Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Ш е п е л ь технология морального возвышения 4 страница






Выделим несколько моментов, особо важных именно в связи с трудом подростков. Во-первых, когда личность подростка уже «захвачена» твор­ческим замыслом трудового дела, с последним должны сопрягаться заботы, упражнения, требу­ющие существенных волевых усилий. 'Полезны требования точно соблюдать трудовые операции и технологические приемы, обязательно и радост­но выполнять сопутствующую и грязную работу, тщательно доводить и отделывать изделия. Упор


— на обучение правильным трудовым приемам и умениям. Обращается внимание на индивидуаль­ные особенности волевой сферы подростков, на «дозировку» требований, помогающих ее разви­тию. Кроме того, в сознание подростков полезно внедрить понимание смысла труда как важного средства самосовершенствования.

Во-вторых, в подростковом возрасте духовные интересы ребят готовы выступить на первый план; в этот период должен усиливаться нравст­венный, гуманистический смысл труда. В опыт воспитанников должны войти такие трудовые де­ла, сутью которых выступает забота о людях, о природе, облагораживание условий жизни. При­чем нужны как кратковременные дела, так и длительные, рассчитанные на несколько поколе­ний школьников и способные стать традициями воспитательной системы: превратить пустырь в парк-дендрарий, спасти маленькую речку...

В-третьих, труд подростков не должен изоли­роваться от игры — ребят привлекают игровые формы организации трудовой деятельности и ее самоуправления. Если им нравится, то пусть тру­дятся в «фирме», которой руководят избранные «президент» и «совет директоров». Пусть играют на здоровье и придумывают с помощью педагогов устав акционерного общества, технические и коммерческие программы, составляют калькуля­цию стоимости продукции и придумывают, как снизить затраты, определяют цену изделия и воз­можную прибыль от ее реализации, составляют вопросы для изучения рынка сбыта, разрабатыва­ют рекламу для ТВ и радио, проектируют жур­нальные варианты проспектов, посвященные сво­им изделиям.

Кроме того, внимание обращается на органи­зационные формы трудовых занятий подростков, сочетание которых должно предусматривать на­ряду с групповым и фронтальным также индиви­дуальный труд воспитанников. *Ребят среднего и особенно старшего подросткового возраста при­влекают трудовые дела вместе с взрослыми., Со­трудничество с увлеченными делом, опытными и педагогически грамотными умельцами помогает укреплять социальные связи и отношения подро­стков. ^

lit. Труд учащихся старшей школьной ступе­ни выступает как сфера самоопределения лично­сти.? Это значит, что с его помощью формируются способности, определяющие индивидуальность старшеклассника и область его профессионально­го признания, и до их уровня «подтягивается» нравственная, социальная зрелость личности. Для этого требуется существенное увеличение трудового радиуса всего круга школьной жизни. I Прежде всего, соответственно образовательно­му профилю старшей ступени школы должен усиливаться технический, научный, художест­венный, экологический характер труда старше­классников. При этом целесообразно обратиться к возможностям научно-производственного и культурного окружения школы. А «уход» труда



старшеклассников из воспитательной системы школы предотвратит его тесная связь с выбран­ным направлением углубленного обучения. Одновременно продолжается развитие трудо­вых увлечений, их погружение в историю, куль­туру, народное художественное творчество. Этот аспект трудового компонента воспитательной си­стемы может органично сочетаться с националь­ным возрождением народа. Содержанием трудо­вых дел могут стать создание культурно-истори­ческого комплекса, восстановление местных на­родных промыслов — гончарных и кузнечных работ, изготовление национальной одежды и ук­рашений, игрушек, художественных изделий. Ре­зультаты такого труда нужны людям, музеям, народным художественным коллективам, могут стать желанным сувениром и подарком для гос­тей, друзей. В рамках обоих направлений трудовые дела старшеклассников могут стать производительным трудом учащихся вместе со взрослыми. То есть творческий, исследовательский, художественный замысел труда старшеклассников, погружение посредством его в духовную и материальную культуры (в том числе с помощью определенной профессиональной подготовки), включение в тру­довой процесс глубинных личностных потенций — могут интегрироваться в производстве оплачи­ваемых ценностей. Но если творческие увлечения ребят и педаго­гов, воспитательные задачи вытесняются утили­тарными устремлениями, заботами об объеме продукции, специализацией трудовых функ-

ях ций — то такой производительный труд старше­классников не может приниматься личностно-гу-манистической воспитательной системой.

