Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Социально-личностная направленность воспитательных






    взглядов в эпоху Возрождения. Особую роль в развитии соци-

    ально-педагогических взглядов сыграло Возрождение. Оставаясь

    в строгих рамках христианской идеологии, дававшей духовной

    жизни прочный религиозно-нравственный стержень, философия

    этого времени повернулась лицом к человеку, обратилась к идеа-

    лам античности, актуализируя идею гуманизма как признание

    ценности личности, ее права на самоутверждение. Но, утверждая

    возрождение основных принципов античной культуры, филосо-

    фы-мыслители Ренессанса не могли игнорировать античное по-

    нимание человеческой сущности как социальной, т.е. человек как

    социальный мир, социальное существо, которое признает идеал

    высокой гражданственности. С другой стороны, как отмечает

    А.Ф. Лосев, для всей эстетики Ренессанса характерно и осознание

    некоторой беспомощности в преобразовании природы, художест-

    венной деятельности и т.п.: «Поэтому наряду с необычайной си-

    лой утверждения человеческой личности во всей её красоте, мно-

    гообразии и величии эпоха Возрождения столь же радикально

    неопровержимо и величественно уже взывала к необходимости

    заменить индивидуальную и изолированную личность историче-

    ски обоснованным коллективом, взятом во всей своей всечелове-

    ческой гражданственности» [29]. Человек эпохи Возрождения в

    своих индивидуальных помыслах ощущал свою слабость и испы-

    тывал потребность в поддержке коллектива. Этот тезис уточняет

    И.С. Кон, говоря о том, что проблема самосознания средневеко-

    вого человека очень тесно связана с проблемой самосознания

    своего места в обществе. Философия Возрождения актуализирует

    вопрос соотношения индивидуального и социального. Гумани-

    стический идеал образованного человека включал в себя пред-

    ставление о человеке культурном, умеющим хорошо говорить,

    убеждать собеседника. Выдвигая в качестве главной задачи вос-

    питание нового, более совершенного человека, философы-

    гуманисты прежде всего понимали его как общественное сущест-

    во, готовое к социальной жизни. Гуманизм педагогических взгля-

    дов ставил в центр внимания нравственные аспекты воспитания,

    воздействие на ум, чувства, волю воспитанников. Социальный

    аспект образования выражался, во-первых, в стремлении содей-

    ствовать более тесным связям человека с другими людьми. В ус-

    ловиях усиливавшегося разделения труда и возросшей социаль-

    ной мобильности образование, по мнению гуманистов, было при-

    звано, прежде всего, помочь человеку осознать свое призвание,

    правильно оценить собственные силы, занять соответствующее

    место в обществе, т.е. способствовать социализации человека.

    Во-вторых__________, само образование воспринималось как социальная

    сила, способная решать социальные проблемы общества.

    Провозглашая человека главной ценностью на Земле, гума-

    низм Возрождения видел и новые пути его воспитания. Идеал

    всесторонне развитой личности, выдвинутой еще в эпоху антич-

    ности, был наполнен новым содержанием, соответствующим ис-

    торическим потребностям и возможностям. Гуманисты обращают

    внимание на обстоятельства, в которых существует личность и

    которые будут либо способствовать, либо препятствовать ее са-

    мореализации. Это и общественно-политические условия, и гос-

    подствующие нравы, и бытовая среда, наличие хороших учителей

    и т.д. Выдающиеся представители Возрождения, разрабатывая

    этот идеал, сами являлись его живым воплощением. Многие из

    них были одновременной поэтами, художниками, композитора-

    ми, философами.

    В Италии, колыбели европейского Возрождения, где оно

    проявилось наиболее ярко, главным в формировании гармониче-

    ской личности становится воспитание гражданина. Борьба италь-

    янских горожан за независимость городов-республик пробуждала

    гражданское самосознание личности и развивала чувство патрио-

    тизма. Сторонники этих идей и представители так называемого

    «гражданского гуманизма» – Леонардо Бруни, Маттео Пальмие-

    ри, Лоренцо Валла – считали основной функцией воспитания

    формирование социально активной личности, действующей на

    благо общества, а очагом воспитания – семью. Такая направлен-

    ность была характерна не только для итальянского гуманизма.

