Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные подходы к изучению истории социальной пе-






дагогики. В новейших исследованиях анализ становления и раз-

вития отечественной социальной педагогики иногда сводится ли-

бо к истории отдельно взятого элемента в системе оказания соци-

альной помощи (например история призрения детей), либо к опи-

санию конкретно-исторического периода, взятого за «начало» со-

циально-педагогической теории и практики (например канун

XX в. и введение С.Т. Шацким в научный оборот термина «педа-

гогика среды»). За последние годы появился ряд исследований,

посвященных истории социальной педагогики в России: анализу

объективных предпосылок ее национального своеобразия, харак-

теристике основных этапов развития (Л.Е. Никитина, Т.С. Про-

светова, Т.В. Самсонова и др.). Под ред. М.А. Галагузовой вышла

одна из первых хрестоматий, посвященных истории социальной

педагогики (2001); И.Н. Андреева выпустила учебное пособие по

антологии истории и теории социальной педагогики (2000), под

ред. Л.В. Мардахаева выпущена хрестоматия по отечественной

социальной педагогике (2003). В 2003 г. вышел учебник по исто-

рии зарубежной социальной педагогики под редакцией В. Беляе-

ва. Во всех авторских учебниках по теории социальной педагоги-

ки предлагается краткий экскурс в историю возникновения. Од-

нако устоявшихся концепций, дающих представление о целост-

ном развитии социально-педагогического процесса, по-прежнему

недостаточно: остается открытым вопрос о периодизации станов-

ления социальной педагогики, о ее взаимоотношениях с общей

педагогикой и социальной работой и др. Все это затрудняет фор-

мирование представлений о сущности теории и практики соци-

альной педагогики.

Основные трудности, с которыми сталкиваются все совре-

менные исследователи истории социальной педагогики, – это, во-

первых, узость источниковедческой базы. Во-вторых, очевидный

междисциплинарный характер исследования, который требует

привлечения документального, исторического материала из раз-

личных сфер социальной деятельности. В-третьих, необходимы

специалисты, способные проанализировать столь разноплановый

материал под определенным углом зрения. Ну и, наконец, соци-

альная педагогика как область научной рефлексии имеет сравни-

тельно небольшой период своего существования.

В основу изучения истории социальной педагогики должен

быть положен системный подход, т.е. рассмотрение самой соци-

альной педагогики как системной целостности – во всей сово-

купности социальных взаимодействий, иерархических уровней,

структурных элементов и теоретических взглядов, отражающих

всё многообразие системных отношений между человеком, при-

родой и обществом.

В современных условиях системный подход органично до-

полняется идеями синергии. Синергетика – это междисциплинар-

ное направление научных исследований, возникшее в начале

1970-х гг., ставящее в качестве своей основной задачи познание

процессов самоорганизации, саморазвития в открытых системах, в

том числе и социальных [13]. Развитие общества представляет со-

бой спиралевидный, необратимый, поступательный процесс с

элементами повторяемости и цикличности: при отрицании одних

явлений другими происходит их переход не только в качественно

другое состояние, но и в свою противоположность. В ходе даль-

нейших отрицаний явление снова превращается в свою противо-

положность и таким образом как бы возвращается в своё первона-

чальное состояние; происходит возврат к старому, но с новыми

свойствами, т.е. к старому на новом уровне, связанном с совре-

менностью. Проблема цикличности в природе и общественной

жизни, находясь в центре внимания философов, социологов, исто-

риков и экономистов (К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилёв,

Н.Д. Кондратьев, А.С. Ахиезер, Н.Н. Моисеев, О. Шпенглер,

А. Тойнби и др.), вполне может быть продуктивной и в исследова-

ниях истории социальной педагогики. Доказано: волновые про-

цессы универсальны и присущи практически любой сфере обще-

ства – производству, науке, духовной жизни. Но каждая из этих

сфер накладывает при этом свои особенности на протекание цик-

личного (волнового) процесса. Применение принципа циклично-

сти (или волнового развития) к истории социальной педагогики

позволяет понять закономерность существования последней как

объективного явления общественной жизни: причины активиза-

ции в тот или иной период, источники качественного изменения.

