Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Социальные предпосылки возникновения воспитания.






    Новейшие археологические открытия позволяют предположить,

    что выделение человека из животного мира началось 2 – 3 млн

    лет назад. К этому же времени следует отнести и начало станов-

    ления воспитания. Появление орудий труда, без которых было

    невозможно существование предков людей, требовало передачи

    из поколения в поколение опыта их изготовления. Представления

    о наиболее эффективных формах орудий, знания о свойствах

    камня, дерева, кости, умения и навыки по их обработке не могли

    быть самостоятельно получены детьми в необходимом объеме.

    Вот почему взрослые должны были руководить их деятельно-

    стью, передавать им знания, формировать умения и навыки, на-

    правлять, контролировать и исправлять действия детей, широко

    используя при этом показ, одобрение или неодобрение. По мере

    расширения ассортимента орудий, усложнения их формы и тех-

    нологии изготовления возрастала соответственно и роль руково-

    дства взрослых в приобщении подрастающих поколений к произ-

    водственному опыту.

    Воспитание человека принципиально отличается от любых

    способов передачи опыта поведения и жизнедеятельности, имев-

    ших место в сообществах животных – предков людей, но при этом

    преемственно связано с ним. Существует некоторый переходный

    тип деятельности между специальными действиями животных по

    передаче опыта популяции последующим поколениям и собствен-

    но воспитанием. Эту переходную деятельность специалисты на-

    зывают предтечей, началом воспитания (его становящееся, фор-

    мирующееся начало). Сущностное отличие воспитания от дейст-

    вий животных по передаче опыта молодняку связано не с более

    продолжительными сроками обучения «молодежи» (это чисто

    внешняя, не столь существенная сторона этого процесса), а с

    принципиальными различиями между самими механизмами пере-

    дачи этого опыта и его содержанием. У предков людей в ходе их

    совместной деятельности развивалось общение, зарождалась речь,

    ставшая важнейшим средством накопления и передачи опыта,

    воздействия на психику и поведение, в том числе и в процессе

    воспитания. Само воспитание не могло окончательно сформиро-

    ваться до тех пор, пока не возникла человеческая психика.

    Становление воспитания как общественного явления начал-

    ся примерно 1, 5 млн лет назад и было связано с процессом заро-

    ждения речи, что мощно стимулировало процесс общения, эво-

    люцию человека в целом. Речь становится важнейшим средством

    накопления и передачи социального опыта. Общение развивалось

    в процессе трудовой деятельности, оно становилось одним из

    главных средств воздействия на психику и поведение детей и

    взрослых. Люди этого времени – архантропы – обладали зачатка-

    ми понятийного мышления и речи, жили коллективно. Они соз-

    дали каменное рубило, освоили огонь. Этот «первобытный очаг»

    способствовал формированию социального типа общения, т.е.

    возникновению общественных способов обмена информацией.

    Есть достоверные данные о зарождении около 250 тыс. лет

    назад кровно-родственных и семейно-брачных отношений. Па-

    леоантропы были уже почти людьми. Они – родоначальники ис-

    кусства и верований. Содержание воспитания все более усложня-

    ется: охота, собирательство, рыболовство, передача навыков по-

    ведения, освоение опыта духовной жизни, религиозного знания и

    т.д. Развитие производительных сил и общественных отношений

    покончило с актами каннибализма, о чем свидетельствуют пер-

    вые искусственные захоронения.

