Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! В. Ш е п е л ь технология морального возвышения 2 страница
Что касается практической, поведенческой моральной готовности, то ее в нашей системе функциональных критериев воспитанности определяет уровень реального поведения ученика, его умение соблюдать важнейшие правила общежития, выполнять основные социально-нравственные обязанности. В состав минимально необходимых учащимся средней школы умений (навыков), от которых зависит успешность их деятельности, входят, как мы полагаем, умения собственно поведенческие, учебные, трудовые, общественно-организаторские, элементарно-педагогические, а также обеспечивающие действенность самообразования и самовоспитания. Оценивать операционно-техническую подготовленность ученика к такой деятельности удобнее всего, на наш взгляд, по двум основаниям. Во-первых, важно учитывать полноту приобретенных учениками практических умений и навыков, поскольку в жизни одни воспитанники владеют лишь некоторыми умениями, другие — их большей частью, а третьи — необходимыми каждому человеку. Собственно мы условно считаем, что воспитанников могут характеризовать: узкая, относительно широкая и широкая практическая подготовленность. Во-вторых, нельзя забывать о мере освоенности приобретенного поведенческого или общественно-трудового умения, реализация которого может носить различный характер. В одном случае она требует от воспитанника серьезного напряжения воли, усиленного самоконтроля (низкая степень освоенности умения), в другом — происходит в значительной мере непроизвольно, достигая уровня навыка (средняя степень), в третьем — приобретает характер привычного, самопроизвольного действия (высокая степень). Таковы основные особенности предлагаемой нами системы моральных критериев, которая органически сочетает в себе интегральные, максимально широкие измерители нравственности с функциональными, частными, характеризующими ее отдельные стороны. Представленная система носит, естественно, общий характер, а потому и использовать ее в педагогической практике не- обходимо с учетом конкретных условий диагностической работы с учащимися. Очень важно, прежде всего, чтобы требования моральных критериев не завышали и не занижали возрастные возможности ребят. Перефразируя известный тезис К.Д. Ушин-ского, мы вправе сказать: если учитель хочет воспитывать школьника во всех отношениях, то он должен прежде узнать его тоже во всех отношениях. Ясно, однако, что это требование необходимо рассматривать как идеальную цель, к которой, разумеется, нужно стремиться, но осуществить которую в полной мере все же нельзя в силу принципиально неисчерпаемости, динамичности человеческой психики, с одной стороны, и лими-тированности возможностей школьного педагога, с другой. Оправданно в этой связи ставить вопрос лишь о реальной для данных условий степени приближения к идеалу, определяемой возможностями данного конкретного воспитателя. Чем меньше эти возможности, тем уже должен быть круг изучаемых у воспитанника сторон его личности, тем они должны быть крупнее и значимее в социально-личностном плане. Как уже отмечалось, центральное место в программе изучения школьника отводится выявлению специфики его моральной направленности и прямо связанных с нею личностных качеств, характеризующих общую нравственную позицию человека, его отношение к основным моральным и гражданским обязанностям. По мере созидания реальных условий диагностической работы с учащимися программы их изучения могут последовательно расширяться и детализироваться. Важно постоянно иметь в виду, что само изучение общих, интегративных и сопряженных с ними функциональных нравственных свойств проходит особенно продуктивно, если оба процесса протекают синхронно и строятся на основе тесной взаимозависимости. Так, в результате познания тех или иных нравственных качеств воспитанника у педагога складывается и уточняется представление о его общей моральной направленности, которое помогает точнее оценить отдельные личностные черты изучаемого. Педагогика. - 1992. —№11-12. -С. 22-26. М. А. ХОЛОДНАЯ, Э. Г. ГЕЛЬФМАН ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ Ориентация на решение задачи интеллектуального воспитания ребенка вынуждает вновь взглянуть на основные компоненты школьного образования: его назначение, содержание, критерии эффективности форм и методов обучения, роль школьного учебника, функции учителя. Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребенку системы научных знаний об окружающей действительности, а также вооружение его методами научного познания), должно реализовать психологическую функцию (формирование субъективного мира лично- ста). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью образовательного процесса является не просто усвоение школьного курса, а обогащение интеллекта учащегося. Суть изменений, происходящих в содержании образования, формулируется в виде двух альтернативных позиций. Традиционная школа решала следующую проблему: «Как обращаться с ребенком, чтобы он более охотно и успешно усваивал содержание образования?» Однако сейчас вопрос должен стоять принципиально иначе: " Каким должно быть содержание образования, чтобы ребенок плодотворно развивался? " При этом имеется в виду не адаптация школьного предмета к индивидуальным и возрастным особенностям учеников, а именно радикальная его трансформация с учетом реальных психологических механизмов интеллектуального развития личности. В контексте задач интеллектуального воспитания эффективность образования должна быть связана с характером тех изменений, которые происходят под влиянием учебного процесса в самом субъекте обучения. Для того, чтобы быть умным, конечно же, недостаточно стать образованным. В качестве критериев должны выступать не только показатели знаний, умений и навыков, но и уровень сформированное™ определенных качеств, характеризующих разные стороны развития интеллекта школьника. Сейчас нужны учебники принципиально нового типа, которые могли бы выполнять роль интеллектуального самоучителя. Для этого необходимо изменить принципы конструирования текста. В частности, учебник должен быть проекцией как научного знания, так и психологических основ интеллектуального развития детей, в том числе и тех, что связаны со спецификой умственного опыта ребенка. Если раньше суть работы учителя заключалась в трансляции знаний и способов познания, то в современной школе важно осуществлять функцию проектирования хода индивидуального интеллектуального развития каждого ученика. <...> Согласно предлагаемому нами подходу, интеллект — это специфическая форма организации индивидуального ментального (умственного опыта), обеспечивающая возможность продуктивного восприятия, понимания и объяснения происходящего. Соотнося интеллект с особенностями организации индивидуального ментального опыта, можно сказать, что любой ученик «заполнен» собственным опытом, который и предопределяет характер его интеллектуальной активности в тех или иных конкретных ситуациях. Каждый школьник объективно нуждается в создании условий, содействующих интеллектуальному росту за счет максимально возможного обогащения своего ментального опыта. В этом суть проблемы интеллектуального воспитания учащихся. ■ ■ * Похоже, что в последнее время ориентация на внутренний мир ученика начинает трансформироваться в одну из центральных идей в области школьной педагогики. Так, в работах И. С. Якиманской обосновывается необходимость «лично-стно ориентированного обучения». При этом в качестве основного приводится положение о том, что каждый учащийся является носителем личного (субъектного) опыта, который вбирает в себя предметы, представления и понятия; умственные и практические действия; эмоциональные коды, в том числе личностные смыслы, установки, стереотипы. <...> Одно из основных различий между традиционным и гуманистическим образованием заключается в том, что в первом внутренний опыт ученика воспринимается как не соответствующий требованиям школьного обучения, тогда как во втором он рассматривается как контекст учения, в частности, поощряются интуитивность, фантазии, выражение чувств, накопленные вне школы жизненные впечатления. В последние годы начался активный поиск инновационных форм и методов обучения, которые могли бы раскрепостить и стимулировать рост интеллектуальных сил школьников. К сожалению, реализации задач интеллектуального воспитания учащихся мешают определенные педагогические стереотипы. Первый из них в тех или иных вариациях основан на следующем убеждении: «Главный показатель эффективности школьного обучения — это уровень усвоения знаний, умений, навыков (ЗУНы)». Разумеется, это важно, но вопрос в другом: достаточны ли они для реализации поставленной задачи? Думается, что нет. На наш взгляд, в формулировании критериев оценки эффективности образовательных процессов следует учитывать компетентность, инициативу, творчество, саморегуляцию, уникальность склада ума (КИТСУ). Речь идет об определенной системе интеллектуальных качеств, характеризующих уровень развития индивидуальных интеллектуальных возможностей. К — компетентность. Интеллектуальная компетентность — особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений, в том числе и в экстремальных условиях. К элементам знаний, отличающих компетентного человека, можно отнести следующие: 1) разнообразие (множество различных знаний о разном); 2) артикулированность (элементы знания четко выделены и взаимосвязаны); 3) гибкость (содержание отдельных элементов