Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т е м а 1






НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Т.А. РОММ

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Утверждено Редакционно-издательским советом

университета в качестве учебного пособия

Новосибирск

УДК 37.0 (075.8) + 316.7 (075.8)

ББК 74.000 я 73-1 + 60.561.9.я.73-1

Р 702

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор

Е.В. Андриенко

кандидат исторических наук, доцент

И.А. Скалабан

Ромм, Т.А.

Р 702 История социальной педагогики: учебное пособие. – Новосибирск:

Изд. НГПУ, 2005. – 370 с.

ISBN 5-85921-585-1

Настоящее учебное пособие разработано на базе государствен-

ных нормативных документов и программы, предназначено для сту-

дентов специальности 031300 «Социальная педагогика» очной и за-

очных форм обучения с целью изучения ключевых тем курсов «Ис-

тория социальной педагогики».

ISBN 5-85921-585-1

УДК 37.0 (075.8) + 316.7 (075.8)

ББК 74.000 я 73-1 + 60.561.9.я.73-1

© Новосибирский государственный

педагогический университет, 2005

© Ромм Т.А., 2005

ПРЕДИСЛОВИЕ

Приступая к изучению курса «История социальной педаго-

гики», будущий социальный педагог волей-неволей должен отве-

тить на вопрос: зачем ему необходимо изучать этот предмет? Из-

вестно, что история социальной педагогики – наука сравнительно

молодая, а потому в ней ещё пока исчерпывающе не определена

предметная область, не сформулированы в полной мере цели и

задачи, не устоялась методология, недостаточны труды и нара-

ботки учёных. Ответ на этот не простой вопрос, как это обычно и

бывает, прост и сложен в равной мере.

Познавая историю социальной педагогики, мы, во-первых,

удовлетворяем естественную для каждого человека потребность в

информации о непростой и противоречивой истории взаимоот-

ношений человека, социума и государства в сфере общественного

воспитания; закономерностях становления, развития и функцио-

нирования моделей социально-педагогической деятельности в

разных странах и эпохах. Отсюда следует, что история социаль-

ной педагогики, будучи историей решения этой глобальной про-

блемы, интересна и поучительна для всех и каждого. Во-вторых,

данная область научного знания обобщает и анализирует драго-

ценные крупицы общечеловеческого опыта по оптимизации пе-

дагогической деятельности в сфере социального становления че-

ловека в различные исторические эпохи. И, наконец, в-третьих,

историческая наука, отвечая на вопрос о целях и задачах изуче-

ния социальной педагогики, опирается не столько на праздный

интерес и банальную эрудицию, сколько на строгие исторические

факты. Любому историческому знанию присущ ряд важнейших

методологических функций:

1) теоретико-познавательная – ответственна за воспроиз-

водство и трансляцию исторического материала в пространстве и

во времени и его теоретико-методологическое осмысление;

2) эвристическая – расширяет исследовательский источни-

коведческий фундамент, обогащая и развивая тем самым иссле-

довательский инструментарий;

3) аксиологическая – призвана выявлять те общезначимые

принципы, которые определяли и определяют ценностную на-

правленность человеческой деятельности, мотивацию человече-

ских поступков, смысл жизни и истории, отношения личности и

общества и т. д.

4) прогностическая – в основе её реализации лежит объек-

тивная детерминация будущего прошлым и настоящим: мы смо-

жем заглянуть в будущее, только зная основные тенденции истори-

ческого развития. Разумеется, это только наиболее важные функ-

ции исторического знания, позволяющие наиболее достоверно

оценивать структуру и логику развития тех или иных процессов.

Историю социальной педагогики интересует ряд проблем,

которые не изучает никакая другая историческая дисциплина.

Так, лишь история социальной педагогики рассматривает воз-

никновение и обусловленность главных понятий (категорий) со-

циальной педагогики, осмысливает процессы и законы развития

социальной педагогики как научно-практического знания, пока-

зывает этапы и механизмы приращения новой социально значи-

мой информации для решения проблем социализации личности в

процессе ее воспитания.