    Очевидно, что возникновение воспитания как педагогиче-

    ского феномена было исторически связано с появлением системы

    социального наследования. Если биологическое наследование

    обеспечивает воспроизводство одного поколения людей за дру-

    гим, передавая материальные (генетические) структуры через за-

    родышевые клетки, то социальная сущность формируется у каж-

    дого человека посредством усвоения ими в ходе общественно-

    практической деятельности опыта истории. Это определяется как

    социальное наследование. Архаичная (традиционная культура), в

    рамках которой формировались основные принципы жизнедея-

    тельности традиционного человека, определена тем, что основ-

    ным жизнеобеспечивающим ресурсом для человека является

    природа: земля, полезные ископаемые, дикие и домашние живот-

    ные, а деятельность носит добывающий характер. Поэтому соци-

    альная жизнедеятельность обусловлена состоянием окружающей

    среды и организуется по принципу максимального соответствия

    природно-климатическим условиям. Такая природная заданность

    социальной активности не способствует формированию у субъек-

    та деятельности способности к самоорганизации, потребности в

    свободе, так как отсутствует ситуация выбора. Это влияет на

    формирование специфического ощущения времени, которое

    замкнуто, линейно необратимо и опирается на сакрализацию

    прошлого. Признаком сакрализации является обращение к тотему

    предков – животным, растениям или явлениям природы, которые

    у родовых групп служили объектом почитания, что приводило к

    доминированию авторитета старшего поколения и влекло за со-

    бой снижение ценности детства. Образ жизни был относительно

    неизменным на протяжении смены нескольких поколений. Чело-

    век занимал отведенное место и реализовывал по мере прохож-

    дения этапов жизненного цикла предписанные ему социальные

    функции и роли. Смысл социальной активности в традиционных

    культурах состоял в том, чтобы вести безальтернативный образ

    жизни, регуляция социальной жизни осуществлялась путем не-

    укоснительного следования традициям, воспроизведения __________их из

    поколения в поколение.

    Социальное наследование, по мнению Г.Б. Корнетова [18],

    осуществляется в рамках процессов более широких, чем обучение

    и воспитание, от которых оно полностью зависит. Это процессы

    инкультурации и социализации, обеспечивающие превращение

    индивида в культурное общественное существо, в человека в пол-

    ном смысле этого слова. Система социального наследования несет

    в себе фундаментальное, «вечное» противоречие: стихийные,

    спонтанные, нерегулируемые процессы социализации и инкульту-

    рации не обеспечивают развития и формирования у людей тех ка-

    честв и свойств, которые необходимы им и меняются по мере ис-

    торической эволюции человечества. Попытки разрешить это про-

    тиворечие формируют, среди прочего, особую целенаправленную

    деятельность по созданию условий для развития определенных

    качеств и свойств у каждого растущего человека, а также различ-

    ные формы ее осмысления, т е. педагогическую деятельность.

    Система социального наследования традиционной культуры опи-

    ралась на практику коллективного опыта, сосредоточенного в тра-

    дициях, которые формулировались либо как мудрость предков,

    либо как божественные или идеологические установки.

    Таким образом, становление образования в самом широком

    смысле слова происходило в антропосоциогенезе и являлось не-

    отъемлемой гранью становления человека и общества, становле-

    ния системы социального наследования.

    По данным ученых, антропосоциогенез завершился около

    40 тыс. лет назад: появились люди современного физического ти-

    па, обладающие сознательной психикой и живущие первобытны-

    ми общинами. В первобытных общинах охотников и собирателей

    физическое созревание индивидов органично и естественно сов-

    падало с освоением ими накопленного коллективного опыта, ов-

    ладением созданной предшествующими поколениями культурой.

    Связь детей с обществом была прямой и непосредственной – ре-

    бенок с раннего детства жил одной жизнью со взрослыми, его

    развитие происходило внутри этой жизни, будучи ее органичной

    составной частью. Воспитание и обучение являлись частью их

    настоящей жизни и не рассматривались как специальная подго-

    товка к будущей жизни. Подрастающие поколения усваивал нор-

    мы и ценности, принятые всей группой, единые для всех членов

    коллектива и имеющие лишь обязательные для всех, естествен-

    ные и принимаемые всеми половозрастные различия.

    Доминирование социальной установки воспитания объясня-

    ется генезисом индивидуального «Я». В условиях первобытного

    общества, господства мифологического сознания человек еще не

    выделял себя отчетливо из окружающего природного мира и пе-

    реносил на природные объекты свои собственные свойства.

    Е.М. Мелетинский пишет об этом: «…Эта «еще невыделанность»

    представляется нам не столько плодом инстинктивного чувства

    единства с природным миром и стихийного понимания целесооб-

    разности в самой природе, сколько именно неумением качест-

    венно отдифференцировать природу человека…» [19]. Этнологи-

    ческие, культурно-антропологические исследования подтвер-

    ждают факт несобранности, множественности «Я» первобытного

    человека. Французский этнолог Луи Венсэн Тома определил аф-

    риканскую личность как «связный плюрализм», который харак-

    теризуется, прежде всего, множественностью составляющих ее

    элементов (тело, двойник, несколько разных душ, имен и т.д.),

    каждый из которых относительно автономен. Некоторые из этих

    элементов считаются внешними и локализованы вне самого «Я»