знания и связи между ними могут быстро меняться под влиянием объективных факторов, даже в том варианте, когда знание превращается в незнание); 4) быстрота актуализации (оперативность и легкодоступность знания); 5) возможность его применения в разнообразных ситуациях (в том числе способность переноса знания в новую ситуацию); 6) наличие I ключевых элементов; 7) категориальный харак-' тер (определяющая роль того типа знания, которое представлено в виде общих принципов, подходов, идей); 8) владение не только декларативным знанием (о том, «что»), но и процедурным (о том, «как»); 9) наличие информации о собственном знании. И — инициатива. Интеллектуальная инициатива — это желание самостоятельно отыскивать новую информацию, выдвигать те или иные идеи, осваивать другие области приложения творческих способностей. Т — творчество. Интеллектуальное творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности выдвигать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. У творчества два главных врага: страх и психологическая инерция (ригидность) мысли. Прямой долг учителя заключается в том, чтобы сделать процесс обучения для каждого ученика психологически комфортным, а также постараться снять старые и не формировать у них новые стереотипы. С — саморегуляция. Интеллектуальная саморегуляция — это умение произвольно управлять интеллектуальной деятельностью и, главное, целенаправленно строить процесс самообучения. Известно, что эффективность образования находится в прямой зависимости от уровня самоорганизации школьника. Нужна сформирован-ность механизмов непроизвольного и произвольного интеллектуального контроля. Необходим особый тип метазнания относительно умственных способностей. Важное условие — готовность работать в режиме «открытой» познавательной позиции. У — уникальность склада ума. Одна из задач интеллектуального воспитания и заключается в том, чтобы к окончанию школы в максимальной мере укрепить чувство неповторимости, оригинальности ума каждого школьника. Итак, обладание всеми этими качествами позволяет характеризовать степень эффективности школьного образования, что не умаляет важности формирования знаний, умений и навыков, которые следует рассматривать в качестве составных элементов в более широком контексте задач интеллектуального воспитания. Далее. Стало уже стереотипом, что ученики существенно различаются по уровню своей умственной одаренности, которая в значительной степени является врожденным качеством. Следовательно, некоторых из них учить по высшим образовательным стандартам бессмысленно. Нельзя не признать, что за укрепление в педагогической среде такой позиции во многом несут ответственность те профессиональные психологи, которые продолжают смотреть на интеллект через призму тестологических теорий.... Какова же конечная цель интеллектуального воспитания? Что меняется в человеке, если он интеллектуально воспитан? На наш взгляд, изменяется его «умственная» картина мира. Показателями интеллектуальной зрелости выступают: широта умственного кругозора, гибкость и многовариантность оценок происходящего, готовность к принятию необычной информации, умение осмысливать происходящее одновременно в терминах прошлого (причин) и будущего (последствий), ориентации на выявление существенных, объективно значимых аспектов происходящего, склонность мыслить в категориях вероятного в рамках ментальной модели «как, если бы». Основная задача интеллектуального воспитания сводится к тому, чтобы помочь ученику выстроить свой ментальный мир Педагогика. - 1998. — №1. — С.54-60. Б. М. НЕМЕН С КИЙ ПРИОРИТЕТЫ НА ПУТЯХ ГАРМОНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Существует опасность, что перестройка, происходящая в системе образования, остановится на уровне частичных решений, растечется по деталям и не затронет коренные, давно не решаемые вопросы. Никакая творческая инициатива отдельных, даже самых талантливых личностей и никакая организационная перестановка кадров в научной или административной сфере не изменят общего положения, если общество не осознает по-новому человеческие, социальные цели общеобразовательной школы. Не только вопрос «как учить?», но и вопрос «зачем учить?» надо заново поставить в программах учебных предметов и при обосновании учебных планов школ и, вузов. Несоответствие нынешнего содержания обра- зования социальному заказу общества очевидно. Из задач реального развития общества, поставленных перед школой, она осознает и пытается решить только две простейшие: передачу опыта знаний и опыта навыков. Две другие, важные для экономики, нравственности, культуры общества, — передачу творческого опыта и опыта эмоционально-ценностного отношений к миру — школа и не осознает, и не решает. Многие даже не понимают, что без