В основе процесса развития социальной педагогики лежит уни-

версальное системное противоречие общественного и индивиду-

ального, выражающее противостояние интересов социальных

групп и отдельных людей, с одной стороны, и общества как сис-

темы, в которую входит каждый из элементов – с другой.

Известно, что история, с точки зрения теории общественно-

экономических формаций К. Маркса, – это системная целост-

ность, организованная вокруг социально-экономических отноше-

ний. В то же время теория формаций, с точки зрения Т.В. Панфи-

ловой, «помогает осмыслить только то, что попало в “конус”

единой всемирной истории на основе социально-экономических

отношений, и настолько, насколько эта тенденция осуществилась

или продолжает устойчиво воспроизводиться вне зависимости от

времени или географического положения» [14]. Формационный

подход позволяет рассматривать социальную педагогику во

взаимосвязи с развитием общественных систем более глобально-

го порядка (общество, экономика, политика и т.п.), с изменением

общественно-экономических условий как объективной законо-

мерности развития социальной работы.

Осмысление процесса развития социальной работы настоя-

тельно требует обращения к цивилизационному подходу, по-

скольку построение модели социальной работы на современном

этапе невозможно без учёта исторических, социокультурных за-

кономерностей развития страны. Освобождение от гипертрофии

социально-экономических детерминант при объяснении историче-

ских процессов, от примата революционно-классового подхода

предполагает смещение центра тяжести в анализе на культуроло-

гические аспекты, делает необходимым анализ ментальности в ис-

торических исследованиях. При цивилизационном подходе «мате-

риалистическому объяснению способствуют и дополняют его ге-

нетически историко-сравнительный, культурологический или

культурно-антропологический метод исследования, позволяющий

в единстве цивилизации увидеть асинхронность исторического

развития, многообразие её культурно-исторических типов, их ус-

тойчивость и перспективы исторического развития» [15].

Цивилизационный подход, по мнению М.А. Барга, позволяет

рассматривать исторический процесс в динамическом сопряжении

двух его отправных начал: объективно-заданного (формационно-

го) и субъективно-волевого (антропологического), что позволяет

«различить в истории общества не только противостояние обще-

ственных групп и классов, но и области их культурного взаимо-

действия на базе общенародных ценностей, не только проявления

социальных антагонизмов, но и области социального консенсуса»

[16]. Экстраполяция цивилизационного подхода на историю соци-

альной педагогики делает возможным и необходимым анализ

культурного контекста, вне которого невозможно понимание ло-

гики развития идей, формирующих особенности благотворитель-

ной деятельности. Г.Б. Корнетов, одним из первых применивший

цивилизационный подход к рассмотрению всемирного историко-

педагогического процесса, отмечает его целостность со строго

взаимосвязанными и соподчинёнными уровнями всеобщего (чело-

веческая цивилизация), общего (цивилизация-стадия), особенного

(великие цивилизации) и единичного (локальные цивилизации)

[17]. С этих позиций существование социальной педагогики необ-

ходимо и возможно рассматривать как явление, неразрывно свя-

занное с философской, культурной традицией, особенностями

ментальности, многовековым опытом воспитания, включённостью

национальных процессов в контекст общемирового развития. Рас-

смотрение социальной работы в свете цивилизационного подхода

позволяет понять, чем определялась специфика данного феномена

в той или иной социокультурной среде.

Вопросы и задания

1. Как рассматривают цели и задачи социальной педагогики

различные авторы?

2. На основе анализа различных учебников по социальной

педагогике и истории социальной педагогики выделите основные

историко-научные этапы развития социальной педагогики как

науки.

3. На основе анализа тематики социально-педагогических и

историко-педагогических публикаций в журналах «Педагогика»

и «Народное образование» последнего десятилетия выделите

приоритетные проблемы исследования историко-педагогического

прошлого социальной педагогики. Чем вызван интерес авторов?

4. Сравните сущность современной трактовки социального

воспитания у разных авторов. Определите, что является общим и

особенным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.