Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конвенция МАРПОЛ 73/78. История возникновения международных унифицированных требований в отношении предотвращения загрязнения моря с судов
Одна из причин загрязнения моря с судов - попадание нефти в море через аварии танкеров. Хотя они случаются не часто, но могут иметь катастрофические последствия для морских вод и прибрежных государств, особенно если судно большое по размерам и авария произошла вблизи берегов. Примеры этому аварии танкеров «Торри Каньон» (1967), «Амоко Кадис» (1978), «Экссон Валдез» (1989), «Браер» (1994). 1989 г. был наихудшим в 80-е годы. В 43 чрезвычайных происшествиях и катастрофах в море вылилось 370 тыс. тонн нефтепродуктов. Наиболее тяжелой была катастрофа с танкером «Экссон Вал-дез» (США) в водах заповедного залива Принс-Вильям на Аляске в марте, когда в море вылилось свыше 40 млн. литров нефти, что привело к самому крупному в истории США загрязнению прибрежных районов. Черное нефтяное пятно растеклось на 2 тыс. кв. км. В 1990 г. у американского побережья произошло несколько серьезных катастроф. В 57 милях от Галвестона (штат Техас) произошли взрывы и пожар на танкере «Мета Берг», в результате чего погибли 2 человек и ранено 17. В акватории Нью-Йорка с танкера «БТ Наутилус» вытекло 250 тыс. галлонов нефти (1 галлон = 3, 785 литра). Более частная причина загрязнения — инцидент в процессе грузовых операций танкеров у причала. По мнению специалистов, до 92% нефтяных пятен на воде возникают по этой причине. Значительное количество нефти попадает в море в результате нормальных (обычных) операций на танкерах, связанных с мойкой танков, когда судно уходит из порта выгрузки, чтобы загрузить другой груз. Еще одна причина загрязнения — очистка танков в связи с постановкой в сухой док, откатка льяльных вод (как у танкеров, так и у сухогрузов) и аварии неналивных судов. Хотя внимание общественности сосредоточено на загрязнении моря нефтью, многие вредные вещества, перевозимые на специализированных или универсальных судах, также представляют опасность для морской среды. Несмотря на небольшие партии таких грузов и принимаемые меры защиты, их воздействие на среду может быть очень сильным. Первый в мире теплоход, нефтяная баржа «Вандал» была построена на заводе «Товарищество нефтяного производства Братьев Нобель» и приступила к эксплуатации на Каспийском море в начале 60-х годов 19 века. Однако в те времена перевозки нефти не были массовыми. Вопросы предотвращения загрязнения моря с судов попали в поле зрения мировой общественности в период начала первых массовых перевозок нефти морем, когда появились первые специализированные суда для этой цели – танкеры, в начале 20 века. (информация о танкере из Батуми в 1901 г.) Перевозки нефти потребовались с развитием автомобилестроения, химической индустрии, главные центры которых были сосредоточены в Северной Америке и Северной Европе. Особенности эксплуатации танкеров предполагают мойку грузовых помещений после выгрузки груза сырой нефти. Мыли грузовые помещения в те времена водой, которую после этой операции благополучно откачивали за борт. Да и способы перекачки нефти с танкера на берег не исключали возможности утечек нефти за борт судна. Так вот, именно эти обстоятельства послужили причиной общественного беспокойства о состоянии морской среды. Например, в Рейне до начала 20-х годов ловился осётр, популяция которого с ростом загрязнения этой судоходной реки была утрачена. Были отмечены всё увеличивающиеся загрязнения портовых вод и прибрежной полосы нефтью и нефтеостатками. Первую инициативу в вопросах предотвращения загрязнения окружающей среды предприняли в США, где местные власти Нью-Йорка в 1921 г. запретили сброс нефтяных отходов в море в пределах двадцати пяти миль от берега. США выступили и с первой инициативой выработки международных правил в отношении предотвращения окружающей среды. В 1926 г. в Вашингтоне состоялась международная конференция, участие в работе которой приняли 13 государств. На Конференции делегация США выступила с предложением запретить сброс нефти с морских судов. Однако решением, принятым на Конференции сброс нефти в море с судов все же допускался, но при определенных условиях: -за пределами прибрежных зон, запретных для сброса нефтесодержащих вод, ширина которых устанавливалась прибрежными государствами самостоятельно, но не должна была превышать 50 миль; -за пределами таких запретных зон сброс нефтяной смеси допускался лишь при содержании нефти в воде, не превышающем 0, 05% (для чего предусматривалось установка сепараторов); На основании Решения Конференции был подготовлен проект международной конвенции, который, впрочем, так и остался проектом. В 30-х годах с инициативой по разработке международных правил в отношении предотвращения загрязнения моря с судов выступила Великобритания. По её предложению Лигой Наций был подготовлен проект конвенции, во многом совпадающий с проектом, подготовленным в 1926 г. в Вашингтоне и в 1936 г. было принято решение о созыве под эгидой Лиги Наций новой международной конференции по рассмотрению проекта международной конвенции о