Труд может быть включен в воспитательную систему не только как самостоятельный и целост-г ный компонент, но и в виде отдельных «вкрапле­ний», помогающих закладке и корректировке психофизиологических основ личности. Так, вос­питательной системой могут быть востребованы лечебно-терапевтические возможности труда, связанного с уходом за животными, с работой на i свежем воздухе (специальным подбором растений можно обеспечить нужное для больных детей фи­тонцидное воздействие). Целесообразно подо-, бранные совместные трудовые занятия детей про-г тиводействуют развитию многих неврастениче­ских задатков, большинство из которых вытекает из недостаточного подчинения тела и нервной си-i стемы ребенка его воле.'Известно также благо-i творное влияние некоторых видов труда на раз-5 витие отзывчивости, эмпатийности воспитанни-i ков, например, совместного, выполнения детьми; одинаковой», ручной работы (вышивания, вяза-) ния) под плавную негромкую песню, музыку, t Важно учитывать и то, что труд помогает утвер­ждать ясный взгляд на мир: создавая добрых дра-t конов и крокодилов, красочный и наивный мир пучеглазых рыб и птиц, входя в интимный кон­такт с продуктом своего труда, дети учатся вно­сить в реальность романтику и оптимизм.'

Народное образование.1991. — №11. —С. 59-64.

И. П. АРЕФЬЕВ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ: УЧЕНИК, УЧИТЕЛЬ, ВУЗ


Нужна ли сегодня профориентация? Отвечая на этот вопрос, одни считают, что следует сохра­нить опыт работы прежних лет. Другие доказы­вают, что нет, не нужна, поскольку рынок труда сам неплохо «отбирает» трудоспособное населе­ние на соответствующие профессии. По мнению третьих, профориентация сегодня актуальна как никогда, ибо рынок — это стихия, к существова­нию в которой нужны особые бойцовские и про­фессиональные качества.

Вспомним: не так давно профориентация рас­сматривалась несколько прямолинейно — как процесс целенаправленных педагогических воз­действий, помогающих учащимся в их професси­ональном и жизненном самоопределении. Боль­шое значение придавалось различного рода ме­роприятиям и трудовым делам, нацеленным на изменение интересов личности в желательном направлении и привитие положительных пред­ставлений о различных массовых профессиях в соответствии со структурой плановой экономики.

Исходя из принципа политехнизма, професси-


ональная деятельность человека рассматривалась как средство развития материального производст­ва и обеспечения людскими ресурсами производ­ственной сферы. Очевидно, такой подход сегодня не способствует формированию личности нового типа — экономически грамотного, творчески мыслящего хозяина, соответствующего требова­ниям научной организации труда, современной информационной технологии и рыночной эконо­мики.

Прежняя профориентационная работа была направлена на выбор общественно значимых про­фессий в соответствии с потребностями регионов в кадрах. Такая установка нередко приводила к отчуждению школьника от процесса учения, ли­шала его подлинных прав на свободу выбора своей будущей профессии, превращала его из це­ли в средство воспитания, невольно прикрепляя будущего специалиста к так называемым массо­вым профессиям, необходимым для удовлетворе­ния нужд местного производства. Поскольку вся государственная система была плановая, то судь-



ба ребенка от детского сада до окончания средней и высшей школы была заранее запланирована и предрешена. В условиях становления рынка, раз­витие многоукладное™ форм собственности и предпринимательства прежние установки непри­емлемы.

Многие учителя да и преподаватели педвузов сегодня рассуждают так: рез формируются ры­ночные отношения, утверждается частная собст­венность, создается рынок труда, растет безрабо­тица, то во многом профориентация в школе те­ряет смысл. Теперь надо иметь хорошее здоровье да такое качество, как предприимчивость.

Так ли это? Действительно, переход к рыноч­ной экономике способствует свободе профессио­нальной деятельности граждан, повышению уровня компетентности. Однако в условиях сти­хийного рынка, какой доминирует сегодня, в сис­теме труда и занятости населения преобладают непостоянство, нестабильность, изменениям под­вергаются профессиональные качества, умения, квалификация. Сегодня, как никогда раньше, от тружеников требуются профессиональное отно­шение к делу, готовность рисковать, способность быстро приспосабливаться к новым ситуация, по­вышать уровень своей квалификации.

