Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! О. С. Г а 3 м а н воспитание: цели, средства, перспективы 4 страница
Не углубляясь далеко в историю, порассуждаем о поколениях, которые развивались на нашей памяти. Все люди на земле четко делились на друзей и врагов. В основе такого деления лежали политические мотивы. Мы долго внушали себе образ врага. В представлении наших воспитанников это были некие жирные буржуины, нещадно эксплуатировавшие бедняков. Вообще все оценивалось примитивно просто: богатый, значит, плохой, бедный — хороший. Между ними мира быть не может, поэтому да здравствует борьба до полной победы, борьба как самоцель, как представление о высшем человеческом счастье. Тип человека-борца был идеалом для подрастающего поколения, слово «борьба», перегружая нашу лексику, употреблялось к месту и не к месту. Эта постоянная ориентация на борьбу отнюдь не способствовала развитию миролюбивых настроений, воспитанию терпимости к иным взглядам, позициям, идеалам. Сегодня мы являемся свидетелями борьбы суверенитетов, идет невиданная по напряжению схватка за политическую, экономическую, государственную свободу. При этом многие ищут свободы в ее абсолютном выражении. Между тем великие мудрецы прошлого уже не раз убеждали, что абсолютной свободы нет и быть не может. Всякая свобода в социальном понимании относительна. Гораздо важнее внутренняя свобода личности — свобода совести, мысли, творчества, человеческого достоинства. Вот это и нужно прежде всего воспитывать в детях, пока еще не замутненных «ошибками отцов». Но для этого необходимо, чтобы нынешние отцы «перепахали» себя. И тогда по-новому воспитанные люди, люди но- вого мышления, новых отношении в один прекрасный день спросят друг у друга: «А зачем мне враждовать?» А пока... пока, как сказал известный литературный герой, надо жить и выполнять свои обязанности. Это значит преодолевать в людях недоверие и подозрительность в отношениях к любым народам и нациям, развивать разнообразную миротворческую деятельность детей и взрослых, включаться в народную дипломатию, в движения «Дети как миротворцы», «Педагоги за мир», создать в наших школах обстановку мира и согласия, т.е. модель тех отношений, которые сегодня особенно нужны людям Земли. Вот несколько идей, которые, на мой взгляд, | можно легко воплотить в конкретные воспита-| тельные ситуации. Начну с младшего возраста. Дети, как извест-| но, никогда не устают играть, но сегодняшние их | игры бедны по содержанию и однообразны по I форме. В последнее время на первый план выхо-! дят игры меркантильного характера: их в большом количестве продают в детских магазинах. Правда, стоят они дороговато, но чего не купишь ребенку, если он очень просит. Итак, игра в день- i ги (если говорить без экономических аллегорий) J становится доминирующей. Конечно, против J рынка «не попрешь». Но ведь на наших глазах i обедняется игровая жизнь детей, забываются раз-I нообразные и очень интересные игры прошлого. Думается, что начальная школа может со-I вместно с детьми разработать специальную про-; грамму «Во что играют дети Земли». Во-первых, \ это имеет громадное познавательное значение: j ведь в играх проявляются черты национальной ] культуры и характера, особенности быта и чело-■ веческих отношений. Только не надо играть в мафию, в рэкет и т.д. Речь идет именно о народных играх, в которых, как правило, поощряется ловкость, смекалка, благородство, фантазия. Во-вторых это имеет огромное воспитательное значение: дети без труда увидят, что игровые интересы их сверстников очень сходны с их собственными, а некоторые игры, несмотря на другое название и небольшие детали, почти полностью совпадают. В-третьих, воспитание игрой наиболее точно соответствует природе ребенка, а значит, наиболее природосообразно и эффективно. Богатейший воспитательный материал дает изучение сказок, легенд, песен детей разных народов, знакомство с детскими праздниками. Самый любимый из них, конечно, Рождество или Новый год. Пусть дети узнают, как его встречают в разных странах, и они окунутся в море добра и света, волшебной сказки и идеальных отношений. Лучшее воспитание — это воспитание добрыми отношениями. Подрастают дети — переходят в основную школу. Им уже под силу не только игровая, но и чисто познавательная деятельность. К сожалению, в школьной