Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Ш е п е л ь технология морального возвышения 5 страница






2. Изменение содержания деятельности, пред­мета общения. Чаще всего в воспитательных сис­темах набор деятельностей и видов общения оста­ется постоянным (познание, труд, общение, спорт, досуг и др.), однако их содержание меня­ется в сторону усложнения, повышения продук­тивности. Так, в задачу педагога входит переход от пассивного усвоения учеником готовых знаний к самостоятельной активности ребенка в познава­тельной сфере; переход от простого, обслуживаю­щего труда к труду с использованием современ­ных технологий; от любительского творчества к искусству. Педагог вводит в процесс общения школьников друг с другом более сложные пред­ставления и понятия, увеличивает духовное со­держание общения.

3. Совершенствование организационных форм деятельности и общения. Педагог не во всех слу­чаях Выступает в роли организатора, но именно ему обычно принадлежит инициатива во введе­нии более совершенных организационных форм детской деятельности. Введение сводных отрядов или советов дела, чередования творческих пору­чений и «мозговых штурмов» в жизнь коллектива позволяет повысить воспитательный потенциал деятельности, сделать ее более привлекательной для детей. Современная методика воспитатель­ной работы накопила значительное количество форм внеурочной творческой деятельности школьников; известно множество организацион­ных форм в процессе обучения; собственно орга­низационный арсенал выработала методика кол­лективного творческого воспитания; свои органи­зации существуют и в других сферах — свобод­ного общения, клубной работы, спорте, туризме и др.

К сфере организации относятся и такие тради­ционно выделяемые педагогические приемы, как поощрение и наказание, шире — стимулирова­ние.

4. Изменение смысла тех или иных видов дея­
тельности или общения.
Любая деятельность рано
или поздно исчерпывает свои возможности в вос­
питательной системе, теряет привлекательность
для детей. Наполнение ее новым смыслом при со-


хранении прежнего содержания и организацион­ных форм является одним из наиболее эффектив­ных методов воспитания, позволяющим придать воспитательной системе динамизм, не разрушая ее. Так А.С. Макаренко в «Педагогической поэ­ме» описывает кризис, который переживала коло­ния имени Горького. Потеря смысла хозяйствен­ной деятельности привела колонию к кризисному состоянию. Однако коллектив сумел переосмыс­лить свою деятельность, связать ее с задачей пе­ревоспитания своих сверстников-беспризорников в Куряже и обрести таким образом новую перс­пективу.

На протяжении школьных лет несколько раз меняется и смысл учебной деятельности для ре­бенка: от стремления выполнять роль ученика — через самоутверждение в учении — к осознанно­му самообразованию. Смена смыслов — законо­мерное явление, однако продуцирование новых смыслов в нужный момент является функцией педагога.

Второй группой методов воспитания являются методы изменения отношений. Система отноше­ний хотя и определяется в общих чертах типом основной для данной воспитательной системы де­ятельности, но в то же время остается относи­тельно самостоятельной. Назовем основные мето­ды этой группы:

1. Изменение интегральных характеристик си­стемы отношений, таких как стиль или «тон» жизни, социально-психологический климат, поле коллектива и др. Интегральные характеристики отношений могут быть изменены через предъяв­ление определенных образцов, демонстрирующих более притягательные для детей по сравнению с существующими формы взаимоотношений. Это могут быть и личный пример отдельного педаго­га, и (что более эффективно) — пример коллек­тива педагогов или лидирующей группы педаго­гов и детей. Специально сконструированные си­туации также могут выступать в качестве образ­цов, ведущих к изменению стиля отношений (метод «взрыва», подстановка успеха, педагоги­чески осмысленные экстремальные ситуации, ключевые общешкольные дела и др.).

2( Изменение деловых отношений, чаще всего коррекции, — требует не вся система отношений, а лишь один из ее аспектов, в данном случае — деловые отношения. Коррекция деловых отноше­ний осуществляется через более точное разграни­чение ролевых функций участников совместной деятельности, определение прав и обязанностей, а также через регламентацию деловых отноше­ний с помощью традиций и обычаев коллектива или специальных документов. Важным условием эффективности деловых отношений является от­деление функции от ее конкретного носителя, по­зволяющее обеспечивать сменность детского ак­тива, устойчивость коллектива. Другим важным условием является ограничение полномочий са­мого педагога в любых видах деятельности.

3. Изменение неформальных межличностных



отношений — наиболее сложная и тонкая сфера воспитательной деятельности, психологический уровень воспитательного взаимодействия. Сюда могут быть отнесены некоторые традиционные педагогические приемы, такие как убеждение, внушение, индивидуальная и групповая беседа и др. В качестве относительно самостоятельного может быть выделен метод воспитывающих ситу­аций, направленных на изменение конкретных характеристик неформальных взаимоотношений (статус ребенка в коллективе, уровень групповой сплоченности, структура коллектива, ценностно-ориентационное единство и др.).

В последние годы в воспитательную практику стали проникать элементы групповой психотера­пии (некоторые приемы социально-психологиче­ского тренинга, различные психологические иг­ры, суггестопедия), а также современные органи­зационные и обучающие технологии (деловые и организационно-деятельностные игры, мозговые штурмы). Все эти формы должны вводиться в жизнедеятельность детского коллектива лишь при условии их педагогической целесообразно­сти, соответствия потребностям и интересам са­мих детей.

Третья группа методов воспитания связана с изменением идеальных компонентов воспита­тельной системы: коллективных целей, в том числе педагогических; устойчивых представлений коллектива о самом себе и своем положении в мире, представления о перспективах развития коллектива и его истории. Идеальные компонен­ты воспитательной системы могут существовать


как в словесно-логической форме, в виде устой­чивых выражений, формулировок, легенд, исто­рий, — так и в образной форме, в виде представ­лений о коллективных ценностях и эталонных ситуациях. Педагоги могут влиять на идеальные компоненты, вводя в оборот новые идеи лозунги, афористичные фразы, создавая определенные об­разы.

Три указанные выше группы методов воспита­ния (изменения деятельности и общения, изме­нения отношений и изменения идеальных компо­нентов) соотносятся друг с другом как элементы одной системы методов они взаимообусловлены, поскольку деятельность, отношения и идеальные компоненты зависят друг от друга и не могут быть изменены независимо друг от друга; они взаимодополнительны, поскольку в воспитатель­ной системе нет ничего, что не покрывалось бы этими тремя понятиями; и наконец, они образу­ют нечто целое, так как их взаимосвязанное, комплексное использование позволяет преобразо­вать воспитательную систему как целостную сис­тему условий развития личности.

Данный выше подход к построению классифи­кации методов воспитания не является единст­венно продуктивным. Могут быть найдены и дру-, гие основания классификаций, больше того, мо­гут быть продолжены попытки создания различ­ных классификаций методов воспитания без какого-то одного определенного основания.

Магистр!. 1991. Ноябрь. С. 55-62.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.