Теперь главным становится удовлетворение потребностей и интересов конкретного человека в профессиональном становлении и самореализа­ции в труде. При этом важно предвидеть возмож­ную смену деятельности, позаботиться о сохране­нии стрессоустойчивости в условиях конкурен­ции и безработицы на рынке труда.

Готова ли молодежь жить и работать в таких условиях? Утвердительно ответить трудно. Неко­торые молодые люди быстро включаются в эконо­мические отношения и без достаточной экономи­ческой и правовой подготовки, занимаются биз­несом или посреднической деятельностью. Боль­шинство же выпускников школ пребывают в неопределенном положении, решая вопросы тру­доустройства, дальнейшей учебы и службы в ар­мии. У многих повысились притязания на опреде­ленное положение в обществе, не адекватное спо­собностям и профессиональным качествам. Все это вызывает настоятельную необходимость в ор­ганизации профориентационной деятельности с учетом новых социально-экономических реалий.

Началом всех начал, источником больших и малых дел, включая выбор профессии, является семья. Материальное положение, уровень образо­вания, профессиональная подготовка родителей, как правило, показатель социально-экономиче­ского положения ребенка. На наш вопрос: «Кто тебе помог в выборе профессии?» — около поло­вины школьников ответили: родители. Выясни­лось также, что согласование между личными планами и реальным выбором достигается чаще всего у выпускников из семей интеллигенции и инженерно-технических работников. Дети здесь


лучше подготовлены к выбору профессии. Роди­тели же с низким уровнем образования и матери­альным достатком не могут оказать должной по­мощи в этом деле. Кстати, обнаружилось, что в последнее время количество таких семей возрос­ло: беднеет население, снижается его образова­тельный уровень.

Безусловно, именно в школе должна заклады­ваться система профориентации, производитель­ного труда и профессиональных проб, правовых и экономических знаний. Возрастает значение школы и для выравнивания возможностей моло­дежи при выборе профессий, особенно для детей из малообеспеченных семей. Возникают вопросы: как готовить выпускника, чтобы он смог профес­сионально определиться в жизни? Каковы функ­ции учителя в решении этой проблемы?

Сегодня, надо отказаться от узкоотраслевого, или производственного, подхода к профориента­ции, направив педагогические усилия на разви­тие у учащихся общей культуры труда, опреде­ленных умений и навыков общетрудовой подго­товки. Вряд ли уместно предлагать школьникам конкретную профессию. Не лучше ли предоста­вить информацию о тех областях деятельности, которые соответствуют их здоровью, задаткам, интересам и склонностям? Имея общее образова­ние, развиваясь физически и углубленно изучая полюбившиеся дисциплины, овладев психологи­ческими знаниями, молодой человек даже в усло­виях конкурентной борьбы и безработицы сможет найти себя и реализовать свои возможности с учетом ситуации, возникшей на рынке труда. Хо­рошо бы за годы обучения сформировать такие качества, как деловитость, дисциплина, инициа­тива, ответственность, самостоятельность в при­нятии личных конкретных решений, конкурен­тоспособность, а также готовность защищать свои права и свободу в рамках действующих законов и Конституции страны.

Школьникам предстоит овладеть основами на­учных, правовых, экономических, психологиче­ских, производственно-технических и информа­ционно-технологических знаний об обществе, о себе, мире труда и профессий. Сегодня в жизнен­ных ситуациях и профессиональной деятельности усиливается роль межличностных отношений, способов разрешения конфликтов. Всему этому надо учить ребят, как и умениям соотносить свои возможности с требованиями предполагаемой карьеры. Важно научить определенным действи­ям, связанным с самоподготовкой и саморазвити­ем, формированием профессионально значимых качеств для избранной деятельности. Конечно, эти задачи средняя школа может решить, если будет обеспечена подготовка специалистов в пе­дагогических институтах.

Педагогика. — 1995.№3. — С. 65-68.


 


В настоящее время многие специалисты убеж­дены в необходимости коренного изменения фи­зического воспитания в общеобразовательной школе на основе переосмысления сущности, це­ли, задач, содержания педагогического процесса, деятельности учителя физической культуры.

Определение перспектив развития физическо­го воспитания — сложная комплексная задача, успешное решение которой во многом зависит от ясной теоретической концепции. В этой связи не­обходимо научно обосновать систему наиболее важных, предвосхищающих потребности за­втрашнего дня идей и положений, которые дадут главные ориентиры по перестройке физического воспитания, чтобы обезопасить наше физкуль­турное движение от не всегда научно обоснован­ных и экспериментально проверенных, а подчас и поспешных предложений.

