Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Ш е п е л ь технология морального возвышения 1 страница







Личность тем нравственно богаче, чем шире ее общественные связи. Формирование как физи­ческих, так и духовных качеств личности реали­зуется посредством трех общественных механиз­мов: социализации, воспитания и самовоспита­ния. Есть основание вести речь, в частности, о нравственной социализации, нравственном вос­питании и нравственном самовоспитании.

Социализация — непосредственное самостоя­тельное усвоение человеком жизненного опыта, обретение им социальных качеств, адаптация в общественной среде. Это не только воздействие окружающей человека среды на его психику и со­знание, но и установление им разнообразных об­щественных взаимосвязей с ней, привнесение в нее изменений. Человек не является пассивным субъектом в этом процессе. Чем активнее его вза­имодействие с окружающей средой, тем значи­тельнее эффект его социализации.

Социализация — многогранное явление. В на­ше время возрос интерес к ее политическим ас­пектам. Далеко не всегда люди все сразу верно политически осознают, но их демократический опыт должен быть научающим и воспитывающим в соответствии с нашими социальными идеалами.

В нем специфика нравственной социализа­ции? Популярно ее можно выразить такими изве­стными выражениями: «С кем поведешься, от то­го и наберешься» или «Скажи мне, кто твой друг,


и я скажу, кто ты». В самом деле, круг общения людей оказывает на них огромное и весьма часто незаметное для них самих моральное воздейст­вие, Особенно выразительно это проявляется в семье, в молодежных компаниях и в таких кол­лективах, как школьный и студенческий.

Почему так велик эффект нравственной соци­ализации? Да потому, что мораль — это естест­венный регулятор взаимоотношений людей, име­ющий для них нормативное значение. И обще­ственное мнение той социальной среды, в кото­рую включена личность, путем одобрения или неодобрения ориентирует ее в том, какое поведе­ние приемлемо, а какое не приемлемо. Ко всему этому в групповом, а тем более в коллективном общении активно срабатывают такие социально-психологические механизмы воздействия, как йсихическое заражение, подражание, внушение. Как при всем этом остаться не подверженным влиянию социальной среды и не принять ее мо­ральные нормы? Тем более, если нет смысла, а нередко и возможности уйти из нее.

Привлечем внимание к еще одному важному положению. Воспитание далеко не во всех шко­лах по-настоящему налажено. Нередко воспита­тельная работа сведена к проведению отдельных мероприятий. Социализация же осуществляется постоянно и непрерывно, независимо от того, хо­тят этого или не хотят учителя. По этой причине



в школе, где ослаблена воспитательная работа, нравственная социализация играет ведущую роль в формировании нравственного опыта и сознания учащихся, в построении их взаимоотношений.

Социализация может быть позитивного и не­гативного характера. И надо приложить все уси­лия, чтобы обеспечить «набор объективных и субъективных условий общения и деятельности, оказывающих позитивное воздействие. Поэтому полезно знать, какие условия общения и деятель­ности в коллективе играют роль устойчиво дейст­вующих факторов нравственной социализации.

Важнейший из них — духовная среда коллек­тива. Она фиксируется в виде устойчиво соблю­даемых традиций, активно действующего обще­ственного мнения, своеобразия коллективных на­строений, определенного морально-психологиче­ского климата, сложившихся эстетических вкусов и т. д. Все это составляет духовную среду, кото­рая оказывает на людей ощутимое социализиру­ющее воздействие. Бывает так: приходишь впер­вые в коллектив, ничего не знаешь о нем, а ло­вишь себя на мысли, что в нем неуютно, тоскли­во. И наоборот, оказавшись впервые в коллективе, сразу ощущаешь теплоту человече­ского общения. Так проявляются различия нрав­ственно-психологического состояния духовных сред коллективов. Нетрудно представить, на­сколько различное социализирующее воздействие каждая из них оказывает на сознание людей, на их морально-психологическое состояние. Из всего многообразия видов воспитания, которым подвер­гается человек, можно выделить три основные: физическое, психическое и нравственное. Они тесно взаимосвязаны и взаимно обеспечивают друг друга. Успехи нравственного воспитания значительны при нормальном физическом и пси­хическом развитии личности, в свою очередь, нравственное возвышение личности вносит нео­ценимый вклад в ее физическое и психическое развитие, формируя ответственное отношение к своему физическому и психическому здоровью как ценности, имеющей не только личное, но и общественное значение.

