Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оборудование судов для предотвращения загрязнения






 

Оборудование судов для предотвращения загрязнения также должно регламентироваться правилами, устанавливаемыми государством - флага. В СССР национальные правила в отношении оборудования судов устанавливались, в частности, Наставлением по предотвращению загрязнения с судов (РД 31.04.23-86), а кроме этого - соответствующими Правилами Регистра СССР. Национальные правила в СССР базировались на требованиях к оборудованию, установленных в МК МАРПОЛ 73/78.

Все проектируемые и строящиеся сейчас суда (даже те, которые ещё не включены в судовой реестр государства флага), к которым пока, до подъёма государственного флага формально нельзя предъявлять требований, тем не менее, строятся под техническим надзором классификационного общества и по правилам классификационного общества, которые учитывают международные стандарты.

МАРПОЛ 73/78 включает в себя несколько приложений, относящихся к различным загрязняющим веществам и по каждому загрязняющему веществу приводятся требования к конструкции судов и судовому оборудованию. Так, например, в отношении загрязнения нефтью, если бортовые танки и танки двойного дна существующих нефтяных танкеров (правило 13 G(4)) используются в качестве балластных, балластное оборудование должно как минимум соответствовать «Пересмотренной спецификации для нефтяных танкеров с выделенными танками чистого балласта» А после 6 июля 1998 г. все суда, снабженные фильтрующим до 15 мг/л оборудованием, должны иметь автоматическое устройство для прекращения сброса при превышении данной концентрации (правило 16 (6)). Кроме МК МАРПОЛ 73/78 ИМО разработано и принято несколько Кодексов в отношении предотвращения загрязнения:

Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом (МКХ);

-Кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом (КХ);

Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (МГК).

(МАРПОЛ 73/78) На сегодняшний день Конвенция МАРПОЛ 73/78 является универсальным международным инструментом для установления требований в отношении конструкции судов, оборудования, снабжения и организационных мер противодействия попадания нефти и других загрязняющих веществ в окружающую среду. В соответствии с положениями Конвенции, термин «вредное вещество» - означает любое вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, причинить вред живим ресурсам, морской фауне и флоре, нарушить природную привлекательность моря в качестве места отдыха или помешать другим видам правомерного пользования морем, и включает любое вещество, подпадающее под действие Конвенции.

Принципы, заложенные в МАРПОЛ 73/78 – те же, что были выработаны ранее, а именно: установление запретных зон для сбросов вредных веществ (причём по разным вредным веществам эти зоны различаются); установление ограничений на сброс вредных веществ за пределами запретных зон; технические требования к оборудованию судов, препятствующему непреднамеренному сбросу; доказательства соответствия, процедуры контроля и проверок; организационные процедуры и требования к экипажу.

Конвенция МАРПОЛ 73/78 постоянно пересматривается и обновляется с целью поддержания её на должном уровне. Технические требования и нормы в отношении конструкции и оборудования судов, а также некоторые правила относительно эксплуатации судов содержатся в Приложениях к МАРПОЛ 73/78.

Структура МАРПОЛ 73/78 следующая:

Конвенция МАРПОЛ 73 – 29 статей;

Протокол МАРПОЛ 78 – 9 статей;

Протокол I – Положения, касающиеся сообщений об инцидентах, повлекших сброс вредных веществ – 5 статей;

Протокол II- Арбитраж – 10 статей;

Приложение I - Правила по предотвращению загрязнения моря нефтью – 26 правил.

Приложение II - Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом - 14 правил.

Приложение III - Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми в упаковке, грузовых контейнерах, съёмных танках, автомобильных и железнодорожных цистернах – 7 правил.

ИМО приняты такой документ, в развитие норм Приложения III:

-Руководство по определению вредных веществ в упаковке.

Приложение IV – Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов – 6 правил.

Приложение V - Правила предотвращения загрязнения мусором с судов – 7 правил.

Приложение VI – Правила предотвращения загрязнения воздуха с судов – 6 правил.

ИМО приняты такие следующие документы, в развитие норм Приложения I:

- Дополнения к Приложению I: Дополнение I -Перечень нефтепродуктов; Дополнение II – Форма международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью; Дополнение III – Форма журнала нефтяных операций.

- Единые толкования положений Приложения I;

- Дополнения к Единым толкованиям положений Приложения I – 6 дополнений:

Приложение II – Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом - 14 правил.

