Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! О. С. Г а 3 м а н воспитание: цели, средства, перспективы 3 страница
В свое время известный психолог Леонтьев отметил, что у детей довольно рано возникает «образ мира». Поначалу он, конечно, лишен признаков научного знания о мире, этот образ аллегорический, идеальный, но целостный. Но вот ребенок поступает в школу, и этот образ разваливается. Целостная картина мира распадается на учебные предметы, почти не связанные между собой. Давно уже замечено, что знания наших школьников обширны, многообразны, но мозаичны. Вспомним, как познают дети строение вещества. Об этом они узнают на уроках химии, физики, биологии. Но уроки разбросаны не только во времени, но и в пространстве. Таких примеров можно привести немало, ибо одна из характерных особенностей школьной программы — ее спиральное построение и существование научных знаний в рамках одного предмета независимо от других. Неслучайны поэтому сильные интегративные процессы, которые идут в содержании образования. В начальной школе все популярнее становятся смешанные уроки, в которых органически соединяется материал всех или почти всех учебных предметов. В средних и старших классах набирают популярность уроки не по предметам, а по проблемам. Чем больше размышляем мы над судьбами нашей планеты, тем тверже верим в то, что многие вопросы будущего человечества решаются сегодня через школу. В этом смысле единство действий педагогов может спасти планету. Ведь воспитательный процесс отдельной страны есть часть глобальной, общепланетарной образовательно-воспитательной системы, элементы которой сегодня, как никогда, нуждаются в согласовании и интеграции. Ведь в воспитании детей всех стран и народов есть много общего. Надо лишь согласовать наши цели и действия. П. Отечество — единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками О патриотизме написано и сказано, пропето и нарисовано столько, что, кажется, добавить нечего. Но сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределенностью будущее. Русский мазохизм опять заявляет о себе как о типичной национальной черте. Со всех эст-рад, с экранов и известных газетных страниц идет сладострастное самобичевание. С необыкновенной легкостью произносятся категорические оценки. Люди, далекие от детей и молодежи (а именно такие руководят страной!), не чувствуют всей остроты ситуации, как это знает любой учитель. Поэтому, когда педагоги бьют тревогу, им далеко не все верят. И опять школе приходится рассчитывать на себя. Что же делать? Прежде всего надо отказаться от прокурорского разбирательства прошлого. Историю судить нельзя — она этого никому не прощает. Ее надо изучать, чтобы на опыте предков обретать мудрость и не повторять их глупых ошибок. Сегодня нужен спокойный, глубокий совместный поиск истины, который ведут вместе взрослые и дети. В этом смысле у меня вызывает большое сомнение правомерность утверждения о том, что не дело учителя — исторический комментарий; его задача познакомить учащихся с разными точками зрения, с разными трактовками исторических событий, а там — пусть сами разбираются. Говорить так, значит, бросить детей на самом важном этапе познания. Это не годится. Раньше учитель вещал истину, сегодня он сам в ней не уверен и приглашает учеников своих к совместному поиску, и негоже ему трусливо уходить в сторону. Нельзя отбирать у учителя право на собственную точку зрения. Кстати сказать, педагог без своей личной позиции сегодня детям не интересен. Тем более что они могут с ней и не соглашаться. Возникает очень полезная мировоззренческая ситуация — возможность научиться уважать взгляды, не совпадающие с твоими. Как известно, понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот клочок земли, где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и неудачи. Тема малой Родины является очень продуктивной для патриотического воспитания. Начинать можно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь в малом увидеть черты большого, в обычном — прекрасное — непростое, но очень важное умение человека. Ведь неслучайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, а родину своего детства. III. Семья — начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности Для педагога аксиомой является утверждение о том, что брак двух людей еще не составляет семьи. Семья возникает, когда в ней появляется ребенок. Значит, дети — главный признак семьи. Именно так и нужно к ним относиться. В феномене деторождения заключена основная социальная функция семьи — воспроизводство человеческого рода, связь поколений, продолжение фамилии. Люди это всегда хорошо понимали. Боясь разрыва межпоколенческих связей, в России всегда стремились