Нравственное воспитание оказывает всепро­никающее воздействие на политическое, эконо­мическое, правовое, идеологическое, атеистиче­ское, эстетическое и экологическое формирова­ние личности. Оно органично входит во все фор­мы трудового воспитания, профессиональной ориентации, подготовки к службе в армии. Вме­сте с тем оно выступает как одно из относительно самостоятельных направлений в идейно-воспита­тельной работе. Цель нравственного воспита­ния — овладение творческим потенциалом обще­человеческой морали.

Ее достижение предстает в виде практического решения трех основных задач: этического образо­вания, воспитания нравственных чувств и обре­тения нравственных умений. В чем отличие нрав­ственного воспитания от нравственной социали­зации? В том, что нравственное воспитание —


это целенаправленный процесс, преднамеренно реализуемый людьми. Содержание этого процес­са четко обусловлено вышеназванными задачами нравственного воспитания. И еще одно важное положение. Решающую роль в нравственном вос­питании играет направленное общение. Это свое­образная, по выражению болгарского ученого В. Вичева, постоянно действующая школа нравст­венно-практического человековедения и челове-копреобразования. Нравственный потенциал обще­ния, как свидетельствуют исследования, определя­ется тем, насколько другой человек как человек становится потребностью для другого человека, В правильном нравственном миропонимании изна­чальная функция принадлежит этическому обра­зованию. Оно несводимо к вооружению людей знаниями закономерностей развития морали, ос­новополагающих принципов и норм нравственно­сти. Даже самым высоким уровнем их понимания и усвоения этическое образование не завершает­ся. Оно призвано обогащать и совершенствовать нравственное мышление, нравственную память и нравственное воображение людей.

В чем проявляется нравственное мышление? В умении использовать этические понятия, не ис­кажая их смысла и содержания, жестко соотнося их со своим поведением, с жизненными явления­ми. Невладение этическими понятиями — одна из причин аморальных поступков.

Существует непосредственная связь между ов­ладением нравственными понятиями и правиль­ным отношением к действительности. Этическая образованность способствует формированию нравственного склада мышления как неотъемле­мой составной части системного мышления, чело­века.

В чем проявляется нравственная память? По образному выражению И. М. Сеченова, память — краеугольный камень психического развития, «стартовая площадка» человеческой мысли. Яв­ляя собой изумительное вместилище человече-, ских впечатлений и разнообразной информации, память обеспечивает преемственность поколений, помогает нам не начинать «с нуля» познание дей­ствительности, а продолжать ее познание и со­вершенствование. Перспективно то общество, где постоянно заботятся о накоплении нравственной памяти, о возвышении ее роли в сознании людей. Достижение этого — одна из важных задач нрав­ственного воспитания.

Постоянное стимулирование и самостимули­рование нравственного воображения способствует интенсивной духовной переналадке личности.

Какие чувства призвано вызвать в человеке нравственное воспитание? Прежде всего искрен­нее чувство радости жизни. Надо научить каждо­го переживать за собственную жизнь, за удачи и неудачи своего труда, за общение с людьми. Кто не любит свою собственную жизнь, тому недо­ступны и другие глубокие чувства. «Где безрадо­стные чувства, — писал В. А. Сухомлинский, — там и угнетенный разум, скованная мысль». На-



э; полненность жизнерадостными переживаниями I предрасполагает к образованию глубоких нравст-i I венных чувств.