ИМО приняты такие следующие документы, в развитие норм Приложения II:

- Дополнения к Приложению II: Дополнение I – Руководящие принципы классификации вредных жидких веществ; Дополнение II – Перечень вредных жидких веществ, перевозимых наливом; Дополнение III – Перечень других жидких веществ, перевозимых наливом; Дополнение IV – Журнал грузовых операций для судов, перевозящих вредные жидкие вещества наливом; Дополнение V– Форма Международного свидетельства о предотвращении загрязнения при перевозке вредных веществ наливом.

-Единые толкования положений Приложения II;

-Стандарты на методы и устройства для сброса вредных жидких веществ;

-Руководство по временной оценке жидких веществ, перевозимых наливом.

Приложение III - Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми в упаковке, грузовых контейнерах, съёмных танках, автомобильных и железнодорожных цистернах – 7 правил.

ИМО приняты такой документ, в развитие норм Приложения III:

-Руководство по определению вредных веществ в упаковке.

Приложение I относится ко всем судам, на которые распростра­няется МАРПОЛ. Сброс нефти за борт строго запрещен в одних рай­онах и сильно ограничен в других. От судов требуется иметь на бор­ту определенное оборудование, соответствующее стандартам ИМО, а также наличие Журнала нефтяных операций. Всем судам, за ис­ключением малых, требуется пройти освидетельствование на пред­мет соответствия МАРПОЛ, а судам, совершающим международ­ные рейсы — иметь свидетельство установленной формы (IОРР). Кро­ме того, всем судам нужно иметь на борту «Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью» (SОРЕР). Сле­дует учитывать, что материалы МАРПОЛ подвергаются пересмот­ру и изменениям.

Приложение I содержит ряд обязательных требований. Так, экс­плуатационный слив нефти с танкеров разрешается в случае выпол­нения следующих условий:

- Общее количество нефти, которое танкер может слить за борт
на балластном переходе (в движении) не должно превышать
1/30 000 общей грузоподъемности судна;

- Скорость сброса нефти не должна превышать 30 литров на пройденную судном милю пути;

- Не разрешается любой сброс нефти из грузовых помещений танкера на
расстоянии менее 50 миль от берега.

Сливы из машинных помещений всех судов (в движении) разре­шаются на расстоянии более 12 миль от берега, и содержание нефти в них должно быть менее 100 частей на миллион (100 ррм).

Танкеры свыше 150 брт и все другие суда свыше 400 брт должны иметь Международный сертификат предотвращения загрязнения нефтью. Приводится также ряд требований к конструкции и обору­дованию нефтяных танкеров. В частности, все суда должны быть оборудованы системой сепарации «вода — нефть» или системой фильтрации для слива из льял машинных отделений вместе с борто­выми танками для хранения нефтяных остатков из сепараторов и пос­ле очистки. Суда вместимостью более 10000 брт должны быть обо­рудованы системой наблюдения и контроля за выгрузкой.

На танкерах и других судах должны вестись Журналы нефтяных операций, в которых должны фиксироваться все операции с нефтью. Эти книги подлежат проверкам морскими администрациями стран — участниц МАРПОЛ.

Приложение II содержит подробные требования, критерии и меры по контролю за сливом за борт ядовитых жидких веществ, перевози­мых наливом. Эти вещества разделены на 4 категории (А, В, С, Д) в соответствии со степенью экологической опасности, которую они представляют для ресурсов моря и здоровья человека. Около 250 таких веществ включены в список приложений к конвенции.

Категория А — биоаккумулируемые вещества, опасные для мор­ских организмов и здоровья человека (бутил бензолы, нафталин, дифенилы и др.).

Категория В — высоко аккумулируемые вещества, сохраняющие свои свойства в течение недели, делают морские организмы непри­годными в пищу, умеренно токсичные (фенол, дихлорид этилена).

Категория С — малотоксичные для морских организмов (ксикол, бензол).

Категория Д — практически нетоксичные для морских организ­мов, но опасные для здоровья человека (фосфорная кислота).

В любом случае не разрешается сброс за борт отходов, содержа­щих ядовитые вещества, на расстоянии менее 12 миль от берега и при глубинах меньших 25 метров. Еще большие ограничения уста­новлены для Балтийского и Черного морей. Операции, производи­мые с веществами, охватываемые Приложением II, должны записы­ваться в судовой грузовой книге, которая может проверяться уполномоченными стран — участниц конвенции. Пересмотренное При­ложение II входит в силу 1 января 2007 г.

