Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-личностная направленность воспитательных






взглядов в эпоху Возрождения. Особую роль в развитии соци-

ально-педагогических взглядов сыграло Возрождение. Оставаясь

в строгих рамках христианской идеологии, дававшей духовной

жизни прочный религиозно-нравственный стержень, философия

этого времени повернулась лицом к человеку, обратилась к идеа-

лам античности, актуализируя идею гуманизма как признание

ценности личности, ее права на самоутверждение. Но, утверждая

возрождение основных принципов античной культуры, филосо-

фы-мыслители Ренессанса не могли игнорировать античное по-

нимание человеческой сущности как социальной, т.е. человек как

социальный мир, социальное существо, которое признает идеал

высокой гражданственности. С другой стороны, как отмечает

А.Ф. Лосев, для всей эстетики Ренессанса характерно и осознание

некоторой беспомощности в преобразовании природы, художест-

венной деятельности и т.п.: «Поэтому наряду с необычайной си-

лой утверждения человеческой личности во всей её красоте, мно-

гообразии и величии эпоха Возрождения столь же радикально

неопровержимо и величественно уже взывала к необходимости

заменить индивидуальную и изолированную личность историче-

ски обоснованным коллективом, взятом во всей своей всечелове-

ческой гражданственности» [29]. Человек эпохи Возрождения в

своих индивидуальных помыслах ощущал свою слабость и испы-

тывал потребность в поддержке коллектива. Этот тезис уточняет

И.С. Кон, говоря о том, что проблема самосознания средневеко-

вого человека очень тесно связана с проблемой самосознания

своего места в обществе. Философия Возрождения актуализирует

вопрос соотношения индивидуального и социального. Гумани-

стический идеал образованного человека включал в себя пред-

ставление о человеке культурном, умеющим хорошо говорить,

убеждать собеседника. Выдвигая в качестве главной задачи вос-

питание нового, более совершенного человека, философы-

гуманисты прежде всего понимали его как общественное сущест-

во, готовое к социальной жизни. Гуманизм педагогических взгля-

дов ставил в центр внимания нравственные аспекты воспитания,

воздействие на ум, чувства, волю воспитанников. Социальный

аспект образования выражался, во-первых, в стремлении содей-

ствовать более тесным связям человека с другими людьми. В ус-

ловиях усиливавшегося разделения труда и возросшей социаль-

ной мобильности образование, по мнению гуманистов, было при-

звано, прежде всего, помочь человеку осознать свое призвание,

правильно оценить собственные силы, занять соответствующее

место в обществе, т.е. способствовать социализации человека.

Во-вторых__________, само образование воспринималось как социальная

сила, способная решать социальные проблемы общества.

Провозглашая человека главной ценностью на Земле, гума-

низм Возрождения видел и новые пути его воспитания. Идеал

всесторонне развитой личности, выдвинутой еще в эпоху антич-

ности, был наполнен новым содержанием, соответствующим ис-

торическим потребностям и возможностям. Гуманисты обращают

внимание на обстоятельства, в которых существует личность и

которые будут либо способствовать, либо препятствовать ее са-

мореализации. Это и общественно-политические условия, и гос-

подствующие нравы, и бытовая среда, наличие хороших учителей

и т.д. Выдающиеся представители Возрождения, разрабатывая

этот идеал, сами являлись его живым воплощением. Многие из

них были одновременной поэтами, художниками, композитора-

ми, философами.

В Италии, колыбели европейского Возрождения, где оно

проявилось наиболее ярко, главным в формировании гармониче-

ской личности становится воспитание гражданина. Борьба италь-

янских горожан за независимость городов-республик пробуждала

гражданское самосознание личности и развивала чувство патрио-

тизма. Сторонники этих идей и представители так называемого

«гражданского гуманизма» – Леонардо Бруни, Маттео Пальмие-

ри, Лоренцо Валла – считали основной функцией воспитания

формирование социально активной личности, действующей на

благо общества, а очагом воспитания – семью. Такая направлен-

ность была характерна не только для итальянского гуманизма.

