Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! В. Ш е п е л ь технология морального возвышения 1 страница
Личность тем нравственно богаче, чем шире ее общественные связи. Формирование как физических, так и духовных качеств личности реализуется посредством трех общественных механизмов: социализации, воспитания и самовоспитания. Есть основание вести речь, в частности, о нравственной социализации, нравственном воспитании и нравственном самовоспитании. Социализация — непосредственное самостоятельное усвоение человеком жизненного опыта, обретение им социальных качеств, адаптация в общественной среде. Это не только воздействие окружающей человека среды на его психику и сознание, но и установление им разнообразных общественных взаимосвязей с ней, привнесение в нее изменений. Человек не является пассивным субъектом в этом процессе. Чем активнее его взаимодействие с окружающей средой, тем значительнее эффект его социализации. Социализация — многогранное явление. В наше время возрос интерес к ее политическим аспектам. Далеко не всегда люди все сразу верно политически осознают, но их демократический опыт должен быть научающим и воспитывающим в соответствии с нашими социальными идеалами. В нем специфика нравственной социализации? Популярно ее можно выразить такими известными выражениями: «С кем поведешься, от того и наберешься» или «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». В самом деле, круг общения людей оказывает на них огромное и весьма часто незаметное для них самих моральное воздействие, Особенно выразительно это проявляется в семье, в молодежных компаниях и в таких коллективах, как школьный и студенческий. Почему так велик эффект нравственной социализации? Да потому, что мораль — это естественный регулятор взаимоотношений людей, имеющий для них нормативное значение. И общественное мнение той социальной среды, в которую включена личность, путем одобрения или неодобрения ориентирует ее в том, какое поведение приемлемо, а какое не приемлемо. Ко всему этому в групповом, а тем более в коллективном общении активно срабатывают такие социально-психологические механизмы воздействия, как йсихическое заражение, подражание, внушение. Как при всем этом остаться не подверженным влиянию социальной среды и не принять ее моральные нормы? Тем более, если нет смысла, а нередко и возможности уйти из нее. Привлечем внимание к еще одному важному положению. Воспитание далеко не во всех школах по-настоящему налажено. Нередко воспитательная работа сведена к проведению отдельных мероприятий. Социализация же осуществляется постоянно и непрерывно, независимо от того, хотят этого или не хотят учителя. По этой причине в школе, где ослаблена воспитательная работа, нравственная социализация играет ведущую роль в формировании нравственного опыта и сознания учащихся, в построении их взаимоотношений. Социализация может быть позитивного и негативного характера. И надо приложить все усилия, чтобы обеспечить «набор объективных и субъективных условий общения и деятельности, оказывающих позитивное воздействие. Поэтому полезно знать, какие условия общения и деятельности в коллективе играют роль устойчиво действующих факторов нравственной социализации. Важнейший из них — духовная среда коллектива. Она фиксируется в виде устойчиво соблюдаемых традиций, активно действующего общественного мнения, своеобразия коллективных настроений, определенного морально-психологического климата, сложившихся эстетических вкусов и т. д. Все это составляет духовную среду, которая оказывает на людей ощутимое социализирующее воздействие. Бывает так: приходишь впервые в коллектив, ничего не знаешь о нем, а ловишь себя на мысли, что в нем неуютно, тоскливо. И наоборот, оказавшись впервые в коллективе, сразу ощущаешь теплоту человеческого общения. Так проявляются различия нравственно-психологического состояния духовных сред коллективов. Нетрудно представить, насколько различное социализирующее воздействие каждая из них оказывает на сознание людей, на их морально-психологическое состояние. Из всего многообразия видов воспитания, которым подвергается человек, можно выделить три основные: физическое, психическое и нравственное. Они тесно взаимосвязаны и взаимно обеспечивают друг друга. Успехи нравственного воспитания значительны при нормальном физическом и психическом развитии личности, в свою очередь, нравственное возвышение личности вносит неоценимый вклад в ее физическое и психическое развитие, формируя ответственное отношение к своему физическому и психическому здоровью как ценности, имеющей не только личное, но и общественное значение. Нравственное воспитание оказывает всепроникающее воздействие на политическое, экономическое, правовое, идеологическое, атеистическое, эстетическое