Приложение III относится к судам, перевозящим вредные веще­ства в упакованном виде. При этом под вредными веществами под­разумеваются вещества, обозначенные как «загрязнители моря» в Международном кодексе перевозки опасных грузов (IМDG), а под упаковкой — любые вместилища груза, не являющиеся судовыми конструкциями (пакеты, контейнеры, трейлеры, цистерны).

Основной принцип данного Приложения — никакое вредное ве­щество, перевозимое в упаковке, не может быть сброшено за борт ни при каких условиях, за исключением случаев, когда это необхо­димо для спасения судна или человеческой жизни.

Установлены требования (стандарты) к упаковке, маркировке, ярлыкам, документации, укладке, ограничению количества с целью предотвращения или минимизации загрязнения моря вредными ве­ществами. Для выполнения этих требований следует применять Ко­декс 1МВО, введенный в действие с 1.01.1991 г. Запрещается пере­возка вредных веществ, если она не соответствует требованиям, при­веденным в этом Приложении.

Приложение IV. Не разрешается сливать сточные воды на расстоя­нии менее 4 миль от берега, если они не прошли обработку (очистку).

На расстоянии от 4 до 12 миль от берега стоки должны быть из­мельчены и обеззаражены перед сбросом. Суда должны подвергаться освидетельствованию; для судов, совершающих международные рей­сы, требуется Международное свидетельство предписанной формы. Украина приняла на себя обязательства по применению этого При­ложения. Пересмотренное Приложение IV одобрено ИМО в 2004 г.

Приложение V. Установлены минимальные допустимые дистан­ции от берега, на которых разрешается сброс различных видов му­сора. Как перечислено ниже, сброс мусора запрещен или ограничен:

1. Любого пластикового мусора (рыболовные синтетические сети, пластиковые пакеты, концы).

2. Плавающие и упаковочные материалы могут быть сброшены в море на расстоянии более 25 миль от берега.

Пищевые отходы и весь другой мусор (бумага, ветошь, стекло, металл) не могут быть сброшены в море в пределах 12 миль от берега, если они перед этим не прошли дробление или измельчение.

Дополнительно в «особых» районах:

1) сброс любого мусора, кроме пищевых отходов, в море запре­щен;

2) пищевые отходы могут быть сброшены в море на расстоянии более 12 миль от берега.

На судах, совершающих международные рейсы (более 400 брт), требуется наличие Журнала операций с мусором, плана обращения с мусором и плакатов, иллюстрирующих правила предотвращения заг­рязнения мусором. План обращения с мусором должен учитывать имеющиеся на судне устройства для сбора, хранения, утилизации, сда­чи мусора. Эти правила вступили в силу для всех судов с 01.07.98 г.

Приложение VI. Правила предотвращения загрязнения атмосфер­ного воздуха с судов. Затрагивают следующие основные направления и устанавливают пределы в отношении:

- выбросов от судовых дизельных двигателей (окислы серы, азота);

- сжигания мусора на судне (судовые инсинераторы);

- качества жидкого топлива (ограничивается содержание серы);

- озоноразрушающих веществ, применяемых на судне;

- систем контроля испарений.

Контрольной зоной в отношении эмиссии с судов окислов серы установлено Балтийское море.

Суда должны иметь Международное свидетельство о предотвра­щении загрязнения воздушной среды установленной формы.

Продолжая работу в этом направлении, ИМО подготовила со­глашения, регламентирующие операции с балластными водами (сме­на балласта в открытом море с целью предотвращения переноса не­желательных микроорганизмов), запрета использования для покрас­ки подводной части корпуса токсичных красок, которые могут, растворяясь в морской воде, наносить ущерб флоре и фауне океана. В частности, наиболее опасными компонентами являются трибутил и олово, применение которых в судовых красках уже запретили в Японии и некоторых других странах.

Протокол 1978 г. к МАРПОЛ внес много изменений в Приложение I Конвенции. Установлено, что все новые танкеры дедвейтом 20000 т и более должны иметь изолированные балластные танки, расположен­ные в таких местах, чтобы служить защитой для грузовых танков на случай столкновения или посадки на мель. Ранее названное требова­ние относилось к танкерам дедвейтом свыше 70000 т.