на всякий случай иметь детей побольше, сколько «Бог пошлет». Что же до воспитания, то оно чаще всего строилось по принципу «делай, как я», в качестве образца, естественно, выступали отец (для мальчиков) и мать (для девочек). Но так как крестьянскую семью частенько посещали разные беды (рекрутчина, пожары, голод, болезни), то нередко воспитание детей осуществлялось «всем миром», общиной, а то и вовсе посторонними людьми, которым дети отдавались якобы в ученики. И тем не менее всегда существовала народная педагогика со своими четкими правилами и ориентирами, с ясным представлением о добре и зле. В тоталитарном государстве воспитание детей становится делом в основном государственным. Семья постепенно теряет свое значение. Едва рождается ребенок, родители норовят определить его в ясли, пот-ом — в детсад (чтобы с круглосуточным содержанием), далее — в школу (желательно «с продленкой»). Так растет дите, переходя из одного государственного учреждения в другое. Его свободное время тоже нередко распределено между музыкальными, спортивными школами, станциями юных техников, даже летние каникулы проходят под педагогическим присмотром в лагерях и походах. Так великое благо — общественно-государственная забота о детях — оборачивается постепенным атрофирова- нием семейного воспитания. Родителям остаются лишь элементарные заботы о питании, одежде и физическом здоровье ребенка. Перестройка, взглядов на роль семьи, возрождение ее природного назначения требуют и времени, и определенных условий. Но чтобы в сознании людей она вновь стала величайшей нравственной ценностью, начинать надо с детства, со школы. Прежние отношения школы и семьи складывались по определенному шаблону, в котором просматривались некоторые типичные варианты. Первый — формально административный. Позиция родителей такова: «Мы вам сдали детей, вот вы их учите и воспитывайте — вам за это деньги платят». Позиция школы: «Вы обязаны контролировать учебу и поведение своих детей, в противном случае мы вызовем вас на педсовет, на административную комиссию, напишем письмо по месту работы». Связь с семьей осуществляется через дневник, по телефону и посредством вызова отца или матери в школу. Второй вариант — терпимо-дружественный. Позиция родителей: надо участвовать в жизни класса, где учится ребенок, помогать учителю в уборке и оформлении кабинета, в организации экскурсий. Это хорошо во всех смыслах, но прежде всего для ребенка: к нему лучше будут относиться учителя. Позиция школы: семья обязана помогать учителям в обучении и воспитании детей, особенно сегодня, когда школа нищенствует. Такие отношения особенно хорошо действуют в начальных классах и постепенно угасают к старшим, оживляясь только накануне выпуска. Третий вариант — товарно-денежный. Позиция семьи: знание — товар, который можно купить, если есть свободные деньги. В этом случае не только подбор педагогов, но и тип школы (частная, школа усиленного развития, лицей...) Может определяться родителями. Позиция школы: кто платит, тот и музыку заказывает, надо пользоваться тем, что есть состоятельные семьи, чтобы выторговать для школьь и учителей определенные блага. Наконец, последний вариант. — конфликтный. Позиция семьи: школа — это источник не-приятностеи, учителя — ограниченные, тупые деспоты, творящие произвол над детьми, жизнь в школе невыносима. Но жаловаться бесполезно, да и некому. Это отразится на ребенке. Есть возможность забрать его из школы — переводи, нет — терпи. Позиция школы: семья смотрит на учителей как на обслуживающий персонал, своих обязанностей выполнять не хочет, настраивает детей против педагогов и учиняет непрерывные скандалы. Ну тогда пусть пеняет на себя. При этом во всех школах существуют родительские комитеты, общественные советы или другие органы самоуправления. Педагогическое просвещение носит форму родительского всеобуча, лектория или поучительных бесед. И опять следует повториться, что автор этих ■ i 1Г1ШПД--------------------------- —---——■ строк не стремится всю сложность и многообразие отношений семьи и школы уложить в несколько шаблонов. Мне хорошо известны примеры прекрасного взаимопонимания и согласия. Но даже в этом случае не надо обольщаться и выдавать желаемое за действительность: полного совпадения интересов " семьи и школы быть не может, и никакая, даже самая хорошая школа семьи не заменит. Скажу больше: сегодня расхождения между ними усиливаются. В семье идет переориентация на иные, чем прежде, ценности, дети включаются в коммерцию, рыночные отношения, и новые идеологические установки нередко приводят к напряжению в отношениях дедов, отцов и детей. А школа продолжает защищать идеалы добра и бескорыстия, человеколюбия и честности. Ее