Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! О. С. Г а 3 м а н воспитание: цели, средства, перспективы 2 страница
Человек в отношении к самому себе. Достоинство: проявление и развитие. Способы защиты от посяганий на достоинство человека. Внешность как выражение отношения к самому себе. Зеркало в процессе познания своего «Я»: зеркало амальгированное стекло и зеркало как отношения к человеку других людей. Осознание женской и мужской роли, коррекция ролевого поведения. Самовоспитание: содержание, способы. Человек как носитель идеи. Идея как общее выражение отношения к явлениям жизни. «Безыдейность» животного и безыдейность человека. Осмысление событий как путь формирования идеи. Общение как идеологический обмен. Товарищество как идеологическое единство. Человек как стратег жизни в отношении к прошлому, настоящему, будущему. Цель и мечта, проекты и прожекты. Планирование деятельности. Настоящее как следствие прошлого и элементы будущего. Ответственность человека за свою жизнь перед собой. РАЗДЕЛ III. Расширение представлений о разных способах социального устройства человеческой жизни и приобщение к участию в общественной жизни. Родина как место, где родился человек и познал счастье жизни. Природа Родины. Язык род- ной. Традиции, нравы, обычаи Родины. История Родины. Понятие соотечественника. Национальные особенности жизни людей. Особенности жизни многонационального общества. Интернационализм как нравственное качество человека. Патриотизм как отношение к Отечеству. Патриотические чувства. Деяния, акты выражения. Содействие благу Родины как элемент жизни человека. Общество как социальная Среда человека. Общество как совокупность людей, связанных экономическими, производственными и духовными интересами. Общество как фактор развития человека. Условия существования человека в обществе. Условия духовной жизни в обществе. Основные ценности общественной жизни. Различия людей в обществе: богатые и бедные, добрые и злые, активные и пассивные, умные и глупые, нравственные и безнравственные, созидатели и потребители. Различия возрастные, национальные, религиозные, профессиональные, психологические, половые. Западно-Европейская и восточная культура. Мечта человечества о справедливости в обще Память человечества о заслугах героев. Безымянные герои, дань уважения им. Роль личности в развитии общества: что может отдельный человек? Долг человека по отношению к обществу. Долг общества по отношению к отдельной личности. Конкретное выявление общественной жизни в предметно-вещном пространстве, в поведении людей, в материальном обеспечении, в уровне духовных запросов и заботе о духовной культуре. Равновесие материального и духовного как показатель культуры общества. Поступок отдельного человека в контексте общественного развития. Функции профессионально-должностные и функции общественные. Виды общественной деятельности. Бескорыстие как основа общественной деятельности. Корысть благотворительности коммерсантов. Общественное событие как показатель социального развития: праздники, достижения, открытия, катастрофы, войны, скандалы... Государство как регулятивный аппарат общественной жизни. Отношение человека к атрибутам государственной власти: праву, суду, армии, милиции, органам управления. Народ и государство, демократическое государство как власть народа. Мечта человечества о демократическом устройстве государства. Гражданин и мещанин — две позиции по отношению к государству. Способы взаимоотношений государства и граждан. Пресса, радио, телевидение, как выразители общественной государственной жизни. Роль общественных коммуникаций в жизни отдельного человека. РАЗДЕЛ IV. Формирование образа жизни, достойной человека, и способности корректировать собственную жизнедеятельность. Цивилизация как совокупность материальных ценностей и средств существования человека. Формирование отношения к материальным ценностям. «Вочеловечивание» как взгляд на предмет с позиции человеческой жизни. Забота о сохранности материальных ценностей, как забота о благе человека. Добро, как общая категория, отражающая закон человеческой жизни, обеспечивающий защищенность каждого человека. Добро — все то, что является благом для другого. Внимание к «другому» как исходное основание для жизни по законам добра. Содеяние добра как творчество. Индивидуальный вариант поведения по закону добра. Истина как общая категория, отражающая закон человеческой жизни. Истина (объективная, независящая от воли человека, познанная человеком). Жизнь как поиск истины. Познание как константа человеческой жизни. Наука как бесконечное открытие истины. Отношение к науке как к ценности. Книга