программе масса событий, фак- тов, законов, но мало живых людей; как правило, времени не хватает именно на то, что наиболее сильно влияет на воображение подростка, — на яркий рассказ о великих открытиях, о славных мореплавателях, о благородной роли русских путешественников (один Миклухо-Маклай чего стоит!) в судьбах других народов. А какое воспитательное значение может иметь рассказ об интернациональном составе экспедиции Тура Хей-ердала! " Сама история цивилизации работает на воспитание миролюбия, уважения к общему труду, объединяющему людей разных народов. Даже из трагических страниц истории можно VIII. Человек — абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания Проблема человека всегда была главной проблемой философии, подобно тому как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Но ни в одном вопросе не было столько лицемерия, путаницы и демагогии, как в этом. Наиболее уродливо и примитивно решалась проблема взаимоотношений личности и общества. Многие годы людям внушался безусловный приоритет общественных интересов над личными. Теперь настало иное время. Личность из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспитания, становится действительно реальной ценностью. Справедливости ради стоит сказать, что переориентация всей системы образования на человека, ребенка, учащегося еще только начинается и не следует предаваться преждевременной эйфории. Однако уже сегодня практическими задачами педагога стали выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому своему воспитаннику сознания собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя и своих обстоятельств. Без развитого самосознания не может быть и развитой личности. Мы понимаем его как систему представлений о самом себе, на основе кото-
ОБЪЯСНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ И ИНОСТРАННЫХ СЛОВ Многие специальные термины искусят воя еде иия имеют ещё и другие значения и употребляются в других областях жизни; эти значения здесь не приводятся. абстракционизм {абстрактное искусство, абстрактная живопись) — см. с. 1Т0 автопортрет — портрет художника, исполненный им самим адмиралтейство — высший орган управления военно-морскими силами или центр военного кораблестроения (в России) академическое, или официальное искусство — оторванное от жизни, строго следующее классическим об разцам направление в искусстве; сформировалось во Франции в 19 в. на основе классицизма, получило отражение и учебных программах академий и пользовалось поддержкой я буржуазных правящих кругах акант (аканф) — распространённое в средиземноморских странах растение; его зубчатые листья стали излюбленным украшением, например — в оформлении капители колонн коринфского стиля акварель — 1) водяная краска; 2) картина, написанная водяными У. XI '•:.»! ■. акведук (водопровод) — поднятый на высоких арках наподобие моста открытый или закрытый канал для снабжения водой городов, главным образом в Древнем Риме алебарда — боевой топор, надетый на длинное копьё алебастр — гипсовый камень, употребляемый для различных поделок алтарь — в античную эпоху: возвышение для сожжения жертвоприношений богам; в христианском храме: место для богослужебных действий священника амфитеатр — зрительный зал для театра, стадиона или др., перво начально открытый, с дугообразно расположенными ступенчатыми рядами сидений амфора — античный глиняный сосуд с узким горлышком и двумя ручками; использовался обычно для хранения вика и растительного масла ансамбль — оформленная как целое группа зданий, сооружений античность — эпоха Древней Греции и Древнего Рима с её культурой, искусством и т.д. аппликация — украшение, узор или рисунок, созданный путём наложения цветных кусочков ткани или бумаги; выполненное таким способом произведение апсида — полукруглая или много- гранная пристройка с восточной стороны христианского храма, предназначенная для размещения алтаря (на данном рисунке апсиду окружают ещё обход и венок капелл) арка — дугообразное перекрытие проёмов в стене, например — окон, дверей, ворот аркада — ряд опирающихся на колонны или столбы дугообразных про ёмов в стене аркбутан — арка между внешней стеной главного нефа и контрфорсом в готической церкви, предназначенная для укрепления зда ния —1 и............................ атрии — главное помете ш римского жилого дома, oi через отверстие в потолке архаический — древний архитектор — специалист (ного искусства, проею здания архитектура — ст роите яы ство база — в архитектуре; ра< нижняя часть колонн] или пилястра