В структуре профессионального образования социального

педагога история социальной педагогики – это одна из тех редких

дисциплин, которые позволяют студенту постичь синкретиче-

скую сущность социальной педагогики. История социальной пе-

дагогики знакомит студентов с основными типами (моделями)

социальной педагогики, логикой их развития и становления и в

то же время демонстрирует генезис методов научного познания,

характер и основные типы научных дискуссий, изменение целей

и задач науки в историческом процессе. Эта дисциплина и есть

научное самосознание социальной педагогики, она не просто по-

полняет собой образовательный фрагмент будущего специалиста,

но и формирует логический остов деятельности последнего. По-

следнее особенно важно для формирования профессиональных,

этических, моральных и нравственных установок будущих спе-

циалистов социальной педагогики относительно их непосредст-

венной деятельности.

* * *

Курс «История социальной педагогики» является компонен-

том профессиональной подготовки студентов, обучающихся по

специальности «социальная педагогика» – 031300. Предлагаемый

курс является теоретическим, его содержание способствует по-

вышению качества подготовки студентов к профессиональной

социально-педагогической деятельности, поскольку в нем нахо-

дит отражение современный уровень развития социальной педа-

гогики как науки и реальные потребности сегодняшней практики.

Усвоение студентами научных фактов, касающихся становления

и развития социально-педагогических подходов к истории, по-

зволит не только объяснять существующие в жизни проблемы, но

и прогнозировать их дальнейшее развитие.

Основные задачи курса:

· Формирование у студентов теоретических представлений о

социальной педагогике как отрасли гуманитарного знания,

ее объекте и предмете исследования и основных категориях.

· Формирование целостного представления о закономерно-

стях развития социального знания в педагогике.

· Раскрытие специфики социально-педагогической теории и

практики, ее гуманистической направленности в разные

эпохи, в разных странах.

Курс направлен на формирование у студентов собственных

представлений о сущности социальной педагогики на основе

комплекса знаний о возникновении, изменении социально-

педагогических взглядов в истории человечества; их взаимосвязи

с национально-культурными компонентами (религия, традиции

народной педагогики, философские подходы).

Программа построена на генетическом, сравнительном

принципах исследования исторических моделей, изучении раз-

личных взглядов, идей, которые могут быть отнесены к теории и

практике социального воспитания. Важное место в анализе исто-

рического социально-педагогического процесса играл цивилиза-

ционный подход. При построении курса важна не только хроно-

логия развития тех или иных явлений, но и преемственность

идей, практики.

Необходимость в подобном учебном пособии диктуется ря-

дом обстоятельств: отсутствием доступных учебников и учебных

пособий по истории социальной педагогики; потребностью дать

каждому студенту компактное по форме и содержанию пособие

для групповой и самостоятельной работы. Именно с этой целью

пособие снабжено расширенным библиографическим аппаратом

и вопросами и заданиями для самостоятельной работы.

Предлагаемое пособие не претендует на максимально пол-

ное изложение материала. Главная его задача – представить, опи-

сать и объяснить такую логическую структуру истории социаль-

ной педагогики, которая способствовала бы её пониманию в ка-

честве теоретико-прикладной науки. И хотя ряд положений даны

в авторском изложении, остаётся надеяться, что это обстоятель-

ство не помешает целостному восприятию учебного материала.

Данное учебное пособие разработано на основе программы,

созданной в соответствии с действующим ГОСом. Каждая тема

включает:

· Программу, которая очерчивает круг вопросов, которые не-

обходимо рассмотреть в рамках данной темы.

· Рекомендации и материалы к изучению данной темы.

· Вопросы и задания к теме.

· Тематику сообщений и докладов, расширяющих содержание

темы.

· Список основной и дополнительной литературы.

Данный подход к организации пособия связан, с одной сто-

роны, с тем, что сама история социальной педагогики еще недос-

таточно оформилась, с другой стороны – чтобы активизировать

самостоятельную позицию студентов.

Особое внимание в пособии уделяется взаимосвязи истори-

ческих и теоретических аспектов формирования представлений о

сущности социального воспитания, его философии, социологии и

организации.

По завершении изучения курса студенты должны знать:

· исторические концепции, предвосхитившие научную соци-

альную педагогику;

· особенности развития социальной педагогики в различное

время и в различных странах.

Иметь представление:

· об основных тенденциях и направлениях развития мировой

и отечественной социальной педагогики;

· о теоретических основах и закономерностях функциониро-

вания социальной педагогики;

· о видах социокультурной преемственности поколений в

различные периоды развития общества;

· о формах и эффективности корректирующего воздействия

социокультурной среды на поведение человека.

Т Е М А 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.