Начиная с ХV в., по мере распространения гуманистической

идеологии в другие страны Европы, нравственность начинала

рассматриваться, прежде всего, как способность к выполнению

высокого долга гражданина общества. Идеал созерцания, свойст-

венный ученым-схоластам, вытеснялся идеалом действия. Реали-

зацию гражданского долга гуманисты тесно связывали с трудо-

вой деятельностью.

Педагогические проблемы рассматривались гуманистами в

связи с идеей совершенствования общества. Они считали, что с

помощью воспитания можно переделать мир, искоренить общест-

венные пороки. В этом они были продолжателями взглядов Пла-

тона. Некоторые из них возлагали надежду на сильную личность

и разрабатывали программу воспитания идеального правителя,

другие подходили к проблеме более радикально, предлагая моде-

ли «наилучшего государственного устройства», при котором

только воспитание, труд и образование давали людям привилегии

в обществе. Ранние утопии Т. Мора («Утопия») и Т. Кампанеллы

(«Город солнца»), связывали проблемы воспитания с идеей со-

вершенствования общества. Они высказывали мысль о том, что

гармоническое развитие человека должно осуществляться не изо-

лированно, а в коллективе, и с этой целью необходимо объедине-

ние людей на новой социальной основе. В педагогику гуманизма

Т. Мор вносит убеждённость в неразрывной связи индивидуаль-

ного развития и коллективного бытия. «Центральная идея гума-

нистических воззрений Т. Кампанеллы заключается не в отделе-

нии личности с её индивидуальными желаниями и запросами, а в

философском образе жизни общиной», – отмечает Н.Д. Соколова

[30].

И.Н. Андреева, анализируя социально-педагогический потен-

циал идей философско-литературных произведений раннего со-

циал-утопизма, обращает внимание на то, что в понимании сущно-

сти «правильного», общественного воспитания Т. Мора и Т. Кам-

панеллы просматривается преемственность античного понимания

социальности и социального развития человека, а также влияние

христианского мировосприятия [31]. Вслед за Платоном и Ари-

стотелем Т. Мор полагал, что рациональным путем, за счет разум-

ных законов и правильно организованного воспитания (даже без

божественной помощи), удастся полностью изменить несо-

вершенную человеческую природу и, как следствие, создать иде-

альный общественный строй. Некоторый отход от платоновской и

даже аристотелевской педагогических концепций проявлялся в

том, что он не предлагал чисто принудительного общественного

воспитания, совершенно отрицавшего семейное, как это было у

Платона. Воспитание и обучение в «Утопии» имели и сугубо при-

кладной характер – они предполагали не только нравственное совер-

шенствование и полное подчинение личных интересов обществен-

ным, но готовили детей к трудовой деятельности, допускали опре-

деленную свободу выбора профессии. Подобное понимание сущ-

ности воспитания было навеяно христианским мировосприятием,

которое продолжало доминировать в Европе в ХVI – ХVII вв.

Отсутствие в «Утопии» сколько-нибудь стройной системы

учебных заведений, что предполагалось Платоном, компенси-

ровалось продолжительным воспитанием в большой семье, где в

этом процессе участвовали не только родители, но и старшие

родственники. Подобная педагогическая концепция также весьма

близка к раннехристианской. Также и отношение к браку и се-

мье – все это дополнялось определенным самовоспитанием, осу-

ществлявшимся за счет самостоятельного чтения и осмысления

нравоучительной литературы.

Традиция платоновского «Государства», возрожденная

Т. Мором, нашла продолжение у Т. Кампанеллы в «Городе Солн-

ца». Отмечают, что философские взгляды его были весьма непо-

следовательными, эклектичными, с одной стороны, при домини-

ровании тенденции к универсализму, господству одной абсолют-

ной идеи, не допускавшей никаких отклонений – с другой. Это

сказалось и на социальных воззрениях Кампанеллы, считавшего,

что надо стремиться к созданию единого всемирного государства

с неизменными идеальными законами и полным подчинением

личных интересов общественным.

