Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика правовых аспектов комплектования судов экипажами
С точки зрения государственного управления важно установить то количество членов экипажа, которое гарантированно сможет обеспечить безопасную эксплуатацию судна при всех условиях плавания и стоянки в порту, включая чрезвычайные случаи. Кроме того, от экипажа требуется не только обеспечение безопасности судна, груза, людей на борту, но также и соблюдение мер по охране моря от загрязнения. Такая постановка вопроса диктует необходимость правовыми средствами регламентировать минимальное количество членов экипажа на борту, нормативно определить не только количество, но также и перечень квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми навыками. Причём, в вопросе нормативного установления минимального количества членов экипажа необходимо также учесть и трудовое законодательство Украины, которое предписывает для работодателя соблюдения режима труда, отдыха, производственной санитарии и гигиены, норм охраны труда для наёмных работников. Вместе с тем, регламентации подлежат и вопросы подготовки таких квалифицированных судовых специалистов, проверки их профпригодности, а также и обеспечения моряков документами, удостоверяющими их уровень квалификации. Понятно, что с учётом всех вышеперечисленных факторов задача установления минимального состава экипажа судна является весьма сложной задачей ввиду больших различий в типах судов, районе плавания, виде перевозимых судами грузов и т.д. Скажем, для небольшого портового буксира порой достаточно 3-х человек экипажа для обеспечения его безопасной эксплуатации. Причём работа портового буксира может обеспечиваться посменно, только в светлое время суток. В тоже время для танкера - химовоза, осуществляющего регулярные рейсы между портами Европы, состав членов экипажа существенно отличается в большую сторону. Для большого пассажирского лайнера в трансконтинентальных рейсах состав экипажа должен также обеспечить и безопасность пассажиров. Международные договоры Украины, в частности, Конвенция СОЛАС-74/78 содержит Правило 13, согласно которому правительства обязуются принимать меры с целью обеспечения того, чтобы с точки зрения охраны человеческой жизни на море все суда были укомплектованы экипажами в надлежащем числе и должной квалификации. Отношения между судовладельцами и его сотрудниками (лицами судового экипажа) все государства регулировали в направлении: 1)установления квалификационных требований для работы в качестве члена экипажа; 2)установления полномочий капитана, должностных обязанностей членов экипажа; 3) установления судовой дисциплины; 4) установления требований к национальности членов экипажа. Эти аспекты морского административного права мы можем найти в законодательстве многих стран с давних времен. В руководстве по мореплаванию, написанном выдающимся арабским мореходом Ахмадом ибн Маджидом в 1490 г. речь идёт об устройстве судна, навигационных приборах, должностных обязанностях членов команды, правилах поведения на судне и в порту и о многом другом. Морской Ордонанс, изданный во времена Людовика XIV в 1681 г., к примеру, включал в себя статьи, касавшиеся капитана и экипажа судна. В архивах, пишет М.М. Дергаусов, сохранился указ Николая I, датированный 12.02.1830 г., который предписывал следующее: «Дозволяется иметь на российских кораблях матросов иностранных по 1840 г. не более двух третей, а с 1840 г.- в течении 10 лет не более половины, а с 1850 г. не более уже четверти. Шкипера же и штурманы до 1840 г. могут быть русскими и иностранными, а потом шкипер всегда должен быть российским». Английский Закон о торговом мореплавании 1894 г. содержал раздел «Капитаны и моряки». В Германии действовал специальный устав о судослужителях, изданный 2.07.1902 г. В России в 1902 г. Принято положение о мореходных учебных заведениях Министерства финансов и Закон об изменении действующих правил о судоводителях на морских судах торгового флота, которые стали основой для реорганизации подготовки моряков торгового флота. В СССР правовое регулирование этих отношений нашло своё отражение в: - Постановлении СНК ССР от 2.08.1924 г. о судоводителях и судовых механиках морского торгового флота СССР; - Декрете о судовом экипаже морского торгового флота, который был в последствии заменен на - Положение о судовом экипаже; - Уставом о внутренней службе на судах морского торгового флота СССР.
|