Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Минимальный состав экипажа
Широко известно в настоящее время об императивном назначении минимального состава экипажа для целей безопасности мореплавания. Однако это требование сравнительно нового времени. В истории морского административного права, теряющейся в глубокой древности, есть примеры назначения и максимального состава экипажа опять же для целей безопасности мореплавания. Вот как описано это требование в книге Яцека Маховского «История морского пиратства»: - На рубеже шестого века до нашей эры … «Один из властителей Крита бросил весь свой флот на ликвидацию морского разбоя. … он отличался необычайным упорством и был жесток в борьбе. После многолетних и кровавых схваток храбрый властитель Крита стал господином положения, причём его победа была столь полной, что он сумел навязать грекам свою волю, запретив им держать на судне свыше пяти человек команды. Некоторое время это предписание успешно предотвращало возрождение пиратства в греческих водах. Во время СССР, при отделах труда и заработной платы государственных морских пароходств существовали группы, которые вели тарификацию и хронометраж рабочего времени членов экипажа, составляли типовые штатные расписания экипажей по группам и сериям судов. При этом, наряду со списочным штатным составом экипажа, существовал сокращенный состав экипажа, при котором допускался выход судна в море и осуществление коротких рейсов. Нормы относительно минимального состава экипажа содержались в Положении о минимальном составе экипажа судов, при котором допускается выход судна в море. В ст.1 этого Положения утверждалось, что судно, выходящее в море, должно иметь на борту экипаж, полностью укомплектованный согласно штатному расписанию. В ст. 2 этого Положения говорилось о том, что в исключительных случаях, когда по каким-либо причинам к моменту выхода в море на судне отсутствует нормальный состав экипажа, на основании статьи 40 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР устанавливается минимальный состав экипажа, при котором может быть разрешен выход судна в море на разовый переход продолжительностью не более трёх суток. И далее шёл чётко обозначенный перечень квалифицированных специалистов и их количество. То есть, во время СССР минимальный состав экипажа - был чем-то исключительным, допускающим лишь временную эксплуатацию судна. Основой же эксплуатации судна и обеспечения безопасности судоходства являлась штатная численность экипажа судна, установленная штатным расписанием. При наличии жесткой системы контроля, установленных экономических нормативах, согласованных уровней заработной платы, рабочего времени и отпусков или отгулов, вопрос о минимальном составе экипажа не имел такой остроты, которую он приобрёл в настоящее время. В настоящее же время, с образованием новых судовладельцев, каждый из них решает задачу повышения финансовой эффективности эксплуатации судна. При этом, расходная статья - экипаж судна (что включает в себя заработную плату, элементы социальной страховки, питание, обеспечение жизнедеятельности экипажа на борту) составляет существенную часть всех расходов по судну и поэтому желанием каждого судовладельца является возможная минимизация таких расходов. Понятно, что в настоящее время, даже при эксплуатации судов старых серий советской постройки, новому судовладельцу невыгодно держать на судне штатный состав экипажа, согласно расписания, которое было установлено ранее в государственных пароходствах и ныне штатный состав судов практически всегда не превышает минимально допустимого количества членов экипажа. Бездумное стремление судовладельцев уменьшить расходы на экипаж ведёт к сокращению штатных единиц и перекладыванию функций сокращаемых членов экипажа на остающихся. При этом нагрузка на сокращённый экипаж возрастает многократно, что приводит к нарушениям в режиме труда и отдыха членов экипажа, накоплению хронической усталости экипажа, просчётам, ошибкам, упущениям, нарушениям правил эксплуатации водного транспорта, вызванным хроническим стрессом и, как следствие, - к морским аварийным происшествиям. Именно поэтому, для сохранения необходимого уровня безопасности мореплавания, зависящего от наличия на борту судов минимально необходимого состава экипажа, государство в императивном порядке устанавливает нормативы для численности квалифицированных членов экипажа на борту судов.
|