; Важно, чтобы, ценя свою жизнь, радуясь ей,

человек переносил это мироощущение на людей, j испытывал чувство социального оптимизма, что-> I бы предельно актуализировалась одна из важней­ших его потребностей — в радости общения.

Действительные общественные отношения есть именно продукт деятельности живых лично­стей. Эмоционально-чувственная наполненность j этих отношений имеет огромное значение для I трудовой деятельности, организации досуга, се-! мейных взаимосвязей.

Важнейшим нравственным чувством является, бережное и заботливое отношение к природе, к I животному миру. Его формирование — важная функция нравственного воспитания.

Одна из самых трудоемких, но при этом весь­ма существенных задач воспитания — обретение нравственных умений. Чем лучше отработаны! нравственные умения, чем разнообразнее нравст­венные навыки, тем эффективнее роль нравст­венных привычек в поведении людей. Благодаря умениям, люди способны легко и естественно следовать нормам нравственности. В их поступ-I ках органично слиты знание и дело. А это наи­лучшее подтверждение их моральной целостно-] сти, высокого уровня нравственной зрелости.

Этические нормы действительны тогда, когда

из состояния знания и осознания они превраща-

I ются в практически освоенные и автоматически

соблюдаемые. Вот почему в нравственном воспи-

i тании огромное значение придается упражнению

в освоении нравственных норм, в выработке

j нравственных умений.

Третьим механизмом нравственного формиро­вания выступает самовоспитание.

Нравственная социализация и нравственное воспитание выступают как условия, предваряю­щие нравственное самовоспитание. В свою оче­редь, нравственное самовоспитание является I важнейшим фактором эффективности нравствен­ной социализации и нравственного самовоспита­ния.

Самооценка, самообразование, самоконтроль и самоутверждение являются теми субъективны­ми рычагами личности, с помощью которых раз­вивается ее самосознание, т.е. осознание своей социальной значимости и личной индивидуаль­ности, своего места, роли в общественной жизне­деятельности. Чем выше уровень самосознания, тем продуктивнее осуществляются самооценка, самоконтроль, самоутверждение. В такой диалек­тической цепи находится человек, постоянно над собой работающий, самокритично оценивающий ': свои духовные достижения.

Нравственное самовоспитание обостряет чув-! ство долга, чести, помогает освободиться от эго­центрических настроений, не раболепствовать перед материальным достатком, не лишаться скромности во время потока добрых слов, произ-


носимых в твой адрес. Самовоспитание призвано вызывать к жизни такие нравственные качества, как самообладание, самоотверженность, самокри­тичность.

И еще одна задача, которую призвано решать нравственное самовоспитание. Оно должно по­мочь человеку смелее использовать возможности нравственного творчества, ориентировать его на совершенствование нравственных взаимоотноше­ний.

Какие изъяны семейного и школьного периода жизни молодых людей особенно ведут к их после­дующим нравственным аномалиям? Это, во-пер­вых, потребительская ориентация.

Во-вторых, чрезвычайно вредит воспитанию
низкий порог нравственной недоразвитости. В
жизни существует масса «соблазнов», уступки,
которым приводят молодых людей к нарушению
норм морали. Например, невыполнение трудовых
обязанностей. Тем более этому способствует не­
требовательное отношение родителей к трудовым
обязанностям детей. ч

Молодые люди с легкостью переступают через нормы морали, и это не вызывает у них глубоких переживаний. Они могут рационально обосновать допустимость безнравственного проступка, ссы­лаясь, например, на относительность понимания нравственных норм, на их «несовременность» и т.п. Кроме того, окружающие их взрослые лю­ди и сверстники нередко равнодушно к этому от­носятся. А равнодушие есть молчаливая поддерж­ка.

