Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Христианское понимание общественного характера вос-






    питания. Для дальнейшего развития социального направления в

    педагогике необходимо обратиться к анализу христианской ан-

    тропологии. На важную роль религии в жизни общества обращал

    внимание М. Вебер [24], говоря о том, что комплекс религиозных

    идей задает образ жизнедеятельности человека, соответствующий

    образ и стиль жизни, понимание Добра – Зла, свой тип рацио-

    нальности, определяющий общее направление системе взглядов,

    социальной деятельности. Так, например, в западных религиях

    Бог – Творец, активный, инициативный; Человек – орудие Божье,

    следовательно, и человек ориентирован на активное действие.

    Напротив, восточные религии трактуют Божественность, прису-

    щую миру, а человек – сосуд, вместилище божественного начала

    и, следовательно, установка на созерцание, уклонение от мирских

    забот и деятельности.

    С одной стороны, как отмечает И. Андреева, сама идея обще-

    ственного воспитания противоречила христианскому учению о во-

    ле человека [25]. Христианское понимание человека, пришедшее

    на смену античному, во многом стимулировало переосмысление и

    пересмотр всей педагогической традиции Запада. Человек, создан-

    ный по образу и подобию Божию, свободен сам выбирать между

    Добром и Злом, единственный помощник в этом процессе – сам

    Бог. В раннехристианской культуре, объединившей в себе библей-

    скую религиозность с логико-философской образованностью ан-

    тичного наследия, Христос воспринимается одновременно как Пе-

    дагог и как Отец, более значимый, чем физический глава римской

    фамилии. Христианская идеология обращена внутрь человека, и

    этим она противоположна античной системе социальных отноше-

    ний. Христианское духовенство всячески отвергало античную

    культуру как языческую. Однако для совершения богослужений и

    многочисленных религиозных обрядов духовенство использовало

    латинский язык. В церковных библиотеках сохранилось значи-

    тельное количество рукописей римских и греческих авторов, мно-

    гие письменные и материальные памятники той эпохи. В отличие

    от античного мироощущения, которое формировалось под влияни-

    ем язычества и уделяло большее внимание внешним обстоятельст-

    вам, христианство направлено на постижение внутренней сущно-

    сти человека. Цель жизни христианина – спасение души, и это за-

    висит от самого человека, его личности, родителей. Приобщение к

    Истине (к Богу) в христианстве возможно напрямую через мисти-

    ческие действия, внешнее обучение тоже может способствовать

    этому, но лишь как второстепенное средство. При этом излишнее

    увлечение социальной жизнью отвлекает от подготовки к вечной,

    будущей, что также умаляет роль всяческих внешних воздействий,

    за исключением семьи. На ранних этапах распространения христи-

    анства воспитание определяется как религиозно-семейное, без вся-

    кого вмешательства внешних сил. Иоанн Златоуст утверждал, что

    постоянное воспитательное воздействие благочестивых родителей,

    которое создает у ребенка определенный настрой души, выше обу-

    чения в общественных учебных заведениях. Рациональное знание

    (внешнее, мирское) может заслонить духовное (интуитивное вос-

    приятие Истины). Поэтому благочестивые родители, хотя и не все-

    гда владеют светской мудростью, гораздо ближе к ребенку и по

    природе и по Божию замыслу. Устраняясь от воспитания собствен-

    ных детей, перепоручая его воспитателям и учебным заведениям,

    родители совершают грех. Таким образом, отмечает И.А. Андре-

    ева, раннехристианская педагогика, хотя полностью и не отрицала

    социальное воспитание, но очень недоверчиво относилось к нему.

    С другой стороны, по мнению В.И. Беляева, христианство

    социально-педагогично по своей сути [26]. Оно учит доброволь-

    ному служению людям и обществу, оно адресовано каждому в

    отдельности и в то же время имеет всеобщий характер. Социаль-

    но-педагогический воспитательный потенциал христианской ре-

    лигии во многом определяется заложенными в ней идеями и

    принципами: открытостью, перспективой, равенством. Откры-

    тость определяется идеей равенства всех людей перед Богом, и

    механизм нравственного восхождения к Богу одинаков для всех:

    вера в Христа и жизнь по его заповедям. Христианская религия

    закрепляет через традиции и праздники идею соборности, едине-

    ния поколений, социальных групп, тем самым способствуя ста-

    бильности общества, создавая условия для адаптации человека,

    облегчая процесс социализации.