и экологическое формирование личности. Оно органично входит во все формы трудового воспитания, профессиональной ориентации, подготовки к службе в армии. Вместе с тем оно выступает как одно из относительно самостоятельных направлений в идейно-воспитательной работе. Цель нравственного воспитания — овладение творческим потенциалом общечеловеческой морали. Ее достижение предстает в виде практического решения трех основных задач: этического образования, воспитания нравственных чувств и обретения нравственных умений. В чем отличие нравственного воспитания от нравственной социализации? В том, что нравственное воспитание — это целенаправленный процесс, преднамеренно реализуемый людьми. Содержание этого процесса четко обусловлено вышеназванными задачами нравственного воспитания. И еще одно важное положение. Решающую роль в нравственном воспитании играет направленное общение. Это своеобразная, по выражению болгарского ученого В. Вичева, постоянно действующая школа нравственно-практического человековедения и челове-копреобразования. Нравственный потенциал общения, как свидетельствуют исследования, определяется тем, насколько другой человек как человек становится потребностью для другого человека, В правильном нравственном миропонимании изначальная функция принадлежит этическому образованию. Оно несводимо к вооружению людей знаниями закономерностей развития морали, основополагающих принципов и норм нравственности. Даже самым высоким уровнем их понимания и усвоения этическое образование не завершается. Оно призвано обогащать и совершенствовать нравственное мышление, нравственную память и нравственное воображение людей. В чем проявляется нравственное мышление? В умении использовать этические понятия, не искажая их смысла и содержания, жестко соотнося их со своим поведением, с жизненными явлениями. Невладение этическими понятиями — одна из причин аморальных поступков. Существует непосредственная связь между овладением нравственными понятиями и правильным отношением к действительности. Этическая образованность способствует формированию нравственного склада мышления как неотъемлемой составной части системного мышления, человека. В чем проявляется нравственная память? По образному выражению И. М. Сеченова, память — краеугольный камень психического развития, «стартовая площадка» человеческой мысли. Являя собой изумительное вместилище человече-, ских впечатлений и разнообразной информации, память обеспечивает преемственность поколений, помогает нам не начинать «с нуля» познание действительности, а продолжать ее познание и совершенствование. Перспективно то общество, где постоянно заботятся о накоплении нравственной памяти, о возвышении ее роли в сознании людей. Достижение этого — одна из важных задач нравственного воспитания. Постоянное стимулирование и самостимулирование нравственного воображения способствует интенсивной духовной переналадке личности. Какие чувства призвано вызвать в человеке нравственное воспитание? Прежде всего искреннее чувство радости жизни. Надо научить каждого переживать за собственную жизнь, за удачи и неудачи своего труда, за общение с людьми. Кто не любит свою собственную жизнь, тому недоступны и другие глубокие чувства. «Где безрадостные чувства, — писал В. А. Сухомлинский, — там и угнетенный разум, скованная мысль». На- э; полненность жизнерадостными переживаниями I предрасполагает к образованию глубоких нравст-i I венных чувств. ; Важно, чтобы, ценя свою жизнь, радуясь ей, человек переносил это мироощущение на людей, j испытывал чувство социального оптимизма, что-> I бы предельно актуализировалась одна из важнейших его потребностей — в радости общения. Действительные общественные отношения есть именно продукт деятельности живых личностей. Эмоционально-чувственная наполненность j этих отношений имеет огромное значение для I трудовой деятельности, организации досуга, се-! мейных взаимосвязей. Важнейшим нравственным чувством является, бережное и заботливое отношение к природе, к I животному миру. Его формирование — важная функция нравственного воспитания. Одна из самых трудоемких, но при этом весьма существенных задач воспитания — обретение нравственных умений. Чем лучше отработаны! нравственные умения, чем разнообразнее нравственные навыки, тем эффективнее роль нравственных привычек в поведении людей. Благодаря умениям, люди способны легко и естественно следовать нормам нравственности. В их поступ-I ках органично слиты знание и дело. А это наилучшее подтверждение их моральной целостно-] сти, высокого уровня нравственной зрелости. Этические нормы действительны тогда, когда из состояния знания и осознания они превраща- I ются в практически освоенные и автоматически соблюдаемые. Вот почему в нравственном воспи- i тании огромное значение придается упражнению в освоении нравственных норм, в выработке j нравственных умений. Третьим механизмом нравственного формирования выступает самовоспитание. Нравственная социализация и нравственное воспитание выступают как условия, предваряющие нравственное самовоспитание. В свою очередь, нравственное самовоспитание является I важнейшим фактором эффективности нравственной социализации и нравственного самовоспитания. Самооценка, самообразование, самоконтроль и самоутверждение являются теми субъективными рычагами личности, с помощью которых развивается ее самосознание, т.