В-третьих, к отклонениям в социальном пове­дении ведет неотработанность нравственных ме­ханизмов саморегулирования. Какие черты в по­ведении школьной молодежи вызывают наиболь­шую озабоченность? Упрямство, вседозволен­ность, безразличие, приглушеность чувств. При внимательном их изучении выявляется, что это своеобразные защитные механизмы, с помощью которых подростки и старшеклассники отстаива­ют,.право на собственные интересы, убеждения, утверждают свое личное достоинство, привлека­ют к себе общественное внимание. Все это неиз­бежные издержки данного возрастного периода становления личности. Однако нельзя недооцени­вать, потому спокойно ожидать, что по истечении определенного времени они сами по себе исчез­нут. А ведь именно такого мнения придержива­ются многие взрослые, что обусловливает их не­достаточные усилия по формированию у детей привычки к самооценке, самообязательству, са­моконтролю, самокритичности.

Формирование механизмов саморегулирова­ния предполагает и систему нравственного зака­ливания личности.

Нравственное закаливание растущего челове­ка состоит в его приучении к достойному перене­сению жизненных трудностей, правильному от­ношению к критике, к проявлению мужества при отстаивании своих идей, к терпеливому восприя­тию индивидуальных особенностей характера


154

людей. Важно, чтобы при этом у человека не воз­буждалась озлобленность, подавленность, мсти­тельность. Эмоции и чувства несут первоначаль­ную и основную нагрузку в психической системе человека. Они задают тональность его восприя­тию и отношению к окружающему. Нравственное закаливание способствует эмоциональной урав­новешенности человека, его устойчиво благород­ному поведению в повседневных и экстремаль­ных ситуациях.

В-четвертых, важным недостатком школьного периода становления личности является несовер­шенная техника имиджирования. В переводе с английского имидж — это образ. В социальной психологии, имидж обозначает ореол, стихийно или преднамеренно создаваемый и поддерживае­мый мнением социальной группы, демографиче­ского слоя. Имидж может быть создан самой лич­ностью: ярко романтизированный образ-мечта.

Молодой возраст — это период личностного формирования, когда имиджирование выступает как наиболее эффективный способ нравственного возвышения.

Имиджирование не сводится к созданию и поддержанию у юноши или девушки возвышен­ной мечты, к стимулированию у них желания по­ступать нравственно, достойно. Оно призвано ре­шать и такую задачу, как умелое нравственное возвеличивание повседневных честных и самоот­верженных действий. Надо каждому конкретно­му достойному поступку давать яркую нравствен­ную оценку, углублять моральное восприятие молодым человеком собственного нравственного действия.

Нельзя упускать любую возможность возбуж­дения нравственных чувств, привития молодежи желания следовать нравственным образцам, ут­верждать себя посредством приближения и свое­му ореолу. Без этого невозможно рассчитывать на успешное решение задачи нравственного воз­вышения личности.

Нужен дифференцированный подход к школь­никам с учетом тех изъянов в предшествующем воспитании, которые являются причинами такой разноуровневой их нравственной подготовки.

Как добиться, чтобы цель и задачи нравствен­ного возвышения личности результативно реали­зовались в процессе ее нравственной социализа­ции, воспитания и самовоспитания?

Прежде всего важно учесть, что методы нрав­ственного воздействия только тогда выступают как формирующий фактор, когда посредством их личность активно включается в систему обще­ственных отношений трудового коллектива. Не­допустимо обеднять арсенал форм и методов нравственного совершенствования людей, сводя их только к тем из них, которые имеют прямое нравственное воздействие. Все, что активизирует общественные взаимоотношения людей, ставит их в положение реальной взаимозависимости, — все это способствует формированию у них конк­ретных нравственных обязательств, переводу в


их сознании ведущих общественных интересов во внутриличностные интересы.

Формы и методы нравственного воздействия могут оказаться неэффективными, если при их применении не учтено следующее.