решения этих задач нельзя достичь подлинного эффекта и в решении двух первых. Мы закрываем глаза на то, что опыт творчества, развитая человеческая эмоциональность как базис формирования нравственно-ценностной основы личности не передаются через знания и навыки. Здесь нужен особый педагогический инструментарий! Необходимо в корне пересмотреть не только методы преподавания, но и взаимоотношения предметов в учебном плане и содержание самих программ. Падению культуры труда и нравственности, «запустенью земли из-за запустенья души» (И. Васильев) наша общеобразовательная школа сегодня фактически не противостоит, а во многих отношениях им способствует. В ней как в капле воды отражаются, к сожалению, и все пороки сложного развития нашего общества. Демократизацию нельзя просто декретировать — ей нужно учить. Только через формирование свободной и ответственной личности (обязательно в единстве — иначе гегемонизм или анархия) и можно создать почву для демократического общества. А такой личностью может быть только творческая, т. е. общественно созидающая личность. Только она способна сопереживать другому человеку, другой нации, быть сопричастной природе и обществу. Оба эти качества — не просто свойства индивидуальной личности (природа заложила только возможность). Эти качества могут развиться или заглохнуть, умереть. Им можно и нужно учить, их следует воспитывать, формируя человека вне схем «можно — нельзя», пробуждая чувства глубокой личной взаимосвязи человека и общества, ответственности за жизнь. Наивны попытки передать социальный опыт юным лишь через навыки и знания. Они ведут к формированию личности, творчески инертной, лишенной фантазии, нравственно убогой, приземленной. Внутренняя пустота порождает пьянство, неспособность к выполнению семейных обязанностей, равнодушие к плодам своего труда. Одни только, организационно-экономические меры большой пользы не принесут. Духовную и творческую неразвитость, отсутствие подлинно высоких духовных потребностей ни компьютеры, ни материальный достаток не изменят. Труд на совесть — это проблема духовная и творческая, проблема именно совести. Даже у самой совершенной мыслящей машины таковой нет. Сегодня нужно говорить не о паритете всех четырех задач образования, а о приоритете именно духовных, творческих и эмоционально-ценностных. Это запущенное дело, им трудно заниматься. Но ведь рушим наследие культуры и природу, рушим страну нашу. Если подходить к школе с этих позиций, то пересмотру подлежит все — от человеческих взаимоотношений в ней до роли учебных предметов, учебного плана, программ и методик. Широкому обсуждению ныне подвергается система отношений внутри школы. Однако практически вне широкого и столь же яростного общественного интереса остается другая, не менее значимая сторона: содержание образования — чему учить в школе. Я убежден, до сих пор не осознан важнейший вопрос образования: зачем в нем присутствует в виде учебных предметов тот Или иной опыт человечества. И в частности, у опыт искусства. з На первый план выходит роль учебных пред- ( метов, которые более других способны решать дагогикой задачи. Знания, навыки дают все пред- ( меты, без них невозможно строить обучение. A < творчество, а эмоционально-отношенческие кри- > терии? Все ли предметы в равной степени способ- < ны передавать именно этот человеческий опыт? ] Легко убедиться, что именно те учебные пред-, меты, которые последние десятилетия были отне Научный, даже скорее логический подход ко всем предметом сочли единственно современным, отвечающим духу НТР. Даже предметы искусства были построены только с позиций точности, а так как в этом они явно уступают наукам действительно точным, то и были оттеснены. Ведь в них-то все, даже знания, неопределенно, они эмоциональны, а значит, субъективны, личност-ны. Но если об искусствах начать говорить как о человековедении, о «настройке души» и творчестве — какие здесь могут быть математические критерии! В школе на паритетных началах должны присутствовать как науки (тонные и гуманитарные), так и искусства. И рядом, на тех же началах — физическая культура и труд, и все же в этой четверке необходимо выделить предметы наиболее важные с позиций социального заказа именно сегодня. Это предметы человековедческие, на которых должны строиться отношения к миру в единстве чувства и мысли, предметы наиболее открытые для формирования творческой фантазии, т. е. предметы искусства (литература, музыка изобразительное, декоративное искусство и архитектура), те, которые уже были в школьном расписании, и те, о роли и месте которых предстоит подумать. Пора коренным образом изменить статус предметов искусства в школе. Не просто проблема гуманизации и гуманитаризации школы встает перед нами, даже и не проблема эстетизацим обучения — прежде всего мы должны определить место искусства в общем образовании. Необходим четкий и всеми осознанный ответ — зачем они в школе? В чем они незаменимы? Гуманизация — это очеловечивание. Человек воспринимает мир одновременно разумом и чувствами. И нет иных учебных предметов, кроме предметов искусства, музыки, литературы, которые в самом объекте своем (искусстве) содержали бы это единство. Наука предполагает объективность познания. Искусство — единство объективного и субъективного. В силу этого единства ТЛМШШ
