Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оборудование судов для предотвращения загрязнения
Оборудование судов для предотвращения загрязнения также должно регламентироваться правилами, устанавливаемыми государством - флага. В СССР национальные правила в отношении оборудования судов устанавливались, в частности, Наставлением по предотвращению загрязнения с судов (РД 31.04.23-86), а кроме этого - соответствующими Правилами Регистра СССР. Национальные правила в СССР базировались на требованиях к оборудованию, установленных в МК МАРПОЛ 73/78. Все проектируемые и строящиеся сейчас суда (даже те, которые ещё не включены в судовой реестр государства флага), к которым пока, до подъёма государственного флага формально нельзя предъявлять требований, тем не менее, строятся под техническим надзором классификационного общества и по правилам классификационного общества, которые учитывают международные стандарты. МАРПОЛ 73/78 включает в себя несколько приложений, относящихся к различным загрязняющим веществам и по каждому загрязняющему веществу приводятся требования к конструкции судов и судовому оборудованию. Так, например, в отношении загрязнения нефтью, если бортовые танки и танки двойного дна существующих нефтяных танкеров (правило 13 G(4)) используются в качестве балластных, балластное оборудование должно как минимум соответствовать «Пересмотренной спецификации для нефтяных танкеров с выделенными танками чистого балласта» А после 6 июля 1998 г. все суда, снабженные фильтрующим до 15 мг/л оборудованием, должны иметь автоматическое устройство для прекращения сброса при превышении данной концентрации (правило 16 (6)). Кроме МК МАРПОЛ 73/78 ИМО разработано и принято несколько Кодексов в отношении предотвращения загрязнения: Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом (МКХ); -Кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом (КХ); Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (МГК). (МАРПОЛ 73/78) На сегодняшний день Конвенция МАРПОЛ 73/78 является универсальным международным инструментом для установления требований в отношении конструкции судов, оборудования, снабжения и организационных мер противодействия попадания нефти и других загрязняющих веществ в окружающую среду. В соответствии с положениями Конвенции, термин «вредное вещество» - означает любое вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, причинить вред живим ресурсам, морской фауне и флоре, нарушить природную привлекательность моря в качестве места отдыха или помешать другим видам правомерного пользования морем, и включает любое вещество, подпадающее под действие Конвенции. Принципы, заложенные в МАРПОЛ 73/78 – те же, что были выработаны ранее, а именно: установление запретных зон для сбросов вредных веществ (причём по разным вредным веществам эти зоны различаются); установление ограничений на сброс вредных веществ за пределами запретных зон; технические требования к оборудованию судов, препятствующему непреднамеренному сбросу; доказательства соответствия, процедуры контроля и проверок; организационные процедуры и требования к экипажу. Конвенция МАРПОЛ 73/78 постоянно пересматривается и обновляется с целью поддержания её на должном уровне. Технические требования и нормы в отношении конструкции и оборудования судов, а также некоторые правила относительно эксплуатации судов содержатся в Приложениях к МАРПОЛ 73/78. Структура МАРПОЛ 73/78 следующая: Конвенция МАРПОЛ 73 – 29 статей; Протокол МАРПОЛ 78 – 9 статей; Протокол I – Положения, касающиеся сообщений об инцидентах, повлекших сброс вредных веществ – 5 статей; Протокол II- Арбитраж – 10 статей; Приложение I - Правила по предотвращению загрязнения моря нефтью – 26 правил. Приложение II - Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом - 14 правил. Приложение III - Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми в упаковке, грузовых контейнерах, съёмных танках, автомобильных и железнодорожных цистернах – 7 правил. ИМО приняты такой документ, в развитие норм Приложения III: -Руководство по определению вредных веществ в упаковке. Приложение IV – Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов – 6 правил. Приложение V - Правила предотвращения загрязнения мусором с судов – 7 правил. Приложение VI – Правила предотвращения загрязнения воздуха с судов – 6 правил. ИМО приняты такие следующие документы, в развитие норм Приложения I: - Дополнения к Приложению I: Дополнение I -Перечень нефтепродуктов; Дополнение II – Форма международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью; Дополнение III – Форма журнала нефтяных операций. - Единые толкования положений Приложения I; - Дополнения к Единым толкованиям положений Приложения I – 6 дополнений: Приложение II – Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом - 14 правил. ИМО приняты такие следующие документы, в развитие норм Приложения II: - Дополнения к Приложению II: Дополнение I – Руководящие принципы классификации вредных жидких веществ; Дополнение II – Перечень вредных жидких веществ, перевозимых наливом; Дополнение III – Перечень других жидких веществ, перевозимых наливом; Дополнение IV – Журнал грузовых операций для судов, перевозящих вредные жидкие вещества наливом; Дополнение V– Форма Международного свидетельства о предотвращении загрязнения при перевозке вредных веществ наливом. -Единые толкования положений Приложения II; -Стандарты на методы и устройства для сброса вредных жидких веществ; -Руководство по временной оценке жидких веществ, перевозимых наливом. Приложение III - Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми в упаковке, грузовых контейнерах, съёмных танках, автомобильных и железнодорожных цистернах – 7 правил. ИМО приняты такой документ, в развитие норм Приложения III: -Руководство по определению вредных веществ в упаковке. Приложение I относится ко всем судам, на которые распространяется МАРПОЛ. Сброс нефти за борт строго запрещен в одних районах и сильно ограничен в других. От судов требуется иметь на борту определенное оборудование, соответствующее стандартам ИМО, а также наличие Журнала нефтяных операций. Всем судам, за исключением малых, требуется пройти освидетельствование на предмет соответствия МАРПОЛ, а судам, совершающим международные рейсы — иметь свидетельство установленной формы (IОРР). Кроме того, всем судам нужно иметь на борту «Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью» (SОРЕР). Следует учитывать, что материалы МАРПОЛ подвергаются пересмотру и изменениям. Приложение I содержит ряд обязательных требований. Так, эксплуатационный слив нефти с танкеров разрешается в случае выполнения следующих условий: - Общее количество нефти, которое танкер может слить за борт - Скорость сброса нефти не должна превышать 30 литров на пройденную судном милю пути; - Не разрешается любой сброс нефти из грузовых помещений танкера на Сливы из машинных помещений всех судов (в движении) разрешаются на расстоянии более 12 миль от берега, и содержание нефти в них должно быть менее 100 частей на миллион (100 ррм). Танкеры свыше 150 брт и все другие суда свыше 400 брт должны иметь Международный сертификат предотвращения загрязнения нефтью. Приводится также ряд требований к конструкции и оборудованию нефтяных танкеров. В частности, все суда должны быть оборудованы системой сепарации «вода — нефть» или системой фильтрации для слива из льял машинных отделений вместе с бортовыми танками для хранения нефтяных остатков из сепараторов и после очистки. Суда вместимостью более 10000 брт должны быть оборудованы системой наблюдения и контроля за выгрузкой. На танкерах и других судах должны вестись Журналы нефтяных операций, в которых должны фиксироваться все операции с нефтью. Эти книги подлежат проверкам морскими администрациями стран — участниц МАРПОЛ. Приложение II содержит подробные требования, критерии и меры по контролю за сливом за борт ядовитых жидких веществ, перевозимых наливом. Эти вещества разделены на 4 категории (А, В, С, Д) в соответствии со степенью экологической опасности, которую они представляют для ресурсов моря и здоровья человека. Около 250 таких веществ включены в список приложений к конвенции. Категория А — биоаккумулируемые вещества, опасные для морских организмов и здоровья человека (бутил бензолы, нафталин, дифенилы и др.). Категория В — высоко аккумулируемые вещества, сохраняющие свои свойства в течение недели, делают морские организмы непригодными в пищу, умеренно токсичные (фенол, дихлорид этилена). Категория С — малотоксичные для морских организмов (ксикол, бензол). Категория Д — практически нетоксичные для морских организмов, но опасные для здоровья человека (фосфорная кислота). В любом случае не разрешается сброс за борт отходов, содержащих ядовитые вещества, на расстоянии менее 12 миль от берега