Во-первых, необходимо заранее продумать технику использования форм и методов нравст­венного воздействия, исходя из особенностей ин­дивидуально-психологических и общественно-психологических качеств подростков и старше­классников. Трудно рассчитывать на воспита­тельный успех, если не приняты во внимание такие их индивидуально-психологические каче­ства, как особенности темперамента, эмоцио­нального склада, познавательных процессов (мышления, памяти и воображения). Необходимо учесть также особенности общественно-психоло­гических качеств людей: социальные установки, притязания-ожидания, ценностные ориентации, стереотипы. Например, если у школьников сло­жилась негативная установка на тот или иной метод работы с ними, было бы неразумно с этим не считаться. Игнорировать особенности индиви­дуально-психологических и общественно-психо­логических качеств людей не только нравственно недопустимо, но и проигрышно с точки зрения их воспитания и обучения.

Во-вторых, продумывая формы и методы нравственного воздействия, необходимо выявить, насколько они соответствуют состоянию нравст­венного здоровья. Многие формы воспитания ока­жутся неуместными, неэффективными и даже вредными, если в коллективе не в почете взаимо­помощь, сложился нездоровый морально-психо­логический климат.

Стадии нравственного развития коллектива являются своеобразными точками отсчета соци­альной готовности коллектива к принятию опре­деленных форм и методов нравственного воздей­ствия. Одни формы и методы нравственного воз­действия приемлемы на первой стадии, другие на второй и т. д. По мере социального вызревания коллектива расширяется диапазон используемых в нем форм и методов нравственного воздействия, возрастает возможность их усложнения и комп­лексного использования. Таким образом, готов­ность коллектива к принятию конкретных форм и методов нравственного воздействия — факт ре­альный, с которым нельзя не считаться.

В-третьих, важно помнить, что результатив­ность применения форм и методов нравственного воздействия находится в непосредственной зави­симости от общей культуры и нравственной зре­лости личности, которой доверено нравственное формирование людей, от ее психолого-педагоги­ческой компетентности.

При применении форм и методов нравствен­ного воздействия воспитателю необходимо само­му трезво оценить особенности своих индивиду­ально-психологических и общественно-психоло­гических качеств.

Эффективность применения форм и методов



нравственного воздействия непосредственно свя-1 зана с уровнем психолого-педагогической компе-I тентности воспитателя. Результаты социологиче-I ских исследований свидетельствуют, что ее низ-' кий уровень — слабое место в подготовке педаго-1 гических кадров. Этим во многом объясняются | неудачи в воспитательной работе. Практика под-I тверждает: чем выше уровень психолого-педаго­гической компетентности тех, кто занимается I воспитанием людей, тем с большей результатив-] ностью ими используются разнообразные формы I и методы нравственного воздействия.

В нравственном возвышении самостоятельная: работа имеет приоритетное значение. Нельзя j стать нравственным «с чужого голоса», не имея 1 своей моральной позиции, своих убеждений. На- : до самому выстрадать нравственные ориентиры: собственного поведения среди людей, отношения I к труду. Необходимо осознанно обогащать и рас-] ширять диапазон нравственных ценностей, со-| ставляющих важнейшие устои внутреннего ду-' ховного мира личности.

Необходима «инвентаризация» человеком та­ких своих качеств, как нравственные установки и; стереотипы, воля, навыки и привычки. Она про­водится с целью критичной самооценки соответ­ствия названных качеств тем требованиям, кото-


рые к ним предъявляются в обществе. Важен и нравственный анализ поступков. Все это — не са­мокопание личности в самой себе, а необходимое условие самоконтроля и внесения коррективов в свое поведение в целях упрочения своей мораль­ной репутации. Нравственный анализ поступков помогает личности укреплять доверие к ней со стороны других людей. По тому, насколько это доверие возрастает, можно судить о результатив­ности данного вида работы человека над собой.

Единицей измерения морального состояния коллектива является нравственное здоровье каж­дого его члена.

Безграничны перспективы нравственного воз­вышения личности. Наряду с упорядочением ус­ловий общественно полезной деятельности и об­щения, повышения культурно-образовательного уровня школьников, всевозрастающее значение имеет хорошо отработанная инструментовка нравственного прикосновения к личности. Она включает в себя разнообразные формы и методы воздействия на сознание растущего человека, на утверждение нравственных устоев его духовного мира.