Развивая и доводя до крайностей идеи Платона и некоторых

других античных философов, Кампанелла решил, что основой

«идеальной» социальной модели должно стать полное отсутствие

частной собственности на что-либо. Обеспечить гармоническое

состояние этого государства Кампанелла предполагал несколь-

кими путями: искусственной селекцией детей, общественным

воспитанием, совершенными законами и угрозами жестоких на-

казаний. Социальное воспитание было исключительно государ-

ственным, поскольку семей не предполагалось вообще. «Вскорм-

ленный грудью младенец передается на попечение начальников»,

– писал Кампанелла [32]. И в дальнейшем дети полностью нахо-

дились на попечении государства и под его надзором. Обучение

и воспитание их проводилось организованно, причем учили и

конкретным ремеслам (по собственному выбору детей), и «от-

влеченным наукам» (в том числе «метафизике», т.е. философии),

и спортивным упражнениям, а мальчиков, как рекомендовал

Платон, брали на войну. В зависимости от проявленных успехов

каждый определялся к какому-либо виду работ или получал чи-

новничью должность.

Эффективность такого воспитания, состоящего из прямых

наставлений в нравственности и добрых примеров старших, по

мнению Кампанеллы, должна была быть очень высокой. Косвен-

ное общественное воспитание в городе Солнца, как и в «Утопии»

Мора, продолжалось до конца жизни, поскольку свободное от

работы время люди проводили в нравоучительных беседах и изу-

чении наук.

Важно, что индивидуальный аспект воспитания, обучения,

отстаиваемый философами и педагогами Возрождения, не проти-

вопоставлялся социальной идее в воспитании. Эразм Роттер-

дамский рассматривал, например, образование как форму разви-

тия человека, форму его бытия, без которой невозможна сама его

жизнь. С развитием образования Э. Роттердамский связывал воз-

можность реформирования и общества, и церкви. Связь индиви-

дуального и социального проявлялась в ориентации образования

на связь с жизнью. Социальное воспитание приобретает характер

реалистического воспитания. Об этом, например, говорит М.

Монтень: цель воспитания – умение общаться с людьми своего

круга; воспитание как общественное влияние, направленное вхо-

ждение в сословную группу. «… У него уже ясно намечается и

социальная цель, и социальное средство воспитания: воспитание

для общества – для тех кругов его, к которым принадлежал вос-

питанник» [33]. Главный воспитательный момент состоит именно

в усилении его социальной стороны: воспитание __________для общества,

для тех его кругов, к которым принадлежал воспитанник, через

общественное влияние.

Под влиянием этих идей складывается иное представление о

содержании воспитания. Оно становится более прагматичным и

ориентируется на социальные цели: важно уметь читать, писать и

т.д. Так, например, из требования знания текста Писания вытека-

ло, что каждый человек должен самостоятельно прочесть Биб-

лию, для чего всем детям, независимо от их социального положе-

ния, нужно учиться грамоте. Этот тезис стал основным в концеп-

ции о необходимости всеобщего начального образования. Требо-

вание о правильном, добродетельном поведении человека усили-

вало значимость воспитания социально приемлемого в рамках

церковной общины поведения, хотя основными средствами тако-

го воспитания объявлялись индивидуализация обучения и изоля-

ция ребенка от дурных влияний общества. В дальнейшем эти

идеи наложили свой отпечаток на формирование различных педа-

гогических подходов, как личностно-ориентированных (Дж. Локк,

Ж.–Ж. Руссо и т.д.), так и социально-ориентированных (И. Пес-

талоцци и др.). Реформация приблизила христианство к человеку,

в значительной степени прагматизировала его, признав выполне-

ние долга мирской жизни и профессиональной деятельности

высшей нравственной задачей человека.

На протяжении длительного времени педагогика вообще и

ее социальное направление развивались под влиянием и в тесной

взаимосвязи с философским осмыслением вопросов социального

и индивидуального в развитии и роли воспитательных воздейст-

вий в социальном становлении человека.

Вопросы и задания

1. Покажите взаимосвязь философского учения Платона и

обоснование идеи общественного воспитания.

2. Каким образом воззрения Платона повлияли на дальней-

шее развитие социального направления в педагогике?

3. Как христианское понимание человека и его места в мире

определяло социальное развитие человека?

4. Что общего и в чем различие в понимании общественного

характера воспитания в католическом и протестантском вариантах?

5. Под влиянием каких условий сформировалось понимание

общественного воспитания у социалистов-утопистов эпохи Воз-

рождения?

6. Сравните сущность общественного воспитания в антич-

ном понимании и во взглядах социалистов-гуманистов эпохи

Возрождения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.