I именно искусства и должны быть центральным звеном очеловечивания системы образования. j Они адекватны самой человеческой сущности. Развитие человечества идет не только путем | раскрытия законов мира. Важнейшей формой I связи человека с обществом и с природой является переживание этих" связей. Их целостное осознание происходит в богатейшей, сложнейшей сфере искусства. Без существования, развития, нормального здорового функционирования этой сферы человеческое общество вообще не может развиваться. Не осознав этого, мы не выберемся из болота безнравственного отношения к труду, к семье, к природе и самому обществу. Технократизм мышления опасен! Повороты рек, тотальное осушение болот губительны именно из-за искаженности мышления, потери человеческих критериев труда. Попытки гуманизации и гуманитаризации без понимания этой проблемы заведомо обречены на неудачу. Замыкание гуманизации школы лишь на сотрудничестве учителя и ученика не решит проблемы. Фактически единство чувства и мысли, т.е. целостное человеческое мышление, действует в школе именно в двух плоскостях — на уровнях общения человека с человеком в реальности школы и на уровне освоения человековедческого эмоционально-ценностного опыта предков, передаваемого через учебные предметы. До сих пор энергия педагогического творчества и прессы была сконцентрирована на осознании необходимости педагогики сотрудничества как на уроке, так и в общественной жизни школы. И это справедливо — без этого первого шага перестройки школы никакого очеловечивания ее произойти не может. Но пора начать продвижение вглубь. В глубь векового человеческого опыта отношений. Опыт переживаний, накопленный за всю.историю человечества, воплощен как в гуманитарных науках, подчиненных рассудку, так и в формах мышления, полностью связанных с чувством, в искусствах. Нужно помнить, что личности ребенка свойственно 'единство мысли и чувства, а не голая логика. Мне часто задают вопрос: разве понятия о красоте, гармонии несут только искусства? А красота математического решения? А выверенность каждого движения гимнаста не равняет ли спорт с балетом? Действительно, высокую именно эстетическую радость может доставить человеку любая человеческая умственная или физическая деятельность, доведенная до высшей степени совершенства — до степени гармонии. Ведь оптимальное решение всегда гармонично и в науке, и в спорте, и в труде. Но гармония движения в спорте и гармония движения в балете все же явления не одного порядка — хотя и то и другое может быть охарактеризовано как красота. Лев Толстой писал громоздкими, неэкономичными, часто дисгармоничными фразами, но его гениальность не в предельной отточенности формы, а в постановке и решении духовных проблем бытия. Проблем нравственных, межличностных, общественных, которые ни математика, ни спорт вообще не ставят — это не их сфера мышления. Именно поэтому балет принципиально отличается от гимнастики, хотя и там и там нужны тренированное тело, отточенные движения. Поэтому, когда мы говорим о необходимости разработки единой системы эстетического воспитания, необходимо иметь в виду эту разницу в возможностях искусств, наук, спорта, труда. Искусства определяют эмоциональные и нравственные цели бытия, а значит, и высшие человеческие цели любой деятельности. Именно поэтому они должны быть фундаментом системы, от них следует протянуть нити во все сферы жизни ребенка. Пусть эстетика наук войдет в жизнь школы. Но нет ничего опаснее подмены ею эстетики, несомой искусствами, — эстетики человеческого отношения к миру, эстетики добра и зла — здесь искусствам нет соперников. Поэтому здание такой системы можно выразить в схеме: Эстетика в человеческих отношениях Эстетика в науках Внеклассные и внешкольные занятия искусствами Эстетика спорта и труда Уроки искусств в школе Фундамент — все обязательные уроки искусства (100 % детей), причем не только пластические, музыка, литература, но и зрелищные (кино, хореография). Вокруг этого стержня-фундамента должны существовать эстетические элементы как во всех предметах науки, так и на уроках физкультуры и труда. Но систему можно будет считать завершенной, не размываемой, если у нее будет «крыша», жизненная практика