Тревожная тенденция ухудшения состояния здоровья детей и молодежи обусловливает необ-v ходимость возвращения законного места физиче­ского воспитания в общем образовании. В основе принципов перестройки должны лежать идеи раз­вития, личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспита­тельного процесса. Цель физического воспитания в школе — содействие формированию всесторон­не развитой личности.

Эта установка предполагает овладение школь­никами основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двига­тельных способностей, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Достижение этой цели обеспечивается реше­нием связанных между собой основных задач: оз­доровительных, образовательных, воспитатель­ных и развивающих.

Оздоровительные задачи состоят в том, чтобы: содействовать гармоническому физическому раз­витию детей, подростков и юношей с учетом их индивидуальных особенностей; выработать уме­ния использовать физические упражнения, гиги­енические факторы и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам, совершенствования основных систем организма; сформировать общественные и лично­стные представления о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности; содействовать воспитанию привычки к здоровому образу жизни.

В образовательные задачи входит формирова­ние у учащихся теоретических и методических знаний, овладение способами (умениями и навы­ками) собственно двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. На занятиях физкультурой надо усилить акцент на


В. И. Л Я X, Г. Б. М Е Й К С О Н ОРИЕНТИРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

воспитание нравственных и волевых качеств лич­ности, на формирование у учащихся адекватной оценки и самооценки собственных физических возможностей, выработку интереса и потребности к систематическим занятиям спортом в соответ­ствии со склонностями и способностями.

Важное значение в физическом воспитании придается решению развивающих задач, состоя­щих в обеспечении высокого уровня разносторон­него развития прежде всего координационных и кондиционных способностей (выносливость, ско­рость, сила, гибкость).

Явно недостаточное внимание в процессе за­нятий физическими упражнениями уделяется развитию у учащихся речемыслительных и ин­теллектуальных процессов, двигательной памяти, движения и разнообразной чувствительности, приобретающей в процессе занятий конкретными видами спорта специализированный характер в виде чувства мяча, дистанции, снаряда, времени и др.

Выпускники школ страны слабо овладевают способами творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания уровня физической работоспособности и состоя­ния здоровья, самостоятельных занятий в буду­щей жизни, свидетельством чего является стати­стика — число взрослых, регулярно занимаю­щихся физическими упражнениями в нашей стране, составляет 7-20%. Физическое воспита­ние необходимо перевести на интенсивный путь развития, суть которого — в опоре на принципы деятельностного подхода.

Содержание физического воспитания следует понимать как органическое единство двух компо­нентов: ориентирующего в физической культуре и творчески деятельностного. Первый компонент призван создать у молодежи целостное теорети­ческое представление о физической культуре как элементе общей культуры человека. Это достига­ется путем овладения такими науками, как тео­рия и история физической культуры и спорта, ги­гиена, псикология, физиология физического вос­питания, биомеханика физических упражнений, и раскрытия таких связей, как «человек — чело­век», «человек — общество», «человек — произ­водство», «человек — государство», «человек — природа».

Второй компонент содержания ориентирует на творческое усвоение двигательной, физкультур­но-оздоровительной и спортивной деятельности и умения применять их при решении оздоровитель­ных, образовательных, развивающих и воспита­тельных задач. <...>

Новое содержание физического воспитания представляется состоящим из двух основных час­тей: базовой и дифференцированной (вариатив­ной). Освоение базовых основ объективно необхо­димо и обязательно для каждого человека. Без



него невозможно успешное приспособление к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление любой трудовой деятельности. Этот компонент, иначе называемый ядром, со­ставляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере, физи­ческой культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей.

Выделение относительно стабильной части об­щего среднего образования в социальном плане позволяет удовлетворить конкретно-историче­ские потребности общества в достижении опти­мального уровня физического образования, фи­зического развития, двигательной подготовленно­сти и состояния здоровья. Он является основой для накопления и обогащения физического по­тенциала общества, создает предпосылки для раз­вития системы непрерывного физкультурного об­разования. Только на его основе можно опреде­лять реальное состояние уровня двигательной подготовленности в различных регионах и шко­лах страны.