предотвращении загрязнения моря с судов. Однако такая конференция созвана не была и проект этот также не нашёл своего воплощения в жизнь. Последовавшая вскоре за тем вторая мировая война отодвинула вопросы загрязнения моря на второй план. По окончании второй мировой войны, интерес к вопросам загрязнения моря опять возрос. Во время своего первого путешествия на плоту «Кон-Тики» через Тихий океан в 1947 г. Тур Хейердал обратил внимание мировой общественности на то, что во время его путешествия повсюду по пути следования на поверхности воды приходилось видеть пятна нефти. В 1954 г. по инициативе Великобритании в Лондоне была созвана международная конференция, на которой была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью. Вступила в силу эта конвенция в 1958 г. Основными особенностями этой конвенции, получившей название ОЙЛПОЛ-54 были: -установление запретных зон, протяженностью, как правило, 50 миль; -установление концентрации нефти в воде, допустимой к сбросу за пределами запретных зон – 100 миллиграмм на литр; -развитие системы береговых приёмных сооружений для нефтесодержащих балластных вод. В конвенцию ОЙЛПОЛ 54 вносились поправки и дополнения в 1962, 69, 71 г.г. Однако, было признано, что эффективность этого международного соглашения по предотвращению загрязнения моря нефтью в условиях быстро развивающихся перевозок нефти – невелика. В 1969 г. ИМО принимает две важные Международные конвенции: «О вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью» (1п1егуеп1юп) (вступила в силу в мае 1975 г.) и «О гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью» (вступила в силу в июне 1975 г.). Первая предоставляет право принимать в открытом море необходимые меры для предотвращения опасности загрязнения моря и побережья вследствие морской аварии; вторая устанавливает ответственность собственника судна за ущерб от загрязнения, который явился результатом утечки или слива нефти при инциденте. В дополнение к ним в декабре 1971 г. принята Конвенция — «О создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью» (действует с октября 1978 г.). В 70-е гг. необходимость глобальной защиты океана от загрязнения стала очевидной, и в 1973 г. ИМО приняла Международную конвенцию по предупреждению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73). Она была исправлена Протоколом 1978 г. и известна как МАРПОЛ 73/78. Она сильно ограничивает количество нефти, которое может быть сброшено в период судовых операций и запрещает полностью такой сброс в некоторых зонах Мирового океана. Установлены требования к танкерам — иметь изолированные танки для содержания балластной воды: для мойки танков требовалось использовать не воду, а сырую нефть, т. е. перевозимый груз. Этот метод был принят в качестве обязательного в Протоколе 1978 г. к Конвенции МАРПОЛ-73. После принятия МАРПОЛ-73, конвенция ОЙЛПОЛ-54 перестала действовать. С целью уменьшения риска загрязнения моря жидкими вредными ядовитыми веществами в 1970 г. ИМО разработала Кодекс по конструкции и оборудованию судов, перевозящих химикалии наливом. Он не был обязательным, но с 1986 г. все химические танкеры (химовозы) должны были строиться в соответствии с требованиями этого Кодекса. Требования к перевозке морем таких веществ содержатся в Приложении 2 МАРПОЛ 73/78, которое вошло в силу в апреле 1987 г. Глава УП СОЛАС (1974 г.) содержит требования, регламентирующие перевозку морем опасных грузов (ОГ). Они также содержатся в Международном кодексе по опасным грузам (МК МПОГ), принятом ИМО в 1965 г. и регулярно обновляемом. Хотя основное назначение этих документов — безопасность, в 1987 г. кодекс был распространен и на аспекты загрязнения и, в частности, использовался для применения требований Приложения 3 МАРПОЛ. Требования в отношении льяльных вод и других стоков с судна содержатся в Приложении 4 МАРПОЛ 73/78. Судам не разрешается сливать воды на расстоянии менее 4 миль от ближайшего берега. Это Приложение обязательное и вошло в силу в сентябре 2003 г. Требования в отношении мусора и др. остатков содержатся в Приложении 5 к МАРПОЛ 73/78, которое вошло в силу 31.12.1988 г. Наиболее важное условие здесь — полное запрещение выброса пластиковых изделий где-либо в море и строгие ограничения по выбросу мусора в море в прибрежных водах и в особых зонах. Главным инструментом, регулирующим размещение в море земли, песка и др. материалов дноуглубительных работ и различных отходов берегового происхождения, является Конвенция по предупреждению загрязнения моря сбросом остатков и других материалов 1972 г.