Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Воспитание как социальное явление в древнейшем че-






    ловеческом обществе. Воспитанию принадлежало важное место

    во включении подрастающих поколений в социальную жизнь, в

    систему отношений, основанных на взаимоподдержке и взаимо-

    помощи, совместном обязательном труде. Было необходимо

    формировать у детей установки, соответствующие духу перво-

    бытного коллективизма, воспитывать их в соответствующем на-

    правлении, что отчасти делала сама жизнь, а отчасти – специаль-

    ное педагогическое вмешательство. При этом одобрение старши-

    ми той или иной формы поведения детей должно было по необ-

    ходимости принимать характер разрешения, а неодобрение – за-

    прета соответствующего вида действий. В первобытных общинах

    охотников и собирателей крайне низкий уровень развития произ-

    водительных сил, отсутствие прибавочного продукта, следова-

    тельно, и возможности эксплуатации, обусловливали единство

    интересов отдельного индивида и коллектива в целом, необходи-

    мость совместного труда, господство общественной собственно-

    сти на средства производства, социальное и имущественное ра-

    венство всех людей. Это приводило к тому, что воспитание при-

    обретало общественный характер, заключавшийся в том, что: во-

    первых, в первобытных общинах одинаково воспитывали всех

    без исключения детей; во-вторых, вся община, каждый ее член

    заботился по мере необходимости о воспитании каждого ребенка;

    в-третьих, всех детей готовили к деятельности на пользу общины,

    воспитывали в духе подчинения интересов отдельного индивида

    интересам коллектива. Различия в воспитании касались лишь

    мальчиков и девочек, что обусловливалось господством системы

    естественного половозрастного разделения труда.

    Этнографические данные об аборигенах Австралии, бушме-

    нах Африки, индейцах Огненной Земли и других, наиболее от-

    ставших в своем общественном развитии племенах, а также дан-

    ные археологии и фольклористики позволяют реконструировать

    воспитание в первобытных общинах охотников и собирателей. В

    первые годы жизни взрослые вводили ребенка в систему отноше-

    ний между людьми, сообщали ему сведения об окружающем ми-

    ре, учили пользоваться различными предметами, совершать те

    или иные действия. Это осуществлялось в процессе активного

    включения детей в жизнь. Дети наблюдали, копировали действия

    взрослых, важное место в воспитании принадлежало игре. С по-

    мощью игры моделировалась общественная, производственная,

    бытовая жизнь общины. Под руководством взрослых дети ими-

    тировали свое поведение в различных социальных ролях (охот-

    ник, воин, змеелов и т.п.).

    Общая модель воспитания в первобытной общине выгляде-

    ла следующим образом: первые 3 – 4 года ребенка воспитывает

    мать; с 3 – 4 лет дети начинают помогать по хозяйству; в 6 – 8 лет

    происходит разделение воспитания по полу; с 9 – 11 лет начина-

    ется подготовка к инициации; в 13 – 15 лет – прохождение через

    инициацию. Сам обряд, в сущности, определялся как смерть дет-

    ства и рождение взрослости, при этом мальчик, как правило, по-

    лучал новое имя, экзамен на социальную зрелость, церемония по-

    священия детей в полноправные члены первобытного коллекти-

    ва. К 9 – 11 годам, когда дети приобретали необходимые соци-

    альные установки, важнейшие знания, умения и навыки (личный

    опыт) производственной деятельности, их начинали готовить к

    инициациям. В специальных местах («домах молодежи») отдель-

    но учились мальчики и девочки. Этим занимались специально

    выделенные люди – наиболее ловкие, умелые, сильные и т.д. –

    имевшие богатый опыт жизнедеятельности, который и могли пе-

    редать молодежи. Лучшие люди как пример, достойный подра-

    жания, должны заниматься соответствующей подготовкой моло-

    дежи. Мальчики совершенствовались в охоте, изготовлении ору-

    дий труда, учились переносить лишения, развивали силу и лов-

    кость, воспитывали волю и смелость. Главные методы подготов-

    ки – упражнения, игра, пример, демонстрация, самостоятельная

    работа, испытание.