как символ истины и разума. Научная истина и «пошлый здравый смысл». Ориентация на истину, как путь к свободе. Свобода как характеристика достойной жизни. Красота в жизни человека (красота все то, что представляет собой гармонию формы и содержа^ ния). Красота, помогающая «полюбить жизнь». Красота природы. Красота вещей и предметов. Красота человеческого лица (" портрет красоты"). Красота человека. Красота движений человека. Красота как характеристика поступков человека. Красота как продукт человеческой деятельности. Деятельность по законам красоты. Изменения реальной действительности как стремление к красоте. Красота мужская и красота женская. Красота детства, юности, зрелости, старости. Человек как творец своего внешнего облика. Умение «видеть красоту» и «создавать красоту». Атмосфера красоты в школе, в семье, в городе, в селе. Добро, Истина и Красота как характеристики жизни достойной Человека. Относительность этих понятий и бесконечность стремлений человечества к совершенству жизни. Развитие способности к оценке собственной жизни и деятельности с позиции Добра, Истины и Красоты. Достойная и пошлая жизнь как антиподы: широкая палитра достойной жизни; многообразие видов пошлого существования. Добро, Истина и Красота во взаимоотношениях мужчины и женщины: общечеловеческий аспект, половой аспект. Идеал мужчины и идеал женщины: исторические, социальные, психологические, эстетические, физические представления. РАЗДЕЛ V. Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному жизненному выбору. Назначение человека в жизни: мыслить, содействовать благу других, созидать — как прин- ципиальное отличие человека от животного. Мир б его целостном восприятии. Гармония мира и единство. Формирование вкуса к жизни в процессе целостного ее восприятия. Общее с миром как таковым. Преодоление раздвоенности и односторонности в оценивании жизни на земле. «Отстранение» действенности как способ его познания и оценки. Общие закономерности человеческой жизни, отраженные философским воззрением на мир. «Я» в мире и мир в моем «Я»: неповторимость отражений. «Присвоение» мира и забота об устройстве жизни на земле. Участие каждого человека в течении жизни, влияние его на судьбы окружающих. Позиция как дистанция, сопереживание и мера участия по отношению к окружающей действительности. Выявление позиций в поступке. Различие жизненных позиций мужчины и женщины: природное предназначение, иерархия интересов, склад физический и духовный. Образ человека и образ жизни. Понятие счастья, совести, долга, свободы как характеристика реальной жизни человека. Судьба и человек как хозяин судьбы. Способность выстраивать судьбу. Черты, необходимые для управления своей судьбой: интеллект, воля, эмпатия. Развитие данной способности в практической деятельности. Человек как философ: способность отдавать отчет в собственной жизни. Позиция «Иметь», «Быть», «Давать». Существует два способа работы по данной общей модели программы. Первый — одновременный выход на все направления с произвольным выбором жизненных вопросов, очерченных в разделах программы. Такой вынужденный путь избирает педагог, работающий с группой детей по принципу случайности и непредвиденности. Второй — путь поступенчатой реализации программы, когда педагогические акценты в организуемой жизнедеятельности школьника сменяют друг друга и «у-своение», и «о-своение» и «при-своение» мира протекает как последовательные новообразования физического и духовного развития школьника в его последовательно изменяющемся возрасте. . Ключевым решением такого возрастного подхода является принцип доминанты. Предполагая, что поочередно от возраста к возрасту доминирование какой-либо стороны очередного делаемого результата в итоге даст возможность достигнуть общего целостного результата к концу школьного обучения, педагоги в определенном возрастном периоде жизни школьника акцентируют внимание на одном из разделов программы, полностью исчерпав содержание этого раздела, чтобы в следующий возрастной период акцентировать внимание на другом. Таким образом, работа по программе подобна ступенчатому восхождению: 10-11 класс Формирование жизненной позиции. 9-10 класс Формирование образа жизни, достойной чело Формирование представлений о социальном устройстве жизни. 5-6 класс Формирование образа и своего «Я» человека. 2-3 класс Приучение к социальным нормам культурной жизни. 