    (перевоплощение предков, приобщение к бытию другого (путем

    символического породнения и т.д.). Кроме того, имеется целая

    система специфических отношений, связывающих «Я» с космо-

    сом, предками, другими людьми и вещами. Этот плюрализм име-

    ет не только синхронический, но и диахронический смысл: раз-

    ные этапы жизненного пути предполагают радикальное перерож-

    дение, отмирание одних и появление других элементов «Я». На

    ранних этапах развития человеческого общества анализ собст-

    венных индивидуальных особенностей заменяется анализом

    группового поведения, и личное «Я» заменялось общим «Мы»,

    принимавшим формы оценки поведения или эффективности

    группы.

    И.С. Кон, размышляя об историко-культурных детерминан-

    тах формирования «Я», обращает внимание на то, что развитие

    индивидуализации в самом общем виде есть общебиологическая

    закономерность, отражение биологической эволюции, в ходе ко-

    торой возрастает значение индивида и его влияния на развитие

    вида [20]. Человек осознает себя только в процессе деятельности

    и благодаря ей. Он начинает считать себя особенным только то-

    гда, когда его деятельность и взаимоотношения с другими людь-

    ми в принципе не сводимы к какой-то одной системе связей. На

    ранних стадиях развития общества разделение труда покоится на

    природных основаниях, индивидуальные различия кажутся про-

    стыми модальностями одной и той же сущности. Общественное

    разделение труда означает, что люди делают разные вещи, по-

    этому критерии оценок дифференцируются: уважение к человеку

    соотносится не только с качеством исполнения труда, но и с об-

    щественной значимостью и престижностью той специфической

    деятельности (роли, функции), которую он осуществляет. Воина

    можно сравнивать только с воином, земледельца — с земледель-

    цем. Индивидуальные свойства теперь могут быть восприняты и

    оценены только в связи с социальной идентичностью человека.

    Главным фактором возникновения воспитания был посто-

    янный рост и усложнение социального опыта, и прежде всего,

    опыта производственного. Перефразируя известное положение

    Ф. Энгельса о роли труда в происхождении человека, можно ска-

    зать, что труд создал и воспитание, накапливаемый опыт во все

    возрастающих объемах мог усваиваться подрастающими поколе-

    ниями только посредством специального приобщения к нему, ко-

    торое по мере становления сознания приобретало все более целе-

    направленный характер. Это усвоение не могло – в силу важно-

    сти и сложности опыта, необходимости быстрого и прочного ус-

    воения его новыми поколениями – осуществляться автоматиче-

    ски, включением детей в трудовые и прочие социальные процес-

    сы, а должно было предшествовать этому включению или, по

    крайней мере, сопровождать его. Воспитание возникло как про-

    цесс, органически сочетающий и обучение, связанное с усвоени-

    ем знаний, умений и навыков, и воспитание в узком смысле, по-

    нимаемый как процесс формирования эмоционально-ценностного

    отношения к действительности. Руководство физическим, умст-

    венным, нравственным развитием, трудовое воспитание слива-

    лись в единый поток, обеспечивая формирование качеств, необ-

    ходимых каждому человеку в условиях доклассового первобыт-

    ного общества с его исключительно низким уровнем развития

    производительных сил и предельной взаимозависимостью всех

    членов общины.

    Руководство усвоением детьми социального опыта было на-

    правлено на то, чтобы внести в их психику и поведение такие из-

    менения, которые обусловили бы возникновение у них готовности

    (определенного эмоционально-ценностного отношения) и способ-

    ности (определенных знаний, умений и навыков) изготавливать

    орудия труда. Это руководство социальным развитием подрас-

    тающих поколений и составляло изначально главное содержание

    воспитания. Большую роль в становлении воспитания сыграла

    охота, являвшаяся основой хозяйственной деятельности предков

    людей. Охотники должны были знать рельеф местности и повадки

    зверей, хорошо владеть оружием и при этом быть смелыми, силь-

    ными и выносливыми. В противном случае они были не только

    бесполезны, но и вредны на охоте, главными объектами которой

    были такие крупные и опасные животные, как мамонт, пещерный

    медведь, зубр и др. Прежде чем стать охотником, ребенок получал

    специальную предварительную подготовку, ему передавался не-

    обходимый опыт, и у него формировались требуемые качества,

    т.е. он соответствующим образом воспитывался.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.