е. осознание своей социальной значимости и личной индивидуальности, своего места, роли в общественной жизнедеятельности. Чем выше уровень самосознания, тем продуктивнее осуществляются самооценка, самоконтроль, самоутверждение. В такой диалектической цепи находится человек, постоянно над собой работающий, самокритично оценивающий ': свои духовные достижения. Нравственное самовоспитание обостряет чув-! ство долга, чести, помогает освободиться от эгоцентрических настроений, не раболепствовать перед материальным достатком, не лишаться скромности во время потока добрых слов, произ- носимых в твой адрес. Самовоспитание призвано вызывать к жизни такие нравственные качества, как самообладание, самоотверженность, самокритичность. И еще одна задача, которую призвано решать нравственное самовоспитание. Оно должно помочь человеку смелее использовать возможности нравственного творчества, ориентировать его на совершенствование нравственных взаимоотношений. Какие изъяны семейного и школьного периода жизни молодых людей особенно ведут к их последующим нравственным аномалиям? Это, во-первых, потребительская ориентация. Во-вторых, чрезвычайно вредит воспитанию Молодые люди с легкостью переступают через нормы морали, и это не вызывает у них глубоких переживаний. Они могут рационально обосновать допустимость безнравственного проступка, ссылаясь, например, на относительность понимания нравственных норм, на их «несовременность» и т.п. Кроме того, окружающие их взрослые люди и сверстники нередко равнодушно к этому относятся. А равнодушие есть молчаливая поддержка. В-третьих, к отклонениям в социальном поведении ведет неотработанность нравственных механизмов саморегулирования. Какие черты в поведении школьной молодежи вызывают наибольшую озабоченность? Упрямство, вседозволенность, безразличие, приглушеность чувств. При внимательном их изучении выявляется, что это своеобразные защитные механизмы, с помощью которых подростки и старшеклассники отстаивают,.право на собственные интересы, убеждения, утверждают свое личное достоинство, привлекают к себе общественное внимание. Все это неизбежные издержки данного возрастного периода становления личности. Однако нельзя недооценивать, потому спокойно ожидать, что по истечении определенного времени они сами по себе исчезнут. А ведь именно такого мнения придерживаются многие взрослые, что обусловливает их недостаточные усилия по формированию у детей привычки к самооценке, самообязательству, самоконтролю, самокритичности. Формирование механизмов саморегулирования предполагает и систему нравственного закаливания личности. Нравственное закаливание растущего человека состоит в его приучении к достойному перенесению жизненных трудностей, правильному отношению к критике, к проявлению мужества при отстаивании своих идей, к терпеливому восприятию индивидуальных особенностей характера 154 людей. Важно, чтобы при этом у человека не возбуждалась озлобленность, подавленность, мстительность. Эмоции и чувства несут первоначальную и основную нагрузку в психической системе человека. Они задают тональность его восприятию и отношению к окружающему. Нравственное закаливание способствует эмоциональной уравновешенности человека, его устойчиво благородному поведению в повседневных и экстремальных ситуациях. В-четвертых, важным недостатком школьного периода становления личности является несовершенная техника имиджирования. В переводе с английского имидж — это образ. В социальной психологии, имидж обозначает ореол, стихийно или преднамеренно создаваемый и поддерживаемый мнением социальной группы, демографического слоя. Имидж может быть создан самой личностью: ярко романтизированный образ-мечта. Молодой возраст — это период личностного формирования, когда имиджирование выступает как наиболее эффективный способ нравственного возвышения. Имиджирование не сводится к созданию и поддержанию у юноши или девушки возвышенной мечты, к стимулированию у них желания поступать нравственно, достойно. Оно призвано решать и такую задачу, как умелое нравственное возвеличивание повседневных честных и