1 класс Формирование образа Природы как дома человечества. Логика поступенчатого акцентирования находит свою опору в возрастных особенностях детей; доминантная задача выдвигается в наиболее благоприятный возрастной период, отвечая определенным потребностям школьника. Разумеется, новообразования, обозначенные нами как результат поступенчатого восхождения, уже к данному периоду, как правило, имеют свое начальное развитие в силу ценности процесса формирования личности. Задача-доминанта обеспечивает максимально возможный результат, используя особенности момента, наиболее благоприятного для развития определенной стороны личности. Задача-доминанта вносит свои коррективы в общую модель программы воспитания, для каждого возрастного периода создается типовой вариант программы. Принцип доминанты выводит педагога к модифицированному типу программы. Возраст школьника задает воспитательный акцент, и педагог, переходя с детьми от года к году, переакцентирует внимание на ценностном объекте, видоизменяя организацию жизнедеятельности детей. Так создаются возрастные типы программ, сменяющие друг друга с переходами детей из класса в класс. Они существуют наряду с общей программой, а вернее, видоизменяют общую программу, модифицируют е", отражая потребности возраста, конкретные условия их удовлетворения и новообразования, лежащие в зоне ближайшего развития'школьника. Приложение к программе МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (рекомендации) Для реализации предложенной программы необходимо, чтобы педагоги школы владели мастерством организации групповой деятельности детей. В осуществлении группового дела ключевым и решающим его исход является умение предать предметной деятельности ценностно-ориен-тационный характер. Понятие «предметной деятельности» впервые введено Гегелем. В ходе предметной деятельности люди имеют дело с предметами уже созданными и продолжают создавать новые предметы. Пред^- 134 мет существует зачастую объективно и независимо от человека. Это, прежде всего, «природная предметность» (например: небо, солнце, ветер, облака и т.д.), которая не созидается человеком, а лишь трансформируется им; и «общественная предметность», в которой объективируются уже человеческие потребности, цели, способности (например: потребности в познании, в общении, во власти, во внимании и т.д.). Ценностно-ориентационная (или воспитывающая) деятельность — это организованное взаимодействие ребенка с объектами окружающего мира с целью формирования социально-ценностных отношений к ним, при условии того, что предметный результат подчинен воспитательному. При этом объекты окружающего мира понимаются нами в широком значении как часть внешнего материального мира: реальные люди, обстоятельства жизни, предметы труда, природа и т.п. Ребенок приходит в школу с различными потребностями. Организатору жизнедеятельности детей необходимо не только знать эти потребности, но и развивать их на более высоком уровне. Известная методика «Люблю — не люблю» является также своеобразным показателем удовлетворения потребностей детей. К сожалению нам приходится констатировать, что часто потребности школьников в большинстве своем относятся; к первым двум уровням выше приведенной иерархии потребностей. Смысл любой потребности легко определить, описать, указав, какие действия требуются для удовлетворения данной потребности. Например, для потребности в пище, потребности во власти, действия, подчиняющие других людей. Действия, направленные на удовлетворение потребностей, определяются как способ удовлетворения потребностей. Например, потребность в пище — это определенное количество желаний, глотаний, а также реакций желудка и слюнных желез при условии наличия объектов пищи. Напряженность желаний устраняется, и мы чувствуем, что наша потребность удовлетворена. Потребность во вниманий со стороны других проявляется в том, что тот, кто находится рядом со мной, совершает действия, которые я рассматриваю как внимание к своей особе, и если то, что я вижу, дает мне удовлетворение, то можно сказать с уверенностью, что действительно удовлетворяю именно эту потребность, а не другую. Человек — существо мыслящее. Кроме того, что он хочет, он пытается и способен осознать свои потребности. Как правило, наши потребности осознаются в образах, отражающих объекты и ситуации, в которых в прошлом опыте данная потребность не удовлетворялась. Например, пищевая потребность выражается в объектах пищи (молоко, сыр и т.д.) и в ситуациях (кухня, столовая и т.