нравственная программа не может меняться в зависимости от конъюнктуры и моды. Она всегда накапливала и передавала новым поколениям вечные духовные истины, которыми жило и живет человечество. Одна из таких истин: нравственное здоровье и благосостояние семьи — залог нравственного здоровья и благосостояния общества. В чем сегодня состоит актуальная задача педагога? Во взаимодействии и согласии с родителями воспитать у ребят чувство чести рода, ответственность за фамилию, осознание истории семьи как части истории народа, изучение образов и деяний предков, забота о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций. Попросите ваших учеников письменно ответить на вопрос: «Что я знаю о моих предках?» Дайте это задание в виде домашнего сочинения, чтобы подключить к работе семью. Нетрудно представить результаты. Большинство ребят дальше бабушек и дедушек не смогут углубиться в свое прошлое. Некоторые дойдут до прадедов. И уж чрезвычайной редкостью станет образ генеалогического дерева, в котором ребенок будет его молодым побегом. Глубокий тактичный анализ этой работы может натолкнуть на семейный поиск, на создание семейных архивов. Этот поиск в свою очередь свяжет личным интересом больших и маленьких, старых и молодых, он наверняка приведет к необычайным открытиям. Потом возникает нестерпимое желание рассказать товарищам о том, что узнал сам. Может статься, что предки какого-то сегодняшнего школьника участвовали в гражданской войне и были по разную сторону фронта, проводили коллективизацию или были незаконно раскулачены, строили Магнитку и томились в сталинских лагерях. Разве ему придет мысль оценивать их действия и тем более осуждать их? Это ведь его «личные» предки! Тогда, может, он станет терпимее и к другим людям, к поступкам предков других ребят и девчат, товарищей по классу. Когда история материализуется в судьбах людей, имеющих прямое отношение к семье, ее легче понять. Сегодня отношения школы и семьи, админист- рации и родительской общественности должны быть максимально деформализованы. Нет смысла нынче тратить столько времени и сил, сколько мы привыкли, на составление обширных планов, потом на их проверку, на заслушивание отчетов по работе того или иного классного комитета. Родители и классный руководитель имеют суверенное право делать то, что посчитают нужным, что диктуется в конкретной ситуации интересами детей и семьи. Вообще надо постепенно переходить от массовых форм работы к групповым и индивидуальным, каждая семья самоценна, и не надо подгонять ее под педагогические стереотипы. Школа может помочь сплочению семей, организуя встречи, клубы, праздники, предоставляя свои помещения (например, школьный зал, столовую) для различного рода семейных торжеств. IV. Труд — основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека Наша школа всегда была трудовой и всегда отражала в этом смысле характерные особенности общества. Ориентиры были очень четкие. Главным считается труд на благо общества. Труд для личного обогащения имел третьестепенное значение, о нем не принято было говорить с пафосом. Человек был не только членом трудового коллектива, интересы которого ставились выше интересов личности, но и заложником общественного производства. Все, что мешало этому, устранялось. Даже воспитание детей государство во многом брало на себя, дабы не очень отвлекать родителей от строительства «светлого будущего». Человек приносился в жертву этого будущего и нередко, отдавая всего себя для счастья завтрашнего дня, так и не обретал счастья сегодняшнего. Социальный тип альтруиста был наиболее прославляем и руководством, и всеми средствами массовой информации. Этому во многом способствовали и всевозможные патриотические движения типа стахановского, виноградовского и другие. В них было немало социальной демагогии, политической спекуляции, но вместе с тем было и много наивного, искреннего энтузиазма, эмоционального подъема, гордости за общее дело. Тут, как говорится, не убавить, не прибавить. Школьники всегда много и бескорыстно трудились, если надо, то даже в ущерб учебе. Настоящим трудом считался физический. В сельской местности поиски его не вызывали проблем: земля подскажет, что делать. В городе сложнее. Тут многое зависело от базового предприятия, от изворотливости и инициативы директора, от многих других причин. Школы, расположенные в «спальных» районах, удаленные от промышленной зоны, окруженные только «жилым фондом» и учреждениями, испытывали громадные трудности в реализации знаменитого принципа соединения обучения с производительным трудом. Единственной формой трудового воспитания, которого с избытком хватало всем, было самообслужива- ние. Но оно никогда не вызывало у детей трудового