базилика — продолговат из трех или более неф(средний неф выше oci имеет отдельную крышу, части среднего нефа, на; Шил арк& да база базилика: внешний вид • ОБЪЯСНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ И ИНОСТРАННЫХ СЛОВ рой человек строит свое поведение и взаимодействие с другими людьми. Процесс формирования самосознания — важнейший и сложнейший процесс, начинающийся в раннем школьном возрасте и особенно обостряющийся в юности. Обычно педагоги не предавали ему должного значения, прежде всего потому, что не знали его механизмов. Они лишь фиксировали крайние, болезненные проявления его. Вооруженный современными знаниями, воспитатель может и должен прийти на помощь своим питомцам в самопознании, самоопределении и самореализации личности. Важно только, чтобы эти процессы шли по законам добра и справедливости, чтобы самореализация каждого человека заключалась в том, чтобы соотносить свои интересы, желания и поступки с коллективом товарищей, со взрослыми людьми ближайшего окружения, — словом, дети должны учиться сложной науке — жить среди людей. Сегодня, когда школа всерьез поворачивается к ребенку и он постепенно становится самоценностью, возникает необходимость овладения каждым педагогом личностным подходом, не только индивидуальным, но именно личностным. Это значит признание в каждом ученике уникальной, неповторимой личности, учет не только его возрастных психофизиологических особенностей, но и всей совокупности его внутреннего мира, этого микрокосмоса. Личностный подход вносит существенные изменения в методику обучения и воспитания. Основные методы воспитания, к примеру, если говорить укрупненно, воспитание делом, воспитание примером (образцом). Это, как правило, методы прямого воздействия. Но сегодня особое значение приобретают приемы косвенного влияния на личность. И в этом смысле на первый план выдвигается метод педагогической ситуации. Поучительное слово учителя может и не звучать, никакого воспитательного «мероприятия» можно и не организовывать, требование подражать положительному примеру отсутствует. Ситуация — это стечение обстоятельств. Оно может носить субъективный или стихийный характер, а может быть специально смоделирова- но педагогом. Такое преднамеренное стечение обстоятельств становится методом опосредованного, косвенного, а порой и скрытого воспитательного воздействия. Природа ситуации такова, что ребенок не чувствует себя объектом, он не ощущает той педагогической нарочитости, которая всегда вызывала крик души: «Не воспитывайте меня!» Воспитательные ситуации могут быть разнообразными: ситуация творчества, ситуация выбора, ситуация успеха, ситуация авансированного доверия и т.д. Например, типичной ситуацией творчества может служить «мозговой штурм», разработка идеи, придумывание вариантов действия, урок творчества и т.д. Говоря о воспитании личности, мы придаем первостепенное значение самовоспитанию, именно самовоспитание делает человека хозяином обстоятельств, он сам создает для себя ситуации, вызывающие процессы саморегуляции. В этом плане человек должен воспитывать в себе обязанность, ответственность, сознание важности личных усилий как верного пути к ycnexys Итак, восемь ценностей общечеловеческого характера, на которые, на наш взгляд, может ориентироваться в своей работе современный учитель, — Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек. В них нет ничего нового. Это и понятно: они вырабатывались в сознании человечества веками. Они так или иначе присутствуют в жизни каждой семьи, в работе каждой школы. Согласитесь, что, если эти ключевые понятия человеческого бытия станут действительно ценностными ориентирами в жизни людей, они неизбежно повлекут за собой доброту, трудолюбие, честность, порядочность, гуманность, любовь к Родине, социальную ответственность и многие другие конкретные качества человеческой личности. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993. -С. 10-78. Е