д.), когда эта потребность удовлетворялась. Она также выражается в действиях пищевого поведения. Потребность может переживаться и ощущаться только непосредственно через образ (предмет). Образ (предмет), побуждающие нас к определенному поведению и отражающий объекты удовлетворения потребности есть мотив. Побудительный характер образов (предметов) состоит в том, что они вызывают определенное предвидение, переживание. Именно это ожидание переживаний удовлетворения, а не само по себе удовлетворение, возможно только в том случае, если в нашем опыте уже было такое переживание. Чем сильнее оно было в прошлом, тем больше побуждения к действию создает его предвосхищение или сильнее мотив поведения. Поэтому, чем большее удовольствие мы получаем, тем сильнее мотивация, которая создается предвосхищением этих переживаний. Таким образом, воспитателю необходимо создавать положительное подкрепление для детей, ситуации успеха в осуществлении удовлетворения потребностей. Мотив — эта то, ради чего мы осуществляем деятельность. Ребенок помогает маме готовить вареники. Ради чего он это делает? Мы можем получить целый каскад мотивов: ради одобрения мамы (Какой ты у меня хороший помощник!); ради вознаграждения (Поможешь мне быстро сделать вареники и пойдешь гулять или получишь первый самый вкусный сварившийся вареник); ради интереса к самому процессу изготовления вареников (Надо взять муку, кефир, соль, творог, яйцо, сделать тесто, а потом лепить вареники и с творогом, и с сюрпризом. Как это интересно!); ради деятельности, ориентированной на ценность (Скоро придет бабушка, ей будет очень приятно, когда она узнает, что эти вареники приготовил ее любимый внук). Таким образом, мотив — это момент осознания потребности, опредмеченная потребность. Он не только выражает потребность, но и придавая смысл поведению, направляет его на объекты, в которых потребность находит удовлетворение. Поэтому знание мотивов позволяет предвидеть направление поведения и тем самым регулировать его. Все побуждения к деятельности можно свести к четырем мотивационным факторам: • прямой предметный и конечный результат деятельности (Мы постараемся так убрать класс, чтобы парты и пол блестели, как зеркало); • мотивация вознаграждения (Сегодня после качественной генеральной уборки класса мы посмотрим Диснеевские мультфильмы); • подневольное поведение, избегание репрессий путем подчинения силе (Если мы плохо вымоем парты, то придется еще раз проводить генеральную уборку); • привлекательность самого процесса деятель уважающий себя человек заботится о чистоте помещения, в котором он живет и работает). Формирование личности — это результат формирования новых мотивов и потребностей, их преобразование. Достичь этого путем усвоения нельзя. Новые потребности возникают в процессе проживания. Проживание понимается как испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние или как явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни. Целенаправленность воспитывающей деятельности проявляется в том, что она наряду с передачей социального опыта подрастающему поколению призвана формировать отношение к объектам окружающего мира. Одним из возможных путей формирования отношений является механизм смещения мотива на цель. Суть этого процесса в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. В повседневной жизни сдвиги мотива на цель обнаруживаются в том, что ребенок с какого-то момента начинает сам получать удовольствие, когда он поступает-«правильно». Проиллюстрируем примером взаимодействия ребенка с матерью. Малыш хочет быть вместе с мамой, играть, говорить, удивляться вместе с ней, искать у нее сочувствия и защиты. Но у него нет ни каких непосредственных побуждений быть внимательным, вежливым к другим, сдерживать себя, отказывать себе в чем-то и пр. Однако мать ласково и настойчиво требует этого. Требования ее освещены для ребенка личностным смыслом, ибо они связаны с предметом его потребности — контактом с матерью. Это, конечно, положительный смысл, так как общение с ней — это радость. Первоначально он и выполняет ее требования, чтобы продолжить испытывать эту радость. Ребенок выполняет требуемое действие (цель) ради общения с матерью (мотив). Со временем это действие «проецируется» на большее количество положительных переживаний, и вместе с их аккумуляцией правильное действие приобретает самостоятельную побудительную силу, становится новым мотивом, т.е. целью более высокого порядка. Организатору жизнедеятельности ребенка необходимо это знать. Видя в детях их уникальность, неповторимость, чрезвычайно важно стремиться к накоплению положительных эмоций вокруг ценностной деятельности и акцентировать на этом их внимание. Важным моментом в организации деятельности является то, как определяется цель: дается ли она субъекту в готовом виде или проецируется им самостоятельно. В реальной практике обе формы предъявления цели имеют место со значительным превосходством первой. Педагог должен не забывать, что цель может быть дана в форме требования (Закрой дверь, что-то холодно); вопроса (Ты закрыл дверь?); просьбы (Если тебе не труд- но, закрой, пожалуйста, дверь); инструкции (Подойди к двери, возьмись за ручку и тихонько закрой дверь); акцентуации на ценностях (Закрой, пожалуйста, дверь, очень сквозит, и бабушка может заболеть. Позаботься о ней) и т.