Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Основные подходы к изучению истории социальной пе-






    дагогики. В новейших исследованиях анализ становления и раз-

    вития отечественной социальной педагогики иногда сводится ли-

    бо к истории отдельно взятого элемента в системе оказания соци-

    альной помощи (например история призрения детей), либо к опи-

    санию конкретно-исторического периода, взятого за «начало» со-

    циально-педагогической теории и практики (например канун

    XX в. и введение С.Т. Шацким в научный оборот термина «педа-

    гогика среды»). За последние годы появился ряд исследований,

    посвященных истории социальной педагогики в России: анализу

    объективных предпосылок ее национального своеобразия, харак-

    теристике основных этапов развития (Л.Е. Никитина, Т.С. Про-

    светова, Т.В. Самсонова и др.). Под ред. М.А. Галагузовой вышла

    одна из первых хрестоматий, посвященных истории социальной

    педагогики (2001); И.Н. Андреева выпустила учебное пособие по

    антологии истории и теории социальной педагогики (2000), под

    ред. Л.В. Мардахаева выпущена хрестоматия по отечественной

    социальной педагогике (2003). В 2003 г. вышел учебник по исто-

    рии зарубежной социальной педагогики под редакцией В. Беляе-

    ва. Во всех авторских учебниках по теории социальной педагоги-

    ки предлагается краткий экскурс в историю возникновения. Од-

    нако устоявшихся концепций, дающих представление о целост-

    ном развитии социально-педагогического процесса, по-прежнему

    недостаточно: остается открытым вопрос о периодизации станов-

    ления социальной педагогики, о ее взаимоотношениях с общей

    педагогикой и социальной работой и др. Все это затрудняет фор-

    мирование представлений о сущности теории и практики соци-

    альной педагогики.

    Основные трудности, с которыми сталкиваются все совре-

    менные исследователи истории социальной педагогики, – это, во-

    первых, узость источниковедческой базы. Во-вторых, очевидный

    междисциплинарный характер исследования, который требует

    привлечения документального, исторического материала из раз-

    личных сфер социальной деятельности. В-третьих, необходимы

    специалисты, способные проанализировать столь разноплановый

    материал под определенным углом зрения. Ну и, наконец, соци-

    альная педагогика как область научной рефлексии имеет сравни-

    тельно небольшой период своего существования.

    В основу изучения истории социальной педагогики должен

    быть положен системный подход, т.е. рассмотрение самой соци-

    альной педагогики как системной целостности – во всей сово-

    купности социальных взаимодействий, иерархических уровней,

    структурных элементов и теоретических взглядов, отражающих

    всё многообразие системных отношений между человеком, при-

    родой и обществом.

    В современных условиях системный подход органично до-

    полняется идеями синергии. Синергетика – это междисциплинар-

    ное направление научных исследований, возникшее в начале

    1970-х гг., ставящее в качестве своей основной задачи познание

    процессов самоорганизации, саморазвития в открытых системах, в

    том числе и социальных [13]. Развитие общества представляет со-

    бой спиралевидный, необратимый, поступательный процесс с

    элементами повторяемости и цикличности: при отрицании одних

    явлений другими происходит их переход не только в качественно

    другое состояние, но и в свою противоположность. В ходе даль-

    нейших отрицаний явление снова превращается в свою противо-

    положность и таким образом как бы возвращается в своё первона-

    чальное состояние; происходит возврат к старому, но с новыми

    свойствами, т.е. к старому на новом уровне, связанном с совре-

    менностью. Проблема цикличности в природе и общественной

    жизни, находясь в центре внимания философов, социологов, исто-

    риков и экономистов (К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилёв,

    Н.Д. Кондратьев, А.С. Ахиезер, Н.Н. Моисеев, О. Шпенглер,

    А. Тойнби и др.), вполне может быть продуктивной и в исследова-

    ниях истории социальной педагогики. Доказано: волновые про-

    цессы универсальны и присущи практически любой сфере обще-

    ства – производству, науке, духовной жизни. Но каждая из этих

    сфер накладывает при этом свои особенности на протекание цик-

    личного (волнового) процесса. Применение принципа циклично-

    сти (или волнового развития) к истории социальной педагогики

    позволяет понять закономерность существования последней как

    объективного явления общественной жизни: причины активиза-

    ции в тот или иной период, источники качественного изменения.

