Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Т е м а 1






    НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Т.А. РОММ

    ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

    Утверждено Редакционно-издательским советом

    университета в качестве учебного пособия

    Новосибирск

    УДК 37.0 (075.8) + 316.7 (075.8)

    ББК 74.000 я 73-1 + 60.561.9.я.73-1

    Р 702

    Рецензенты:

    доктор педагогических наук, профессор

    Е.В. Андриенко

    кандидат исторических наук, доцент

    И.А. Скалабан

    Ромм, Т.А.

    Р 702 История социальной педагогики: учебное пособие. – Новосибирск:

    Изд. НГПУ, 2005. – 370 с.

    ISBN 5-85921-585-1

    Настоящее учебное пособие разработано на базе государствен-

    ных нормативных документов и программы, предназначено для сту-

    дентов специальности 031300 «Социальная педагогика» очной и за-

    очных форм обучения с целью изучения ключевых тем курсов «Ис-

    тория социальной педагогики».

    ISBN 5-85921-585-1

    УДК 37.0 (075.8) + 316.7 (075.8)

    ББК 74.000 я 73-1 + 60.561.9.я.73-1

    © Новосибирский государственный

    педагогический университет, 2005

    © Ромм Т.А., 2005

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Приступая к изучению курса «История социальной педаго-

    гики», будущий социальный педагог волей-неволей должен отве-

    тить на вопрос: зачем ему необходимо изучать этот предмет? Из-

    вестно, что история социальной педагогики – наука сравнительно

    молодая, а потому в ней ещё пока исчерпывающе не определена

    предметная область, не сформулированы в полной мере цели и

    задачи, не устоялась методология, недостаточны труды и нара-

    ботки учёных. Ответ на этот не простой вопрос, как это обычно и

    бывает, прост и сложен в равной мере.

    Познавая историю социальной педагогики, мы, во-первых,

    удовлетворяем естественную для каждого человека потребность в

    информации о непростой и противоречивой истории взаимоот-

    ношений человека, социума и государства в сфере общественного

    воспитания; закономерностях становления, развития и функцио-

    нирования моделей социально-педагогической деятельности в

    разных странах и эпохах. Отсюда следует, что история социаль-

    ной педагогики, будучи историей решения этой глобальной про-

    блемы, интересна и поучительна для всех и каждого. Во-вторых,

    данная область научного знания обобщает и анализирует драго-

    ценные крупицы общечеловеческого опыта по оптимизации пе-

    дагогической деятельности в сфере социального становления че-

    ловека в различные исторические эпохи. И, наконец, в-третьих,

    историческая наука, отвечая на вопрос о целях и задачах изуче-

    ния социальной педагогики, опирается не столько на праздный

    интерес и банальную эрудицию, сколько на строгие исторические

    факты. Любому историческому знанию присущ ряд важнейших

    методологических функций:

    1) теоретико-познавательная – ответственна за воспроиз-

    водство и трансляцию исторического материала в пространстве и

    во времени и его теоретико-методологическое осмысление;

    2) эвристическая – расширяет исследовательский источни-

    коведческий фундамент, обогащая и развивая тем самым иссле-

    довательский инструментарий;

    3) аксиологическая – призвана выявлять те общезначимые

    принципы, которые определяли и определяют ценностную на-

    правленность человеческой деятельности, мотивацию человече-

    ских поступков, смысл жизни и истории, отношения личности и

    общества и т. д.

    4) прогностическая – в основе её реализации лежит объек-

    тивная детерминация будущего прошлым и настоящим: мы смо-

    жем заглянуть в будущее, только зная основные тенденции истори-

    ческого развития. Разумеется, это только наиболее важные функ-

    ции исторического знания, позволяющие наиболее достоверно

    оценивать структуру и логику развития тех или иных процессов.

    Историю социальной педагогики интересует ряд проблем,

    которые не изучает никакая другая историческая дисциплина.

    Так, лишь история социальной педагогики рассматривает воз-

    никновение и обусловленность главных понятий (категорий) со-

    циальной педагогики, осмысливает процессы и законы развития

    социальной педагогики как научно-практического знания, пока-

    зывает этапы и механизмы приращения новой социально значи-

    мой информации для решения проблем социализации личности в

    процессе ее воспитания.