самоотверженных действий. Надо каждому конкретному достойному поступку давать яркую нравственную оценку, углублять моральное восприятие молодым человеком собственного нравственного действия. Нельзя упускать любую возможность возбуждения нравственных чувств, привития молодежи желания следовать нравственным образцам, утверждать себя посредством приближения и своему ореолу. Без этого невозможно рассчитывать на успешное решение задачи нравственного возвышения личности. Нужен дифференцированный подход к школьникам с учетом тех изъянов в предшествующем воспитании, которые являются причинами такой разноуровневой их нравственной подготовки. Как добиться, чтобы цель и задачи нравственного возвышения личности результативно реализовались в процессе ее нравственной социализации, воспитания и самовоспитания? Прежде всего важно учесть, что методы нравственного воздействия только тогда выступают как формирующий фактор, когда посредством их личность активно включается в систему общественных отношений трудового коллектива. Недопустимо обеднять арсенал форм и методов нравственного совершенствования людей, сводя их только к тем из них, которые имеют прямое нравственное воздействие. Все, что активизирует общественные взаимоотношения людей, ставит их в положение реальной взаимозависимости, — все это способствует формированию у них конкретных нравственных обязательств, переводу в их сознании ведущих общественных интересов во внутриличностные интересы. Формы и методы нравственного воздействия могут оказаться неэффективными, если при их применении не учтено следующее. Во-первых, необходимо заранее продумать технику использования форм и методов нравственного воздействия, исходя из особенностей индивидуально-психологических и общественно-психологических качеств подростков и старшеклассников. Трудно рассчитывать на воспитательный успех, если не приняты во внимание такие их индивидуально-психологические качества, как особенности темперамента, эмоционального склада, познавательных процессов (мышления, памяти и воображения). Необходимо учесть также особенности общественно-психологических качеств людей: социальные установки, притязания-ожидания, ценностные ориентации, стереотипы. Например, если у школьников сложилась негативная установка на тот или иной метод работы с ними, было бы неразумно с этим не считаться. Игнорировать особенности индивидуально-психологических и общественно-психологических качеств людей не только нравственно недопустимо, но и проигрышно с точки зрения их воспитания и обучения. Во-вторых, продумывая формы и методы нравственного воздействия, необходимо выявить, насколько они соответствуют состоянию нравственного здоровья. Многие формы воспитания окажутся неуместными, неэффективными и даже вредными, если в коллективе не в почете взаимопомощь, сложился нездоровый морально-психологический климат. Стадии нравственного развития коллектива являются своеобразными точками отсчета социальной готовности коллектива к принятию определенных форм и методов нравственного воздействия. Одни формы и методы нравственного воздействия приемлемы на первой стадии, другие на второй и т. д. По мере социального вызревания коллектива расширяется диапазон используемых в нем форм и методов нравственного воздействия, возрастает возможность их усложнения и комплексного использования. Таким образом, готовность коллектива к принятию конкретных форм и методов нравственного воздействия — факт реальный, с которым нельзя не считаться. В-третьих, важно помнить, что результативность применения форм и методов нравственного воздействия находится в непосредственной зависимости от общей культуры и нравственной зрелости личности, которой доверено нравственное формирование людей, от ее психолого-педагогической компетентности. При применении форм и методов нравственного воздействия воспитателю необходимо самому трезво оценить особенности своих индивидуально-психологических и общественно-психологических качеств. Эффективность применения форм и методов нравственного воздействия непосредственно свя-1 зана с уровнем психолого-педагогической компе-I тентности воспитателя. Результаты социологиче-I ских исследований свидетельствуют, что ее низ-' кий уровень — слабое место в подготовке педаго-1 гических кадров. Этим во многом объясняются | неудачи в воспитательной работе. Практика под-I тверждает: чем выше уровень психолого-педагогической компетентности тех, кто занимается I воспитанием людей, тем с большей результатив-] ностью ими используются разнообразные формы I и методы нравственного воздействия. В нравственном возвышении самостоятельная: работа имеет приоритетное значение. Нельзя j стать нравственным «с чужого голоса», не имея 1 своей моральной позиции, своих