    Обряд инициации происходил, когда детям исполнялось 13

    – 15 лет, в нем участвовала вся община, он продолжался несколь-

    ко дней. Празднества начинались с раскрашивания, ритуальных

    действий (костер, танцы, принесение жертвы и т.п.). Затем про-

    водился экзамен на взрослость, когда испытуемый должен был

    выполнить задание (например, поймать с трех раз руками рыби-

    ну) и продемонстрировать терпение, ловкость, выносливость

    (жажды, болевых ощущений). Во время инициации снимался по-

    следний запрет (табу) на верования, обряды. Выдержавшие испы-

    тания становились полноправными членами общины, не про-

    шедшие их подвергались насмешкам и отправлялись на повтор-

    ную подготовку. Сам экзамен принимала вся община. Она долж-

    на была удостовериться в том, насколько хорошо и надежно ус-

    воены молодежью общественные правила и нормы поведения,

    взаимоотношения со взрослыми и стариками; приверженность их

    к религиозным верованиям и обрядам; способность самостоя-

    тельно обеспечивать и защищать жизнь свою и соплеменников.

    Система подготовки молодых поколений как бы естественно за-

    мыкалась: община начинала эту подготовку, она же и заканчива-

    ла ее, приняв экзамен на социальную зрелость. Этой акцией про-

    верялись и закреплялись в них необходимые ценностные основа-

    ния и ориентиры, отвечающие интересам всего первобытного

    коллектива.

    Высокая эффективность стихийного социального воспита-

    ния обеспечивалась могучим фактором – единством требований,

    предъявляемых подрастающим поколениям общиной, воспитате-

    лями, самой жизнью; неколебимостью и устойчивостью этих тре-

    бований, сформированных тысячелетними традициями; главное –

    сама община жила по этим принципам, неукоснительно исполня-

    ла их. Социальное сиротство и беспризорность исключались: все

    дети – наши дети. Эта заботливость и доброжелательность, лю-

    бовь, которые демонстрировались всем взрослым населением

    общины по отношению ко всем детям, составляли мощный эмо-

    ционально ценностный по своему характеру фундамент социали-

    зации, обусловливая его высокую эффективность.

    Развитие производительных сил, разделение скотоводства и

    земледелия привело к разложению первобытной общины, обще-

    ственному разделению труда, возникновению частной собствен-

    ности на средства производства, а следовательно, и социального

    неравенства. Формируется соседская община, в основе которой

    находится моногамная семья. Главным субъектом социализации

    была семья во главе с отцом, а также нарождающиеся сословия

    (жрецов, правителей, воинов, земледельцев, скотоводов). Обще-

    ственное положение человека определялось его экономическим

    состоянием и принадлежностью к социальной группе. Если в

    первобытной общине были три группы – дети, взрослые и стари-

    ки, то в соседской возникают социальные страты уже не по воз-

    растному признаку – жрецы и т.д. Заботясь о продолжении и ук-

    реплении своей родословной, семья (отец прежде всего) переда-

    вала свою профессию детям. Профессиональная подготовка

    включала не только передачу производственных знаний, умений

    и навыков, но и норм социального поведения, религиозных пред-

    ставлений, мировоззренческих установок – взглядов, представле-

    ний, убеждений.

    Зарождение имущественного и социального неравенства, по-

    степенное дробление общин на семьи, превращавшиеся в само-

    стоятельные хозяйственные ячейки, обусловило изменение харак-

    тера воспитания, которое из всеобщего, равного, контролируемого

    общиной, стало превращаться в семейно-сословное. Основные

    функции воспитания, цели, содержание и формы все более разли-

    чались для зарождавшегося жречества, вождей, воинов и основной

    массы трудового населения, сосредоточиваясь в семье.

    С разложением первобытного общества первобытные кол-

    лективы стали терять принадлежавшее им ранее безусловное

    право на детей, которое все в большей степени становилось дос-

    тоянием формирующейся семьи во главе с отцом. Круг лиц, при-

    нимавших активное участие в воспитании детей, сужался, ими

    становились преимущественно матери и главы семей.

