Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Как предъявлять педагогическое требование
Педагогическое требование в нашем понимании — это предъявление школьнику культурной нормы отношения к — человеку, труду, науке, прекрасному, обществу. С точки зрения педагогической технологии реализация требования по этим пяти направлениям, нацеленная на развитие и формирование ценностных отношений к ним как интегральным объектам, характеризует процесс воспитания. Посредством своих педагогических воздействий мы, педагоги и родители, формируем у детей ценностное отношение или добиваемся проявления желаемого поведения, хотя при этом оно не всегда совпадает с отношением, а может определяться скрытым мотивом ребенка. Гармоничное сочетание этих показателей важнее, чем преобладающее развитие одного из них. При этом логика воспитательного процесса показывает, что движение здесь должно быть от отношения к поведению. Ребенку недостаточно сообщить какое-либо знание или норму поведения и сказать, что де- лать так правильно, а иначе — неправильно. Всякое знание, передаваемое от одного человека к другому, насильственно, поскольку оно существует как данность и неизбежность. Человек, воспринимающий подобную норму, не свободен в выборе, и поэтому у него могут возникать (и возникают) внутренние протесты. Отличие отношения состоит в том, что оно всегда субъективно свободно: человек (и взрослый, и ребенок), лично переживая события и ситуации, основываясь на собственных впечатлениях, сам принимает решения отношенческого характера. Основы отношенческих реакций детей, по мнению различных ученых, необходимо сформировать к пяти-двенадцати годам. Поэтому вклад родителей и педагогов в этот процесс трудно переоценить, так как, общаясь с ребенком, они закладывают фундамент его будущих, усложняющихся множественными факторами, отношений. Для их развития и формирования мы предъявляем разнообразные требования к детям, подни- мая их при этом на новый социально-культурный уровень. Заметим, что предъявление требования сочетается с уважением; если родители и учителя нетребовательны, то это характеризует их беспечность по отношению к воспитанникам. Уважение к ребенку проявляется в постоянном усложнении требований, предъявлении все более высоких норм поведения и культуры. Этот процесс также сопряжен с ответственностью воспитателей за судьбы воспитанников. Когда родители делают за малыша то, что он в состоянии сделать сам, они тем самым проявляют неуважение к нему, так как тормозят или даже препятствуют своей излишней опекой развитию: моторно-двигательным привычкам, мыслительным операциям, манипуляционным действиям и другим. В свою очередь сами требования можно разделить на статические и динамические. Первые представляют собой высокоразвитую норму отношения или поведения человека в обществе (например, его отношение к людям, труду, Родине и т.д.) Эти требования выполняют роль своеобразных маяков, к которым мы стремимся на протяжении всей своей жизни. Динамические требования выступают как этапные, постепенно усложняющиеся, направленные на достижение статической нормы. Например, формируя отношение к человеку, мы конкретизируем его для ребенка через ситуации взаимодействия с мамой, бабушкой, отцом и т.п. Результатом выполнения требования являются социально-психологические изменения личности и совершение поступка в соответствии с ним. Каким же образом достичь этого результата? Как организовать воспитательное воздействие, чтобы ребенок позитивно отнесся к нашему требованию и добровольно выполнил его? В этом нам помогает педагогическая технология — научная дисциплина, раскрывающая пути оптимальной организации воздействия на ребенка с целью формирования у него ценностных отношений к окружающему миру. Первое правило технологии предъявления педагогического требования гласит, что оно должно быть доведено до логического конца. Если, например, вы попросили ребенка привести в порядок детскую комнату и расставить игрушки на свои места, то необходимо это требование довести до конца, т.е. добиться его выполнения. Однако это вовсе не значит, что для достижения результата нужно пускать в ход руки ли кричать на ребенка. Желательно проявить терпение, выждать некоторое время, сделав эту паузу значительной и украсив ее мимической и пластической выразительностью. Тем не менее нельзя останавливаться на полпути: в этом случае у ребенка создается впечатление, что родители (педагоги) сами несерьезно относятся к своему требованию. При неоднократном повторении подобных ситуаций, когда просьба забывается, у детей формируется устойчивое отношение к требованию как не- обязательному для выполнения. Это отношение спонтанно переносится на все другие его виды, и ребенок становится непослушным, хотя мы сами спровоцировали и развили в нем это качество. Исправить такое положение дел удается путем совместной скрупулезной работы родителей и учителей, и, в первую очередь, над самими собой. В некоторых ситуациях осложнения могут возникать из-за того, что ребенок не знает, как выполнить предъявляемое к нему требование. Он переживает это, но ничего не говорит взрослым (возможно, он обиделся, что прервали его игру) или спрашивает: как сделать то или иное, но мы, ссылаясь на то, что он уже большой, не даем никаких пояснений и настаиваем на выполнении задания. Здесь уместно напомнить слова Я.