д. В рассмотренных случаях отношение цели с системой потребностей имеет особый характер: цель не возникает из развития собственных потребностей субъекта, а накладывается на уже существующую систему его потребностей и мотивов. При этом она в различной степени может ей соответствовать. Важной особенностью здесь является совпадение мотивационной структуры субъекта с характером предлагаемой ему цели — принятие ребенком этой цели как собственной, отвечающей всем мотивам. Организатору жизнедеятельности детей важно помнить об этом, представляя ребятам шанс для осмысления выбора цели предстоящей деятельности, акцентируя внимание на ценностях окружающей действительности. Например, мы идем с ребятами на прогулку в лес не столько, чтобы увидеть деревья, траву, солнце, сколько золото листвы, голубизну неба, игру света и тени в березовой и сосновой рощах, услышать многоголосье птичьего пения. Мы стараемся предоставить возможность осмыслить и порассуждать о значении этих объектов для личности каждого ребенка, т.е., способствовать формированию своего образа мира, своего понимания жизни достойного Человека. Таким образом, воспитателю важно обладать сформированными прогностическими умениями, которые дают ему возможность предвидеть разнообразие различных мотивов, цели деятельности, способствовать их переводу на ценностно-значимые цели, развивая стремления личности к Истине, Добру и Красоте. В воспитательном процессе ради формируемого у ребенка отношения к миру осмысливается и используется множество средств. Под средством понимается совокупность всех вещных элементов. Средство подчинено цели, оно избирается во имя его достижения и в соответствии с задуманным результатом. Вокруг каждого ребенка многоцветная палитра предметного мира, каждый ее элемент мог бы предстать как феномен, несущий информацию. Дети приходят в этот мир, чтобы познать его, и в этом ему помогает взрослый и прежде всего педагог. Дети способны видеть только поверхностное значение явлений, предметов, фактов, событий, поступков: руки — чтобы брать, цветы — чтобы рвать и т.д. Надо учить восприятию предметов окружающего мира в целом. Например: обычная чайная чашка с блюдцем. Зачем она человеку? Кого бы ты пригласил на чашку чая? Почему? Что бы ему сказал? Передавая из рук в руки этот продукт человеческой деятельности, дети дружески беседуют, стараясь понять для себя сущностное предназначение вещей. И тогда чашка — чтобы приглашать друзей, рот — чтобы общаться, руки — чтобы делать добро, голова — чтобы думать. Мы полагаем, что одним из возможных путей формирования отно- ,,,,,,, >.,,,,,,.^^^ -------.., v.v^,.,,,,,,,,,, v,,,,,,,. шений к объектам окружающего мира является его презентация, т.е. предъявление объекта в духовно-ценностном назначении, вочеловечивание предметного мира. Что значит вочеловечить? Это значит посмотреть на предмет с точки зрения его участия в переживании человека, его способности доставлять человеку радость, удовлетворение жизнью. Педагогу необходимо уметь предъявлять любой предмет через призму духовно-ценностного назначения, акцентируя внимание ребятишек на этом. Анализ и оценка совершенной деятельности у детей часто однозначны: хорошо или плохо выполнил поручение, решил или не решил задачу, прочитал или не прочитал параграф и т.д. И здесь очень велика роль и значение организатора жизнедеятельности детей. Именно он помогает определить ребенку причины неудачи, закрепить достижения. Именно он направляет ребенка на осознание ценностной палитры окружающей жизни. Виды оценочного воздействия очень разнообразны: одобрение-неодобрение, похвала-замечание, благодарность-выговор и т.д. Вместе с тем оценка объективна лишь в той степени, в какой она учитывает нормы человеческих отношений в обществе. Но оценка и субъективна, поскольку она ориентирована на рост и развитие отдельного субъекта, на темп его развития, условия и особенности становления его личности. Каждый ребенок имеет в процессе своего развития как поощрение, так и наказание. Корректирующее влияние положительной и отрицательной оценки, их сочетание дает целостное формирование личности. Например, использование положительного и отрицательного в оценке предупреждает развитие таких качеств, как самолюбие, честолюбие, и вместе с тем застенчивость и униженность. Важным признаком оценочного действия педагога должен стать принцип К.