Другое новшество — мойка танков нефтью, а не забортной водой.

Для существующих танкеров, перевозящих сырую нефть, пред­полагалось иметь ряд чистых балластных танков (используемых только для балластной воды), что снижало расходы на полную сис­тему с отстойными танками.

Протокол 1978 г. ввел также строгие требования в отношении проверок и сертификации судов на соответствие МАРПОЛ 73/78. В соответствии с ним проверки выполняются:

- первоначальная перед вводом судна в эксплуатацию и до по­лучения Международного сертификата о предотвращении загрязнения;

- периодические с интервалом, не превышающим 5 лет;

- как минимум, одна промежуточная в период действия назван­ного сертификата;

- неплановые инспекции или обязательные годичные проверки, практикуемые администрациями стран-членов ИМО.

К Конвенции МАРПОЛ 73/78 принимались дополнения в следу­ющие годы: 1984, 1985, 1987, 1989 (дважды), 1990 (дважды), 1991, 1992, 1995 и позднее.

Ввод в действие этих дополнений осуществляется обычно авто­матически — через установленный период времени (12-16 месяцев) после даты их одобрения ИМО.

Наиболее важным из дополнений к МАРПОЛ, принятых в пос­леднее время, было дополнение к Приложению 1 (27.04.2001г.) об ускоренном выводе из эксплуатации однокорпусных нефтяных тан­керов. Все нефтетанкеры разделяются (исходя из дедвейта и соответствия требованиям о рас­положении танков изолированного балласта) на три категории: ка­тегория 1, категория 2, категория 3 (без названия), для которых установлены определенные сроки прекращения использования в качестве перевозочных средств. К 2015 г. большинство танкеров, занятых перевозкой различных видов нефтяных грузов, должны будут иметь двойной. Такие суда являются более защищенными от попада­ния в море груза при определенных видах аварий. Все новые танке­ры, построенные после 1996 г., должны иметь двойной корпус.

Согласно этому дополнению ко всем однокорпусным танкерам воз­растом 15 лет и более должна применяться схема оценки состояния, позволяющая достоверно оп­ределять степень опасности эксплуатации таких судов для природной среды. График вывода из эксплуатации однокорпусных танкеров был утвержден дополнением к МАРПОЛ, принятым 4.12.2003 г. Он во­шел в силу с апреля 2005 г. В соответствии с графиком однокорпусные танкеры категории 1 должны быть выведены из эксплуатации в течение 2005 г., категории 2 и 3 (в зависимости от даты постройки) в период 2005-2010 гг.

В октябре 2004 г. были приняты дополнения к Приложению II МАРПОЛ (входят в силу 1 января 2007 г.). В них все вредные жидкие вещества, перевозимые наливом, разделены на четыре категории:

- Категория X — вредные вещества, которые представляют боль­шую опасность для живых ресурсов моря и здоровья человека и поэтому их слив в море запрещается.

- Категория У — вредные жидкие вещества, которые, будучи сброшенными в море, представляют угрозу для морских биоресурсов или здоровья человека или наносят вред используе­мым морепродуктам и поэтому количество их слива в море должно ограничиваться.

- Категория 2 — вредные жидкие вещества, которые при сливе в море вызывают небольшую угрозу для морских ресурсов и здоровья человека, поэтому количество и качество сбрасыва­емых в море веществ этой категории менее ограничено.

Другие вещества — находящиеся вне категорий X, V, 2 потому, что они не причиняют вреда биоресурсам моря и здоровью чело­века. Сброс таких веществ в море вместе с балластными водами судов не подпадает под требования Приложения II МАРПОЛ.

Применение. Конвенция применяется ко всем судам, включая суда на подводных крыльях и на воздушной подушке, подводные суда, плавучие средства, а также стационарные или плавучие платформы, за исключением военных кораблей, военно-вспомогательных судов, судов несущих государственную службу. Государство флага ответственно за обеспечение выполнения судами под его флагом требований этой МК, в подтверждение чего должны выдаваться сертификаты, определенные этой конвенцией. Условия этой МК дают право странам-участницам контролировать суда других стран-участниц, если имеются веские основания полагать, что судно и его оборудование существенно не соответствуют требованиям МК. Контролю также подвержены и суда стран, не являющихся участниками Конвенции для того, чтобы не создавать более благоприятных условий для таких судов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.