    Начиная с ХV в., по мере распространения гуманистической

    идеологии в другие страны Европы, нравственность начинала

    рассматриваться, прежде всего, как способность к выполнению

    высокого долга гражданина общества. Идеал созерцания, свойст-

    венный ученым-схоластам, вытеснялся идеалом действия. Реали-

    зацию гражданского долга гуманисты тесно связывали с трудо-

    вой деятельностью.

    Педагогические проблемы рассматривались гуманистами в

    связи с идеей совершенствования общества. Они считали, что с

    помощью воспитания можно переделать мир, искоренить общест-

    венные пороки. В этом они были продолжателями взглядов Пла-

    тона. Некоторые из них возлагали надежду на сильную личность

    и разрабатывали программу воспитания идеального правителя,

    другие подходили к проблеме более радикально, предлагая моде-

    ли «наилучшего государственного устройства», при котором

    только воспитание, труд и образование давали людям привилегии

    в обществе. Ранние утопии Т. Мора («Утопия») и Т. Кампанеллы

    («Город солнца»), связывали проблемы воспитания с идеей со-

    вершенствования общества. Они высказывали мысль о том, что

    гармоническое развитие человека должно осуществляться не изо-

    лированно, а в коллективе, и с этой целью необходимо объедине-

    ние людей на новой социальной основе. В педагогику гуманизма

    Т. Мор вносит убеждённость в неразрывной связи индивидуаль-

    ного развития и коллективного бытия. «Центральная идея гума-

    нистических воззрений Т. Кампанеллы заключается не в отделе-

    нии личности с её индивидуальными желаниями и запросами, а в

    философском образе жизни общиной», – отмечает Н.Д. Соколова

    [30].

    И.Н. Андреева, анализируя социально-педагогический потен-

    циал идей философско-литературных произведений раннего со-

    циал-утопизма, обращает внимание на то, что в понимании сущно-

    сти «правильного», общественного воспитания Т. Мора и Т. Кам-

    панеллы просматривается преемственность античного понимания

    социальности и социального развития человека, а также влияние

    христианского мировосприятия [31]. Вслед за Платоном и Ари-

    стотелем Т. Мор полагал, что рациональным путем, за счет разум-

    ных законов и правильно организованного воспитания (даже без

    божественной помощи), удастся полностью изменить несо-

    вершенную человеческую природу и, как следствие, создать иде-

    альный общественный строй. Некоторый отход от платоновской и

    даже аристотелевской педагогических концепций проявлялся в

    том, что он не предлагал чисто принудительного общественного

    воспитания, совершенно отрицавшего семейное, как это было у

    Платона. Воспитание и обучение в «Утопии» имели и сугубо при-

    кладной характер – они предполагали не только нравственное совер-

    шенствование и полное подчинение личных интересов обществен-

    ным, но готовили детей к трудовой деятельности, допускали опре-

    деленную свободу выбора профессии. Подобное понимание сущ-

    ности воспитания было навеяно христианским мировосприятием,

    которое продолжало доминировать в Европе в ХVI – ХVII вв.

    Отсутствие в «Утопии» сколько-нибудь стройной системы

    учебных заведений, что предполагалось Платоном, компенси-

    ровалось продолжительным воспитанием в большой семье, где в

    этом процессе участвовали не только родители, но и старшие

    родственники. Подобная педагогическая концепция также весьма

    близка к раннехристианской. Также и отношение к браку и се-

    мье – все это дополнялось определенным самовоспитанием, осу-

    ществлявшимся за счет самостоятельного чтения и осмысления

    нравоучительной литературы.

    Традиция платоновского «Государства», возрожденная

    Т. Мором, нашла продолжение у Т. Кампанеллы в «Городе Солн-

    ца». Отмечают, что философские взгляды его были весьма непо-

    следовательными, эклектичными, с одной стороны, при домини-

    ровании тенденции к универсализму, господству одной абсолют-

    ной идеи, не допускавшей никаких отклонений – с другой. Это

    сказалось и на социальных воззрениях Кампанеллы, считавшего,

    что надо стремиться к созданию единого всемирного государства

    с неизменными идеальными законами и полным подчинением

    личных интересов общественным.