    Общественное положение детей стало определять их поло-

    жение в воспитательном процессе. Это объяснялось, во-первых,

    необходимостью обеспечивать усвоение представителями каждой

    конкретной группы различных элементов социального опыта, на-

    пример опыта ремесленного производства для ремесленников, а в

    ряде случаев – не допустить усвоения этих элементов представи-

    телями других групп, например священного жреческого знания.

    Во-вторых, необходимостью закреплять из поколения в поколе-

    ние неодинаковое общественное положение различных групп и,

    соответственно, их представителей в общине. В-третьих, различ-

    ными материальными возможностями, которыми обладала каж-

    дая социальная группа для воспитания детей.

    Воспитание рядовых общинников осуществлялось в не-

    институализированных формах в процессе повседневного обще-

    ния старших и младших поколений. В основе их педагогического

    идеала лежал труд как высшая социальная и нравственная цен-

    ность. Возникновение профессионального ремесла требовало ква-

    лифицированных работников, что обусловило появление ремес-

    ленного ученичества. Ремесленник обучал своего сына или по-

    ступившего к нему в учение подростка ремеслу, постепенно

    включая их в производительный процесс. При этом содержанием

    образования являлись не только производственные знания, уме-

    ния и навыки, но и нормы поведения, мировоззренческие уста-

    новки, религиозные представления, специфические для данного

    социального слоя.

    Воспитание представителей зарождавшихся привилегиро-

    ванных социальных групп существенно отличалось от воспита-

    ния детей и подростков общей массы общинников. Будущие жре-

    цы получали интеллектуальную подготовку, осваивали религиоз-

    ные ритуалы и знание, считающееся священным, а следователь-

    но, недоступное для «непосвященных»; воины проходили специ-

    альное военное обучение. На этом этапе человеческой истории

    инициации постепенно утрачивали свой всеобщий характер и

    превращались в институт воспитания социальной верхушки.

    Около IX – VII тыс. лет до н.э. в Малой, Передней и Сред-

    ней Азии началось становление производящей земледельческо-

    скотоводческой экономики, что постепенно привело к возникно-

    вению общественного разделения труда, разложению первобыт-

    ного и формированию рабовладельческого общества. В результа-

    те непосредственная жизнедеятельность ребенка и подготовка его

    к взрослой социальной роли начинают все более отдаляться друг

    от друга. Расслоение общества приводит к расхождению целей

    воспитания, а также ценностных ориентиров у различных соци-

    альных групп.

    В поздних формах первобытной общины (VII – Vтыс. лет до

    н.э.) наряду с традиционными занятиями – охотой, собирательст-

    вом и т.п. – начинают развиваться земледелие и скотоводство. С

    усложнением и изменением хозяйственных и социальных связей

    зарождается новый субъект социализации – семья. Запрет браков

    в пределах одной родственной группы (экзогамия) привел к но-

    вой организации родового общества, основой которого являлась

    моногамная (парная) семья. Семейная форма организации воспи-

    тания становится основной в процессе социализации.

    Усиливавшееся разделение труда вызывало необходимость

    определенной специализации в обучении и воспитании детей.

    Главные задачи социального воспитания – передача материальной

    и духовной культуры – были связаны с передачей профессии от

    отца к сыну. Профессиональное образование становится достоя-

    нием семьи и соответствующего социального слоя, тщательно ох-

    раняется и составляет основу социализации: через овладение про-

    фессией происходит развитие сил, способностей и возможностей

    личности; в профессиональной деятельности самореализуется

    личностный потенциал индивида. Существенно изменяются

    функции и социальное предназначение инициации: в ней сохра-

    няются элементы прежнего равенства и всеобщности, но у приви-

    легированных сословий (жрецы, военачальники и т.д.) уже возни-

    кают закрытые формы инициации, где им передаются специаль-

    ные знания и умения, которые обеспечивают их закрепление в со-

    ответствующей социальной страте, особые права и полномочия.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.