    Жизнь христианской общины складывалась на принципах

    солидарности и взаимопомощи. Относясь негативно к идее соци-

    ального воспитания, воспитания вне верующей семьи и общины,

    христианство, тем не менее, сыграло определенную роль в рас-

    пространении идеи заботы, помощи. В рамках «теории милосер-

    дия» показателем нравственности человека объявляется его спо-

    собность оказать содействие, сочувствие, поддержку. Со време-

    нем непримиримость христианской церкви к светской жизни сни-

    зилась, содержание религиозного воспитания во многом стало, по

    сути, представлять именно социальное воспитание, основным со-

    держанием которого стало приобщение к Богу через соблюдение

    правил, обязательных для всех. Одно из главных – благотвори-

    тельная деятельность.

    Г. Корнетов, обращая внимание на сущность христианской

    педагогической позиции, утверждает, что, «провозглашая идею

    сотворения мира из ничего в качестве одного из основных догма-

    тов веры, христианство утверждало динамичное восприятие че-

    ловека, в становлении которого педагогическому воздействию

    отводилась исключительная по значимости роль» [27]. Христиан-

    ство, будучи своеобразной морально-религиозной школой, от-

    стаивало идею неограниченной «перевоспитуемости» людей,

    возможности их радикального пересоздания изнутри. Смысл хри-

    стианского воспитания состоял в заботе о сохранении и развитии

    того, что в человеке создал Бог. А религиозное образование спо-

    собствует постижению человеком высшей Божественной Исти-

    ны. Все светское образование, в конечном итоге, должно быть

    подчинено решению задач нравственного совершенствования

    личности в духе христианских идеалов и ценностей (Блаженный

    Августин). С развитием европейского общества меняется роль

    религии и изменяются христианские представления о социальной

    роли знания. К XIII в. с появлением университетов формируется

    особая культура, в основе которой лежало признание за учеными

    особой роли в жизни общества – сохранение внутреннего единст-

    ва христианского мира, в то время как рыцари защищали этот

    мир от внешних врагов. Эта культура, будучи по своему религи-

    озно-идеологическому содержанию христианской, отражала со-

    циальные ценности общества.

    Таким образом, христианство, не являясь в чистом виде ни

    педагогикой, ни, тем более, социальной педагогикой, тем не ме-

    нее, сыграло свою роль в формировании социально-педагогиче-

    ских подходов. Прежде всего, в силу того, что в рамках христиан-

    ской педагогики детальному вниманию подверглись вопросы

    нравственного развития человека, семейного воспитания, влияния

    окружающей среды на индивида, роль церкви как социального ин-

    ститута. Кроме того, христианская практика представила миру

    особые механизмы, с помощью которых человек способен опти-

    мально взаимодействовать с другими людьми и окружающим ми-

    ром. Через них сообщаются знания и обретаются умения и навыки

    социализации, которые обеспечивают определенный социальный

    опыт (в зависимости от возраста, социального положения и т.д.)

    социального функционирования.

    Религиозно-философские представления протестантизма

    (XV – XVII) изменили понимание задач и способов воспитания

    вообще. Мартин Лютер провозгласил абсолютную зависимость

    человека от Бога, а не от церкви. Единственным источником веры

    объявил Библию. Для человека важна личная вера, которая дела-

    ет его свободным, а потому лозунг любви к ближнему прирав-

    нивается к службе ближнему – человек не должен наподобие мо-

    нахов бежать от мира. «Служить Богу, – писал М. Лютер, – есть

    не что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, жена, слуга

    a…n, любому, кто телесно или душевно в тебе нуждается: это и

    есть богослужение» [28]. Под влиянием Реформации скла-

    дывается новая картина мира, общества, высвобожденная из-под

    опеки господства католической церкви, новая нормативная сис-

    тема поведения, в основе которой – протестантизм. Для протес-

    тантизма важны две идеи: догмат (идея, учение) о предопределе-

    нии и мирская аскеза.