    Развивая и доводя до крайностей идеи Платона и некоторых

    других античных философов, Кампанелла решил, что основой

    «идеальной» социальной модели должно стать полное отсутствие

    частной собственности на что-либо. Обеспечить гармоническое

    состояние этого государства Кампанелла предполагал несколь-

    кими путями: искусственной селекцией детей, общественным

    воспитанием, совершенными законами и угрозами жестоких на-

    казаний. Социальное воспитание было исключительно государ-

    ственным, поскольку семей не предполагалось вообще. «Вскорм-

    ленный грудью младенец передается на попечение начальников»,

    – писал Кампанелла [32]. И в дальнейшем дети полностью нахо-

    дились на попечении государства и под его надзором. Обучение

    и воспитание их проводилось организованно, причем учили и

    конкретным ремеслам (по собственному выбору детей), и «от-

    влеченным наукам» (в том числе «метафизике», т.е. философии),

    и спортивным упражнениям, а мальчиков, как рекомендовал

    Платон, брали на войну. В зависимости от проявленных успехов

    каждый определялся к какому-либо виду работ или получал чи-

    новничью должность.

    Эффективность такого воспитания, состоящего из прямых

    наставлений в нравственности и добрых примеров старших, по

    мнению Кампанеллы, должна была быть очень высокой. Косвен-

    ное общественное воспитание в городе Солнца, как и в «Утопии»

    Мора, продолжалось до конца жизни, поскольку свободное от

    работы время люди проводили в нравоучительных беседах и изу-

    чении наук.

    Важно, что индивидуальный аспект воспитания, обучения,

    отстаиваемый философами и педагогами Возрождения, не проти-

    вопоставлялся социальной идее в воспитании. Эразм Роттер-

    дамский рассматривал, например, образование как форму разви-

    тия человека, форму его бытия, без которой невозможна сама его

    жизнь. С развитием образования Э. Роттердамский связывал воз-

    можность реформирования и общества, и церкви. Связь индиви-

    дуального и социального проявлялась в ориентации образования

    на связь с жизнью. Социальное воспитание приобретает характер

    реалистического воспитания. Об этом, например, говорит М.

    Монтень: цель воспитания – умение общаться с людьми своего

    круга; воспитание как общественное влияние, направленное вхо-

    ждение в сословную группу. «… У него уже ясно намечается и

    социальная цель, и социальное средство воспитания: воспитание

    для общества – для тех кругов его, к которым принадлежал вос-

    питанник» [33]. Главный воспитательный момент состоит именно

    в усилении его социальной стороны: воспитание __________для общества,

    для тех его кругов, к которым принадлежал воспитанник, через

    общественное влияние.

    Под влиянием этих идей складывается иное представление о

    содержании воспитания. Оно становится более прагматичным и

    ориентируется на социальные цели: важно уметь читать, писать и

    т.д. Так, например, из требования знания текста Писания вытека-

    ло, что каждый человек должен самостоятельно прочесть Биб-

    лию, для чего всем детям, независимо от их социального положе-

    ния, нужно учиться грамоте. Этот тезис стал основным в концеп-

    ции о необходимости всеобщего начального образования. Требо-

    вание о правильном, добродетельном поведении человека усили-

    вало значимость воспитания социально приемлемого в рамках

    церковной общины поведения, хотя основными средствами тако-

    го воспитания объявлялись индивидуализация обучения и изоля-

    ция ребенка от дурных влияний общества. В дальнейшем эти

    идеи наложили свой отпечаток на формирование различных педа-

    гогических подходов, как личностно-ориентированных (Дж. Локк,

    Ж.–Ж. Руссо и т.д.), так и социально-ориентированных (И. Пес-

    талоцци и др.). Реформация приблизила христианство к человеку,

    в значительной степени прагматизировала его, признав выполне-

    ние долга мирской жизни и профессиональной деятельности

    высшей нравственной задачей человека.

    На протяжении длительного времени педагогика вообще и

    ее социальное направление развивались под влиянием и в тесной

    взаимосвязи с философским осмыслением вопросов социального

    и индивидуального в развитии и роли воспитательных воздейст-

    вий в социальном становлении человека.

    Вопросы и задания

    1. Покажите взаимосвязь философского учения Платона и

    обоснование идеи общественного воспитания.

    2. Каким образом воззрения Платона повлияли на дальней-

    шее развитие социального направления в педагогике?

    3. Как христианское понимание человека и его места в мире

    определяло социальное развитие человека?

    4. Что общего и в чем различие в понимании общественного

    характера воспитания в католическом и протестантском вариантах?

    5. Под влиянием каких условий сформировалось понимание

    общественного воспитания у социалистов-утопистов эпохи Воз-

    рождения?

    6. Сравните сущность общественного воспитания в антич-

    ном понимании и во взглядах социалистов-гуманистов эпохи

    Возрождения.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.