагогики может быть представлена по-разному: как педагогика социума, которая, в свою очередь, включает социально-педагогическую политику социума; педагогика среды (средовая педагогика); педагогика личности, которая состоит из педагогики социального формиро- вания личности; педагогика социальных отклонений; педагогика социального воспитания. Социальная педагогика занимается также исследованием индивидуальной активности объекта в са- мосовершенствовании, во взаимодействии со средой жизнедея- тельности. Таким образом, социальную педагогику следует трак- товать в качестве целостного общественного явления и самостоя- тельной отрасли педагогической науки. Социальная педагогика, как общественное явление, присуща обществу и системе воспи- тания в целом: воспитание как социальный институт в той или иной мере удовлетворяет потребности человека в развитии, а по- требности личности ограничены не только стремлением к инди- видуализации, но и – желанием самореализации именно в данном обществе, среди окружающих людей. С другой стороны, общест- во в конкретно-исторический промежуток времени также имеет свой социальный запрос к человеку, определяя те личностные характеристики, которые оптимальны для жизни в этом общест- ве. Социальная педагогика как самостоятельная отрасль педа- гогического знания изучает человека и среду его жизнедеятельно- сти с точки зрения их взаимодействия в целостном процессе формирования, социализации и развития личности; как научная область она дает ответ на вопросы о том, в какой степени воспи- тание может способствовать социализации человека, кто должен этим заниматься и насколько это может быть эффективным с точки зрения общества и человека. социальная педагогика – это деятельность государства, государственных и общественных ин- ститутов по формированию идеологии и обеспечению воспита- ния подрастающего поколения, влияния на различные группы населения, их общественно-политическую и трудовую актив- ность. Она направлена на социально-педагогическую оценку за- конодательного творчества государства, деятельности государст- венных институтов, общественных организаций, движений и партий, средств массовой информации по воздействию на массы, воспитанию подрастающего поколения; социально-педагоги- ческое прогнозирование и разработку социально-педагогических рекомендаций для дальнейшего развития и корректировки соци- альной политики государства. Социальное воспитание в истории социальной педагогики. Ключевой категорией социальной педагогики становится соци- альное воспитание. Для одних исследователей характерно чрез- вычайно широкое понимание этого термина. Так, Л.Е. Никитина в теоретико-методологическом анализе социальной педагогики рассматривает социальное воспитание как некую современную альтернативу традиционного воспитания вообще, как новое со- стояние воспитания, связанное с деятельностью всего общества по оптимизации процесса социального развития, как форму реа- лизации «социально-педагогической парадигмы общественного развития» [7]. В.А. Никитин представляет социальное воспита- ние как часть воспитания вообще (но не единственную). Сущно- стная характеристика этого вида воспитания дается им в опреде- лении результата социального воспитания: «социальность как способность человека взаимодействовать с социальным ми- ром» [8]. Для М.А. Галагузовой социальное воспитание является основной собственной категорией социальной педагогики. Это педагогически ориентированная и целесообразная система по- мощи «в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь» [9]. Такое определе- ние, по мнению автора, отражает не только специфику социаль- ной педагогики, но и ее объективно существующую и не допус- кающую игнорирования связь с социальной работой, которая подчеркивается введением в определение термина «помощь». Так же, через акцентирование помощи, раскрывает данное поня- тие В.Г. Бочарова: педагогически ориентированная система об- щественной помощи «в целях формирования личности, адекват- ной к требованиям данного общества» [10]. А.В. Мудрик пред- ставляет социальное воспитание как объект научной социальной педагогики: «взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации» [11]. В этом случае социальное воспитание «выводит» социальную педагогику за рамки какого- то конкретного возраста, отдельно взятой социальной проблемы, т.е. сферы социального воспитания (а следовательно, и социаль- ной педагогики) могут быть связаны не только с оказанием инди- видуальной помощи человеку, но и с организацией опыта жизне- деятельности, и с обучением (что продолжает традиционный подход отечественной социальной педагогики П.Ф. Каптерева, Е.Н. Медынского и др.). Главное, при этом сохраняется возмож- ность реализации гуманистического потенциала социального воспитания, связанного с созданием более или менее благопри- ятных условий и возможностей для овладения человеком необ- ходимыми с точки зрения общества ценностями и, одновремен- но, для его самореализации. Неопределенность современной социальной педагогики и по поводу самого объекта исследования, и по поводу его сущно- сти, среди прочего, заключается в недостаточной изученности источников, объективных причин и условий формирования соци- ально-педагогических концепций, особенностей их реализации в конкретных социокультурных условиях. Зарождение социального воспитания относится к условиям первобытности. Социальный характер древнейшего воспитания проявлялся уже в том, что, во-первых, древнекаменная община воспитывала всех одинаково без исключения; во-вторых, вся об- щина чувствовала себя ответственной за воспитание каждого ре- бенка; и, наконец, в-третьих, всех детей готовили к деятельности на пользу общине, воспитывали в духе подчинения интересов от- дельного индивида интересам коллектива. Очевидно, что цели, со- держание и формы воспитания здесь социальны по сути, ибо носи- ли ярко выраженный стихийно-общественный характер, что опре- делялось, в конечном счете, условиями жизни древнего человека. С течением времени понимание сущности общественного (социального) воспитания в человеческом обществе изменяется. Вопрос о характере общественного воспитания впервые сформу- лирован