Другая, дифференцированная (вариативная) часть обусловлена необходимостью учета индиви­дуальных особенностей детей, региональных и национальных особенностей работы школ. <...>

В настоящее время педагогический процесс носит преимущественно репродуктивный харак­тер, при котором в большей мере отдается пред­почтение технологии (методике) преподавания. В то же время не учитывается в должной мере лич­ность ученика и учителя, их совместный труд и содержательное сотрудничество. Излишняя вера в методику породила массовый конвейер безли­ких, один к одному индивидуумов. Педагогиче­ский процесс превратился в безличностный, авто­ритарный, лишенный эмоциональной окраски и привлекательности. Он строится во многом на принуждении, выполнении заданных правил, от­работке учебных нормативов, усредненных тре­бованиях.

Перестройка процесса физического воспита­ния возможна на путях переосмысления его сущ­ности, цели, содержания и организации. Важней­шее условие перестройки — переход на принци­пы демократизации и гуманизации; движение в направлении интенсификации и оптимизации учебного процесса и применение в практике со-


временных теорий обучения, воспитания и разви­тия личности.

Демократизация состоит в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей. Надо использовать широкие и гибкие методы и средства обучения для разви­тия детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей. Для этого необходимо владеть искусством индивидуального подхода к детям, иметь большое разнообразие учебно-мето­дического материала, использовать разнообраз­ные формы и методы учебной и внеклассной ра­боты с учетом национальных и региональных традиций.

Гуманизация предполагает учет индивидуаль­ных особенностей личности учащегося и его пер-сонализацию (учет индивидуальных особенно­стей личности педагога). Содержание, методы и формы преподавания строятся в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений школь­ников, их интересов и склонностей.

Осо'знание цели совместной деятельности пе­дагога и учащегося, реализация принципов де­мократизации и гуманизации возможны лишь на основе совместной развивающей деятельности де­тей и взрослых и взаимопонимания друг друга.

Перестройка педагогического процесса в фи­зическом воспитании по пути интенсификации и оптимизации состоит: в повышении целенаправ­ленности обучения и усилении мотивации заня­тий; применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследователь­ские, сопряженного развития кондиционных и координационных способностей, акцентирован­ного и всестороннего развития координационных способностей методики программно-алгоритмиче­ского типа, групповые и индивидуальные формы обучения и др.); развитии навыков учебного тру­да; широком использовании компьютеров и дру­гих новых технологических средств; переходе от преимущественно количественных к качествен­ным критериям оценки успеваемости; раскрытии значимости личностных качеств учителя в обос­новании оценки его деятельности

* Советская педагогика.1990. — №11.С. 33-38.


 


§ 4. МЕТОДЫ

Методы воспитания — совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательных взаимодействий, способов решения воспитатель­ных задач.

Понятие метода приложимо лишь к целенап­равленной человеческой деятельности, но ни к


ВОСПИТАНИЯ

А. М. СИДОРКИН МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

естественным процессам. Процесс же воспитания, хотя и включает в себя воспитательную деятель­ность педагога, но не исчерпывается ею. Воспита­ние является естественным процессом, обладаю­щим собственными закономерностями и потому не детерминируется только волей и сознанием



педагога. Строго говоря, речь может идти о мето­дах воспитательной деятельности, однако поня­тие методов воспитания закрепилось в системе научно-педагогического знания исторически.

В советской педагогической науке проблема методов воспитания особенно активно обсужда­лась во время дискуссии 1968-1972 гг. Дискуссия не выявила больших разногласий в определении методов воспитания, однако их содержательные характеристики, в особенности классификации, обнаружили значительное разнообразие точек зрения.

До середины 60-х годов принято было разли­чать методы убеждения, приучения, поощрения и наказания. Т.Е. Конникова предложила следую­щую классификацию: методы формирования нравственного опыта в поведении и деятельности; методы формирования нравственного сознания; методы поощрения и наказания. В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев и Л.Ю. Гордин ввели иную схему: методы организации детского коллектива; методы убеждения; методы стимулирования. Я.С. Турбо-вской различает тактические и стратегические методы, выделяя внутри каждого класса несколь­ко более конкретных. И.С. Марьенко выделил шесть групп методов воспитания: репродуктивно-объяснительные; приучения и упражнения; про­блемно-ситуационные; стимулирования; тормо­жения; руководства самовоспитанием учащихся. З.И. Васильева предложила различать следую­щие методы: выдвижение воспитательных целей, задач и путей их достижения; информационно-просветительский; ориентационно-деятельност-ный (ориентационно-трудовой); общения (ком­муникативный метод); оценки. В педагогической литературе существует еще целый ряд классифи­кационных подходов.

