Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-личностная направленность воспитательных
взглядов в эпоху Возрождения. Особую роль в развитии соци- ально-педагогических взглядов сыграло Возрождение. Оставаясь в строгих рамках христианской идеологии, дававшей духовной жизни прочный религиозно-нравственный стержень, философия этого времени повернулась лицом к человеку, обратилась к идеа- лам античности, актуализируя идею гуманизма как признание ценности личности, ее права на самоутверждение. Но, утверждая возрождение основных принципов античной культуры, филосо- фы-мыслители Ренессанса не могли игнорировать античное по- нимание человеческой сущности как социальной, т.е. человек как социальный мир, социальное существо, которое признает идеал высокой гражданственности. С другой стороны, как отмечает А.Ф. Лосев, для всей эстетики Ренессанса характерно и осознание некоторой беспомощности в преобразовании природы, художест- венной деятельности и т.п.: «Поэтому наряду с необычайной си- лой утверждения человеческой личности во всей её красоте, мно- гообразии и величии эпоха Возрождения столь же радикально неопровержимо и величественно уже взывала к необходимости заменить индивидуальную и изолированную личность историче- ски обоснованным коллективом, взятом во всей своей всечелове- ческой гражданственности» [29]. Человек эпохи Возрождения в своих индивидуальных помыслах ощущал свою слабость и испы- тывал потребность в поддержке коллектива. Этот тезис уточняет И.С. Кон, говоря о том, что проблема самосознания средневеко- вого человека очень тесно связана с проблемой самосознания своего места в обществе. Философия Возрождения актуализирует вопрос соотношения индивидуального и социального. Гумани- стический идеал образованного человека включал в себя пред- ставление о человеке культурном, умеющим хорошо говорить, убеждать собеседника. Выдвигая в качестве главной задачи вос- питание нового, более совершенного человека, философы- гуманисты прежде всего понимали его как общественное сущест- во, готовое к социальной жизни. Гуманизм педагогических взгля- дов ставил в центр внимания нравственные аспекты воспитания, воздействие на ум, чувства, волю воспитанников. Социальный аспект образования выражался, во-первых, в стремлении содей- ствовать более тесным связям человека с другими людьми. В ус- ловиях усиливавшегося разделения труда и возросшей социаль- ной мобильности образование, по мнению гуманистов, было при- звано, прежде всего, помочь человеку осознать свое призвание, правильно оценить собственные силы, занять соответствующее место в обществе, т.е. способствовать социализации человека. Во-вторых__________, само образование воспринималось как социальная сила, способная решать социальные проблемы общества. Провозглашая человека главной ценностью на Земле, гума- низм Возрождения видел и новые пути его воспитания. Идеал всесторонне развитой личности, выдвинутой еще в эпоху антич- ности, был наполнен новым содержанием, соответствующим ис- торическим потребностям и возможностям. Гуманисты обращают внимание на обстоятельства, в которых существует личность и которые будут либо способствовать, либо препятствовать ее са- мореализации. Это и общественно-политические условия, и гос- подствующие нравы, и бытовая среда, наличие хороших учителей и т.д. Выдающиеся представители Возрождения, разрабатывая этот идеал, сами являлись его живым воплощением. Многие из них были одновременной поэтами, художниками, композитора- ми, философами. В Италии, колыбели европейского Возрождения, где оно проявилось наиболее ярко, главным в формировании гармониче- ской личности становится воспитание гражданина. Борьба италь- янских горожан за независимость городов-республик пробуждала гражданское самосознание личности и развивала чувство патрио- тизма. Сторонники этих идей и представители так называемого «гражданского гуманизма» – Леонардо Бруни, Маттео Пальмие- ри, Лоренцо Валла – считали основной функцией воспитания формирование социально активной личности, действующей на благо общества, а очагом воспитания – семью. Такая направлен- ность была характерна не только для итальянского гуманизма. Начиная с ХV в., по мере распространения гуманистической идеологии в другие страны Европы, нравственность начинала рассматриваться, прежде всего, как