Частью глобального кризиса, переживаемого человечеством на рубеже веков, можно считать кризис в области теории и практики воспитания. Он проявляется на всех уровнях: ценностно-смысловом, целевом, содержательном, технологическом, результативном. Современная отечественная ситуация в историко-культурном отношении беспрецедентна. Пожалуй, впервые характеристики и качества, привить которые ребенку стремятся образовательные институты, ориенти- И. А. КОЛЕСНИКОВА ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ руясь на философию гуманизма, на религиозные принципы, оказываются ненужными, невостребованными, так как мешают человеку действовать эффективно в условиях выживаемости. Фактически сформировалось устойчивое противоречие между всечеловеческой глобальной потребностью в типе людей, способных по своей ориентации отвечать эпохе и этике ноосферного разума, и эгоистическими кланово-социальными, «неокульту-ренными» потребностями, господствующими в со- временном обществе и диктующими массам населения стратегию агрессивного либо покорного поведения. Неспособность теоретиков с позиций социума взглянуть на воспитание как целостный феномен, соотнесенный с категорией бытия, породила в практике и теории целый ряд стереотипов, которые следует как можно скорее преодолеть. Первый из них — выделение воспитания из общего потока педагогических процессов, ограничение его функциональной роли как дополнительной по отношению к обучению. Отсюда и стремление ограничить воспитательную работу лишь внеурочной деятельностью. Второй стереотип — выделение на теоретическом уровне и в практике работы множества направлений воспитания: нравственного, эстетического, трудового, патриотического, умственного, физического и т.д. Стереотипной можно считать социально-педагогическую иллюзию, будто можно «задать», найти универсальную цель и определить содержание воспитания, пригодное для всех. Отсюда стремление педагогов-ученых создать идеальную модель личности и потребность педагогов-практиков получить в руки четкую программу воспитания. К стереотипам же следует отнести и безграничную веру во всесилие, безусловность педагогического влияния на человека форм воспитательной работы, т.е. абсолютизацию формы, понимаемой как основной фактор, обеспечивающий необходимую результативность. Педагоги испытывают сегодня растерянность от обилия разрушающих влияний и недостатка положительных примеров, идеалов, на основе которых всегда строилось воспитание. А ведь можно использовать в воспитательных целях и негативный опыт. Достаточно вспомнить идею покаяния, раскаяния, прощения, характерную для отечественной православной традиции. Не столько сам жизненный опыт (который может быть разным), не столько актуальный уровень воспитанности человека (ребенка) предопределяют педагогический успех или неуспех, сколько отношение к нему и себе в контексте данного опыта, готовность выйти за его пределы, изменяя себя соответственно вектору человеческого роста. Таким образом, сложность ситуации смещает основные акценты воспитательной работы в сторону усилий самого человека. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, коммуникаций не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию. При этом важным становится ощущение времени, взаимодействие с ним. Имеются в виду связь с прошлым, наличие культурной, исторической, национальной памяти; устремленность в будущее, видение и поиск решения глобальных про- 10 Зак.933 блем, прогнозируемых всем ходом развития человечества; полноценная жизнь в настоящем, способность адаптироваться к существующим условиям в органичных для каждого индивидуальных формах. Когда в обществе происходит резкая смена образа жизни и социального поведения, неэффективными оказываются многие стереотипы, к которым привыкли сам педагог, родители, дети. Имитация воспитанности в том понимании, которое закладывалось ранее социумом, стала ненужной. Обнажилась внутренняя суть человека, проявились его естественные потребности, социальные устремления, право быть самим собой. Глобальность проблематики, с которой вплотную столкнулось человечество, вступающее в XXI век, требует гораздо большей степени свободы и разнообразия людских проявлений. Именно в условиях свободы у человека возникает необходимость и возможность осознанно проявить свое истинное лицо (а не личину-личность). Воспитание в таком понимании направлено на выработку у подрастающего человека умения решать свои проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем, искать самостоятельно и с помощью взрослого наставника способы построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, пытаться ответить на вопросы: «Кто Я? Как живу? Зачем так поступаю? Чего хочу от жизни? От себя? От других людей? Куда двигаться дальше? К чему учиться?» Ответы на них способствуют формированию рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей; делают возможным, по мысли К.