энтузиазма. Однако многие взрослые, руководители, администраторы, от которых нередко зависела судьба школы, были твердо убеждены, что любой труд детям полезен, и чем больше, тем лучше. По их мнению, количество всегда автоматически переходит в качество. Чем больше и чаше ребенок моет пол, тем трудолюбивее и дисциплинированнее он становится. Вероятно, поэтому чаще всего школьники занимались самым рутинным, монотонным трудом на самом устаревшем оборудовании. Взрослые от этого труда отказывались, а детям для воспитания и так еойдет. Пожалуй, не в одном виде деятельности так не нарушался принцип природосообразности, как в труде. Сегодня многое изменилось и в отношении к детскому труду, и в самом труде. Резко повысилась популярность труда для личного заработка, при этом никаких возрастных ограничений не устанавливается. Еще одна примета времени — в школу проникает рынок. Купля-продажа, своеобразный бартер, денежные операции разного масштаба — все это становится школьной повседневностью, чертой быта. По-разному относятся к этому в школах. Некоторые официально открывают школьные магазины, где продаются по «договорной цене» подержанные, но еще приличные предметы одежды, обувь, детские игрушки, вязание, вышивка, сувениры и крашения, изготовленные дома с родителями. В этих магазинах можно увидеть и продукцию школьных мастерских. Новая экономическая ситуация меняет и жизненные планы выпускников. Кажется, впервые за много лет вузы страны вынуждены снижать конкурс: заметно поубавилось число абитуриентов. Одна из причин состоит в том, что немало выпускников пошло в коммерцию. Пока еще наш рынок не цивилизованный, пока на его стихии не очень сказывается налоговая служба, можно хорошо подзаработать, только не надо терять времени. Вчерашние школьники буквально штурмуют в поисках заработка различного рода кооперативы, малые и совместные предприятия, словом, любые новые экономические структуры. Хочется подчеркнуть одну выразительную деталь: молодежь ищет не работу, а заработок. Вот так. Отражая новые общественные тенденции, школа вводит сегодня новые общественные предметы (основы экономических знаний), открывает профильные классы, ориентированные на бизнес, ищет формы внеурочной работы, адекватные времени. Однако новые условия трудового воспитания не отменяют ключевых педагогических проблем, которые всегда были в школе; они каждый раз по-новому встают перед новым поколением. Одна из таких проблем — сохранение и поддержание авторитета честного труда как основного средства в достижении жизненного успеха. Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится потому, что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, выражает его природную сущность. Тот, кто не понимает этого, разрушает в себе человека. Как никогда, сегодня остра проблема добротворчества, милосердия, бескорыстной помощи старикам, больным, лишенным работы и средств к существованию. Мне вспоминается Василий Александрович Сухомлинский, считавший воспитание добротой главным методом воспитания. Он постоянно создавал ситуации, когда ребенок отдавал доброту людям. Каждый первоклассник при поступлении в школу высаживал «яблоню матери», ухаживал за ней, бережно выращивал, и, когда на ней созревали плоды, первое яблоко он нес маме. В.А. Сухомлинский умел внушить своим воспитанникам, что делать добро людям — это высшее удовольствие. Если ребенок за школьные годы не испытывает его, потом будет поздно. Именно труд на пользу людям наиболее одухотворен, очеловечен, а следовательно, наиболее эффективен в нравственном отношении. Давней проблемой является проблема продуктивности детского труда. Обучение отдельным трудовым операциям и навыкам в школьных мастерских до сих пор является главной дидактической задачей. Если при этом выйдет что-то полезное — хорошо, нет — не беда: важно программу выполнить. Между тем для ребенка только тот труд имеет смысл, в результате которого появляется полезный продукт. Еще более важно, чтобы труд был средством развития творческих способностей ученика, был связан с его воображением, фантазией, являлся его придумкой. Наиболее полезен в этом случае художественный труд: изготовление батика, чеканки, вырезание по дереву, керамика, дизайн и т.д. Неслучайно многие школы осваивают и возрождают народные промыслы, изготавливают национальные сувениры, игрушки и т.д. Все это не только полезно, увлекательно, практично, но и делает окружающую жизнь ярче и привлекательнее, что сегодня немаловажно. Верцятно, было бы полезно провести инвентаризацию накопленных за многие годы форм и методов трудового воспитания школьников, взять все полезное и применимое сегодня, чтобы потом вновь не «изобретать велосипед». И наконец, еще одно. Труд может стать для наших воспитанников нравственной ценностью в большей степени, если трудовое воспитание будет включено в педагогически целесообразную, демократическую, гуманистическую воспитательную систему. В этом случае воздействие на развивающуюся личность будет богаче, разносторонне и в конечном счете — более эффективным. V. Знания — результат разнообразного, и