Воспитание школьников.1989.№1, 3.


А. В. ЗОСИМОВСКИЙ КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ


Моральная направленность личности — слож­ное целостное образование, состоящее из разно­образных по нравственному содержанию, силе и волевой обеспеченности чувств, стремлений, по­требностей. Одни из них могут устойчиво зани­мать лидирующее положение, другие — играть подчиненную, второстепенную роль, что находит свое выражение в той или иной направленности индивида, позволяющей ему совершать нравст­венно ценные или же, наоборот, этически непри­емлемые поступки и действия.

Ученые выделяют два основных типа направ­ленности: положительную, собственно нравствен­ную и негативную, аморальную. Обобщив совре­менные представления о содержании зрелых форм положительной моральной направленности, можно считать, что ее определяющими чертами являются: приверженность принципам демокра­тического, гуманного общества и общечеловече­ским морально-этическим ценностям, гражданст­венность, действенный патриотизм, межнацио­нальная доброжелательность, стремление к до­бросовестному, социально направленному труду.

Сразу же нужно признать, что для регулиро­вания воспитательного процесса деление направ­ленности лишь на две альтернативные разновид-


ности оказывается недостаточным. Материалы педагогических наблюдений показывают, что ос­новные различия у воспитанников проявляются не только в нравственном или этически неприем­лемом поведении, но еще и в том, насколько ус­тойчива или насколько прочна сложившаяся у данного индивида структура мотивации.

Анализ возможных типов направленности по­зволяет выделить в качестве главных синтетиче­ских единиц «измерения» три позитивные разно­видности: малоустойчивую, устойчивую, высоко устойчивую — и три соответственно противостоя­щих им негативных устремления личности.

Первая характеризуется преобладанием в мо-тивационной структуре личности добрых, нравст­венных побуждений, которые, однако, слабы и непрочны. Их реализация нуждается в система­тическом педагогическом подкреплении.

Вторую отличают достаточно прочно утвер­дившиеся нравственные потребности и мотивы, которые проявляются в устойчивой способности к самостоятельному (свободному) нравственно дол­жному поведению в обычных условиях, т.е. в ти­пичных жизненных обстоятельствах, не ослож­ненных какими-либо особо сильными внутренни­ми или внешними препятствиями.



Третья воплощает в себе наивысший, эталон­ный уровень нравственного развития личности, проявляющиеся в ее способности высоконравст­венно поступать как в повседневных, обычных жизненных, так и в труднейших ситуациях, тре­бующих от нее максимальной личной самоотдачи во имя нравственного должного. Испытание лич­ности экстремальными жизненными обстоятель­ствами всегда расценивалось моралью нашего об­щества как высшая проверка духовной стойкости человека, его нравственной зрелости.

Что касается отрицательной устремленности, то ее первую разновидность можно определить как стадию наметившихся, но еще не успевших укорениться нездоровых наклонностей. Они на­ходят свое проявление в различного рода небла­говидных поступках, не носящих какого-либо серьезного, злонамеренного характера.

Вторую характеризуют уже успевшие утвер­диться отрицательные наклонности. Такие школьники допускаю грубые нарушения норм поведения и могут не считаться с обычными тре­бованиями воспитателей.

Третью отличаем наибольшая степень мораль­ной запущенности, проявляющаяся в злонаме­ренных, иногда очень грубых аморальных по­ступках, в попытках игнорировать даже самые строгие меры педагогического воздействия.