Д. Ушинского образование такого характера, который противостоит напору всех случайностей жизни, спасает его от их вредного, растлевающего влияния и дает возможность извлекать отовсюду только добрые результаты. В образовательном учреждении воспитательная работа уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных по отношению к урочной деятельности либо вообще вынесенных «за скобки» преподавательской деятельности учителя. Сегодня воспитание может и должно быть понято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Это деятельность,.органично вплетенная в целостную ткань проживания детьми, подростками, старшими школьниками своей индивидуальной жизни среди других людей, в своем времени. А для воспитателя — это кропотливый труд по созиданию человека, имеющий глубокий гуманистический смысл, труд, который может быть доверен только профессионалу. Настала пора переосмыслить сущность самого феномена воспитания. Уже обозначились направления этого переосмысления. Прежде всего это обращение к человеку в его целостности как к i к i. 146 космо-био-социо-культурному, исторически конкретному, духовно активному существу, что требует профессиональной работы с человеческим качеством в его философском понимании. Бытий-ность контекста, в котором с неизбежностью помещаются современные ситуации воспитания, усложнившаяся педагогическая реальность, все более осознаваемая учеными и практиками, делают актуальным для каждого из нас выбор жизненных смыслов. Вероятно, в этой ситуации речь может идти не о стандартном наборе требуемых свойств и характеристик, а о доминантах бытия, образующихся в человеке с помощью педагогического влияния, посредством воспитательной работы, смысл и содержание которой — обеспечение выбора в ключевых бытийных позициях. Цепочка этих выборов и определяет динамику актуализации человеческого качества. Современные трактовки сущности воспитания разнообразны. Некоторые авторы ограничивают этот процесс социализацией, определяя его как направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства (И.С. Кон). Другие считают, что воспитание — это сознательное, целенаправленное формирование человека или социальной группы, ведущее к возникновению устойчивых механизмов регуляции поведения и деятельности (В.И. Гинецинский). Третьи сводят его к формированию потребностей личности и социально приемлемых способов их удовлетворения (П.В. Симонов, П.М. Ершов). Есть и иные, гуманитарные по смыслу, подходы. Так, М.С. Каган видит в воспитании «восхождение к субъектности», Г.С. Батищев — «непрерывное становление целостности, предоставление человеку возможности самоопределиться». В традиционном плане воспитание может расцениваться как «механизм удержания» в системе этнических, родовых отношений; как способ связи требований и правил жизни с законами Вечности (Я.А. Коменский, В.В. Зеньковский); как путь овладения на Земле этикой космического существования (Д. Андреев, Н.К. и С.Н. Рерихи, К.Э. Циолковский). А в работах Р. Тагора встречается такое великолепное определение, как «выведение на поверхность вашего существа бесконечных истоков внутренней мудрости»! Иногда речь идет о внешнем приспособлении человека к социуму. Нередко — о реализации глубинных, сущностных возможностей личности, предполагающей гуманистический тип взаимоотношений воспитателя и воспитанника, учителя и ученика. Как понимает педагог свою задачу, так и действует. Для одного работа с ребенком — это процесс решения неисчислимого множества педагогических задач различных типов, классов, уровней (Ю.П. Сокольников). Для другого — управление развитием личности (Л.И. Новикова). Для третьего — повседневная работа в поддержку (или, наоборот, в противодействие) опыта развития подрастающего поколения, организация со- бытий, реализующих наметившиеся тенденции (Л.