способность к выполнению высокого долга гражданина общества. Идеал созерцания, свойст- венный ученым-схоластам, вытеснялся идеалом действия. Реали- зацию гражданского долга гуманисты тесно связывали с трудо- вой деятельностью. Педагогические проблемы рассматривались гуманистами в связи с идеей совершенствования общества. Они считали, что с помощью воспитания можно переделать мир, искоренить общест- венные пороки. В этом они были продолжателями взглядов Пла- тона. Некоторые из них возлагали надежду на сильную личность и разрабатывали программу воспитания идеального правителя, другие подходили к проблеме более радикально, предлагая моде- ли «наилучшего государственного устройства», при котором только воспитание, труд и образование давали людям привилегии в обществе. Ранние утопии Т. Мора («Утопия») и Т. Кампанеллы («Город солнца»), связывали проблемы воспитания с идеей со- вершенствования общества. Они высказывали мысль о том, что гармоническое развитие человека должно осуществляться не изо- лированно, а в коллективе, и с этой целью необходимо объедине- ние людей на новой социальной основе. В педагогику гуманизма Т. Мор вносит убеждённость в неразрывной связи индивидуаль- ного развития и коллективного бытия. «Центральная идея гума- нистических воззрений Т. Кампанеллы заключается не в отделе- нии личности с её индивидуальными желаниями и запросами, а в философском образе жизни общиной», – отмечает Н.Д. Соколова [30]. И.Н. Андреева, анализируя социально-педагогический потен- циал идей философско-литературных произведений раннего со- циал-утопизма, обращает внимание на то, что в понимании сущно- сти «правильного», общественного воспитания Т. Мора и Т. Кам- панеллы просматривается преемственность античного понимания социальности и социального развития человека, а также влияние христианского мировосприятия [31]. Вслед за Платоном и Ари- стотелем Т. Мор полагал, что рациональным путем, за счет разум- ных законов и правильно организованного воспитания (даже без божественной помощи), удастся полностью изменить несо- вершенную человеческую природу и, как следствие, создать иде- альный общественный строй. Некоторый отход от платоновской и даже аристотелевской педагогических концепций проявлялся в том, что он не предлагал чисто принудительного общественного воспитания, совершенно отрицавшего семейное, как это было у Платона. Воспитание и обучение в «Утопии» имели и сугубо при- кладной характер – они предполагали не только нравственное совер- шенствование и полное подчинение личных интересов обществен- ным, но готовили детей к трудовой деятельности, допускали опре- деленную свободу выбора профессии. Подобное понимание сущ- ности воспитания было навеяно христианским мировосприятием, которое продолжало доминировать в Европе в ХVI – ХVII вв. Отсутствие в «Утопии» сколько-нибудь стройной системы учебных заведений, что предполагалось Платоном, компенси- ровалось продолжительным воспитанием в большой семье, где в этом процессе участвовали не только родители, но и старшие родственники. Подобная педагогическая концепция также весьма близка к раннехристианской. Также и отношение к браку и се- мье – все это дополнялось определенным самовоспитанием, осу- ществлявшимся за счет самостоятельного чтения и осмысления нравоучительной литературы. Традиция платоновского «Государства», возрожденная Т. Мором, нашла продолжение у Т. Кампанеллы в «Городе Солн- ца». Отмечают, что философские взгляды его были весьма непо- следовательными, эклектичными, с одной стороны, при домини- ровании тенденции к универсализму, господству одной абсолют- ной идеи, не допускавшей никаких отклонений – с другой. Это сказалось и на социальных воззрениях Кампанеллы, считавшего, что надо стремиться к созданию единого всемирного государства с неизменными идеальными законами и полным подчинением личных интересов общественным. Развивая и доводя до крайностей идеи Платона и некоторых других античных философов, Кампанелла решил, что основой «идеальной» социальной модели должно стать полное отсутствие частной собственности на что-либо. Обеспечить гармоническое состояние этого государства Кампанелла предполагал несколь- кими путями: искусственной селекцией детей, общественным воспитанием, совершенными законами и угрозами жестоких на- казаний. Социальное воспитание было исключительно государ- ственным, поскольку семей не предполагалось вообще. «Вскорм- ленный грудью младенец передается на попечение начальников», – писал Кампанелла [32]. И в дальнейшем дети полностью нахо- дились на попечении государства и под его надзором. Обучение и воспитание их проводилось организованно, причем учили и конкретным ремеслам (по собственному выбору детей), и «от- влеченным наукам» (в том числе «метафизике», т.