Она регулирует и запрещает сброс отходов в зависимости от их опасности для среды. Среди материалов, запрещенных к сбросу - сырая нефть, нефтепродукты, кадмий, радиоактивные остатки, пластик и некоторые другие. Материалы, перечисленные в приложении 2, конвенции требуют специального разрешения перед сбрасыванием в море. Это медь, цинк, пестициды и др. В 1988 г. ИМО согласилась, что вопросы загрязнения воздуха должны быть внесены в ее рабочую программу. Было запрещено использование гидрокарбонатов в качестве противопожарных компонентов, так как они способствуют повреждению озонового слоя. Рассматриваются и другие формы загрязнения атмосферы, в частности серой и другими вредными веществами из дымовых труб. Различного рода меры, обеспечивающие предотвращение загрязнения моря в случае аварий судов, содержатся в Конвенциях ИМО: СОЛАС, МППСС-72, ПДНВ-78. Они направлены на повышение безопасности мореплавания и, следовательно, уменьшение риска загрязнения моря с аварийных судов. Что касается снижения последствий загрязнения, то МАРПОЛ 73/78 предусматривает, что новые танкеры должны отвечать требованиям в отношении деления на отсеки и остойчивости, которые призваны обеспечить их живучесть в любом загруженном состоянии в случае столкновения или посадки на мель. Кроме того, Протокол 1978 г. требует, чтобы изолированные балластные танки располагались на танкерах в таких местах, где существует наибольшая вероятность пробоины в случае столкновения или посадки на грунт. Тем самым предотвращается попадание нефти в воду, так как эти танки либо пусты (в груженном состоянии), либо заполнены морской водой (при балластном переходе). В 1992 г. МАРПОЛ была дополнена требованием для новых танкеров иметь двойной корпус или другое устройство, одобренное ИМО. Это требование стало обязательным для танкеров, заказанных после 6 июля 1993 г. и для старых судов, достигших возраста 25 лет. Следует ожидать, что последние не будут переоборудоваться (слишком дорогое занятие), а будут списаны на слом, как не удовлетворяющие требованиям Конвенции. С целью помочь правительствам морских государств — членов ИМО в борьбе с инцидентами на море, связанными с загрязнением, была разработана и одобрена ИМО в 1990 г. Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения моря, реагированию и сотрудничеству (ОРКС). Она нацелена на установление международного сотрудничества и взаимной помощи государств по подготовке на случай загрязнения и соответствующего реагирования на такие инциденты. Участники Конвенции договорились о том, что на нефтяных танкерах вместимостью 50 брт и больше, и на других судах (400 и больше) должны быть планы мероприятий на случай загрязнения моря нефтью (SОРЕР), прибрежные устройства и морские порты там, где высок риск загрязнения. Конвенция требовала от правительств создания национальной системы быстрого и эффективного реагирования на инциденты, связанные с загрязнением. Хотя предотвращение загрязнения морской среды — главнейшая цель ИМО, Организация приняла меры к обеспечению компенсации за ущерб тем, кто пострадал вследствие загрязнения. Цель Конвенции о гражданской ответственности 1969 г.— обязать судовладельцев уплачивать компенсацию за ущерб. Конвенция о фонде, 1971 г. расширяет дополнительную ответственность на импортеров нефти, которые уплачивают взносы в центральный фонд в сумме, зависящей от количества импортируемой ими нефти. Наиболее серьезные последствия разливы нефти в море имеют в случае, когда они происходят вблизи берегов. В середине океана нефтяное пятно не так сильно влияет на живых обитателей, т. к. их здесь значительно меньше, чем у берегов. Поэтому МАРПОЛ установила ряд «особых» районов, в которых полностью запрещен сброс нефти в море (или разрешен под строгим контролем). К ним, в частности, относятся: Средиземное море, Балтийское море, Черное море, Красное море, Персидский залив, Аденский залив, район Антарктики (Приложение 1 — нефть). Балтийское море и Черное море (Приложение 2 — жидкие химикалии); Балтийское море, Средиземное море, Черное море, Красное море, Персидский залив, Северное море, Антарктика, Карибский регион (Приложение 5 — мусор). В 1973 г. В Лондоне состоялась новая Международная конференция по предотвращению загрязнения моря с судов. В работе конференции приняли участие представители 71 стран. На конференции была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 г. (МАРПОЛ 73). Эта конвенция в силу так и не вошла из-за некоторых спорных моментов, включенных в текст правил. С 1976-77 г.г. в мире произошло несколько аварий танкеров, которые вызвали необходимость пересмотра некоторых положений Конвенции МАРПОЛ 73. Но так как нельзя внести изменения в конвенцию, которая не только не вошла, но также и не имела реальных шансов войти в силу, то было принято решение разработать Протокол к Конвенции МАРПОЛ 74. Такой Протокол МАРПОЛ 78 был принят на Международной конференции по безопасности танкеров и предотвращению загрязнения моря с судов, подготовленной ИМО в феврале 1978 г. в Лондоне. Этот Протокол МАРПОЛ-78 включает в себя положения самой Конвенции МАРПОЛ-73, но также содержит новые положения, устраняя, тем самым, препятствия которые стояли на пути ратификации Конвенции МАРПОЛ-73. Конвенция, измененная протоколом известна сейчас как Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. к ней (МАРПОЛ 73/78) и в таком виде она вступила в силу в 1983 г. С целью дальнейшего улучшения состояния морской среды ИМО приняла ряд дополнительных мер: вводится новая программа усиленного контроля (инспектирования) танкеров и балкеров возрастом более 5 лет; создана глобальная система портового контроля за состоянием судов, она распространяется теперь и на способность
|