и при глубинах меньших 25 метров. Еще большие ограничения установлены для Балтийского и Черного морей. Операции, производимые с веществами, охватываемые Приложением II, должны записываться в судовой грузовой книге, которая может проверяться уполномоченными стран — участниц конвенции. Пересмотренное Приложение II входит в силу 1 января 2007 г. Приложение III относится к судам, перевозящим вредные вещества в упакованном виде. При этом под вредными веществами подразумеваются вещества, обозначенные как «загрязнители моря» в Международном кодексе перевозки опасных грузов (IМDG), а под упаковкой — любые вместилища груза, не являющиеся судовыми конструкциями (пакеты, контейнеры, трейлеры, цистерны). Основной принцип данного Приложения — никакое вредное вещество, перевозимое в упаковке, не может быть сброшено за борт ни при каких условиях, за исключением случаев, когда это необходимо для спасения судна или человеческой жизни. Установлены требования (стандарты) к упаковке, маркировке, ярлыкам, документации, укладке, ограничению количества с целью предотвращения или минимизации загрязнения моря вредными веществами. Для выполнения этих требований следует применять Кодекс 1МВО, введенный в действие с 1.01.1991 г. Запрещается перевозка вредных веществ, если она не соответствует требованиям, приведенным в этом Приложении. Приложение IV. Не разрешается сливать сточные воды на расстоянии менее 4 миль от берега, если они не прошли обработку (очистку). На расстоянии от 4 до 12 миль от берега стоки должны быть измельчены и обеззаражены перед сбросом. Суда должны подвергаться освидетельствованию; для судов, совершающих международные рейсы, требуется Международное свидетельство предписанной формы. Украина приняла на себя обязательства по применению этого Приложения. Пересмотренное Приложение IV одобрено ИМО в 2004 г. Приложение V. Установлены минимальные допустимые дистанции от берега, на которых разрешается сброс различных видов мусора. Как перечислено ниже, сброс мусора запрещен или ограничен: 1. Любого пластикового мусора (рыболовные синтетические сети, пластиковые пакеты, концы). 2. Плавающие и упаковочные материалы могут быть сброшены в море на расстоянии более 25 миль от берега. Пищевые отходы и весь другой мусор (бумага, ветошь, стекло, металл) не могут быть сброшены в море в пределах 12 миль от берега, если они перед этим не прошли дробление или измельчение. Дополнительно в «особых» районах: 1) сброс любого мусора, кроме пищевых отходов, в море запрещен; 2) пищевые отходы могут быть сброшены в море на расстоянии более 12 миль от берега. На судах, совершающих международные рейсы (более 400 брт), требуется наличие Журнала операций с мусором, плана обращения с мусором и плакатов, иллюстрирующих правила предотвращения загрязнения мусором. План обращения с мусором должен учитывать имеющиеся на судне устройства для сбора, хранения, утилизации, сдачи мусора. Эти правила вступили в силу для всех судов с 01.07.98 г. Приложение VI. Правила предотвращения загрязнения атмосферного воздуха с судов. Затрагивают следующие основные направления и устанавливают пределы в отношении: - выбросов от судовых дизельных двигателей (окислы серы, азота); - сжигания мусора на судне (судовые инсинераторы); - качества жидкого топлива (ограничивается содержание серы); - озоноразрушающих веществ, применяемых на судне; - систем контроля испарений. Контрольной зоной в отношении эмиссии с судов окислов серы установлено Балтийское море. Суда должны иметь Международное свидетельство о предотвращении загрязнения воздушной среды установленной формы. Продолжая работу в этом направлении, ИМО подготовила соглашения, регламентирующие операции с балластными водами (смена балласта в открытом море с целью предотвращения переноса нежелательных микроорганизмов), запрета использования для покраски подводной части корпуса токсичных красок, которые могут, растворяясь в морской воде, наносить ущерб флоре и фауне океана. В частности, наиболее опасными компонентами являются трибутил и олово, применение которых в судовых красках уже запретили в Японии и некоторых других странах. Протокол 1978 г. к МАРПОЛ внес много изменений в Приложение I Конвенции. Установлено, что все новые танкеры дедвейтом 20000 т и более должны иметь изолированные балластные танки, расположенные в таких местах, чтобы служить защитой для грузовых танков на случай столкновения