Платоном. Возможность преобразования общества он связывал только с помощью системы общественного воспитания, которое включает в сферу воздействия всю жизнь ребёнка и ок- ружающую его среду, организуя её в соответствии с его природ- ными возможностями. Воспитание, по Платону, функция не се- мьи, а государства. Этому пониманию способствовало утвержде- ние новых форм общественного развития в античности, своеоб- разие античного общественного устройства. Идеалом общества становится личность, своими делами утверждающая себя и своё право на уважение в обществе. Античное воспитание носило яр- ко выраженный общественный характер. Особенно отчётливо это проявилось в системе спартанского воспитания, обусловленного высоким уровнем развития общинного начала. Социалисты-гуманисты эпохи Возрождения раскрывали проблемы воспитания во взаимосвязи с идеей совершенствова- ния общества, осуществив попытку гуманизации целей социаль- ного воспитания, осознавая то обстоятельство, что воспитание неповторимой человеческой индивидуальности вне обществен- ного контекста невозможно. Социалисты-утописты (Р. Оуэн, Ш. Фурье, А. Сен-Симон) связывали весь комплекс идей, конкре- тизирующих теорию и практику социального воспитания, с соци- альным детерминизмом воспитания, веря во всемогущество вос- питания вообще и социального – в частности. Как атрибутивная функция педагогического процесса социальное воспитание ста- новится в центре внимания педагогики лишь в конце XIX – нача- ле XX вв. Идеи П. Наторпа, отечественных педагогов о сущности общественного (социального) воспитания углубляли понимание его сущности и содержания. Причем сама идея общественного характера педагогики для России имеет особую актуальность. Народная педагогика в России – это всегда массовая православ- ная воспитательная традиция в общине и семье. На это обращали свое внимание В.О. Ключевский, А.С. Хомяков, К.Д. Кавелин. Таким образом, раз не до конца разрешены вопросы о со- держании, характере и сферах существования социальной педа- гогики, то не менее спорным оказывается и исторический генезис этого универсального феномена социального бытия. Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием: отсутствие единой теории социальной педагогики связано с недостаточной изучен- ностью исторических предпосылок последней; в равной мере, раскрытие истории социальной педагогики существенно тормо- зится методологической размытостью краеугольных теоретиче- ских понятий. Отмеченные трудности не столько, по-видимому, бросают тень на уровень компетентности социальной педагогики как науки, сколько характеризуют трудный характер сегодняшне- го этапа научной рефлексии, связанный с моментом накопления, отбора, классификации фактического исторического материала. История социальной педагогики ещё находится на начальном этапе своего становления. Так, первые попытки изучения истории социальной педаго- гики были предприняты уже в период официального оформления ее научного и профессионального статуса. В начале XX в. немец- кий учёный П. Барт попытался проанализировать генезис соци- ально-педагогической идеи в историческом контексте. П. Барт связывает зарождение теории и практики социальной педагогики с противостоянием в истории воспитания вечных как мир идей ин- дивидуализма и коллективизма. Понимая социальную педагогику как педагогику, «которая стремится воспитывать при посредстве общества (как общества детей, так и общества взрослых) и кото- рая устанавливает свою программу, считаясь с интересами обще- ства, а не с интересами отдельной личности» [12], он объяснял её развитие изменением характера взаимоотношений общества и ин- дивида. К сожалению, научная ценность выводов немецкого педа- гога была принижена тенденциозностью данного подхода. Так, к примеру, П. Барт изначально противопоставляет две идеи, и одну из них – социально-педагогическую – a priori* признаёт более эф- фективной и прогрессивной. Налицо недооценка сложного, диа- лектического характера взаимоотношений двух основополагаю- щих педагогических идей, каждая из которых лишена однозначно- го позитивного или негативного оценочного смысла. В это же время, в Германии, в ходе «Веймарской дискуссии» о роли и месте социальной педагогики анализ социально-педагогических подхо- дов соотносился с развитием идей и практической деятельности И.Г. Песталоцци. В целом, западная традиция исторического ана- лиза социальной педагогики акцентирует свое внимание на разви- тии методологических и профессиональных отношений социаль- ной педагогики и социальной работы (см. например, Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы: Хресто- матия учебных текстов германских преподавателей и экспертов по социальной работе и социальной педагогике / под общей ред. Ф. Прюс и Ф. Беттмер. – М.: Издательская компания «Подвиг», 2001; Мюллер, К.-В. Социальная педагогика и социальная работа как две родственные сферы деятельности в историческом опыте Гер- мании/ К.-В. Мюллер. // Подготовка социальных педагогов в сис- теме высшего образования. Основные требования к развитию тео- рии в области социальой педагогики и социальной работы: мате- риалы международ. науч.-практ. конф. (Москва, 2002). – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. – С. 27 – 30 и др.). В России в первой трети XX в. появился целый ряд ориги- нальных исследований, посвященных отдельным вопросам соци- ального становления человека, в том числе – анализу развития социальных идей в педагогической теории и практике. Одна из первых обстоятельных статей о развитии социально-педагогичес- кого учения принадлежит Петру Андреевичу Соколову. В работе «История педагогических систем» (1913) он дал обстоятельный * Изначально (лат.). анализ «социальному элементу» в педагогической мысли про- шлого. В последующем к этой проблеме обращается Павел Пет- рович Блонский: в «Курсе педагогики (Введение в воспитание ребенка)» (1916) он выделяет раздел «Социальная педагогика». Наиболее обстоятельный анализ развития идей социальной педа- гогики в трудах зарубежных и отечественных авторов был прове- ден Леонидом Даниловичем Синицким в работе «Трудовая шко- ла: ее принципы, задачи и идейные корни в прошлом» (1922).
|