убеждений. На- •: до самому выстрадать нравственные ориентиры: собственного поведения среди людей, отношения I к труду. Необходимо осознанно обогащать и рас-] ширять диапазон нравственных ценностей, со-| ставляющих важнейшие устои внутреннего ду-' ховного мира личности. Необходима «инвентаризация» человеком таких своих качеств, как нравственные установки и; стереотипы, воля, навыки и привычки. Она проводится с целью критичной самооценки соответствия названных качеств тем требованиям, кото- рые к ним предъявляются в обществе. Важен и нравственный анализ поступков. Все это — не самокопание личности в самой себе, а необходимое условие самоконтроля и внесения коррективов в свое поведение в целях упрочения своей моральной репутации. Нравственный анализ поступков помогает личности укреплять доверие к ней со стороны других людей. По тому, насколько это доверие возрастает, можно судить о результативности данного вида работы человека над собой. Единицей измерения морального состояния коллектива является нравственное здоровье каждого его члена. Безграничны перспективы нравственного возвышения личности. Наряду с упорядочением условий общественно полезной деятельности и общения, повышения культурно-образовательного уровня школьников, всевозрастающее значение имеет хорошо отработанная инструментовка нравственного прикосновения к личности. Она включает в себя разнообразные формы и методы воздействия на сознание растущего человека, на утверждение нравственных устоев его духовного мира. Воспитание школьников. — 1989. — №1, 3. А. В. ЗОСИМОВСКИЙ КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ Моральная направленность личности — сложное целостное образование, состоящее из разнообразных по нравственному содержанию, силе и волевой обеспеченности чувств, стремлений, потребностей. Одни из них могут устойчиво занимать лидирующее положение, другие — играть подчиненную, второстепенную роль, что находит свое выражение в той или иной направленности индивида, позволяющей ему совершать нравственно ценные или же, наоборот, этически неприемлемые поступки и действия. Ученые выделяют два основных типа направленности: положительную, собственно нравственную и негативную, аморальную. Обобщив современные представления о содержании зрелых форм положительной моральной направленности, можно считать, что ее определяющими чертами являются: приверженность принципам демократического, гуманного общества и общечеловеческим морально-этическим ценностям, гражданственность, действенный патриотизм, межнациональная доброжелательность, стремление к добросовестному, социально направленному труду. Сразу же нужно признать, что для регулирования воспитательного процесса деление направленности лишь на две альтернативные разновид- ности оказывается недостаточным. Материалы педагогических наблюдений показывают, что основные различия у воспитанников проявляются не только в нравственном или этически неприемлемом поведении, но еще и в том, насколько устойчива или насколько прочна сложившаяся у данного индивида структура мотивации. Анализ возможных типов направленности позволяет выделить в качестве главных синтетических единиц «измерения» три позитивные разновидности: малоустойчивую, устойчивую, высоко устойчивую — и три соответственно противостоящих им негативных устремления личности. Первая характеризуется преобладанием в мо-тивационной структуре личности добрых, нравственных побуждений, которые, однако, слабы и непрочны. Их реализация нуждается в систематическом педагогическом подкреплении. Вторую отличают достаточно прочно утвердившиеся нравственные потребности и мотивы, которые проявляются в устойчивой способности к самостоятельному (свободному) нравственно должному поведению в обычных условиях, т.е. в типичных жизненных обстоятельствах, не осложненных какими-либо особо сильными внутренними или внешними препятствиями. Третья воплощает в себе наивысший, эталонный уровень нравственного развития личности, проявляющиеся в ее способности высоконравственно поступать как в повседневных, обычных жизненных, так и в труднейших ситуациях, требующих от нее максимальной личной самоотдачи во имя нравственного должного. Испытание личности экстремальными жизненными обстоятельствами всегда расценивалось моралью нашего общества как высшая проверка духовной стойкости человека, его нравственной зрелости. Что касается отрицательной устремленности, то ее первую разновидность можно определить как стадию наметившихся, но еще не успевших укорениться нездоровых наклонностей. Они находят свое проявление в различного рода неблаговидных поступках, не носящих какого-либо серьезного, злонамеренного характера. Вторую характеризуют уже успевшие утвердиться отрицательные наклонности. Такие