человеческих отношений во всех формах, в школе, вне школы, в семье. Этот элемент системы предельно не разработан. Все межличностные отношения детей, отношения их с учителями, с воспитателями, учителей и воспитателей с родителями должны быть выстроены как экспериментальное поле, закрепляющее в борьбе опыта, идей, действий высокоэстетические критерии бытия в душе, в сознании школьника. Единая система эстетического воспитания школьника, к сожалению, никем практически не разрабатывается. Изучаются элементы; действие которых неэффективно вне единой, на общих принципах разработанной конструкции. Создание Института эстетического воспитания, охватывающего исследованиями проблемы от детского сада до образования педагога, было бы единст- 11 Зак. 933 венно правильным решением. Иначе — опять отдельные лоскуты, не сшитые в целое одеяло. Пора начать полностью перестраивать и содержание, и взаимоотношения всех учебных предметов, выражающих разные грани общечеловеческого опыта, — как учебные планы, так программы и методику: Только тогда мы сможем к опыту знаний и навыков предков прибавить опыт творчества и опыт эмоционально-ценностного отношения к жизни, ими формируя сегодняшние критерии человека. Только так, при таких приоритетах и можно построить подлинно человечную школу, а значит, и подлинно человечное общество. Советская педагогика. — 1989. — №1. — С. 61-65. ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ Преобразования, начавшиеся в стране во второй половине 80-х годов привели к тому, что эстетическое воспитание, наконец, стало рассматриваться как обладающее особой культуротворче-ской функцией в обществе. В эстетике, педагогике, психологии, в теоретическом осмыслении самого процесса эстетического воспитания, в характере функционирования его механизма, в оценке его инструментария стали преодолеваться стереотипы. Педагоги отказываются от примитивизма самой практики во всех его звеньях и на всех уровнях. Но в чем все они сходятся, так это в признании бесспорности тезисов о всестороннем гармоническом развитии личности как конечной цели всех педагогических усилий и в вопросе о решающей роли искусства в реализации этой цели. <...> Если говорить об общей ситуации в теории эстетического воспитания школьников, то в настоящий момент одним из актуальных вопросов является значимость в школьной программе совокупности тех или иных конкретных предметов. Сторонники изменений соотношения между ними в пользу дисциплин по искусству апеллируют к широко распространенному мнению, что гуманитарная культура в настоящее время вытесняется научно-техническими и естественнонаучными ориентациями. Вместе с тем существуют очевидные факты: общая компьютерная безграмотность, крайнее несоответствие содержания школьного преподавания так называемых точных наук современному уровню естественнонаучных дисциплин при общей отсталости отечественной науки, невыраженность сциентистских направлений в самих гуманитарных областях знаний. В теории эстетического и художественного воспитания сформулированы на сегодняшний день два принципа: • включенность человека в современную социо- мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего являются механизмами овладения человеком спецификой содержания и форм художественной деятельности; • адекватное понимание, восприятие и оценива ляют человеку войти в мир общечеловеческих ценностей. При этом ключевое звено в создании новой организационной системы — это общеобразовательная школа. Заслуживающей внимательного, вдумчивого и серьезного рассмотрения является концепция эстетического воспитания школьников, предложенная А.А.Мелик-Пашаевым. Ученый пишет: «сердцевиной процесса образования должно сделаться становление личности школьника — таково главное направление перестройки школы. С этим связаны и настойчивые призывы «гуманизировать школу»: только очеловеченная школа может воспитывать человека". Это должна быть не реформа школы, а своего рода революция, смена «педагогической парадигмы», что подразумевает тот факт, что предметы художественного цикла станут ведущим звеном перестройки школы. «Главная цель эстетического воспитания школьников... — продолжает ученый, — состоит в том, чтобы, приобщая детей к специальной области искусства, развивать у них общечеловеческую способность эстетического отношения к жизни». При этом искусство должно так преподаваться в школа, х, чтобы в процессе творческой практики и при восприятии произведений искусства учащийся мог открывать «в себе самом общечеловеческую способность эстетического отношения к миру». Погружая школьников в мир «истоков пространственно-временных искусств», А.А.Мелик-Пашаев на примере монументального искусства предлагает оригинальную систему приобщения их к художественной культуре.
|