Д. Ушинского: ни в коем случае не сравнивать ребенка с другими, а сравнивать его лишь с самим собой. Для педагога деятельность детей — всегда активная форма отношений к миру во всех его проявлениях. Предметный результат всегда стоит на втором плане, выполняя роль средства, ведущим выступает воспитательный результат, т.е. те нравственные приращения, которые, аккумулируясь в личности, способствуют ее развитию. Соотношение предметного и воспитательного результата в деятельности детей является самой тонкой и сложной проблемой. Тонкость заключается в том, что дети не знают о замыслах педагога. Их интересует предметный результат: красочно оформленная газета, качественно вымытый пол классной комнаты и т.д. Они поют, танцуют, рисуют, играют не для того, чтобы их воспитывали, они этим живут. Педагогу необходимо всегда предвидеть воспитательный результат, и всю деятельность строить, ориентируясь прежде всего на него. Предметный результат может быть обеспечен оптимально, но не всегда одновременно достигается духовное развитие личности. В качестве примера сошлемся на современные проблемы интеллектуального потребительства. Существующая система обучения нацелена на то, чтобы снабжать ученика информацией. А нужна ли ему эта информация, а если и нужна, то с какой целью, что ему в этих знаниях интересно, как они его обогащают духовно? Этот вопрос сложившуюся технологию обучения не волнует. В результате происходит, по меткому замечанию А.Н. Леонтьева, «обнищание души при обогащении информации». Таким образом, главное, существенное в организации воспитывающей деятельности — это духовные приращения личности на уровне высокой культуры. Классный руководитель. — М.: ОЦ «Педагогический поиск», - 1997. -№1. С. 3-20.
Когда говорят о воспитании, сразу остро встает вопрос о его современном содержании. Раньше эта проблема решалась весьма просто: «сверху» задавались точные идеологические установки, по которым вырабатывалась программа деятельности, маршрут, по которому следовало дружно шагать, предлагался набор добродетелей, которыми должен был обладать молодой человек, и, наконец, жесткая структура контрольных органов, не позволявших никому сбиться с общего пути. Получалась ситуация, напоминавшая утреннюю зарядку по Всесоюзному радио, когда все под общую музыку и команду делали одни и те же упражнения. В. А. КАРАКОВСКИЙ Сегодня все иначе. Нет ни общих идеологических установок, нет (да, вероятно, и не может быть) единой программы воспитания, нет даже столь привычного контроля за воспитательной работой школы. Но самое страшное — неясны идеалы, без которых воспитание как целенаправленный процесс существовать не может. В этих условиях история мировой школы и опыт отечественной педагогики подсказывают единственный выход — обратиться к «разумному, доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций.
Общечеловеческие ценности имеют несколько уровней. Первый из них — уровень житейского сознания, на котором бытуют морально-нравственные установки, регулирующие челове-] ческое общежитие и отношения между людьми. I В их основе — «золотое правило нравственно-I сти»: относись к людям так, как ты хочешь, что-j бы они относились к тебе. Из него вытекают мно-! гие черты характера, составляющие образ хорошего человека: доброта, порядочность, трудолю- \ бие, скромность, милосердие и т.д. Этот список ] можно продолжить до бесконечности, и мы рискуем просто «захлебнуться» от обилия добродете-| лей. Если встать на путь отбора, опять сомнение: I где тот критерий, по которому этот отбор осуще-I ствлять? Кроме того, необходимо еще иметь в ви-I ду, что все названные (и неназванные) качества I в чистом виде не существуют. Посомневавшись, мы решили обратиться к ценностям более высокого уровня, к достаточно: общим понятиям, ориентация на которые и долж-i на, по нашим предположениям, рождать в чело-I веке добрые черты, высоконравственные потреб-I ности. Мы выделили восемь таких понятий. I. Земля — общий дом человечества, вступающего в новую ^цивилизацию XXI века, Земля людей и живой природы Долгие годы, отделенные от человечества «железным занавесом», занятые противоборством с нашими классовыми врагами, погруженные в состояние «холодной войны», озабоченные пересмотром собственной истории, уставшие от внутренних проблем нашего общества, мы, похоже, так и не научились осознавать себя землянами, не овладели планетарным мышлением. Мышление в масштабах своей пещеры безмерно унижает современного человека. Дети должны быть лучше нас, и мыслить они должны масштабней: ведь именно им выпадает на долю великая миссия спасения Земли, вступая в общечеловеческую цивилизацию.
|