Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплектование экипажа






 

Прежде всего, обратимся к Разделу III Кодекса торгового мореплавания Украины, который содержит правовые нормы, касающиеся экипажей судов под флагом Украины.

Ст. 48 описывает правовое положение экипажа судна, указывает, что на судне под Украинским флагом экипаж пользуется правами и обязанностями, предусмотренными украинским законодательством.

Ст.49 определяет, что в состав экипажа входят капитан, другие лица командного состава и судовая команда.

Ст.51 называется так - «Требования к квалификации членов экипажа»:

«К занятию должностей капитана и других лиц командного состава допускаются лица, имеющие соответствующие звания, установленные Положением о званиях лиц командного состава морских судов и порядке их присвоения, которое утверждается Кабинетом Министров Украины.

Присвоение званий удостоверяется выдачей дипломов или квалификационных свидетельств после успешной сдачи экзаменов в государственной квалификационной комиссии….»

Такое разделение экипажа на капитана, командный состав и судовую команду ведёт свою историю не только с советских времен, когда к занятию командных должностей на судне допускались лица, имеющие соответствующие звания.

Так, к примеру, в Уставе о купеческом водоходстве 1781 г. в главе «О найме корабельных служителей и водоходцев» так пояснялось разделение между корабельными служителями (командным составом) и водоходцами (судовой командой): - «Различие между корабельными служителями и водоходцами состоитъ въ томъ, что первые имеютъ определенныя должности, а последние, т.е. водоходцы, обязаны исправлять всякую вообще работу на корабле, какъ то: оснащивать или разснащивать, действовать рулёмъ и парусами, ошвартовливать корабль, мыть его и содержать въ чистоте, сниматься съ якоря, нагружать, укладывать и выгружать товаръ или баластъ и проч. » Кстати, в Уставе купеческого водоходства уже определялись минимальные квалификационные требования для «исправных» корабельных служителей и водоходцев, т.е. то, что каждый из них должен знать и уметь. Особенностью того Устава можно считать и то, что в него были включены должностные инструкции лиц командного состава. Таким образом, ещё в давние времена вопросы комплектования судов экипажами, объём минимальных квалификационных требований и должностные инструкции закреплялись нормативно законодательным актом наивысшей силы.

Не желая злоупотреблять в нашем изложении материала подробным перечислением всех существовавших встарь норм и правил, коснёмся лишь судоводительских званий.

Положение о них было введено ещё в России ещё в 1909 г. Первый Кодекс торгового мореплавания СССР 1929 г. воспринял нормы дореволюционного русского административного права. Именно наличием званий определялось в советские времена то обстоятельство, что к занятию, например, должности второго помощника капитана на морском судне допускались лица, имевшие рабочий диплом штурмана малого плавания, а к занятию должности старшего помощника капитана допускались лица, имевшие рабочий диплом штурмана дальнего плавания.

Положением о званиях, принятом в СССР было предусмотрено, например, что для присвоения звания штурмана малого плавания необходимо плавание в составе палубной команды самоходных судов, выполненное в соответствии с учебными планами морских учебных заведений, но не менее двенадцати месяцев; для присвоения звания капитана дальнего плавания необходимо проплавать восемнадцать месяцев в дальнем плавании с дипломом штурмана дальнего плавания в должности не ниже старшего помощника капитана на самоходных судах валовой вместимостью не менее 1500 рег.т.

В СССР присвоение звания удостоверялось выдачей диплома или квалификационного свидетельства после прохождения испытаний в специальной квалификационной комиссии. Дипломы и свидетельства выдавались капитанами морских торговых и рыбных портов. Наряду с Положением о званиях в СССР были приняты Устав службы на судах Министерства Морского флота СССР и Устав службы на судах флота Министерства рыбного хозяйства СССР, которые исчерпывающим образом определяли функции, должностные обязанности каждого члена экипажа, начиная с капитана. В Уставе службы на судах ММФ СССР также утверждалось, ст.35 «Лица командного состава должны иметь диплом или квалификационное свидетельство, удостоверяющее соответствующее звание, на право занятия определенной должности», ст.36 «Члены судовой команды назначаются на должности при наличии соответствующего квалификационного свидетельства на право занятия определенной должности».

Таким образом, в СССР существовала стройная система комплектования экипажей судов, где нормативно в административном порядке регламентировались все вопросы подготовки, дипломирования специалистов, их назначения на должности, а также функциональные должностные обязанности. Следует отметить, что такая система имела значительную устойчивость и цельность лишь при условии найма советских моряков на суда под советским флагом. Цельность этой советской правовой конструкции регулирования вопросов комплектования экипажей судов придавало неразрывное внутренне единство правовых норм Кодекса торгового мореплавания, Устава службы, Положения о званиях и Устава о дисциплине работников морского транспорта.

Дело в том, что дополнительное звено, существовавшее в СССР - морское «звание», стоящее между понятиями «должность» и «квалификация» мало где практиковалось среди других стран, в которых для занятия должности требовалось не «звание», а «компетенция», т.е. продемонстрированная на практике «квалификация».

Общемировая тенденция развития нормативного регулирования вопросов комплектования экипажей судов двигалась как раз в установлении прежде всего требований к компетенции для занятия определённых должностей на судне, а не установления требований для получения тех или иных званий. Таким образом, дополнительное звено - «звание» в мировой практике становилось как бы лишним.

В качестве интересной особенности советского морского административного права следует, пожалуй, отметить п.16 Устава о дисциплине, который даёт перечень дисциплинарных взысканий, налагаемых на работников морского транспорта СССР. В подпункте Ж) этого пункта мы находим такое административное взыскание (между тем, относимое Уставом к дисциплинарным) - «лишение звания лица командного состава морских судов с изъятием диплома (квалификационного свидетельства) на срок от одного года до трёх лет с предоставлением работы с учётом профессии (специальности).». Подпункт В) пункта 21 Устава о дисциплине сообщает нам лицо, которое правомочно налагать такое, административное по своей сути, взыскание - «руководители пароходств, управлений флота, портов, предприятий и организаций, учреждений, имеющих суда…могут налагать на …работников взыскания, предусмотренные подпунктами…ж) пункта 16».

В начале 90-х годов, при существенном уменьшении флота советских пароходств моряки были вынуждены искать работу на судах иностранных судовладельцев. При этом явственно высветились некоторые противоречия между нормативным регулированием комплектования экипажей существовавшим в СССР (и воспринятым Украиной) и международно установленным нормативным регулированием.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.