    В структуре профессионального образования социального

    педагога история социальной педагогики – это одна из тех редких

    дисциплин, которые позволяют студенту постичь синкретиче-

    скую сущность социальной педагогики. История социальной пе-

    дагогики знакомит студентов с основными типами (моделями)

    социальной педагогики, логикой их развития и становления и в

    то же время демонстрирует генезис методов научного познания,

    характер и основные типы научных дискуссий, изменение целей

    и задач науки в историческом процессе. Эта дисциплина и есть

    научное самосознание социальной педагогики, она не просто по-

    полняет собой образовательный фрагмент будущего специалиста,

    но и формирует логический остов деятельности последнего. По-

    следнее особенно важно для формирования профессиональных,

    этических, моральных и нравственных установок будущих спе-

    циалистов социальной педагогики относительно их непосредст-

    венной деятельности.

    * * *

    Курс «История социальной педагогики» является компонен-

    том профессиональной подготовки студентов, обучающихся по

    специальности «социальная педагогика» – 031300. Предлагаемый

    курс является теоретическим, его содержание способствует по-

    вышению качества подготовки студентов к профессиональной

    социально-педагогической деятельности, поскольку в нем нахо-

    дит отражение современный уровень развития социальной педа-

    гогики как науки и реальные потребности сегодняшней практики.

    Усвоение студентами научных фактов, касающихся становления

    и развития социально-педагогических подходов к истории, по-

    зволит не только объяснять существующие в жизни проблемы, но

    и прогнозировать их дальнейшее развитие.

    Основные задачи курса:

    · Формирование у студентов теоретических представлений о

    социальной педагогике как отрасли гуманитарного знания,

    ее объекте и предмете исследования и основных категориях.

    · Формирование целостного представления о закономерно-

    стях развития социального знания в педагогике.

    · Раскрытие специфики социально-педагогической теории и

    практики, ее гуманистической направленности в разные

    эпохи, в разных странах.

    Курс направлен на формирование у студентов собственных

    представлений о сущности социальной педагогики на основе

    комплекса знаний о возникновении, изменении социально-

    педагогических взглядов в истории человечества; их взаимосвязи

    с национально-культурными компонентами (религия, традиции

    народной педагогики, философские подходы).

    Программа построена на генетическом, сравнительном

    принципах исследования исторических моделей, изучении раз-

    личных взглядов, идей, которые могут быть отнесены к теории и

    практике социального воспитания. Важное место в анализе исто-

    рического социально-педагогического процесса играл цивилиза-

    ционный подход. При построении курса важна не только хроно-

    логия развития тех или иных явлений, но и преемственность

    идей, практики.

    Необходимость в подобном учебном пособии диктуется ря-

    дом обстоятельств: отсутствием доступных учебников и учебных

    пособий по истории социальной педагогики; потребностью дать

    каждому студенту компактное по форме и содержанию пособие

    для групповой и самостоятельной работы. Именно с этой целью

    пособие снабжено расширенным библиографическим аппаратом

    и вопросами и заданиями для самостоятельной работы.

    Предлагаемое пособие не претендует на максимально пол-

    ное изложение материала. Главная его задача – представить, опи-

    сать и объяснить такую логическую структуру истории социаль-

    ной педагогики, которая способствовала бы её пониманию в ка-

    честве теоретико-прикладной науки. И хотя ряд положений даны

    в авторском изложении, остаётся надеяться, что это обстоятель-

    ство не помешает целостному восприятию учебного материала.

    Данное учебное пособие разработано на основе программы,

    созданной в соответствии с действующим ГОСом. Каждая тема

    включает:

    · Программу, которая очерчивает круг вопросов, которые не-

    обходимо рассмотреть в рамках данной темы.

    · Рекомендации и материалы к изучению данной темы.

    · Вопросы и задания к теме.

    · Тематику сообщений и докладов, расширяющих содержание

    темы.

    · Список основной и дополнительной литературы.

    Данный подход к организации пособия связан, с одной сто-

    роны, с тем, что сама история социальной педагогики еще недос-

    таточно оформилась, с другой стороны – чтобы активизировать

    самостоятельную позицию студентов.

    Особое внимание в пособии уделяется взаимосвязи истори-

    ческих и теоретических аспектов формирования представлений о

    сущности социального воспитания, его философии, социологии и

    организации.

    По завершении изучения курса студенты должны знать:

    · исторические концепции, предвосхитившие научную соци-

    альную педагогику;

    · особенности развития социальной педагогики в различное

    время и в различных странах.

    Иметь представление:

    · об основных тенденциях и направлениях развития мировой

    и отечественной социальной педагогики;

    · о теоретических основах и закономерностях функциониро-

    вания социальной педагогики;

    · о видах социокультурной преемственности поколений в

    различные периоды развития общества;

    · о формах и эффективности корректирующего воздействия

    социокультурной среды на поведение человека.

    Т Е М А 1






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.