В связи с продолжающимся падением престижа знаний в массовой школе, резким расслоением ученической среды по отношению к учебе, возрастанием корыстных мотивов и прагматических настроений семьи усложнилась учебно-познавательная ситуация в школе. Для многих родителей (даже хороших учеников) имеет значение вовсе не всестороннее развитие личности их детей, а сумма знаний и навыков, обеспечивающая поступление в институт с последующим занятием престижного места. Немалое число семей, увлеченных добычей материальных благ, смотрят на школьное образование вообще как на необходимую формальность. В этих условиях все труднее сделать учебу субъективно значимым видом деятельности для каждого школьника. Это в свою очередь уменьшает развивающую и воспитывающую роль учения. Многие традиционные формы работы, особенно силовые приемы воздействия, дополнительные знания по натаскиванию ученика по школьной программе, многократные переписывания контрольных работ, даже предметные кружки и факультативы устарели и не дают глу- ; бокого эффекта. Нужны новые подходы к личности ребенка, новые технологии обучения, новые j стимулы учебно-познавательной деятельности. Сегодня каждому учителю ясно, что всех одинаково учить нельзя, что наши любимые фрон- I тальные методы работы на уроке, создающие иллюзию высокой активности класса, должны все чаще уступать место групповой, парной и индивидуальной работе. Надо приучать себя к мысли, что ученик не должен знать все (да в большинстве случаев и не может этого достичь). Необходимо признать за ним право выбора учебного материала, право что-то любить, а что-то нет, мы должны ему помочь сделать выбор главного, существенного. Ученик (особенно старшеклассник) вправе сам решать, какие знания и в каком объеме ему необходимы для реализации его жизненных планов. Сегодняшний школьник не имеет права опускаться ниже обязательного минимума, который оценивается оценкой «три», все же остальное — его суверенное право, и заставлять его учиться лучше мы не можем. Мы можем, убеждать, агитировать, увлекать, развивать интерес, но не принуждать. Только раскрепостив ученика от страха и «обязаловки», мы можем вызвать в нем сознательное, заинтересованное отношение к учебе. Только знания, ставшие его личной потребностью, могут стать нравственной ценностью. Разумеется, сказанное не является открытием. Умом многие учителя все понимают, но, когда ты заходишь в класс, тобой овладевают многолетние привычки, ты попадаешь во власть старых стереотипов. Сегодня очень популярна идея разноуровневого обучения. Но, прежде чем обучать на разных уровнях, надо переосмыслить соответственно и весь материал учебного предмета. Мы говорим, что знания должны быть глубокими, прочными и разнообразными, но на практике все объясненное на уроке должно быть воспроизведено при ответе, и чем полнее и точнее, тем лучше. Другими словами, ученик выучивает все, что объясняет учитель (а нередко и то, что он не успел объяснить!), что есть в школьной программе. Глубокие знания — это понимание сущности предмета или явления, глубина — это прибли-' женность к истине. Тут на первый план выходит способность мыслить, понимать, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы. Глубина знаний требует наиболее ценных мыслительных операций. Прочность знаний предполагает их быстрое и точное воспроизводство. О таком материале говорят: разбуди ночью — ответит. Прочность знаний дается в основном тренировкой и памятью. Разнообразные знания — это широкие знания, содержащие не только программный, но и добавочный материал. Эти знания приобретаются добровольно, из интереса, из любознательности или из выгоды. Значит, весь учебный материал можно тоже разделить на уровни: обязательный минимум, который надо просто заучить; материал повышенной трудности, который надо глубоко освоить, понять; то, что не является обязательным, но составляет общий образовательный кругозор человека. Этим материалом он волен распоряжаться сам. Наибольшую трудность вызывает второй уровень, ибо степень и глубина приближения к сути у каждого ученика связаны с его индивидуальными особенностями. А чтобы привести учебный труд ученика в соответствии с его личностью, учителю необходимо обратиться к принципу природосообразности. VI. Культура — великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так в