или посадки на мель. Ранее названное требование относилось к танкерам дедвейтом свыше 70000 т. Другое новшество — мойка танков нефтью, а не забортной водой. Для существующих танкеров, перевозящих сырую нефть, предполагалось иметь ряд чистых балластных танков (используемых только для балластной воды), что снижало расходы на полную систему с отстойными танками. Протокол 1978 г. ввел также строгие требования в отношении проверок и сертификации судов на соответствие МАРПОЛ 73/78. В соответствии с ним проверки выполняются: - первоначальная перед вводом судна в эксплуатацию и до получения Международного сертификата о предотвращении загрязнения; - периодические с интервалом, не превышающим 5 лет; - как минимум, одна промежуточная в период действия названного сертификата; - неплановые инспекции или обязательные годичные проверки, практикуемые администрациями стран-членов ИМО. К Конвенции МАРПОЛ 73/78 принимались дополнения в следующие годы: 1984, 1985, 1987, 1989 (дважды), 1990 (дважды), 1991, 1992, 1995 и позднее. Ввод в действие этих дополнений осуществляется обычно автоматически — через установленный период времени (12-16 месяцев) после даты их одобрения ИМО. Наиболее важным из дополнений к МАРПОЛ, принятых в последнее время, было дополнение к Приложению 1 (27.04.2001г.) об ускоренном выводе из эксплуатации однокорпусных нефтяных танкеров. Все нефтетанкеры разделяются (исходя из дедвейта и соответствия требованиям о расположении танков изолированного балласта) на три категории: категория 1, категория 2, категория 3 (без названия), для которых установлены определенные сроки прекращения использования в качестве перевозочных средств. К 2015 г. большинство танкеров, занятых перевозкой различных видов нефтяных грузов, должны будут иметь двойной. Такие суда являются более защищенными от попадания в море груза при определенных видах аварий. Все новые танкеры, построенные после 1996 г., должны иметь двойной корпус. Согласно этому дополнению ко всем однокорпусным танкерам возрастом 15 лет и более должна применяться схема оценки состояния, позволяющая достоверно определять степень опасности эксплуатации таких судов для природной среды. График вывода из эксплуатации однокорпусных танкеров был утвержден дополнением к МАРПОЛ, принятым 4.12.2003 г. Он вошел в силу с апреля 2005 г. В соответствии с графиком однокорпусные танкеры категории 1 должны быть выведены из эксплуатации в течение 2005 г., категории 2 и 3 (в зависимости от даты постройки) в период 2005-2010 гг. В октябре 2004 г. были приняты дополнения к Приложению II МАРПОЛ (входят в силу 1 января 2007 г.). В них все вредные жидкие вещества, перевозимые наливом, разделены на четыре категории: - Категория X — вредные вещества, которые представляют большую опасность для живых ресурсов моря и здоровья человека и поэтому их слив в море запрещается. - Категория У — вредные жидкие вещества, которые, будучи сброшенными в море, представляют угрозу для морских биоресурсов или здоровья человека или наносят вред используемым морепродуктам и поэтому количество их слива в море должно ограничиваться. - Категория 2 — вредные жидкие вещества, которые при сливе в море вызывают небольшую угрозу для морских ресурсов и здоровья человека, поэтому количество и качество сбрасываемых в море веществ этой категории менее ограничено. Другие вещества — находящиеся вне категорий X, V, 2 потому, что они не причиняют вреда биоресурсам моря и здоровью человека. Сброс таких веществ в море вместе с балластными водами судов не подпадает под требования Приложения II МАРПОЛ. Применение. Конвенция применяется ко всем судам, включая суда на подводных крыльях и на воздушной подушке, подводные суда, плавучие средства, а также стационарные или плавучие платформы, за исключением военных кораблей, военно-вспомогательных судов, судов несущих государственную службу. Государство флага ответственно за обеспечение выполнения судами под его флагом требований этой МК, в подтверждение чего должны выдаваться сертификаты, определенные этой конвенцией. Условия этой МК дают право странам-участницам контролировать суда других стран-участниц, если имеются веские основания полагать, что судно и его оборудование существенно не соответствуют требованиям МК. Контролю также подвержены и суда стран, не являющихся участниками Конвенции для того, чтобы не создавать более благоприятных условий для таких судов.
|