А. Левшин). Для четвертого — воздействие, для пятого — взаимодействие, для шестого — обращение к себе, развитие своих способностей к самосовершенствованию, чтобы было с чем идти к ребенку... В том, как определяет педагог смысл своего труда, проявляется степень его свободы. Кто свободен сам, тот уважает свободу и внутренний мир другого, в том числе ребенка. Со времен Я.А. Каменского, великого педагога-философа, для которого за тезисом «учить всех всему», конечно же, стоял не просто дидактический смысл, а идея Вселенской Мудрости и равенства перед Творцом, пожалуй лишь Я. Корчак с его «правом ребенка на жизнь и на смерть» приоткрыл перед нами глубины подлинного гуманизма и свободы. Свободы, которая налагает величайшую ответственность перед своей совестью, в первую очередь перед ребенком, перед людьми за то, чтобы в педагогическом рвении, как пишет болгарский публицист и социолог Г. Данаилов, «не убить Моцарта». В целом общая направленность развития исто-рико-педагогического толкования категории «воспитание» характеризуется тем, что от взгляда на этот процесс как внешнее воздействие на ребенка педагогика последовательно переходит к пониманию его как двустороннего. При этом внимание фиксируется на динамике субъектно-обьектных отношений участников воспитательного процесса, на их своеобразном взаимопроникновении. Анализ наиболее типичных определений обнаруживает тенденцию к активизации личности воспитанника, к целенаправленному изменению его позиции от пассивного объекта воздействия учителя до активного участника развития и преобразования собственного характера, отношений с окружающими, социальной ситуации и др. Существует, однако, нечто общее, что позволяет объединить разнообразие подходов, наполнив его близким философско-педагогическим смыслом. На своем жизненном пути любой из нас оказывается последовательно или одновременно в различных социокультурных позициях, играя лучше или хуже роли семьянина, ученика, члена дружеской или профессионально-коллегиальной общности, выступая в качестве жителя родного города или села, являясь гражданином своей страны и в то же время Мира. Каждая из названных позиций и вся их совокупность могут быть приняты и прожиты в разных индивидуальных вариантах, которые и определяют в конечном счете степень сопряжения процессов социализации и самореализации. Только в полноте проживания диапазона жизненных ролей, уготованных человеку в его земном измерении, возможно дея-тельностное воплощение любви к ближнему, отношений братства и товарищества, чувства ученичества, причастности к судьбе отечества и своего народа, ощущение себя малой частичкой единого целого, называемого человечеством, «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер). Но это возможно и имеет смысл только для ' человека, в систему ценностей которого вошли природа с ее закономерностями и всеми проявлениями жизни; человек и его здоровье; отечество, род, семья, язык, традиции как корневые основа-: ния социального быта; свободный труд и его результаты, освещенные в культурных и цивилиза-ционных достижениях; любовь и мир, красота и гармония — воплощения Истины и Добра. Воспитание — это прежде всего работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, с его I эмоционально-волевой и рефлексивной сферами. 1 С тем, что позволяет ребенку, подростку, юноше, I взрослому осознавать, оценивать и совершенство-! вать себя. Феномен воспитания в этой логике J можно определить как целенаправленное порож-I дение в педагогическом взаимодействии динами-1 ки смыслов и способов бытия ребенка, актуализи-| рующих его человеческое качество. Традиционно вокруг категории «воспитание» выстраивается два смысловых ряда: воспитание I как развитие, формирование, социализация и | воспитание как образование и обучение. Развитие — это своеобразное количественное [ «приращение» того или иного качества на всем ' пространстве жизнедеятельности. Развивает в пе-; дагогическом взаимодействии только то, что согласуется с этими закономерностями, помогает в развертывании, «раскручивании» изначально находящихся в человеческой структуре задатков каких-либо свойств. Нельзя развить то, чего пока нет внутри, в структуре, но иногда можно сформировать, т.е. привнести нечто желаемое извне. Механизмы формирования включают также осознанное (или неосознанное, стихийное) влияние на процесс развития с помощью факторов и средств, не определивших изначально его естественного хода.
|