школьники допускаю грубые нарушения норм поведения и могут не считаться с обычными требованиями воспитателей. Третью отличаем наибольшая степень моральной запущенности, проявляющаяся в злонамеренных, иногда очень грубых аморальных поступках, в попытках игнорировать даже самые строгие меры педагогического воздействия. Как подтверждает наш опыт, выделенные типы вполне адекватно отражают некоторую иерархию основных положений личности на условной моральной шкале — от самого низкого в нравственном отношении положения (высокоустойчивая отрицательная направленность) до наивысшего (высокоустойчивая положительная направленность). Многолетняя опытная проверка данной типологии подтвердила ее практическую пригодность. Обладая простотой и компактностью, она фиксирует наиболее значимые нравственные позиции личности, подчеркивая их особенности. Отметим к тому же, что, по данным анкетных опросов, проводившихся нами среди подростков и старшеклассников, предложенная измерительная шкала почти всегда встречала у них положительный отклик и становилась, как правило, мерилом их собственных обобщенных моральных оценок и самооценок. Функциональное, поэлементное изучение нравственной сферы включает в себя определение уровня нравственного сознания воспитанника, с одной стороны, и его практической (поведенческой) моральной готовности, с другой, иными словами, своеобразного сплава нравственных знаний, убеждений и реального действия. Уровень нравственного сознания с точки зрения нашей поэлементной системы оценок определяется, в первую очередь, полнотой этических представлений (знаний) воспитанника, т.е. полнотой отражения принятых в современном российском обществе этических положений и принципов. Данный критерий позволяет выяснить, что одним воспитанникам известны лишь некоторые моральные принципы (слабая нравственная осведомленность), другим — их большая часть (удовлетворительная осведомленность), а третьим — все наиболее важные (хорошая нравственная осведомленность). Правомерность рассматриваемого критерия очевидна. Нравственную убежденность школьника невозможно сформировать, если он не владеет определенным минимумом нравственных представлений. Другой существенный измеритель «теоретической» моральной готовности, опирающийся на известные выводы советских исследователей (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Добрынин, Л.И. Рувинский и др.) о характере связи между знаниями и переживаниями, — глубина осознания социально-личностной значимости стержневых этических норм, обеспечивающая их эмоционально-положительное восприятие. Этот критерий фиксирует субъективное отношение ученика к усваиваемым требованиям и позволяет нам выделить следующие три уровня моральной осознанности. Первый, называемый нами уровнем малоосознанного усвоения нравственных требований, отличает по преимуществу простое, чисто информационное значение их содержания, не опирающееся на понимание их социально-личностного значения. Второй уровень — фрагментарной нравственной убежденности — это не только знание определенного круга норм, но и ясное понимание их общественно-личностной значимости, хотя значительная их часть все еще остается личностно индифферентной для школьника, не включенной в сферу его потребностей. Третий, наиболее высокий уровень моральной осознанности — это полная нравственная убежденность. Он характеризуется тем, что уже все основные моральные требования осознаются учеником одновременно и как общественно, и как личностно необходимые и, следовательно, внутренне принимаются им, становятся его убеждениями. В условиях переживаемого нами «смутного» времени самое пристальное внимание педагогов должно быть уделено уровню представлений учащихся о часто неверно трактуемых понятиях национального самосознания, гражданственности, российского патриотизма, которым в их подлинном смысле одинаково чужды как национал-шовинистические, так и космополитические аспекты. Школьники должны ясно осознавать, что участившиеся в нашей прессе попытки принизить ценность патриотических чувств, судить о взглядах, поступках людей лишь с позиций абстрактного, наднационального морализма являются социально ущербными, поскольку могут способствовать отчуждению человека от национальной культуры, от идеи деятельного служения интересам Отечества. Не менее важно учитывать при оценке моральных суждений воспитанников, насколько полно и глубоко осмыслены ими такие «вечные» общечеловеческие понятия нравственности, как совесть, честь, порядочность, справедливость, доброта. Все они входят как обязательный компонент в любые системы морали и вместе с понятиями патриотизма, гражданской ответственности должны занимать в структуре морального сознания школьника приоритетное, определяющее положение.
|