Как подтверждает наш опыт, выделенные ти­пы вполне адекватно отражают некоторую иерар­хию основных положений личности на условной моральной шкале — от самого низкого в нравст­венном отношении положения (высокоустойчи­вая отрицательная направленность) до наивыс­шего (высокоустойчивая положительная направ­ленность). Многолетняя опытная проверка дан­ной типологии подтвердила ее практическую пригодность. Обладая простотой и компактно­стью, она фиксирует наиболее значимые нравст­венные позиции личности, подчеркивая их осо­бенности. Отметим к тому же, что, по данным анкетных опросов, проводившихся нами среди подростков и старшеклассников, предложенная измерительная шкала почти всегда встречала у них положительный отклик и становилась, как правило, мерилом их собственных обобщенных моральных оценок и самооценок.

Функциональное, поэлементное изучение нравственной сферы включает в себя определе­ние уровня нравственного сознания воспитанни­ка, с одной стороны, и его практической (пове­денческой) моральной готовности, с другой, ины­ми словами, своеобразного сплава нравственных знаний, убеждений и реального действия.

Уровень нравственного сознания с точки зре­ния нашей поэлементной системы оценок опреде­ляется, в первую очередь, полнотой этических представлений (знаний) воспитанника, т.е. пол­нотой отражения принятых в современном рос­сийском обществе этических положений и прин­ципов. Данный критерий позволяет выяснить, что одним воспитанникам известны лишь некото­рые моральные принципы (слабая нравственная осведомленность), другим — их большая часть


(удовлетворительная осведомленность), а треть­им — все наиболее важные (хорошая нравствен­ная осведомленность).

Правомерность рассматриваемого критерия очевидна. Нравственную убежденность школьни­ка невозможно сформировать, если он не владеет определенным минимумом нравственных пред­ставлений.

Другой существенный измеритель «теоретиче­ской» моральной готовности, опирающийся на из­вестные выводы советских исследователей (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Добрынин, Л.И. Рувинский и др.) о характере связи между знаниями и пере­живаниями, — глубина осознания социально-личностной значимости стержневых этических норм, обеспечивающая их эмоционально-поло­жительное восприятие. Этот критерий фиксирует субъективное отношение ученика к усваиваемым требованиям и позволяет нам выделить следую­щие три уровня моральной осознанности.

Первый, называемый нами уровнем малоосоз­нанного усвоения нравственных требований, от­личает по преимуществу простое, чисто инфор­мационное значение их содержания, не опираю­щееся на понимание их социально-личностного значения.

Второй уровень — фрагментарной нравствен­ной убежденности — это не только знание опре­деленного круга норм, но и ясное понимание их общественно-личностной значимости, хотя зна­чительная их часть все еще остается личностно индифферентной для школьника, не включенной в сферу его потребностей.

Третий, наиболее высокий уровень моральной осознанности — это полная нравственная убеж­денность. Он характеризуется тем, что уже все основные моральные требования осознаются уче­ником одновременно и как общественно, и как личностно необходимые и, следовательно, внут­ренне принимаются им, становятся его убеждени­ями.

В условиях переживаемого нами «смутного» времени самое пристальное внимание педагогов должно быть уделено уровню представлений уча­щихся о часто неверно трактуемых понятиях на­ционального самосознания, гражданственности, российского патриотизма, которым в их подлин­ном смысле одинаково чужды как национал-шо­винистические, так и космополитические аспек­ты. Школьники должны ясно осознавать, что участившиеся в нашей прессе попытки принизить ценность патриотических чувств, судить о взгля­дах, поступках людей лишь с позиций абстракт­ного, наднационального морализма являются со­циально ущербными, поскольку могут способст­вовать отчуждению человека от национальной культуры, от идеи деятельного служения интере­сам Отечества.

Не менее важно учитывать при оценке мо­ральных суждений воспитанников, насколько по­лно и глубоко осмыслены ими такие «вечные» об­щечеловеческие понятия нравственности, как со­весть, честь, порядочность, справедливость, до­брота. Все они входят как обязательный



компонент в любые системы морали и вместе с понятиями патриотизма, гражданской ответст­венности должны занимать в структуре мораль­ного сознания школьника приоритетное, опреде­ляющее положение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.