Исходной точкой для построения научно обос­нованной системы методов воспитания является роль метода в педагогической практике. Педагог сталкивается с понятием метода тогда, когда пе­ред ним возникает проблема вьдбора принципи­альной линии поведения в изменившейся воспи­тательной ситуации. Выбор конкретных, частных способов взаимодействия с ребенком и детским коллективом (педагогических приемов) зависит от многих, часто случайных факторов: состояние ребенка и коллектива, привычки и традиции, предмет общения, практическая задача, особен­ности творческого почерка педагога, внешние об­стоятельства, необходимость разнообразия в жиз­недеятельности детей и т.п. Применение педаго­гических приемов лишь частично поддается пред­варительному планированию, поскольку является реакцией на вновь возникающую конкретную си­туацию. Выбор же предметов воспитания определя­ется существенными, закономерными факторами, такими как достигнутый уровень развития коллек­тива, возрастными особенностями детей, достиже­нием определенного уровня духовно-нравствен­ного развития ребенка, необходимостью качест­венного изменения взаимоотношений между вос-


питателем и детьми и др. Таким образом, выбор методов воспитания — не ежедневная, рутинная процедура, а изменение существенных парамет­ров воспитательного процесса.

В обыденной воспитательной практике педагог может и не осознавать, каким методом он поль­зуется. И лишь оказавшись перед проблемной си­туацией, выход из которой не представляется очевидным, он испытывает потребность в знании определенной совокупности принципиально воз­можных выходов из данной ситуации. Знание о методах воспитания помогает педагогу отвечать не на вопрос: «Что делать каждый день?», а на вопрос «Что делать дальше?»

Большинство существующих представлений о методах воспитания в той или иной степени исхо­дят из предпосылки о непосредственном взаимо­действии между педагогом и воспитуемым как ос­новании воспитания. Однако современные иссле­дования (в частности, теория воспитательных си­стем) показывают, что воспитательный процесс всегда протекает в рамках некоторой системы и опосредуется ею. Педагог не имеет непосредст­венного доступа к личности ребенка, он может лишь участвовать в практической и духовной де­ятельности ребенка, в общении с ним. Таким об­разом, педагог создает условия для развития лич­ности, но не выступает в качестве непосредствен­ной причины данного процесса. Исходя из этой позиции, методы воспитания могут быть пред­ставлены как методы коррекции воспитательной системы, как системы условий развития лично­сти..

Пояснений требует редко встречающийся, но важный в теоретическом отношении случай «пар­ного» воспитания, в котором участвуют один пе­дагог и один ребенок. Здесь тоже присутствует определенная система, включающая определен­ные виды совместной деятельности, некоторые устоявшиеся отношения, традиции и т.п. Данная система также, как и воспитательная система школы, может функционировать как в заданном режиме, так и вступать в критическую фазу, тре­бующую от педагога выбора методов воспитания. Опираясь на структуру воспитательной систе­мы, можно выделить три группы методов: методы изменения деятельности и общения; методы из­менения отношений; методы изменения отдель­ных компонентов системы.

Методы изменения деятельности и общения затрагивают фундамент воспитательного процес­са. Охарактеризуем наиболее существенные:

1. Введение новых видов деятельности и обще­ния. Применение данного метода возможно в двух случаях: при первичной организации дет­ского коллектива и в моменты, когда требуется основательная смена модели воспитательного процесса. К этому методу примыкает и прекра­щение тех или иных видов деятельности и обще­ния. Например, при переходе школьников в сле­дующую возрастную группу некоторые виды дея­тельности перестают соответствовать их потреб-



ностям, и в то же время появляются новые по­требности. Так, исчезает ролевая игра и появля­ются современные формы молодежного досуга. Однако определенный вид деятельности может исчерпать свои воспитательные возможности и вне связи с изменением возрастных особенностей детей. Воспитательная система школы в своем развитии может отказываться от некоторых ви­дов деятельности и осваивать новые.

Введение новых видов деятельности и обще­ния требуют от педагогов тщательного учета по­требности и интересов самих ребят, наличия ма­териальных и кадровых предпосылок для обеспе­чения достаточно высокого уровня вводимой дея­тельности и анализа воспитательного потенциала того или иного вида деятельности в конкретных условиях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.