    В основе процесса развития социальной педагогики лежит уни-

    версальное системное противоречие общественного и индивиду-

    ального, выражающее противостояние интересов социальных

    групп и отдельных людей, с одной стороны, и общества как сис-

    темы, в которую входит каждый из элементов – с другой.

    Известно, что история, с точки зрения теории общественно-

    экономических формаций К. Маркса, – это системная целост-

    ность, организованная вокруг социально-экономических отноше-

    ний. В то же время теория формаций, с точки зрения Т.В. Панфи-

    ловой, «помогает осмыслить только то, что попало в “конус”

    единой всемирной истории на основе социально-экономических

    отношений, и настолько, насколько эта тенденция осуществилась

    или продолжает устойчиво воспроизводиться вне зависимости от

    времени или географического положения» [14]. Формационный

    подход позволяет рассматривать социальную педагогику во

    взаимосвязи с развитием общественных систем более глобально-

    го порядка (общество, экономика, политика и т.п.), с изменением

    общественно-экономических условий как объективной законо-

    мерности развития социальной работы.

    Осмысление процесса развития социальной работы настоя-

    тельно требует обращения к цивилизационному подходу, по-

    скольку построение модели социальной работы на современном

    этапе невозможно без учёта исторических, социокультурных за-

    кономерностей развития страны. Освобождение от гипертрофии

    социально-экономических детерминант при объяснении историче-

    ских процессов, от примата революционно-классового подхода

    предполагает смещение центра тяжести в анализе на культуроло-

    гические аспекты, делает необходимым анализ ментальности в ис-

    торических исследованиях. При цивилизационном подходе «мате-

    риалистическому объяснению способствуют и дополняют его ге-

    нетически историко-сравнительный, культурологический или

    культурно-антропологический метод исследования, позволяющий

    в единстве цивилизации увидеть асинхронность исторического

    развития, многообразие её культурно-исторических типов, их ус-

    тойчивость и перспективы исторического развития» [15].

    Цивилизационный подход, по мнению М.А. Барга, позволяет

    рассматривать исторический процесс в динамическом сопряжении

    двух его отправных начал: объективно-заданного (формационно-

    го) и субъективно-волевого (антропологического), что позволяет

    «различить в истории общества не только противостояние обще-

    ственных групп и классов, но и области их культурного взаимо-

    действия на базе общенародных ценностей, не только проявления

    социальных антагонизмов, но и области социального консенсуса»

    [16]. Экстраполяция цивилизационного подхода на историю соци-

    альной педагогики делает возможным и необходимым анализ

    культурного контекста, вне которого невозможно понимание ло-

    гики развития идей, формирующих особенности благотворитель-

    ной деятельности. Г.Б. Корнетов, одним из первых применивший

    цивилизационный подход к рассмотрению всемирного историко-

    педагогического процесса, отмечает его целостность со строго

    взаимосвязанными и соподчинёнными уровнями всеобщего (чело-

    веческая цивилизация), общего (цивилизация-стадия), особенного

    (великие цивилизации) и единичного (локальные цивилизации)

    [17]. С этих позиций существование социальной педагогики необ-

    ходимо и возможно рассматривать как явление, неразрывно свя-

    занное с философской, культурной традицией, особенностями

    ментальности, многовековым опытом воспитания, включённостью

    национальных процессов в контекст общемирового развития. Рас-

    смотрение социальной работы в свете цивилизационного подхода

    позволяет понять, чем определялась специфика данного феномена

    в той или иной социокультурной среде.

    Вопросы и задания

    1. Как рассматривают цели и задачи социальной педагогики

    различные авторы?

    2. На основе анализа различных учебников по социальной

    педагогике и истории социальной педагогики выделите основные

    историко-научные этапы развития социальной педагогики как

    науки.

    3. На основе анализа тематики социально-педагогических и

    историко-педагогических публикаций в журналах «Педагогика»

    и «Народное образование» последнего десятилетия выделите

    приоритетные проблемы исследования историко-педагогического

    прошлого социальной педагогики. Чем вызван интерес авторов?

    4. Сравните сущность современной трактовки социального

    воспитания у разных авторов. Определите, что является общим и

    особенным.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.