Кор-чака, который отмечал, что ребенок зол и недисциплинирован, когда он страдает. Чтобы это не происходило, педагогическое требование необходимо подкреплять четкой инструкцией, как и что делать. Итак, второе правило — требование должно подкрепляться четкой инструктивной программой действий. Грамотная, продуманная, а иногда и подробная инструкция — гарантия успеха. <...> Третье правило — требование должно быть доступным на данный момент развития ребенка. Это связано с психофизиологическими особенностями детского организма, его быстрой утомляемостью, переключением внимания, ограниченностью физических возможностей и др. Поэтому, предъявляя требование, нужно учитывать возрастные возможности ребенка, чтобы не подвергать его и себя излишнему волнению и не формировать отрицательных отношений к нашим словам, заданиям и просьбам. Требования, которые мы предъявляем к подростку, существенно отличаются от тех, с которыми мы обращаемся к малышу; если в первом случае мальчик уже должен уметь сам приводить в порядок свой гардероб, то во втором — он должен аккуратно относиться к своим вещам и уметь ценить труд своих родителей. Негативно оформленное требование не дает никакой программы действий, напротив, оно провоцирует замкнутость и подталкивает к безделью. Приведем простой пример из школьной жизни. Во время перемены ученик бежит по коридору и натыкается на учителя, который будет проводить в классе следующий урок. Педагог не стал объяснять подростку, что нельзя бегать, не стал его отчитывать. Вместо этого он сказал: «Как хорошо, что я тебя встретил. Мне как раз нужна твоя помощь, твоя сила и ловкость. Помоги, пожалуйста, подготовить класс к уроку: опусти экран, висящий над доской, а то я его никак не могу достать, и принеси, пожалуйста, из лаборантской диапроектор.» Ученик, еще минуту назад не знавший, чем ему заняться, с удовольствием взялся за работу и помог учителю, который затем на уроке поблагодарил его в присутствии всего класса. В случае, когда ребенок увлекся игрой, ушел в себя или по какой-то другой причине не хочет; выполнять вашу просьбу, необходимо проявить I мудрость и суметь, переакцентировав его внимание на детали, довести требование до логического j конца. <...> Таким образом, четвертое правило — переак-| центировка внимания на детали. Оно может осу-I ществляться и через постановку вопросов, но в I любом случае необходимо добиваться создания I впечатления легкости и добровольности выполнения требования. Реализации \перечисленных технологических правил способствует соблюдение педагогом (или родителями) ряда условий. Первое условие мы определяем как этичность форм предъявления требования. Следует иметь в виду, что и ребенку и взрослому психологически легче выполнить требование, излагаемое как совет или предложение. Начните свое общение с ребенком с таких речевых формул, как: Сделай, пожалуйста..., Попробуй..., Постарайся... и т.п. Вы увидите, что требование, произнесенное в такой форме, легче воспринимается и выполняется по сравнению с тем, когда все запрещается бесконечными нельзя, не делай, не трогай и т.д. <...> Заметим также, что психологических запретов не должно быть более десяти. В противном случае их трудно удержать в памяти и сложно не нарушать. Хороший пример в этом смысле дает Библия, там всего десять основных заповедей, которых нужно придерживаться в жизни. Мы же, в свою очередь, предлагаем договориться с детьми о двух нельзя: нельзя не работать, нельзя посягать на интересы другого человека. Все остальное можно. В связи с этими двумя нельзя, конечно, необходимо будет давать пояснения, что значит посягать на интересы, а, следовательно, доставлять неудобства другим людям и что значит работать, развивая себя, проявляя свое Я. Второе условие, учитывать которое рекомендуют ученые-психрлоги, — установление личного контакта. Он может быть речевым, когда мы называем ребенка по имени, а не по фамилии, когда повторяем удачно сказанные им при ответе фразы и т.