особенности и духовной жизни людей Мерой культуры и воспитанности человека является его интеллигентность. Говорить о культуре — значит говорить о духовности как об одной из главных особенностей русского национального характера. Россия всегда была богата великими духоборцами, постоянными нравственными и'сканиями, возвышающими человека. Интеллигентный человек постоянно соотносит свои слова, поступки, поведение с другими людьми. Эта способность к пониманию другого, терпимое, уважительное отношение к ребенку и взрослому, к члену семьи, товарищу по работе, к случайному прохожему и старому другу поддерживают наше нравственное здоровье, скажу больше, нравственное здоровье общества. Интеллигентность проявляется в тысяче мелочей: в приветливости и скромности, в способности слушать и не мешать другим, в доброте и умении незаметно прийти на помощь, в чистоте языка и чистоплотности быта. Нередко культуру отождествляют с искусством, с приобщением к миру прекрасного. Разуме- ется, это очень важно, но нельзя упускать из виду и культуру быта, человеческих отношений, выработку высокого вкуса и неприятия пошлости, воспитание культуры поведения и эстетизацию среды, потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии. В школе все начинается с урока, с содержания образования. Идея гуманизации и гуманитаризации ведет за собой пересмотр культурно-эстетического блока образования. И дело не только в количестве соответствующих предметов (ИЗО, музыка, история, культура), не только в качестве их преподавания, но и в ином подходе к ним. Много лет мы убеждали себя и детей, что все преподаваемые предметы по своему значению равны. Эта уравнительная установка приводила к тому, что к рисованию, например, предъявлялись не те методические требования, что и к математике (в принципе): та же система требований (они с гордостью назывались едиными), те же оценки, домашние задания, контрольные работы. Все существо ребенка стихийно сопротивлялось этому дикому формализму. Ведь рисование — это удовольствие, это собственное видение мира, это тонкое самовыражение внутреннего мира, и вдруг — оценка. То же происходит и с музыкой. За что ставится чаще всего оценка? За пение? Но разве за это можно ставить оценку? Ведь каждый ребенок по-своему слышит мир, у детей разный слух. Дело не только и не столько в новых предметах-. Речь должна идти прежде всего об эстетизации всего учебного процесса (воспитательного тем более!). Вальдорфские школы основой оформления считают детские рисунки. В них педагоги видят прежде всего цветограмму настроений. Если у детей хорошее настроение, в их рисунках преобладают красные, оранжевые, желтые тона. Если настроение подавленное, тяжелое, оно выражается в темно-синих, фиолетовых, даже черных цветах. Учителя систематически просят детей «нарисовать настроение» — это верная информация для размышления. Глаз — это тот орган, через который ребенок прежде всего видит и познает мир. Поэтому я считаю, что рисование в той или иной степени может присутствовать на любом уроке: ведь ребенку иногда проще нарисовать, чем объяснить словами. Кроме того, оно включает механизм воображения, столь необходимый для познания. Стихийно фантазия выплескивается в детских рисунках на книгах, учебниках, партах, старых тетрадях и т.д. По этим рисункам можно без труда узнать, что сейчас «проходится» на уроках, что показывает телевидение, чем заняты мысли ребят, к кому и как относится автор. Думается, можно использовать эту естественную потребность школьников «в мирных целях», в интересах познания. Если же посоветоваться с психологами, то педагог получит прекрасную методику изучения ребенка, его семьи. Громадна роль музыки в жизни сегодняшнего школьника. Он живет в любимых ритмах и мелодиях, под музыку он ест, делает уроки, даже гуляет. Некоторые родители и учителя пробуют бороться с юными меломанами, тем более что характер молодежных ритмов многих взрослых раздражает. Но ведь это увлечение тоже можно обратить во благо. Надо насытить жизнь школы музыкой, но разнообразной и целесообразной. VII. Мир — покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества Ни от чего человечество не страдало так сильно, как от войн и революций. Причем они уносили самых сильных, самых умных людей, ухудшая общий генофонд. Человечество истощало себя. Счастливы страны и народы, на историческую долю которых выпало мирное развитие. Немудрено, что именно они сегодня достигли высшего уровня и благоденствия. Судьба русского народа в этом смысле необычайно трагична. Будучи по природе своей одним из самых миролюбивых народов мира, он в течение многих десятилетий, даже столетий нес громадные невосполнимые потери, подвергался массовому уничтожению.
|