е. философии), и спортивным упражнениям, а мальчиков, как рекомендовал Платон, брали на войну. В зависимости от проявленных успехов каждый определялся к какому-либо виду работ или получал чи- новничью должность. Эффективность такого воспитания, состоящего из прямых наставлений в нравственности и добрых примеров старших, по мнению Кампанеллы, должна была быть очень высокой. Косвен- ное общественное воспитание в городе Солнца, как и в «Утопии» Мора, продолжалось до конца жизни, поскольку свободное от работы время люди проводили в нравоучительных беседах и изу- чении наук. Важно, что индивидуальный аспект воспитания, обучения, отстаиваемый философами и педагогами Возрождения, не проти- вопоставлялся социальной идее в воспитании. Эразм Роттер- дамский рассматривал, например, образование как форму разви- тия человека, форму его бытия, без которой невозможна сама его жизнь. С развитием образования Э. Роттердамский связывал воз- можность реформирования и общества, и церкви. Связь индиви- дуального и социального проявлялась в ориентации образования на связь с жизнью. Социальное воспитание приобретает характер реалистического воспитания. Об этом, например, говорит М. Монтень: цель воспитания – умение общаться с людьми своего круга; воспитание как общественное влияние, направленное вхо- ждение в сословную группу. «… У него уже ясно намечается и социальная цель, и социальное средство воспитания: воспитание для общества – для тех кругов его, к которым принадлежал вос- питанник» [33]. Главный воспитательный момент состоит именно в усилении его социальной стороны: воспитание __________для общества, для тех его кругов, к которым принадлежал воспитанник, через общественное влияние. Под влиянием этих идей складывается иное представление о содержании воспитания. Оно становится более прагматичным и ориентируется на социальные цели: важно уметь читать, писать и т.д. Так, например, из требования знания текста Писания вытека- ло, что каждый человек должен самостоятельно прочесть Биб- лию, для чего всем детям, независимо от их социального положе- ния, нужно учиться грамоте. Этот тезис стал основным в концеп- ции о необходимости всеобщего начального образования. Требо- вание о правильном, добродетельном поведении человека усили- вало значимость воспитания социально приемлемого в рамках церковной общины поведения, хотя основными средствами тако- го воспитания объявлялись индивидуализация обучения и изоля- ция ребенка от дурных влияний общества. В дальнейшем эти идеи наложили свой отпечаток на формирование различных педа- гогических подходов, как личностно-ориентированных (Дж. Локк, Ж.–Ж. Руссо и т.д.), так и социально-ориентированных (И. Пес- талоцци и др.). Реформация приблизила христианство к человеку, в значительной степени прагматизировала его, признав выполне- ние долга мирской жизни и профессиональной деятельности высшей нравственной задачей человека. На протяжении длительного времени педагогика вообще и ее социальное направление развивались под влиянием и в тесной взаимосвязи с философским осмыслением вопросов социального и индивидуального в развитии и роли воспитательных воздейст- вий в социальном становлении человека. Вопросы и задания 1. Покажите взаимосвязь философского учения Платона и обоснование идеи общественного воспитания. 2. Каким образом воззрения Платона повлияли на дальней- шее развитие социального направления в педагогике? 3. Как христианское понимание человека и его места в мире определяло социальное развитие человека? 4. Что общего и в чем различие в понимании общественного характера воспитания в католическом и протестантском вариантах? 5. Под влиянием каких условий сформировалось понимание общественного воспитания у социалистов-утопистов эпохи Воз- рождения? 6. Сравните сущность общественного воспитания в антич- ном понимании и во взглядах социалистов-гуманистов эпохи Возрождения.
|