д. Контакт с ребенком можно установить и ничего не говоря ему, а только лишь дотронувшись до него — погладив его по голове. Возможно, самый простой способ контактирования — визуальный: встречаясь глазами, мы можем сказать друг другу то, что не выразить в словах. Следует оговориться, что преподаватель, прежде чем выразить тот или иной способ проявления своей расположенности, должен знать, кому из детей будет приятно его прикосновение, кто ждет, чтобы прозвучало его имя, а кому нужно обязательно заглянуть в глаза. Третье условие связано с тоном, которым произносится требование. Он должен быть решительным, энергичным, побуждающим к действию. Здесь педагогу понадобится его умение произносить одну и ту же фразу с разнообразными интонационными вариациями. Требование, произнесенное робким, дрожащим голосом, проигрывает по сравнению с тем, которое говорится уверенно. И, наконец, последнее, четвертое условие — целесообразность и разумность требования, понятие его ребенком. Нужно избегать таких ситуаций, когда, как писал П.П.Блонский, ребенку говорится: «Сделай то-то, сделай так-то». Аргументация педагогического требования помогает ребенку вникнуть в суть того, что от него хотят, и в этом случае он проявляет творчество, он мыслит и развивается. Перечисленные технологические правила и условия позволяют формировать у детей позитивное отношение к требованию, которое незамедлительно проявляется в игровой, учебной и других видах деятельности малышей и школьников. Технологически оформленное воздействие устраняет психологические барьеры общения между взрослыми и детьми, а процесс воспитания при этом становится, как замечал А.С.Макаренко, делом легким и радостным. Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков, А.П.Савченко. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 7993. -С.23-28.
Успех — это радость Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успела. Здесь важно разделить понятия: «успех» и «ситуация успеха». Ситуация — это со- 12 Зак. 933 А. С. БЕЛКИН СИТУАЦИЯ УСПЕХА: КАК ЕЕ СОЗДАТЬ четание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха — нечто более субъективное, скрытое в значительной ме- 178 ре взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, значительным, связанным со всей жизнью и деятельностью ребенка. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить ритм и стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего развития личности. Особенно, если это касается учебы — самой главной линии ожиданий ребенка, самого главного рубежа его стремлений. Успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Успех — понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения — оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Каждый член сообщества, каким бы большим или малым оно ни было, всегда окружен системой так называемых экспектаций (ожиданий) от его поступков, действий, линии поведения. Разумеется, и сама личность несет в себе целое созвездие различных ожиданий по отношению к родным, близким, сверстникам, членам той формальной или неформальной группы, в которую она входит. Человек ждет определенных поступков, в которых удовлетворяются его надежды (или опасения), и этого же ждут от него. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется. С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии. С педагогической точки зрения ситуация успеха — это такое целенаправленное, организо- ванное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики учителя, семьи. Успех — категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка, подростка — от юноши, юноши — от взрослого; радость ученика — от радости учителя; радость ребенка — от радости родителей. Младший школьник не столько осознает, сколько переживает. Подросток и осознает и переживает, но не всегда может докопаться до ее источников, не всегда адекватно оценивает ее. Старший школьник, как взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается (чаще всего стихийно) прогнозировать свои возможности. В основе ожидания успеха у младшего школьника — стремление заслужить одобрение старших — учительницы, родителей; у подростков — одобрение одноклассников, сверстников, наиболее уважаемых членов группы; у старших школьников — стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее. Девочки реагируют на успех иначе, чем мальчики. У них переживания более тонкие, более дифференцированные и более эмоциональные. В разных «весовых категориях» располагаются успехи и по степени глубины радости. Одни буквально потрясают личность ребенка, значительны для него, оставляют глубокий след; другие как бы скользят по поверхности, не поднимают бури чувств, но тем не менее более устойчивы, а потому и более глубоки. Различается успех и по ожиданиям личности. Можно выделить три вида: Предвосхищаемый успех. Ребенок ждет его, надеется на него. В основе такого ожидания могут быть и обоснованные надежды (он хорошо учится, старателен, хорошо развит) и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, на свете не бывает, в учебе — тем более. На пустом месте успех родиуься не может. Но ребенок ждет, он на что-то надеется. Ему может повезти, если зоркий взгляд умного, наблюдательного учителя заметит его надежду и не даст повода для разочарования: поддержит, подготовит, убедит. Но может случиться и обратное. Это — беда. Это очень серьезно, последствия несвершившегося чуда бывают труднопредсказуемы. Бывает и так, что подростки, столкнувшись с неспособностью оправдать свои притязания в решении задач, «обижаются» на задачи, на экспериментатора, демонстрируют свое возмущение. <...