    «Догмат о предопределении» гласит о том, что люди изна-

    чально определены (поставлены) Богом на место в жизни – «пре-

    допределены либо для мучения, либо для спасения». И жить этой

    жизнью, прославлять Бога – главное назначение человека. Человек

    «определен» изначально, и ничего изменить ни молитвами, ни по-

    даянием невозможно. Для человека XVII века это звучало «пате-

    тически бесчеловечно» (по словам М. Вебера). Как справиться с

    этой бесчеловечной неизбежностью? В католицизме жизнь чело-

    века делится на мирскую и религиозную, которая и есть спасение

    души через освобождение от мирских пут. Для этого существова-

    ли ограничения разного рода: посты, подаяния, милостыни. То

    есть усердие в церковной жизни перекрывало все грехи мирской.

    В кальвинизме сам мир – это церковь, мирская жизнь – служение

    Богу, а путь к спасению души есть усердие в мирской жизни, со-

    гласно ее нормам и требованиям. Отсюда есть два следствия: во-

    первых, церковь как организация, ее атрибутика, культ излишни;

    во-вторых, мир становится проще, прямее, рациональнее, по-

    скольку происходит освобождение его от магии и суеверий. Исхо-

    дя из догмата о предопределении, выход был возможен либо ве-

    рой в свое избранничество, либо погружением в деятельность, ко-

    торая могла бы компенсировать все сомнения и колебания. Такая

    деятельность не могла быть связана с добрыми религиозными де-

    лами, она формировалась в мирском значении – профессионализм.

    В протестантском сознании работа – это священный долг верую-

    щего человека. Призвание исходит сверху от Бога, священный

    долг – максимальное усердие в своей социальной и профессио-

    нальной роли. Поэтому рациональная организация собственного

    дела, ведущая к наибольшей эффективности своей работы, макси-

    мизация результата деятельности есть рациональная организация

    спасения собственной души. Это и стало основанием понятия

    мирской аскезы как основной черты зарождающегося капитализ-

    ма. Мирская аскеза – это применение энергии всех жизненных сил

    в профессиональном труде; здесь отдых от труда, радости жизни

    суть уклонение от долга. С точки зрения протестантизма мирская

    и священная жизни едины, и сама мирская жизнь есть служение

    Богу, а путь спасения – усердие в мирской жизни. Человек славит

    Бога своим существованием, своей судьбой.

    Как и классическое католическое христианское учение, про-

    тестантизм игнорирует идею социального (т.е. светского) воспи-

    тания. Религиозно-философская доктрина Реформации отрицает

    мистическое значение Церковных Таинств (в первую очередь

    причастия) и «добрых дел» как необходимых условий спасения

    души; Лютер признавал главным таким условием личную веру

    человека. Такая вера должна была быть основана на знании Пи-

    сания, т.е. Библии. Отрицание священства в прежнем его пони-

    мании означало, что: священник не есть обязательный посредник

    между человеком и Богом; клирик не есть единственный толко-

    ватель христианского учения. Отсюда делался вывод, что каждый

    человек может не только читать, но и объяснять Библию на осно-

    вании собственного разума, который следует приучать к само-

    стоятельному мышлению. Таким образом, главная цель жизни

    христианина – спасение души – в протестантизме во многом за-

    висела от самого человека, его личности, и интерес к этой лично-

    сти значительно повышался.

    С другой стороны, несмотря на то, что учение о предопре-

    делении отрицало возможность и важность какого-либо внешнего

    воспитания (судьба каждого предопределена заранее, и никакое

    воспитание, тем более социальное, тут помочь не в состоянии),

    получить подтверждение своей праведности и в этой, земной

    жизни возможно добродетельным поведением, приверженностью

    к делам церковной общины, успехами в профессиональной дея-

    тельности и т.п. Тем самым во взаимоотношениях индивида и

    общества доминирующими становятся внешние, нормирующие

    функции общины, т.е. способы регуляции поведения человека

    оказываются социальными, в том числе и в процессе обучения и

    воспитания.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.