Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационная структура и цели СУБ компании и судна
Cистема управления безопасностью для судна создана сцелью сделать эксплуатацию судна максимально безопасной. Система действует на борту судна, последнее используется в соответствии со своим назначением для перевозки грузов или пассажиров. Сам процесс эксплуатации судна складывается из отдельных операций — грузовых, швартовных, буксировочных, якорных и т. п. Судно работает в агрессивной среде. На него действует много неблагоприятных факторов, т. е. в каждой операции существует потенциальная опасность для судна, людей, груза, среды. СУБ призвана опосредовано, через предотвращение или снижение риска предвидимых опасностей при разных производственных операциях, сделать эксплуатацию судна как транспортного средства максимально безопасной. Снижение рисков опасностей достигается за счет применения соответствующих мер предосторожностей и защиты. В СУБ входит понятие «управление» (менеджмент). Это значит, что предполагается регулирование различных видов деятельности экипажа в разных условиях так, чтобы избежать предвидимых или возможных опасностей, т. е. не говорится об обеспечении безопасности, гарантированном ее уровне, а о постоянном стремлении экипажа работать в максимально безопасных условиях, В менеджмент входят такие составляющие, как планирование, организация, контроль и анализ. Это всегда делается на судне, где создана СУБ. Компания должна назначить должностное лицо, ответственное за функционирование СУБ (НЛБ — назначенное лицо на берегу). Обычно это один из менеджеров, который наделяется дополнительными полномочиями и сферой ответственности. Он должен иметь постоянную связь с высшим руководством компании и с капитанами судов и оказывать последним поддержку и помощь, опираясь на ресурсы компании в целях обеспечения безопасной эксплуатации судов. В компании разрабатывается и вводится в действие комплекс документов (внутренние нормативные документы по безопасности), определяющие обязанности персонала, процедуры и действия в обычной нормальной обстановке и в случае чрезвычайных обстоятельств с судами. Компания должна определить ответственность, полномочия и взаимоотношения всего персонала, осуществляющего управление, выполнение и проверку работы, касающейся безопасности и предотвращения загрязнения и оказывающего на них влияние. Эти ответственность, полномочия и взаимоотношения должны быть оформлены документально. Должны быть установлены определенные уровни полномочий и линии связи между и среди берегового и судового персонала. Функциональные задачи компании по МКУБ: 1.Подбор и служебный рост персонала, а также повышение уровня и качества профессиональной подготовки кадров флота и берега. 2. Профилактическая работа по предупреждению навигационной аварийности. 1. Техническое обеспечение судовождения. 2. Повышение уровня и качества ТЭ и обслуживания флота, предупреждение технической аварийности. 3. Организация надежной связи. 4. Нормативно-правовое и информационное обеспечение флота. 5. Готовность и организация работы при чрезвычайной ситуации на море. 6.Охрана окружающей среды и организация ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов. 7. Аварийно-претензионное предупреждение. 8. Организация грузоперевозок. 9. Охрана труда и техника безопасности. Отличительные особенности СУБ компании (судна): - система строится на основе имеющейся в компании (на судне) организационной структуры; - она нацелена на постоянное поддержание безопасности судна, людей на борту и защиты морской среды от загрязнений за счет выяснения потенциальных опасностей и своевременного принятия мер по их избежанию или минимизации последствий; - в СУБ должен быть задействован весь экипаж судна (персонал компании) с четко определенными полномочиями, обязанностями и взаимоотношениями в части, касающейся безопасности и предотвращения загрязнений; - СУБ - саморегулирующая система, которая должна постоянно контролироваться, недостатки определяться и устраняться за счет - СУБ должна иметь не только предупреждающий характер, но и быть в готовности к оперативным и эффективным действиям в случае чрезвычайных обстоятельств. Система управления безопасностью судна (СУБ) представляет собой организованную должным образом совокупность людей, оборудования, технических устройств, ресурсов, процессов на борту, функционирование которых регламентируется комплексом нормативных документов в целях обеспечения безопасности управления судном, поддержания всех его частей в исправном состоянии, сохранной перевозки грузов, защиты окружающей среды, охраны здоровья и жизни членов экипажа. Организация службы на судах, должностные обязанности, права, полномочия и сфера ответственности каждого члена экипажа, как элемента СУБ, определяются соответствующими документами: Уставом службы (Кодексом поведения, дисциплинарными правилами), руководствами и инструкциями компании, распоряжениями капитана. Главным организующим принципом в служебных отношениях экипажа является жесткая функциональная структура прав и должностных обязанностей — иерархия власти и подчинения, что обеспечивает систему четких служебных взаимоотношений на борту во всех производственных ситуациях и в чрезвычайной обстановке. Важно подчеркнуть, что СУБ судна является саморегулирующейся системой за счет деятельности экипажа, направленной на поддержание постоянной готовности к противодействию опасности и эффективным действиям по борьбе за живучесть судна в чрезвычайных ситуациях. Это саморегулирование обеспечивается постоянной работой офицера по безопасности (Saifty jfficer) и периодическим анализом состояния безопасности и реализации соответствующих мероприятий на заседаниях Комитета по безопасности, то есть на основе информации, полученной по линии обратной связи, выявляются и оперативно устраняются недостатки и несоответствия как внутреннего характера (сбои в работе отдельных элементов и подсистем судна), так и обусловленные внешними воздействиями (ВВ). СУБ судна основана на двух основных принципах: а) требуется выполнение всех действующих международных документов по безопасности и защите среды: СОЛАС, МППСС, ПДНВ - 95, МАРПОЛ, «О грузовой марке», Конвенции МОТ № 147, ISPS Code; б) основные элементы системы заимствованы из разработанных ранее систем управления качеством. К элементам СУБ, кроме организационной структуры, относится также персонал и ресурсы, имеющиеся в распоряжении руководства. Персонал — это работники судоходной компании (на берегу) и члены экипажа (на судне). В соответствии с требованиями МКУБ весь береговой и судовой персонал – это люди достаточно квалифицированные, которые должны знать, понимать и претворять в жизнь политику компании в отношении безопасности и защиты среды. Должны быть установлены и поддерживаться процедуры для определения подготовки, необходимой для СУБ, и обеспечить такую подготовку для всего персонала, имеющего отношение к СУБ. Должны быть установлены процедуры, обеспечивающие получение судовым персоналом соответствующей информации по СУБ на рабочем языке или языке, который он понимает. Ресурсы: в компании это материальные и финансовые средства, которыми она располагает и может использовать для целей безопасности, это также возможности компании обеспечить необходимую помощь судам, терпящим бедствие, через зарубежных партнеров, спасательные центры, буксирные компании и т. д. На судне — это весь комплекс технических устройств, систем, приборов, оборудования, планов, программ, руководств, имеющихся в распоряжении судового экипажа, которые он может использовать для предотвращения опасности или в борьбе за живучесть судна. Система управления безопасностью в судоходных компаниях создается с целью обеспечивать эффективную помощь и поддержку функционирования судовых СУБ, т. е. для обеспечения безопасности судов, управляемых компанией. СУБ компании и СУБ судна представляют зеркальное отражение друг друга; у них единая цель, одна политика в сфере безопасности и защиты среды, близкие организационные структуры. Капитан судна — то же назначенное лицо на борту, отвечающее за безопасность и защиту среды. Он поддерживает прямую связь с НЛБ в компании; последняя постоянно контролирует деятельность СУБ судна и за счет своих ресурсов обеспечивает достаточный уровень безопасности. Таким образом, как отдельные суда являются составляющими элементами компании, так и СУБ на борту этих судов являются элементами СУБ компании.
|