> Констатируемый успех. Школьник фиксирует достижение, радуется ему. Успех мог быть ожидаемым, неожиданным, подготовленным, неподготовленным. Важно, что он состоялся, что он со- здал у ребенка отличное настроение, дал ему возможность пережить радость признания, ощущения своих возможностей, веры в завтрашний день. Важно только заметить эту радость. Обратить на нее внимание и самого ребенка и его окружения. Впрочем, нельзя понимать эту мысль слишком прямолинейно. Случается, что, заметив успех, лучше не обращать на него внимания, а, наоборот, сделать вид, что ничего особенного не произошло: «Иначе и не может быть...», «Была уверена...» и т.д. Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо. Это — состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой — опасность переоценить свои возможности, успокоиться, почить на лаврах. <...> Всегда ли хорош успех? Диалектический подход в оценке любого педагогического явления всегда предусматривает рассмотрение в паре: успех — неуспех, знание — незнание, удача — неудача и пр. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха. Стремление к знанию есть способ преодоления незнания. Эти ряды можно было бы продолжить. Но ясно одно: неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радость он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. Лишь глубина неуспеха помогает нередко чело-, веку вообще, а ребенку-школьнику в особенности постичь всю глубину успеха. Трудно переоценить стимулирующую роль неуспеха в целом ряде ситуаций с учетом, разумеется, особенностей личности, ее способности к преодолению неудач, к борьбе с обстоятельствами. Успех может разложить личность, неуспех — формировать ее лучшие качества. Одно без другого не существует, точнее, не должно существовать. Ключ к преодолению этого противоречия — в педагогической позиции воспитателя, в его умении постоянно держать руку на пульсе жизни отдельного ребенка и детского коллектива в целом. Коллектив упомянут не случайно. Успех всегда имеет две стороны. Одна — сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая — коллективная оценка дости- жений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы. Связь этих сторон несомненна и органична, особенно в детском коллективе. Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. <...> Точно так же и неуспех, разделенный с кем-то, становится чем-то иным. Самый оптимальный вариант: радость одного становится радостью других, а неуспех побуждает школьника снять огорчения окружающих, потому что он живет не только своей, но и чужой болью. Мудрость педагогического руководства в том и состоит, чтобы радость успеха не порождала чрезмерное благодушие, а страх возможного поражения не парализовал волю. <...> Любой успех (или неуспех), в каком бы виде деятельности он не существовал: учеба, общественная работа, спорт, искусство, — никак нельзя оторвать от двух вопросов, на которых, как на китах, стоят основы нашей нравственности: во имя чего? какими средствами? Если успех нужен лишь для внешнего эффекта, если он рассчитан лишь на пускание пыли в глаза, либо он вообще превратился в самоцель (успех ради самого успеха), велика ли его цена? С человеческой, с педагогической точки зрения? Но это еще не самый худший вариант. Девиз ордена иезуитов звучал примерно так: «Цель оправдывает средства». Для достижения любой цели годятся любые средства. Прошли столетия с того дня, когда этот девиз стал воплощаться в поступки, в деяния людей, порождая горе, кровь, страдания. Но девиз дожил и до наших дней. Он, правда, приобрел немного другое, более приличное звучание: «Была бы цель благородна, а средства вторичны». Стоит ли рассказывать, во что обошлась нашему обществу и школе такая резиновая трактовка связи между целью и средствами? Можно предположить, что не скоро наступит еще время, когда главный нравственный закон: «Благородная цель достигается только благородными средствами» заработает во всю общечеловеческую мощь и станет главной заповедью каждого порядочного человека, * станет нормой педагогической позиции. ) ' А.С.Белкин. Ситуация успеха. Как ее создать. — М., 1991. -С.30-35.
Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение субъекту, становится для него фактором развития. Не выступает двигателем развития личности деятельность, совершающаяся по принуждению либо по необходимости: взаимодействие с миром в ходе такого рода дея-
|